Конфликтные ситуации в механизме совершения преступления

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тюменский юридический институт

кафедра криминологии психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Конфликтные ситуации в механизме совершения преступления

Выполнил:

(номер группы, курс, форма обучения

фамилия, инициалы).

Научный руководитель:

(должность, ученая степень,

ученое звание, специальное

звание, фамилия, инициалы)

Дата защиты:

___________________________________

Оценка:

___________________________________

Тюмень 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие, основные элементы механизма совершения преступления

2. Виды конфликтных ситуаций

3. Роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Традиционная криминологическая модель анализа насильственных преступлений почти не обращает внимания на межличностное взаимодействие между преступником и жертвой, происходящее до совершения преступления. Между тем событию насильственного преступления обычно предшествует последовательность циклов взаимодействия, состоящих из взаимных стимулов и реакций преступника и потерпевшего.

Достаточно определенно по этому поводу высказались западные и отечественные криминологи, занявшиеся не только анализом поведения жертвы, но и уделившие внимание - правда главным образом в теоретическом плане - межличностному взаимодействию преступника и жертвы. Для осознания того, что этим преступлениям, как правило, предшествует конфликтная ситуация, достаточно даже обратиться к формулировкам Уголовного кодекса и традиционно применяемым в отечественной криминологии обозначениям мотивов насильственных преступлений. Такие, например, часто используемые понятия как «месть», «ревность», «злоба» и «неприязнь», имеют прямую связь с конфликтными взаимоотношениями.

С понятием конфликта связаны такие формулировки, как «необходимая оборона» и «превышение пределов необходимой обороны», «сильное душевное волнение, вызванное противозаконными действиями потерпевшего», «сопротивление представителю власти или иным гражданам, пресекающим противоправные действия», «воспрепятствование правомерной деятельности потерпевшего, связанной с выполнением им служебного или общественного долга» и т.п. Известно, что хулиганским действиям обычно предшествует тот или иной повод со стороны потерпевшего, и их, как правило, ошибочная квалификация в процессе следствия или в суде в качестве «беспричинных» чаще всего связана лишь с явной несоразмерностью повода и ответных действий.

Многими эмпирическими исследованиями причин насильственных преступлений установлено, что им чаще всего предшествуют различного рода скандалы, ссоры, бытовые неурядицы, заметные неприязненные отношения. Обобщение значительного числа фактов насильственных проявлений в обществе позволяет прийти к выводу, что межличностный конфликт является источником большинства случаев применения насилия.

Между тем, значение анализа механизма преступного поведения имеет важный практический и теоретический аспект, так как позволяет установить причины и условия, способствующие совершению преступления, а также позволяет определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.

Причем, поведение человека становиться антиобщественным и противоправным не в какой-то определенной точке данной причинной цепочки – антиобщественный характер поступка складывается постепенно, и «критическая точка» развития, после которого поведение приобретает явно преступный характер, может быть расположена в самых различных звеньях рассматриваемого механизма. Поэтому рассмотрение роли конфликтных ситуаций в механизме преступлений является актуальным как в практическом так и в теоретическом плане.

Изучению вопросов механизма преступного поведения, криминогенной ситуации и роли жертвы в механизме преступного поведения в нашей стране посвятили свои исследования такие авторы как Задорожный В. И., Кочин А.А., Кудрявцев В.Н., Полубинский В. И. , Ривман В.Д., и другие.

Цели исследования состоит в анализе механизма преступного поведения и роли в нем конфликтной ситуации.

Основными задачами работы являются:

    Рассмотреть понятие, основные элементы механизма совершения преступления.

    Проанализировать существующие виды конфликтных ситуаций.

    Обозначить место и роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.

Структура работы состоит из введения, трех параграфов, списка использованной литературы и приложения к работе. В первом параграфе рассматриваются понятие, основные элементы механизма преступного поведения. Второй параграф работы посвящен рассмотрению существующих видов конфликтных ситуаций. В третьем параграфе анализируется место и роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.

1. Понятие, основные элементы механизма совершения преступления

Преступное поведение – понятие более широкое, чем преступление. Криминолога, изучающего причины преступности, интересует не столько сам акт общественно опасного деяния, но и предшествующие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотивов преступления, постановка целей, выбор средств, принятие решений и т.д. Все эти обстоятельства еще не образуют состава преступления как завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятие преступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает формирование преступного намерения и его осуществление.

Таким образом, преступное поведение – есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления.

Механизм преступного поведения - определенная последовательность развития преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. Т.е это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующей преступное поведение человека и реализующий его. В нем участвуют психические компоненты (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.), которые присущи и правомерному поступку, но в преступном поведении они наполнены специфическим содержанием – антиобщественной направленностью1.

Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующая преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма – психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного преступления – рассматриваются уже не в статике, а в динамике2. Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условий конкретного преступления.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются.

а) мотивация;

б) планирование;

в) исполнение3.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Процессу возникновения мотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, его нужду в чем-либо. Можно выделить шесть основных групп потребностей:

      материальные потребности;

      потребность в безопасности;

      потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении);

      сексуальные потребности;

      потребность в знаниях;

      мировоззренческие потребности4.

Источником преступного поведения могут быть не всякие потребности. В большинстве случаев это материальные потребности, потребности в социальном общении и сексуальные потребности.

Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор – конкретная жизненная ситуация.

Когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив преступления, наступает время реализации этого мотива. То есть вторым звеном умышленного преступления является планирование преступной деятельности. По мнению специалистов, достаточно тщательное планирование встречается примерно в 50 % уголовных дел. В остальных случаях планирования нет, либо оно примитивно.

В умышленных преступлениях налицо неполнота и дефектность планирования, которая объясняется следующими причинами: ненадежностью имеющейся информации, плохим прогнозированием событий, низким интеллектуальным уровнем и состоянием стресса преступников. Однако сказанное не относится к организованной преступности.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминологов на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут, следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

    лицо, может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;

    виновный может изменить способ совершения преступления; (например, хищение, начатое как кража, под влиянием изменившейся жизненной ситуации может перерасти в грабеж или даже в разбой);

    лицо может совершить новое преступление;

    виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически5.

Итак, антиобщественные свойства личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

2. Виды конфликтных ситуаций

Как уже отмечалось, конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления6. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микро-групп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию7.

Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле – это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.

Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная ситуация весьма различны. Это может быть сравнительно длительное состояние (напряженная обстановка в семье) либо кратковременное событие (конфликт на улице с хулиганом).

Примером длящегося конфликта на почве семейных противоречий может послужить дело К. (умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью). Женившись на М., К. узнал от нее, что ранее она встречалась с молодым человеком, который до ее замужества был призван в армию. Через некоторое время бывший возлюбленный М. вернулся из армии, и М. стала поздно возвращаться домой. К. заподозрил ее в измене, дома начались ссоры. Позднее М. призналась, что вновь встречалась с тем же человеком и что любит его. Ссоры усилились, и однажды К. избил жену. По требованию жены К. был вынужден переехать жить к своим родственникам, но продолжал каждый день приходить к ней и уговаривать ее жить вместе с ним. М. отвечала ему отказами и среди прочих претензий называла ту, что он не удовлетворяет ее как мужчина. В один из своих приходов на квартиру к М. К. вновь поссорился с ней и нанес ей множество ударов ножом8.

Продолжительно конкретной ситуации также различна от двух секунд (ДТП) до нескольких лет (ревность).

Конкретная жизненная ситуация имеет объективное содержание (происходит в действительности) и субъективное значение (важна). Причем объективное содержание и субъективное значение могут сильно расходиться (временные материальные трудности человек может расценивать как жизненный крах).

Реагируя на сложившуюся ситуацию человек, действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностей, ориентаций. Непосредственным источником волевого акта, а, следовательно, и самого преступления является взаимодействие конкретной жизненной ситуации и свойств личности преступника.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях МПП и может играть различную роль:

1) во-первых, она может быть источником мотивации преступления. В данном случае речь идет о проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения (материальные трудности, ссоры). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная ситуация.

По данным исследователей, конфликт лежал в основе 84 % умышленных убийств, 76 % причинения тяжкого вреда здоровью, 86 % причинения легкого вреда здоровью.

2) во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей.

Человек, испытывающий нормальные материальные потребности может удовлетворить их в зависимости от особенностей его личности и конкретной жизненной ситуации. Эта ситуация может быть как благоприятной, так и неблагоприятной. Она открывает законные возможности, но может подсказать и незаконный путь. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами (безработица), но могут быть и причины субъективного характера (недостаточное образование). Законных возможностей может и вообще не быть, если субъект ставит перед собой цели, запрещенные законом.

Кроме того, в кризисное время поле законных возможностей сужается, а незаконных растет.

3) в-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этой роли ситуация выступает, главным образом в бытовых, непредумышленных преступления (например, когда ссора уже нарастает, а неудачно произнесенное слово может сыграть роль спускового крючка). Но повод может быть выдуман либо спровоцирован самим преступником, повод возможен и в корыстных преступлениях, «когда вещь плохо лежит».

4) в-четвертых, конкретная жизненная ситуация может способствовать либо препятствовать достижению преступного результата: (отсутствует охрана, сигнализация). Ситуация препятствует совершению преступления, когда его совершение физически невозможно или чревато для преступника быстрым разоблачением.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

а) она объективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

б) обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказывать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию9. В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личных неприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случае конфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешается разрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).

Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной) требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой, следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно в нестандартных ситуациях.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет место при совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающими психическими отклонениями, а также лицами, отбывающими уголовное наказание в местах лишения свободы.

Так, применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общими условиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков в неформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подростка чрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершают либо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружения сверстников10.

Применительно к лицам с психическими отклонениями, это обусловлено, во-первых, их повышенной внушаемостью, во-вторых, тем, что они дорожат своим членством в любой малой группе, в том числе, в криминогенной или преступной11.

Применительно к лицам, находящимся в местах лишения свободы, можно говорить о часто встречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросреде осужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальной субкультуры12. В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряют обращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения для разрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которым грозит расправа за неуплату карточного долга не обращаются за помощью к администрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием к власти – перевести их в другое исправительное учреждение13.

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личности преступника14.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

    связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

    складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего); >;>

    смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед)15.

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами.

3. Роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций

В целях повышения профилактической активности правоохранительных органов, а так же принятия необходимых мер в каждом конкретном случае, сотрудникам желательно организовать профилактические мероприятия свойственные той или иной деятельности, при помощи предложенной Лихачевой О.В. методики, степени конфликтности ситуации насилия в семье для жертвы.

При работе с жертвой, находящейся в ситуации средней степени конфликтности предлагается:

    осуществить мероприятия по, так называемому, «неформальному вмешательству». Получив сообщение по факту семейного конфликта, сотруднику милиции необходимо вмешаться в качестве посредника, направив работу на юридическую оценку действий обидчика, выяснение характера и глубины конфликта, вовлеченности в него других членов семьи;

    поставить на 1 год членов семьи, как обидчика, так и жертву на профилактический учет с обязательным проведением соответствующих мероприятий, направленных на профилактику пассивного поведения жертвы, включая посещения на дому, разъяснительные беседы, запросы характеристик с места работы (учебы) и т.д.;

    при необходимости привлечь к работе с семьей практического психолога УВД, консультанта, либо специалиста психологической службы.

Если обратиться к зарубежному опыту, то мы значительно отстаем от европейских стран и США по разнообразию методов, используемых для выявления внутрисемейных и бытовых конфликтов, а так же по количеству сил, задействованных в реагировании и разрешении этого вида деяний. Так, Семейное законодательство Великобритании заставляет все службы полиции активно вмешивать во все дела о домашнем насилии, оказывать помощь жертвам, предоставлять убежище и правовую защиту, а для его выявления использовать опросы соседей, родственников жертвы.

Полиция США, сталкиваясь с фактами насилия в семье, привлекает к работе с этой семьей супружеские советы, семейные суды, службы юридической помощи, психологические агентства, приюты для избиваемых жен, женские центры, церковь, центры помощи жертвам и свидетелям, агентства первой социальной помощи, армию спасения и другие16. Кроме того, в США в случае домашнего насилия, правоохранительные органы выдают обидчикам так называемые «охранные ордера»17, которые содержат прямые указания суда, запрещающие последним совершать какие-либо действия с членами своих семей под страхом наказания (например, приближаться к дому жертвы, вступать с ней в разговор и т.д.). Заявитель сам приносит в суд письменное описание своей ситуации, необходимые сведения и документы, приводит свидетелей. Отменить ордер может только суд. Аналогичная практика существует во многих странах18. Таким образом, жертва сама заинтересована в своем выявлении, которое констатируется судом. Что касается насилия над детьми, то в целях его наиболее полного выявления в США были приняты законы об обязательном донесении. При этом медицинские учреждения, социальные работники и другие службы обязываются незамедлительно сообщать в органы полиции о любом факте насилия над ребенком19.

В Германии сотрудники полиции осуществляют тесное сотрудничество с общественными организациями, созданными для оказания помощи жертвам преступлений и в частности в семейной сфере. Так, в любом подразделении полиции имеется специальная карточка, заполнив которую, жертва получит поддержку и помощь, как от полиции, так и от общественного союза «Белое кольцо»20. Кроме того, огромную роль в плане выявления жертв насилия в семье играет разъяснительная работа полиции, издание ею буклетов и листовок.

Сотрудники правоохранительных органов, как за рубежом, так и у нас в стране являются, пожалуй, единственной легитимной структурой, способной выявлять жертв насильственных преступлений в семье с использованием уже существующих возможностей. При должном, заинтересованном и неформальном подходе эти методы дадут необходимый результат. Однако строиться такая работа должна системно, поскольку, когда речь идет о выявлении жертв, имеется в виду единый процесс, включающий как конкретную ситуацию, так и всех его участников.

В случае выявления правоохранительными органами жертвы с высокой степенью конфликтности ситуации насилия в семье, предлагается:

    осуществить мероприятия по «формальному вмешательству», которые включают медицинское освидетельствование жертвы, доставление и задержание обидчика, возбуждение формальной процедуры по работе со сторонами конфликта, свидетелями и самой ситуацией;

    в случае наличия в доме оружия, возбудить ходатайство перед подразделениями лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью об осуществлении контроля над владельцем оружия и приостановлении его лицензии.

По деяниям, относящимся к делам частного обвинения, осуществлять юридическое сопровождение жертвы с разъяснением норм УК и УПК РФ, составлении заявлений в мировой суд, сборе необходимых доказательств

Постановка семьи на учет с целью проведения профилактических мероприятий. Проведение профилактической работы, направленной на устранение провокационного поведения жертвы.

При отнесении жертвы к категории крайней степени конфликтности ситуации насилия в семье, сотрудникам милиции предлагается:

    немедленно изъять жертву из криминогенной ситуации с последующим помещением в убежище кризисного центра, обеспечив ей и при необходимости ее окружению (детям, родителям) безопасное существование;

    возбудить незамедлительно уголовное дело, руководствуясь частью 4 статьи 20 и частью 3 статьи 318 УПК РФ, дознавателю, следователю, прокурору в соответствующих случаях на основании особого состояния потерпевшего с целью обеспечения его права на защиту и безопасность;

    в рамках уголовного дела, в зависимости от тяжести совершенного преступления, ходатайствовать перед судом об избрании в отношении обидчика меры пресечения в виде заключения под стражей;

    привлечение к работе с неблагополучной семьей психологов, обеспечение юридико-психологического сопровождения жертвы при расследовании и рассмотрении дела в суде;

    постановка семьи на учет и контроль над ней после вынесения решения по делу органами дознания, следствия или судом. Обязательная профилактическая работа с жертвой в целях предупреждения нейтрального поведения в ситуации криминогенного конфликта.

Эти мероприятия не должны быть формальными, уместно было бы включать в них обязательное посещение сотрудниками ОВД по месту жительства членов семьи, проведение с ними профилактических бесед. Возможно привлечение к этой работе специалистов психологических служб. Опыт такого сотрудничества есть в ряде регионов округа. При этом указывается на положительный эффект такой работы.

В конечном итоге успех профилактического воздействия зависит от умения сотрудника милиции воздействовать на личность жертвы с учетом ее характерологических особенностей, с целью устранения криминальных свойств, что говорит о необходимости психопедагогической подготовки сотрудников. Эффект предупредительной деятельности на данном этапе может оцениваться в зависимости от того стало ли лицо опять жертвой преступления либо процесс криминализации остановлен.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что механизм преступного поведения – это определенная последовательность развития преступных намерений, принятие решения совершить преступления, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. Т.е это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующей преступное поведение человека и реализующий его. Ситуация совершения преступления в данном механизме играет роль условия индивидуального преступного поведения.

Однако преступное поведение порождает конкретная жизненная ситуация, под которой понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Чаще всего конфликтная ситуация проявляет себя в семейной сфере. Насильственное преступление, совершаемое в сфере семейных отношений – как правило межличностный внутрисемейный конфликт, разрешаемый с применением уголовно-противоправного воздействия на члена семьи, которое несет в себе угрозу причинения ему физического и/или психического вреда. Видовым признаком, отличающим его от других насильственных преступлений, следует считать наличие между членами семьи конфликтных, трудноразрешимых противоречий, существующих объективно либо воображаемых, которые при их разрешении приводят к применению насильственных способов воздействия.

Современная концепция работы с насильственными преступлениями в сфере семьи на криминологической основе должна складываться на основе взаимодействия и сотрудничества правоохранительных органов, специализированных социальных и общественных структур, граждан, что позволит нейтрализовать и устранить повышенную латентную преступность личности в семье, обеспечить ей действенную защиту и помощь в сочетании с воспитанием и социальным контролем.

В целях повышения профилактической активности правоохранительных органов, а так же принятия необходимых мер в каждом конкретном случае, сотрудникам желательно организовать профилактические мероприятия свойственные той или иной вывяленной конфликтной ситуации.

Анализ зарубежного опыта разрешения правоохранительными органами семейных и бытовых конфликтов свидетельствует о том, что мы значительно отстаем от европейских стран и США по разнообразию методов, используемых для выявления таковых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативные правовые акты

    Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

    Приказ МВД РФ от 30 марта 2006 года № 217 «О внесении изменений в приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900».

    Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569. «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

    Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 года № 490. «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности».// Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

    Научная и учебная литература

    Антонян Ю.М., Голубев В.В., Кудряков Ю.Н. Изнасилование: причины и предупреждение. М., 1990.

    Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.

    Антонян Ю.М., Еникеев М.М., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.

    Агрессия и психическое здоровье. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

    Безопасность личности и криминологические проблемы предупреждения преступлений: материалы науч.-практ. конф. (ВНИИ МВД России, 12 окт. 2006 г.), ч. 2. - М. : ВНИИ МВД России, 2007. – 246 с.

    Гилинский И.Я. Дивиантность. Преступность. Социальный контроль. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

    Задорожный В. И. Криминологическая безопасность и ее обеспечение мерами криминологической профилактики: моногр. / В. И. Задорожный. - Тамбов: Першина, 2005. – 161 с.

    Задорожный В.И. Криминологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: Моногр. / Задорожный В.И. - М.: Акад. упр. МВД России, 2005. – 277 с.

    Золотухин С. Н. Уличная насильственная преступность: понятие, криминологическая характеристика и криминологические аспекты предупреждения : учеб. пособие / С. Н. Золотухин, К.В. Михайлов. - Челябинск : Челябинск. ЮИ МВД РФ, 2006. – 106 с.

    Комлев Ю. Ю. Социология дивиантного поведения: учеб. пособие для курсантов и слушателей по спец. "Юриспруденция" / Ю. Ю. Комлев, Н. Х. Сафиуллин. - Казань: Казан. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. – 222 с.

    Кочин А.А. Детерминация криминального насилия в семье: Пособие / Кочин А.А., Харламов В.С. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2004. – 52 с.

    Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2005.

    Кудрявцев В. Н. Причины преступности в России. Криминологический анализ: моногр. / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - М.: Норма, 2006.

    Полубинский В. И. Теоретические и практические основы криминальной криминологии: моногр. / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский. - М. : ВНИИ МВД России, 2006. – 291 с.

    Старков О.В. Предупреждение преступлений [Текст]: Учеб. пособие / Старков О.В. - М.: Юристъ, 2005. – 284 с.

    Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья – конфликт, преступление. 2-е изд. СПб., 2003.

1 Кудрявцев В.Н, Есинов В.Е. Криминология. М. 2005.

2 Механизм преступного поведения. С.30-31; Социальные отклонения. С.171.

3 Механизм преступного поведения. С.32.

4 Полубинский В. И. Теоретические и практические основы криминальной криминологии: моногр. / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. С.38

5 Механизм преступного поведения. С.32, 217.

6 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М., I982. С.180 - 182.

7 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С.38.

8 Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973. С. 74.

9 Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание - конфликт. Новоси­бирск, 1983. С.122, 125.

10 Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 1993. С.83-84.

11 Антонян Ю.М.., Горинов В.В.. Саблина Л.С. Преступники с умственной отсталостью. М., 1992. С.40-41.

12 Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск, 1984. С.42-52.

13 Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. М., 1994. С.55.

14 Антонян С.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973. С.24-26.

15 Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 88.

16 Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема – СПб., 1992. – С. 61.

17 Фолкэн Чак Т. Психология – это просто / пер. с англ. Р. Мургазина. – М. 1999. С. 572.

18 Никитин М.В. Беленько И.А. Макурина И.Ю. Пастухова Т.М. Постовалова О. Л. Домашнее насилие: обзор зарубежных материалов / В сб. Предупреждение насилия в семье... – С. 23.

19 Гольберг В.В. Изучение жертв насильственной преступности: некоторые направления в современной зарубежной криминологии // в сб. Человек против человека. Преступное насилие: сборник статей / под общей ред. Ю.М. Антоняна и С.Ф Милюкова. – СПб., 1999. С. 126.

20 Никитин М.В. Беленько И.А. Макурина И.Ю. Пастухова Т.М. Постовалова О. Л. Домашнее насилие: обзор зарубежных материалов / В сб. Предупреждение насилия в семье... – С. 21 – 22.