Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД

РОССИИ»

КУРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра специальных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Административная деятельность органов внутренних дел»

Тема № 14:

«Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта»

Выполнил:

Слушатель___курса ___________группы

Носов И.А.

Курск 2010 г.

ПЛАН

Введение

1. Задачи и система органов внутренних дел на транспорте

2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

3. Организация взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел

Заключение

Список используемых источников литературы

Введение

Ежегодно железнодорожный, воздушный и водный транспорт России перевозит миллиарды тонн грузов, огромное количество пассажиров пользуются его услугами.

Транспортная система России является сложным хозяйственным комплексом. В него входят свыше 140 тысяч километров железных дорог, более 100 тысяч километров подъездных железнодорожных путей предприятий, 210 тысяч километров трубопроводных магистралей, сотни тысяч километров дорог автомобильного и водного транспорта. Протяженность путей воздушного транспорта составляет более миллиона километров.

Четкая и бесперебойная работа транспорта зависит от ряда объективных факторов, в том числе и от состояния общественного порядка. Нарушения правопорядка на транспорте часто влекут тяжкие последствия. Они дезорганизуют пассажирские и грузовые перевозки, наносят материальный ущерб, приводят к авариям, крушениям и другим несчастным случаям. Потерпевшие от преступлений пассажиры попадают в тяжелое положение, оставшись без денег, вещей и документов, часто в таких условиях трудно установить время и место совершения преступления. В связи с этим обеспечение должного общественного порядка и безопасности является одним из условий успешного решения задач по перевозке пассажиров и грузов.

Общественная безопасность на объектах транспорта - это система общественных отношений, которые возникают в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно-технических норм (правил), в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов1.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на транспорте осуществляется в сложных специфических условиях деятельности транспортной системы. К таким условиям (факторам) относятся:

• значительная протяженность участков оперативного обслуживания;

•объективно обусловленное распределение транспортно-экономических связей, т. е. грузопотоков и пассажиров;

• сосредоточенность на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, занятых или причастных к транспортному процессу;

• сезонность работы транспорта;

• быстрота перемещения грузов;

• непрерывность, цикличность и взаимосвязанность производственного процесса;

• специфичность обработки пассажирских операций, грузов и сопроводительной документации;

• строгий режим работы и особая государственная дисциплина.

1. Задачи и система органов внутренних дел на транспорте

Организационное построение органов внутренних дел на транспорте определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемых конкретными органами внутренних дел.

В целях разграничения объектов оперативного обслуживания и избежания споров между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в «пограничных» зонах 10 июля 2008 г. года МВД России издало приказ № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания», в котором четко обозначены эти границы.

Объектами сферы ведения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте согласно вышеуказанному документу являются2:

1. Станции в пределах их границ со всеми находящимися на них объектами Министерства путей сообщения Российской Федерации, перегоны (в пределах верхнего строения железнодорожного пути), подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте.

2. Вокзалы.

3. Остановочные пункты.

4. Платформы.

5. Пешеходные и переходные мосты, подземные переходы и тоннели, служащие для обеспечения пассажиропотоков в зоне остановочных пунктов железнодорожного транспорта.

6. Железнодорожные подъездные пути МПС России общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути», кроме путей, сданных в аренду, и путей предприятий промышленного железнодорожного транспорта.

7. Объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава.

8. Грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения.

9. Станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства МПС России, находящиеся в границах станций.

Не являются объектами оперативного обслуживания органов внутренних дел на железнодорожном транспорте и, соответственно, относятся к ведению территориальной милиции:

пристанционные скверы и сады; населенные пункты; перекидные мосты; путепроводы, виадуки, железнодорожные переезды, другие искусственные сооружения; автодороги (независимо от покрытия и назначения), пересекающие территорию железнодорожных станций; прижелезнодорожные почтамты и пункты сортировки почты Министерства Российской Федерации по связи и информатизации; железнодорожные пути предприятий промышленного железнодорожного транспорта, иные объекты МПС России, за исключением объектов, обслуживаемых по линии борьбы с экономическими преступлениями.

Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте являются: аэродромы в их границах (аэродром - участок земли или поверхности воды с расположением на нем зданий, сооружений и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов); здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов (аэровокзалы); действующие и строящиеся аэропорты при наличии подразделений транспортной милиции; воздушные суда3.

Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на воздушном транспорте:

- объекты, расположенные вне границ аэродромов и аэровокзалов;

- площади перед аэровокзалами;

- здания и почтовые помещения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

- аэропорты и посадочные площадки при небольших населенных пунктах, где нет подразделений транспортной милиции.

Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на водном транспорте являются:

а) объекты морского транспорта:

1. Морские порты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, а также судоходная часть акватории морских портов.

2. Вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов.

3. Гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов.

4. Суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и в акватории портов, вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов.

5. Места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

б) объекты речного транспорта:

1. Речные порты, вокзалы, причалы и пристани по обслуживанию грузовых и пассажирских судов, за исключением причалов для плавательных средств баз отдыха и лодочных станций, в пределах земельных отводов, зарегистрированных в государственном кадастре.

2. Территория шлюзов и иных гидросооружений, охраняемых органами внутренних, дел на транспорте.

3. Пункты специализированного отстоя и ремонта судов, судостроительные и судоремонтные заводы, кроме военных.

4. Главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых притоков на главном фарватере.

5. Суда и другие плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, кроме маломерных.

6. Плавучие знаки судовой обстановки.

Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на водном транспорте:

- острова с объектами гражданского и промышленного строительства, расположенные в водных акваториях портов и рек;

- набережные населенных пунктов и расположенные на них культурно-бытовые объекты; пляжи;

- береговые знаки навигационной обстановки; плавучие базы отдыха (гостиницы); дебаркадеры, маломерные суда.

Органы внутренних дел на транспорте создаются в соответствии с направлениями деятельности и объемом решаемых задач. Основные силы состоят из личного состава криминальной милиции и милиции общественной безопасности4.

Систему органов внутренних дел на объектах транспорта составляют:

- Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России;

- Управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

- Отделы (отделения) внутренних дел на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, (их называют линейные органы внутренних дел);

- Линейные пункты милиции, их считают низовым звеном в системе.

Что касается структурного построения, они во многом аналогичны с территориальными органами внутренних дел, за исключением того, что в органах внутренних дел на транспорте отсутствуют службы участковых уполномоченных, паспортно-визовых подразделений, ГИБДД и др. Несмотря на отсутствие в структуре органов внутренних дел на транспорте ряда служб (присущих территориальным ОВД) в ней имеется подразделение характерное только для линейных органов внутренних дел, это Отдел организации борьбы с преступными посягательствами на грузы.

Как уже отмечалось, возглавляет систему органов внутренних дел на транспорте Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России (ДОПТ МВД России), который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации специальных и воинских перевозок, а также выполняющим иные функции в соответствии с Положением о нем и нормативными правовыми актами МВД России5.

Основными задачами Департамента являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;

2) совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина на объектах транспорта;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений на объектах транспорта;

5) обеспечение охраны общественного порядка на объектах транспорта;

6) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия в организациях, осуществляющих деятельность на объектах транспорта;

7) организация специальных и воинских перевозок по Российской Федерации;

8) управление органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Вторым звеном системы являются - управления (отделы) внутренних дел на транспорте. Они создаются в масштабах регионов, железной дороги, пароходства, авиакомпании и дислоцируются в местах расположения их органов управления.

На практике сложилось несколько видов управлений и отделов внутренних дел на транспорте:

управления и отделы, обслуживающие все три основные виды транспорта (железнодорожный, воздушный, водный), например, Северо-Западное УВДТ;

- управления и отделы, обслуживающие два вида транспорта, например, Московское УВД на водном и воздушном транспорте;

- управления и отделы, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта), например, Московское УВД на железнодорожном транспорте.

Задачи и функции УВДТ сходны с задачами и функциями территориальных органов внутренних дел, однако они отличаются спецификой обслуживания конкретных объектов.

В составе управлений внутренних дел на транспорте имеются отделы (отделения) обеспечения общественного порядка. Они наиболее многочисленны и в их функции входит в основном надзорная деятельность в пределах железных дорог, пароходств и авиакомпаний. В этих подразделениях анализируется состояние общественного порядка и безопасности. Они обеспечивают взаимодействие с администрацией обслуживаемых объектов и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

Третьим и основным звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы внутренних дел (ЛОВД). Эти подразделения находятся непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах.

Практические задачи ЛОВДТ решают в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, организациями и общественными формированиями.

Основные задачи ЛОВДТ:

- обеспечение безопасности личности;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в своих границах;

- предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе преступлений;

- раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, без вести пропавших;

- исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции ОВДТ;

- оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным формированиям в осуществлении их законных прав и интересов;

- принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, охране мест происшествия, имущества;

- участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях его введения на подведомственных участках;

- осуществление производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

- охрана, конвоирование и содержание лиц, задержанных или заключенных под стражу;

- на воздушном транспорте проведение совместно с работниками аэрофлота или таможенниками досмотра ручной клади и багажа пассажиров, при необходимости и личного досмотра пассажиров;

- осуществление контроля за соблюдением предприятиями и должностными лицами противопожарных требований, обеспечение объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматики.

В линейных отделах внутренних дел организацию охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями осуществляют руководители отдела, в линейных пунктах - начальники этих пунктов.

Таким образом, правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с администрацией объектов обслуживания мероприятия по профилактике правонарушений.

2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:

- общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан;

- нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем;

- предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям.

Органы внутренних дел на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на этом виде транспорта определяется его особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и средств подразделений органов, внутренних дел на транспорте.

К особенностям работы железнодорожного транспорта относятся: большая протяженность участков оперативного обслуживания, круглосуточный режим работы, постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов, подверженность перевозок сезонным колебаниям, широкие возможности использования транспорта преступными элементами, притягательность железных дорог для несовершеннолетних и бродяг, значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним и т. д.

Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы транспортной милиции. Так протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам милиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта6.

Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах дает возможность укрытия преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30 % лиц, разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания.

Принимая решение на охрану общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. Затем всесторонне должны быть учтены такие факторы, как:

- время суток. В часы пик на объектах транспорта при большом скоплении людей чаще совершаются правонарушения, несчастные случаи с людьми. Поэтому иногда необходима быстрая перегруппировка сил и средств, непрерывный маневр ими;

- график следования транспортных средств - летний, зимний, время перехода работы транспорта с одного графика на другой;

- пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка требует уплотнения закрываемости территориального обслуживания, усиления нарядов;

- виды транспортных средств, так как в зависимости от этого выделяются различные силы для их приема, обработки, сопровождения;

- виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные);

- наличие своих сил и средств и их возможности;

- расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности;

- наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.

С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений милиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.

Наряды милиции на транспорте обязаны:

- предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей;

- своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений;

- оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке, упреждать большие скопления и давки пассажиров;

- предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии опьянения и принимать к ним установленные законом меры;

- при выбрасывании из подвижного состава каких-либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации.

По окончании несения службы обо всех происшествиях наряды докладывают рапортом начальнику линейного отдела (отделения) внутренних дел.

Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений нарядами милиции включает в себя:

- постоянное патрулирование территории;

- нахождение постового в удобном для наблюдения месте;

-упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта;

- применение мер административного предупреждения и пресечения;

- проявление смекалки и находчивости.

В последние годы на транспорте широко применяются наряды сопровождения. Несение службы нарядами сопровождения регламентирует приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения».

Сопровождение нарядами милиции поездов может осуществляться следующими способами:

сквозным - одним нарядом милиции от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;

эстафетным - несколькими нарядами милиции в пределах участков своего обслуживания.

Состав наряда милиции определяется начальником ЛУВДТ, ЛОВД или его заместителем в количестве не менее 2 сотрудников милиции при нахождении в пути в обоих направлениях до 12 часов, а при следовании более 12 часов - не менее 3 и не более 4 сотрудников. Наряд милиции возглавляет старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников.

Для сопровождения поездов специального назначения, туристических поездов, поездов с призывниками и демобилизованными, освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, назначается усиленный наряд.

График работы наряда милиции составляется таким образом, чтобы в пути следования одновременно несли службу не менее 2-х сотрудников.

Приступая к несению службы, не позднее, чем за 30 минут до отправления поезда, старший наряда милиции устанавливает взаимодействие с дежурным по вокзалу, представляется начальнику (механику-бригадиру), поезда, предъявляет ему служебное удостоверение и маршрутный лист, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы на перроне при посадке пассажиров и во время отправления поезда с таким расчетом, чтобы обслуживаемый поезд с обеих сторон находился под постоянным наблюдением сотрудников милиции7.

В пути следования наряд милиции выполняет службу путем патрулирования, находясь в движении по составу в целях постоянного контроля за обстановкой и оперативного реагирования на ее изменение. На остановочных пунктах старший наряда милиции устанавливает взаимодействие с сотрудниками ЛУВДТ, ЛОВД, работниками вокзала, совместно с посадочными группами участвует в охране общественного порядка во время стоянки и при отправлении поезда.

Во время движения наряд периодически передвигается по составу. В часы «пик» наряд находится в тамбуре одного из вагонов. При обнаружении правонарушителя перед его задержанием гражданам разъясняется суть правонарушения, его потенциальная опасность и законность задержания правонарушителя. После задержания правонарушителя, установления свидетелей необходимо тактически грамотно удалить правонарушителя из состава на той из ближайших станций, где есть линейный орган внутренних дел, с тем, чтобы иметь возможность в дальнейшем сопровождать поезд. По прибытии на конечную станцию наряд сопровождения наблюдает за высадкой пассажиров и осматривает вагоны после окончания высадки.

На крупных станциях из числа сотрудников ОВД создаются посадочные группы. Их задача - предупреждение проникновения на объекты транспорта правонарушителей и обеспечение общественного порядка на платформах. Состав таких групп зависит от пассажиропотоков, категории платформы, планировки станций, интенсивности движения поездов и т. д. Каждой посадочной группе определяется место дислокации. В состав этих групп могут включаться работники транспорта и представители общественности.

К отдельному виду тактических действий на объектах железнодорожного транспорта относится осуществление специальных операций и рейдов. Эта форма охраны общественного порядка представляет собой совокупность согласованных действий государственных органов и общественных формирований, направленных на выполнение поставленных задач. Проведение указанных действий позволяет заметно улучшить оперативную обстановку на конкретных участках.

Все эти мероприятия проводятся по специально разработанным планам с участием администрации, общественности и территориальных органов внутренних дел. Существуют типовые планы специальных операций и рейдов: «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» «Подросток», «Беглец» и т. д., отличающиеся высокой эффективностью и результативностью.

Важной организационно-тактической формой работы по обеспечению охраны общественного порядка являются заслоны. Эти наряды ОВДТ, блокирующие или перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения преступных элементов в населенные пункты, где проводятся массовые мероприятия любой направленности. Заслоны также обязаны пресекать кражи грузов и своевременно задерживать правонарушителей. Организуют работу заслонов сотрудники из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов входят: сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, в том числе подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и другие. Количество личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.

Органы внутренних дел на воздушном транспорте. Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в 1971 году. Гарантия надежности воздушных перевозок потребовала создания этих специальных подразделений. На воздушном транспорте есть свои специфические особенности. Это относительная ограниченность обслуживаемой территории, значительная концентрация людей и материальных ценностей на ней. Интенсивность миграционных факторов. Потенциальная возможность захвата самолетов преступными элементами и другие. Специфической функцией нарядов милиции является оказание помощи сотрудникам аэропортов при проведении досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

Досмотр в зависимости от класса аэропорта, проводится работниками службы перевозок аэропорта, контролерами пограничных контрольно-пропускных пунктов, инспекторами таможенных постов. В небольших аэропортах досмотр проводят работники этих аэропортов, но при получении оперативной информации о наличии у пассажиров, запрещенных к перевозке предметов и веществ, к досмотру привлекаются сотрудники территориальных органов внутренних дел. Досмотр производится в специально оборудованных пунктах досмотра.

Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушных судах гражданской авиации, утвержден МГА.

В этот перечень входят восемь групп предметов и веществ;

1. Огнестрельное и холодное оружие всех видов.

2. Взрывчатые вещества и предметы, средства взрывания: порох, патроны, капсюли, динамит, тол, аммонал, тротил и др.

3. Легковоспламеняющиеся жидкости: ацетон, бензин, метанол, тормозная жидкость и др.

4. Воспламеняющиеся твердые вещества: калий, натрий, кальций, фосфор и др.

5. Ядовитые и отравляющие вещества: бруцин, стрихнин, никотин, ртуть, антифриз, циклон и др.

6. Сжатые и сжиженные газы: бутан-пропан и др.

7. Едкие и коррозирующие вещества: кислота соляная, серная, азотная и др.

8. Все другие вещества, грузы и предметы, подпадающие под указанные выше признаки.

В случае обнаружения запрещенных предметов и веществ, составляется протокол об административном правонарушении, производится изъятие таких предметов и вещества в случае необходимости - личный досмотр пассажира. Правом налагать административные наказания за различные нарушения на территории аэропортов наделены руководители органов внутренних дел (статья 23.3 КоАП РФ) и органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ст. 23.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Следует отметить, что в целях организации безопасности перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств и исключения возможности их использования для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Федеральной службой воздушного транспорта России и МВД России принят совместный Приказ об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета от 30 ноября 1999г.№120/971.

С учетом имеющегося опыта работы воздушного транспорта комплекс безопасности воздушных перевозок включает в себя:

- ограждение территории и служебных помещений, изоляция их от территории общего пользования;

- поддержание пропускного и внутриобъектового режима;

- охрана воздушных судов;

- предполетный осмотр самолетов и вертолетов по перечню мест осмотра;

- досмотр ручной клади, багажа, грузов и личный досмотр пассажиров;

- поддержание высокого уровня бдительности личного состава милиции и работников Аэрофлота.

Во взаимодействии с сотрудниками милиции на предприятиях авиатранспорта осуществляются следующие меры по повышению безопасности полетов:

- изоляция кабин пилотов от пассажирских салонов пуленепробиваемыми переборками и специальными запорами;

- установка в самолете специальных сигнализационных и переговорных устройств;

- вооружение на время полета членов экипажа табельным огнестрельным оружием и специальными средствами в дежурных частях линейных

органов внутренних дел;

- обучение и тренировки летного состава действиям на пресечение правонарушений в полете и т. д.

Органы внутренних дел на водном транспорте. Обеспечение безопасности работы водного транспорта тоже требует четкого соблюдения целого ряда норм и правил. При организации и осуществлении охраны общественного порядка на объектах водного транспорта следует учитывать целый ряд специфических условий.

Задачи по охране общественного порядка на объектах водного транспорта в ряде случаев совпадают с задачами на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, но есть и некоторые отличия.

На органы внутренних дел на водном транспорте возложено обеспечение следующих функций:

- обеспечение общественного порядка при проведении водноспортивных мероприятий и праздников на воде;

предупреждение несчастных случаев и спасение людей, терпящих

бедствие на воде;

- санитарно-профилактическая охрана отдельных закрытых водных

бассейнов;

- содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима;

- оказание содействия органам рыбоохраны;

- оказание содействия подразделениям Государственной инспекции по

маломерным судам;

- оказание содействия природоохранительным организациям.

Органы внутренних дел на водном транспорте для охраны общественного порядка на подведомственных объектах используют преимущественно патрульно-постовую службу. В организации этой деятельности принимают участие сотрудники милиции общественной безопасности, дежурные части и в ряде случаев оперативный состав. Расстановка сил и средств производится с учетом специфических особенностей водного транспорта.

К ним относятся:

- географическое положение обслуживаемой акватории;

- виды нарядов, профиль их работы и специализация;

- график движения судов;

- профиль водного пути;

- график стоянок и продолжительность отстоев судов;

- интенсивность грузоперевозок и пассажирских рейсов;

- сезонность работы, сроки навигации;

- планируемые перевозки грузов и т. д.

С учетом выше рассмотренного хотелось бы отметить, что вся работа также строится на основе взаимодействия с администрацией, общественными организациями, территориальными органами внутренних дел, государственными природоохранительными органами, пограничными и таможенными службами. В результате постоянной напряженной работы, несмотря на небольшие штаты служб, сотрудники подразделений органов внутренних дел транспорте вносят значительный вклад в дело борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на территории России и особенно в приграничных районах.

3. Организация взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел

Органы внутренних дел на транспорте выполняют функции по охрана общественного порядка, обеспечению общественной безопасности во взаимодействии, прежде всего с администрацией транспортных ведомств, общественностью и с территориальными органами внутренних дел.

Взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами: законности, активности, непрерывности, целеустремленности, конспирации, комплексного использования сил и средств с учетом их предназначения и возможностей.

Взаимодействие обеспечивается: взаимным знанием возложенных законодательством задач, их уяснением и согласованием различных вариантов действий; систематическим уточнением содержания взаимодействия; организацией и поддержанием непрерывной связи и постоянной взаимной информацией об обстановке; созданием единой системы оповещения, опознавания и целеуказания; четко налаженными и постоянно поддерживаемыми контактами между руководителями, командирами и органами давления; постоянным контролем за соблюдением установленного порядка согласованных действии.

Организация управления взаимодействующими силами и средствами достигается созданием общей системы управления и поддержанием ее в постоянной готовности. Развитием в ходе совместных действий и тренировок, а также подготовкой и проведением мероприятий по обеспечению ее бесперебойной работы. Взаимное вхождение в системы связи при совместном выполнении оперативно-служебных задач8.

Взаимодействие между органами внутренних дел на транспорте, администрациями транспортных объектов, общественностью и территориальными органами внутренних дел представляет в общем, виде совместную деятельность по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, проведению профилактических мероприятий и пресечению правонарушений на транспорте.

Основу взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел составляет:

- совместное планирование комплексных операций и рейдов;

- разработка и проведение мероприятий по борьбе с хищениями грузов, кражами с различных объектов;

- обмен информацией, связанной с розыском преступников;

- совместная работа оперативных заслонов при проведении антинаркотических мероприятий типа операции «Мак», при предупреждении и пресечении браконьерства операция «Осетр», и др.

- совместное изучение причин и условий совершения, характерных преступлений и разработка мер по их нейтрализации;

- проведение, в пределах своей компетенции, совместных мероприятий по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- издание совместных информационных бюллетеней;

- проведение взаимных консультаций и т. д.

При этом взаимодействующие стороны принимают меры, обеспечивающие надежную защиту полученных друг от друга сведений и ограничение круга лиц, имеющих к ним доступ. Запрещается передавать такие сведения другим учреждениям, общественным и иным организациям и отдельным гражданам без разрешения стороны, представившей эти сведения.

Взаимодействие с территориальными органами внутренних дел складывается из взаимной информации, планирования и проведения совместных мероприятий. Подразделения органов внутренних дел на транспорте информируют территориальные органы внутренних дел об авариях, катастрофах, случаях пропажи (хищения, захвата) плавсредств, особенно быстроходных, а также автотранспортных средств. Сообщают о лицах, привлекаемых к ответственности за правонарушения, о выявленных преступных связях, о событиях и фактах, которые могут осложнить оперативную обстановку и других обстоятельствах, которые имеют определенное значение для охраны общественного порядка на обслуживаемой ими территории.

Подразделения территориальных органов внутренних дел уведомляют милицию на транспорте о лицах, совершивших правонарушения или готовящих преступление на его объектах.

Определяющая роль в организации взаимодействия транспортных и территориальных органов внутренних дел принадлежит их руководителям. Они призваны обеспечить координацию и взаимодействие в работе подчиненных сотрудников на обслуживаемых территориях и объектах.

Министр внутренних дел республики, начальник ГУВД г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД края, области, автономной области, автономного округа является старшим оперативным начальником для всех расположенных на территории республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа органов и организаций, входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, а также специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России.

Как старший оперативный начальник он обеспечивает взаимодействие между ними в решении задач, возложенных на органы внутренних дел. В этих целях:

- реализует комплекс мер, направленных на организацию скоординированных усилий по сбору, анализу информации об оперативной обстановке, состоянии управляемой системы, выработку управленческих решений, планирование и осуществление совместных действий по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности с привлечением в установленном порядке личного состава дислоцированных на обслуживаемой территории органов и организаций;

- осуществляет целенаправленные мероприятия по повышению и поддержанию постоянной служебно-боевой готовности личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, организует разработку оперативных планов МВД, ГУВД, УВД, координирует эту работу в УВД на транспорте и режимных объектах,образовательных учреждениях МВД России, округах, соединениях, воинских частях внутренних войск МВД России, дислоцированных на обслуживаемой территории обеспечивает реализацию планов проведения учений, тренировок, направленных на отработку совместных действий сил и средств, привлекаемых при чрезвычайных обстоятельствах.

При возникновении чрезвычайных обстоятельств, связанных с массовыми беспорядками в населенных пунктах, местах содержания под стражей, преступлениями, совершенными вооруженными или особо опасными преступниками, бандитскими формированиями захватом важных объектов и или заложников, и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств:

- объявляет сбор и приводит в установленном порядке в готовность личный состав, резерв (сводный отряд) МВД, ГУВД, УВД, УВД на транспорте и режимных объектах, РУОП, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательных учреждений МВД России с последующим немедленным докладом министру внутренних дел Российской Федерации, а также личный состав и резервы (сводные отряды) горрайлинорганов;

- создает и возглавляет орган оперативного управления (Оперативный штаб) по стабилизации обстановки с включением в него руководящего состава дислоцированных на обслуживаемой территории органов и организаций и командиров соответствующих частей внутренних войск;

- руководит всеми задействованными для проведения мероприятий силами и средствами и т. п.

Однако при решении задач по пресечению захвата воздушных судов или террористических актов, в первую очередь совершенных членами международных террористических организаций на территории Российской Федерации, а также в случае захвата заложников с попыткой достичь целей политического характера, незаконной эмиграции из Российской Федерации в служебных зданиях и иных объектах, находящихся в ведении и под охраной органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации; в зданиях органов государственной власти, в иностранных дипломатических и иных представительствах или в отношении сотрудников и членов семей сотрудников этих учреждений на территории России; на объектах воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

объектах атомной промышленности и энергетики, особо опасных производств, местах хранения ядерного и других видов оружия массового поражения министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД является первым заместителем руководителя Оперативного штаба, а руководителем Оперативного штаба - руководитель территориального органа Федеральной службы безопасности9.

Руководители соответствующих органов внутренних дел:

- организуют и проводят мероприятия по подготовке сил и средств;

- оказывают взаимную помощь в проведении занятий с сотрудниками по боевой и служебной подготовке, предоставляют объекты учебной материально-технической базы (стрельбища, автодромы, полосы препятствий и др.);

- организуют оперативно-штабные учения, другие формы обучения органов управления и сотрудников;

- не реже двух раз в год проводят совместные тренировки.

Таким образом, важным условием совместных действий по охране общественного порядка о безопасности на транспорте является правильная организация подготовки взаимодействующих сил и средств.

Заключение

В заключение отметим, что выполняя функции обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, органы внутренних дел на транспорте ведут борьбу с кражами вещей пассажиров и грузов, перевозимых транспортными средствами, хулиганством, пьянством, наркоманией, с другими нарушениями общественного порядка, то есть выполняют обычные функции, которые свойственны и территориальным органам внутренних дел. Однако при всей внешней схожести их в формулировании организация и практическое осуществление имеют определенные различия.

Во-первых, деятельность органы внутренних дел на транспорте осуществляется в рамках одной отрасли на четко определенных объектах.

Во-вторых, осуществление этих функций протекает в условиях постоянно действующих на объектах транспорта производственных факторов. Это круглосуточная работа вокзалов, аэропортов, беспрерывные потоки пассажиров, концентрация товарно-материальных ценностей и другие факторы, которые, проявляясь в самых разнообразных сочетаниях, неожиданно изменяют оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий подразделений органы внутренних дел на транспорте.

В-третьих, отсутствие в ряде случаев возможности получить вовремя необходимую информацию, помощь, совет предопределяют в работе этих органов широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений. Поэтому действия сотрудников милиции в подобных ситуациях должны быть доведены до автоматизма.

Все возрастающая роль железнодорожного, воздушного и водного транспорта в обеспечении перевозок пассажиров и грузов требует постоянного улучшения обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на его объектах. Для успешного решения этих задач различными государственными органами ведется работа по совершенствованию транспортной системы России. Министерством внутренних дел предпринимаются меры по дальнейшему улучшению структуры подразделений органов внутренних дел на транспорте, последовательного проведения принципа специализации подразделений по обеспечению общественного порядка и безопасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Одновременно необходимо совершенствовать и все формы взаимодействия между территориальными и транспортными органами внутренних дел.

Список используемых источников литературы:

    Федеральный закон РФ №24-ФЗ от 7.03.2001 г. «О введении в действие Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2002.

    Приказ МВД РФ от 20 сентября 1994 г. № 260 «О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».

    Приказ МВД РФ№ 1100 от 20 ноября 2007 г. «Вопросы Департамента обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации и непосредственно подчиненных подразделений».

    Приказ МВД РФ №598 от 10 июля 2008 г. «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания».

    Приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009
    "Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13571).

    Административная деятельность ОВД: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Щит – М, 2001.Гл.16.

    Административная деятельность ОВД: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. Гл. 10.

    Степаненко Ю.В. Прогноз криминальной ситуации на объектах транспортной системы России. // Вестник МВД России. 2000 г. №4-5.

    Нурадинов Ш.М. Меры по обеспечению общественной и охране правопорядка на железнодорожном транспорте Российской империи. // Вестник МВД России. 2000 г. № 4-5.

1 Нурадинов Ш.М. Меры по обеспечению общественной и охране правопорядка на железнодорожном транспорте Российской империи. // Вестник МВД России. 2000 г. № 4. С.15.

2 Приказ МВД РФ №598 от 10 июля 2008 г. «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания».П.2.

3 Приказ МВД РФ №598 от 10 июля 2008 г. «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания». П.4.

4 Приказ МВД РФ №598 от 10 июля 2008 г. «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания».П.6.

5 Приказ МВД РФ№ 1100 от 20 ноября 2007 г. «Вопросы Департамента обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации и непосредственно подчиненных подразделений».

6 Административная деятельность ОВД: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Щит – М, 2001. С.128.

7 Приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009
"Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения". П.6.9.

8 Нурадинов Ш.М. Меры по обеспечению общественной и охране правопорядка на железнодорожном транспорте Российской империи. // Вестник МВД России. 2000 г. № 5.

9 Приказ МВД РФ №671 от 21.06.2000 г. «Об укреплении взаимодействия и разграничения объектов оперативного обслуживания между ОВД на транспорте и территориальными ОВД». П.12.4.