Административная ответственность за нарушение порядка государственного управления и правил охраны здоровья. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КГУКИ

Контрольная работа

по административной ответственности

студента 5-го курса

юридического факультета (ОЗО)У

Краснодар

2004

Введение

С принятием Конституции 12 декабря 1993 года Россия вступила на путь демократического развития. Реальная действительность настоятельно требовала комплексных реформ и преобразований, в том числе и в правовой сфере. Адекватным ответом на веяния времени стал утвержденный Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Закон внес существенные изменения в правовое регулирование административных правоотношений в Российской Федерации, в том числе затронув такие важные объекты охраны, как порядок управления и здоровье населения.

Одной из характерных черт административных правонарушений, несомненно, является их широкая распространённость по сравнению с иными видами правонарушений – уголовными, дисциплинарными и другими. В условиях переходного периода, когда значительной частью населения утрачены нравственные и духовные ориентиры, а во многих умах пустил корни правовой нигилизм, количество правонарушений, в том числе и административных угрожающе возрастает.

На сегодняшний день продолжает сокращаться численность населения Российской Федерации, в разных регионах стали нередки вспышки инфекционных заболеваний. Процветает проституция, значительно возросло употребление алкогольных напитков и наркотических веществ среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Причиной тому – многочисленные нарушения правил охраны здоровья. В то же время повсеместный характер приобрели административные правонарушения против порядка управления, что представляет собой серьёзную угрозу успешному проведению административной реформы в Российской Федерации, затрудняет работу государственного аппарата, и в конечном итоге, подрывает авторитет государственной власти в глазах населения и международного сообщества. В свете сказанного весьма актуальной предстаёт проблема административной ответственности за правонарушения в обозначенных выше сферах.

Вместе с тем, особое значение для действенности и эффективности института административной ответственности в целом представляют органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, ибо от них напрямую зависит соблюдение принципов равенства перед законом, презумпции невиновности и законности; сроков и порядка рассмотрении дел об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ, а также объективность и беспристрастность при принятии решения по каждому конкретному делу.

1. Административная ответственность за нарушение порядка государственного управления и правил охраны здоровья

1.1. Административная ответственность за нарушение порядка государственного управления

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.1-19.25 КоАП РФ является установленный порядок управления.

Ст.19.1 предусматривает административную ответственность за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного (которое на самом деле принадлежит виновному) или предполагаемого (которого у виновного нет, хотя он считает, что оно ему принадлежит) права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный реализует указанные права самовольно, т.е. без согласия потерпевшего, без обращения в суд либо иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления. Законодатель в данном случае оставил на усмотрение суда, какой вред следует относить к существенному. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста и должностные лица. Субъективная сторона характеризуется прямым либо косвенным умыслом. Самоуправство, предусмотренное ст. 19.1 КоАП РФ, следует отличать самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ, а также от самозащиты гражданских прав, предусмотренной нормами ст.14 ГК РФ. Виновному судом назначается предупреждение или административный штраф.

В ст.19.2 предусматривается административная ответственность за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных ч.2ст.11.15 и ст.16.11 КоАП РФ. Повреждение печати (пломбы) предполагает не полное их уничтожение, но приведение в состояние, после кот. указанные предметы требуют восстановления. Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда сорваны или повреждены печати и совершается оно только в форме действий. Субъектами данного правонарушения являются граждане и должностные лица. С субъективной стороны – только прямой умысел. Административное наказание назначается органом внутренних дел в виде предупреждения или штрафа.

Ст. 19.3-19.4 закрепляют административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников милиции, органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего (ст.19.3), должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, членов международной инспекционной группы (ст.19.4), а также воспрепятствование (физическое, психологическое) осуществлению ими служебных обязанностей. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных настоящими статьями, являются: граждане (осужденные и задержанные) по ст.19.3 и ч.1.19.2; должностные лица (напр., капитан судна) по ч.1-3 ст.19.4; юридические лица (имеющие объекты, подлежащие контролю) по ч.3 ст.19.4 КоАП РФ. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо только прямым (ст.19.3), либо и прямым, и косвенным умыслом (ст.19.4). В качестве мер административной ответственности выступают: административный штраф или административный арест на срок до 15 суток, назначаемые судьёй, органом уголовно-исполнительной системы или органами и войсками пограничной службы соответственно.

В ст.19.5 предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч.1ст.19.5), а также за невыполнение законных предписаний федерального антимонопольного органа (ч.2ст.19.5), органа регулирования естественных монополий и их территориальных органов (ч.3ст.19.5). Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истёк установленный срок для исполнения того или иного предписания. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица. Мера ответственности – административный штраф, налагаемый судьёй по ч.1ст.19.5; антимонопольным органом по ч.2 ст.19.5; органом регулирования естественных монополий по ч.3ст.19.5 КоАП РФ.

Ст.19.6 устанавливает ответственность за непринятие по постановление (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Оконченным данное правонарушение считается с момента истечения срока для принятия необходимых мер; совершается в форме бездействия. Субъект – только должностное лицо. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Мера ответственности – административный штраф, налагаемый судьёй.

В ст.19.7-19.8. предусмотрена ответственность за непредставление; несвоевременное представление или представление в неполном объёме или искажённом виде в государственный орган (должностному лицу), федеральный антимонопольный орган, орган регулирования естественных монополий их территориальные органы сведений, ходатайств, заявлений (информации) представление кот. предусмотрено законом. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения; совершаются в форме действия или бездействия. Субъектами их являются граждане (ст.19.7); должностные и юридические лица (ст.19.7-19.8). Мерой ответственности выступает штраф, налагаемый судьёй или антимонопольным органом соответственно.

Ст.19.9 закрепляет ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, водных объектов, а также сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения, их субъекты – должностные лица госорганов и органов местного самоуправления. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью. На виновного судьёй налагается административный штраф.

Ст.19.10 предусматривает ответственность за нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов. Субъект данного правонарушения – должностное лицо, субъективная сторона характеризуется лишь прямым умыслом. На виновного органом, осуществляющим государственный контроль в области наименований географических объектов, налагается административный штраф.

В ст.19.11 установлена ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ. Субъектами правонарушения являются граждане, физические и юридические лица, субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновному назначается административный штраф, налагаемый судьёй.
   Ст.19.12 предусматривает ответственность за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается только в форме действий. Субъектом правонарушения являются только граждане, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновному судом назначаются административный штраф и конфискация запрещённых предметов, веществ или продуктов питания.
   В ст.19.13 предусмотрена ответственность за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается только в форме действий, субъектом его являются граждане. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновному судом назначается административный штраф.
   Ст.19.14 устанавливает ответственность за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается как путём действий, так и бездействия. Субъектом его являются должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом. На виновного органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и госконтроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учётом и хранением драгоценных металлов и камней налагается административный штраф.
Ст.19.15 предусматривает ответственность за проживание или пребывание гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также за допущение перечисленных правонарушений лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учёта или гражданином в занимаемом им или принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении. Оконченными данные правонарушения считаются с момента их совершения, совершаются в основном путём бездействия, хотя не исключено и действие (предоставление своего жилого помещения лицу, не имеющему паспорта), субъектами их являются граждане (ч.1ст.19.15) и должностные лица (ч.2ст.19.15). Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Виновному органами внутренних дел назначаются предупреждение либо административный штраф.

Ст.19.16 устанавливает ответственность за умышленные уничтожение или порчу удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение, повлекшее его. утрату. Оконченным данное правонарушения считается с момента совершения. Оно может быть совершено в форме действия либо бездействия. Субъектом правонарушения являются граждане, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом либо небрежностью. Виновному органами внутренних дел назначаются предупреждение либо административный штраф.
В ст.19.17 предусмотрена ответственность за незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта), а также принятие его в залог. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектом их являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф.
   Ст.19.18 устанавливает ответственность за представление заведомо ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектами являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф.

Ст.19.19 устанавливает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершается в форме действий (ч.1-3 ст.19.19), либо бездействия (ч.1-2 ст.19.19). Субъектами являются должностные и юридические лица, субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф. Мерами ответственности являются административный штраф (по ч.1-3 ст.19.19) и конфискация предметов административного правонарушения (по ч.1-2 ст.19.19), назначаемые соответственно судом, органами стандартизации, метрологии и сертификации и рядом других.

Ст.19.20 закрепляет ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а также с нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектами являются граждане, должностные лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. На виновного судом налагается административный штраф.
    В ст.19.21 предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Оконченными данное деяние считается с момента совершения; совершается в форме действий или бездействия. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, либо неосторожностью. На виновного судом налагается административный штраф.
    Ст.19.22 устанавливает ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна. Оконченным данное деяние считается с момента совершения; совершается путём действий или бездействия. Субъектами являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется умыслом, либо неосторожностью. Мерами ответственности являются предупреждение или административный штраф, назначаемые органами ГИБДД, а также органами, осуществляющими надзор за техническим состоянием самоходных машин и др. видов техники.
    Ст.19.23 предусматривает ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а также за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются путём действий. Субъектами являются только юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве мер ответственности выступают административный штраф и конфискация орудий совершения административного правонарушения, назначаемые судом.
    В ст. 19.24 предусмотрена ответственность за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом. Оконченным данное деяние считается с момента совершения; совершаются путём действий либо бездействия. Субъектами являются только граждане, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мерами ответственности являются административный штраф либо административный арест, назначаемые судом или органом внутренних дел.
   Ст.19.25 предусматривает ответственность за неисполнение установленных законодательством РФ военно-транспортных мобилизационных обязанностей. Оконченными данное правонарушение считается с момента совершения; оно может быть совершено путём действий или бездействия. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона деяния характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Мерами ответственности выступают предупреждение или административный штраф, назначаемые военным комиссаром.

1.2. Административная ответственность за нарушение правил охраны здоровья

Ст.6.1 предусматривает ответственность за сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями. Объект данного правонарушения - право граждан на охрану здоровья; непосредственный объект - право гражданина получить информацию об источниках, представляющих опасность заражения инфекционными заболеваниями. Оконченным данное деяние считается с момента совершения; совершается только путём бездействия. Субъектом являются только граждане. Субъективная сторона характеризуется умыслом. В качестве меры ответственности предусмотрен административный штраф, налагаемый судьёй.

Ст.6.2 устанавливает ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Объект правонарушения - право граждан на охрану здоровья и право на приобретение качественных и допущенных к применению лекарств и препаратов. Оконченными данные деяния считаются с начала указанной деятельности без лицензии (ч.1ст.6.2) или с момента совершения хотя бы одного действия по целительству (ч.2ст.6.2). Субъектами являются граждане и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве меры наказания предусмотрен штраф, налагаемый судьёй.

Ст.6.3-6.7 предусматривают ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст.6.3); санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст.6.4); к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (ст.6.5); к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст.6.6); к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции (ст.6.7). Объект данных правонарушений - санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и здоровье населения. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения хотя бы одного действия (бездействия). Субъектами являются граждане (ст.6.3-6.6), должностные и юридические лица (6.3-6.7). Субъективная сторона всех предусмотренных ст.6.3-6.7 деяний характеризуется прямым умыслом. В качестве мер ответственности предусматриваются предупреждение (только по ст.6.3) или административный штраф (по ст.6.3-6.7), назначаемые государственным санитарным врачом (по ст.6.3, 6.4), главным государственным санитарным врачом (по ст.6.6, 6.7) или органами государственной санитарно-эпидемиологической службы (по ст.6.5).

Ст.6.8 устанавливает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Объект данного правонарушения - здоровье населения и общественная нравственность. Субъектами являются граждане и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве меры ответственности предусмотрен административный штраф, налагаемый органом внутренних дел. В соответствии с примечанием к данной статье лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Ст.6.9 устанавливает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.20.20, ст.20.22 КоАП). Объект данного правонарушения - здоровье населения и общественная нравственность. Оконченным данное деяние считается с момента совершения действия. Субъектом являются граждане. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Меры ответственности - административный штраф или административный арест, назначаемые судьёй. В соответствии с примечанием к данной статье лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также лицо, признанное в установленном порядке больным наркоманией освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Ст.6.10 устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершённое как третьими лицами, так и родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних. Объект данного правонарушения - здоровье несовершеннолетних и общественная нравственность. Оконченным данное деяние считается с момента совершения действия. Субъектами являются любые вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет (в.ч.1ст.6.10.); родители, иные законные представители, а также лица, на кот. возложены воспитание и обучение несовершеннолетнего (в ч.2ст.6.10). Субъективная сторона характеризуется умыслом. Мера ответственности - административный штраф, назначаемый судьёй.

Ст. 6.11-6.12 предусматривают ответственность за занятие проституцией, а также получение дохода, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Объект данных правонарушений - общественная нравственность, здоровье граждан и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Проституция - систематическое извлечение дохода от оказания "интимных услуг". При этом под системой понимается совершение этих действий не менее 2-х раз в течение года. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения 2-го в течение года акта проституции (ст.6.11) или с момента получения первого дохода от занятия проституцией др. лицом (ст.6.12). Субъектом являются граждане. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мера ответственности - административный штраф, налагаемый судьёй.

Ст.6.13 устанавливает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Объект данного правонарушения - здоровье населения, общественная нравственность. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения акта пропаганды или рекламы, совершается путём действия. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Меры ответственности - административный штраф и конфискация орудий правонарушения (как факультативное наказание), назначаемые судьёй. В соответствии с примечанием к данной статье не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Ст.6.14 предусматривает ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Объект данного правонарушения - общественная нравственность, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого указанного выше действия. Субъектами являются должностные (в т.ч. и индивидуальные предприниматели) и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Меры ответственности - административный штраф и конфискация орудий правонарушения, назначаемые судьёй.

2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Субъекты административной юрисдикции в настоящее время не образуют единой системы и характеризуются множественностью и многообразием. Основной принцип их построения - территориально-отраслевой. КоАП РФ определяет три основных вида административно-юрисдикционных органов.

1) В соответствии со ст.23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. Судьи (мировые судьи) рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний - административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации.

Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; собственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность, а также в области коммерческой деятельности, финансов и налогообложения.

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2), создаваемые при районных и городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления во всех субъектах РФ. Их систему возглавляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершённых лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими др. правонарушений. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесённые к компетенции др. юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

3) Административные комиссии - единственные юрисдикционные органы, специально образуемые для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесённых законодательством к компетенции др. органов (должностных) лиц. Порядок образования и деятельности административных комиссий регулируется правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Вышеперечисленные органы относятся к территориальным субъектам административной юрисдикции.

Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные ст.23.3-23.61 КоАП РФ.

К ним относятся: органы внутренних дел (милиция, ГИБДД); органы различных видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского, автомобильного и электротранспорта); органы, осуществляющие государственный надзор и контроль (ветеринарный, карантанный, санитарный, пожарный, геологический, горный, водный, лесной, экологический, промышленный, геодезический, валютный; архитектурно-строительный; пробирный, экспортный, ядерной и радиационной безопасности, энергетический, в области защиты растений, охраны земель и их мелиорации, за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, за безопасностью взрывоопасных производств, за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; за связью и информатизацией, обращением и защитой информации; за обеспечением защиты государственной тайны; за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; за соблюдением порядка ценообразования; за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; за государственными стандартами и обеспечением единства измерений; за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; в области наименований географических объектов); органы налоговой службы; органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; городские (районные) военные комиссариаты; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; таможенные органы; органы и войска пограничной службы; федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; государственные семенные инспекции; органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации, организации воздушного движения РФ; органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы государственного статистического учета; органы государственной жилищной инспекции; органы регулирования естественных монополий.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: руководители и заместители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ надзорные и контрольные функции.

Заключение

В настоящей работе были изучены административная ответственность за нарушение порядка государственного управления и правил охраны здоровья, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В ходе работы был определён перечень административных правонарушений в сфере государственного управления и правил охраны здоровья. Каждый состав административного правонарушения был рассмотрен с точки зрения его обязательных элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны правонарушения. Было установлено, что основным объектом первых из указанных выше видов административных правонарушений является установленный порядок управления, вторых – здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данные деяния могут быть совершены как путём действия, так и в форме бездействия, а в качестве их субъектов выступают граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие установленного законом возраста 16 лет, должностные лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Вина при совершении изученных правонарушений присутствует в основном в форме прямого или косвенного умысла, а в ряде случаев – в форме неосторожности. В качестве санкций виновному судьёй, органами внутренних дел, а в соответствующих случаях государственным или главным государственным санитарным врачом, органами государственной санитарно-эпидемиологической службы назначаются административный штраф, административный арест или конфискация орудия совершения преступления.

Далее, основываясь на территориально-отраслевом принципе, был определен круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, среди которых судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, органы отраслевой административной юрисдикции, а также перечень должностных лиц, выполняющих юрисдикционные функции от имени соответствующих органов.

Таким образом, заключим, что дальнейшее всестороннее изучение и совершенствование норм, устанавливающих административную ответственность в рассмотренных сферах, а также субъектов административной юстиции является важной вехой в успешном продолжении судебно-правовой реформы, укреплении законности и правопорядка на территории всей страны и будет способствовать построению правового и подлинно демократического государства в Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001 г.

3. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93 г.

4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г.

5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г.

6. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.95 г.

Монографии и учебная литература

1. Административное право. Учебник / Под ред. Попова Л.Л. М., 2003 г.

2. Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2000 г.

3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989 г.

4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002 г.

5. Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1985 г.

6. Пехтерев А.Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск, 1987 г.