Стандартизация и сертификация услуг, их правовые основы

Содержание

Введение

    Основные проблемы в области стандартизации социально-культурных и туристических услуг в РФ. Закон РФ «О техническом регулировании» и его роль в развитии отечественной стандартизации

    Особенности сертификации услуг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Процесс развития экономики включает, как стихийное формирование рыночных связей, так и сознательное, целенаправленное регулирование производства, товарно-денежных отношений государственными органами и общественными организациями.

Областью социально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования безопасности и качества продукции, технологических процессов, услуг.

Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестности производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования безопасности товаров и услуг являются:

    системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;

    нормативы безопасности и качества;

    процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.

Одним из направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителей является стандартизация.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих или потенциальных задач.

Сертификация неразрывно связана со стандартизацией. В силу этого сертификация не может эффективно выполнять свою функцию повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий и их продукции, если будет опираться на малоподвижную, жесткую систему стандартизации.

Стандартизация и сертификация являются инструментом обеспечения качества продукции, товаров и услуг.

Стандартизация и сертификация, в том числе и туристических услуг, до 1 июля 2003 г. осуществлялись в соответствии с Законами РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и принятыми во их исполнение постановлениями Правительства РФ, нормативными документами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (главным образом, Госстандарта России).

Согласно ст. 47 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", вступившего в силу 1 июля 2003 г., с этой даты утрачивают силу ряд законов, в том числе упомянутые законы о стандартизации и сертификации.

1. Основные проблемы в области стандартизации социально-культурных и туристических услуг в РФ. Закон РФ «О техническом регулировании» и его роль в развитии отечественной стандартизации

В соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации", стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик для обеспечения некоторых целей. Они упомянуты ниже.

Кроме того, стандартизация - это нормативный метод управления и способ рационализации инженерных, производственных, внешнеэкономических и многих других процессов.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Главный инструмент стандартизации – стандарт.

В 1992 г. с принятием законов «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» введена сертификация услуг в Российской Федерации. Основная цель этих законов — реализация конституционных прав и свобод граждан в обеспечении личной безопасности, повышении уровня жизни и приобретении услуг надлежащего качества. Однако действующий механизм государственного регулирования не соответствовал таковому же в Европе. Это привело к необходимости разработки и введения в России такого механизма в качестве необходимого условия для вступления в ВТО. Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ и Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ), определившего новый подход к государственному регулированию с учетом изменений, происходящих в экономике страны.

Введение данного Федерального закона принципиально изменило подход к стандартизации (нормированию) и подтверждению соответствия. Принципами Закона стали: перестройка системы стандартизации, в том числе введение новой категории «национальный стандарт». При этом были отменены понятия «государственный стандарт» и «отраслевой стандарт».

В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О стандартизации» государственные стандарты являлись обязательными для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Однако после его отмены для снятия административных барьеров стандарты применяются на принципах добровольности.

Некоторые основные понятия, которые вводит федеральный закон:

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик с целью их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт — документ, в котором с целью добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Он также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам).

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. С этой целью им утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает цели стандартизации:

    повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    экологическая безопасность;

    безопасность жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

    повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    обеспечение научно-технического прогресса;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

    рациональное использование ресурсов;

    техническая и информационная совместимость;

    сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

    взаимозаменяемость продукции.

2. Особенности сертификации услуг

В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" сертификация - это совокупность действий и процедур по признанию и подтверждению соответствия того или иного объекта (услуг) предъявляемым (установленным) требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Для продукции, предусмотренной в технических регламентах, предусматривается проведение обязательного подтверждения соответствия (декларирование или обязательная сертификация).В отношении продукции, процессов, работ и услуг, требования к которым не установлены в технических регламентах, подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации на соответствие требованиям документов, применяемых в добровольном порядке.

Обязательную сертификацию осуществляют в соответствии с "Номенклатурой продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Если проведение обязательной сертификации не предусмотрено, то по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.

Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

Добровольная сертификация услуг представляет собой классический вид сертификации, не имеющей жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Сфера ее распространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия, которая была при обязательной сертификации услуг. В нашей стране сертификация услуг проводится по инициативе заявителя (исполнителя услуг) с целью подтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов, технических условий и других действующих документов.

При добровольной сертификации соблюдаются следующие основные принципы: добровольность, объективность оценки, конфиденциальность и защита интересов заявителя, доступность информации.

Опыт добровольной сертификации услуг (работ) в Российской Федерации имеет позитивный характер. Ее актуальность для индустрии услуг объясняется тем положением, что в изменившихся экономических условиях она попала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса, руководители которого часто не имели необходимого опыта и квалификации для организации работ в данной области. Прохождение процедуры добровольной сертификации заставило последних уделять больше внимания санитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своих производств, повышению уровня укомплектованности предприятия оборудованием и персоналом, документальному обеспечению реализуемых процессов, внедрению мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качества оказываемых услуг.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, гарантирует стабильность изготовления продукции необходимого качества, поскольку распространяется и на организацию производства. Сертификат на продукцию, услугу или систему качества служит потребителю своего рода путеводителем в лабиринтах конкурентного рынка, а изготовителю - документальным подтверждением его конкурентоспособности.

Прохождение сертификации, хотя она и является добровольной, достаточно сложный и трудоемкий процесс для туристской фирмы и напрямую зависит от квалификации персонала фирмы.

Процедура сертификации включает:

    подачу заявки на сертификацию;

    принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

    отбор, идентификацию образцов и их испытания;

    оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

    анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

    выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

    осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

    корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

    информацию о результатах сертификации.

Заключение

Активное и рациональное применение в своей деятельности стандартов (в первую очередь, международных) и сертификатов качества экономически весьма целесообразно для российских предприятий.

Это позволяет обеспечить требуемое качество продукции (услуг), организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а, в конечном счете, приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установлению более высокого уровня цен на продукцию (услуги), и в целом повышению уровня конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.

Туристические услуги, в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона, относятся ко второй группе объектов технического регулирования, т.е. к тем, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке.

Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туризме, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации.

Список используемой литературы

    Дехтярь Г.М. Стандартизация и сертификация в туризме. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009

    Нечаева Т.А., Шлюндт Н.Ю., Нарыкова Ю.В., Правоведение: учебное пособие, Ставрополь, СевКазГТУ, 2008

    Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. Сост. Дехтярь Г.М., М.: Финансы и статистика, 2008