Источники конституционного права (работа 2)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Ухтинский филиал

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Источники конституционного права

Фамилия студента

Белых

Имя студента

Николай

Отчество студента

Николаевич

№ контракта

07200080102003

Содержание

Введение

1. Понятие источников Российского конституционного права

1.1. Обзор источников конституционного права

1.2 Нормативный акт как источник конституционного права

2. Конституция РФ основной источник конституционного права

2.1 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права

2.2 Федеративный договор как источник конституционного права

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение

Введение

Тема данной работы – источники конституционного права РФ.

Эта тема актуальна так как, проблемы связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Все отраслевые правовые науки имеют теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, стоят не на последнем местом в этих разделах, также на эту тему ведутся дискуссии, пишутся учебники конституционного права. Как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли права.

Безусловно, что попытки решения таких "типичных" вопросов не могут быть вызваны лишь праздным интересом столь большого числа учёных правоведов, это очень значительно практически. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема? Основное - представляется принципиально важным выявить необходимость выделения такой научной категории, как "источник конституционного права", как, впрочем, и "источник права" вообще, то есть понять, для чего в научный обиход вводится такое понятие. От практической значимости ответа на этот вопрос, от ее наличия зависит возможность и практическая значимость постановки всех прочих вопросов, связанных с источниками конституционного права.

Необходимость эта заключается в определении того, что есть право, но не в философском, возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы. Тех форм, которыми нужно пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций в сфере конституционного права. То есть, осознав, что такое источник конституционного права, мы, возможно, поймем, что есть конституционное право, но уже не абстрактно, а в конкретном его представлении. Попросту - на какие правила, мы можем (либо должны) опереться в реально существующем конституционном правоотношении.

Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права. Можно сказать, что при попытке осмысления данной проблемы невозможно избавиться от двух вопросов. Иными словами, можно очертить два круга вопросов: связанных с категорией "источник права", с одной стороны, и категорией "конституционное право" - с другой. В основе вопросов и проблем лежит неопределенность самих понятий "источник права" и "конституционное право". В первом случае главной причиной выступает неопределенность круга источников права и их видов, во втором - размытость предмета этой отрасли.

Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования - изучение и анализ предмета и источников конституционного права РФ.

В работе решаются задачи:

-Выявляется проблема определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.

-Исследуются виды источников конституционного права РФ.

-Рассматривается предмет конституционного права, как система принципов, определяющих строение и функционирование системы права в целом.

-Обосновывается роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Теоретическая база исследования является работы таких учёных как Д.Б. Каткова, Е.В. Корчиго, А.Б. Венгерова, Ж.И. Овсепяна, О.Е.Кутафина, Б.Н. Топорина и др.

Методологическую основу исследования составили:

-Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.

-Структурно-функциональный метод, с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов

Использование таких логических приёмов как: анализ, синтез, дедукция и индукция.

1. Понятие источника конституционного права

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. "Термин "источник" права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - "вместилище" правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления)."

Определение понятия "источник права" в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией - "форма права". Значительная часть ученых отдают предпочтение понятию "источник права"; часть из них высказывается за замену термина "источник права" другой категорией – "форма права"; другие для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – "форма (источник) права". В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия "источник" и "форма" права отражали резко усилившиеся в XYIII - XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму в виде нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX - начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)."

В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации понятий "источник права" и "форма права"; "хотя их отождествление все же условно, но для удобства словоупотребления возможно".

Однако более распространенным является представление, что: "термин "источник права", несмотря на его условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции". Термин же "форма права" менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория "источник права", он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен.

Теперь обратимся к вопросу о содержании понятия "источник (форма) права". Специалисты различают дефиниции "источник права в материальном смысле" и "источник права в формальном, юридическом смысле".

Понятие "источник права в материальном смысле" отвечает на вопрос: откуда право берет начало? "В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют…содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения". Это "постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально - экономических отношений", "общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще".

Источник права в юридическом смысле "показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу". Понятие "источник права" определяет, куда надо "посмотреть, для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д.". В юридическом значении источник права - это "официальное хранилище – носитель действующих норм", резервуар правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ "документально-формальной фиксации" государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются "формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы"; "это способ выражения, закрепления правовых норм".

Источник права в юридическом значении – это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права.

Источник права – это результат правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, "весьма редко – результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)".

С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия "источник" относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание. Значимость, указанных видов источников права в регулировании общественных отношений не всегда одинакова.

Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Что же касается, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности – и конституционного права) лишь в некоторых странах – сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия). "В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами". Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах "они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций".

Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников – нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно "преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права".

"Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай, бесспорно, признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности – конституционного права". Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании "в ограниченных пределах правового обычая" и о том, что "складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ". Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

1.1 Обзор источников конституционного права

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются:

1)По юридической силе;

2)По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3)По порядку принятия;

4)По возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан(от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Большей частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

К числу остальных источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:

-Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.

-Декларация о языках народов России от 25 октября 1991г.

-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г.

Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут, противоречит им.

Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.

1.2 Нормативный акт как источник российского конституционного права

Наиболее распространенным видом источников права, в том числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:

1) это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;

2) это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;

3) нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;

4) нормативные акты как источники права являются "писаным правом, т.е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;

- нормативные акты государства разнообразны и находятся между собой в строгой иерархической подчиненности. Первое место во всей пирамиде нормативных актов занимают Конституция и законы, причем Конституция имеет статус "Основного Закона".

С учетом их разнообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Классификация также может быть разнообразной. Например, по показателю юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты делятьсю на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.

По показателю территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, края, республики др.).

Нельзя оставить без внимания то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).

2. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие пункты:

    Нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

    В Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество. Определяются механизмы управления государственными и общественными делами;

    Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

    Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

    в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

    значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

    Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

2.1 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права

Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.

Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся : вставить

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

-чрезвычайное положение (ст. 56, 88);

-военное положение (ч. 3 ст. 87);

-образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);

-порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

-порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);

-описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

-порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84);

-статус Уполномоченного по правам человека (п. "Д." ч. 1 ст. 103);

-порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114);

-судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);

-порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.

Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.

Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства.

2.2 Федеративный договор как источник конституционного права

Четвёртую часть источников конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор. Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации - России, а его основные положения вошли в состав ее текста.

В действующей на сегодняшний день Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.

Заключение

На основании работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука обязана во время готовить пригодные рекомендации по совершенствованию форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых юристов в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования источников конституционного права в современном государстве России?

Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

В-вторых, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться укреплением силы правовых актов, все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь ни какой юридической силы.

На сегодняшний день тема курсовой работы не исчерпывает собой всех проблем и вопросов, связанных с источниками конституционного права РФ. Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Права и свободы человека и гражданина

Права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН.

2

Нормативно-правовой акт

Официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах в компетенции государственного уполномоченного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определённый круг лиц и неоднократное применение.

3

Законодательство

Система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

4

Законодательная инициатива

Официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании.

5

Юридическая сила

Применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.

6

Закон

Инструмент введения общества в заданные состояния, через принимание многими его за общепринятую нравственную норму, обязательную для исполнения.

7

Федеральный закон

Федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

8

Конституция РФ

КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

9

Источники конституционного права

Признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.

10

Референдум

Важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Список использованных источников

1

Российская Федерация. Конституция (1993). // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.

2

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.

3

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.

4

Федеральный конституционный закон от 30.01. 2002. №1-ФКЗ "О военном положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.

5

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.

6

Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Венгеров А.Б.- М.: Новый юрист. 2003г.-569с. - ISBN 5-7975-0269-0

7

Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право[Текст]: Учебник. – изд. 2-е, перераб. / Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. - М.: Юристъ, 2002г.-461с.- ISBN: 5-7975-0510-X

8

Карповича В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Карповича В.Д.- М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002г.-320с.- IBSN 5-94192-004-0

9

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие. / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. / Катков Д.Б., Корчиго Е.В. -М.: Юриспруденция, 2003г.-301с.- ISBN 5-89349-235-8

10

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. [Текст] / Козлова Е.И., Кутафин О.Е.- М.: Юрист. 2008г.-327с.- ISBN 978-5-392-00410-2

11

Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. . [Текст] / Колесников Е.В. - Саратов. 2005г.-229с.- ISBN 5-7924-0427-

12

Кокотов А.Н.,. Кукушкин М.И. Конституционное право России [Текст]: Учебник / Кокотов А.Н.,. Кукушкин М.И. -Екатеринбург. 2001г.-236с.- ISBN 978-5-699-19735-4

13

Манов. Г.Н. Теория права и государства [Текст] / Манов. Г.Н. - М., 2004г.-267с.- ISBN 5856391047

14

Овсепян Ж.И. Источники Российского конституционного права [Текст] / Овсепян Ж.И.- часть 1. - М.:Юрайт-, 2003 г.-115с.- IBSN 5-222-01958-6

15

Окунькова Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Окунькова Л.А.- М.: Инфра – 2003г.-413с.- IBSN 5-94879-485-7

16

Рыжков В.А Сравнительное конституционное право [Текст] / Рыжков В.А.-М.: "Манускрипт". 2004г.-314с.- ISBN 5-86095-106-Х

17

Саликов М.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / Саликов М.С. - М.: Изд-во БЕК. 2003г.-331с.- ISBN 978-5-369-00309-1

18

Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Москва, 2001.-211с.- ISBN 5-93639-069-1

19

Топорнина Б.Н. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий [Текст] / Топорнина Б.Н. М., 2005г.-227с.- ISBN 5-7975-0612-2

20

Топорина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. Конституция Российской Федерации [Текст] / Топорина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г.-М.:"Юридическая литература" .: 2006г. 350с.-IBSN 978-5-86208-289-0.

Приложение А

Иерархия законов РФ

В целом иерархия законов Российской Федерации может быть представлена в следующем виде:

1-ый уровень глава 1 Конституции Российской Федерации;

2-ой уровень - главы 2, 9 Конституции Российской Федерации;

3-ий уровень - главы 3, 4, 5, 6, 7, 8 Конституции Российской Федерации, законы о внесении поправок в Конституцию РФ;

4-ый уровень - законы, принятые на референдуме;

5-ый уровень - федеральные конституционные законы;

6-ой уровень - федеральные кодифицированные законы (кодексы и др.);

7-ой уровень - некодифицированные федеральные законы, которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам.

8-ой уровень - федеральные законы, не имеющие приоритета перед другими законами.

Приложение Б

Отличия от Конституции 1978 года

1 Ликвидирована система Советов;

2 Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.

3 Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

4 Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

5 Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

6 Изменён текст присяги Президента Российской Федерации;

7 Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России).