Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Челябинский юридический институт

МВД России

Контрольная работа

По дисциплине: "Уголовно-исполнительное право"

На тему:

«Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание»

Челябинск, 2008

Содержание

Введение 3

Понятие контроля за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания 4

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 7

Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 14

Заключение 21

Литература 23

Введение

Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации.

Что же представляет контроль за органами, осуществляющими наказание, какие виды контроля наиболее эффективны в современных условиях? Для ответа на эти вопросы необходимо полно разобрать следующие вопросы, которые и будут рассмотрены в настоящей работе:

Во-первых, понятие контроля и его составляющих;

Во-вторых, в отдельности рассмотреть контроль суда за деятельностью по реализации наказания, с его полномочиями в этой области, и действия прокуратуры, как специального органа наблюдения за законностью.

Необходимо отметить, что эти два вида контроля отнюдь не ограничивают контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих наказание. Вообще же различают международный, государственный и общественный контроль, в настоящей работе будет рассмотрен только один из этих видов контроля.

Понятие контроля за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, это часть системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих общественно значимые задачи, как борьба с преступностью. Поскольку при решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, контроль за которым имеет свои особенности.

Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказании. Несмотря па резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации. Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала но обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придаст особую актуальность рассматриваемой теме.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовав и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, осуществляется па основе положении закона и нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушении и их предупреждения в будущем.

В зависимости oт субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообществ. Дело в том, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Не исключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и местного самоуправления, судебный контроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Эго контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.

В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаются контрольной деятельности, различаются и формы контроля. В их числе необходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической, ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование, обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личными делами осужденных, другими документами и т.п.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервые регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 20). Такой шаг законодателя обусловлен изменившимися социальными, политическими, духовными основами общества, повышением внимания к обеспечению прав и законных интересов личности с помощью рекомендованных международными актами мер их защиты. Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны: они не исчерпываются положениями ст. 20 УПК, хотя и включают их в себя.

Судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношении, и дел особого производства по правилам гражданского судопроизводства.

При производстве гражданских дел деятельность персонала может являться непосредственно предметом спора сторон по гражданскому делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 4 ст. 98 УПК). Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания (ст. 102 УПК). И в первом, п во втором случаях судом может быть оценена деятельность персонала исправительного учреждения по соблюдению гражданских, трудовых и иных прав осужденных во время отбывания наказания.

Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражданских дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Так, при разрешении жалобы осужденного к исправительным работам о наложении штрафа и лишении водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии может быть оценена деятельность персонала и администрации организации в осуществлении контроля за поведением осужденного на работе и по месту жительства.

При рассмотрении иска гражданина о возмещении материального ущерба, причиненного ему осужденным, отбывающим наказание, например в исправительной колонии-поселении, суд обязан исследовать и вопросы деятельности персонала по обеспечению режима в местах лишения свободы. Если выявлены существенные упущения, то отреагировать на них частным определением. Деятельность персонала может быть предметом исследования при оценке судом письменных доказательств: справок, решений, приказов, постановлении и других документов, исходящих от учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 56 ГПК суд оценивает доказательства но своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Полому признание судом представленных документов в качестве доказательств но делу означает подтверждение их законности, непризнание (кроме случаев относи-мости доказательств к делу: см. ст. 53 ГПК) – дает обратный эффект. В этом случае решение суда, дезавуирующее представленный документ, может повлечь негативную оценку деятельности персонала.

Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества. Согласно ч. 3 ст. 31 УПК при неуплате осужденным штрафа в установленный срок исполнение наказания производится принудительно, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В этом случае исполнение наказания выражается в последовательной схеме принудительных действий судебного пристава-исполнителя по выполнению решения суда, предусмотренной Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 4 нюня 2005 г. Контроль же за действиями судебного исполнителя, как требует этого ст. 349 ГПК, осуществляется судьей, который вправе при возникновении соответствующих обстоятельств приостановить или возобновить исполнительное производство (ст. 361–363 ГПК), прекратить его (ст. 364 ГПК).

Кроме того, на действия судебного исполнителя может быть подана жалоба осужденным. Такая жалоба рассматривается в судебном заседании, в котором вправе принимать участие прокурор и осужденный, подавший жалобу (ст. 428 ГПК). Аналогично по правилам гражданского судопроизводства контролирует суд деятельность судебного пристава-исполнителя и при реализации такого наказания, как конфискация имущества.

Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его в свою очередь можно подразделить па два подвида: а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других участвующих в процессе исполнения наказания субъектов. Это в первую очередь: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), халатность (ст. 293 УК) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. Так, согласно указаниям высших судебных органов при рассмотрении уголовных дел об ответственности за преступления, совершенные в исправительных учреждениях, суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением нрав осужденных либо извращением персоналом дисциплинарной практики.

При наличии таких случаев суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения, поставив вопрос о предупреждении подобных действий в будущем.

Вопросы реализации прав, законных интересов осужденных, исполнения ими своих обязанностей могут стать предметом контроля суда при рассмотрении уголовных дел, возбужденных по иным основаниям.

Показания свидетелей, потерпевших, подсудимых, заключения экспертов, вещественные доказательства, документы могут свидетельствовать о нарушениях законности и иных злоупотреблениях персонала во время исполнения наказания. При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному па всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. В процессе такой всесторонней оценки факты нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, могут найти свое бесспорное подтверждение. В этих случаях суд обязан сообщить о выявленных нарушениях, причинах и условиях, им способствующих, прокурору, надзирающему за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, либо должностным лицам, осуществляющим руководство ими. Эти должностные лица обязаны принять меры по устранению выявленных судом п указанных в частном определении или представлении причин и условий, способствующих нарушениям персоналом законности.

Контроль суда за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания. Для решения этих вопросов администрация исправительных учреждений, других органов, исполняющих наказания, направляет в суд представление, а также необходимые для его разрешения материалы.

Контрольная деятельность суда проявляется и при исследовании причин и условий, способствующих нарушениям законности в деятельности персонала. Высшие судебные инстанции ориентируют суды на выявление указанных фактов и должное реагирование на них с помощью частных определений, информации и сообщений суда. При рассмотрении представлений администрации исправительного учреждения об освобождении осужденного от отбывания лишения свободы в связи с болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УПК) судам рекомендуется выяснять, не явилось ли заболевание результатом ненадлежащих условий содержания осужденных в местах лишения свободы, и в случаях выявления таких условий реагировать на это в установленном порядке.

Содержание уголовно-процессуальной стадии исполнения приговора суда довольно разнообразно. Соответственно различен по своему содержанию и судебный контроль. При этом он не ограничивается решением вопросов условно-досрочного освобождения или замены одного вида наказания другим. Судебный контроль имеет место при рассмотрении судом более широкого комплекса вопросов, относящихся к различным аспектам исполнения наказания и мер уголовно-правового характера.

Так, согласно ч. 1 ст. 20 УПК, судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания. Это такие случаи, как: условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УПК); освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УПК); освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидами I или II группы (ч. 3 ст. 26 УПК); освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, ст. 177 УПК).

Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. К числу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (для военнослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием по основаниям и в порядке, установленном в ст. 79 и 81 УК, ст. 175, 176 УПК; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей, оставшейся части наказания более мягким наказанием (ст. 82 УК, 177 УПК). К числу последних–замену исправительных работ лишением свободы (ст. 50 УК, ст. 46 УПК); штрафа – обязательными работами, исправительными работами или арестом (ст. 46 УК, ст. 32 УПК) и т.д.

К этой же группе следует отнести решение суда о, возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания.

Суд может контролировать персонал при решении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.

Так, учитывая поведение осужденного в местах лишения свободы, суд решает вопросы изменения условий содержания отбывающим лишение свободы путем перевода осужденных из одного вида исправительных учреждений в другой, с менее или более строгим режимом (ст. 78 УПК). Кроме того, по достижении несовершеннолетними осужденными 18-летнего возраста, если нет основании для оставления их в вое питательно и колонии, суд принимает решение о переводе их в исправительную колонию общего режима (ст. 140 УПК).

Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Согласно ч. 7 ст. 20 УПК учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение воинского специального или почетного звания, классного чипа и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, суд информируется об окончании их исполнения.

В суд, вынесший приговор, сообщается об исполнении смертной казни.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УПК. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации нрава осужденного на обращение в суд.

Так, в ч. 4 ст. 15 УПК говорится, что предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужденными непосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УПК судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального па это разрешения. Предложения и заявления осужденных рассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяется и в случаях, установленных законодательством РФ.

Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Согласно ст. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура – это единая федеральная нейтрализованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении и иных учреждениях, исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действий администрации исправительного учреждения и других органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются н пресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские нрава и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями убываниями наказания.

Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав и обязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорского надзора. При этом, если нрава прокурора по надзору за деятельностью персонала применяются в одних правоотношениях, как правило, по отношению к учреждениям и органам, исполняющим наказания, то обязанности прокурора характеризуют содержание правоотношений: «государство – прокурор». Например, прокурор, согласно закону о прокуратуре, вправе проводить личный прием осужденных, однако проведение такого приема одновременно является и обязанностью прокурора по отношению к государству.

Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Все эти полномочия в своей совокупности можно классифицировать в зависимости от цели, которая перед ними поставлена, на следующие виды: полномочия, направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законности персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, а также причин, их порождающих, и условии, им способствующих; полномочия, направленные на устранение указанных выше нарушении законности, причин, их порождающих, и условий, им способствующих.

Одним из полномочий прокурора по выявлению и предупреждению нарушений законности является проверка деятельности персонала, порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать исправительные учреждения без специального разрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 1 ст. 24) существенно расширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнении служебных обязанностей посещать без специального на то разрешения все учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д. Личное посещение н ознакомление с деятельностью персонала позволяет наиболее полно выяснить состояние законности, режима и условий исполнения наказания, обеспечивает глубокое и качественное выявление нарушений законности и их предупреждение.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлений должностных лиц персонала о наложении дисциплинарных взысканий. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснений от должностных лиц персонала по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в суд, органы прокуратуры и др. (ч. 4 ст. 15 УПК). Это их конституционное право как граждан Российской Федерации. Одновременно рассматриваемое право является важным средством выявления нарушений законности со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядок направления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни прокурору – (п. 3 и 4 ст. 15 УПК). Персонал исправительных учреждений, следственных изоляторов обязан не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направить по принадлежности жалобу или заявление осужденного. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Предложения, жалобы и заявления осужденных могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушений законности в деятельности персонала является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Круг действий, на совершение которых персонал должен получить санкцию прокурора, строго ограничен прямыми предписаниями закона. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях персонала, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы. Санкция прокурора в этих случаях выступает в качестве дополнительной гарантии соблюдения законности, обеспечивающей предупреждение незаконных действий персонала, с одной стороны, охрану прав и законных интересов осужденных – с другой. В качестве примеров следует указать на необходимость получения санкции прокурора па задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УМ К), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УПК), задержание осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УПК).

Закон предусматривает получение санкции прокурора на оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УПК), на содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УПК).

Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Важным средством устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения персоналом установленных законом правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству все предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности служат постановления прокурора. Постановления – это процессуальная форма реализации различных полномочий прокурора. В их числе предусмотренные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях и органах, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного тина, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор, исходя из характера нарушений закона, может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении должностных и иных лиц персонала. Подобное постановление прокурора подлежит рассмотрению в установленный законом срок. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях (бездействии) сотрудников персонала, прокурор согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства возбуждает уголовное дело, вынося соответствующее постановление.

Заключение

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения, имеющихся нарушении и их предупреждения в будущем.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервые регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний связанных с изоляцией, так без изоляции осужденных от общества. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяется и в случаях, установленных законодательством РФ.

В порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п. Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Литература

    Уголовно исполнительное право России. / Под общей ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: 2005

    Уголовно исполнительное право России. / Под ред. Проф. В.И. Селиверстова. – М.: 2008

    Комментарий к ФЗ «О Прокуратуре РФ». Под общей ред. Ю.И. Скуратова. – М.: 2004

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 2006 г., 16 марта 2007 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»

    Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»