Япония (работа 13)

Содержание:

    Базовые данные о стране

    Остров Хоккайдо

    Остров Окинава

    Токио – столица Японии и основной туристический центр

    Николай-до

    Всеволод Овчинников – Токио всему десятая часть

    Современная Осака

    Заключение

Базовые данные о стране

Все знают где находится Япония: продолжение Курильского архипелага вниз к экватору по некоей изящной кривой с изгибом справа - налево. Маленький гигант - страна Ямото - расположился на более чем 3000 островов, занимая около 400 000 кв. км. (буду для сравнения давать соответствующие цифры по Росссии -17 000 000 кв. км., т.е. у нас землицы в 40 раз больше и все практически одним куском)

Вся территория разделена на 47 административных частей - префектур и это вряд ли все знают. Столица Японии, а это знают все -Токио (12 млн. чел.) Кстати, в Японии о России знают не очень много людей, по крайности, расширить свои познания в этой области стремятся единицы. Так что мы, в некоторой степени, первопроходцы у них (не путать с проходимцами!)

Численность населения - 120 000 000 человек (в России порядка 250 000 000 - в 2 раза больше. Тут же в уме пересчитайте на плотность, прикиньте увеличение народа в вашем пункте раз в 20 - впечатлит!)

От Центральной России ее отделяют 7 часовых поясов. Разница во времени получается 6 часов, так что прилетаешь туда в самый крепкий сон на Родине. Но если летать часто - привыкаешь. Трудно, конечно, но свыкаешься как-то.

Если посмотреть расположение Японии по широтным поясам, видно, что ее север находится на широте Крыма, а юг аж - среднего Египта! Но на самом деле север у них нормальный - Хоккайдо вполне холодная территория, впору нашей Сибири. Ну, а юг - действительно жарко. Даже в Хиросиме, не самом южном городе, припекало в июле изрядно. Мало не казалось. Но об этом пониже чуть-чуть.

Ближайшие соседи по морю: Россия, Корея, Китай, Филиппины, США..., ну а по воздуху - весь мир.

Всего островов более 3000, но есть самые большие и главные острова - с севера на юг - Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку и Кюсю, Окинава с городом Наха. Сердце каратиста должно дрогнуть: Наха - место рождения японского карате Наха-те (могу ошибиться, ну тогда извините...)

Рельеф земли - это горы, горы, горы (80% суши). Любая видимая ровная площадь всегда упиралась вдали в гряду гор или океан.

Высоких гор нет, все не более 4000 м. над уровнем моря, но зато на самом большом центральном острове - Хонсю, километрах в 200 от Токио, есть на весь мир знаменитая священная гора - вулкан Фудзияма. Физическая высота всего 3776 м., духовная высота для японца - бесконечна.

Пики поменьше: в центре о. Хоккайдо (самый северный остров) на территории Дайсецудзанского Национального Парка: гора Асахи-Таке - 2290 м., на о. Сикоку г. Тенгу-Даке -1981 м. и г. Цуруги-Яма - 1954 м., и на южном острове - Кюсю г. Кюдзю-Яма - 1787 м.

Горы вообще занимают в сознании японцев особое место, именно все горы, практически независимо от их высоты. Считается, что на вершине каждой горушки обитает дух ее божества. Всегда там стоит какой-либо алтарь. Восхождение к некоторым из них связано даже с риском для жизни, но, тем не менее, паломничество к таким святыням не уменьшается.

Японию почти постоянно трясет, что связано с весьма бурной вулканической деятельностью. Видимым продуктом ее, обыденным, являются, естественно, вулканические горы. Они разбросаны по всему архипелагу и кто не поленится посмотреть географическую карту, сразу это увидит, ну только не по Карте Мира, а по более подробной. Внешних грозных проявлений этой бурной вулканической жизни сверхдостаточно - извержения вулканов, горные обвалы, землетрясения, наводнения, ураганы и цунами.

В 1985 город Кобе был очень потрепан сильнейшим землетрясением, унесшим 5000 жизней. Кстати, город полностью восстановлен за 5 лет. Видимо такой жуткий природный тренаж в какой то мере и определил повышенную стойкость, терпеливость, сноровистость, мужество и потрясающую работоспособность японской нации и такое глубоко философское отношение к катаклизмам.

Горы рождают множество быстрых, холодных и чистых рек и речек, что и позволило выращивать основу жизни японцев - свой собственный рис, который отличается от материкового не только 5-кратной ценой.

Из него делается множество всяких кушаний, но основное все-таки, видимо, "Суши" - рисовые колобки разной формы с бесконечной вариацией наполнения.

Вот как затаскивает в сторону... Сейчас - география Японии, еда - отдельно.

Давайте пройдемся с севера на юг по главным островам и поговорим немножко о погоде и людях. И то и другое весьма сильно будут отличаться.

Остров Хоккайдо

Хоккайдо, самый северный остров Японии, весьма экзотичен и загадочен даже для 116 с половиной миллионов японцев, которые не живут на нем. И дело не только в том, что Хоккайдо вошел в состав Японии недавно, в 1869 году, - самый северный остров Японии славится самой долгой и холодной зимой, обилием снега и льда. И все это большая экзотика для остальной Японии!

Первые переселенцы стали проникать на остров еще в 15 веке по инициативе одного из самурайских кланов - Мацумаэ. Правительство же подключилось к колонизации позднее - в конце 19 века, когда на остров были отправлены войска для вытеснения коренных жителей - айну.

Остров Окинава

Вынужденно спускаемся мимо всех срединных островов на самый юг Японии. Остров Окинава - самая южная из 47 префектур Японии. Его главный город, Наха, находится примерно на одинаковом расстоянии от Токио, Пекина и Манилы - столицы Филиппин. Такое расположение острова, входящего в архипелаг Рюкю, объясняет и его сложную историю.

Процветавшее за счет торговли с Японией, Китаем, странами Южных морей и даже Европой королевство Рюкю постоянно испытывало сильное и не всегда дружеское влияние соседей, его правители были данниками китайских императоров. В 1609 году самураи клана Симадзу с соседнего острова Кюсю устроили набег на Окинаву - началось освоение острова и в 1879 году Окинава окончательно вошла в состав Японии.



Токио

Столица Японии и туристический центр

Построенный в 1457 году небольшой самурайский замок Эдо обязан своим превращением в процветающий город, а позже и в столицу основателя династии сёгунов Токугава.

Получив удаленные от Киото, столицы того времени, но плодородные и богатые земли, Изясу Токугава с начала XVII века развернул в Эдо колоссальные строительные работы. Десятки тысяч мастеров засыпали мелководные участки залива, возвели величественный замок правителя, построили поместья для самых знатных семей империи. В городе возникли многонаселенные кварталы самураев, ремесленников, торговцев, актеров и куртизанок. К 1868 году, когда Эдо стал столицей и был переименован в Токио - "восточную столицу", в нем насчитывалось около двух миллионов жителей.

Сейчас в границах Большого Токио на площади в 2162 квадратных километра живет 12 миллионов человек (см. фото 1: Токийский залив).

Здесь находится резиденция императора, парламент, штаб-квартиры всех политических партий, министерства. В кипящем и бурлящем городе сконцентрировано 60% японских компаний и фирм, в нем обучается треть всех студентов, издается 80% печатной продукции. Помимо национальных и муниципальных музеев работают 50 частных и 350 коммерческих галерей, несколько симфонических оркестров, хоров, знаменитые драматические театры и студии, театры традиционных жанров "кабуки", "но", "бунраку" (см. фото 2: обычный вид центра города).

Радиально-кольцевой системой основных магистралей Токио похож на Москву, но отличатся тем, что в нем, не зная как тут ездить, можно остаться навсегда.

В центре города находится императорский дворец с парком, траву которого обновляют простой заменой дерна полной площади парка, чему мы были свидетелями. К парку прилегают, точно дольки мандарина, центральные районы, каждый со своей специализацией. С министерствами соседствуют кварталы банков, страховых компаний, торговых концернов ( см. фото 3: все перемешано - новые дома и старые).

Торгово-развлекательный квартал Гиндза, со множество весьма сомнительных заведений, ровными рядами у которых стоят зазывалы - милые красивые девушки и негры! И суют вам в руки некие фотобуклетики. Сама Гинза оказалась довольно короткой улицей, самая ее бурлящая часть, квартала в 3.

Парк расположен рядом с Кайлой - сосредоточением университетов, училищ, студенческих общежитий и тут почти весь день идет движение: бегают, едут на велосипедах, забеги массовые, индивидуальные, просто гуляют и т.д., нормально живут! (Фото 4: просто заповедный уголок, даже с рисунками преступников на доске объявлений)

Еще парк Ееги, рядом с которым мы жили. Чистенький, стриженый. Какие красочные свадьбы там наблюдали, соревнования по стрельбе из лука, и естественно, с 4 часов утра физкультурники, как и у нас, выбегают за здоровьем.

Постепенно Токио наращивает новые центры: город небоскребов Синдзюку - впечатляет. У Аракавы-сенсея на Синдзюку место работы и на 33-м этаже одного из зданий место тренировки. Маленький зальчик, который они делят с дзюдоистами. Таких зальчиков уместилось бы в нашем штук 5-6.

Рядом молодежный район Сибуя - что там делается к вечеру в метро! Такой тусовки я и в Москве не видел. Знаменитый торговый квартал Икэбукуро - это просто надо отдельно рассказывать...

Город разрастается на запад, в сторону горы Фудзиямы.

Дороговизна столичной земли приводит к тому, что жить в центральных районах могут только очень состоятельные люди или те, кто получил дом в наследство. Домики прилеплены друг к другу как ласточкины гнезда. И все же Токио, притягивая к себе все новых и новых жителей, остается самым интересным и многообещающим городом Японии...

ТОКИО — столичная префектура. Расположена на равнине Канто Тихоокеанского побережья острова Хонсю.

В административном отношении столичная префектура Токио состоит из 23 специальных районов, 26 отдельных городов, 7 поселков и 8 деревень. Административно к ней относятся острова Идзу и Огасавара. Площадь префектуры — 2156,8 кв. км, население — 11 772 тыс. чел. (1995). В том числе площадь самого города — 615,8 кв. км, население — 7966 тыс. чел.

Токио — научный и культурный центр со старейшими частными и государственными университетами страны — Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев. Один из крупнейших — Токийский национальный музей (1871), являющийся и важным научным центром. В нем хранится 85 тыс. произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства. Выделяются также Токийский национальный научный музей (естественнонаучные коллекции — около 500 тыс. экспонатов), Национальный музей современного искусства (1952), Музей японского народного искусства (1936), некоторые частные галереи.

Токио — город, где удивительным образом сочетаются старина и современность, фешенебельные районы и тихие узенькие улочки. На протяжении ХХ в. Токио дважды разрушался почти до основания — в 1923 г. в результате землетрясения и в 1945 г. вследствие американских бомбардировок. Мощный импульс градостроительные работы в Токио получили в период подготовки к летним Олимпийским играм 1964 г., а в последние десятилетия облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах (например, Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро) «кусты» высотных административных зданий.

В деловом квартале Маруноути расположены главные конторы крупнейших корпораций и банков. Рядом с Маруноути находится Гиндза — «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга.

Большой интерес для гостей Токио представляет район императорского дворца с обрамляющими его рвами, дворец Акасака (1909) — любопытный образец подражания архитектуре Запада, столь популярной в Японии в период Мэйдзи, квартал Асакуса, старинные храмы — Гококудзи и богини Каннон,



ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ ТОКИО. Самой высокой точкой в Токио считается антенна ее телевизионной башни, вознесенная на высоту 333 метра. Токийская башня была построена в 1958 г. и с тех пор стала как бы визитной карточкой японской столицы. Весит она 4 тыс. тонн, что гораздо меньше веса Эйфелевой башни (7 тыс. тонн) при гораздо большей высоте. Японцы считают Токийскую башню самой высокой в мире среди конструкций, сделанных из железа. Выкрашена башня в оранжевый и белый цвета, хорошо видные с пролетающих самолетов. По ночам ее освещают 164 прожектора. Причем зимой — теплым оранжевым светом, а в остальное время года — слепящим белым.

Антеннами Токийской башни пользуются восемь телевизионных и четыре радиостанции Японии. Кроме того, в верхней ее части размещены различные метеорологические приборы.

Главная смотровая площадка расположена на высоте 150 м. Ее площадь — 1470 кв. м. Еще на 100 м выше есть специальная смотровая панорамная площадка, с которой в ясные дни можно рассмотреть горы Фудзи и Цукуба.

На первом этаже башни — самый известный в Японии аквариум, где обитает более 50 тысяч рыб 800 наименований. Выше — торговая аркада, рестораны, кафе на 1000 мест. На третьем этаже башни расположен Музей восковых фигур, постоянная голографическая выставка. Повсюду детские и взрослые игровые автоматы.

А у самого основания Токийской башни воздвигнут памятник собакам, которых первые японские исследователи Антарктиды вынуждены были оставить там при эвакуации.

В марте 1991 года сдано в эксплуатацию самое высокое здание Токио — 354-метровый комплекс столичной администрации (архитектор Тангэ Кэндзо) и т.д.

Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы (более 3,6 тыс.), однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га (6 кв. м на одного жителя). Наиболее известны парк в районе императорского дворца, а также парки Хибия, Мэйдзи, Уэно.

В городе насчитывается 1750 синтоистских и 2953 буддийских храма.

Николай-до

Николай-до (буквально - храм Николая) - православный кафедральный собор Воскресения Христова, относится к наиболее известным достопримечательностям Токио.

Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной японской архитектуры, но, тем не менее, отлично вписавшийся в городской пейзаж японской столицы.

Ссылка на св. Николая понятна. Ведь как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX - начале XX в. Русскую духовную миссию в Японии.

Отец Николай присмотрел, а затем, набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо. На этом холме и было решено построить православный собор.

Первоначальный эскиз будущего храма разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов (1815-1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле. Однако воплощать замысел в камень и металл пришлось другому.

Строительство было поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852-1920), воздвигшему в период с 1878-го по 1907 г. более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от кафедрального собора Воскресения Христова.

Выложенные из кирпича стены окружали внутреннее пространство храма в 805 квадратных метров. Купол был выложен медными листами, которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели зеленоватый оттенок.

Увы, в первозданном виде собор Николай-до не сохранился. В 1923 г. здание серьезно пострадало от разрушительного землетрясения. К 1929 г. храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из первоначальных задумок А. Щурупова.

Ныне Николай-до несколько затерялся среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца верующих.

Токио - это, пожалуй, самый необычный город на свете, в нем старинные постройки соседствуют с современными небоскребами в западном стиле. Над несколькими большими реками и множеством мелких речужек, шириной иногда всего несколько метров, проложены мосты со скоростными дорогами. Япония- это мир островов, а значит страна мостов. Каких только типов мостов не содержат японские словари и туристические указатели- цепные и арочные, понтонные и лодочные, вантовые и разводные, деревянные и каменные. Есть даже “сорочий” мост. Но чтобы понять, что это такое, нужно окунуться в одну из красочных легенд Японии, Она рассказывает о взаимной любви двух звезд- Волопаса и Ткачихи, разделенных Небесной рекой - Млечным путем. Но влюбленным все же удалось встретиться. Им, по преданию, помогли в этом сороки, Они сцепились крыльями и образовали мост. С тех пор каждый год в седьмой день седьмого месяца в небе возникает “сорочий” мост. Правда разглядеть его дано лишь натурам романтическим.

В Токио находится “Мост Японии” Нихонбаси. До 1911 года это был изящный, воздушный и очень красивый деревянный мост, потом на его месте соорудили каменный мост в стиле Ренесанса длиной 27 и шириной 49 метров. Его украшали бронзовые лампы и фигуры птиц на колоннах. А в 1996 году Нихонбаси взялись реставрировать. Сейчас мост в первозданной красоте можно увидеть в новом музее истории Эдо-Токио, который открылся весной 1993 года. Здесь в натуральную величену представлен Мост Японии. Стоя на нем можно полюбоваться зданием театра Кабуки, посещение которого обязательный пункт в турпоездке любого. Театр уже давно превратился в достопримечательность, на фоне которой любят фотографироваться туристы. Есть в Токио и своеобразный Кремль с Красной площадью - Императорский дворец Кокё, который раньше назывался Эдо и был резиденцией военных правителей сёгунов. Дворец обрамлен высоким земляным валом и каменной стеной, в наполненном водой рве плавают лебеди. Перед дворцом площадь с зелеными газонами и диковинными деревьями. Императорский дворец имеет почти ровную круглую форму.

Восточный сад Хигаси-гёэн и парк Китаномару служат оазисом для молодых пар и служащих соседних фирм.

Иногда в солнечные дни можно увидеть гору Фудзи. Сам же город лучше обозревать с токийской телебашни, расположенной ближе к центру.

Если вы хотите увидеть представления трупп Кабуки, Но, Бунраку или другой вид традиционного сценического искусства, вы обязательно должны посетить Национальный театр Японии. Но если вы приверженец оперы, балета или драмы, вам больше подойдет Новый Национальный театр в префектуре Айти. Он основан совсем недавно, в 1997 году. Это грандиозный комплекс из трех отдельных залов, крупнейший из которых Дом оперы с четырьмя сценами, рассчитанными на 1810 зрительских мест и на 8 людей в инвалидных колясках. Второй зал отдан драме западного образца, а третий, самый маленький, оборудован полом, отдельные секции которого при необходимости можно поднимать или опускать. Число зрительских мест- меньше 500. Кроме того, в здании театра есть ресторан, буфеты, магазины, медпункт, стоянка для автомобилей и прочие удобства. Так что, отправившись в этот театр на целый день вы не будете ни в чем испытывать нужду. А после культурного отдыха не помешает побывать один на один с природой. Для этого можно отправиться в Токийский парк. Уэно. А посетив японский национальный музей науки, находящийся там же, можно своими глазами увидеть события прошлого. Когда вы войдете в этот музей, вам не предложат специальных тапочек, а дадут особый шлем и перчатки, соединенные проводами. И вы попадете в мир виртуальной реальности. Входя в тот или иной зал можно оказаться в доисторическом прошлом Земли, в губинах космоса или совершить путешествие на подводной лодке по кровеносным сосудам человека.

Для детей и взрослых, любящих развлечения, несколько слов о Токио Диснейленде. Он был открыт в 1983 году по образцу развлекательного парка, созданного Уолтом Диснеем в США. Расположенный в 10 километрах от центра Токио и раскинутый на территории около 48 гектарах, парк состоит из семи тематических зон. Здесь можно веселиться на различных аттракционах, наслаждаться едой и шоппингом, но с собой запрещено приносить пищу и напитки. Вы сможете полюбоваться парадом персонажей, ночным парадом с подсветкой, музыкальными концертами, фейерверками и тому подобными развлечениями.

Первая тематическая зона называется Мировой базар и в ней расположены магазины, рестораны, кафе. Вторая - Страна приключений, где можно покататься на лодках маршрутами “Круиз через джунгли” или “Карибские пираты”. Третья зона, Великий запад, -это “Американские горки” и паровоз “Марк Твэн”. Следующая, Мир малых животных, - макеты и куклы животных- героев мультфильмов Диснея, а также пользующийся наибольшим спросом у детей и молодежи спуск по крутому потоку на челноке. Страна фантазии расположена вокруг символа парка- замка Золушки. В городе Toontown можно зайти в домики мультипликационных героев. А в Завтрашней стране вы испытаете космический полет и другие опыты в “среде” объемных изображений.

Императорский дворец Госё в Киото первоначально был построен в 794 году при императоре Камму и неоднократно восстанавливался после пожаров. В нынешнем виде он был построен в 1855 году. 11 гектаров земли окружены высокой и широкой глинобитной стеной, которая сверху покрыта черепицей. В стене сделаны шесть ворот. Главные Южные ворота открываются дважды в год, но кроме императора никто не имеет права проходить через них. Посетители попадают во дворец как правило через ворота Сэйсёмон. Госё- это “образец сочетания китайской пышности и японской изысканности”. Его центр- церемониальный зал Сисиндэн. К нему примыкает двор, засыпанный белой галькой. Территория двора окружена с двух сторон галереей, “белое пространство стен которой разбито стройными золотисто-красными колоннами”.

Внутри зала находится трон императора, сделанный из лакированного красного сандалового дерева с перламутровой инкрустацией. трон украшен эмблемой императорского дома- цветком шестнадцатилепестковой хризантемы.

Среди других достопримечательностей дворца не последнее место занимает “Палата покоя и прохлады”. В ней во время церемониала император восседал под шелковым балдахином. С каждой стороны лестницы, ведущей к помосту, стоят два деревянных льва. Они как бы охраняли императоров от злых гениев: на полу существовала специальная доска, наступив на которую незваный гость предупреждал о своем появлении, срабатывало специальное устройство и поднималась тревога.

Для регулирования жизни в плотно населенном городе требуется большая и эффективная муниципальная администрация. В прошлом, муниципальные отделы Токио были размещены в различных зданиях в районе Юракучо, где также был расположен старый муниципалитет, разработанный архитекторм Кензо Танге. Танге победил в 1957 конкурс и от тогда его проект служил опытным образцом для других японских зданий муниципалитетов и административных офисов. Его опытный образец походил на хорошо смазанную административную машину изнутри и выражал отвращение бюрократической помпезности.

Новый муниципалитет был построен за рекордный срок, частично из-за настойчивости губернатора Токио, Шуничи Сузуки. Губернатор еще в 1980 году предложил его строительство, потому, что комплекс 1957 года, который так и не был полностью закончен, казалось готов разорваться в швах. 8 ноября 1985 года был объявлен конкурс на проект строительства комплекса нового муниципалитета в районе Шинюку на месте бывшых очистных сооружений. Этот участок граничит с Центральным Парком и окружен небоскребами по трем сторонам. Одним из условием конкурса было то, что комплекс должен иметь, и административные зоны, и объекты культуры. Другие условия предусмотривали наличие информационного бюро и центра планирования непредвиденных обстоятельств. Муниципальный штат должен был бы быть обеспечен современной компьютерной системой, подчеркивая ведущее положение Японии на рынке автоматизации. Общественным местам отводилось повышенное внимание. Одним из фокусов проекта была площадь, окруженная множеством многоквартирных домов, располагаемых на четырех уровнях и разделенных вдоль рядом проходов. У участники конкурса было только три месяца, чтобы представить свои проекты. Победителем оказался все тот же Кензо Танге.

Доминирующей структурой проекта Танге являются супер-блоки. Первая Башня, по силуэту похожая на средневековый собор, состоит из двух башен-близнецов, кототорые связанны между собой 150 метровой серединной секцей. Второй блок представляет собой Вторую Башню, состоящую из трех башен, которые не столь высоки, как башни первого блока, но соориентированы в том же стиле. Третий блок - невысокое здание с конференц-залом на верхнем этаже.

Свом внутренним фасадом он выходит на полукруглую площадь и связывается с Башнями двумя пешеходными мостами. В Первой Башне, состоящая из 48 этажей высотой 243 метра, находится офис губернатора. Вторая Башня меньше - в ней 33 этажа, а высота ее составляет 163 метра. Как было упомянуто выше, Вторая Башня состоит из трех башен, уменьшающихся в размерах, в сторону Первой Башни. Две главные башни комплекса связаны променадом, который в свою очередь соединяется с закрытыми пешеходными мостами, ведущими к невысокому блоку, в котором находится конференц-зал. Хотя всеь комплекс закрыт, он легко доступен через пешеходные мосты, перекинутые поперек пронизывающих его автострад.

А вот что пишет о своих впечатлениях о городе известный обозреватель Всеволод Овчинников:

Токио: Всему десятая часть

По материалам журнала "Вояж"

Если вы собираетесь побывать в Стране восходящего солнца, постарайтесь запомнить фразу, которая поразит вашей эрудицией любого японского собеседника. В ней всего два незнакомых слова: "нандемо итивари Токио", что значит "Токио - всему десятая часть".

Кульминация тесноты

Действительно, в столице проживает каждый десятый японец. На ее долю приходится десятая часть валового внутреннего продукта страны, то есть общего объема производимых в ней товаров и услуг. Но важнее всего понять, что образ Токио воплощает наиболее характерные черты портрета страны. А это, во-первых, теснота и, во-вторых, хаотичность.

Когда речь заходит о национальной самобытности японцев, мы не всегда отдаем себе отчет в том, что многие особенности их быта и поведения порождены теснотой. Именно она заставляет людей жить как бы "поджав локти", что составляет суть японской этики.

На площади немногим больше Финляндии живет 120 миллионов человек - всего на 20% меньше, чем в России. К тому же пять шестых Японии заняты горами, и лишь одна шестая пригодна для освоения. Причем половина жителей страны сгрудилась на 1,5% ее территории. Там, где вдоль Тихоокеанского побережья протянулась цепочка почти слившихся друг с другом человеческих муравейников. Самый крупный из них - Токио - олицетворяет собой кульминацию японской тесноты.

Девять из двенадцати миллионов токийцев живут на площади менее 600 квадратных километров. Дабы понять, что это такое, представим, например, что всю Венгрию сселили в Будапешт. Плотность населения на этом клочке земли из понятия статистического перерастает в осязаемое.

Едва на каком-нибудь из центральных перекрестков загорается зеленый свет, как с обеих сторон улицы лавиной устремляются встречные потоки людей. Каждый поток неудержимо катится во всю ширину пешеходной дорожки, не имея возможности ни отступить, ни свернуть, потому что по краям этого коридора нетерпеливо дожидаются своей очереди ряды замерших автомашин. Одна человеческая стена с размаху сталкивается с другой. Посредине улицы возникают завихрения, как при рождении тайфуна.

Жители Токио шутят, что даже собаки вынуждены тут вилять хвостом не из стороны в сторону, а вверх и вниз. Содержать в такой тесноте домашних животных - недоступная роскошь для большинства людей. Поэтому пройтись по Гиндзе с пуделем на поводке для состоятельных токийцев столь же престижно, как запарковать у ресторана 600-й Мерседес.

Мебель, сдвинутая в угол

Вторая характерная черта Токио - хаотичность. С 70-х годов японская столица повторила в своем облике впечатляющие вертикали американских городов. Однако она доныне не может похвастать гармонией горизонтальных линий, присущей городам европейским.

Лицо японской столицы - это не улицы и не здания. Это прежде всего люди. Город поражает гигантским скоплением человеческих существ. Душа Токио - это стихия толпы, воплощенная в бесконечных людских и транспортных потоках и в столь же беспорядочных скопищах домов. Эти хаотично сгрудившиеся строения напоминают мебель, которую кое-как сдвинули в угол комнаты, пока красят пол. Сдвинули, но забыли поставить на место.

Японская столица осталась городом без главной темы, без характерных черт, которые придавали бы индивидуальность ее портрету. Излюбленный прием описания мегаполисов: Москвы - с Воробьевых гор, Парижа - с Эйфелевой башни, Нью-Йорка - с Эмпайр стейт билдинг, мало подходит для Токио. Ибо взгляд тщетно ищет тут архитектурные доминанты, которые формировали бы панораму города.

Здесь не найдешь места, которое могло бы олицетворять японскую столицу, как Кремлевская набережная - Москву или как Большой Бэн - Лондон. Даже географический центр Токио - Императорский дворец - не доминирует над городом и со стороны воспринимается просто как обнесенный рвом парк.

Кстати, Токио (что значит "Восточная столица") поначалу именовался Эдо и обрел свое нынешнее название лишь 130 лет назад. В 1868 году император Мэйдзи отстранил от власти сегунов - военачальников, традиционно управлявших страной, и перебрался сюда из древней столицы - Киото. Мемориальный комплекс Мэйдзи с парком и крупнейшим в столице синтоистским храмом советую непременно посетить. Стоит также побывать в Асакусе, где находится наиболее интересный буддийский храм, вокруг которого раскинулась издавна любимая горожанами ярмарка.

Токио, как и Лондон, не богат архитектурными ансамблями. Однако это не означает, что там нет красивых, запоминающихся мест. Приятно погулять возле Императорского дворца, к которому прилегает деловой центр города Маруноути и парк Хибия. Интересно побродить среди небоскребов Синьдзюку, где старый увеселительный район обогатился высотными зданиями.

Лабиринт безымянных улиц

Токио дважды имел и дважды упустил возможность отстроиться заново, по разумному генеральному плану. Первый раз после катастрофического землетрясения 1923 года, разрушившего половину городских зданий. Второй раз - после американских налетов 1945 года, когда город выгорел на две трети.

В начале 60-х годов на моих глазах был использован третий повод для коренной реконструкции города - подготовка к Олимпийским играм 1964 года. С тех пор Токио заметно похорошел. Выросло много новых зданий, радующих глаз смелостью архитектурной мысли, безукоризненным качеством строительства. Однако из-за того, что владельцы мелких участков порой не желали уходить с передней линии, многие монументальные сооружения, способные украсить городские магистрали, как бы затерялись, оказавшись позади.

Новой чертой в облике Токио стали эстакадные автострады. Их назвали "косоку доро" - скоростные дороги. Однако, несмотря на взимаемую плату, езда по ним в часы пик иногда тоже превращается в "уличное стояние".





Транспортные заторы, от которых нынче страдают все мегаполисы мира, ощущаются в японской столице особенно болезненно. Дело в том, что, если сопоставить площадь улиц со всей городской территорией, то в Нью-Йорке она составит 35%, в Лондоне - 23, а в Токио - всего 12%. Поэтому транспортные магистрали японской столицы хронически перенапряжены, как будто находятся в состоянии гипертонического стресса.

Думаю, что именно этим объясняется агрессивность местных водителей. В Токио шутят, что Япония до сих пор готовит летчиков-камикадзе, но для конспирации пока использует их как таксистов. Но даже эти отчаянные лихачи и лучшие знатоки города могут ориентироваться в нем лишь зонально.

Дело в том, что, помимо своей хаотичности, Токио был и остается загадочным лабиринтом не только для приезжих, но и для местных жителей. Адресов в нашем понимании (улица такая-то, дом такой-то) здесь практически нет. Во-первых, потому, что любое название, например Гиндза, это, скорее, пространственное понятие, нежели улица (как в Москве Таганка или Остоженка). А во-вторых, потому, что нумерация домов ведется не по улицам, а по периметру околотков в порядке их застройки. Поэтому, вручая свою визитку, человек, пригласивший вас в гости, обычно дает и схематический план - как к нему добраться.

Полдня в электричке и метро

Эстетические принципы японцев - благодатная тема для абстрактных рассуждений. Однако эта жизненная философия вряд ли скрашивает быт простого труженика. Дороговизна жилья заставляет людей селиться все дальше и дальше от центра, не только в пригородах, но и в соседних префектурах. Это создает колоссальную нагрузку для городского транспорта. Подсчитано, что 40% токийцев ежедневно требуется три часа, а 10% - даже четыре часа, чтобы добраться на работу и вернуться домой. Стало быть, половина населения столицы тратит в пути половину энергии своего трудового дня.

Городской транспорт в Токио в целом заслуживает доброго слова. Метро там хоть и поскромнее московского, но отнюдь не хуже парижского и несравненно лучше лондонского или нью-йоркского. К тому же система его станций хорошо сопряжена с городской электричкой, что позволяет добраться в любое нужное место.

Однако в часы пик на таких узловых станциях, как "Синдзюку", разыгрываются поистине рукопашные схватки. Поскольку официальная пропускная способность поездов превышается более, чем втрое, тысячи студентов подрабатывают "толкачами" - помогают запрессовывать пассажиров в вагоны.

Каждую зиму транспортная проблема обостряется, ибо человек в пальто занимает больше места. Чтобы было легче двигаться в давке, в обиход даже вошли специальные скользкие плащи.

Не переместить ли столицу?

Главной проблемой Токио, обострявшей все остальные проблемы, долгое время был не поддающийся регулированию рост его населения. Вплоть до недавних пор население японской столицы ежегодно увеличивалось на четверть миллиона человек и 100 тысяч автомашин.

Среди множества способов положить этому конец, был избран самый простой: не делать ничего, пока ухудшение условий жизни в столице не породит отток людей в обратном направлении. С начала 90-х годов это вроде бы действительно произошло. Рост населения замедлился, и наметилась тенденция к стабилизации.

Одновременно стала обсуждаться и более радикальная идея: не переместить ли японскую столицу из перенаселенного, отравленного промышленными отходами, да к тому же сейсмоопасного Токио в специально построенный тихий и чистый город. То есть возвести для правительственных учреждений город раз в двадцать меньше - примерно на 600 тысяч жителей, наподобие Вашингтона, Канберры или Бразилиа?

Уже несколько лет при премьер-министре страны действует Совет по перемещению столицы. В 1995-97 годах этот совещательный орган должен был подготовить для обсуждения в правительстве и парламенте список возможных кандидатур. Однако всю подготовительную работу пришлось строго засекретить, дабы не создавать спекулятивного ажиотажа с ценами на землю, подлежащую выкупу.

А чтобы переместить столицу, по предварительным подсчетам, потребуется 40 миллиардов долларов на приобретение земли, 18 миллиардов на расчистку и подготовку участков, 62 миллиарда на строительство зданий и сооружений. Итого затея обойдется в 120 миллиардов долларов, то есть по 1000 долларов на каждого японца, включая стариков и детей.

Даже идея соединить Азию с Америкой, перекрыв Берингов пролив и построив там электростанцию, использующую энергию морских приливов, стоила бы намного дешевле. Но дело не только в цене. Столь грандиозный замысел сталкивает слишком много противоречивых интересов. Правительство Токио, к примеру, намерено всеми силами сопротивляться планам переноса столицы.

Однако даже если это когда нибудь произойдет, Токио не утратит своей роли главного города страны - как Рио де Жанейро в Бразилии, Стамбул в Турции или Окленд в Новой Зеландии.

Значение этого мегаполиса кое в чем даже переросло старинную поговорку: "Токио - всему десятая часть". На долю Токио ныне действительно приходится 10% населения Японии и 10% ее рабочей силы. Но в столице сосредоточено более 50% финансового капитала страны, больше половины студентов и такая же доля японцев, имеющих высшее образование.

Вот почему Токио, как гигантский магнит, продолжает притягивать к себе молодежь. Ибо здесь - мозг и сердце Японии, сгусток ее энергии, фокус ее противоречий, средоточие ее надежд.

Современная Осака

Для туристов больший интерес вызывает не старина города, а его приметы нового века. Это Кансайский международный аэропорт, вступивший в строй 4 года назад. Ежегодно он способен пропускать через свои терминалы до 160 тысяч пассажиров. Но главная и уникальная особенность его не в этом, а в том, что это первый в мире аэропорт, построенный на воде, а вернее на 5-километровом искусственном острове, насыпанном в морском заливе. Дальше крупнейший в мире международный центр оптовой торговли. Занимающий 360 тысяч квадратных километров, он состоит из множества офисных зданий, выставочных и торговых павильонов, гостиниц, конференц-залов, над которыми взметнулось вверх 56-этажное здание Ринку-гэйт тауэр - многоцелевого торгового комплекса. Это и Осакский купол, крытый многоцелевой стадион, способный вместить до 55 тысяч зрителей. Это и гигантский парк развлечений, который после своего завершения в 2001 году будет принимать до 8 миллионов посетителей ежегодно и составит серьезную конкуренцию Дисней-ленду.

Нельзя забывать и о музеях, которые играют немаловажную роль в культурной жизни Осака. Среди них Префектуральный музей (Осака сирицу хакубуцукан). Музей был открыт 1 октября 1960 года. В обширном трехэтажном железобетонном здании имеется восемь выставочных залов. Здесь собраны ценные экспонаты различных периодов развития города и префектуры Осака. Экспозицию начинает зал, дающий представление о древней Нанива. Главные экспонаты- предметы раскопок. Второй выставочный зал демонстрирует историю Осака от хэйанского периода до Эдо. Третий зал - это мир Осака-дайдокоро, экономического центра тогугавской Японии, период от начала правления Токугава до Мэйдзи. Четвертый зал музея экспонирует богатейшее собрание предметов народного искусства, используемых в повседневной жизни жителей Осака: кухонная утварь и аксессуары чайной церемонии, драгоценные цукуэ и лаковые изделия, резьба по дереву и позолоченные ширмы из богатых интерьеров. Однако, пожалуй, больше всего впечатляет пятый зал, в котором представлено искусство разных периодов истории Осака. Галерея шедевров начинается с древней Нанива, разнообразных украшений из металла, найденных в раскопках, и заканчивается искусными изделиями ремесленных цехов Осака токугавского периода. Экспозиция шестого зала посвящена театру Японии. Седьмой и восьмой залы- это археологические раскопки как источник сведений о древнем Осака. Думаю, на этом мы можем попрощаться с городом - мегаполисом Осака.

Заключение

Итак, сделаем небольшие выводы по выполненной работе.

Япония - это несомненно уникальная, ни с чем не сравнимая и совершенно загадочная страна, равной которой в мире практически невозможно найти. И дело не только в ее богатом и древнем наследии - сама по себе Япония - это огромный музей.

Существует расхожая фраза: “Япония- страна контрастов”, и это не просто слова. Здесь храмы соседствуют с современной жизнью, они не нарушают общего потока, а составляют единое целое.

Природа и Япония составляют два неразрывных понятия. Например, Нару называют городом оленей. Более тысячи благородных пятнистых животных свободно бродят по огромному Парку Нара и нередко забредают на городские улицы. Везде специально для их кормления продается подсоленное печенье, которое они берут прямо из рук. История их появления связана с основанием синтоийского святилища Касуга, одно из зданий которого посвящено божеству, доставленному с гор оленем.

ЛИТЕРАТУРА

    Маждович И.П. Японские острова. М., 1948

    Треварта Г. Япония. Физическая и экономическая география. М., 1949

    Дебабов С.А. Япония. М., 1973

    Современная Япония. Справочник. М., 1973

    Таити Сакаия. Что такое Япония. М., 1992

1