Процесс исполнительного производства

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Исполнительное производство

Процесс исполнительного производства

План

1. Понятие стадии исполнительного производства, ее значение

2. Требования, предъявляемые к исполнительным документам, последствия их несоблюдения

3. Отложение исполнительных действий

4. Приостановление исполнительного производства

Литература

1. Понятие, стадии исполнительного производства, ее значение

Исполнительное производство можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как институт права исполнительное производство может быть определено как совокупность правовых норм, которые регламентируют процесс исполнения судебных и иных актов по правилам исполнительного производства. Исполнительное производство является смежным институтом для двух отраслей права:

1) гражданского процессуального права;

2) арбитражного процессуального права.

Нормы института исполнительного производства, являющиеся частью арбитражного процессуального права, регламентируют порядок исполнения исполнительных документов, выданных арбитражным судом, требований, составляющих содержание исполнительных документов, выданных государственными контролирующими органами в отношении организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими экономической деятельности; исполнительных документов о взыскании расходов на совершение исполнительных действий, исполнительского сбора при реализации перечисленных исполнительных документов, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которые связаны с исполнением названных документов.

Порядок исполнения других исполнительных документов и деятельность по их реализации регламентируются нормами института исполнительного производства, являющегося составной частью гражданского процессуального права.

Во-вторых, исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса, арбитражного процесса, административного процесса, на которой обеспечивается реализация выданных при осуществлении указанных видов процессуальной деятельности документов. Реализация исполнительных документов, не связанных с экономической деятельностью организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, происходит по нормам гражданского процессуального права, составляющим содержание института исполнительного производства.

Стадия исполнительного производства, являющаяся составной частью гражданского процесса, имеет собственное правовое регулирование. В ГПК РФ раздел VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов" (статьи 428 - 446), Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" составляют правовую основу самостоятельной правовой регламентации на стадии исполнительного производства. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета устанавливаются бюджетным законодательством (часть 2 статьи 1 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Применение перечисленных норм имеет самостоятельную правовую цель - реализацию исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции и иными государственными органами, осуществляющими контролирующие функции. Достижение этой цели происходит путем составления на стадии исполнительного производства соответствующих процессуальных документов. В частности, на этой стадии могут быть изданы постановления о возбуждении исполнительного производства, совершении исполнительных действий, взыскании расходов, связанных с совершением исполнительных действий, исполнительского сбора, а также постановления о прекращении или окончании исполнительного производства, о возвращении исполнительных документов. Начинается данная стадия с возбуждения исполнительного производства, что оформляется соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя. Заканчивается стадия исполнительного производства изданием постановления о прекращении исполнительного производства или о его окончании либо вынесением постановления о возвращении исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Таким образом, стадия исполнительного производства соответствует общим требованиям самостоятельной стадии гражданского процесса: она имеет собственное правовое регулирование, самостоятельную правовую цель, достижение которой обеспечивается вынесением соответствующих процессуальных документов на стадии исполнительного производства.

Следовательно, стадия исполнительного производства может быть определена как деятельность полномочных государственных органов по реализации исполнительных документов на основании норм гражданского процессуального права, что оформляется вынесением на данной стадии соответствующих процессуальных актов.

Реализация исполнительных документов по правилам исполнительного производства непосредственно связана с правом на судебную защиту. Право на судебную защиту состоит не только в возможности обращения в суд, вынесения им правового решения, но и в исполнении решения суда. Неисполнение решения суда не позволяет признать реализованным право на судебную защиту. Поэтому совершаемые на стадии исполнительного производства процессуальные действия непосредственно связаны с реализацией права на судебную защиту. В том случае, когда цель исполнительного производства не достигнута, то есть при неисполнении решения суда, право на судебную защиту остается нереализованным. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что стадия исполнительного производства в отношении решений суда, подлежащих исполнению по правилам исполнительного производства, является завершающей в реализации права на судебную защиту. В связи с этим стадия исполнительного производства является одним из основных этапов реализации материальных норм, на основании которых выдан исполнительный документ. Неисполнение данного документа приводит к тому, что норма материального права, послужившая основанием для его выдачи, остается нереализованной. Следовательно, на стадии исполнительного производства обеспечивается реализация материальных норм по правилам исполнительного производства. По этой причине эффективность правоприменения находится в прямой зависимости от реализации исполнительных документов по правилам исполнительного производства.

2. Требования, предъявляемые к исполнительным документам, последствия их несоблюдения

В статье 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" перечислены общие требования, предъявляемые к исполнительным документам. Данные требования распространяются на все исполнительные документы, за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, соглашения об уплате алиментов. Перечисленные исполнительные документы оформляются с соблюдением установленных федеральными законами правил.

Соблюдение общих требований предполагает указание в исполнительном документе следующих сведений:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, а также фамилии и инициалов должностного лица, выдавшего от имени суда или другого государственного органа исполнительный документ;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ с указанием их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта государственного органа или должностного лица;

4) сведения о должнике и взыскателе, которые должны включать: а) для граждан: фамилию, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также год и место рождения, место работы, если оно известно; б) для организаций - наименование и юридический адрес;

5) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого государственного органа, должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

6) резолютивная часть судебного акта, акта государственного органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа;

8) указание на отсрочку или рассрочку исполнения исполнительного документа, если она предоставлена, с указанием даты начала исполнения.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта (исполнительный лист) либо являющийся судебным актом (постановление судьи о привлечении к административной ответственности), должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, например удостоверение КТС, или являющийся актом другого органа, в частности постановление административного органа о привлечении к административной ответственности, заверяются печатью этого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ.

В постановлении судебного пристава-исполнителя, подлежащем исполнению по правилам исполнительного производства, должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения и ссылки на федеральный закон и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования.

Судебный пристав-исполнитель, иное лицо службы судебных приставов вправе по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Такие исправления вносятся путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление (часть 3 статьи 14 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Постановление судебного пристава-исполнителя заверяется его подписью и печатью соответствующей службы судебных приставов, оно подлежит исполнению в срок, определенный в постановлении с соблюдением действующего законодательства. В содержании судебного приказа должны быть указаны следующие сведения:

1) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;

2) номер производства и дата вынесения судебного приказа;

3) наименование, место жительства или место нахождения взыскателя и должника;

4) закон, на основании которого удовлетворено требование;

5) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или перечисление движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

6) размер неустойки, пеней, подлежащих взысканию;

7) размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета.

В судебном приказе о взыскании алиментов помимо перечисленных сведений должны быть указаны: 1) дата и место рождения должника, место его работы, если оно известно; 2) имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которого взыскиваются алименты; 3) размер платежей, взыскиваемых с должника ежемесячно; 4) срок взыскания платежей. Данные сведения, а также фамилия, имя, отчество, место жительства взыскателя, в пользу которого взыскиваются алименты на содержание детей, должны быть указаны в соглашении об уплате алиментов, удостоверенном нотариусом.

Несоблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (подпункт 4 части 1 статьи 31 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Отказ в возбуждении исполнительного производства по данному основанию оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое должно быть вынесено в течение трех дней с даты его поступления с заявлением взыскателя. Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, а также в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства по рассматриваемому основанию может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (часть 4 статьи 14 названного Федерального закона). Устранение недостатков исполнительного документа, приведение его в соответствие с рассмотренными требованиями позволяет взыскателю вновь обратиться в службу судебных приставов с целью возбуждения исполнительного производства в пределах установленных законодательством сроков.

3. Отложение исполнительных действий

Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий. На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или же, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через определенное время. В определенном смысле это, как отмечалось выше, схоже с отсрочкой исполнения.

Между тем предоставлять такое право судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неправомерно, и на практике это приведет к волоките по исполнительным производствам.

Пункт 1 ст. 38 Закона говорит о том, что судебный пристав - исполнитель может отложить исполнительные действия. Однако в данном случае речь идет не о правомочии пристава-исполнителя принять позитивное или негативное решение, а о его полномочиях на отложение исполнения. Представляется, в частности, что волю взыскателя он обязан исполнить в любом случае.

Кстати, ранее законом было предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе. Сегодня должник исключен из состава лиц, имеющих право ставить вопрос об отложении.

Вообще, здесь мы имеем ситуацию, схожую с решением об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения, однако такого рода решение принимает уже не суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, а непосредственно судебный пристав-исполнитель.

Судебный пристав-исполнитель вправе принять такое решение по собственной инициативе. Раньше он мог принять его при наличии "обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий", теперь же - без ограничений, но на практике он будет принимать такое решение опять-таки при наличии указанных обстоятельств.

Отметим лишь два момента. Прежде всего, не направляя просьбу об отсрочке исполнения в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель, как правило, полагает, что обстоятельства, препятствующие исполнению, могут исчезнуть достаточно быстро, то есть это кратковременные обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий. При этом на практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий, он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя. Далее, "отложение исполнительных действий" и "отсрочка исполнения" - схожие, но не тождественные понятия, причем первое - более широкое. Представляется, что в случае отложения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия, а при отсрочке исполнения судебный пристав-исполнитель может, например, исследовать и уточнять имущественное положение должника (направлять запросы в органы регистрации недвижимости и т.п.), хотя новая "версия" Закона и говорит о запрете любых исполнительных действий, а не только принудительных.

Во-вторых, п. 2 ст. 38 Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Пунктом 4 ст. 38 Закона судебному приставу-исполнителю прямо предписано в случае отложения исполнительных действий выносить соответствующее постановление. О принятом решении уведомляются стороны исполнительного производства, а также суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Законом предусмотрена возможность обжалования решения об отложении исполнительных действий.

4. Приостановление исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства влечет приостановление течения сроков в исполнительном производстве. Приостановление исполнительного производства может быть осуществлено в предусмотренных законодательством случаях судом или судебным приставом-исполнителем.

Основания приостановления исполнительного производства судом бывают двух видов: 1) основания, которые влекут обязательное приостановление исполнительного производства; 2) основания приостановления исполнительного производства по усмотрению суда.

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в следующих случаях:

1) предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), если на него обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания участниками исполнительного производства результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) приостановления исполнения исполнительного документа, выданного государственным органом, должностным лицом.

В федеральных законах исчерпывающим образом определены основания, по которым суд обязан приостановить исполнительное производство. Суд вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, который вынесен по делу об административном правонарушении;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия);

5) обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган, к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (статья 39 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Суд вправе применить для приостановления исполнительного производства основания, применение которых относится к компетенции судебного пристава-исполнителя.

Основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем также бывают двух видов:

1) основания, которые влекут возникновение обязанности по приостановлению исполнительного производства;

2) основания, позволяющие приостановить исполнительное производство по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если допускается правопреемство в исполнительном производстве;

2) утраты должником дееспособности, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда о признании гражданина-должника недееспособным;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, а также при наличии письменного заявления взыскателя, находящегося в аналогичных условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

5) применения арбитражным судом процедуры банкротства должника;

6) принятия судом к рассмотрению заявления должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера либо об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Судебный пристав-исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях: 1) нахождения должника на стационарном лечении; 2) розыска должника гражданина или розыска ребенка; 3) заявления должника, проходящего военную службу по призыву; 4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить принудительные меры исполнения вне территории юрисдикции судебного пристава-исполнителя (статья 40 названного Федерального закона). Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации вправе приостановить исполнительное производство на период рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ, вправе приостановить исполнительное производство по перечисленным в федеральном законодательстве основаниям.

Время приостановления исполнительного производства исключается из сроков, которые применяются на стадии исполнительного производства.

Суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ или принявшие акт, являющийся исполнительным документом, вправе по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вынести решение о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения требований исполнительного документа. Время их предоставления также не должно учитываться при исчислении сроков на стадии исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства по перечисленным основаниям должно быть вынесено в течение 10 дней со дня поступления к нему соответствующих документов.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя (часть 7 статьи 45 рассматриваемого Федерального закона). Возобновление исполнительного производства не требует вынесения судом, другим органом или должностным лицом, приостановившими исполнительное производство, постановления о его возобновлении. Отказ судебного пристава-исполнителя от возобновления исполнительного производства после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении исполнительного производства, может быть обжалован вышестоящему лицу службы судебных приставов или оспорен в суде.