Психологическое обеспечение правозащитной деятельности

Реферат

по курсу "Юридическая психология"

по теме: "Психологическое обеспечение правозащитной деятельности"

Содержание

Введение

1. Понятие и конституционное закрепление принципов правового положения личности РФ

2. Принцип соответствия прав и свобод человека общепризнанным принципам и нормам международного права

3. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека

4. Принцип равноправия, непосредственного осуществления и приоритета прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

5. Принцип единства прав и обязанностей в Конституции Российской Федерации

6. Принцип гарантированных прав и свобод, динамизм правового статуса личности

7. Гражданство в Российской Федерации и его принципы

8. Защита и покровительство граждан РФ за границей, двойное гражданство

9. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

10. Предоставление политического убежища в Российской Федерации

Заключение

Список литература

Введение

Преобразования, происходящие сегодня в России, можно считать только в том случае оправданными и необходимыми, если они совершаются для блага человека, который является высшей ценностью общества и государства. В ст.2 Конституции РФ прямо утверждается: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"

Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.

1. Понятие и конституционное закрепление принципов правового положения личности РФ

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Действительно, это главное содержание правового положения человека и гражданина, как на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод.

Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное право, прежде всего Конституция РФ, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина (ст.64 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и гражданина включают:

гражданство;

общую правоспособность (т.е. способность иметь права и обязанности). Ст.60 Конституции РФ говорит и о возникающей в полном объеме с 18 лет дееспособности

способности самостоятельно, собственными действиями осуществлять свои права и обязанности;

принципы правового положения человека и гражданина;

основные права, свободы человека и гражданина;

гарантии основных прав и свобод;

основные обязанности человека и гражданина;

Это важнейшие элементы правового статуса человека и гражданина, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ.

Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закреплены различными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция РФ прямо указывает в ч.1 ст.55: "Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

При характеристике правового статуса человека и гражданина важное значение имеют его принципы, зафиксированные в Конституции Российской Федерации.

Принципы правового статуса личности являются:

принцип соответствия прав и свобод личности общепризнанным принципам и нормам международного права (ч.12 ст.17);

принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека (ч.2 ст.17);

принцип равноправия (равенства) (ст. 19);

принцип непосредственного осуществления прав и свобод (ст.18);

принцип единства прав и обязанностей (ч.3 ст.17, ч.2 ст.6);

принцип приоритета прав, свобод и интересов личности (ст.2);

принцип взаимной ответственности государства и личности (ст.2);

принцип гарантированности (реальности) правового статуса личности (ч.1 ст.17, ч.1 ст.45);

принцип динамизма правового статуса личности.

Эти принципы непосредственно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль.

2. Принцип соответствия прав и свобод человека общепризнанным принципам и нормам международного права

Данный принцип закреплен в ч.1 ст.17 Конституции РФ и подразумевает, что российское законодательство о правах человека в своем развитии ориентируется на международно-правовые стандарты.

Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Государства-участники международных договоров по правам человека взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека, принимать соответствующие законодательные и другие меры.

Основополагающим документом, провозгласившим общепризнанные принципы и нормы международного права s этой области, является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В этом документе содержится перечень основных прав и свобод, всеобщее понимание и признание которых должно способствовать решению главной задачи - обеспечить их уважение и соблюдение среди народов государств - членов ООН.16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. В 1973 году СССР ратифицировал оба Пакта. В этих документах перечисляются права и свободы, которые государства-участники должны предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, и, что немаловажно, предусмотрено обязательство государств - участников принять все меры, в том числе законодательные, для осуществления таких прав и свобод. Предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него обязательств.

В ряду с этими основными международными актами, содержащими признание всеми и требующие соблюдения принципы и правовые нормы, касающиеся прав и свобод человека, стоят различные международные соглашения, Конвенции, и др.

Действующая Конституция РФ содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека, что выступает как средство, способствующее их реализации. Конституция РФ прямо говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч.4 ст.15).

3. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека

Конституция Российской Федерации, закрепляет права и свободы человека, исходит из их естественного и неотчуждаемого характера. "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" - гласит ч.2 ст.17 Конституции РФ. Также указанная норма утверждает права и свободы человека как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55 Конституции РФ). Этот запрет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод.

Ни одно из провозглашенных в Конституции РФ прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено без указания оснований ограничения. Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и, безопасности государства (ч. З ст.55 Конституции РФ). Временные ограничения ряда прав и свобод возможны при введении черезвычайного положения (ст.56 Конституции РФ). Но в этом случае не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст... 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ. В случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст.35 Конституции РФ).

Если нарушены права и свободы человека и гражданина, то они должны быть восстановлены, соответствующими государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены.

В Конституции РФ закреплено очень важное свойство основных прав и механизм возникновения прав человека - для возникновения прав человека достаточно самого факта рождения. Таким образом, лишь признание прав человека естественными и неотчуждаемыми делает человека настоящим субъектом права.

4. Принцип равноправия, непосредственного осуществления и приоритета прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Впервые принцип равноправия был сформулирован и провозглашен в период буржуазно-демократических революций, он явился огромным достижение передовой политической, правовой и философской мысли. Принципу равноправия посвящена ст. 19 Конституции РФ и раскрывает его конкретные назначения. Часть 1 ст. 19 Конституции РФ содержит положение о равенстве всех перед законом и судом. В ч.2 ст. 19 Конституции РФ провозглашено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. В соответствии со ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах мужчина и женщина равны в области прав и свобод. Часть 3 ст. 19 Конституции РФ определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Принцип равноправия как выражение социальной справедливости в сфере права лежит в основе всех конституционных прав и свобод, в соответствии с этим принципом формулируются и основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

Принцип непосредственного осуществления прав и свобод раскрывается в ст.18 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. Действие этого принципа связано с принципом прямого действия Конституции РФ (ч.1 ст.15). Таким образом, если человек руководствуется конституционными правами и свободами, то его поведение является правомерным. Вместе с тем, закрепление правомерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что закон и иные нормативные правовые акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В Конституции РФ в ряде случае прямо предусматривается необходимость принятия федеральных конституционных и федеральных законов (ст.24, 25, 29, 36 и др.).

Рассматривая принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ), следует помнить, что проявить свое личностное начало человек может только в социальной среде. Причем наиболее благоприятные условия, чтобы в полной мере реализовать себя, личность обретает только в развитом гражданском обществе, отношения в котором определяются правом. В настоящий момент развития российского общества, когда все должно измеряться отношением к правам человека, основные. идеи и выводы естественно-правового учения о праве, должны находить свое воплощение в результатах деятельности всех государственных органов. Обеспечение прав человека, создание механизмов их защиты, опора на общечеловеческие ценности, выработанные в многовековой борьбе за свободу и достоинство личности - а не должно являться ориентиром в правотворческой и правоприменительной практике.

5. Принцип единства прав и обязанностей в Конституции Российской Федерации

Принцип единства прав и обязанностей можно выразить известным выражением: "нет прав без обязанностей, как. нет обязанностей без прав". Рассматриваемый принцип закреплен в ч.2 ст.6 Конституции РФ: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ". Часть 3 ст.1? Конституции РФ определяет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Принцип единства прав и обязанностей в данном случае можно назвать принципом уважения чужих прав и свобод, т.е. обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществление.

Взаимосвязь прав и" обязанностей - объективная необходимость, а конституционное закрепление этой необходимости - ее юридическое выражение. Закрепленный в Конституции РФ указанный принцип, полностью отвечает духу и букве, международно-правовых актов, в частности, принятой ООH Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод граждан требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе".

Таким образом, единство прав и обязанностей человека и гражданина - всемирно признанный, универсальный принцип демократической организации общественной и государственной жизни. Сбалансированность прав и обязанностей в правовом статусе человека и гражданина является необходимой предпосылкой эффективности социального регулирования и обеспечения законности.

6. Принцип гарантированных прав и свобод, динамизм правового статуса личности

Принцип гарантированности правового статуса личности требует, чтобы законодательное предоставление личности тех или иных возможностей в рамках ее правового статуса опиралось на соответствующую систему гарантий: юридических, политических, экономических, социальных. Указанный принцип закреплен в ч.1 ст.17, ч.1 ст.45 Конституции РФ и взаимосвязан с принципом соответствия прав и свобод человека общепризнанным принципам и нормам международного права. Часть 1 ст.5 Конституции РФ содержит положение: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется".

Принцип динамизма правового статуса личности отражает тот факт, что объем прав и свобод граждан, их обязанностей не остается неизменным он прежде всего обусловлен социально-экономическими условиями развития общества, политической ситуацией, национально-религиозными, демократическими и другими факторами. Каждый новый этап развития общества ведет как к увеличению объема прав, так и к углублению их содержания. Динамизм правового статуса личности выражает изменение ее правового положения в зависимости от тех преобразований, которые осуществляются в общественной и государственной жизни. Каждый новый этап развития общества сопровождается расширением прав и свобод людей.

7. Гражданство в Российской Федерации и его принципы

Прежде всего при изучении данной темы абитуриенту следует знать, что принадлежность лиц к гражданству того или 'иного государства имеет существенное для него значение, поскольку государство, как правило, имеет свои особенности, вытекающие из его исторического прошлого, социального, политического, экономического и культурного развития. Можно утверждать, что развитие международного сотрудничества в области прав человека и безопасности приводит к постепенному сближению законодательства различных стран в сфере, относящейся к гражданству.

Понятие гражданства обладает двумя аспектами:

морально-политическим и юридическим. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. А чувства патриотизма, высокой гражданственности всегда бы по присуще прогрессивным представителям всех поколений нашей страны. Поэт декабрист К.Ф. Рылеев незадолго до казни написал: " Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан". В стихотворении Н.А. Некрасова "Поэт и гражданин" имеются такие строки: "Что такое гражданин'? Отечества достойный сын". Истинный гражданин в представлении лучших людей нашей Родины - это сын своей страны, своего народа, патриот. Таков морально-политический смысл у гражданства.

Гражданство - это и правовая категория, связанная с населением государства. Следует различать фактическое население и население в государственно-правовом смысле. В фактическое население входят все лица, проживающие на территории государства. К ним относятся граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства. Население в государственно правовом смысле - это лишь граждане данного государства, притом не только те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей. В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и Законом "О гражданстве", принятым 28 ноября 1991 года и вступившим в силу 6 февраля 1992 года, т.е. в день опубликования в "Российской газете".

Гражданин Российской Федерации обладает более широкими правами, чем другое лицо, находящееся, причем законно находящееся, на территории нашей страны. Это объясняется тем, что именно граждане создали свое государство - Российскую Федерацию - Россию - и являются в нем носителями всей полноты государственной власти.

Следовательно правовое положение граждан основывается прежде всего на том, что именно граждане, и только граждане, составляют ту часть населения государства, которая имеет с ним устойчивую правовую связь, практически никогда не прерываемую в течении всей жизни человека. Таким образом, именно граждане обеспечивают преемственность государственной власти от поколения к поколению. Исходя из этого под гражданством понимается устойчивая, закрепленная в праве связь человека с государством. Эта связь характеризуется тем, что человек - гражданин - обладает в отношении государствами правами и обязанностями, государство защищает своего гражданина, где бы он не находился.

С учетом сказанного можно дать определение гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанности и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Конституционно правовые нормы устанавливают демократические принципы и черты гражданства в Российской Федерации.

К ним относятся:

единое и равное гражданство независимо от оснований приобретения (ч.1 ст.6 Конституции РФ);

недопустимость лишения гражданства или права изменить гражданство (ч.3 ст.6 Конституции РФ);

недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки за пределы России (ч.1 ст.61 Конституции РФ);

признание за гражданином РФ двойного гражданства (ч.1 ст.62 Конституции РФ);

защита и покровительство граждан РФ за границей (ч.2 ст.61 Конституции РФ);

сохранение гражданства РФ при заключении или расторжении брака (ст.6 Закона о гражданстве);

сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей (ст.4 Закона о гражданстве).

Абитуриенту надо иметь в виду, что целый ряд государств связывает свое гражданство с национальной принадлежностью. Так, конституция ФРГ говорит не столько о "германских гражданах", сколько " о немцах", а "немцами" считается не "германский гражданин", а "лицо немецкой национальности" (ст.116). Не каждый гражданин, а "каждый немец" может быть избран президентом ФРГ (ст.54).

В Израиле гражданство определяется принадлежностью к еврейскому народу.

Конституция Эстонии устанавливает "право на гражданство Эстонии по рождению" (ст.8) и определяет, что президентом, республики может быть только "гражданин Эстонии по рождению". Назначение государства конституция видит в том, чтобы "обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века" (преамбула).

Устойчивая и широко распространенная международная практика заключается в том, что государство осуществляет защиту групп населения, не являющихся его гражданами, в другом государстве по признаку принадлежности к своей нации.

Единое и равное гражданство РФ недопустимость лишения гражданства РФ или права его изменить. Недопустимость выдачи граждан другому государству или высылки за пределы РФ. Гражданство Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.6 Конституции РФ является единым и равным независимо от, оснований его приобретения. Это означает, во-первых, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям; во-вторых что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-либо группы или разряды, порождающие различные права или обязанности. Также единое гражданство означает, что (граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики, имея равные конституционные права, свободы и обязанности. Так в категории единого гражданства проявляется важнейший принцип Российского многонационального государства - равенство наций и народностей, населяющих нашу страну.

В Российской Федерации закреплено право человека сохранять свое гражданство и тем самым свободно, без риска утратить гражданство РФ, реализовать свои права и свободы. Часть 3 ст.6 Конституции РФ содержит указание: "Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". Эта новая норма принципиально отличается от ранее существовавшей в бывшем союзном законе: лишение советского гражданства могло производиться в случае, если лицо совершило действие "порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящее существенный вред государственным интересам или государственной безопасности СССР". Под этим подразумевалось, что угодно - было открыто поле для неограниченного произвола. И этот произвол творился. Например, Вишневская Г. и Ростропович М, - известнейшие российские артисты были лишены гражданства по сугубо идеологическим мотивам Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации и выдачи другому государству (ч.1 ст.61 Конституции РФ). Запрещение высылки граждан РФ не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдачи российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Российская Конституция никаких исключений по вопросу выдачи своих граждан не предусматривает. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.

Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

8. Защита и покровительство граждан РФ за границей, двойное гражданство

На проблему соотечественников России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов. Эта проблема коснулась в первую очередь соотечественников, которые в результате ряда волн русской эмиграции оказались за пределами территории СССР. Ныне русских за пределами границ бывшего СССР насчитывается 1,5 млн. человек. Если же учитывать этническое происхождение мигрантов, то это число возрастает в несколько раз. Так, например, в США зафиксировано в 1980 г.2,8 млн. человек русского происхождения. По неофициальным данным, всего русских по происхождению за пределами территории СССР ныне насчитывается около 4 млн. человек. Однако волны эмиграции охватывали не только русских.

Например, в 70-80-е годы из СССР за рубеж выезжали преимущественно евреи, немцы, армяне и греки. Развал СССР резко ухудшил ситуацию в отношении российских соотечественников. В результате за рубежом оказалось 25 млн. россиян (по некоторым оценкам, до 30 млн}.

Особое значение в связи с остро стоящей проблемой • правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в государствах - бывших республиках СССР имеет ч.2 ст.61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительство.

Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п.

Защите прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется прежде всего дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Если исходить из положений ст.5 Закона "О гражданстве РФ", то государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во - первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. В развитие этих положений, а также для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федераций приняты следующие акты:

Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" от 11 августа 1994 года, № 16811.

''Основные направления государственной политики Российской федерации, в отношении, соотечественников, проживающих;: зa рубежам" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1394 г.,

Считается, что лучшей государственной политикой России в отношении своих соотечественников остается сосредоточение всех усилий на обеспечение адаптации российских граждан в соответствующих государствах в интересах как их самих, так и соответствующих государств и самой России. Высказывается предположение, что идеальным вариантом для российских, соотечественников стало бы заключение Россией с бывшими республиками СССР многостороннего соглашения о двойном гражданстве.

Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Часть 1 ст.62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях;

если такую возможность предусматривает федеральный закон;

если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих государств. Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Согласно ч.2 ст.62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные трудности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государствах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., установлено, что "лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого он является, как его гражданином".

9. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определено в ч 3 ст.62 Конституции РФ.

Закон о гражданстве Российской Федерации используя понятие "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" дает им определение. Иностранный гражданин - это лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства - Российской... Федерации. Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Проблема безгражданства имеет значение прежде всего для обеспечения действительного равенства всех людей, поскольку во многих странах лица без гражданства нередко дискриминируются, а также для защиты их прав и свобод в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций. Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц и поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть определен национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, а также специальный режим.

Национальный режим исходит из того, что иностранные граждане и лица без гражданства в определенной мере приравниваются к гражданам страны пребывания. Однако, согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранные граждане пользуются на территории России всеми теми благоприятными условиями, которые предоставлены гражданам любого третьего государства.

Специальный режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ обычно в отношениях с соседними странами. Например, в области приграничной торговли, общения населения, упрощение порядка посещения родственников в сопредельных странах и др. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения воинской службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право избирать и быть избранным в орган государственной власти, право участвовать в референдуме и др.).

Существуют специальные правила законодательства Российской Федерации, которые установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользуются дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов.

Конституция Российской Федерации не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он представляется в России независимо, от того пользуются ли таким режимом в соответствующем государстве иностранном. иностранцы (а значит, и российские граждане. В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев) т.е. носят дискриминационный характер, Правительством РФ могут быть установлены в соответствие со ст.3 Закона СССР, "О правовом положении иностранных граждан в СССР" ответные ограничения (реторсии).

10. Предоставление политического убежища в Российской Федерации

Предоставление государством убежища иностранному гражданину или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.

Право убежища закрепляется в конституциях большинства демократических государств. В 20 столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (ст.14) и. принятой ООН Декларацией о территориальном убежище 1967 г.

Актуальность. Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.

Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.

В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Одним из направлений данной работы стала разработка и принятие этического кодекса психолога, принятого на 3 съезде Российского психологического общества в Санкт-Петербурге в 2003 году. Этот кодекс регламентирует требования к работе психолога и ее результатам, принципы профессиональной деятельности психолога, нормы создания, хранения и применения психологических материалов, а также отношений между психологом и клиентом.

Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.

Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.

Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего, она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.

Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.

От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).

Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.

Заключение

В Российской Федерации право политического убежища закреплено в ст.63 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей Конституции РФ политическое убежище предоставляется исходя из общепризнанных норм международного права, которые зафиксированы в вышеназванных Декларациях ООН. Это означает, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, что право убежища не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении "неполитического" преступления. Если деяние квалифицируется уголовным правом как преступление (например, убийство, террористический акт и т.п.), то независимо от того, в каких целях оно совершено, в том числе по политическим мотивам, преследование за него не является основанием предоставления политического убежища. Не должно предоставляться убежище в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН, в частности за военные преступления, преступления против мира и человека, хотя бы они и были совершены в политических цепях. Решение вопроса о предоставлении политического убежища в Российской Федерации относится к компетенции Президента РФ (п. "а" ст.89 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

В Российской Федерации выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или Международного договора Российской Федерации.

Список литература

1. Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2006.

2. Малько А.В. Правоведение. М., 2006.

3. Конституция РФ.

4. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

5. Сальников В.П. Конституционное право России. М., 2008.