Обеспечение прав и свобод человека

ВВЕДЕНИЕ

Права человека имеют сложную структуру. Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

В соответствии со ст.2 Конституции Республики Беларусь записано, что «человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.» [5. ст.2] Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права человека являются одним из самых существенных свойств гражданского общества, определяющие уровень его культуры и цивилизации.

Для соблюдения прав и свобод человека необходимо обеспечить гарантии защиты этих прав. А гарантиями права выступают системы условий, средств и способов, обеспечивающих каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

По сфере действия различают международные гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ и национальные гарантии обеспечение защиты прав человека.

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Нестабильность политической ситуации в мире, постоянно назревающие военные конфликты, которые на протяжении всей истории отличались особой жестокостью привели к необходимостью объединения всеобщих усилий по обеспечению международных гарантий защиты человечества.

Международное право регламентирует основу свободы, справедливости и всеобщего мира, в котором признание достоинства человека будет всеобщим для всех.

Международные гарантии защиты прав человека закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах, принципами которых создаётся мир без вооруженных конфликтов, принципами которых является устранение тирании и угнетения. Любой вооруженный конфликт представляет собой угрозу для жизни человека. Поэтому значительная часть норм международного гуманитарного права призвана обеспечить защиту жизни. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также ЮНЕСКО, МОТ, через различного рода международные программы и проекты. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также ЮНЕСКО, МОТ, через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток.

Жизнь - это неотъемлемое право каждого, так как «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». [1, ст. 1] В основе международного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Совокупность всех норм по охране жизни человека устанавливают недопустимость произвольного лишения жизни и это ставит вопрос о несоответствии норм международного права смертной казни, так как это является посягательством на права человека. Закреплению этому может служить Международный пакт о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. «Каждый, кто приговорён к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях». [2, ч.3, ст.6, п.4]

Одними из основных источников международного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Основными нормами этих конвенций по защите гражданского населения является «обеспечения уважения гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (участниками военных действий - ред.), a также между гражданскими объектами и военными объектами, и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.» [3, ст. 48]

Для контроля выполнение и обеспечение прав человека, был учреждён специальный орган — это Комитет по правам человека. Который создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту. «Участвующее в настоящем Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое — либо государство — участник утверждает, что другое государство — участник не выполняет своих обязанностей по настоящему Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством — участником, сделавшим заявление о признание для себя компетенции этого Комитета ». [2, ч.3, ст.41, п.1]

В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов государств – участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

2) сообщений государств – участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедится, что:

1) этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

2) лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправданно затягивается).

Органы по защите прав уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.

Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.

Важность судебных гарантий для эффективной защиты основных прав человека не подлежит сомнению. Однако большинство международных соглашений в области прав человека не включают судебные гарантии в число обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах. Следовательно, применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, может быть приостановлено в случае войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Таким образом, даже если в случае чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, будет приостановлено применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, с началом вооруженного конфликта эти гарантии вновь будут применяться в полном объеме, на этот раз в силу начала применения международного права.

Верховенство судебных гарантий как одно из прав по защите человека и общества осуществляет Международный Суд состоит из 15 независимых судей. Избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание Суда — Гаага. Решение Суда считаются обязательными для государств — сторон в споре. В случае невыполнения какой — либо стороной в деле обязательства, возложенного на неё решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» [4. ст. 94, п.2]

Для усиление роли Комиссии ООН в деятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховного комиссара по правам человека. Назначаемый на четырёхлетний срок Верховный комиссар выполняет широкий круг обязанностей: «содействует защите и результативному использованию всех прав человека; поощряет международное сотрудничество в области защиты прав человека; активизирует и координирует работу по защите прав человека в рамках системы ООН; содействует развитию новых форм нормативных документов и способствует ратификации договоров по решению проблем в этой области». [6.] Верховный комиссар наделён полномочиями осуществлять ответственные действия при серьёзном нарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этого нарушения.

И принимая во внимание, что ценность человеческой личности и равноправие между людьми, содействует социальному прогрессу и улучшение условий жизни, рабство и подневольное состояние является неприемлемым формой общественной жизни. Так в статье 4 Всеобщей декларации прав человека говорится «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». [1. ст.4]

Принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного права, базируется на ряде конкретных норм, устанавливающих ответственность участников вооружённых конфликтов за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний. Действие данного принципа распространяется не только на физических лиц, но и на государства. Так как независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену держава несёт ответственность за обращение с военнопленными.

Прав на жизнь, свободу не будет иметь значимости, если человек будет «подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию». [1. ст5]

Важное значение в осуществлении этих прав имеет специализированный орган - Комитета против пыток. Он был учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

Одним из не малозначительных прав, является право на свободу и личную неприкосновенность, которое может осуществляться лишь в том случае, если это условие будет соблюдаться как для каждого человека в отдельности, так и для всех людей. Все люди равны перед законом и имеют общие права, благодаря которым «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишён свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом»[2, ч.3, ст.9,п.1] Дети тоже имеют право на особую защиту и помощь, и принимая во внимание что «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». [7.] Важнейшее внимание по разработке и принятию норм международного права. Касающихся интересов детей, является ООН, входящие в её состав специализированные структуры — Комитет по правам ребёнка, Детский фонд ЮНЕСЕФ. Главным документом в этом области является Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989г. Данная конвенция занимает особую ступеньку в сфере международного права, как наиболее чёткое выражает проблему мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции состоит в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. «Государства — участники принимают все необходимые меры для обеспечение защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.» [7, ст.2,п.2]

Так же одной из слабых ячеек общества составляли не только дети, но и женщины. Потому что течение долгого времени они стремились получить равные права с мужчиной во всех сферах общественной жизни. Большая заслуга в утверждении и реализации принципа равноправия женщин во всём мире принадлежит ООН. Положение о равноправие женщин закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах. Так же развитие этого принципа были разработаны и приняты: Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), Конвенция о политических правах женщин (1952), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), которая в мире ещё получила название «женской конвенции». За реализацией всех прав закреплённых в данных конвенциях, следит Экономический и Социальный Совет, который имеет шесть функциональных комиссий: статистическая комиссия; комиссия по народонаселению; комиссия по социальному развитию; комиссия по правам человека; комиссия по положении женщин; и комиссия по наркотических средствам. Все перечисленные выше Конвенции проводят основную идею, которая заключается в обязательном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства. Признавая, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье. Это реализуется через проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на старых стереотипах. И все участники этой Конвенции «Принимают во всех областях, и в частности политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры. Включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем что бы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенстве с мужчинами»[8. ч.1, ст.3]

В связи с этим каждое государство должно следить за соответствие своего внутреннего законодательство нормам международного права. Следует отметить, что сегодня многие нормы международного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.

      РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Международная система в значительной степени опирается на поддержку со стороны региональных структур в области прав человека (в Европе, Азии, Африки) в укрепление международных норм и механизмов, обеспечивая средства, с помощью которых возможно решение проблем в области прав человека в конкретных социальных, исторических и политических условиях соответствующего региона. В главах VIII, IX Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. К числу наиболее авторитетных и известных европейских региональных организаций относят такие как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств. Они осуществляют свою деятельность через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы. 4 ноября 1950 году в Риме его членами были принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года. Спустя 25 лет после принятия Конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы. Как подчеркивается в преамбуле европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ее участники поставили перед собой цель предпринять все возможные “первые шаги” для осуществления “некоторых из прав”, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. И действительно, в Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Однако достоинство созданной системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав.

Однако ценность Европейской конвенции состоит не в зафиксированных правах и свободах, а в создании механизма их имплементации. На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. В статье о межгосударственных делах говорится, что «Любая Высоко Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной» [9. ст.33] В настоящее время все члены Совета Европы признали такую компетенцию не только Комиссии, но и Суда.

Механизм рассмотрения жалоб, поданных в Европейский Суд, довольно сложный. Прежде чем принять жалобу к рассмотрению по существу, «Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу [9. ст. 35, п.1] Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те, которые уже расследовались Европейским Судом или рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования. Он также не рассматривает жалобы, содержащих требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или же не признаваемых государствами-участниками. Ряд критериев приемлемости жалоб сформулирован широко и недостаточно определенно, что дает Европейскому Суду возможность отвергать многие из них. В п. 3 ст. 35 Конвенции среди таких критериев упоминаются “недостаточная обоснованность” жалобы, “злоупотребление” правом на подачу жалобы и т. п. Но даже приняв жалобу к рассмотрению, Суд может впоследствии отвергнуть ее, если в ходе расследования обнаружатся основания, перечисленные в ст. 35 Конвенции. После принятия жалобы члены Суда переходят к рассмотрению ее по существу, а в необходимых случаях проводят расследование. Они оказывают помощь, заинтересованным сторонам, в целях дружественного разрешения спора. Если такое решение не достигнуто, то в соответствии со ст. 49 Конвенции, Европейский Суд направляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий ее заключения по вопросу о нарушении Конвенции и такие рекомендации, которые она признает необходимым сделать. Получив доклад Суда, Комитет министров прежде всего решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета министров меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета министров принимается большинством в две трети голосов его членов, в котором рассматриваются жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в этот Суд передаются как Комиссией по правам человека, так и государством-участником.

Основываясь на базе Европейской конвенции, защита прав человека вышла на более высокий уровень, что проявилось в предоставлении индивиду права на прямой доступ в Суд. Это получило свое отражение в протоколе № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод принятый членами Совета Европы 11 мая 1994 г. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты решают вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб быстро и эффективно. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Конвенции, а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон. Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европейской конвенцией и протоколом № 11 механизм является, по сути дела, наднациональной властью. Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский суд побуждает законодателя пересматривать действующее законодательство и практику его применения.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует появлению схожих юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека. Чтобы избежать наплыва частных жалоб в Европейский суд, необходимы четко работающие эффективные механизмы защиты прав и свобод человека, а также система гарантий реализации принимаемых законов.

Что касается стран членов Содружества Независимых Государств, то принятые документы способствовали осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств — членов СНГ. Примером может служить, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 г.); Декларация о международных обязательствах - в области прав человека и основных свобод (от 24 сентября 1993 г.); Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (от 9 декабря 1994 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (от 26 мая 1995 г.) . Права человека применяются ко всем людям и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Наряду с Советом Европы значительное место занимают вопросы прав человека в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Заключительного акта, в котором были зафиксированы совместные договоренности стран-участниц на основании консенсуса, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и правам человека. В этом Акте государства — участники Совещания специально отметили “всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами”. Они взяли на себя обязательство уважать основные права и свободы человека без различия расы, пола, языка и религии и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав (принцип VII).

Хельсинкский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию. Он стал основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.

На Общеевропейской встрече в верхах в Париже (1990 г.), а также на встречах представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшихся в Белграде (1977—1978 гг.), Мадриде (1980—1983 гг.), Вене (1986— 1989 гг.), Копенгагене (1990 г.), в Москве (1991 г.), были разработаны и приняты конкретные решения по развитию сотрудничества европейских государств, США и Канады в сфере прав человека.

В ходе обсуждения предложений по контролю за выполнением государствами своих обязательств по правам человека государства-участники Венского совещания, приняв в 1989 г. итоговый документ Венской встречи, решили, что в своих взаимоотношениях они будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации с правами человека на их территории. Они также согласились проводить двусторонние встречи с другими государствами-участниками в целях изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с нарушением прав отдельных людей.

В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать обязательные по ним решения.

В будущем возможно и объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства — участники Европейского континента. Этот процесс практически происходит уже сейчас путем вступления в члены Совета Европы восточноевропейских государств, что неизбежно приведет к реорганизации всех европейских региональных организаций.

Политические события конца 80-х — начала 90-х гг. на востоке Европы кардинальным образом изменили геополитическую карту этого континента. Социально-политические различия западноевропейских и восточноевропейских государств стали стираться. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека на этом континенте.

Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом схожа с Европейской конвенции. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции, подписали этот документ. В число стан не подписавших данный документ входило США. Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств приняли её.

Перечень прав и свобод, провозглашенный в Межамериканской конвенции, ограничен лишь традиционными гражданскими и политическими правами. Более того, в ней не нашел отражения ряд прав и свобод, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народов на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет перечня основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их “последовательной реализации”.

Согласно Межамериканской конвенции по правам человека полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Деятельность этих органов оказалась практически неэффективной. Примером может служить то, что за годы своего функционирования Суд вынес меньше десяти консультативных заключений и решений. А так же тот факт, что большинство стран Латинской Америки лишены не только социально-экономических, но и элементарных гражданских и политических прав. В этих странах многие лица являются жертвами репрессий, томятся в тюрьмах и концлагерях, подвергаются пыткам. Хотя, эти государства вошли в ряд стран, принявших Межамериканскую конвенцию по правам человека, и взяв, таким образом, обязательство соблюдать закрепленные в ней права и свободы человека.

Сравнительный анализ деятельности европейских и американских региональных органов по защите прав человека свидетельствует о том, что только на основе схожести политических систем, их политической и правовой стабильности, исторического опыта, близости уровней социально-экономического развития, общих правовых традиций возможна их эффективная деятельность. Стоит отметить, что функционирование Европейской комиссии и Суда по правам человека оказалось намного успешнее, чем деятельность аналогичных органов на Латиноамериканском континенте. Возможно, именно поэтому, в Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека.

В отличие от азиатских, африканские государства создали в 1981 году региональную организацию по правам человека, приняв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задачи государств-участников. В этом документе особое внимание уделяют на вопросам самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права народов, как право на международный мир и безопасность, право на развитие, право на благоприятную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остатков колониализма и свободного развития африканских народов. Однако, для воплощение этих прав, Хартия предусмотрела создание только Комиссии прав человека и прав народов. Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Согласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые два года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Конвенции. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, и в Хартии не содержится положений о полномочиях этого органа принимать какие-либо рекомендации или решения по обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод, предусмотренных в Хартии.

В этом документе в отличие от Европейской и Межамериканской конвенций проводится различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые “свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов” (ст. 58). Если Африканская комиссия на основании изучения сообщений приходит к выводу о наличии в той или иной стране систематических нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств и после проведения расследований таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения.

Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. Это связанно, возможно, с тем, что на данной территории делается акцент на особые традиции Африканского континента, а уважение основных прав и свобод человека большинство воспринимает, как европейское понятие демократии. И все же для многие политические лидеры Африки считают, что единственный возможный путь развития стран континента - политический плюрализм, демократические выборы, экономические реформы.

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В Париже в 1991 году по инициативе Комиссии по правам человека ООН состоялось первое Международное совещание, главный вопрос состоял в компетенции национальных учреждений, занимающихся поощрение и защитой прав человека. Итоги этого совещания были поддержаны Комиссией по правам человека в качестве главных принципов, касающихся статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав. Парижские принципы подтвердили необходимость наделение национальных учреждений широком компетенцией по поощрению и защите прав человека, закреплённых в конституции и законах.

В соответствии с этим на национальные учреждения возложен ряд последующих функций:

    «предоставлять правительству, парламенту и любому другому компетентному органу рекомендации, предложения и доклады, касающиеся любых вопросов, связанных с защитой прав человека;

    поощрять согласование национального законодательства с международными документами по правам человека;

    содействовать ратификации международных договоров и следить за осуществлением международных стандартов;

    оказывать содействие в подготовке докладов, представляемых в соответствии с международными документами;

    принимать участие в разработке программ, касающихся преподавания и исследований по вопросам прав человека, и распространять информацию о правах человека, принимая во внимание общественность к этим вопросам, в частности по средствам информирования и просветительской деятельности;

    сотрудничать с ООН, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран». [6. стр.125]

Так же национальным учреждениям были предоставлены такие полномочия как, получать жалобы от отдельных лиц о нарушении прав человека и принимать соответствующие меры, а так же в случае такой необходимости, направлять их любому компетентному органу.

Под понятием национальное учреждение, занимающиеся поощрением и защитой прав, понимается орган, который создаётся правительством в соответствии с конституцией или законом и функции которого определены как поощрение и защита прав человека. На практике в многих стран мира к таким учреждениям будут относится комиссии по правам человека или институты омбудсмена.

Комиссии по правам человека обычно выполняют одну или несколько определённых функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека, в их число входит консультативная функция и просветительская функция. Основное направление деятельности комиссии может охватывать широкий спектр прав или может ограничиваться защитой конкретной уязвимой группы.

Само понятие «омбудсмен» означает представлять других лиц. Его родимой считается Швеция. Так в 1713 году была учреждена должность королевского омбудсмена. Во многом благодаря деятельности омбудсмена удаётся предупредить незаконные действия должностных лиц и служащих государственного аппарата. Решение омбудсмена носят рекомендательных характер. Данный институт позволяет обеспечить постоянную связь между государством и гражданским обществом, примирить частные и публичные интересы. Институт омбудсмена служит наиболее подходящей формой урегулирование споров и конфликтов, возникающих между представителями власти и отдельными гражданами. Особая популярность данного института объясняется многими демократическими чертами и принципами которыми руководствуется каждый омбудсмен в своей работе: независимость, нейтралитет и беспристрастность, конфиденциальность, отсутствие официальности.

Институт омбудсмена стал неотъемлемой частью механизма существования публичной правозащитной деятельности. Более широкую характеристику данного института даёт три наиболее интересные его модели - шведская, которая возникла в 1809 году и послужила прообразом для всех последующих, двум более современным — английской и французской, каждая из которых имеет определённые отличия. Нет даже двух стран в мире, где осуществляется абсолютно одинаковые институты омбудсмена.

В Республике Беларусь высшей целью является, как и большинство стран, стремление утвердить права и свободы гражданина своей страны. При этом государство стремилось максимально учесть международные стандарты и создаваемый механизм правового государства получил своё отражение в Конституции Республики Беларусь. Данный правовой акт является «фундаментом» всей нормативно- правовой базы и воплощает в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека. Статья 2 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [5, ст.2] Раздел второй Конституции Республики Беларусь

К числу личных прав и свобод Конституция относит:

право на жизнь [5, ст.24]

право на обеспечение государством свободы, неприкосновенности личности [5, Ст25]

право презумпции невиновности [5, ст.26]

право на защиту от принуждения давать показания и объяснение против самого себя, членов семье, близких родственников [5,ст.27]

права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь [5, ст.28]

право на получение, хранение и распространение информации. [5, ст.34]

Конституция так же содержит гарантийный механизм обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таких гарантий выступают положения, которые закреплены в ст. 58-62 Конституции Республики Беларусь .

Закрепление прав и свобод человека произошло так же в принятых законах Республики Беларусь: Законе «О гражданстве», Законе «О народном голосовании», Законе «О правах ребёнка», Законе «О национальных меньшинствах».

Следует отметить, что никакой нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.

При этом далеко не все нормативно- правовые акты, принятые в Республике Беларусь, полностью отвечают требованиям международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены основные положения международных и региональных гарантий защиты прав человека, а так же национальная система защиты и обеспечения прав человека. Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в наше время в мире происходит всеобщее стремление в утверждении права и свободы гражданина своей страны. При этом государство стремилось максимально учесть международные стандарты.

Эффективное функционирование защиты прав и свобод человека имеет большую популярность не только в обществе, но и в глазах граждан. Организация и способы по защите этих прав весьма различны, однако цель их едина.

Можно сказать так же и о том, что обеспечение и защита прав человека на территории своей страны, делает её более демократическим. Это объясняется тем, что любое демократического государство ставит перед собой задачу, об улучшение качества жизни и равновесии социальных отношений в обществе, препятствуя разногласиям между гражданами и государственными органами.