Источники права (работа 3)

Введение

Исследование категории формы права имеет очень важное теоретическое, концептуальное значение. Без рассмотрения этого фундаментального понятия невозможно вникнуть в сущность права как мощнейшего регулятора общественных отношений.

Но практическое значение детального изучения категории формы также нельзя недооценивать. Ведь форма права, его внешнее выражение это то как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, применять, использовать. Поэтому актуальность темы «Формы (источники) права» очевидна.

Понятие формы и источника права неоднозначно и многоаспектно, как и само понятие права. Этим обуславливаются многочисленные непрекращающиеся дискуссии ученых-правоведов относительно отдельных граней данной темы.

В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Николай Михайлович (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.

Целью курсовой работы является уяснение основных форм внешнего выражения права через понятие «источник (форма) права», изучение различных видов источников права (нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, договор и др.), их отличительных особенностей и значения в различных правовых системах. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности.

Понятие формы права. Соотношение категорий «форма права» и «источник права»

«Философская категория "форма" означает способ существования и выражения содержания того или иного объекта, его организацию».1 В таком подходе выражена не только существенность формы, но и ее неразрывная связь с самой сущностью объекта.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если под сущностью и содержанием права понимается все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его строение и границы, способы проявления вовне, самостоятельного существования, упорядочивания и функционирования. Т.о. «формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения»2. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права – внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма – наружное устройство права, представленное в виде разнообразных систем и структур легитимных источников, в которых его содержание существует, выражается вовне и функционирует, а внутренняя - та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Оба проявления формы права тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, они никак не могут противопоставляться друг другу. При рассмотрении многих важнейших проблем юридической науки и практики эти формы берутся в единстве. Так, при исследовании различных национальных правовых систем непременно их внутренние и внешние формы учитываются одновременно. Сказанным, однако, не умаляется ни значение различения внутренней и внешней форм права, ни относительная самостоятельность каждой из них. Для правильного решения некоторых сложных и весьма важных вопросов, особенно в пределах одного типа права, внимание неизбежно сосредоточивается то на внутренней, то на внешней его форме.

Понятия форма права и источник права генетически и функционально связаны между собой. Но, тем не менее, вопрос их соотношения вызывал и вызывает споры между учеными-правоведами и является дискуссионным. Это во многом связано со сложностью, многогранностью, неопределенностью понятия «источник права».

«Расхождения в трактовке понятия «источник права» отчасти объясняются различными подходами к правопониманию. Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, то есть правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право»1

«Понятие источник права имеет и информационное значение – определяет, куда надо «посмотреть» для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д.»2.

Отдельные ученые также в качестве источника права рассматривают социальные предпосылки, то есть общественные отношения, определяющие содержание правовых норм. Другие предполагают, что под источником права могут быть поняты и силы, создающие право, т.е. субъекты правотворчества, и средства познания самого права, и идейно-теоретические воззрения известных ученых политико-правовой мысли. Ряд авторов для достижения большей четкости предлагают выделить источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности ит.д.), в идеальном смысле (совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание), в формальном смысле (внешние формы выражения правовых норм). Источник права в формальном, специальном юридическом смысле и есть форма права.

Получается, что понятие источник права имеет множество различных по сути значений и оно шире понятия форма права. Уже этот факт свидетельствует о невозможности их полного отождествления. Хотя некоторые ученые (А.М. Скаков, В.Н.Хропанюк и др.) придерживаются точки зрения, согласно которой эти понятия равнозначны. При таком подходе искажается истинная природа права, его социальная сущность, функциональное назначение. Необходимо понимать и учитывать, что форма права показывает, как содержание выражено вовне. Источники же это та система факторов, которая предопределяет само это содержание и формы выражения. Таким образом, «все формы права являются источниками, но не каждый источник права приобретает качества официальной формы права. Для того чтобы источник права приобрел свойства государственной обязательности и всеобщности, необходимо его официальное признание, т.е. санкционирование органами правотворческой власти»1.

Однако высказываются мнения о том, что для преодоления трудностей, связанных с неоднозначностью понимания, нужно либо отказаться от понятия источник и заменить его другим, более совершенным, либо договориться о придании ему однозначного смысла в результате своего рода «соглашения» между учеными. В отечественной науке использовались оба эти способа. Так, в 60-х годах предлагалось заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которая, по мнению сторонников этой идеи, позволяет вести исследования права более глубоко и всесторонне (Зивс С.Л, Шебанов А.Ф.). Эта позиция, однако, не получила широкой поддержки.

«Второй способ сводился к тому, что при употреблении термина «источники права» имели в виду лишь юридический аспект.»1 Поэтому весьма распространено в учебной и другой научной литературе использование выражения «источники (формы) права»

Виды форм права

В теории права чаще всего выделяются следующие источники права в формальном смысле:

    правовой обычай;

    юридический прецедент

    нормативно-правовой акт

    нормативный договор

Правовой обычай

«Правовой обычай - исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) путем многократного повторения правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения» 2. Обычное право - хронологически первая, древнейшая форма права, которая появляется на заре правового развития общества, во время перехода от первобытно-общинной к государственной организации общества, в первичных раннеклассовых городах-государствах. Первоначально, обычное право охватывало, прежде всего, брачно-семейные отношения, регулировало некоторые стороны имущественных отношений и т.д. «В древних государствах, например в Риме, из правовых обычаев начали складываться основные отрасли права и важнейшие правовые институты»3.

Устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании в суде факта его существования. Поэтому со временем обычаям придается письменная форма. Исторически первые законы античного и феодального обществ состояли из наиболее важных правовых обычаев отдельных племен, систематизированных в определенном порядке (например, Законы Ману, Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.)

Обычное право от других форм права отличает ряд особенностей. К ним относятся неразрывная связь с традициями и отражение преемственности поколений, консервативный характер, закрепление общественного опыта, культуры народа, его сознания и интересов, т.е. ярко выраженная социальная природа. Таким образом, обычай представляет собой форму существования права, которую в течение длительного времени создавало само общество. Еще одна особенность заключается в том, что почти все нормы обычного права тесно связаны с религией и моралью.

В настоящее время обычай постепенно вытесняется другими правовыми формами, прежде всего, законом. Особенно это характерно для романо-германской правовой семьи. Это происходит, потому что обычаю свойственна некоторая неподвижность, косность, т.е. несмотря на постоянное развитие общества, обычай фактически неизменен. Однако утверждение, что обычное право – это всего лишь древняя, архаичная форма права, которая полностью устарела и теперь уступает место иным, более совершенным формам не совсем верно. Обычай остаётся мощным регулятивным средством, которое все еще имеет свой вес даже в современных социальных условиях. Особенно велика его роль во многих развивающихся странах Южной Америки, Азии, Африки и Океании.

В Англии признаются местные обычаи, которые действуют с «незапамятных времен», т.е. установились в разных регионах страны до 1189 г. «Например, некоторые дела требуют при их разрешении обязательного участия присяжных, как повелось еще со времен Генриха I

В мусульманском праве до сих пор господствует важнейшее положение о том, что "обычай имеет значение нормы"»1. Так, например, у мусульман и ныне действуют национальные обычаи, которые касаются размеров и способов выплаты приданого.

В странах, где торговое право обособилось в самостоятельную, отдельную от гражданского права отрасль, при разрешении возникшего в этой сфере спора в первую очередь будут использоваться нормы торгового законодательства и торговые обычаи, а не гражданские законы. Такая система действует во Франции ФРГ, Японии т.д. В ряде стран (Англия, США, ФРГ) обычай может конкурировать с законом и в других сферах.

Таким образом, можно сделать вывод, что обычное право в большей или меньшей степени продолжает использоваться в ряде современных правовых семей. И поэтому его значимость нельзя недооценивать, ведь правовой обычай наряду с недостатками (консерватизм, локальность, неопределенность ит.д.) имеет и ряд существенных достоинств. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

«1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке»1

Юридический прецедент

«Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.»2

Иначе говоря, юридический прецедент — это следование общему правилу, сформировавшемуся в результате практики разрешения аналогичных дел.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу.

Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом и судебная практика в частности фактически получили значение источника права еще в Древнем Риме, поскольку ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Этот постулат характерен для всей системы общего права.

Судебный прецедент создается, как правило, высшим органом судебной системы. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте. Они обязаны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, моральными ценностями, жи­тейским опытом. «Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом»1. «Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение»2. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов

Этот источник права широко используется в англосаксонской системе права. Так, в Великобритании право создано королевскими Вестминстерскими судами, ибо общее право — это право судебной практики. в условиях прецедентного, или общего, права (common law, judge made law), вынося решения или приговор, они одновременно объявляют или создают право, т.е. выступают в роли законодателей.

Главным условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, то есть судебных отчетов (law reports), которые начали собирать еще с конца XIII века в т.н. "Ежегодниках". "С 1870 г. издаются "Судебные отчеты", где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. Наряду с этим публикуются также "Еженедельные судебные отчеты", "Все английские судебные отчеты", "Судебные отчеты по Северной Ирландии"

В Англии сложился принцип жесткого следования прецедентам. Наиболее ярко он проявляется в правиле, согласно которому авторитет старых прецедентов с течением времени только возрастает. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права)

Вместе с тем жесткое следование прецедентам отнюдь не исключает возможности отмены действующих прецедентов. Так, вышестоящий суд может отвергнуть решение нижестоящего, а в некоторых случаях и свое предыдущее решение. Кроме того, любая правовая норма может быть изменена парламентским актом.

За многовековую деятельность в Великобритании создано около 300 тыс. прецедентов.

В США правила прецедента не действуют так жестко. Верховный суд США и верховные суды штатов могут менять свою практику. Прецедент действует лишь в пределах судебной системы конкретного штата в силу их независимости. в силу особенностей федеративного устройства страны.

Суд в США выполняет правотворческую функцию как при отсутствии закона, так и при его наличии. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким делом.

«Прецедентное право как Англии, так и Соединенных Штатов в XVII — XX веках сочетает черты и косности, и гибкости. Оно консервативно и неподвижно, ибо всегда может быть применен возникший давным—давно прецедент. Но оно же эластично и прогрессивно, поскольку любой прецедент при необходимости можно истолковать в соответствии с потребностями того момента, когда этот прецедент применяется»1.

В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.

Нормативно-правовой акт

«Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)»2.

Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

    Нормативно-правовой акт – это результат правотворческой деятельности уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления и их должностных лиц

    Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы права

    Нормативно-правовой акт имеет строго определенную документальную форму

    Нормативно-правовой акт принимается, изменяется и отменяется в соответствии с особой процедурой

    Нормативно-правовой акт неперсонифицирован и адресуется всем или широкому кругу субъектов

    Нормативно-правовой акт рассчитан на постоянное или длительное применение ,на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно ит.д. Нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам.

По юридической силе выделяются законы и подзаконные ак­ты. Законы, в свою очередь, бывают различных форм и видов. Так, по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные за­коны, законы субъектов федерации.

По видам законы можно выделить: законы-основы, законы кодексы, обычные законы.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нор­мативные указы, постановления правительства, различные положе­ния, инструкции и т.д.

По субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразде­ляются на акты: органов государственной власти, непосредственного народного волеизъявления (акты, принятые референдумом), органов местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по от­раслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д.

«Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц:

а) действие нормативно-правового акта в пространстве озна­чает территориальные пределы его распространения. Как правило, нормативно-правовые акты действуют на всей территории государст­ва, если иное не сказано в самом акте;

б) действие нормативно-правового акта во времени связано с проблемой вступления его в силу и возможностями его обратной си­лы. Нормативные акты вступают в силу, как правило, с момента опубликования, если иное не предусмотрено в самом акте. Что каса­ется обратной силы закона здесь действует правило: «Закон обратной силы не имеет». Однако из этого правила также бывают исключения: «Закон имеет обратную силу, если он смягчает наказание или вообще его отменяет». Обратную силу закон может иметь и тогда, когда это прямо предусмотрено в самом законе;

в) действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает пределы лиц, на кого распространяет свое действие акт. По общему правилу он распространяется на лиц на всей территории. Однако из этого правила есть опять же некоторые исключения. Действия норма­тивно-правового акта, как правило, не распространяется на иностран­цев или лиц без гражданства, если об этом непосредственно не сказа­но в самом законодательстве. Имеются особенности действий норма­тивно-правовых актов на работников дипломатических и консульских представительств. В отдельных актах прямо указывается круг лиц. на которых только распространяется их действие»1.

Нормативно-правовой акт - основной источник права в странах романо-германской правовой семьи. «Законодательные акты в романо-германской правовой семье подчиняются строгой иерархии. Во главе ее находится Конституция, состоящая из одного закона (как во Франции, Германии, Швеции) или ряда основных законов (как во Франции периода Третьей Республики или в современной Финляндии)»2.

С XIX в. в англосаксонской семье заметно усиливаются позиции такого источника права, как закон. В частности, это проявилось в стремлении к созданию кодификаций (особенно в США).

Первые попытки создания кодификаций в мусульманских странах относятся ко второй половине XIX в. Они завершились принятием в Османской империи, так называемой Маджаллы, охватывающей такие отрасли права, как гражданское и процессуальное право.

Столь широкое использование нормативно-правовых актов в правовом регулировании объясняется рядом их существенных преимуществ в сравнении с другими источниками права: это, в частности, общий характер содержащихся в них предписаний, рассчитанных на многократное применение, возможность охвата широких сфер общественной жизни, относительная быстрота процедуры их принятия, изменения или отмены, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что заметно облегчает процесс поиска нужного документа для применения или реализации.

Нормативный договор

«Нормативный договор-соглашение  двух или более субъектов права,  в котором содержатся правовые нормы,  регулирующие их взаимоотношения»1.

Нормативные договоры чаще всего заключаются в публичных интересах, с целью достижения общего блага. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение. Причем правила, которые в них содержатся, регулируют поведение не только участников договора, но и иных субъектов.

Договор заключается на следующих принципах:

1) равенства сторон

2) добровольности заключения

3)автономии (независимости) сторон

4)взаимной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства

Нормативный договор как источник права более всего распространен в международном, гражданском, трудовом, конституционном праве и некоторых других отраслях.

Помимо этих основных источников права выделяют и другие - правовые идеи и доктрины, общие принципы права и религиозные догмы.

Юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. «Доктрина представляет собой развитую новеллистическую теорию, отражающую сложившееся научное мнение, которая в силу своей глубины и авторитетности востребована общественной практикой и определенным образом влияет на законодателя.»1 В странах общего права судьи нередко обосновывают решения ссылками на труды английских ученых.

В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX вв.

Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей.

Общие принципы права представляют собой исходные начала правовой системы, на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания. «К числу принципов права относятся справедливость, разумность, нравственность, соответствие добрым нравам. Особенность этих морально-этических оснований права в том, что имеется достаточный опыт их использования в непосредственном регулировании общественных отношений, в силу чего их относят к самостоятельным формам права.»2

Источники права в Российской Федерации

Каждая национальная система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи и соответствующим источникам права.

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

В Российской системе права роль правового обычая незначительна. Но даже в нашей стране в масштабе отдельных регионов для регулирования некоторых видов общественных отношений используются нормы обычного права ( обычаи портов, обычаи торгового мореплавания ит.д.)

Статья 3 ФЗ РФ "О морских портах в Российской Федерации" гласит: «Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации»1.

В действующем Гражданском кодексе РФ, в статье 5 упоминается обычай делового оборота, т.е. «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.»

В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права международные договоры РФ являются со ставной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет применения актов международного права перед законами не означает их приоритета перед Конституцией.

Международный договор – это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов.

Источниками права также могут быть различные соглашения как разновидности договора. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях").

Но все же как и для других стран романо-германской правовой семьи для России наиболее характерным и распространенным источником права является нормативный акт.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, , о введении чрезвычайного положения, военного положения, о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса , о Государственном флаге, гербе, гимне, о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях .

Федеральные законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.

Далее по нисходящей находятся постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.

Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти и имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств.

Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований. К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения и т. п.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

В российской системе права также имеют место локальные акты. Локальные нормативные акты это такие акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.

1 Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. Учебное пособие М.: Еаои, 2008 – С.223

2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник М. Юристъ, 2004 – С.379

1 Абдуллаев М.И. Теория государства и права, Учебник. -М.: Финансовый контроль, 2004 – С.274

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. –С.209

1 Вопленко Н.Н. Источники и формы права, Учеб. пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.- С.3

1 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2004 - С. 156

2 А. Я. Сухарев Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / — М.: ИНФРА-М,2007-С454

3 М.Н. Марченко. Теория государства и права: Учебник- М.: Издательство "Зерцало", 2004.- с.264

1Дусаев, Р.Н. Основные правовые системы современности : учебное пособие по теории государства и права. – Петрозаводск : Издательcтво Петрозаводского государственного университета, 2003 – С.9

1 Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин - Основы Российского права.Учебник для вузов, Издательство «Норма» Москва, 2001- С.75

2 С. В. Клименко, А. Л. Чичерин-Основы государства и права - Москва,Зерцало", 2006-С.58

1 . В. Кашанина, А. В. Кашанин - Основы Российского права.Учебник для вузов, Издательство «Норма» Москва, 2001- С.76

2 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник- М.: Издательство «Норма»-С.245

1 С. В. Клименко, А. Л. Чичерин-Основы государства и права - Москва,Зерцало", 2006-С.59

2 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник- М.: Издательство «Норма»-С.246

1 Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юрис­пруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. –с.256

2 Дусаев, Р.Н. Основные правовые системы современности : учебное пособие по теории государства и права. – Петрозаводск : Издательcтво Петрозаводского государственного университета, 2003 – С.15

1 А. Я. Сухарев Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / — М.: ИНФРА-М,2007-С135

1 С.В. Бошно, "Журнал российского права", N 1, январь 2003 г

2 С.В. Бошно, Доктринальные и другие нетрадиционные формы права "Журнал российского права", N 1, январь 2003 г

1 Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"ст.3