Авторское право и смежные права в Республике Беларусь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

НА ТЕМУ:

«АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА»

Выполнил студент

2-го курса, экономического факультета

группы 921212

Матузко А.А.

ПИНСК 2010

Содержание

1. Введение

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

3. Авторское право

4. Смежные права

5. Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

7. Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Введение

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

По существу, основные результаты интеллектуального труда относятся к категории авторского права и смежных прав. Поскольку к этой сфере относятся практически все направления интеллектуальной деятельности, они дают значительный вклад в национальную экономику каждой страны. Понимание этой особенности экономического развития республики позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

В пределах Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Совет Министров Республики Беларусь "определяет государственную политику в сфере обеспечения авторского права и смежных прав".

2. Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав

Законодательное становление авторского права на территории Республики Беларусь началось в XIX столетии в рамках Российской империи. Первый законодательный акт по вопросам авторского права появился в России в 1828 году, а последнее законодательство об авторском праве в Российской империи было принято в 1911 году. Это законодательство охраняло права авторов, композиторов, художников и предусматривало гражданские и уголовные меры в отношении нарушителей авторского права. После образования СССР законодательство об авторском праве оказалось включенным в раздел IV Гражданского кодекса БССР. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, в Гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Новым этапом в развитии законодательства об охране интеллектуальной собственности стало принятие Верховным Советом 16 мая 1996 года Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З), проект которого был подготовлен Комитетом по авторским и смежным правам.

Последние годы характеризовались бурным развитием информационных технологий и глобальной информационной инфраструктуры. Международные и национальные нормы авторского права и смежных прав перестали в полной мере соответствовать реалиям, сложившимся в глобальной информационной инфраструктуре. Новые международные нормы были разработаны на дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2 - 20 декабря 1996 года), которая приняла два международных договора - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В этих договорах заложены новые нормы авторского права и смежных прав, вызванные бурным технологическим развитием глобальной информационной инфраструктуры, в частности, сети Интернет. Республика Беларусь в числе первых 50 государств мира подписала данные Договоры 8 декабря 1997 года. Вся работа по присоединению Республики Беларусь к Договорам ВОИС была проведена Комитетом по авторским и смежным правам совместно с Министерством юстиции и Министерством иностранных дел.

Долгое время в Республике Беларусь не были созданы условия для присоединения к наиболее фундаментальному международному соглашению в области авторского права - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, заключенным рядом стран еще в 1886 году. Большая работа, проведенная Комитетом по авторским и смежным правам по модернизации национального законодательства, привела к разработке им законопроекта о присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции. Национальное собрание Республики Беларусь в июне 1997 года приняло закон о присоединении к Бернской конвенции. Акт Президента Республики Беларусь о присоединении к Бернской конвенции был вручен Генеральному директору ВОИС 10 сентября 1997 года, и, в соответствии с регламентом Бернского Союза, Республика Беларусь стала полноправным членом этого Союза с 12 декабря 1997 года.

Другими словами, благодаря усилиям Комитета по авторским и смежным правам, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел Республика Беларусь стала членом самых важных международных соглашений в области авторского права и смежных прав. Несомненно, международные обязательства республики потребовали приведения национального законодательства в соответствие с вышеназванными международными соглашениями. Такая работа была выполнена Комитетом по авторским и смежным правам в конце 1997 года, который представил в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". Палата представителей Национального собрания 9 апреля 1998 года единогласно приняла этот закон в первом чтении.

Возникновение глобальной информационной инфраструктуры означает, что очень крупные международные инвестиции могут стать многоотраслевыми, поскольку эффективное развитие глобальной информационной инфраструктуры в мировом масштабе потребует создания в каждой стране самой совершенной телекоммуникационной инфраструктуры и развитых компьютерных сетей, постоянных поставок информационных и развлекательных услуг и товаров.

Эффективная система охраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежных прав позволяет Республике Беларусь быть полноправной частью глобальной информационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI веке. Другими словами, наличие совершенной системы охраны интеллектуальной собственности является одним из условий экономической безопасности любого государства, в том числе и Республики Беларусь.

Помимо членства в вышеуказанных международных соглашениях Республика Беларусь является членом Всемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 года), Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 года, Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странами СНГ 3 марта 1998 года.

Вышеупомянутые изменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере авторского права и смежных прав, а также международные обязательства Республики Беларусь создали благоприятные условия для эффективной реализации и охраны авторского права и смежных прав как белорусских, так и иностранных авторов.

3. Авторское право

Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Авторское право на произведение возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трёх элементов:

    латинской буквы «С» в окружностьи;

    имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

    года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателя авторского права).

Авторское право в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения:

    письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

    электронной (компьютерная программа, электронная база данных);

    звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);

    изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);

    объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).

Исключение составляют:

    официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

    государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

    произведения народного творчества, авторы которых не известны;

    идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Субъектами личных неимущественных авторских прав являются только авторы произведений.

Субъектами имущественных авторских прав могут являться:

    автор (авторы) произведения;

    наниматели (на служебные произведения);

    производители аудиовизуальных произведений;

    лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;

    наследники автора;

    лица, к которым перешли имущественные права в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;

    лица, к которым имущественные права на произведение перешли по договору уступки или договору передачи имущественных прав, договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, другим договорам.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.

При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

Имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору.

Любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре.

Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам подобное использование произведения.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

4. Смежные права

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Положения Закона "Об авторском праве и смежных правах об охране прав исполнителей применяются к:

    исполнителям, являющимся гражданами Республики Беларусь;

    исполнителям, не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых:

    имеют место на территории Республики Беларусь, или

    включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.

Права изготовителя фонограмм признаются при выполнении нижеперечисленных условий и относятся к:

    фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

    фонограммам, производители которых не являются гражданами Республики Беларусь или юридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, но которые впервые опубликованы на территории Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.

Права организации эфирного или кабельного вещания применяются к передачам организаций, имеющих официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения законодательства Республики Беларусь также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления прав, предусмотренных настоящим разделом, не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

    латинской буквы "P" в окружности;

    имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

    года первого опубликования фонограммы.

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), установленные статьей 31 Закона «Об авторских и смежных правах», охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно. Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

5. Ответственность за нарушение авторских прав и смежных прав

Одной из основных проблем индустрии авторского права и смежных прав является пиратство. По оценкам Международного альянса интеллектуальной собственности, торговые потери стран за счет пиратства компьютерных программ, аудиовизуальных произведений, фонограмм, печатной продукции могут достигать 5-10% от объема индустрии авторского права и смежных прав. Наибольший объем пиратства интеллектуальной собственности в большинстве стран приходится на компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, фонограммы, книги.

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет авторов произведений во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры".

Ввиду особой опасности пиратства объектов авторского права и смежных прав как для правообладателей, так и национальной экономики очень важны меры по защите объектов авторского права и смежных прав. В странах с развитыми системами защиты авторских и смежных прав действуют очень строгие уголовные меры по борьбе с пиратством. К примеру, в США первое нарушение закона об авторском праве может повлечь штраф до 250 тыс. долларов и (или) тюремное заключение до 5 лет. При повторном нарушении штраф может быть увеличен до 500 тыс. долларов, а тюремное заключение - до 10 лет. Аналогичные уголовные меры характерны для большинства стран мира. С 1997 года строгие уголовные санкции введены и в законодательство России. В Уголовном кодексе Республики Беларусь также предусмотрены строгие меры за правонарушения в сфере авторского права и смежных прав. (см. Приложение №1)

Во всех странах мира борьбу с пиратством интеллектуальной собственности ведут правоохранительные органы, а авторско-правовые организации могут оказывать правовую, информационную, экспертную и другую помощь.

Из стран СНГ наибольших успехов в борьбе с пиратством интеллектуальной собственности добилась Россия. Координация деятельности правоохранительных органов стран СНГ уже началась, и она станет особо эффективной при реализации заключенного странами СНГ Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Комитет по авторским и смежным правам Республики Беларусь внес свои предложения по реализации данного Соглашения, которое должно стать основой как государственной программы по борьбе с пиратством интеллектуальной собственности, так и конкретных действий правоохранительных органов Республики Беларусь. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность важно не только для авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, но и для государства, в частности, для получения режима наибольшего благоприятствования в торговле, которое дает членство во Всемирной торговой организации.

Помимо вышеуказанных важнейших направлений деятельности Комитет оказывает содействие в пределах своих полномочий творческим союзам, организует научные конференции, семинары, курсы и иные мероприятия по вопросам авторского права и смежных прав, издает справочные и научно-методические материалы по проблемам авторского права и смежных прав, организует проведение научно-исследовательских работ в области авторского права и смежных прав.

Несмотря на то, что Комитетом многое сделано для создания совершенной системы охраны интересов как правообладателей, так и государства в сфере авторского права и смежных прав, имеющиеся краткосрочные и долгосрочные программы деятельности позволят совместно с другими компетентными органами сделать Республику Беларусь одним из государств, в котором охрана прав на интеллектуальную собственность достигнет новых международных стандартов.

6. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью

В рамках направления деятельности Комитета по законопроектной деятельности, лицензированию и защите авторских прав «Координация действий предприятий-членов Ассоциации «Инфопарк» в области охраны и защиты авторских прав на компьютерные программы» Комитет выступил с инициативой создания на базе Ассоциации «Инфопарк» Агентства по защите авторских прав на компьютерные программы в Республике Беларусь. Инициатива была основана на результатах анализа деятельности Некоммерческого партнерства «Поставщиков программных продуктов» (далее – НП ППП), созданного в Российской Федерации.

С января 2010 года началась непосредственная работа по созданию Агентства.

В соответствии с разработанной Концепцией целью работы Агентства является организация системной работы по предупреждению нарушений и защите авторских прав на компьютерные программы на территории Республики Беларусь.

Целевыми группами Агентства являются:

    государственные органы и организации, осуществляющие регуляторные и исполнительно-распорядительные функции в сфере интеллектуальной собственности.

    правообладатели – организации, обладающие исключительными имущественными правами на компьютерные программы;

    дилеры (реселлеры либо дистрибьюторы) – организации, обладающие правами на распространение компьютерных программ на территории Республики Беларусь;

    пользователи программного обеспечения (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Исходя из потенциальных интересов целевых групп Агентства выделено три возможных направления его работы:

      организация и (или) проведение PR & GR акций;

      защита интересов правообладателей исключительных прав на компьютерные программы;

      бизнес консалтинг для субъектов ИТ–рынка.

Также приняты «Типовой план мероприятий по совершенствованию и управления интеллектуальной собственностью» и Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 – 2010 годы.

7. Список использованных источников

1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 мая 1996 г. N 370-XIII «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З);

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь (7 декабря 1998 г. № 218-З)

3. www.belgospatent.org.by – (Электронный ресурс)

4. www.infopark.by– (Электронный ресурс)

5. www.pravo.by– (Электронный ресурс)

6. Журнал «Юстиция Беларуси», №1, 1998 год – С. СУДАРИКОВ – «Авторские и смежные права в Республике Беларусь»

7. www.ru.wikipedia.org– (Электронный ресурс)

8. www.dic.academic.ru– (Электронный ресурс)

9. Компьютерная программа «Консультант +»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

(раздел 4, статьи 39-41 Закона «Об авторском праве и смежных правах)

Раздел IV. ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Статья 39. Нарушение авторского права и смежных прав

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторского права и смежных прав.

2. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав, являются контрафактными.

3. Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с настоящим Законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь.

4. Нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права и смежных прав влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

5. Нарушением авторского права и смежных прав также являются:

любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств, или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, предоставляемых настоящим Законом, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств;

устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

6. Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена, или на которых изменена информация об управлении правами, или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 настоящей статьи, считаются контрафактными в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 40. Защита авторского права и смежных прав

1. За защитой своего авторского права или смежных прав правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией.

2. Правообладатели вправе требовать:

признания авторского или смежных прав;

восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;

возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

(абзац 7 части 1 пункта 2 статьи 40 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Указанные в абзацах пятом, шестом и седьмом пункта 2 настоящей статьи меры применяются по выбору правообладателя.

3. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

4. Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

5. Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства.

Статья 41. Способы обеспечения исков по делам о нарушении авторского права и смежных прав

1. Суд выносит определение о запрещении ответчику совершать определенные действия (изготовление, продажу, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая незаконное использование любых устройств, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона).

2. Суд выносит определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также о наложении ареста на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, в том числе на любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона.

3. При наличии достаточных данных о нарушении авторского права и смежных прав, за которое в соответствии с законодательством предусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска путем розыска и наложения ареста на экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, включая любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, а в необходимых случаях - путем изъятия и передачи их на ответственное хранение.