Преступления должностных лиц

2


План:

Введение

1.Превышение должностных полномочий. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

2.Задачи

3. Список использованной литературы.

Введение

Деяния, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК, представляют особую опасность. Эти преступления совершаются лица­ми, занимающими должности в государственном аппарате или органах местного самоуправления, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб гражданам, обществу или государству, но и дискредитирует власть, подрывает ее авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности деятельности аппарата государственной власти. Кроме того, существует непосредственная связь коррумпированной части чи­новничества с организованной преступностью. Определенная часть должностных лиц, злоупотребляя своими должностными полномочия­ми, участвует в криминализации российской экономики, отмывании денег, добытых преступным путем, а также способствует сокрытию организованной преступности от ее разоблачения правоохранительны­ми органами.

Особенностью рассматриваемых преступлений является также их исключительно высокая латентность. Это обстоятельство нужно иметь в виду при оценке статистических данных по этой категории преступ­лений. По данным статистики, число лиц, осужденных за должностные преступления, в 1991 — 1995 гг. составляло в общем числе осужденных за год около 0,2%. При этом число лиц, осужденных за все должностные преступления, выросло с 2,3 тыс. человек в 1994 г. до 2,5 тыс. в 1995 г., а число лиц, осужденных за получение взятки, снизилось с 1114 человек в 1994 г. до 1071 человек в 1995. Очевидно, что это лишь малая часть действительно совершенных преступлений.

Принципиальные изменения в экономической, социальной и поли­тической жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, отказ от тоталитаризма, развитие многоукладной экономики — все это оказало влияние на определение этих преступлений в УК РФ 1996 г. Опасность этих преступлений законодатель подчеркнул тем, что помес­тил главу 30 в разделе X УК, носящем название «Преступления против государственной власти». Глава пополнилась тремя новыми составами (ст. 287, 288, 289 УК). Новое уголовное законодательство значительно повысило ответственность работников государственного аппарата: по двум составам (ст. 288 и 292) уголовной ответственности могут подле­жать все работники государственного аппарата, как должностные, так и недолжностные лица; существенно повышена ответственность лиц, принадлежащих к высшим эшелонам власти за все наиболее серьезные преступления по должности, а не только за получение взятки, как это было предусмотрено прежним УК.

В начале 1990 г. Верховный Суд СССР обобщил судебную практику по делам о должностных преступлениях и 30 марта 1990 г. принял руководящее постановление «О судебной практике по делам о злоупот­реблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В настоящее время это постановление по многим вопросам не утратило своей актуальности и должно применяться при истолковании соответ­ствующих положений УК 1996 г.

Преступлениями против государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах местного самоуправления являются деяния, совершенные государственными служащими и муни­ципальными служащими с использованием своих служебных полномо­чий и посягающие на нормальную деятельность органов государствен­ной власти или органов местного самоуправления.

Глава 30 УК включает 9 составов преступлений, посягающих на единый родовой объект — нормальную деятельность органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также нормальную деятельность соот­ветствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК).

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ под государственной властью понимаются органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти. Деятельность органов государственной власти опреде­ляется Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.1, в котором установлено, что государственная служба в РФ основана на принципах верховенства Конституции и федеральных законов, приоритета прав и свобод чело­века и гражданина, профессионализма и компетентности государствен­ных служащих, гласности и ответственности в их деятельности и других важных принципах.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти. Основные положения, касающиеся организации и деятельности этих органов, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Объектом рассматриваемых преступлений является также нор­мальная деятельность государственных или муниципальных учрежде­ний, т.е. организаций, создаваемых государством или органами местно­го самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финан­сируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Объектом рассматриваемых преступлений может быть также нор­мальная деятельность органов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских Частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ (ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г.3). К другим войскам и воинским формированиям относятся пограничные войска, внутренние войска МВД, войска Федеральной службы безопасности, войска прави­тельственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, личный состав Главного управления охраны РФ и др.

Не является объектом рассматриваемых преступлений деятель­ность хозяйственных товариществ, производственных и потребитель­ских кооперативов, общественных организаций, а также иностранных фирм. Преступления, направленные против интересов такого рода ор­ганизаций, не являющихся государственными или муниципальными, посягают на нормальное функционирование экономики и подлежат квалификации по ст. 201—204 УК РФ. Судебная коллегия по уголов­ным делам Верховного Суда РФ не признала состава должностного преступления в действиях К., работавшего директором арендного пред­приятия.

С объективной стороны рассматриваемые преступления характери­зуются двумя признаками. Во-первых, преступления совершаются бла­годаря использованию соответствующими лицами своего служебного положения, во-вторых, эти преступления совершаются вопреки инте­ресам службы. Для установления признаков преступления необходимо выяснить полномочия данного лица, определенные соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в котором предусматриваются права и обязанности этого лица. Под «ис­пользованием своих служебных полномочий» понимаются действия лица, вытекающие из его служебных полномочий и связанные с осу­ществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им должности (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Не являются таким «использованием» действия, не связанные с непосредственным осуществлением своих прав и обязанностей по службе.

Признак использования своих полномочий «вопреки интересам службы» означает, что действия лица по своему содержанию противо­речат задачам и целям, ради которых функционирует соответствующий орган.

Деяния, предусмотренные в ст. 285, 286, 288 и 293 УК, влекут уго­ловную ответственность только при наступлении указанных в этих статьях последствий, т.е. эти составы описаны в законе как материаль­ные. Чаще всего этими преступлениями причиняется материальный ущерб. Однако в качестве последствий закон указывает и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Такие последствия могут заключаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, сокрытии совершенных пре­ступлений, подрыве авторитета органов власти и т.д.

Другие составы этой главы УК (ст.287, 289, 290, 291 и 292) сформу­лированы в законе как формальные, эти преступления окончены с мо­мента совершения описанных в этих статьях действий.

С субъективной стороны все преступления, предусмотренные гла­вой 30 УК, являются умышленными, за исключением халатности. Ряд составов кроме умысла предусматривают в качестве обязательных при­знаков наличие определенного мотива — корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285, 292 УК). Корыстным мотивом является стремление извлечь выгоду материального характера. «Иная личная заинтересованность» может выразиться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть некомпетентность, и другими мотивами (ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.).

Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть три катего­рии лиц: любые лица; служащие государственного аппарата; должност­ные лица.

Любое лицо может быть привлечено к ответственности только за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК). За два преступления — присвоение полномочий должностного лица и служебный подлог (ст. 288, 292 УК) подлежат ответственности любые государственные служащие и служащие органов местного самоуправления. Понятие го­сударственного служащего дано в ст. 3 Федерального закона «Об осно­вах государственной службы в Российской Федерации»: государствен­ным служащим является гражданин Российской Федерации, испол­няющий обязанности по государственной должности за денежное воз­награждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Все остальные виды рассматриваемых преступлений (ст. 285, 286, 287,289, 290, 293 УК) предусматривают в качестве субъекта преступле­ния должностное лицо, занимающее должность в органе законодатель­ной, исполнительной или судебной власти. По данным МВД РФ за 1992 г., из общего числа уголовных дел, возбужденных на должностных лиц, 79 дел было возбуждено на депутатов республиканского, краевого, областного значения и местных органов власти, 1320 — на сотрудников органов государственного управления и 376 — на работников правоо­хранительных органов.

Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК. Должностными лицами являются: а) государственные служащие, по­стоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, и б) государственные служащие, посто­янно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйствен­ные функции в государственном органе, органе местного самоуправле­ния, в государственном или муниципальном учреждении либо в Воору­женных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Понятие представителя власти сформулировано в примечании к ст. 318 УК: такими лицами признаются должностные лица правоо­хранительных или контролирующих органов, а также иные должност­ные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Функции представителя власти осущест­вляются во всех трех видах власти, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депу­таты представительных органов субъектов Федерации. В сфере ис­полнительной власти представителями власти являются члены Пра­вительства, должностные лица правоохранительных и контролирую­щих органов. Лицами, осуществляющими функции представителя власти по спе­циальному полномочию, являются различные общественные инспекто­ры, ревизоры, общественные контролеры (например, в торговой сети, на транспорте), привлекаемые к исполнению полномочий без назначе­ния на должность, а также нештатные сотрудники милиции и другие лица. Так, А., работавший переводчиком в газете, но одновременно выполнявший обязанности общественного контролера по проверке предприятий торговли и общественного питания, был признан долж­ностным лицом и осужден за получение взятки.

Организационно-распорядительные функции осуществляют те должностные лица, которые руководят трудовым коллективом, осу­ществляют подбор и расстановку кадров, организацию труда подчинен­ных, поддержание трудовой дисциплины в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципаль­ном учреждении, в Вооруженных Силах. Это могут быть руководители министерства, государственного комитета, руководители структурных подразделений.

Административно-хозяйственные функции выполняют должност­ные лица, в обязанности которых входит управление и распоряжение государственным имуществом, его хранение и реализация, обеспечение контроля за осуществлением такого рода операций в соответствующем органе.

Не являются должностными лицами рядовые рабочие и служащие, охранники, почтальоны, проводники вагона, машинист тепловоза, ря­довой стрелок охраны и иные лица, выполняющие сугубо профессио­нальные или технические обязанности. Однако такие лица могут быть признаны должностными, если кроме исполнения своих профессио­нальных обязанностей они наделяются функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера (п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач му­ниципальной больницы незаконно выдает документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность, — листок нетрудоспособности. Таким образом, для признания виновного должностным лицом имеет значе­ние не название его должности, а характер выполняемых этим лицом функций. Поэтому были признаны должностными лицами секретарь приемной комиссии техникума, которая за взятки выдавала тексты экзаменационных диктантов1, преподаватель иностранного языка, ко­торый за взятки ставил зачеты студентам.

В четырех составах (ст. 285,286,287 и 290 УК) из всех должностных лиц выделяются должностные лица, занимающие государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главы органа местного самоуправления, которые ввиду особой ответст­венности их должностного положения несут повышенную уголовную ответственность. Перечень таких должностных лиц установлен Кон­ституцией РФ, федеральными конституционными законами и феде­ральными законами (примечание 2 к ст.285 УК). Лицами, занимающи­ми должности такого уровня, являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, министры, руководители законодательной или исполнительной власти субъектов Федерации и другие должностные лица, входящие в катего­рию «А» в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Глава 30 УК включает девять составов преступлений, посягающих на нормальную деятельность органов государственной власти или местного самоуправления в любой сфере. Наряду с главой 30 УК предусматривает ответственность должностных лиц во многих других статьях. Такие нормы есть в главе 19 УК «Преступления против кон­ституционных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 136, 137, 138 и др.), в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятель­ности» (ст. 169, 170), в главе 31 «Преступления против правосудия» (ст. 299, 300, 301 и др.). Но деяния, описанные в приведенных выше статьях УК, хотя и совершаются государственными служащими или должностными лицами, посягают на иные объекты, в этом и состоит их отличие от преступлений, ответственность за которые предусмот­рена в главе 30 УК.

1. Злоупотребление должностными полномочиями

В законе установлена ответственность за использование должност­ным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересо­ванности и повлекло существенное нарушение прав и законных инте­ресов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК).

Объективная сторона этого преступления заключается в том, что должностное лицо незаконно использует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствие этого причиняет существен­ный вред гражданам, организациям, обществу или государству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия, так и путем бездействия должностного лица, которые связаны с осуществле­нием им своих прав и обязанностей по службе.

Совершенными вопреки интересам службы признаются такие дей­ствия, которые противоречат целям и задачам, возложенным на данный государственный или муниципальный орган. Судебная практика стал­кивалась со случаями, когда должностное лицо допускало известные нарушения служебных инструкций, но делало это ради достижения успехов в деятельности соответствующего учреждения. Так, К. заклю­чил договор с бригадой строителей, завысив в нем сумму оплаты, и для того, чтобы выплатить эти деньги, составлял фиктивные наряды на невыполнявшиеся работы. Суд не признал в действиях К. состава зло­употребления должностными полномочиями, установив, что он дейст­вовал в интересах службы, поскольку за меньшую оплату строителей найти было невозможно1.

Нельзя признать злоупотребления и в том случае, когда должност­ное лицо, стремясь достигнуть общественно полезного результата, идет на определенный риск, например меняет профиль продукции, но в конечном счете предприятие терпит убытки вследствие не поставлен­ного вовремя оборудования. И в этом случае должностное лицо не совершает действий вопреки интересам службы, хотя его распоряжения и не привели к желаемому результату. При определенных условиях действия таких должностных лиц нужно рассматривать по правилам ст. 41 УК об обоснованном риске, исключающем преступность деяния.

Состав преступления окончен тогда, когда действия должностного лица повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общест­ва или государства (см. 1). Наступившие последствия должны нахо­диться в причинной связи с совершенными должностным лицом дейст­виями (бездействием). Признак «существенности» вреда — оценочное понятие, зависящее от обстоятельств конкретного дела.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, кроме того, корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленная вина может быть установлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует свои служеб­ные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граж­дан, организаций, обществу или государству, и желает либо сознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично. За злоупотребление своим служебным положением был осужден старший инспектор С, который под видом уплаты штрафа получил от задержанной гражданки Л. деньги и присвоил их.

«Иная личная заинтересованность» была установлена в действиях директора магазина, допустившего злоупотребление служебным поло­жением в пользу определенного лица исходя из дружественных с ним отношений.

В тех случаях, когда злоупотребление должностным положением совершается из корыстных побуждений, встает вопрос о разграничении этого состава с присвоением или растратой чужого имущества, совер­шенных лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 160). Различие заключается в том, что при присвоении и растрате должностное лицо завладевает чужим имуществом (в любой форме), обращая его в свою собственность или собственность другого лица, а при злоупотреблении служебными полномочиями лицо лишь получает имущественную выгоду. Как злоупотребление служебными полномо­чиями были квалифицированы действия губернатора П., который вмес­то того, чтобы использовать 21,7 млрд. руб., выделенных из федераль­ного бюджета на покупку зерна, поместил эти средства в Промышлен-но-купеческий банк, пайщиками которого были его родные, и выдал на льготных условиях крупные ссуды своим приближенным, использовав таким образом не по назначению более 19 млрд. руб.

Субъектом преступления является должностное лицо.

Квалифицирующим обстоятельством, предусмотренным в ч. 2 ст. 285 УК, является совершение этого преступления лицом, занимаю­щим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 285 УК предусмотрено особо квалифицирующее обстоя­тельство — наступление тяжких последствий. В соответствии с разъяс­нением, данным в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинение крупно­го материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и другие последствия, если они находятся в причинной связи с допу­щенным лицом злоупотреблением своим служебным положением. Вер­ховный Суд СССР признал наличие тяжких последствий, выразивших­ся в том, что хотя крупная сумма незаконно перечисленных должност­ным лицом денежных средств и была затем возвращена государству, но эти деньги надолго были изъяты из государственного фонда.

2. Превышение должностных полномочий

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за преде­лы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и за­конных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК).

Такое преступление может быть совершено только путем активных действий. Для установления признаков преступления нужно прежде всего определить объем полномочий, предоставленных этому лицу по соответствующему положению, инструкции, уставу, приказу и т.п. Если полномочия лица не были превышены, нет состава преступления. Пре­вышение должностных полномочий может иметь место только в тех случаях, когда действия лица связаны с осуществлением им своих обя­занностей по службе, в противном случае лицо отвечает на общих осно­ваниях. Инспектор районного отделения милиции У., избивший потер­певшего, был осужден не за должностное преступление, а за причинение вреда здоровью, так как драка произошла не в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а на почве ссоры, возникшей из личных взаимоотношений с потерпевшим.

Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., являются: а) действия, относящиеся к полномочиям дру­гого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа; б) действия, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоя­тельств, например с согласия вышестоящего начальника; в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить, например применение насилия к гражданину, пришедшему на прием к данному должностному лицу.

Признак явного превышения означает очевидность, бесспорность и для самого должностного лица выхода совершаемых им действий за пределы предоставленных полномочий.

Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. На практике эти последствия чаще всего состоят в причи­нении насилия гражданам, ущемлении их законных прав.

С субъективной стороны преступление предполагает только умыш­ленную вину, когда лицо сознает, что совершенные им действия явно, т.е. очевидно и для него самого, выходят за пределы предоставленных ему полномочий, и желает совершить эти действия. Мотив преступ­ления для квалификации значения не имеет. Чаще всего практика сталкивается с ложно понятыми интересами службы, карьеризмом, но могут быть также мотивы мести, личной неприязни и другие по­буждения.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Чаще всего таким субъектом является представитель власти. По данным 1990 г., представители власти составили 70% всех осужденных за рассматриваемое преступление. Допущенное служащими частных охранных или детективных служб превышение полномочий, предо­ставленных им соответствующей лицензией, влечет ответственность по ст. 203 УК, если такое превышение сопровождалось применением наси­лия или угрозой его применения.

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286) является превышение должностных полномочий лицом, занимающим государ­ственную должность РФ, государственную должность субъекта Феде­рации, или главой органа местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 286 УК в качестве особо квалифицирующих предусматри­ваются три обстоятельства. Первое — превышение должностных пол­номочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его при­менения. Такое насилие может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, в истяза­ниях, а равно в лишении его свободы. По ч. 3 ст. 286 УК квалифициру­ется также угроза совершения таких действий, т.е. психическое наси­лие, примененное к потерпевшему. Если же насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия должны квалифицироваться по совокупности со ст. 111 или 105 УК.

Второе особо квалифицирующее обстоятельство заключается в при­менении должностным лицом оружия или специальных средств. За такое преступление был осужден работник милиции Е., который в на­рушение служебных полномочий, предоставленных ему Уставом пат­рульно-постовой службы милиции, применил оружие на проспекте, где было много людей. От произведенных выстрелов был убит Д. и ранена проходившая мимо гражданка А. Под оружием следует понимать любое оружие — огнестрельное, холодное, метательное, пневматичес­кое, газовое. Специальными средствами являются резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы и др., которые применяются работниками правоохранительных органов.

В качестве третьего особо квалифицирующего обстоятельства в ч. 3 ст. 286 УК указывается на причинение тяжких последствий. Такими последствиями могут быть особо крупный материальный ущерб или причинение иного тяжкого вреда, например причинение смерти по не­осторожности.

Задача № 1

Нигде не работающий Ильин «раздобыл» милицейскую форму и поддельное удостоверение оперуполномоченного отдела по борьбе с экономической преступностью. Явившись в форме на квартиру зам.директора фирмы по продаже недвижимости Нефедову и предъявив ему удостоверение, Ильин вызвал из соседней квартиры двух жильцов, заявив им, что они будут понятыми. Пользуясь неосведомленностью Нефедова и соседей, Ильин сказал, что протокол обыска будет оформлен потом, а пока он оставляет расписку об изъятии «добытых преступным путем» ценностей (валюты на сумму 500 тыс. долл., телевизора, магнитофона и ценностей жены Нефедова), предложив последнему завтра явиться в 1-е отделение милиции. Забрав и погрузив в машину «изъятое», Ильин скрылся. Квалифицируйте содеянное.

Решение:

Статья 288 УК РФ – присвоение полномочий должностного лиц. Данная статья устанавливает ответственность за присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение на этом основании таких действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

С объективной стороны состав данного преступления материальный и может быть осуществлен только активными действиями. Преступление заключается в присвоении полномочий должностного лица и совершении таких действий, которые может совершить только представитель власти или иное должностное лицо, и, кроме того, в причинении этими действиями существенного вреда гражданам или организациям данном случае гр.Нефедову). Такое присвоение полномочий может выражаться в устном объявлении себя должностным лицом, предъявлении подложных документов, использовании форменной одежды и совершении на этом основании определенных действий ( в данном случае все эти признаки налицо).

Субъектом преступления является любой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, совершение описанных действий иными лицами не влечет уголовной ответственности по данной статье. Так что действия Ильина квалифицируются по ст.159 УК РФ – мошенничество (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Сущность этих способов состоит в том, что потерпевший сам передает мошеннику имущества или права на него, полагая, что тот действует правомерно.

Обман может проявляться в сообщении ложных сведений. А конкретные проявления обмана могут быть самыми разнообразными, в том числе выдача себя за должностное лицо.

А также использование виновным подложных документов охватывается составом мошенничества.

Мошенничество считается оконченным с момента завладения чужим имуществом.

Субъектом мошенничества могут быть вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Виновный сознает используемый им обман (Ильин), предвидит причинение имущественного ущерба потерпевшему и желает обратить чужое имущество в свою пользу, получив его от самого потерпевшего.

Квалифицированным признается мошенничество, совершенное …с причинением значительного ущерба гражданину ч.2 п.г или ч.3 п. б – мошенничество, совершенное в крупном размере.

Задача № 2

Следователь прокуратуры З., расследовавший дело по факту обмана покупателей в магазине по продаже продуктов, допросив подозреваемого продавца С., который вину в этом отрицал, принял решение взять его под стражу и вынес об этом постановление, мотивируя это тем, что С. Упорно не признает своей вины, хотя ему были хорошо известны предусмотренные законом основания заключения под стражу. Прокурор района, в котором работал З., не вникнув в материалы дела, санкционировал постановление и С. Был взят под стражу. Разрешите создавшуюся ситуацию.

Решение:

Действия следователя прокуратуры З. квалифицируются по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона данного преступления заключается в том, что должностное лицо незаконно использует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствие этого причиняет существенный вред гражданам, организациям, обществу, государству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия, так и путем бездействия, которые связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей по службе.

Совершенными вопреки интересам службы признаются такие действия, которые противоречат целям и задачам, возложенным на данный государственный или муниципальный орган.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, кроме того, корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленная вина может быть установлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, и, желает либо сознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично.

Субъектом преступления является должностное лицо.

Квалифицирующим обстоятельством, предусмотренным в ч.2 ст.285 УК РФ, является совершение этого преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

В ч.3 ст.285 УК РФ предусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство – наступление тяжких последствий. В соответствии с разъяснением , данным в п.10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г, такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинение крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и другие последствия, если они находятся в причинной связи с допущенным лицом злоупотреблением своим служебным положением.

Список использованной литературы:

1.Преступность и правонарушения. М., 1996.

2.Российское уголовное право. Особенная часть. Под ред. В.Н.Кудрявцева

3.УК РФ. 1997

3.Бюллетень ВС СССР 1981 № 6

4.Бюллетень ВС РС 1994 № 11

5.Бюллетень ВС СССР 1987 № 5

6.Бюллетень ВС РФ 1992 № 47.

7.Бюллетень ВС РФ 1995 № 4

8.Постановление Пленума ВС СССР от 30.03.1990

9.Известия 1996 от 29 ноября

10.Российская газета 1993 от 13 февраля.

11.Российская газета 1995 от 3 августа

12. СЗ РФ 1995 № 35 ст.3506, 1996 № 23 ст. 2750