Социальные льготы в социально-культурной сфере

Содержание

Введение

1. Социальные льготы в социально – культурной сфере

1.1 Общее понятие о социальных льготах

1.2 Дифференциация социальных льгот

1.3 Социальные льготы в здравоохранении

1.3.1 Санаторно-курортное лечение

1.4 Социальные льготы в сфере образования

1.5 Социальные льготы в сфере бытового обслуживания

1.6 Социальные льготы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

2.1 Общая характеристика МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

2.2 Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

2.3 Социальные льготы в МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

3. Рекомендации оптимизации функционирования МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

Заключение

Список литературы



Введение

Современная система социальных льгот сложилась в основном в 1990-е годы, когда было принято около 80 федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления льгот и дотаций, а также более 100 поправок к ним. В целом, для данной системы характерен категориальный принцип их предоставления, во многом унаследованный от советской системы. Законодательством предусмотрено большое количество категорий получателей льгот, включающие как "традиционные" категории (инвалиды, пенсионеры, ветераны), так и военнослужащих, госслужащих (налоговые работники, таможенники, депутаты, судьи и пр.), работников бюджетной сферы (медицинских, образовательных учреждений и др.).

Система государственных льгот была призвана частично компенсировать населению низкие заработки, неблагоприятные условия труда, а в ряде случаев служить дополнительным стимулом по привлечению к различным видам деятельности и признанием особых заслуг той или иной группы населения. С началом реформ сфера действия льгот (натуральных трансфертов) была расширена, они начали применяться с целью сглаживания недостатков системы государственной компенсации за причиненный вред здоровью граждан в результате катастроф техногенного характера.

В Российской Федерации система социальных пособий и льгот включает общенациональные, региональные и отраслевые компоненты. Источниками их финансирования являются федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды.

Социальные льготы охватывают значительную часть населения - по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за IV квартал 2008 г., проводимого Федеральной службой государственной статистики (ФСГС), 40% домохозяйств имеют в своем составе получателей дотаций и льгот, причем данная величина практически не меняется в последнее время. Наиболее распространены льготы на оплату жилья и транспортных услуг, их получают 27,1% и 25,5% домохозяйств. Льготами на питание и медицинское обслуживание используются лишь в 3,4% и 3,0% семей, остальные льготы - менее распространены (в реальности, косвенными льготами (дотации ЖКХ, перекрестное субсидирование и пр.) пользуются практически все домохозяйства).

Тема данной курсовой работы «Социальные льготы в социально – культурной сфере» актуальна тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной работы является рассмотрение социальных льгот непосредственно в рамках социально-культурной сферы, а также анализ фактического состояния исследуемой проблемы, который включает в себя оценку хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

В задачи работы входит:

-дать общую оценку социальным льготам;

-рассмотреть современную систему социальных льгот в РФ;

-охарактеризовать социальные льготы в социально-культурной сфере, их классификации, виды;

-дать общую оценку хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия, а также выявить резервы оптимизации функционирования предприятия;

-разработать рекомендации оптимизации функционирования организации.

Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение и перечень использованных источников.



1.Социальные льготы в социально – культурной сфере

1.1 Общее понятие о социальных льготах

Льгота в обычном понимании — это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота — это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки — соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое — низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе — особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.) [1].

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами — коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание — освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

В законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» — как один из видов социального обслуживания [4].

1.2 Дифференциация социальных льгот

Дифференциация социальных льгот в законодательстве осуществляется обычно не по их содержанию, а по контингентам граждан, которым они предоставляются: ветеранам различных категорий, в том числе участникам войны, инвалидам различных категорий и групп, детям-сиротам, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям СССР и Героям России, полным кавалерам ордена Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и т.д.

При этом объем соответствующих льгот по одному и тому же содержанию (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам, например) зачастую различается для разных категорий граждан. Общее число льгот с учетом конкретных их особенностей — около 100. Достаточно разнообразен и массив нормативных правовых актов, которыми социальные льготы устанавливались. Среди них законы, указы и постановления Правительства [7].

Объясняется это недостаточно четким нормотворческим процессом как в прошлом, так и сейчас (проекты соответствующих решений готовятся разными организациями, они не проходят зачастую независимую экспертизу, принимаются в спешке и т.п.), переоценкой правотворческой компетенции, в частности, органами исполнительной власти. Социальные льготы в подлинно правовом государстве должны вводиться законом, как социальные пособия, поскольку они являются по существу таковыми. Кстати, в некоторых странах выплачиваются дополнительно к пенсии пособия для оплаты различных социальных услуг — в частности, коммунальных. В нашей стране подобные пособия заменяются соответствующими льготами.

Единого кодификационного акта о социальных льготах нет и вряд ли такой акт появится в ближайшее время. Однако в отношении социальных льгот ветеранам подобный акт принят. Это Закон «О ветеранах». Закон весьма сложен по своему юридическому оформлению и структуре, в нем продолжена традиция установления льгот для определенных категорий граждан из числа ветеранов. Всех ветеранов Закон разделил на пять категорий с учетом (цитируем) «заслуг при защите Отечества, иной государственной службы, безупречной воинской службы и продолжительности добросовестного труда». Это, во-первых, ветераны Великой Отечественной войны. Они в свою очередь подразделяются на четыре группы:

    участники Великой Отечественной войны (их девять групп);

    граждане, работающие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале войны в портах других государств;

    граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на времен но оккупированной территории СССР, и лица, награжденные орде нами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Это, во-вторых, ветераны боевых действий (их 6 групп), в-третьих, ветераны военной службы, в-четвертых, ветераны государственной службы, в-пятых, ветераны труда.

Для каждой категории ветеранов, а зачастую и отдельных их групп (например, среди ветеранов Великой Отечественной войны выделены четыре группы), установлен «свой» набор прав и льгот. При этом наиболее полный набор льгот имеют ветераны — непосредственные участники Великой Отечественной войны и иных войн, особенно инвалиды войны (для них установлено 29 различных льгот), менее широкий набор льгот для иных ветеранов, в частности для ветеранов труда.

По содержанию социальные льготы, которые закреплены в нормативных правовых актах, можно подразделить на несколько видов, которые касаются определенных сфер деятельности соответствующих служб (коммунальных, транспорта и т.п.).

Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть, как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.

Наиболее значимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически все категории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, а также по проезду[11].

1.3 Социальные льготы в здравоохранении

Каждый имеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормах международного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41 Конституции РФ).

В зависимости от классификации категорий социально нуждающихся, в медицине предоставляется большое количество льгот.

Дети первых трех лет жизни.

- Новорожденные дети обеспечиваются комплектами детского белья. Наборы для новорожденных выдаются в родильном доме при выписке.

- На детей первого, второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

- Дети первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами. При первичном обращении в детскую поликлинику в регистратуре заводится история развития ребенка с маркировкой литерой «Л». Лекарства по рецептам выписываются в количестве, необходимом на курс лечения, который определяет лечащий врач в рамках утвержденного перечня. Перечень ежемесячно изменяется и утверждается Департаментом Здравоохранения Москвы, посмотреть его вы можете у заведующей детской поликлиники.

Дети-инвалиды обеспечиваются:

- изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.

- бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ.

- бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками.

Многодетным семьям в зависимости от категории детей предоставляются льготы:

- бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в том числе адаптированных молочных смесей) - на детей, не достигших семилетнего возраста;

- бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до 18 лет.

Предоставление льгот матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей:

- Бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения;

- Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения [6].

Инвалидам войны и ветеранам боевых действий, а также лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог предоставляются следующие льготы:

- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ.

Лицам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляется ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а также в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ.

Ветераны труда получают денежные выплаты, в которые включены и медицинские услуги:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь;

- обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача;

- обеспечение санитарно-курортным обслуживанием (по медицинским показаниям) [8].

1.3.1 Санаторно-курортное лечение

Санаторно-курортное лечение — это лечение граждан, перенесших определенные заболевания, с использованием, как правило, благоприятных природно-климатических факторов. Осуществляется такое лечение в санаториях различного профиля, часть из которых находится в непосредственном ведении органов здравоохранения (детские санатории, туберкулезные санатории и др.). Санаторно-курортное лечение предоставляется не всем гражданам, а лишь тем из них, которые нуждаются в нем по заключению лечебного учреждения. Именно оно определяет медицинские показатели для санаторно-курортного лечения.

Бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение — дефицитный вид лечения, как в прошлом, так и сейчас. Безусловного права на получение такого лечения, в том числе в санаториях органов здравоохранения, все граждане пока еще не имеют. В связи с этим в нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи путевок на санаторно-курортное лечение, предусматривается право отдельных категорий граждан на преимущественное их получение:

1. Инвалиды войны.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Ветераны боевых действий.

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

5. Лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда».

6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

8. Инвалиды.

9. Дети-инвалиды.

10. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан [1].

1.4 Социальные льготы в сфере образования

Cоциальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

Для всех обучающихся:

- граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

- граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

- обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; -

- обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

- обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

- обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе) [10].

Поддержка незащищенных

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Инвалиды 1 и 2 группы при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числа инвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственном или муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начисляться стипендия.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов (статья 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают им возможность пользования услугами сурдопереводчиков[9].



1.5 Социальные льготы в сфере бытового обслуживания

Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг предоставляются гражданам с момента введения в действие соответствующего законодательного или нормативного акта, если иное не оговорено в этих документах, и если на данный период времени граждане имели право на эти льготы, но в пределах срока исковой давности (3 года).

Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.

Категории граждан, имеющие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг

1. Инвалиды

2. Многодетные семьи

3. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, пострадавшим от радиации

4. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, занятым на работах с химическим оружием

5. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для сотрудников милиции, органов внутренних дел, прокуроров, следователей, работников налоговой полиции, таможенных органов, сотрудников государственной противопожарной службы, судей РФ, судей верховного суда, высшего арбитражного и конституционного суда Российской Федерации

6. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для ветеранов

7. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и жертв политических репрессий

8. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для военнослужащих и членов их семей

9. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг другим категориям льготников

10. Льготы для граждан, временно зарегистрированных на жилой площади

11. Некоторые вопросы применения законодательства о льготах в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг [2].

1.6 Социальные льготы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

Дети, нуждающиеся в государственной защите — дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

    образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);

    учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

    учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) [5].

Социальные льготы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в т.ч. адаптированных молочных смесей) детям до 2 лет (до 15 лет — если они страдают хроническими заболеваниями);

- бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений детям до 3 лет (обучающимся в учреждениях начального, среднего и общего профессионального образования — до 23 лет);

- полное государственное обеспечение на период пребывания в учреждениях для детей-сирот и в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования до 23 лет — на период пребывания (обучения);

- внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения детям дошкольного возраста ;

- бесплатное посещение дошкольных образовательных учреждений детям дошкольного возраста ;

- бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях обучающимся в общеобразовательных учреждениях — в период обучения;

- обеспечение бесплатными учебниками обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, — в период обучения;

- бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) до 23 лет;

- увеличение размера стипендии не менее чем на 50% выплачивается по месту учебы в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, высшего и среднего профессионального образования;

- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

- бесплатное дополнительное образование — в музыкальных, спортивных, художественных школах детям до 18 лет;

- бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования до 23 лет;

- бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях;

- бесплатный проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) детям до 18 лет (обучающимся в государственных образовательных учреждениях — до 23 лет);

- бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, а при наличии медицинских показаний — в санатории, а также оплата проезда к месту лечения и обратно до 23 лет;

- обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, при невозможности его вселения в ранее занимаемое жилое помещение дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — выпускники детских домов и школ-интернатов [3].



2. Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

2.1 Общая характеристика МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

Предприятие: Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Специализированный дом ребенка».

Тип учреждения: дом ребенка

Дата основания:28 сентября 1943 года

РАБОТА УЧРЕЖДЕНИЯ

Направления деятельности: Медицинская, педагогическая и социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте от 2 мес. до 4-х лет.

История: Дом ребенка образован после освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков в 1943 г. Воспитанниками были дети-сироты, родители которых погибли в ВОВ.

Персонал: В Учреждении работают 214 сотрудников, из них: руководство - 3, психологи - 1, воспитатели - 55, врачи - 6, медсестры - 82, технический персонал - 46.

Публикации в СМИ: Постоянные публикации в прессе, на ТВ, радио.

ДЕТИ В УЧРЕЖДЕНИИ

Количество детей в учреждении: В Учреждении воспитывается 110 детей, из них дети от 0 до 1 года - 33, от 1 до 4 лет - 77.

Возраст детей: от 0 до 4 лет

Количество детей-сирот: 87

Количество детей с отклонениями в развитии:37

Лечение детей: В Учреждении детям оказывается первая медицинская помощь и специализированная: неврологическая, педиатрическая, психиатрическая, лечебная физкультура, реабилитационная. Медицинский кабинет и мед. оборудование соответствуют потребностям Учреждения.

Летний отдых: Летом дети остаются в Учреждении.

Общение детей: Дети общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами учреждения. Ведётся переписка воспитателей с осужденными родителями. Для детей организовываются поездки по городу.

Благотворительная помощь: помощь от российских организаций и граждан поступает регулярно, от иностранных - редко.

2.2 Оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

Наименования бюджета: местный

Источник финансирования: средства бюджета города Орла Периодичность: годовая. Единица измерения: руб.

Таблица№1. Показатели, необходимые для расчёта.

Год

Показатели

2008

2009

Общее финансирование

35850345

42920000

Основные средства

8012264

8560769

Среднесписочная численность работников

210

214

Среднемесячная заработная плата

7500

9200

Так как МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка» является бюджетной организацией и не имеет выпущенной продукции, вместо показателя объём выпуска продукции используем финансирование в год.

Таблица№2. Результаты анализа.

Год

Показатели

2008

2009

Фондоотдача

4,47

5,01

Фондоёмкость

0,22

0,19

Фондовооруженность

38153

40003

Выработка

170715

200560

Трудоёмкость

210

214


    Фондоотдача показывает, какова отдача от использования каждого рубля, вложенного в основные средства, т.е. насколько эффективно это вложение. Из таблицы видно, что от использования одного рубля финансирования в 2008 году отдача составила 4,47 руб., а в 2009 году – 5,01 руб.

    Фондоёмкость определяет необходимую величину основных средств для производства продукции заданного объёма на перспективный период. Из таблицы видно, что на производство одного рубля продукции в 2008 году было затрачено 0,22 руб. , а в 2009 – 0,19.

    Фондовооруженность показывает, какое количество основных средств приходится на одного работника предприятия. В МЛПУ Дом ребенка г. Орла в 2008 году на одного работника приходится 38153 основных средств, в 2009 – 40003.

    Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов, состоит из выработки и трудоёмкости. Выработка характеризуется количеством продукции или объёмом работ или услуг произведённых в единицу рабочего времени. В 2008 году выработка равна 170715, в 2009 – 200560. Трудоемкость в 2008 году равна 210, в 2009 – 214.

Имущество и средства Дома Ребенка

1.1. Имущество Дома Ребенка является собственностью Орловской области и закрепляется за детским домом на праве оперативного управления. Права Дома Ребенка на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексе Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании".

1.2. Земельные участки закрепляются за Домом Ребенка в постоянное (бессрочное) пользование.

1.3. Дом Ребенка владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.4. Изъятие и отчуждение имущества, закрепленного за Домом Ребенка, допускается в случае и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Комитет по управлению государственным имуществом в праве изъять излишнее, неиспользуемое и (или) используемое не по назначении имущество, закрепленное за Домом Ребенка.

1.6. Дом Ребенка не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться

закрепленным за ним имуществом.

1.7. Дом Ребенка с согласия комитета по управлению государственным имуществом вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с действующим законодательством. Средства, полученные детским домом в качестве арендной платы, учитываются в доходах областного бюджета.

1.8. Дом Ребенка несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью Детского дома в этой части осуществляется собственником (уполномоченным органом).

1.9. Деятельность Дома Ребенка финансируется, в пределах средств предусмотренных бюджетом Орловской области на соответствующий год.

Источниками формирования имущества и финансовых средств Дома Ребенка являются:

-имущество, переданное Дому Ребенка Учредителем или уполномоченным им Органом;

-бюджетные и внебюджетные средства;

-средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

-другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

1.10. Финансирование Дома Ребенка осуществляется на основе государственных нормативов, которые устанавливаются в расчете на одного воспитанника. Привлечение Домом Ребенка дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет средств Учредителя.

1.11. Дом Ребенка вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность (выращивание овощей, животных на микро ферме, оказание услуг по осуществлению столярных, швейных, транспортных работ для граждан, юридических лиц и другие виды услуг, не запрещенных законодательством), распоряжаться доходами в соответствии с регламентацией деятельности Дома Ребенка, закрепленной в Уставе, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.12. Дом Ребенка может осуществлять предпринимательскую деятельность (приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания детского дома) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

1.13. Доходная (в том числе предпринимательская) деятельность Дома Ребенка может быть прекращена в случаях и порядке, предусмотренных законом.

1.14. Доходы Дома Ребенка, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов детского дома и отражаются в доходах областного бюджета как доходы от оказания платных услуг.

1.15. Дом Ребенка должен быть обеспечен в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации образовательно-воспитательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников.

1.16. Дом Ребенка отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством средства в течение года изъятию не подлежат.

Контроль и отчетность

2.1. Финансово-хозяйственная деятельность Дома Ребенка контролируется Учредителем и другими контролирующими организациями, имеющими на это право, в соответствии с действующим законодательством. В состав ревизионной комиссии могут ходить представители Дома Ребенка, избираемые на общем собрании трудового коллектива.

2.2. Проверка деятельности Дома Ребенка производится в соответствии с действующим законодательством. Контролирующие органы вправе требовать от должностных лиц Дома Ребенка представления всех необходимых материалов, бухгалтерских, иных документов и личных объяснений.

2.3. Директор Дома Ребенка обеспечивает представление в распоряжение контролирующих органов всех необходимых для проведения ревизии материалов. При необходимости для проведения ревизии финансово-хозяйственной может быть приглашена аудиторская организация.

2.4. Директор Детского дома несет ответственность за сохранность управленческих, финансово-хозяйственных и других документов.



2.3 Социальные льготы в МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Льготы, предоставляемые детям в МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»: -бесплатное лекарственное обеспечение; -бесплатное питание (в том числе адаптированных молочных смесей детям до 2 лет); -бесплатное обеспечение одеждой, обувью, игрушками, средствами гигиены и т.д.; -бесплатное медицинское обслуживание (включающее неврологическую, педиатрическую, психиатрическую, реабилитационную помощь); -бесплатная организация поездок за пределы Дома ребенка, на цирковые и театральные представления, в парк;

После усыновления. Государство не оказывает семье дополнительной помощи, за исключением предоставления матери послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляется младенец до трех месяцев. Денежное пособие на усыновленного ребенка равно установленному законом пособию на кровного ребенка. После усыновления ребенок получает все права родного, включая имущественные, но при этом лишается льгот, которые он имел как сирота (например, права на получение после достижения 18 лет жилья от государства, льгот при поступлении в учебные заведения и т.д.).



3. Рекомендации оптимизации функционирования МЛПУ «Специализированный Дом Ребенка»

Для улучшения финансового положения предприятия (в данном случае Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Специализированный дом ребенка») необходимо определить мероприятия:

    Создание Попечительского совета в целях содействия учреждению в воспитании, содержании и обучении воспитанников, защите их прав и интересов.

Основные функции Попечительского совета: - содействие в работе по совершенствованию образовательного процесса;

- создание условий для дополнительного образования воспитанников, дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- оказание содействия в трудоустройстве детей-сирот, получивших основное общее образование, улучшении их жилищных условий;

- оказание помощи учреждению в проведении оздоровительных мероприятий;

- организация финансовой помощи детскому дому в проведении ремонтных работ, укреплении материально-технической базы детского дома;

- защита социально-экономических, трудовых, личных прав и свободы детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала детского дома;

2) Привлечение представителей науки, бизнеса, общественных организаций и объединений, и др. с целью обеспечения доступности и качества образования и воспитания. В том числе с помощью публикаций в СМИ привлечение и иностранных граждан с целью поддержки финансового состояния Детского дома.

3) Активное привлечение внебюджетных средств для обеспечения развития и укрепления материальной базы детского дома.

Источниками финансирования и материально-технического обеспечения Детского дома являются:

-средства, выделяемые целевым назначением из бюджета;

-имущество, переданное дому Ребенка его собственником или уполномоченным им органом;

-добровольные взносы организаций, предприятий и граждан;

-иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4)Ведение активной предпринимательской деятельности:

-торговля покупными товарами, оборудованием;

-издательская, рекламная деятельность;

-оказание посреднических услуг;

-долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

-приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

-ведение приносящих доход иных вне реализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Дом Ребенка вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, заданиям собственника и назначению имущества. [12].



Заключение

В заключении хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы:

    Система социальных льгот играет важную роль, т. к. позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, маленькие пенсии. В ряде случаев льготы являются дополнительным стимулом привлечения работников к различным видам деятельности (льготы для привлечения рабочей силы в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на предприятия, расположенные в неблагоприятных климатических условиях). При всем, при этом уровень жизни значительной части населения остается низким, или крайне низким.

    Общая стоимость социальных льгот и гарантий оценивается в 350 млрд. рублей. Льготы и выплаты установлены для 200 категорий граждан. Численность их получателей составляет почти 2/3 населения страны. Социальные льготы, выплаты, субсидии, компенсации предоставляются на основе более чем 200 законов и иных нормативных правовых актов.

    Основная классификация социальных льгот (по получателям):

Первая группа - граждане, которым предполагается сохранить льготы за заслуги перед Отечеством. К этой группе относятся: Герои Советского Союза и России, ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие увечья и контузии в ходе военных действий при защите конституционного строя и правопорядка. Для этих лиц льготы необходимо перевести в форму денежных выплат и производить их финансирование из федерального бюджета.

Вторая группа - граждане, которым предлагается предоставлять льготы в зависимости от дохода получателя и величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации. К этой группе относятся: нуждающиеся граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Указанные льготы будут предоставляться за счёт средств субъектов Российской Федерации.

Третья группа - лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся сотрудники милиции, судьи, работники аппарата судов, прокурорские работники, сотрудники налоговой полиции, должностные лица таможенных органов, а также другие работающие граждане, которым льготы в оплате жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг установлены в связи с их профессиональной деятельностью.

Для достижения значительного экономического эффекта необходима кардинальная реформа всей системы социальных льгот.

Законодателям предстоит огромная работа по созданию новых законов и внесению в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, связанных с льготами по проезду на транспорте, льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине, другими социальными льготами, пособиями и выплатами.

Очень важно подчеркнуть, что эту законотворческую работу в полном объеме следует проводить только в условиях роста доходов населения и прежде всего заработной платы и пенсий. Отмена льгот без увеличения доходов приведет к критическому снижению уровня жизни значительной части российского населения, что неизбежно повлечет за собой опасный рост социальной напряженности в обществе.



Список литературы

1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

2. Госпорьян А. О системе социального обслуживания семьи и детей // Социальное обеспечение. 2004.

3. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения. Изд. Экономист, 2007

4. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М.: Юристъ, 2004.

5. Малярова Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологические исследования, 2005

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Феникс, 2007.

7. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3. С. 57.

9. Свиридов С.А., Передерин СВ., Сенных Л.Н. Российское право социального обеспечения: в 2-х частях. Ч. 1. — Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2007

10. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

11. Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2006.

12. Устав МЛПУ «Специализированный Дом ребенка города Орла»