Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ

Красноярский филиал

Специальность 021100

«юриспруденция»

Дисциплина: Профсоюзное движение.

Контрольная работа.

Тема: Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников.

Выполнил: студент 2-ЮСО

Проверил: Рычкова Е.В.

Красноярск 2005

План

Введение

1. Задачи профсоюзов

2. Властные полномочия профсоюзов

3. Обязанности профсоюзных органов

4. Защитная функция профсоюзов

5. Представительство и защита профсоюзами субъективных трудовых прав

6. Содействие профсоюзов в занятости и трудоустройстве населения

7. Участие профсоюзов в коллективных договорах и соглашениях

8. Социальное партнерство

9. Взаимодействие профсоюзов с представительными органами организации

10. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов о труде

11. Обязанности работодателя

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты своих прав работники и работодатели могут создавать специальные органы, представляющие их интересы. Такие органы могут быть сторонами правовых отношений лишь в случаях, строго определенных законодательством.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Представителями работников чаще всего являются профессиональные союзы. Право на объединение в профсоюзы – одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем демократического общества.

Право на объединение в профессиональные союзы включает в себя:

- право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюрократических формальностей создавать по своему выбору профсоюзы и присоединяться к ним;

- право образовывать профсоюзные федерации и конфедерации;

- право членов профсоюзов избирать своих представителей, участвовать во внутриполитической жизни;

- право свободно осуществлять профсоюзную деятельность.

В соответствии с Кодексом представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, основанное на общности их производственной, профессиональной деятельности, создаваемое для их представительства и защиты их социально-трудовых прав и законных интересов. Все профсоюзы равноправны между собой и не имеют юридических преимуществ друг перед другом. профсоюзы образуются свободно, граждане вправе вступать в них по своему желанию без предварительного разрешения.

Важной гарантией деятельности профсоюза служит их независимость от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, политических и общественных объединений, поскольку они не подконрольны и не подотчетны этим субъектам.

1. Задачи профсоюзов

В целях определения задач и места профсоюзов Всеобщая Конфедерация Профсоюзов провела в декабре 1994 г. международную научно-практическую конференцию «Роль профсоюзов в решении проблем охраны здоровья, социальной и правовой защищенности трудящихся на современном этапе». Были проанализированы причины сложившегося положения в этой сфере, выработаны пути коренного улучшения условий трудовой деятельности работников. Возможность через законодательные и нормативные акты добиться установления правовых норм и социальных гарантий, действенным образом защищающих наемного работника, не должна быть упущена профсоюзами. Формы участия в законотворческом процессе с учетом международного и собственного опыта, конкретной ситуации и имеющихся возможностей каждым профсоюзным органом выбираются самостоятельно. Однако в любом случае профсоюзы могут настаивать на включении своих представителей в рабочие группы по разработке законопроектов или готовить по ним экспертные заключения, либо разрабатывать альтернативные варианты. Одним из путей достижения цели учета предложений профсоюзов по рассматриваемым законопроектам может быть формирование общественного мнения в средствах массовой информации, а также представление аргументированной информации отдельным депутатам и парламенту в целом.

Для того чтобы создаваемая правовая база в части обеспечения социальной и правовой защищенности трудящихся соответствовала международным нормам, следует добиваться ратификации основополагающих конвенций МОТ по этим вопросам. При пересмотре трудового законодательства необходимо настаивать на отражении в нем наиболее важных гарантий для трудящихся и профсоюзов, включая:

- обязанности и ответственность работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, выполнению трудового законодательства;

- полномочия профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением условий трудового договора, установленных законодательством социальных гарантий и льгот, правил и норм по охране труда, по беспрепятственному посещению в этих целях представителями профсоюзов предприятий, на которых работают их члены.

Необходимо добиваться максимального сохранения достигнутого ранее уровня социальных гарантий и требований в области охраны здоровья, безопасности, санитарии и гигиены.

Важной задачей профсоюзов остается создание возможностей для оздоровления трудящихся. В этих целях необходимо:

- добиваться обеспечения работающих и всего населения квалифицированной, бесплатной и доступной медицинской помощью, медикаментами и лекарственными препаратами;

- содействовать развитию местных здравниц и домов отдыха в целях приближения их к месту жительства, исключения расходов на проезд;

- настаивать, когда позволяют средства предприятия, на сохранении их на балансе заводских санаториев-профилакториев, шире использовать для этих целей солидарные средства родственных и других предприятий. При вынужденной передаче этих объектов не допускать их перепрофилирования;

- учитывая, что в последнее время ухудшилось качество продуктов питания, в том числе закупаемых по импорту многочисленными коммерческими структурами, не обеспечивается их экологическая безопасность, что сказывается на здоровье граждан, профсоюзам следует наладить тесное сотрудничество с обществами потребителей, через профсоюзную печать регулярно информировать население о некачественных продуктах питания, добиваться наказания виновных.

В области здравоохранения и социального обеспечения соответствующим представителям профсоюза, доверенным врачам профсоюзных органов следует:

- осуществлять контроль за проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, исполнением рекомендаций ВВК и ВТЭК по трудоустройству больных и инвалидов, являющихся членами профсоюзов, их реабилитацией, а также направлением работников на профилактическое лечение в санатории-профилактории;

-проверять правомерность действий органов здравоохранения, отказавшихся признать связь заболевания работника с его профессией и условиями труда;

- следить за своевременным перечислением работодателем взносов по обязательным и дополнительным видам социального страхования; содействовать восстановлению практики создания инженерно-врачебных бригад с целью привлечения их к изучению производственных опасностей на конкретных рабочих местах, информации членов профсоюзов о возможных профессиональных рисках, подготовки предложений по улучшению условий труда, снижению опасности и вредности производства.

2. Властные полномочия профсоюзов

Профсоюзы, будучи воспитательной организацией, наделены прежде всего правом общественного контроля. Однако в случаях, предусмотренных законодательством, они обладают властными полномочиями.

Так, техническая инспекция труда профсоюзов может по определенным вопросам давать администрации предприятия обязательные предписания, за невыполнение которых на виновных налагается денежный штраф.

Правом давать обязательные предписания обладают также советы и комитеты профсоюзов. невыполнение обязательных предписаний может повлечь за собой дисциплинарную, материальную и иную ответственность виновных должностных лиц. Конституционное право профсоюзов участвовать в управлении государственными и общественными делами включает в себя следующие основные элементы:

- право участвовать в нормотворческой деятельности государства;

- право участвовать в применении законодательства;

- право осуществлять общественный контроль и государственный надзор за соблюдением законодательства при принятии и применении правовых норм хозяйственными органами.

В реальной жизни все три элемента находятся в тесном взаимодействии. При представительстве профсоюзов перед государственными органами одни вопросы решаются с учетом мнения, а другие – по согласованию или совместно с профсоюзами. Решение вопроса с учетом мнения означает, что профсоюзы обладают совещательными правами. Следовательно речь идет о юридической форме осуществления профсоюзами общественного контроля. Если вопрос решается совместно или по согласованию, то их мнение юридически обязательно для государственных органов. В этих случаях профсоюзы обладают властными полномочиями. Наличие различных организационно-правовых форм указанного представительства объясняется широким кругом вопросов, решение которых отнесено к компетенции профсоюзов.

3. Обязанности профсоюзных органов

В области правовой защиты члены соответствующей комиссии профсоюза, штатные и внештатные правовые инспекторы и другие специалисты профсоюзных органов должны регулярно проверять:

- соответствие действующему законодательству условий трудового договора и других нормативных документов, регулирующих трудовые правоотношения между работником и работодателем, особенно факты искусственного ограничения срока действия договора в случаях, не предусмотренных законодательством, включения в него работ, не входящих в прямые обязанности работников, произвольного установления дополнительных условий расторжения трудового договора, ухудшающих положение работников;

- соблюдение режима труда и отдыха работников;

- наличие оформления трудовых отношений на предприятиях новых форм собственности, правильности ведения трудовых книжек, установления форм и сроков оплаты труда;

- правильность предоставления работникам установленных законодательством льгот и компенсаций.

4. Защитная функция профсоюзов

С момента возникновения на профсоюзах лежит историческая миссия объединять трудящихся на основе производственных интересов, воспитывать их в духе солидарности, защищать права и интересы трудящихся. Историческая обусловленность и традиционность защитной функции - характерная черта профсоюзов как общественной организации.

Основным содержанием защитной функции профсоюзов в обществе является забота о повышении благосостояния народа, росте материального и культурного уровня жизни трудящихся и членов их семей; защите прав и интересов трудящихся от отдельных проявлений бюрократизма, узковедомственного подхода к их нуждам и запросам; защите здоровья работников от неблагоприятного влияния условий труда и другие. Общность цели приводит к объединению, слиянию в единое русло действий профсоюзов и государства, направленных на охрану прав и интересов трудящихся, при сохранении самостоятельности и независимости средств, используемых ими на пути к этой цели.

Для деятельности профсоюзов при осуществлении защитной функции характерно разнообразие методов и форм, используемых ими в каждом конкретном случае. Профсоюзы широко применяют разнообразные воспитательные меры как к отдельным рабочим и служащим, нарушающим общепринятые нормы, так и к руководителям, не считающимся с нуждами и запросами трудящихся, ведут большую разъяснительную работу. Важное место в работе профсоюзов занимает пропаганда права, разъяснение его норм, с тем, чтобы вооружить трудящихся необходимыми в этой области знаниями. Когда воспитательные меры не приводят к должному результату, профсоюзы в соответствии с Уставом используют меры общественного воздействия. В необходимых случаях в порядке реализации предоставленных им юридических прав профсоюзные органы могут применить к должностным лицам и меры государственно-правового принуждения. Выполнение профсоюзами защитной функции затрагивает интересы всех трудящихся. От того, как каждый профсоюзный орган выполняет эту задачу, в значительной мере зависит его авторитет и авторитет профсоюзов в целом. Важно определить насколько эффективны меры, применяемые ими с этой целью.Правильное понимание роли и значения защитной функции профсоюзов помогает уяснить природу профессиональных союзов в обществе, наиболее точно и полно определить конкретные задачи профсоюзов на том или ином этапе общественного развития. Специфика защитной функции профсоюзов заключается в том, что:

- во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы трудящихся, связанные, главным образом с их общественно-трудовыми отношениями;

- во-вторых, основная задача профсоюзов при этом заключается в предупреждении возможных нарушений этих прав и интересов;

- в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и интересов трудящихся такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата. Специфика путей и средств, применяемых профсоюзами при реализации защитной функции тесно связана с условиями их защитной деятельности, а также теми целями, на которые она направлена.

5. Представительство и защита профсоюзами субъективных трудовых прав

Право на представительство и защиту реализуется наделением данных общественных объединений и их органов возможностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию действующих и готовящихся к внедрению нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; согласовывать с работодателями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов, нормы труда; посещать организации и рабочие места для осуществления проверок соблюдения безопасности условий труда; защищать право работников свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род деятельности и профессию, осуществлять работниками права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства работников. Профсоюзный орган в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим предложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к соглашению путем совместных консультаций. При недостижении согласия работодатель принимает локальный акт в собственной редакции.

Государственная инспекция труда в течение месяца должна провести проверку соответствия локального акта действующему законодательству о труде и в случае обнаружения противоречий выдать работодателю предписание об устранении нарушений.

Анализ проблем, относящихся к социально-правовому положению и деятельности профсоюзов, имеет большое значение. Одна из таких проблем – профсоюзное представительство. Она неоднократно исследовалась в юридической литературе. О сущности профсоюзного представительства высказываются различные, нередко противоречивые суждения. Это представительство называют одним из принципов профсоюзного движения и одной из задач профессиональных союзов. Его рассматривают в качестве особой функции профсоюзов и элемента их защитной функции. Представительство является наиболее общим правом профсоюзов, организационно-правовой формой их деятельности. Это представительство можно рассматривать прежде всего в трех аспектах:

- во-первых, как социальное свойство профсоюзов;

- во-вторых, как предпосылку для наделения профсоюзов соответствующими правами;

- в-третьих, как организационно-правовую форму деятельности профсоюзов.

Общественное разделение труда неизбежно влечет за собой образование у трудящихся профессиональных интересов, для представительства которых и возникли профессиональные союзы. Профсоюзы как наиболее массовая организация трудящихся вышли за рамки представительства интересов только членов профсоюзов. Они стали представлять интересы всех рабочих и служащих, тем самым косвенно представляя интересы и членов их семей. Таким образом, профсоюзы выступают как одна из наиболее представительных организаций общества.

К профессиональным интересам трудящихся следует отнести прежде всего их стремление улучшать условия труда, повышать моральную и материальную заинтересованность в результатах работы. С этими стремлениями тесно связано желание человека чувствовать себя не рядовым исполнителем воли администрации, а быть полноправным членом коллектива, желание улучшать условия не только труда, но также быта и отдыха с учетом своей профессиональной деятельности.

Следовательно, рабочие и служащие имеют особые профессиональные интересы как в области труда, так и в области производства, быта и культуры. В этих сферах профсоюзы и представляют интересы всех рабочих и служащих, что имеет большое практическое значение. Так коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, независимо от их членства в профсоюзе.

Профсоюзы особо учитывают интересы таких больших групп трудящихся, как женщины, молодежь и пенсионеры, обусловленные физиологическими особенностями организма, особой социальной ролью женщины в семье, адаптацией лиц, впервые пришедших на производство, к новым условиям, совмещение молодежью работы с обучением и т.д.

Особое социальное свойство профсоюзов представлять интересы не только своих членов, но и профессиональные интересы всех рабочих и служащих включает в себя способность профсоюзов влиять на формирование этих интересов, выявлять, выражать и защищать их. Для этого профсоюзы используют средства массовой информации, различные опросы, а также такие традиционные формы как собрания, конференции, пленумы и съезды.

6. Содействие профсоюзов в занятости и трудоустройстве населения

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству воплощается путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Приняв решение об увольнении работника, работодатель направляет в профсоюзный орган данной организации проект приказа и иные документы, послужившие причиной увольнения. Профсоюзный орган должен в течение недели направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения, то это не служит препятствием к увольнению работника.

При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в мотивированном мнении, профсоюз в трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе. Если эти процедуры не привели к общему решению, работодатель по истечении десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа вправе принять окончательное решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление профсоюзного органа. При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание о восстановлении работника в прежней должности и оплате работнику времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать предписание государственной инспекции труда в суд.

7. Участие профсоюзов в коллективных договорах и соглашениях

Законом предусмотрено право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени представляемых работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; направление представлений работодателям, их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в случаях нарушений условий коллективных договоров и соглашений, которые должны быть рассмотрены адресатами в недельный срок. Профсоюзы участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в организации и проведении забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий, демонстраций и других актов общественного протеста, связанных с нарушениями трудовых прав работников и защитой их социально-трудовых прав и законных интересов.

8. Социальное партнерство

Право профсоюзов на социальное партнерство с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

9. Взаимодействие профсоюзов с представительными органами

Право на взаимодействие с представительными органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества. Формирование в организациях различных представительных органов работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным органам обращаться непосредственно к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.

Профсоюзы имеют право на получение от работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут обсуждать с использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.

10. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов о труде

Законодательством профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями норм, защищающих трудовые права и социальные гарантии работников. Для реализации этого права следует организовать систему профсоюзного контроля на всех уровнях управления, реформировав ее с учетом требований законодательства, новых экономических и социальных условий.

В практической работе по осуществлению общественного контроля рекомендуется использовать следующие формы работы:

- организация контроля за состоянием условий труда и техники безопасности непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты, выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами. Такой контроль может осуществляться путем регулярных проверок, проводимых общественными инспекторами по охране труда, членами соответствующих комиссий, штатными и внештатными техническими инспекторами, другими специалистами по охране труда профсоюзных органов;

- самостоятельное, в случае необходимости, расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию построенных вновь или реконструированных объектов производственного и социально-бытового назначения, а также средств производства и охраны труда. Проведение, в случае необходимости, независимой экспертизы этих объектов на соответствие их требованиям безопасности и производственной санитарии;

- вызов представителей органов государственного надзора на предприятии при возникновении конфликтных ситуаций;

- получение информации от руководителей предприятий, государственных органов власти, управления и надзора о состоянии охраны труда на конкретных предприятиях.

Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов о труде осуществляется путем проверки законности правоприменительной деятельности работодателя в сфере труда, включая вопросы заключения, исполнения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ. При выявлении нарушений в применении трудового законодательства профсоюзные органы вправе требовать их устранения со стороны работодателей.

Важную роль закон отводит защите профсоюзных работников с целью обеспечения стабильности сохранения трудовых отношений, избежания необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателем. Поэтому закон предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства.

Увольнение таких работников по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а если его нет, то с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник.

Кроме этой меры защиты законодательство позволяет таким работникам отвлекаться от основной работы в организации для участия в качестве делегатов на съездах профсоюзов и работе в выборных органах. Работникам, выбранным в профсоюзные органы с освобождением от основной работы, учитывая, что выполнение профсоюзной работы носит временный характер, гарантируется после исполнения профсоюзных функций восстановление на прежней должности. Если нет вакантной должности, то работнику с его согласия предоставляется равноценная другая работа в той же организации.

Указанные категории работников, выполняющих профсоюзные функции с отрывом от основной работы, сохраняют на весь период профсоюзной работы трудовые права, льготы и гарантии, которыми они пользовались до избрания в профсоюзный орган. Кроме того, период профсоюзной работы засчитывается им в общий и специальный стаж.

11. Обязанности работодателя

Определенные обязанности возлагаются на работодателя по созданию необходимых условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, что отражается на возможности профсоюзов принимать участие в защите трудовых прав работников. Согласно ст.377 Трудового кодекса РФ работодатель должен безвозмездно предоставить профсоюзному органу помещение для проведения собраний, делопроизводства, возможность информационного оповещения работников о проводимой профсоюзной работе.

В организациях с численностью работников свыше 100 человек дополнительно предоставляется электрифицированное, отапливаемое помещение, закрепляемое за профсоюзным органом, оборудованное средствами связи, оргтехникой, оснащенное правовыми документами. Другие необходимые средства могут предоставляться в соответствии с условиями коллективного договора.

При нарушении прав и гарантий профсоюзных органов, создании препятствий в их деятельности виновные лица привлекаются к юридической ответственности

Заключение

В вопросах представительства нет единого стандарта. Но главное заключается в том, что работники должны иметь гарантированное право на представительство своих интересов, и как экономически более слабая сторона трудовых отношений они вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Профсоюзы остаются по-прежнему наиболее типичной формой представительства интересов работников, но современное российское законодательство устраняет их монополизм в данной сфере. Особенно ярко это проявляется в вопросах проведения переговоров и заключения коллективных договоров, коллективных трудовых споров. Работники должны иметь право выбора при решении вопроса о том, кому именно они доверяют представлять свои интересы в сфере трудовых отношений.

В то же время разнообразие форм представительства интересов работников возможно лишь в рамках отдельно взятой организации. На более высоком уровне – при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных споров по этим вопросам, осуществлении контроля в этой сфере, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений такое право предоставляется лишь профсоюзам в лице их территориальных организаций, объединений профсоюзов и объединений территориальных организаций профсоюзов.

Список литературы

    ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

    Федеральный Закон «Об общественных объединениях»

    Трудовой Кодекс Российской Федерации.

    Казанцев В.И., Казанцев С.Я., Васин В.Н. Трудовое право. М., 2003.

    Кухаренко Д.А., Кухаренко А.Ю. Охрана труда. Красноярск. 1998.

    Подшибякина Н.Д. ВКП: консолидация усилий профсоюзов стран СНГ в защите интересов трудящихся. М., 1995.

    Профсоюзы и трудовое право. Сборник научных трудов. М., 1979.