Меры пресечения в уголовном процессе (работа 1)

Меры пресечения в уголовном процессе

Все производство по уголовному делу слагается из принимаемых органом дознания, следователем, прокурором и судом разного рода процессуальных решений и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия всегда так или иначе затрагивают чьи-либо права и интересы (граждан, учреждений, предприятий, организаций). Они нередко бывают связаны с определёнными ограничениями (иногда весьма существенными) возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами.

Необходимость такого рода ограничений обусловливается самим ходом решаемых по уголовному делу задач уголовного судопроизводства (необходимостью раскрыть преступление, изобличить виновного или виновных, привлечь изобличённых к ответственности и т.д.). Далеко не все и не всегда при этом готовы добровольно претерпевать вызываемые самой логикой уголовно-процессуальной деятельности ограничения и требования. В связи с этим органы государства, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями применять различные меры принуждения.

Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. Перечень мер пресечения, основания, условия и порядок их применения, изменения и отмены определены в законе (гл. VII УПК РСФСР). Но, так как тема моего реферата «Меры пресечения в уголовном праве», то речь дальше пойдёт исключительно о мерах пресечения.

Меры пресечения, будучи чисто принудительными средствами, занимают особое место в системе норм уголовно-процессуального права.

Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях - к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспе6чения исполнения приговора.

От всех остальных мер процессуального принуждения меры пресечения отличает ряд специфических признаков:

во-первых, это цели их применения - лишение обвиняемого (а в исключительных случаях - подозреваемого) возможности совершать действия, препятствующие производству по конкретному уголовному делу;

во-вторых, это особые основания их применения (достаточно обоснованные предположения, что без таких мер вполне реальна возможность наступления тех последствий, которые нужно предотвратить);

в-третьих, названные меры имеют личный характер: они представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого. Степень строгости таких ограничений зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого (скроется, совершит побег, воспрепятствует установлению истины и т.п.), а также от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании конкретной меры пресечения (ст. 91 УПК).

Установленные законом меры государственного (процессуального) принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и личной свободы обвиняемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения (надзора, присмотра) за обвиняемым, устраняется для последнего возможность скрыться от дознания, предварительного следствия, суда, отлучаться без соответствующего разрешения с места жительства или временного нахождения, предупреждается, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению по делу истины, обеспечивается его надлежащее поведение, исключающее совершение новых преступлений, своевременная явка по вызовам органов расследования, прокурора, суда, а также исполнение приговора

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:

это всегда меры государственного принуждения;

принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;

оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;

применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;

цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;

меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;

имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

– меры пресечения;– иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

носят превентивный характер;

применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

носят длящийся характер;

ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

тяжесть совершенного преступления;

юридическая квалификация обвинения;

род занятий обвиняемого;

возраст обвиняемого;

состояние здоровья обвиняемого;

семейное положение обвиняемого;

другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УК РФ;

установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления;

обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную деятельность;

применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является специфической мерой пресечения, так как применяется только к обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Заключение

Данная тема: «Меры пресечения в уголовном праве» - очень интересна. «Меры пресечения» - это звучит как-то сухо, но, когда начинаешь углубляться в процесс изучения, то понимаешь, что данные знания (не поверхностные) не только полезны, но действительно интересны. В данном реферате не только дано определение мер пресечения, ряд специфических признаков, но и подробнейшее изложение каждого из видов мер пресечения и цели их применения, а также избрание мер, отмена и их изменение.

Конечно, Уголовно-Процессуальным Кодексом Российской Федерации (УПК РФ) предусмотрены различные аспекты уголовного процесса и мер пресечения в частности, но везде есть свои минусы.

Так, к примеру, в первые годы после того, как в действующем УПК появилась такая мера пресечения, как «поручительство общественной организации» (ст. 95 УПК), она применялась довольно часть. Однако в дальнейшем практика показала её неэффективность, поскольку общественная организация не несёт и не может нести реальную ответственность за ненадлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого, в том числе и за его уклонение от следствия и суда. В связи с этим её применение практически прекратилось, и стоит вопрос об исключении соответствующих положений из УПК.

Или, например, когда обсудив итоги обобщения практики выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей», Пленум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что в деятельности судов по осуществлению предусмотренного законом контроля за применением ареста в качестве меры пресечения имеются ошибки и недостатки. К ним относятся нарушения сроков, случаи упрощенчества процедуры рассмотрения жалоб. Отмечены факты, когда судьи выходят за пределы исследования материалов, представленных в подтверждение законности и обоснованности заключения под стражу. При освобождении лица из-под стражи допускается поверхностное рассмотрение материалов, не учитывается в достаточной степени личность обвиняемого. Выявлены и иные недостатки.

Вот поэтому и стоит относиться к данному вопросу (впрочем, как и ко многим другим) достаточно рассудительно, понимая, что недостатки можно увидеть везде.

Список литературы

1. Уголовный Кодекс РФ

2. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. К.Ф. Куценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 608 с.

3. Задерако В.Г., Семенцова И.А. Уголовно-процессуальное право. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 288 с.

4. Пикулик Г.П. Ваш уголовный процесс. Серия «Закон и общество». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 384 с.

5. Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М.: Право и закон, 1996.

6. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. Отв. ред. П.А. Лупинская - М.: Юристъ, 1998. - 696 с.