Международный лизинг: о некоторых мерах стимулирования

1


Международный лизинг: о некоторых мерах стимулирования

В целях улучшения инвестиционного климата и создания условий для развития лизинга на территории нашей республики Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 465) предусмотрена в отношении товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, возможность временного ввоза на срок в 34 месяца. Этим же документом предоставляется право получения рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при помещении таких товаров под таможенный режим свободного обращения. Рассмотрим нововведения, внесенные Указом № 465, более подробно в виде вопросов - ответов.

Временный ввоз товаров

Что предполагает таможенный режим временного ввоза?

В соответствии со ст. 190 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) таможенный режим временного ввоза - это таможенный режим, допускающий использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока.

Какие предельные сроки временного ввоза установлены, и какими правовыми актами?

Согласно ст. 190 ТК таможенный режим временного ввоза предусматривает срок действия. Согласно ст. 191 ТК такой срок устанавливается таможенным органом на срок, заявленный декларантом в таможенной декларации, исходя из времени, целей и обстоятельств временного использования товаров на таможенной территории, и по запросу декларанта может быть продлен. Установление и продление срока действия рассматриваемого таможенного режима производится с учетом предельных сроков, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 191 ТК предельный срок действия таможенного режима временного ввоза не может превышать 2 лет. В зависимости от категорий и видов товаров, а также целей их ввоза на таможенную территорию Президентом Республики Беларусь, в том числе по представлению Правительства Республики Беларусь, могут устанавливаться более или менее продолжительные предельные сроки действия рассматриваемых таможенных режимов. Такие сроки в размере 6, 12 и 34 месяца установлены в отношении отдельных временно ввозимых товаров Указом Президента Республики Беларусь от 04.05.2004 № 211 «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров». Аналогичный рассматриваемому предельный срок временного ввоза установлен в отношении следующих товаров:

тягачи седельные, новые, с массой, приходящейся на седельно-сцепное устройство, не менее 9 т, и соответствующие техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода - не более 2 г/кВт•ч; углеводородов - не более 0,66 г/кВт•ч; оксидов азота - не более 5 г/кВт•ч (код 8701 20 101 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД));

моторные транспортные средства для перевозки грузов прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с полной массой более 20 т, новые, и соответствующие техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода - не более 2 г/кВт•ч; углеводородов - не более 0,66 г/кВт•ч; оксидов азота - не более 5 г/кВт•ч (код 8704 23 910 4 ТН ВЭД);

полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м, новые (код 8716 39 300 1 ТН ВЭД);

полуприцепы автомобильные рефрижераторные, с внутренним объемом кузова не менее 76 куб.м, новые (код 8716 39 300 2 ТН ВЭД);

полуприцепы для перевозки негабаритных или тяжеловесных грузов, новые, прочие (полуприцепы с высотой пола от 0,5 до 0,9 м, с изменяемой геометрией пола, максимальной шириной от 2,55 до 3,0 м, максимальной длиной от 12 до 25 м, количеством осей от 3 до 6, оснащенные двускатными колесами) (из 8716 39 300 9 ТН ВЭД);

прицепы автомобильные, с полной массой более 15 т, новые (код 8716 39 590 1 ТН ВЭД).

В отношении каких товаров Указом № 465 предусмотрена возможность временного ввоза на срок в 34 месяца?

Указом № 465 предусмотрена возможность помещения под таможенный режим временного ввоза на срок, не превышающий 34 месяца, товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. При этом ни наименования товаров, ни коды по ТН ВЭД не ограничены.

Что понимается под договором международного лизинга?

В соответствии со ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) по договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Согласно Положению о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 № 1769, при международном лизинге хотя бы одна из сторон договора лизинга является нерезидентом Республики Беларусь.

Возможно ли применение рассматриваемого срока временного ввоза в отношении товаров, являющихся предметами договоров аренды?

Гражданское законодательство Республики Беларусь различает договор аренды и договор лизинга по их содержанию. Согласно ст. 577 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В свою очередь, в соответствии со ст. 636 ГК по договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Действие Указа № 465 распространяется только на товары, ввозимые по договорам международного лизинга. Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый срок временного ввоза в отношении товаров, являющихся предметами договоров аренды, не применим.

Какие еще условия предусмотрены Указом № 465 для применения рассматриваемого срока временного ввоза?

Указ № 465 вступает в силу после официального опубликования. При этом оговорено, что его действие не распространяется на договоры международного лизинга, заключенные до вступления данного Указа в силу. Соответственно, рассматриваемый срок временного ввоза применим только в отношении товаров, являющихся предметами договора международного финансового лизинга, заключенного в период действия Указа № 465. Руководствуясь ст. 403 и 636 ГК, договор лизинга считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Установлены ли законодательством «целевые» ограничения в части пользования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых применен срок временного ввоза, предусмотренный Указом № 465?

Для всех временно ввезенных товаров, помимо предусмотренных таможенным законодательством, в том числе Указом № 465, какие-либо дополнительные «целевые» ограничения в части пользования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых применен срок временного ввоза, предусмотренный Указом № 465, не установлены.

Какие действия необходимо предпринять декларанту до истечения срока временного ввоза в случае выплаты за 34 месяца в виде 3 %-ных платежей полной суммы ввозных таможенных пошлин, налогов?

Согласно ст. 195 ТК 34-месячный срок временного ввоза товаров позволяет выплатить 3 %-ные платежи в размере 100 % от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы помещены под таможенный режим свободного обращения.

Однако, руководствуясь ст. 193 ТК, это не означает, что временно ввезенный товар будет считаться помещенным под таможенный режим свободного обращения. В случае выкупа рассматриваемого товара лизингополучателем и намерения последнего разместить такой товар на территории Республики Беларусь на постоянной основе, до истечения срока действия таможенного режима временного ввоза он должен заявить таможенный режим свободного обращения.

При этом лизингополучатель вправе воспользоваться положениями ст. 196 ТК, согласно которой при помещении временно ввезенных товаров под таможенный режим свободного обращения уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, 3 %-ных платежей, уплаченных в таможенном режиме временного ввоза. Кроме того, с уплачиваемых сумм ввозных таможенных пошлин, налогов уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза.

Рассрочка уплаты таможенных платежей

По уплате каких видов таможенных платежей предоставляется рассрочка, предусмотренная Указом № 465?

Данная рассрочка может быть предоставлена по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. По уплате таможенных сборов за таможенное оформление и акцизов она не предоставляется.

В отношении каких товаров предоставляется рассматриваемая рассрочка?

Указом № 465 предусмотрена возможность получения рассматриваемой рассрочки только в отношении товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, независимо от наименования товаров и их кодов по ТН ВЭД.

Как указывалось выше, по договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. При международном лизинге хотя бы одна из сторон договора лизинга является нерезидентом Республики Беларусь.

Возможно ли применение рассрочки, предусмотренной Указом № 465, в отношении товаров, являющихся предметами договоров аренды?

Как указывалось ранее, договор аренды и договор лизинга отличаются по их содержанию (см., соответственно, ст. 577 и ст. 636 ГК). Действие Указа № 465 распространяется только на товары, ввозимые по договорам международного лизинга. Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая рассрочка в отношении товаров, являющихся предметами договоров аренды, не применима.

При помещении товаров под какой таможенный режим предоставляется такая рассрочка?

В соответствии с Указом № 465 она предоставляется при таможенном оформлении товаров в таможенном режиме свободного обращения. Согласно ст. 159 ТК данный режим допускает постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством в отношении использования иностранных товаров на таможенной территории.

На какой срок предоставляется рассрочка, предусмотренная Указом № 465, и с какой даты необходимо исчислять такой срок?

В соответствии с Указом № 465 данная рассрочка может быть предоставлена на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Согласно п. 3 ст. 160 ТК налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим свободного обращения, до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под такой таможенный режим.

В соответствии со ст. 6 ТК, если ТК не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, определенные ГК. В частности, согласно ст. 192 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, срок рассматриваемой рассрочки необходимо исчислять со дня, следующего за днем выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товара под таможенный режим.

Возможно ли продление срока рассматриваемой рассрочки?

Как указывалось выше, данная рассрочка может быть предоставлена на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет. Соответственно, срок такой рассрочки может быть продлен, в том числе в случае продления срока договора международного лизинга, но в пределах 5 лет. Продление такого срока свыше 5 лет законодательством не предусмотрено.

Предоставляется ли данная рассрочка при таможенном оформлении или необходимо заранее обращаться в таможню?

Согласно Указу № 465 данная рассрочка предоставляется по заявлению лизингополучателя - резидента Республики Беларусь. Форма и порядок оформления данного заявления Указом № 465 не определены. В этой связи данный вопрос требует дополнительного нормативного регулирования.

Справочно отметим, что для предусмотренных законодательством Республики Беларусь отсрочек и рассрочек, Инструкцией о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» (далее - Инструкция № 11) установлен следующий порядок обращения за их предоставлением:

отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей на срок до 2 месяцев, предусмотренная ст. 256–259 ТК, предоставляется по письменному заявлению плательщика произвольной формы, представляемому в таможню. Решение о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) принимается по форме, установленной Инструкцией № 11;

отсрочка уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции (Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2005 № 391 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость»), а также рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему (Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»), предоставляются при таможенном оформлении товаров. Соответственно, в качестве заявления о получении таких отсрочки или рассрочки используется таможенная декларация.

Необходимо ли предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей при получении рассматриваемой рассрочки?

Да, необходимо. Это одно из условий, предусмотренное Указом № 465, для ее получения.

Какими способами может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей при получении рассрочки, предусмотренной Указом № 465?

В соответствии со ст. 260 ТК вышеуказанное обеспечение может быть предоставлено следующими способами: залог имущества (ст. 263 ТК); банковская гарантия (ст. 264–266 ТК); внесение денежных средств на счет таможенного органа (ст. 267 ТК); поручительство (268 ТК).

На практике при получении отсрочек и рассрочек наиболее распространенным из таких способов является банковская гарантия. Согласно ст. 265 ТК таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные только банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

В каком размере должна быть обеспечена уплата таможенных платежей при получении рассматриваемой рассрочки?

Руководствуясь ст. 261 ТК и Указом № 465, вышеназванное обеспечение должно быть предоставлено в размере сумм ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, по уплате которых плательщик намерен получить рассматриваемую рассрочку.

Какие еще условия предусмотрены Указом № 465 для применения рассматриваемой рассрочки?

Как отмечалось ранее, комментируемый Указ № 465 вступает в силу после официального опубликования. При этом оговорено, что его действие не распространяется на договоры международного лизинга, заключенные до вступления данного Указа в силу.

Соответственно, рассрочка уплаты таможенных платежей в отношении товаров, являющихся предметами договора международного финансового лизинга, заключенного до вступления в силу Указа № 465, не предоставляется, несмотря на то, что такие товары могут ввозиться и предъявляться к таможенному оформлению в таможенном режиме свободного обращения в период действия Указа № 465.

Возможно ли получить рассматриваемую рассрочку лицам, имеющим непогашенную задолженность по уплате таможенных платежей?

Подобного условия ни Указом № 465, ни иными актами законодательства Республики Беларусь для получения рассматриваемой рассрочки не предусмотрено. Соответственно, на ее получение могут претендовать лица, имеющие задолженность по уплате таможенных платежей.

Каким образом отражается в таможенной декларации намерение плательщика получить рассрочку?

Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД «Об утверждении Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров», намерение плательщика получить рассрочку отражается в графе В таможенной декларации. В данной графе указываются в установленном порядке:

код вида платежа в соответствии с Классификатором видов платежей, взимаемых таможенными органами;

сумма предоставленной рассрочки;

код валюты платежа согласно Классификатору валют («974» - белорусские рубли);

номер заявления на предоставление рассрочки;

дата заявления на предоставление рассрочки в следующем виде: ДД.ММ.ГГГГ, где ДД - день; ММ - месяц; ГГГГ - год;

код способа платежа согласно Классификатору способов платежа.

Каков порядок погашения рассрочки, предусмотренной Указом № 465?

В соответствии с Указом № 465 погашение рассрочки производится в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Учитывая, что течение срока данной рассрочки согласно ст. 6 и 160 ТК, ст. 192 ГК, начинается со дня, следующего за днем выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, уплату каждой части суммы рассрочки необходимо производить не позднее даты, аналогичной дате выдачи указанного свидетельства, каждого 3-го месяца.

Как правильно поступать в ситуации, когда срок погашения рассрочки приходится на нерабочий день?

Согласно ст. 194 ГК, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичное положение содержится в ст. 3-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). Таким образом, если последний день срока погашения части суммы по предоставленной рассрочке приходится на нерабочий день, такая сумма может быть уплачена в следующий за ним рабочий день.

Подлежит ли пересчету размер рассрочки, предусмотренной Указом № 465, с учетом изменения ставок таможенных платежей и курсов иностранных валют в период срока ее действия?

Руководствуясь ст. 249 ТК, исчисленные в белорусских рублях на день принятия таможенной декларации суммы ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, по уплате которых предоставлена рассматриваемая рассрочка, с учетом изменения ставок таможенных платежей и курсов иностранных валют в период срока рассрочки пересчету не подлежат.

Требуется ли уплата процентов за пользование рассматриваемой рассрочкой?

За пользование рассрочкой Указом № 465 предусмотрена уплата процентов. Такие проценты необходимо начислять на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов).

Для расчета таких процентов можно воспользоваться формулой, определенной Инструкцией № 11:

(Срс – Супл) х Дрс1(2, 3…) х У %

Прс1(2, 3…) = _______________________________,

360 х 100 %,

где Прс1(2, 3...) - сумма процентов за определенный период предоставленной рассрочки в белорусских рублях;

Срс - сумма таможенных платежей, на которую фактически предоставлена рассрочка, в белорусских рублях;

Супл - сумма ранее уплаченных таможенных платежей в предшествующие периоды в белорусских рублях;

Д - фактическое количество дней пользования предоставленной рассрочкой уплаты таможенных платежей, которое ограничено сроком, установленным для поэтапной уплаты платежей, вносимых в счет погашения рассрочки;

У - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующая на день уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

360 - количество дней в году.

Согласно Указу № 465 вышеназванные проценты уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки.

Какие документы представляются в таможню для подтверждения погашения рассматриваемой рассрочки, уплаты процентов за ее использование?

Согласно Инструкции № 11 для отражения сумм таможенных платежей, по уплате которых при таможенном оформлении товаров была использована рассрочка их уплаты, а также процентов за пользование такой рассрочкой, применяется таможенный документ «Свидетельство по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей».

Такой документ подается не позднее последнего дня срока, установленного для поэтапной уплаты сумм таможенных платежей по предоставленной рассрочке. При этом плательщик представляет должностному лицу таможенного органа 3 заполненных экземпляра свидетельства, его электронную копию установленного формата, копии документов, подтверждающих уплату сумм таможенных платежей и процентов.

Чем определен порядок оформления свидетельства по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей?

Указанное свидетельство имеет форму документа «Грузовая таможенная декларация», состоящего из основного формуляра формы ТД-1 согласно приложению 1 к Положению о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденному приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД. Оно оформляется в 3 экземплярах: № 1–2 - для таможни, № 3 - для декларанта.

В свидетельстве по отсрочке или рассрочке плательщиком заполняются следующие графы: «Экземпляр...»; 1 «Тип документа»; 14 «Декларант»; 31 «Грузовые места и описание товара»; 47 «Исчисление таможенных платежей»; 48 «Отсрочка платежей»; 54 «Представитель декларанта»; А «Свидетельство»; В.

Заполнение отдельных граф рассматриваемого свидетельства производится в порядке заполнения соответствующих граф грузовой таможенной декларации, установленном Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД. Вместе с этим некоторые из вышепоименованных граф заполняются с учетом особенностей, установленных Инструкцией № 11.

Установлены ли законодательством «целевые» ограничения в части пользования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых предоставлена рассрочка, предусмотренная Указом № 465?

Таможенным законодательством, в том числе Указом № 465, не предусмотрены ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными с предоставлением рассматриваемой рассрочки.

Какие меры ответственности предусмотрены законодательством за нарушение сроков погашения рассрочки, предусмотренной Указом № 465?

В случае неуплаты в установленный срок причитающейся суммы ввозной таможенной пошлины и (или) налога на добавленную стоимость у плательщика возникнет задолженность, которая подлежит взысканию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 260, 269 ТК и ст. 52 НК в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством плательщик должен уплатить пени. Такие пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты таможенного платежа. Их размер за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченных сумм таможенного платежа. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства.

Кроме того, виновное лицо может быть подвергнуто административному взысканию в соответствии с ч. 9 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которой неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более ј базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере на должностное лицо от 2 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 1 базовой величины.

В соответствии со ст. 3.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) протоколы о вышеуказанных административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица таможенных органов. Дела о таких административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами таможенных органов, рассматривают таможенные органы, а точнее от имени таможенных органов - начальники таможенных органов и их заместители.

Предусмотрены ли законодательством основания для снижения размера указанного административного штраф? Каков порядок обжалования принятого решения?

Согласно ст. 7.2 и 7.9 КоАП при добровольном исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, то есть погашения возникшей задолженности, вышеуказанные административные взыскания налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с законодательными актами наложены административные взыскания в виде штрафов, могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий также по решению Президента Республики Беларусь в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005 № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности».

В соответствии со ст. 12.2, 12.4 и 12.5 ПИКоАП не вступившее в законную силу постановление таможенного органа по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь или в суд. Такая жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока.

Список использованных источников

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

    Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

    Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

    Гражданское право: Учебник, под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, М.: Проспект. – Т. 2. – 2000.

    Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева. - М., ПРОСПЕКТ, 1998. - 632с.

    Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996.

    Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.1 Л., 1958., Новицкий И. Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

    Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.

    Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн. 1. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624с.