Российское предпринимательское право (работа 1)

1


Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Астраханский филиал

Кафедра юридических дисциплин

Дисциплина Российское

предпринимательское право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№3

Выполнил студент 2 курса

дистанционного обучения

юридического факультета

(специальность «Юриспруденция»)

Павлова Е.П.

Проверил_________________________

АСТРАХАНЬ 2008

План

Введение

1. Права на объекты инновационной деятельности: возникновение и реализация

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

3.Задача

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В рыночных отношениях ценные бумаги активно вовлечены в экономические процессы и выполняют ряд важных функций. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перелива капиталов, структурных преобразований экономики. Микроэкономический аспект ценных бумаг заключается в том, что они являются средством получения дохода, выполняют функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц. Для хозяйствующих субъектов, возможности развития которых путем самофинансирования ограничены, эмиссия ценных бумаг является наряду с кредитованием одним из основных способов привлечения инвестиций.

Роль и значение ценных бумаг для развития экономики стали причиной пристального внимания к ним со стороны научного сообщества. Значительное количество исследований привело к тому, что каждая очередная работа рискует с ходу заслужить определение - "выполнена на модную тему". Действительно, юридическая теория ценных бумаг, правовое положение ценных бумаг отдельных видов рассматриваются в монографиях и публикациях многих современных ученых. Ранее, в конце XIX и первой четверти XX века, ценные бумаги традиционно были особым предметом изучения и дискуссий отечественных цивилистов.

Современные исследования посвящены главным образом общим вопросам теории ценных бумаг, проблемам функционирования рынка ценных бумаг, осуществления и защиты прав их владельцев. Наибольшее внимание уделяется правовому регулированию обращения не эмиссионных ценных бумаг (вексель, чек, коносамент).

Вместе с тем недостаточно изученными в современной юридической науке остаются вопросы динамики отношений, возникающих по поводу ценных бумаг. Прежде всего, данное замечание справедливо относительно проблем правовой регламентации эмиссии ценных бумаг. Данная тема находится в тени современных исследований. Тогда как ее актуальность может быть объяснена хотя бы тем, что появление в гражданском обороте эмиссионных ценных бумаг является результатом особого эмиссионного процесса, законность осуществления которого служит основой для совершения дальнейших сделок по их обращению и правовой гарантией реализации и защиты прав, удостоверенных эмиссионной ценной бумагой.

В основу такой дихотомии положен вид эмитента. Ценные бумаги первой группы эмитируются публичными образованьями (Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованьями). К эмитентам ценных бумаг второй группы относятся коммерческие организации (преимущественно хозяйственные товарищества и общества), а также в случаях, установленных законом, иными нормативными актами, и некоммерческие организации.

В настоящей работе рассматриваются правоотношения, возникающие по поводу только эмиссионных корпоративных ценных бумаг. Исследуется правовая природа, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных бумаг, права, обязанности и пределы ответственности участников эмиссионного процесса, особенности эмиссии наиболее массовых корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций), основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, анализируется ряд важных теоретических проблем, связанных с возникновением эмиссионной ценной бумаги как объекта гражданских прав, реализацией отдельных этапов эмиссии. Особое внимание уделяется как общим (возмещение убытков), так и специальным мерам защиты гражданских прав инвесторов в процессе осуществления эмиссии (приостановление эмиссии, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным).

Изучение правовых аспектов регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг необходимо для совершенствования законодательства, установления единообразной правоприменительной (в том числе судебной) практики. Четкая нормативная регламентация эмиссии, дальнейшее развитие законодательства в этой сфере, эффективная защита прав инвесторов - все это необходимые условия снижения рисков, свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, а также расширения практики финансирования отечественных предприятий за счет эмиссии путем привлечения временно свободных денежных средств (иного имущества) юридических лиц и граждан.

Помимо указанного, актуальность исследования правового регулирования эмиссии ценных бумаг предопределена следующими причинами.

Значением и особенностью отношений, возникающих в процессе эмиссии ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги составляют подавляющее большинство обращающихся в Российской Федерации ценных бумаг. Последнее является следствием нескольких факторов.

В результате только приватизации государственных предприятий к середине 1990-х годов в России было образовано более 26 тыс. акционерных обществ. Всего по разным оценкам в Российской Федерации из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют организационно-правовую форму акционерного общества. Конституирующим элементом акционерного общества является наличие уставного капитала, разделенного на определенное количество акций, одного из наиболее массовых видов эмиссионных ценных бумаг в России.

Возрастает интерес отечественных предприятий к привлечению дополнительных капиталов путем эмиссии корпоративных облигаций - второго по объемам выпуска вида эмиссионных ценных бумаг.

Специфика отношений, возникающих в ходе эмиссии ценных бумаг, обусловлена предметом, по поводу которого они возникают, - эмиссионные ценные бумаги. Они характеризуются массовостью выпуска, неограниченным количеством потенциальных приобретателей, высоким риском неисполнения обязательств, сравнительно простой и высокой оборотоспособностью.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость повышенной частноправовой регламентации и применения дополнительных мер публично-правового регулирования эмиссии ценных бумаг.

В российском законодательстве сформировался особый комплекс нормативных актов различного уровня, регламентирующих эмиссию ценных бумаг. Данные акты не всегда последовательны, содержат пробелы, противоречия и требуют совершенствования.

Возникающие по поводу эмиссии ценных бумаг судебные споры затрагивают права и интересы большого числа субъектов. Формирующаяся при этом судебная практика не всегда одинакова. Необходимость обеспечения ее единообразия является важным условием своевременной и всесторонней защиты прав и законных интересов владельцев эмиссионных ценных бумаг.

1 Права на объекты инновационной деятельности: возникновение и реализация.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности. Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

Все мы знаем, что главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.

На конец 90-х в России насчитывалось около 900 тыс. малых организаций с числом занятых около 7 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6%. Тем не менее, малые инновационные организации — это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.

Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

Таким образом, инновационная политика государства учитывает возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему экономики России.

Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия проанализируйте следующие факторы:

состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям;

место Вашего предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов;

экономическое положение Вашего предприятия, его финансовое состояние;

сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;

льготы, получаемые Вами от государства (если таковые есть);

условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта:

На данном этапе Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать Ваши возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что Вам в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого Вы должны сформировать ваши идеи в альтернативные цели, которые бы Вы хотели реализовать.

Как мы уже сказали, главным методом принятия решения остается Ваше интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.

На этом этапе Вы должны разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных Вами на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросьте все лишние варианты и выработайте окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов Вы должны запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной Вами стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования Вы получаете подробный последовательный план Ваших действий по осуществлению инновации.

Как мы уже говорили, существует несколько методов выбора направления инновационной политики:

Данный метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий — это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.

Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария — формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

Обращаем Ваше внимание на то, что при разработке инновационной политики предприятия Вам необходимо также сделать следующее:

Проверьте, соответствуют ли запланированные мероприятия выбранной Вами инновационной политики законодательным и нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в РФ.

Просчитайте, достигают ли экономического, научно-технического, экологического и социального эффектов рассматриваемые Вами инвестиции в данный проект.

Рассчитайте величину возможной прибыли на инвестируемый капитал.

По возможности используйте поддержку со стороны государства с целью повышения эффективности инвестиций в новации.

Старайтесь привлекать субсидии, гранты, льготные кредиты международных и иностранных организаций, банков, фондов и т.п.

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Закон закрепляет виды профессиональной деятельности, связанные с ценными бумагами, которые сложились в хозяйственной практике, но до вступления в силу данного Закона не имели под собой четкой правовой основы. В разделе II комментируемого Закона "Профессиональные участники рынка ценных бумаг" даются определения конкретных видов профессиональной деятельности на РЦБ. Профессиональные участники РЦБ определяются по критерию вида профессиональной деятельности, а не через институты, занимающиеся этими видами деятельности, как ранее на основании пункта 15 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78).

Обобщенно Закон понимает под профессиональной деятельностью на РЦБ предоставление участником рынка каких-либо услуг третьим лицам на основании определенных стандартов деятельности. Профессиональную деятельность на РЦБ следует отличать от непрофессиональной, например деятельности эмитентов по выпуску ценных бумаг, хотя эти виды деятельности, а также государственное регулирование профессиональной деятельности и эмиссионной деятельности имеет очень много схожих черт.

Всего выделено семь видов профессиональной деятельности на РЦБ:

брокерская деятельность;

дилерская деятельность;

деятельность по управлению ценными бумагами;

деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

депозитарная деятельность;

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг;

В Законе, как в статье 2, которая содержит определение основных терминов, используемых в Законе, так и в комментируемой главе, отсутствует определение понятия "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг". В статье 38 Закона, посвященной основам регулирования РЦБ, содержится упоминание также о запрещении и пресечении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии. Возникает вопрос, как соотносятся понятие "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" и понятие "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг"? Имеет ли, в частности, хозяйственное общество право без специального разрешения, минуя профессиональных посредников, покупать на вторичном рынке ценных бумаг ценные бумаги другого хозяйственного общества, например голосующие акции акционерного общества, для получения дивидендов, участия в управлении или даже перепродажи их впоследствии?

Ответ будет утвердительным, если подобные операции осуществляются в рамках предпринимательской деятельности, не подпадающей под определение и признаки соответствующих видов профессиональной деятельности на РЦБ, которые установлены в настоящем Законе. Кроме того, ответственность за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах в виде приостановления деятельности и т.п. установлена именно за безлицензионную профессиональную деятельность (п. 6 ст. 51 комментируемого Закона), а не за безлицензионную предпринимательскую деятельность на РЦБ. Хотя это не исключает того, что непрофессиональная предпринимательская деятельность на РЦБ может нарушать иное законодательство РФ. Использование Законодателем термина "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг" представляется неудачным, противоречащим другим нормам комментируемого Закона (в частности, ст. 39, 51) и вводящим в заблуждение при толковании его положений.

Закон не упоминает в качестве профессиональной деятельности деятельность в качестве инвестиционного консультанта - вид деятельности, ранее предусматривавшийся пунктом 17 вышеупомянутого Положения N 78 о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. Хотя консультационная деятельность на практике, как правило, связана с видами профессиональной деятельности, которые указаны в Законе, она не совпадает с этими видами деятельности, определяемыми Законом как профессиональная деятельность на РЦБ.

Отсюда следует, вопреки имеющимся толкованиям, что желающие лица, причем как российские, так и иностранные, если они не занимаются профессиональной деятельностью, указанной в Законе, вправе заниматься инвестиционным консультированием на российском фондовом рынке, т.е. деятельностью по оказанию консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, не имея лицензии профессионального участника РЦБ. Например, если инвестиционный консультант систематически не заключает гражданско - правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии (т.е. не занимается согласно Закону брокерской деятельностью) и т.п. Хотя, возможно, введение в будущем каких-то процедур сертификации инвестиционных консультантов могло бы быть целесообразным.

Закон не относит к числу профессиональных участников РЦБ инвестиционные фонды. В настоящее время, до принятия Федерального закона "Об инвестиционных фондах", их деятельность регулируется Федеральным законом "Об акционерных обществах" и указами Президента РФ, в частности Указом Президента РФ от 23 февраля 1998 года N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов". Согласно данному Указу инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России.

Законодатель в отношении каждого вида профессиональной деятельности, как правило, специально определяет в Законе, какому лицу может быть выдана лицензия (юридическому, физическому, коммерческой или некоммерческой организации и т.п.), хотя делает это не всегда четко. Необходимая организационно - правовая форма данного лица в зависимости от вида профессиональной деятельности обычно предписывается в нормативных актах ФКЦБ. В актах ФКЦБ также прописываются требования в отношении размера собственного капитала профессиональных участников РЦБ, квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций - профессиональных участников. В отношении кредитных организаций данные требования определяются по согласованию с Банком России.

В Законе развернуто не прописаны ограничения по совмещению отдельных видов деятельности на РЦБ. Законодатель отсылает в этом отношении к нормативным актам ФКЦБ. Это не касается прямого запрета совмещения деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности, установленного в статье 10 Закона, а также запрета фондовой бирже совмещать деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств (ст. 11 Закона).

Закон содержит ряд положений, касающихся конфликта интересов между конкретным профессиональным участником и его клиентами (например, ст. 3 "Брокерская деятельность" и ст. 5 "Деятельность по управлению ценными бумагами" Закона), однако в нем не дается определения общего понятия "конфликт интересов". Этот пробел восполняется как понятийно, так и в применении к конкретным видам профессиональной деятельности на РЦБ в нормативных актах ФКЦБ и Банка России. В частности, согласно Постановлению ФКЦБ России от 5 ноября 1998 года N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" под конфликтом интересов при осуществлении профессиональной деятельности на РЦБ понимается противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника РЦБ и (или) его работников, осуществляющих свою деятельность на основании трудового или гражданско - правового договора, и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействия) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные последствия для клиента.

Профессиональная деятельность на РЦБ осуществляется исключительно на основании специального разрешения - лицензии (ст. 39 Закона), выдаваемой ФКЦБ или другим лицензирующим органом, которому ФКЦБ была выдана генеральная лицензия на осуществление лицензирования такой деятельности. Условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности, за исключением деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, определяются нормативными актами ФКЦБ и Банка России, в частности, Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на РЦБ РФ (утв. Постановлением ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. N 50). Лицензирование деятельности по ведению реестра осуществляется в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. N 24). В отношении кредитных организаций - профессиональных участников РЦБ лицензирование осуществляется в соответствии с Положением "Об особенностях лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Российской Федерации" и указанием "О порядке лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Российской Федерации" (утв. Приказом Банка России от 23 октября 1997 г. N 02-462).

3. Задача.

Арбитражный суд вынес определение об аресте принадлежащих ответчику ценных бумаг в порядке принятия мер по обеспечению предъявленного к нему иска.
В ходе рассмотрения исковых требований было установлено, что ответчик на основании заключенного им с номинальным держателем договора передал ему арестованные ценные бумаги. Руководствуясь частью 2 статьи 96 и статьей 119 АПК РФ, арбитражный суд вынес определение о наложении на ответчика штрафа.
Определение было обжаловано ответчиком в апелляционную инстанцию. В апелляционной жалобе ответчик сослался на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" номинальный держатель, которому он передал арестованные ценные бумаги, не приобретает никаких прав на эти бумаги. Поэтому такая передача не является со стороны ответчика действием по распоряжению ими и, следовательно, не может рассматриваться как нарушение предусмотренного определением о наложении ареста на бумаги запрета на распоряжение ими.
Апелляционная инстанция оставила определение без изменения, указав, что арест ценных бумаг означает запрет ответчику распоряжаться арестованным имуществом, в том числе и совершать сделки с ними, даже если эти сделки не влекут передачу прав на ценные бумаги другому лицу.

Заключение

В заключение исследования хотелось кратко сформулировать некоторые основные его выводы и результаты.

Эмиссия ценных бумаг является наряду с самофинансированием и кредитованием одним из основных источников развития хозяйствующего субъекта. Четкая нормативная регламентация этого процесса, реальная защита прав инвесторов являются условием снижения рисков, свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, и как следствие, способны значительно снизить цену заимствований для эмитента. В свою очередь, это послужит стимулом для расширения практики финансирования за счет эмиссии ценных бумаг, вовлечения временно свободных денежных средств российских юридических лиц и граждан в реальный сектор экономики, повлечет общее развитие экономики России.

Являясь сложным процессом накопления разнообразных юридических фактов, эмиссия ценных бумаг относится к имущественной сфере. Участниками процедуры эмиссии наряду с эмитентами и инвесторами являются также государственные регулирующие органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Возникающие при осуществлении эмиссии отношения урегулированы главным образом нормами гражданского права. Вместе с тем при исследовании эмиссии ценных бумаг должно учитываться влияние иных отраслей права (например, административного и финансового).

В результате эмиссии ценных бумаг появляются эмиссионные ценные бумаги - особые объекты гражданского права. Их специфика (массовость выпуска, часто неограниченное количество потенциальных приобретателей, высокий риск неисполнения обязательств, сравнительно простая и быстрая оборотоспособность) требует повышенных мер частноправовой регламентации и применения дополнительных мер публично-правового регулирования, в том числе путем обязательности государственной регистрации выпуска.

Нормативная основа регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг требует совершенствования. Более чем пятилетний опыт применения Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выявил значительное количество внутренних противоречий и пробелов. Необходимо пересмотреть многие положения этого Закона, упростить процедуры эмиссии, дифференцировать регистрационные требования в зависимости от предполагаемых условий выпуска и вида ценных бумаг.

Следует решить вопрос о целесообразности дальнейшего применения признания выпусков ценных бумаг недействительными. Данная мера нуждается либо в существенной реформе, либо в замене на институт взыскания убытков.

Это только часть выводов и результатов, которые автор считает необходимым вынести в качестве заключения. К сожалению, тема эмиссии ценных бумаг незаслуженно редко привлекает внимание современных исследователей. Полагаем, что настоящая работа послужит причиной дальнейшего изучения процесса эмиссии ценных бумаг и выработки новых предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. В конечном счете это, несомненно, будет способствовать росту инвестиционной привлекательности России и развитию ее экономики.

Список используемой литературы.

    Налоговый Кодекс РФ.- М.2008г.

    Конституция РФ от 12.12.1993г.

    Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 24.07.2008г.

    А.В. Касьянова «Настольная книга Индивидуального предпринимателя». М-2008г.

    В.П.Мозолин, А.И. Масляев «Гражданское право. Часть первая: Учебник». Юристь, 2005.

    И.А.Симагина «Предпринимательское право: Учебное пособие». «Омега –Л» 2007г.

    Учебник "Гражданское право: В 2 т. Том I" (под ред. Е.А. Суханова) - Волтерс Клувер, 2004.

    А.Ю. Синенко «Эмиссия корпоративных ценных бумаг: Правовое регулирование, теория и практика», «Статус»,2002.

    Д.А. Вавулин «Комментарий к федеральному закону «О рынке ценных бумаг», ЗАО Юстицинформ, 2007.