Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Характеристика отношений, регулируемых интернет-правом

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет, является самым дискуссионным и сложным. Для начала следует разграничить общественные отношения вообще и правовые отношения в частности, а также дать трактовку информационным отношениям и интернет-отношениям.

По нашему мнению, общественные отношения - это присущие именно человеческому обществу связи и зависимости, в которых осуществляется индивидуальная и коллективная деятельность. Категория "общественное отношение" всегда стояла в ряду таких понятий, как "связь", "взаимодействие", "движение", и нередко получала через них свое определение. Многие исследователи различают понятие связи и отношения вообще и общественного отношения и общественной связи в частности. Дело в том, что всякая связь предполагает отношение, но не всякое отношение есть только связь. Вместе с тем в юридической литературе связь и отношение чаще всего отождествляются. Когда говорят, что связь есть отношение, то имеют в виду, что отношение основывается на связи, включает связь. Однако на уровне отношения появляется нечто дополнительное, позволяющее говорить именно об отношении, а не только о связи.

Общественные отношения как отношения между людьми по поводу тех или иных социальных благ состоят из нескольких элементов: субъектов, между которыми складываются определенные отношения (участников отношений); объектов, т.е. тех социальных благ, по поводу которых возникает общественное отношение; и содержания отношений, т.е. прав и обязанностей, которые определяют поведение конкретных людей, индивидов.

Отношения объективны. Эта объективность носит специфический характер, ибо отношения не могут непосредственно восприниматься органами чувств. Общественные отношения не существуют сами по себе, вне соотносящихся сторон. Взаимодействие, осуществляемое в рамках общественных отношений, всегда оказывается выраженным вовне - в действиях и поступках людей. Различные исследователи указывают на ряд наиболее типичных разновидностей социального взаимодействия, многочисленных связей субъектов. Например, можно выделить корпоративную деятельность; эпизодическое сотрудничество; косвенную взаимосвязь (через продукты труда); взаимное информирование и противодействие. В целом общественные отношения представляют собой форму организации человеческой деятельности - практику.

По мнению А.Б. Венгерова, информационными отношениями ("диагональными") выступают социальные отношения, имеющие техническо-организационную сторону и социальное содержание, которые выделяются на определенном этапе развития общества (для целей автоматизации управления); это отношения, которые складываются в сфере управления народным хозяйством между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Они носят объективный характер, т.е. облекаются в объективную материальную форму.

Информационное отношение (по сути "реальное", или "фактическое", отношение, входящее в предмет информационного права) можно также определить как волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. Поэтому информационное отношение как объект правового регулирования появляется не сразу, а на определенном этапе развития общества и технических средств обработки информации.

Правоотношение - это "возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства".

Исходя из приведенных точек зрения, можно заключить, что информационное правоотношение - это собирательное понятие, включающее в себя урегулированные информационным законодательством различные по правовой природе общественные отношения, объединенные связью с особым объектом - благом особого рода -информацией. Это благо особого рода состоит и проявляется в неразрывной связи (двуединстве) информации со своим носителем.

Т.А. Полякова среди особенностей информационных отношений называет следующие: эти отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере в процессе обращения обособленной информации; они отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении прав и свобод граждан с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации, информационных и иных объектов информационной среды; информационные отношения определяют государственную политику в области защиты информационных прав и свобод человека и гражданина. Автор считает, что многоотраслевой характер правовых отношений в информационной сфере предполагает их комплексное регулирование при сбалансированном применении различных отраслевых норм.

Следует особо отметить, что административные отношения в информационном праве носят главным образом организационный характер. Они служат предпосылкой возникновения всего комплекса отношений между субъектами по поводу оборота информации. Например, отношения по регистрации сетевых средств массовой информации; отношения по использованию технических средств, Интернета (например, выдача лицензии сервис-провайдеру), создание федеральных баз данных, архивов, электронных библиотек, каталогов и т.д.

Таким образом, при регулировании информационных правоотношений в зависимости от их характера используются методы, применяемые гражданским и административным правом. Однако они базируются на предусмотренных информационным правом принципах. Поэтому в настоящее время сложились все предпосылки для признания информационного права одной из комплексных отраслей права.

Анализ показал, что в первую очередь следует разобраться с интернет-отношениями и выяснить их соотношение с информационными правоотношениями.

Следует отметить, что из-за слабой разработанности теории Интернета и отношения, регулируемые интернет-правом, трактуются учеными в общем плане и довольно неопределенно. Это отрицательно сказывается на формулировании общей концепции интернет-права и его особенностей на современном этапе, поэтому подробнее остановимся на этой непростой проблеме.

В частности, одни ученые (А.Б. Венгеров, М.М. Рассолов), говоря о необходимости разработки доктрины информационного права, наряду с исследованием законодательства, правоприменения и правосознания, рассуждают об информационных отношениях или об отношениях в информационной сфере, которые регулируются с помощью законов и других нормативных правовых актов. Эти нормы регулируют поведение людей в информационной сфере, обусловливают образование специальных информационных отношений, складывающихся между людьми. Другие (Ю.Е. Булатецкий, В.А. Копылов) в ходе анализа взаимоотношений Интернета и права и проблем правового обеспечения электронной торговли специально выделяют понятия "правоотношения в Интернете" и "информационные отношения в Интернете", под которыми понимают урегулированные нормами права отношения в виртуальном пространстве Интернета. При этом они отмечают, что эти правоотношения имеют в своем составе субъектов (разработчики сетей, провайдеры, потребители информации из Интернета и др.) и направлены на определенные объекты (информационные права и свободы, доменные имена, сайты, информационные системы и др.). Реализация правоотношений предполагает здесь распространение сведений, данных в реальности, в виртуальном пространстве, их использование, информационную безопасность сетей, собственников технических средств и т.д. Отдельные же практикующие в области Интернета правоведы (например, М.В. Якушев) несколько отходят от традиционных понятий теории права ("отношение", "правоотношение" и др.) и вводят новое понятие "интернет-отношение". Они по смыслу определяют его как виртуальные отношения в Интернете, регламентированные нормами права и этики, и говорят о необходимости правового регулирования отношений в сетях, в области электронной торговли, при заключении внешнеэкономических сделок, в сфере сетевых СМИ, информационного обмена провайдеров, организаций.

Особый интерес представляет точка зрения И.Л. Бачило. Среди правоотношений в информационной сфере профессор выделяет "виртуальные связи в Интернете" и "так называемые виртуальные отношения", которые от обычных правоотношений отличаются тем, что, "во-первых, формируются и реализуются на основе информационных технологий с минимальным потенциалом традиционных документированных ресурсов и, во-вторых, совершаются между виртуальными субъектами".

На наш взгляд, наиболее точной является позиция Д.В. Грибанова, который считает, что общественные отношения, возникающие с использованием глобальных компьютерных сетей, выступают особыми информационными отношениями, направленными на организацию движения информации в обществе и обусловленными информационной природой самого общества. Эти особые отношения автор называет информационно-кибернетическими. Он доказывает, что участвовать в информационно-кибернетических отношениях можно только посредством ЭВМ, подключенной к компьютерной сети.

Итак, можно выделить некоторые особенности исследуемых отношений: обязательное наличие технической компоненты, информационное наполнение данного вида отношений и особый субъектный состав. Кроме того, они не всегда гарантируются или обеспечиваются принудительной силой какого-то одного государства, так как исследуемая сфера планетарная по своей сути. Таким образом, исследуемые отношения характеризуются главным образом теми особенностями, которые вытекают из специфической среды их формирования и существования - информационной среды всемирной компьютерной сети Интернет. Поэтому это общественные отношения, существующие в электронной форме в киберпространстве.

Все это, естественно, заставляет задуматься: как сегодня все же необходимо трактовать указанные выше отношения, причем не вообще и не применительно к какой-то одной отрасли права, а применительно к интернет-праву? Тем более некоторые ученые (например, А.Б. Венгеров, М.М. Рассолов) говорят об информационных отношениях (правоотношениях) вообще, опираясь на понятие правоотношений, выведенное из теории права.

На наш взгляд, в современных условиях все же логичнее говорить об интернет-отношениях, используя, естественно, научные наработки по трактовке понятий "правоотношения в Интернете" и "информационные отношения в Интернете" (Ю.Е. Булатецкий, В.А. Копылов).

Основываясь на обозначенных научных определениях, в настоящее время интернет-отношения можно определить таким образом: это часть отношений в виртуальном пространстве (включая моральные, этические и иные отношения), участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.

Надо заметить, что интернет-отношения - это особые отношения, возникающие в результате воздействия норм международного и других отраслей права, международных договоров, решений судов на поведение людей и организаций (субъектов).

Специфика интернет-отношений состоит в том, что для тех или иных управомоченных субъектов возникают права (т.е. открывается предусмотренная правовыми нормами, международными договорами, соглашениями, решениями судов, обычаями и обеспечиваемая различными государствами возможность действовать определенным образом в виртуальном пространстве Интернета) и вместе с тем на других субъектов возлагаются обязанности, подразумевающие необходимое поведение, зафиксированное в источниках интернет-права и обеспеченное доброй волей сторон либо государственным принуждением.

Следовательно, интернет-отношения часто носят волевой характер. В них выражается сознательная воля субъектов этих отношений, той или иной группы лиц, а также государства и общества в целом. Например, согласно действующему в Швеции Закону об ответственности владельцев досок объявлений содержание отношений в Интернете между провайдером и пользователем-клиентом на информационное обслуживание (скажем, видеоматериалами) оформляется договором. И обе стороны, исходя из собственной воли, фиксируют в этом договоре свои права и обязанности, оплату услуг, срок действия договора, ответственность за нарушение взятых обязательств. Согласно принятым обязательствам провайдер обеспечивает своевременный и качественный доступ клиента в Интернет, поставляет ему видеоматериалы, клиент вступает в Интернет опосредованно, оплачивает услуги, провайдер несет ответственность за действия, нарушающие международное и национальное законодательство, наносящее ущерб клиенту, третьим лицам, если иное не указано по воле сторон в договоре. Аналогичные положения заложены в проектах Федеральных законов "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств" и "Об электронной торговле".

Отношения, регулируемые интернет-правом, это не только фактические, но и правовые, этические и др. И этому есть свое объяснение, которое вытекает из содержания информационно-правовой деятельности в целом. При соблюдении указанными субъектами норм права (в нашем случае при исполнении провайдерами и их клиентами условий договора на обслуживание видеоматериалами) правовые, фактические и иные отношения "не сталкиваются", а взаимодействуют. Коллизии между ними возникают тогда, когда кто-то из участников договора (допустим, провайдер в соответствии с вышеназванными актами) не выполняет своих обязательств (скажем, с опозданием осуществил доступ клиента к Интернету, поставил некачественные видеоматериалы). В этом случае договор (соответственно, соглашение и др.) и норма права не соблюдаются, и между сторонами интернет-отношений возникает спор, который меняет направление их взаимоотношений.

На наш взгляд, интернет-отношения - это новый тип общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Это не правовые в чистом виде и не фактические отношения. Это социальные связи особой правовой, информационной и технической природы (энергетические "сгустки" материи).

Анализ правоприменительной практики разных стран показывает, что отношения, регулируемые интернет-правом, как и правоотношения в строгом смысле слова, возникают, изменяются и прекращаются при наличии следующих предпосылок: во-первых, если существует необходимая норма информационного, гражданского, международного и иного права, которая распространяет свое действие на соответствующих субъектов (причем здесь речь идет о нормах как национального, так и зарубежного законодательства, например международные соглашения, договоры); во-вторых, когда субъекты выступают в качестве носителей необходимых прав и обязанностей (например, физические лица должны обладать всеми качествами полноценной личности, правоспособностью и дееспособностью; это особенно важно при заключении внешнеэкономических сделок в виртуальном пространстве Интернета); в-третьих, когда возникают юридические факты (скажем, имело место заключение договора купли-продажи через Интернет, открытие сайта, совершение субъектом компьютерного правонарушения и др.), т.е. конкретные обстоятельства, с которыми субъекты могут связывать возникновение, изменение или прекращение интернет-отношений.

Иными словами, сама структура рассматриваемых отношений включает следующие элементы: 1) субъекты; 2) объекты; 3) субъективное право; 4) обязанность субъекта; 5) информацию; 6) технические средства.

Рассмотрим подробнее состав отношений, регулируемых интернет-правом.

Субъекты являются участниками интернет-отношений. Под субъектами "понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей... прав и обязанностей". Их состав, количество, характер зависят от воли сторон, участников интернет-отношений.

Надо отметить, что среди ученых нет единства относительно состава и определения субъектов интернет-отношений.

Например, по мнению В.А. Копылова, в настоящее время можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете. Первая группа - это разработчики трансграничных информационных сетей, иных технических средств, которые составляют инфраструктуру Интернета. Во вторую группу входят специалисты, производящие и распространяющие информацию в Интернете и предоставляющие различные услуги. И третья группа - это разнообразные потребители (граждане, организации, фирмы и др.).

Ю.Е. Булатецкий применительно к отношениям российского сегмента Интернета (Рунета) выделяет в качестве субъектов, с одной стороны, провайдера (оператора), т.е. юридическое лицо (физическое лицо - предприниматель), имеющее лицензию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на оказание соответствующих онлайновых услуг, включая почтовое обслуживание, хранение файловой информации и др. С другой стороны, пользователя-клиента, т.е. физическое или юридическое лицо, использующее Интернет для собственных нужд (рекламы, заключения сделок, поиска партнеров, заказов и т.д.). Эти субъекты могут находиться в разных частях света.

С нашей точки зрения, это разные подходы, но они не противоречат друг другу и общей теории права. Поэтому их легко объединить, выделив главное. Оно состоит в том, что все указанные субъекты интернет-отношений (разработчики сетей, специалисты, провайдеры, клиенты и др.) - это обладатели или носители определенных прав и обязанностей в виртуальном пространстве Интернета. И субъектами здесь могут выступать как юридические лица (провайдеры, имеющие лицензии на оказание онлайновых услуг), так и физические лица (граждане - потребители информации: россияне, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и др.). Причем указанные лица должны отвечать требованиям международного и национального законодательства в части правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Таким образом, основными участниками сети Интернет выступают: пользователи; операторы связи; сервис-провайдеры, обеспечивающие доступ к Сети; хост-провайдеры, предоставляющие за плату дисковое пространство на своем сервере клиентам, а также другие базовые услуги Интернета; разработчики трансграничных информационных сетей и сетевых технологий; специалисты.

Понятие правоспособности в интернет-праве несколько отличается от общепринятого. Конечно, правоспособность здесь - это тоже способность лица иметь юридические права (только в виртуальном пространстве) и нести соответствующие юридические обязанности. Но здесь, надо подчеркнуть, мы имеем дело не только с юридическими, но и с моральными, этическими и иными правами и обязанностями субъектов, т.е. с так называемой способностью последних. И этой способностью (как и правоспособностью) субъекты интернет-отношений теоретически обладают с момента рождения и до смерти. Вместе с тем правосубъектность в Интернете имеет свои особенности. Например, лишь с момента получения тем или иным провайдером лицензии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ у него появляется право работы в электронной среде. В этом случае все три способности - правоспособность, дееспособность и деликтоспособность у данного субъекта могут возникать и прекращаться одновременно. Поэтому правосубъектность провайдера может считаться специальной, что вытекает из его целей и задач. В некоторых случаях правосубъектность в Интернете возникает по достижении определенного возраста. Например, право заниматься предпринимательской деятельностью, право заключать через Интернет внешнеэкономические сделки, учреждать сетевое средство массовой информации и т.д.

Дееспособность в рассматриваемой области, в отличие от правоспособности, почти всегда возникает по достижении определенного возраста, который находит закрепление в нормах права.

Дееспособность в интернет-праве - это способность субъекта (физического лица, клиента - потребителя информации) как участника интернет-отношений своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности. В отраслях права, с которыми взаимодействует интернет-право, вопрос о моменте наступления дееспособности субъекта (того же клиента - потребителя информации) решается по-разному. Например, в российском гражданском праве, нормы которого используются субъектами в Интернете, дееспособность субъекта (гражданина) в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия. Наряду с этим закон фиксирует и ограниченную дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ). К сожалению, на практике в интернет-отношения часто вступают через компьютерные сети и недееспособные, и психически больные, и т.д.

Исследование показывает, что способность отвечать за совершенные правонарушения в виртуальном пространстве (деликтоспособность) определяется на основе тяжести последствий и охватывается понятием "правонарушения в Интернете". В российском уголовном праве ответственность за любые преступления, в том числе и в Интернете, совершенные нашими гражданами, наступает по достижении 16 лет, а за наиболее тяжкие - с 14. Вопрос о деликтоспособности субъектов в Интернете является нерешенным. Во многих странах он решается по-разному. Однако наиболее детально виды такой ответственности представлены в Конвенции о киберпреступности, подписанной в 2001 г. в Будапеште, по которой каждая сторона имеет право принимать любые ограничительные меры к преступникам вплоть до лишения свободы (см. подразд. 5 Конвенции о дополнительных видах ответственности и санкций).

На наш взгляд, правоспособность и дееспособность субъектов интернет-отношений характеризует отношение того или иного государства к правам человека и прогрессивным идеям Интернета. Надо заметить, что права участников интернет-отношений могут быть ограничены только судом или по воле самих участников. При этом данные ограничения допустимы лишь с учетом международного законодательства, регулирующего права человека.

В качестве объектов интернет-отношений выступают любые явления, испытывающие на себе воздействие со стороны субъектов в Интернете. Иначе говоря, здесь "объектом отношения выступает то, на что направлены субъективные права и... обязанности его участников".

Правда, В.А. Копылов в свое время сделал попытку привести строгий перечень объектов, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете. При этом он включил в число этих объектов: информационные права и свободы; интересы личности, общества и государства в информационной сфере; информационные целостность и суверенитет государства; информацию, информационные ресурсы, информационные продукты и услуги; доменные имена, сайты, порталы; программно-технические комплексы; информационную безопасность.

Думается, что сегодня здесь трудно четко определить круг объектов интернет-отношений. Более того, если учесть, что через Интернет могут реализовываться все виды общественных отношений, то, скорее всего, необходимо признать правильным плюралистический подход к понятию объектов правовых отношений в Интернете. Поэтому в зависимости от характера и видов интернет-отношений их объектами могут выступать: поведение различных субъектов, разного рода информационные услуги и их результаты, продукты духовного творчества, включая произведения литературы, искусства, музыки и др., ценные бумаги, договоры, официальные документы, честь, достоинство, безопасность человека, вещи, предметы и иные ценности.

В то же время необходимо провести строгий анализ отношений, касающихся особых объектов в Интернете, в роли которых выступают доменные имена, сайты, информационные услуги, поведение субъектов и многое другое.

Однако субъекты и объекты будут "мертвы", если не будут здесь приведены в действие субъективные права и обязанности субъектов интернет-отношений. Социальное регулирование в виртуальном пространстве, включая нормы морали, этики и проч., как показывает опыт, осуществляется через механизм реализации субъективных прав и обязанностей. Указанные права и обязанности взаимодействуют друг с другом в рамках интернет-отношений, выступают содержанием этого механизма.

Субъективное право в рассматриваемой области - это гарантируемые нормами права вид и мера возможного или дозволенного поведения участника интернет-отношения. А обязанность есть вид или мера должного или требуемого поведения. В содержании названного права отражается обеспеченная указанными выше источниками интернет-права возможность, а в содержании обязанности - закрепленная этими источниками необходимость. Носитель возможности уполномочен на совершение определенных действий, а носитель обязанности выполняет конкретные поставленные задачи, функции.

Следовательно, субъективное право выступает в качестве определенной возможности в Интернете, которая разноаспектна и может включать в себя возможность положительного поведения субъекта в Интернете (например, провайдера при заключении договора поставки); возможность субъекта требовать необходимого поведения от своего партнера (например, от провайдера к клиенту - покупателю по договору), прибегнуть к определенным мерам воздействия (например, предусмотренным международным договором, соглашением, хартией в случае неисполнения противостоящей стороной - тем же клиентом - своей обязанности исполнять условия договора), пользоваться на основе своего права, моральных установок определенным благом, поощрением, преимуществом.

Иначе говоря, субъективное право в виртуальном пространстве может выступать в форме: права-поведения, права-пользования, права-требования и права-притязания.

В зависимости от ситуации в Интернете и вне его на первый план при реализации субъективного права может выходить одна из обозначенных форм. В общем все указанные аспекты составляют единое целое и саму структуру субъективного права в исследуемой сфере. Оно служит средством удовлетворения интересов субъектов интернет-отношений, и прежде всего уполномоченных лиц. Поэтому субъективное право может быть нами рассмотрено как определенный порядок реализации своих действий в рамках интернет-отношений.

Под стать субъективным правам выстраиваются и обязанности субъектов интернет-отношений, которые тоже включают в себя разные компоненты. Это прежде всего необходимость совершать в Интернете определенные действия (скажем, со стороны покупателя во внешнеэкономической сделке) либо воздержаться от их совершения; необходимость одного субъекта (например, поставщика в указанной сделке) отреагировать на обращенные к нему справедливые требования другой стороны (например, продавца, который требует соблюдения условий договора); необходимость нести ответственность за неисполнение взятых обязательств; необходимость не препятствовать другой стороне пользоваться преимуществами и благами, на которые та имеет право. Таким образом, в этой сфере можно выделить обязанность активного поведения; обязанность пассивного поведения (воздержания от определенных действий); обязанность претерпевания определенных мер воздействия, исходящих от государства. Обязанность устанавливается в интересах всех субъектов, участвующих в интернет-отношениях. Это непременное условие и гарант их эффективной реализации.

Все сказанное, по существу, укладывается в понятия "правоотношение", "отношения в сфере морали, этики" и другие, применяемые в классической теории права и государства.

С нашей точки зрения, такой подход нельзя признать совершенным в области отношений, регулируемых интернет-правом. Он должен быть дополнен еще двумя важными компонентами - информацией и техническими средствами. Без этих элементов интернет-отношение невозможно.

В интернет-праве информация рассматривается как некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в виртуальном пространстве и во внешней по отношению к нему среде, а также изменениях характеристик виртуального пространства и внешней среды или как "мера организации материальных, энергетических, пространственных и временных факторов объекта". Информация здесь рассматривается в процессе движения, передачи, она устраняет в виртуальном пространстве неопределенность и, как правило, связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами.

Информация, циркулирующая в Интернете, разнообразна и разнородна. Она может быть представлена в виде закона, иных нормативных актов, решений, договоров, изданий, документов, сайтов и т.д.

Информацию в виртуальном пространстве можно классифицировать по следующим основаниям и признакам: функциональное назначение и характер информационных систем (информация правового регулирования интернет-отношений, правотворчества, организации борьбы с преступностью в Интернете, правосознания субъектов (участников) и т.п.); отношение сообщения к данному объекту (выделение внутренней, внешней и независимой информации в ходе обмена между субъектами); тип связи субъекта интернет-отношений и внешней среды (выделение информации, циркулирующей в прямой и обратной связи); отношение к целевой функции (выделение сообщений относительно заключения внешнеэкономической сделки и сообщений о средствах ее выполнения); физическая форма представления информации (текст закона, нормативный акт, документ, сайт, карта, таблицы, графики и др.); логическое содержание правовой и иной информации (информация об объектах, о свойствах, об отношениях); процедура преобразования информации в компьютерных сетях (моделирующие, вычислительные, эвристические, нравственные и др.); степень преобразования информации в информационных системах (основная информация, которая характеризует понятие показателя; совокупная информация, характеризующая понятие статистической совокупности); время и периодичность возникновения и обработки информации (оперативная и текущая правовая информация, информация о прошлых, настоящих, будущих юридических событиях и др.).

В сфере интернет-отношений могут быть найдены и другие основания и признаки классификации информации. Среди них можно назвать способ передачи информации (телефон, телеграф, человек, почта), вид преобразователя информации (человек, машина, человек-машина), степень достоверности информации (достоверные сообщения, недостоверные сообщения), участие в вычислительном процессе (исходная, постоянная, переменная, промежуточная, конечная и др.), алфавит информации (буквенная, цифровая, буквенно-цифровая) и др.

Приведенная классификация информации в общем-то проста. Но, вероятно, эта классификация информации в будущем будет достаточно сложной, поскольку она может иметь многоступенчатое строение, при котором отдельные группы информации, выделенные в пределах основного классификационного признака, дополнительно разбиваются на подгруппы по частным основаниям и признакам. Кроме того, не всегда мы будем иметь возможность четко дифференцировать сообщения по тем или иным основаниям и признакам, а затем сводить их в отдельные классы.

Классификация информации в сфере интернет-отношений очень важная научно-исследовательская задача. Ее реализация позволяет получить весьма ценные сведения о той информации, которая содержится в виртуальном пространстве; дает данные, без которых невозможно решение многих принципиальных вопросов внутреннего и внешнего проектирования механизмов правового воздействия и без которых невозможен также анализ информационных потоков в Интернете. Не располагая исчерпывающими сведениями о важнейших свойствах и характеристиках информации в информационно-правовых комплексах, нельзя найти их оптимальные структуры, обеспечить заданную точность, надежность и эффективность их работы.

Технические средства тоже важнейший компонент интернет-отношений. Они включают в себя глобальное объединение компьютерных сетей (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных, локальных) и информационных ресурсов (сайтов, служб электронной почты, поисковых систем). И главной здесь является сеть самого Интернета. Она выросла из сети "Арпанет", созданной десятки лет назад для обмена информацией между рядом исследовательских центров военной промышленности США. В настоящее время Сеть насчитывает многие миллионы компьютеров и средств доставки информации. Она может предложить потребителям многочисленные базы данных, включая базы юридической информации.

Сегодня к сети Интернет подсоединены все развитые страны мира. Активно начинают подсоединяться к Интернету и все государственные органы и учреждения России. Информация, которая может в таких случаях использоваться, - это данные, документы, хранящиеся в центрах информации, в библиотеках других стран.

Важными вехами в развитии мировой инфраструктуры информации Интернета можно считать следующие исторические события:

    создание в 1945 г. учеными Пенсильванского университета Дж. Мокли и Д. Эккертом первой ЭВМ;

    появление в 1950 - 1960-е гг. больших вычислительных машин, ориентированных на решение оборонных проблем;

    производственный выпуск в 1974 г. американской фирмой MITS портативного электронного устройства "Altair 8800", которое может считаться образцом первого персонального компьютера;

    массовая продажа компьютеров фирмы "Apple" и IBM в 1980-е гг.;

- начало 1990-х гг. ознаменовалось этапом глобальных информационных коммуникаций и сетей. В 1993 г. корпорация "Intel" выпускает процессор Intel(R) Pentium(R), число пользователей Интернета в США достигает 3 млн.;

    в 1994 г. была создана доменная зона .ru;

    в 1997 г. корпорация "Intel" выпускает первый процессор Intel Pentium II, число пользователей Интернета в мире превышает 100 млн.;

    в 1999 г. корпорация "Intel" представляет процессор Intel(R) Pentium(R) III. Количество пользователей Интернета в мире превышает 201 млн.;

    в 2000 г. корпорация "Intel" представляет процессор Pentium 4, разработанный специально для поддержки потоковой передачи звука и изображения в Интернете, обработки изображений, создания видеоматериалов, обработки речи, трехмерных игр, мультимедийных приложений и работы в многозадачных средах;

    в 2001 г. персональным компьютерам более 20 лет. В период с 1981 по 2000 г. продано 835 млн. компьютеров;

    к 2006 г. во Всемирной паутине зарегистрировано более 100 млн. сайтов (для сравнения: в 2004 г. их было примерно 50 млн., а в 1996 г. - всего 20 тыс.);

    в сентябре 2007 г. на всей планете более 1 млрд. 200 тыс. пользователей Интернета, в этом же году в российской зоне зарегистрирован миллионный домен (активно работает 800 тыс. сайтов), суммарный оборот российской торговли в Интернете превышает 5 млрд. долл. в год, более 60% российских пользователей выходят в Интернет из дома;

    в 2008 - 2009 гг. к Интернету подключены 80 тыс. российских школ, активно подключаются региональные библиотеки.

Надо заметить, что структура интернет-отношений будет неполной, если не упомянуть о юридических, этических, моральных и других фактах, которые имеют место в виртуальном пространстве.

Думается, что юридические, этические, моральные и другие факты - это важнейшие компоненты интернет-отношений, связанные с их возникновением, изменением или прекращением. Это те конкретные жизненные обстоятельства, которые приводят в действие (движение) интернет-отношения.

Иногда для возникновения интернет-отношения необходимо наличие не одного юридического факта, а целого юридического состава, т.е. определенной совокупности юридических фактов (получение лицензии на осуществление онлайн деятельности, регистрация сетевого СМИ и т.д.). Указанные факты отражаются обычно в нормах права, морали, этики и т.д. Наступление данных фактов вызывает предусмотренные той или иной нормой правовые, информационные, социальные и другие последствия. Поэтому для юриста, работающего в Интернете, всегда будет важен вопрос о наличии или отсутствии юридических, этических, моральных и иных фактов. Мнение и убежденность субъектов интернет-отношений по этому поводу может базироваться на: 1) бесспорности и очевидности существования или отсутствия данного факта в виртуальном пространстве; 2) доказанности наличия или отсутствия рассматриваемого факта; 3) презумпции наличия или отсутствия этого факта.

Почти бесспорными можно считать факты, которые признаются почти всеми субъектами интернет-отношений и воспринимаются ими единообразно. Например, сегодня так воспринимаются понятия электронного документа, электронной цифровой подписи и ее средств, пользователя сертификата ключа подписи и др., охарактеризованные в ст. 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".

Однако многие факты, с которыми юристы в настоящее время сталкиваются в виртуальном пространстве, нуждаются в специальном выделении и доказывании. Причем эти выделения и доказывания часто произвольные, "самостийные", хотя иногда, когда возникает спор в суде, они и регулируются законами, международными договорами, пактами и т.д. В этом смысле выделение и доказывание рассматриваемых фактов - это сложная аналитическая деятельность и многоступенчатый процесс. Перед субъектами интернет-отношений ставится задача: выделить факт; очертить рамки его действия, влияния и добиться истины по возникшему спору. Например, в случае совершения в Интернете противозаконного перехвата (ст. 3 Конвенции о киберпреступности) стороны (субъекты) квалифицируют правонарушение и в ходе доказывания вины принимают такие меры к правонарушителю, которые соответствуют их внутригосударственному праву.

Личный опыт работы в виртуальном пространстве показывает, что многие рассматриваемые факты нуждаются в презюмировании. Презумпция в этом случае приобретает функцию доказывания, и в этом смысле она требует обоснования утверждения, имеет место тот или иной факт или нет. И здесь, как и в теории права, целесообразно выделять такие виды презумпций, как знание норм права, морали, этики и невиновности. Например, если субъект, допустивший противозаконный перехват, не знал о норме, содержащейся в ст. 3 Конвенции о киберпреступности, он не освобождается от ответственности по закону конкретного государства.

Или, скажем, мы имеем дело с презумпцией невиновности субъекта интернет-отношений. В этом случае суд призван доказать вину субъекта (в соответствии с той же ст. 3 или другой), и пока суд этого не сделает, субъект не будет считаться виновным.

Другое дело, что незнание субъектом норм морали, этики и проч. не освобождает его от моральной, этической ответственности и т.д.

Исследования показали, что все факты в Интернете можно классифицировать на события и действия. События происходят в виртуальном пространстве обычно помимо желания и воли субъектов (допустим, землетрясение, разрушившее сети, сооружения связи и др.). Действия же, напротив, связаны с желанием и волей субъектов интернет-отношений (допустим, мошенничество с использованием компьютерных технологий (ст. 8 Конвенции о киберпреступности)). Иногда событие возникает в виде действия (субъект взломал через Интернет систему управления сейсмическими процессами в опасном регионе) и перерастает в плохо управляемое событие (в землетрясение). События в Интернете трудно контролируемы, и они часто вызывают конфликты между субъектами интернет-отношений.

Действия субъектов в Интернете можно дифференцировать на правомерные (например, оказание маркетинговых услуг по договору), неправомерные (противозаконный доступ к сайту), высоконравственные (оказание через Интернет помощи матери в поиске пропавшего ребенка), безнравственные (оскорбление в Интернете партнера), этические (отправление поздравления партнеру) или нарушающие правила этики (умалчивание этической информации) и т.д.

Имеет место в виртуальном пространстве и бездействие разных видов, например безнравственное (неоказание врачом помощи умирающему больному несообщением ему о нужном лекарстве), противоречащее нормам этики.

Действия в Интернете могут делиться также на правовые, моральные и другие акты и поступки. Акты здесь связаны с достижением определенных юридических и других последствий (скажем, обращение провайдеров в третейский суд). Поступки в Интернете обусловлены активными действиями субъектов интернет-отношений и влекут за собой новые отношения, изменяют их характер либо предупреждают их (например, обнародование в Интернете автором своего научного труда).

В развитие этой темы следует отметить, что необходимо учитывать также ряд существенных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на роль самого интернет-права в формировании и регулировании исследуемых отношений.

Во-первых, из сказанного видно, что свое регулятивное воздействие интернет-право оказывает на отношения в сфере виртуального пространства, придавая им тем самым упорядоченность, т.е. соответствующий интересам всех субъектов характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые возникают в связи с практическим выполнением задач и функций информационно-правовой деятельности.

Во-вторых, интернет-право регулирует отношения с участием разнообразных субъектов (национальных, зарубежных), которые складываются в результате реализации ими своих информационных и иных задач.

В-третьих, следует особо подчеркнуть, что интернет-отношениями могут быть отношения, входящие в предмет, по существу, многочисленных отраслей права, и прежде всего международного частного, публичного и информационного права. Однако это не исключает их из механизма социального регулирования.

Таким образом, интернет-отношения - это особые отношения, возникающие в результате воздействия норм информационного, международного и других отраслей права на поведение людей в этой среде. Особенность этих отношений заключается в том, что они могут быть как правовыми, так и неправовыми, т.е. фактическими отношениями (моральными, этическими и др.). В зависимости от ситуации в Интернете и собственно характера информационного воздействия на эти отношения они могут быть информационными правоотношениями, а могут быть морально-этическими. В более узком смысле можно считать, что это информационные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в киберпространстве. Их специфика заключается в следующем.

1. Они могут возникать между особыми субъектами (например, операторами связи, провайдерами, разработчиками сетей, международными организациями, отвечающими за развитие протоколов Интернета).

2. Эти субъекты могут находиться в разных странах, их деятельность может регулироваться законодательствами разных стран.

3. Интернет-отношения невозможны без использования информационно- телекоммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете.

4. Они выделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А.Б. Венгеров, для автоматизации управления.

Отношения, регулируемые интернет-правом, многообразны. Так, в зависимости от субъектов можно выделить следующие виды отношений:

    между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами, которые находятся в договорных отношениях;

    между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете;

3) между последними и специалистами, предоставляющими различные услуги;

4) между перечисленными выше субъектами и потребителями информации в Интернете;

5) между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями;

6) между провайдерами (операторами) и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, выдающим лицензии на оказание онлайновых услуг;

7) между провайдерами (операторами) и пользователями (клиентами) сетями для своих собственных нужд.

Очевидно, что почти во всех видах названных отношений (кроме п. 6) не участвуют государственные органы. Значит, интернет-отношения могут обходиться и без их участия (т.е. будут частными), хотя известно, что определенные действия субъекты рассматриваемых отношений должны осуществлять на основе лицензий, которые выдаются органами государства (например, мы уже отмечали, что в нашей стране Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выдает лицензии юридическим лицам на оказание онлайновых услуг). В этом случае без лицензии интернет-отношения возникать и развиваться не могут. Кроме того, сами органы государственной власти могут выступать инициаторами разработки сетей общего пользования.

Многие же отношения в сфере Интернета возникают на основе договоров, в которых фиксируются права и обязанности сторон, условия заключения договора, порядок его исполнения, оплата за услуги, ответственность сторон и др. Вместе с тем определенный круг отношений регулируется на основе установившихся традиций, обычаев, симпатий сторон.

В современных условиях отношения, регулируемые интернет-правом, могут быть классифицированы с учетом государственной принадлежности физических и юридических лиц. Основным критерием в данном случае служит принадлежность того или иного субъекта к определенному государству и то, что эта принадлежность закреплена в законодательных актах. По этому критерию можно выделить довольно широкий круг отношений: между отечественными и зарубежными юридическими лицами (провайдерами); между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между нашими гражданами и лицами без гражданства; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.

Отношения, регулируемые интернет-правом, можно дифференцировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, информационного воздействия. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:

    внутренние или внутрисистемные, внутриорганизационные. Такие отношения осуществляются в самом киберпространстве (например, купля-продажа при помощи сети Интернет программного обеспечения, обновление с использованием сети программного продукта);

    внешние - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, входящие в виртуальное пространство Интернета извне (например, на результаты действий субъектов, доменные адреса, сайты и др.). В принципе сюда входят и отношения, связанные с оказанием внешних информационных услуг. Скажем, в соответствии с проектом федерального закона о предоставлении электронных финансовых услуг это банковские операции и сделки в Интернете; договоры страхования, сделки с ценными бумагами, договоры финансовой аренды (лизинга), доверительного управления денежными кредитами и др. (ст. 1, 2).

Изложенная точка зрения относительно общей характеристики интернет-отношений нуждается еще в определенных дополнениях.

Во-первых, в зафиксированных законодательными и иными актами отношениях, регулируемых интернет-правом, орган государства часто отсутствует и вместо него или от его имени действуют рядовые субъекты. В ряде других случаев этот орган есть и он решает многие проблемы международного сотрудничества, правового режима объектов в информационно-технической сфере (включая Интернет).

Так, в соответствии с Федеральным законом "О связи" в международной деятельности федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи в пределах полномочий, предусмотренных международным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации. Иностранные граждане и организации, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для физических и юридических лиц Российской Федерации, в той мере, в какой данный режим предоставляется государством соответствующим российским физическим и юридическим лицам (ст. 69 Закона "О связи").

Во-вторых, особо следует выделить интернет-отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти разных государств, включая их правительства. Например, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь об обмене правовой информацией от 17 февраля 1995 г. возможен регулярный обмен информацией между ними и их информационными центрами (НЦПИ) через Интернет. И эти правительства будут в этом случае выступать в роли субъектов интернет-отношений.

В-третьих, интернет-отношения имеют место не только между органами государства, но и между самими государствами. Так, согласно Соглашению о межгосударственном обмене научно-технической информацией <1> от 26 июня 1992 г. государства через свои координационные советы (используя сети Интернета) обеспечивают доступ к совместно созданным информационным ресурсам, способствуют развитию правовых, технических, технологических элементов информационной инфраструктуры, информационных систем и т.д. (ст. 1 - 3).

Очевидно, что подобного рода отношения также могут регулироваться интернет-правом совместно с другими отраслями. При этом важно различать два вида интернет-отношений, в которых участвуют государства: 1) интернет-отношения, возникающие между государствами; 2) интернет-отношения, в которых государство выступает только в качестве одной стороны, другой стороной в этих отношениях могут быть иностранные юридические лица, международные организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются нормами международного публичного права и интернет-права, хотя они и связаны с отношениями второго вида. Что касается интернет-отношений второго вида, то ими могут быть отношения в Интернете по заключению договоров поставки товаров, оказания услуг, обмена информацией и др. Они могут регулироваться интернет-правом совместно с гражданским, коммерческим правом. Следовательно, интернет-право охватывает довольно широкий круг отношений, причем многие из них разноплановы и четко не определены. Однако все они в известной мере характеризуют этот межотраслевой институт как совокупность норм, взятых из различных отраслей права и регулирующих конкретные отношения в киберпространстве.

Литература

    Ефремов А.А. Правовые аспекты применения информационных технологий при осуществлении правосудия в Российской Федерации // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика", 28 - 29 ноября 2000 г. Сб. докладов. М.: РАГС, 2000. С. 55 - 58.

    Керимов Д.А. Кибернетика и право // Советское государство и право. 1962. N 11. С. 98 - 104.

    Кнапп В.О. Возможности использования кибернетических методов в праве. Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1965.

    Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд. М.: Юрид. фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2003.

    Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 1999. N 8. С. 16 - 26.

    Леанович Е.Б. Проблемы правового регулирования интернет-отношений с иностранным элементом // Право и Интернет (http://www.russianlaw.net/law/doc/a102.htm).

    Лессиг Л. Свободная культура. Пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2007.

    Лукьянов А.А. Основные концепции интернет-права // Информационное право. 2007. N 3.

    Правовая кибернетика / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1970.

    Преступления в сфере компьютерной информации: квалификация и доказывание: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Таврилина. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 2003.

    Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. N 3. С. 3 - 9.

    Трофимова Г.Н. Как обозначить принадлежность к Интернету // Мир русского слова. 2001. N 4. С. 73 - 75.

    Трунк А. Использование современных коммуникационных технологий в юриспруденции // Государство и право. 2001. N 3. С. 108 - 111.