Право природопользования (работа 2)

Содержание

Введение

1. Понятие и виды права природопользования

2. Основные права природопользователей

3. Обязанности природопользователей

4. Порядок получения лицензий на право природопользования

5. Основания прекращения права природопользования

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Цель: Изучить особенности права природопользования.

  1. Понятие и виды права природопользования

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле –– это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в РФ базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

- право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь – разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

- природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

- целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

- возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

- внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

- стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

- нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

- право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

- право специального природопользования – это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

- право землепользования;

- право пользования недрами;

- право водопользования;

- право лесопользования;

- право пользования растительным и животным миром;

- право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

- бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

- срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

- право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

- право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

- право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

- право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования –– для целей заготовки древесины и т.д.

2. Основные права природопользователей

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах:

а) как возможный по закону обладатель такого права пользования

б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования.

Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Субъекты права природопользования имеют право:

- использовать природный объект в установленных пределах;

- выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;

- требовать возмещения убытков и получения компенсаций в связи с изъятием природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

- защищать свое право природопользования от нарушения.

3. Обязанности природопользователей

В ст. 58 Конституции РФ предусматривается обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Этой статье Конституции РФ корреспондируют ст. 42 - об экологических правах граждан - и ст. 36, где говорится о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции РФ содержится также ряд норм, применение которых предполагает исполнение экологических обязанностей предпринимателями и должностными лицами:

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);

обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. "в" ст. 114);

поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41).

Экологические обязанности классифицируются Законом "Об охране окружающей природной среды" по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.

А. По стадиям. Выделяются следующие узловые моменты хозяйственной деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов.

Б. По видам хозяйственной деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, в городах и иных населенных пунктах, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, при исполнении обязанностей по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Должностные лица государственного экологического контроля, в частности, имеют право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Этим правам соответствуют обязанности всех организаций и должностных лиц исполнять данные решения, а банковские учреждения обязаны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, согласно ст. 75 Закона "Об охране окружающей природной среды" не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

4. Порядок получения лицензий на право природопользования

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собственности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на пользование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов:

при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты,

вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии,

недр - лицензии на пользование недрами,

животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии,

атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия выдачи регулируются законодательством: федеральными законами.

В содержание лицензий на право пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте, субъекте права природопользования, о целях и способах использования природного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура предоставления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукционов (например, при получении концессии на пользование недрами и лесами) или последующее заключение договора на пользование природным ресурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст. 53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование может быть аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права водопользования, предусмотренным Водным кодексом.

5. Основания прекращения права природопользования

Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

истечение срока пользования природным объектом;

отказ природопользователя от использования природного объекта;

ликвидация юридического лица или смерть гражданина-природопользователей.

Общими основаниями принудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются:

изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением;

нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Заключение

Итак, право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Список использованной литературы

      Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 2007. - 412 с.

      Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008. - 368 с.

      Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2007.-688 с.