Женщина в браке в истории

Одесский национальный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра политологии и права

Реферат по теме:

Женщина в браке в истории

По курсу: "Правовые основы социальной работы"

Выполнил: ст. гр. ИС-071

Дьяченко Ю.В.

Проверил: Татаки Д.Д.

Одесса, 2010

Глава 1. Женщина в браке в древности

Женщина в древности была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. По свидетельствам историков, женщина могла "делить с мужем ложе, но не трапезу". В глазах мужчины женщина была вещью, мебелью, сувениром, товаром, но только не человеческим существом, достойным уважения.

В Древнем Китае с приходом невесты, в доме три дня соблюдался строгий траур и царило уныние, что психологически должно было подавить ее чувство достоинства. Жена обязана была всю жизнь скорбеть и печалиться о возможной утрате мужа. Кстати говоря, в Нассау (Богемские остова) вдовы считались принадлежностью всех своих односельчан: нередко вдову искусственно откармливали и съедали как общественное добро; а в Древней Индии в случае смерти мужа жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта свирепая традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней.

В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. А согласно римскому праву мужчины имели полное право на жизнь и смерть своих жен, которых они продавали, покупали, а нередко и убивали. Так Катон Старший выражает мнение, что муж вправе безнаказанно убить жену, если застанет её изменяющей ему, женщина же не может даже посметь коснуться неверного мужа. Муж также имел право убить любовника жены, но лишь, если тот был актёром или вольноотпущенником, и сразу развестись с женой. В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрубал ей уши.

На островах Фиджи всякая женщина становилась достоянием того, кто поймал ее во время состязаний на бегах.

У некоторых народов друзья, родные жениха или приглашенные на свадьбу имели полное право на невесту, причем жених оказывался последним в очереди. Так было на Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время. В средневековой Европе любое должностное лицо также пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У многих народов существовал обычай беспорядочных сношений перед вступлением в брак.

В Северной Америке мужчина, вступающий в брак со старшей сестрой, брал в жены также и всех ее сестер, как только они достигали определенного возраста.

В Южной Америке у мундугуморов мужчины обменивали своих дочерей и сестер на новых жен.

Среди многих народов Африки, Америки и Полинезии было принято - как обычай гостеприимства - отдавать жен на временное пользование гостям или вообще проезжим путешественникам, остановившимся неподалеку от поселка. В Финикии отцы отдавали своих дочерей в пользование чужеземцам, как и мужья в Экваториальной Африке охотно предлагали своих жен богатым чужестранцам, ибо зарабатывали на этом неплохие деньги.

Брак на Руси. На Руси девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве, обряд умыкания (похищения) в честь богини плодородия Лады совершался ранней весной и был своеобразным символом продолжения рода. Вода символизировала бурный поток жизни, захватывающий невесту с собой, что, правда, сопровождалось, "неподобными игрищами". Также могли купить, платой за невесту было "вено", в свою очередь "веном" могло быть приданное. Однако постепенно уводу невесты начинает предшествовать сговор с ней, при помолвке, если жених отказывался от невесты, должен был заплатить моральный и материальный ущерб. Данная традиция называлась "краянням сиру" и моральный ущерб девушке оценивался в одну гривну и остальное в виде штрафа по размеру затраченного на помолвку родителями невесты и ею как материальный ущерб. В Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой, иногда засылала сватов девушка, а зятя брали в дом жены. Ограничения же касались возраста, родства, вероисповедания, соблюдения очередности вступления в брак дочерей согласно старшинству. [8]

Церковное венчание, введенное в ХI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам. В XII веке в Уставе Владимира Святославовича давалось право именно церкви утверждать законность-незаконность браков. К концу ХІІІ века согласие сторон: девушки, жениха, родителей невесты, родителей жениха, холоповладельца стали фиксироваться в брачном согласии, заключительной частью сговора в XIV-XV веках стало обручение, и обручённый обязан был жениться в случае даже осквернения суженной. Помня о "традиционных игрищах", церковь сделала замечание, что сохранение плевы до замужества не обязательно, лишь не сохранение требует штрафа. Брачный возраст в это время для женщин начинался с 12 лет. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей. К концу ХV века официально возможные поводы к разводу существенно ограничивались: расторжение брака было возможно фактически только по неверности или по импотенции. В западных регионах Руси, где исповедовался католицизм, выражалось согласие на брак перед двумя свидетелями и приходским священником и только, а также признавались браки, не получившие церковного освящения.

Жена в Иудаизме. Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод.

Женщина в Исламе. Пророк Мухаммад сказал: "Здешний мир - это преходящее благо, а лучшее благо этого мира - праведная женщина". Ислам, вопреки бытующему мнению, отвел женщине высокое положение в семье и обществе. Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны пред Аллахом. Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Женщина в Исламе имеет право на развод и не обязана терпеть притеснения мужа. Любой материальный и моральный ущерб считается достаточным основанием для развода, который дается женщине через суд. Отмечу, что развод чреват для мусульманина огромными материальными расходами. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. Ислам лишь утвердил бытующее в то время многожёнство: оно не является в Исламе ни обязательным, ни желательным поступком. Были места и времена, когда полигамия даже защищала права ребенка. У лесных племен, где не было коров и коз, и, следовательно, молока, женщина после рождения ребенка возвращалась в родительский дом и до трех лет кормила малыша грудью. Мужчины тех времен отличались несамостоятельностью и на время отсутствия жены брали в дом других женщин - вести хозяйство. Потом к мужу возвращалась жена с окрепшим малышом, и все вместе жили большой семьей. Коран разрешает иметь мужчине не более четырех жен, если он в состоянии соблюдать справедливость между женами в полной мере: в финансовом обеспечении, предоставлении жилья, во внимании и заботе. Мусульманка имеет право на работу, но не обязана.

Ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия. Брак, заключенный без согласия девушки, считается, согласно Шариату, недействительным. [13] Для сравнения можем сказать, что в России вплоть до 1861 года крепостных девок женили по приказу помещиков. Это ещё ничего! Например, взять Декрет Саратовского совнаркома под красноречивым названием: "Об отмене частного владения женщинами". В декрете утверждалось, что законный брак - продукт социального неравенства, который необходимо с корнем вырвать. Потому с 1 января 1918 года отменяется право постоянного владения женщинами с 17 до 30 лет, кроме замужних женщин, имеющих пятерых и более детей. Хотя за бывшими владельцами (мужьями) декрет сохранил право на внеочередное пользование своими женами, они должны были изыматься у них, считаясь достоянием народа. Разнарядки на пользование отчужденными женщинами поручалось выдавать губернским и местным Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые следили за тем, чтобы граждане посещали гражданок не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов. За это они были обязаны отчислять в создаваемый фонд народного поколения 2 процента заработка, а всенародные избранницы могли бы получать за свою нелегкую работу до 280 рублей в месяц. Младенцы, рожденные от народных избранниц, должны были по истечении месяца отдаваться в приют "Народные ясли". И это не случайность, так как во Владимире в 1918 году был издан аналогичный закон: "Каждая незамужняя женщина с 18-летнего возраста объявляется достоянием государства и обязана зарегистрироваться в Бюро Свободной Любви. [4] Всё это происходило не по воззрениям только идеологов того времени, а имело историческую канву. П.А. Сорокин писал о положении после революции 1917 года так: "На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов - цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% - менее одного месяца, 22% - менее двух месяцев, 41% - менее 3-6 месяцев и лишь 26% - свыше 6 месяцев. Эти цифры говорят о том, что современный легальный брак - форма, скрывающая по существу внебрачные половые отношения и дающая возможность любителям "клубники" "законно" удовлетворять свои аппетиты". [10]

Глава 2. Женщина в браке в Советском Союзе

В послереволюционном СССР огромные массы людей оказались затронуты процессом массовой маргинализации, заключавшемся преимущественно в утрате прошлого социального статуса и неопределенности статуса нынешнего, более или менее резком разрыве с социокультурной традицией, проявившемся, в том числе в отношении семьи, содержательного наполнения гендерных ролей и модели репродуктивного воспроизводства человека.

После Октябрьской революции 1917 года в СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко артикулировали две "музы" русской революции - Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Коллонтай писала, что "современная семья утратила свои традиционные экономические функции, а это означает, что женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви". [2, стр.90] В 1919 году вышел ее труд "Новая мораль и рабочий класс", основанный на сочинениях немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал "великой любви" ("grand amour") трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде "любовных игр" или "эротической дружбы", и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины. Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее "последовательная моногамия", каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин.

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ "отделить кухню от брака". Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

Говоря о новом законодательстве в области семьи и брака, В.И. Ленин подчеркивал его направленность на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав: "…законы (Советской России. - С. Г) не освящают лицемерия и бесправного положения женщины и ее ребенка, а открыто и от имени государственной власти объявляют систематическую войну против всякого лицемерия и всякого бесправия". [6] Таким образом, 18 декабря 1917 года вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет - для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьях и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

22 октября 1918 года был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". В качестве препятствия в заключении брака только теперь рассматривалось состояние в другом не расторгнутом браке. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признаньем брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом не расторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке. Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось и даже при неявке самих супругов дело рассматривалось заочно. Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

Декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. [9]

В 1926 г. в новом Кодексе ещё больше закрепилось придание правового значения фактическим брачным отношениям. При этом фактическим признавался брак, которому соответствовали следующие условия: "Факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. ". Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданное после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1936 г. когда был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты; государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую".

В 1944 г. принимаются регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться. Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявлен о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. Так была положена основа для формирования в 1968-1969 г. г. и принятия общесоюзного, долгое время и не меняющегося после распада союза, Кодекса о браке и семье. [5]

Заключение

Во все времена истории женщины то приобретали права, то их снова теряли: этот процесс фактически не прекращался. В наше время, когда права женщины расширяются, кое-где даже переходя границы равноправия, особенно актуально знать, как же оно всё-таки было. Даже в современном законодательстве, например, суд отдаёт предпочтение передать ребёнка при разрешении спорных вопросов матери на воспитание, хотя для ребёнка важно именно семейное воспитание: обоими супругами. Права супругов, а значит и обязанности в браке должны быть равны. Но так ли это было на самом деле?

Положение женщины в браке в разные периоды времени на разных континентах весьма неоднозначно, хотя в большей степени женщина претерпевала неравноправия. Очень ярко при этом в разные времена прослеживались нотки демократии относительно женщины. Показательно то, что в странах прародительницах демократии Древней Греции и Риме относились к женщине нелестно, и даже считали источником зла, как, например, Сократ. Святая инквизиция с радостью переняла это отношение, и очень часто без всякой причины обвинялись и сжигались на костре, например, красивые девушки, "дьявольской красоты", якобы соблазняющие священников. Кстати, в Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. Как видно, рождению девочек не сильно радовались, у эскимосов даже было распространено убийство младенцев-девочек, основывающаяся на теории, что девочек слишком много, у арабов до прихода Ислама часто хоронили живьем новорожденных девочек. Да и быть самой женщиной было тяжело. В Древнем Китае, для того чтобы обратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальные правила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот, омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю, используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения. Девушки также часто становились наложницами знати, например, в Древнем Перу, у евреев до прихода Моисея всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала, деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.

Но именно на Руси, так надолго оторвавшейся от Европы с её идеей демократии, мы замечаем кое-где иногда почтительное уважение к женщине в рамках брака. Это могло проявляться в том, что помимо обычного брака с переходом жены к мужу, встречался брак, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался "примаком", "подживотником", "привальнем", в шутку даже "молодухой"; говорили, что он "выходит замуж", а невеста "женится" на нем. Не всегда такое происходило, зато будучи уже в браке женщина могла пользоваться равными с мужчиной правами. Пожениться могли люди с совершенно разных сословий. К тому же молодожены могли и не жениться вовсе, а пожить вместе, и, если не подходят друг другу, разойтись. В браке должны были быть заинтересованы все: родители, невестка, парубок, а иначе брак был невозможен по несчастью, хотя и учитывались интересы девушки обычно в последнюю очередь. Женщина имела полное право на свое приданое, но, если муж ей доверял, то мог доверить и ведение хозяйства, о чём свидетельствуют многочисленные обряды: каравай с деньгами (солью) - невесте: доверяли ей бюджет; обряд снимания сапога: женщина готовилась ухаживать за мужем и если она с деньгами снимет, значит ей можно доверить бюджет и она может боле не снимать с мужа сапоги; "разбитие склянцев", что вначале разбивались на счастье, а затем - на приоритет в доме.

В Советском Союзе ещё больше закрепились права женщины в браке. Брак стал законодательно оформляться в единую равноправную структуру.

Источники и литература

    Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // "Экология и жизнь" - №7, 2008

    Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака // М: МГУДТ, 2009

    Дьяченко Ю.В. Женщина в давнерусской семье Х-ХV веков: заключение и разрывание брака, Одесса, 2007

    Игорь Елков. Назад, в матриархат // "Российская газета" - Неделя №4709 от 17 июля 2008

    Из истории брака в России // / http://www.spclub.ru/bb_znak/istoria.html

    Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // / “Под Знаменем Марксизма" - № 3, март 1922

    Михеева А.Р. От сожительства к семье (взгляд на трансформацию института брака сквозь призму женских историй) // Общество и экономика: социальные проблемы трансформации / Под ред. А. Михеевой. Новосибирск: ИЭиОПП, 1998

    Семейное право: Учебное пособие. - Авторский коллектив allpravo.ru. - 2003. // / http://www.allpravo.ru/library/doc100p/instrum102/

    Сергей Гавров. Историческое изменение институтов семьи и брака // / http://bibliotekar.ru/gavrov-2/index. htm

    Сорокин П.А. "О влиянии войны" // "Экономист" - № 1, 1922

    Пушкарёва Н.Л. "Женщины Древней Руси" - М.: Мысль, 1989

    Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси // “Вопросы истории" - № 10, 1970

    Ясин Расулов. Женщина в истории человечества // / http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/Islam/women_history. php

    Борисенко В.К. "Весільні звичаї та обряди на Україні: історико-етнографічні дослідження" - К., 1988

    Кодекс про шлюб та сім'ю України від 20.06.1969

    Сімейний кодекс України від 10.01.2002

    Українське народознавство / За ред. С.П. Павлюка та ін. - Львів: Фенікс, 1994