Социально-экономическая характеристика Македонии

МАКЕДОНИЯ, Республика Македония, государство на Балканском п-ове. Занимает ок. 40% исторической области Македония. Площадь 25 тыс. 333 кв. км. На севере граничит с Сербией и Черногорией, на востоке – с Болгарией, на юге – с Грецией, на западе – с Албанией. Общая протяженность границ – 766 км.

Македония. Столица – Скопье. Население – 2071,2 тыс. человек (2004). Плотность населения – 81 человек на 1 кв. км. Городское население – 62%, сельское население – 38%. Площадь – 25 713 кв. км. Высшая точка – гора Кораб (2754 м). Официальные языки: македонский и албанский. Основные религии: православие, ислам. Административно-территориальное деление: 30 областей, включающих 123 общины. Денежная единица: денар = 100 дени. Национальные праздники: День Республики – 2 августа; День провозглашения независимости – 8 сентября. Государственный гимн: «Сегодня над Македонией новое солнце свободы».

ПРИРОДА

Македония – горная страна. Расположена в пределах двух крупных горных систем: на крайнем западе более высоких гор Пинд, являющихся продолжением Динарского нагорья, и более низких Родоп – в центре и на востоке. Эти горные системы разделены долиной р.Вардар. Наиболее высокие горные хребты образуют естественные границы страны: на границе с Сербией – Шар-Планина с горой Титов-Врх (2748 м), Црна-Гора, Доганица, на границе с Болгарией – Осоговска-Планина и Малешевска-Планина, на границе с Грецией – Беласица, Козьяк, Кожуф, на границе с Албанией – Кораби с вершиной Кораб высотой 2754 м (самой высокой точкой страны) и Ябланица. Центральная часть Македонии представляет собой мозаику более низких гор и межгорных котловин.

Климат Македонии переходный от умеренного к субтропическому. Он характеризуется теплым летом, умеренно прохладной зимой, равномерным распределением осадков в течение года. Средняя годовая температура 11–12° C, средняя температура июля 21–23° C, января – ок. 0° C. Среднее годовое количество осадков 500–700 мм, причем на юге их выпадает больше.

Реки – горные, несудоходные, но имеют значительный гидроэнергетический потенциал. Некоторые реки летом пересыхают. Крупнейшая река Македонии Вардар пересекает всю страну с севера на юго-восток. Ее основные притоки – Црна, Брегалница, Пчиня. Почти все реки принадлежат бассейну Эгейского моря. Исключение составляет р.Дрин, вытекающая из Охридского озера и впадающая в Адриатическое море. На юго-западе на границе с Албанией расположены крупные озера Охридское и Преспа, частично принадлежащие Македонии, на юго-востоке, на границе с Грецией, – Дойранское озеро.

Почвы бурые и светло-бурые горно-лесные, часто щебнистые. Леса занимают ок. 49% площади страны. Доминируют разные типы широколиственных и смешанных лесов, сменяющие один другой по мере повышения местности, – от дубово-грабовых с примесью клена, липы, сосны в нижних горных поясах до буковых и буково-пихтовых с примесью сосны и ели выше 800–1000 м. Горные склоны на западе Македонии часто покрыты кустарниковой растительностью. Выше 2000 м над у.м. распространены субальпийские луга. На крайнем юго-востоке на коричневых почвах распространена вечнозеленая субтропическая растительность.

Животный мир небогат. Из крупных млекопитающих встречаются бурый медведь, рысь, кабан, косуля, серна, лисица, волк. Многочисленны зайцы и другие грызуны, змеи, ящерицы. Богата орнитофауна. Наиболее крупные ее представители – орлы, коршуны, куропатки, бакланы (на Охридском озере), белоголовый орлан (в окрестностях Тиквешского озера). В Охридском озере водятся десятки видов рыб, в том числе 13 видов карповых (один из них эндемичный), европейский угорь, лососевые, в том числе эндемичный охридский лосось и форель.

Македония располагает незначительными запасами рудных и нерудных полезных ископаемых: железной, свинцово-цинковой, никелевой, медной и марганцевой руды, хромитов, магнезита, сурьмы, мышьяка, серы, золота. Кроме того, имеются залежи бурого угля, встречаются полевые шпаты, доломит, гипс.

В Македонии уделяется внимание охране природы. На ее территории созданы крупные национальные парки – Маврово, Галчица, Пелистер.

НАСЕЛЕНИЕ

По оценке на июль 2004, население страны составило 2 млн. 071 тыс. 122 человека. Из них 21,5% моложе 15 лет, 67,8% – в возрасте от 15 до 64 лет и 10,7% – от 65 лет и старше. Средний возраст населения составляет 32,8 года, средняя продолжительность жизни – 74,73 года. Рост населения в 2004 составил 0,39%. Рождаемость оценивается в 13,14 на 1000, смертность в 7,83 на 1000. Уровень эмиграции – 1,46 на 1000. Младенческая смертность – 11,74 на 1000 новорожденных.

Крупнейшие города: Скопье (столица страны, 449 тыс. жителей), Битола (75 тыс.), Прилеп (67 тыс.), Куманово (66 тыс.), Тетово (50 тыс.), Штип (42 тыс.), Охрид (41 тыс.), Струмица (33 тыс.).

Этнический состав населения: македонцы – 64%, албанцы – 25%, турки – 4%, цыгане – 3%, сербы – 2%, прочие – 2%.

Официальный язык – македонский, относящийся к группе южнославянских языков, на нем говорит 70% населения страны. Не менее 21% говорят на албанском языке, который с 2001 имеет статус официального в районах компактного проживания албанцев. По 3% жителей страны говорят на турецком, на сербском и хорватском и на других языках.

Ок. 67% верующих жителей принадлежат к македонской православной церкви, 30% – мусульмане, 3% принадлежат к другим конфессиям.

Религия. Большинство жителей страны (ок. 67%) принадлежит к Македонской православной церкви, которая в 1958 объявила о своей автономности, а в 1967 провозгласила свою независимость от Сербской православной церкви, но ее автокефалия не признается другими православными церквами. Мусульмане составляют 30% от общего числа верующих, приверженцев других конфессий – 3%. Всего в Македонии 1200 православных церквей и монастырей и 425 мечетей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Вардарская Македония, в 1918–1991 входившая в состав Югославии, 8 сентября 1991 была объявлена независимым государством. Ныне действующая конституция принята парламентом 17 ноября 1991. В соответствии с ней, Македония является демократической парламентско-президентской республикой. В 1992 и 2001 в конституцию вносились поправки.

Центральные органы власти. Глава государства – президент, который избирается на 5-летний срок в ходе всеобщих выборов и может находиться на посту только два срока подряд. Президент представляет страну за рубежом, отвечает за проведение внешней политики, является главнокомандующим вооруженными силами, обладает правом вето на законопроекты, утвержденные парламентом в первом чтении, выдвигает кандидатуру премьер-министра, объявляет помилование, назначает послов, предлагает кандидатуры двух членов Республиканского судебного совета и Совета по межэтническим отношениям, назначает членов Совета безопасности. В 2004 президентом Македонии избран Бранко Црвенковский, бывший раннее лидером Социал-демократического союза (СДСМ)

Высший законодательный орган страны – однопалатное Собрание, состоящее из 120 депутатов (85 из них избираются всеобщим прямым голосованием, 35 проходят по партийным спискам). Срок полномочий депутатов – 4 года. Избирательным правом наделены все граждане страны, достигшие 18-летнего возраста.

Парламент разрабатывает и одобряет конституцию, принимает законы, утверждает налоги и бюджет, ратифицирует международные договоры и соглашения, назначает референдумы, утверждает и смещает правительство, назначает и смещает судей, объявляет амнистию.

Высший орган исполнительной власти – правительство. Оно состоит из премьер-министра, которому президент поручает сформировать кабинет, и министров, предлагаемых премьер-министром. После этого правительство избирается парламентом и несет перед ним ответственность. С 2004 премьер-министр – Хари Костов (СДСМ).

Местные органы власти. В административном отношении Македония делится на 123 общины (7 из них составляют Большое Скопье). В общинах имеются местные выборные органы самоуправления.

Политические партии. В Македонии с 1990 установлена многопартийная система. Основные политические партии:

Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) – основан в апреле 1991 как преемник Союза коммунистов Македонии – Партии демократических преобразований, нынешнее название носит с 1992. Социал-демократическая партия, входящая в Социнтерн. Выступает за социальную и национальную эмансипацию граждан, создание общества социальной справедливости с демократическим правовым государством, эффективной рыночной экономикой и присоединение к процессам европейской и атлантической интеграции. В области хозяйства призывает к экономической демократии, защите права на труд и равноправию хозяйственных субъектов. До избрания на пост президента страны партию возглавлял Б.Црвенковский.

Либерально-демократичская партия (ЛДП) – образована в 1997 в результате слияния Либеральной и Демократической партий. Выступает за суверенитет и целостность Македонии, за экономические и политические свободы и в защиту ценностей либеральной демократии. Лидер – Ристо Ренов.

СДСМ и ЛДП возглавляют правящую коалицию «Вместе за Македонию», в которую входят также Демократическая лига босняков, Объединенная партия цыган Македонии, Демократические партии сербов и турок, Демократический союз влахов, Рабочая земледельческая партия, Социалистическая христианская партия Македонии и Зеленая партия Македонии. На парламентских выборах в сентябре 2002 коалиция получила 40,5% голосов и 59 мест в Собрании.

Демократический союз за интеграцию (ДСИ) – радикальная партия албанского меньшинства, созданная перед выборами 2002 бывшими лидерами албанского повстанческого движения. Получив 11,9% голосов и 16 мест в Собрании, стала крупнейшей албанской партией страны. Вступила в правящую коалицию с СДСМ и ЛДП. Лидер – Али Ахмети.

Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО – ДПМНЕ)старейшая партия, традиционно выступавшая за политическую независимость Македонии. Образована в 1893, воссоздана в 1990. В настоящее время характеризует себя как партия христианско-демократической ориентации, основанная на христианском понимании человека и политической ответственности. Партия отстаивает концепцию «македонизма» (национального единства македонцев). В области экономики рассматривает рынок и частную собственность в качестве основы хозяйственного развития. Поддерживает интеграцию в ЕС и НАТО. Лидер – Любчо Георгиевски.

Либеральная партия Македонии (ЛПМ) – откололась от ЛДП в 1999. Выступает за строительство «гражданского общества», развитие правового государства, свободу рынка и предпринимательства. Лидер – Стоян Андов.

ВМРО-ДПМНЕ и ЛПМ выступали в блоке на парламентских выборах 2002. Они собрали 24,4% голосов и завоевали 34 места в Собрании.

Демократическая партия албанцев (ДПА) основана в 1997. Выступает за децентрализацию в пользу албанского меньшинства, улучшение возможностей образования и занятости для албанцев. На выборах 2002 получила 5,2% голосов и 7 мест в Собрании. Лидер – Арбен Джафери.

Партия демократического процветания (ПДП) основана в 1990, наиболее умеренная из албанских партий. В 2002 получила 2,3% голосов, имеет 2 места в Собрании. Лидер – Абдуррахман Халити.

Национально-демократическая партия (НДП) – партия албанского меньшинства. Получила 2,1% голосов, имеет 1 место в Собрании. Лидер – Кастриот Хаджиреджа.

Социалистическая партия Македонии (СПМ) образована в 1990. Характеризует себя как «левая демократическая социалистическая партия». Заявляет о своей приверженности социалистической идее и добивается предоставления социальных и экономических гарантий всем гражданам страны. Партия стремится придать приватизации «человеческое лицо». В 2002 получила 2,1% голосов; имеет 1 место в Собрании. Лидер – Любисав Иванов.

В стране действуют также партии «Демократическая альтернатива» (центристская, основана в 1998, лидер – В.Тупурковски), Демократический союз и др.

Судебная система. В стране функционируют трехуровневая система судоустройства, включающая муниципальные, окружные суды и Верховный суд, который является высшим судебным органом общей юрисдикции. Судьи, как правило, избираются на неограниченный срок. Общее управление судебными учреждениями осуществляет Республиканский судебный совет (в составе 7 судей), который избирается парламентом на 6 лет и имеет широкие полномочия по пересмотру состава судов в случаях, предусмотренных конституцией и также выдвигает две кандидатуры в Конституционный суд. Конституционный контроль находится в компетенции Конституционного суда, состоящего из 9 судей, избираемых на срок до 9 лет без права переизбрания. Каждые 3 года происходит ротация председателя Конституционного суда, выбираемого из его же состава. С 1997 парламент назначает омбудсмена (народного правозащитника) сроком на 8 лет, который наделен полномочиями расследовать дела по нарушению прав человека.

Политические партии. В середине 1990-х годов в стране было официально зарегистрировано ок. 60 политических партий, к 2002 их число сократилось до 32.

Крупнейшей политической партией является Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО – ДПМНЕ). В 1993, в годовщину ее 100-летнего юбилея, отмечалось, что она насчитывала 300 тыс. членов (вероятно, эта цифра сильно завышена). ВМРО – ДПМНЕ была воссоздана 17 июня 1990. Она провозглашает единство патриотических и демократических целей, а также идею национального единства всех македонцев (концепция македонизма как «восстановления чести и достоинства народа и его государства». Эти приоритеты были провозглашены Любчо Георгиевским, который был избран лидером партии 29 июня 1994. После того как 30 ноября 1998 Георгиевский стал премьер-министром, а другой лидер ВМРО – ДПМНЕ Б.Трайковский 5 декабря 1999 – президентом страны, партия смягчила позиции «македонизма», а после обострения межнационального конфликта пошла на соглашение с албанскими национальными партиями относительно поправок к конституции страны. ВМРО – ДПМНЕ поддерживает вступление страны в ЕС и НАТО.

Социал-демократический союз Македонии (СДСМ)преемник Союза коммунистов Македонии – Партии демократических преобразований, СКМ – ПДП (с основания в 1943 до апреля 1990 назывался Союз коммунистов Македонии). Образован 20 апреля 1991, в мае 1992 был переименован в СДСМ. В принятой в 1993 программе объявил себя гражданской партией, основывающейся на положениях современной социал-демократии и этических принципах европейского гуманизма, социальной справедливости и достоинства личности. Председатель – Бранко Црвенковский; генеральный секретарь – Георги Спасов. С 1996 СДСМ представлен в Социалистическом Интернационале.

Социалистическая партия Македонии (СПМ)основана 22 сентября 1990. Придерживается социалистической ориентации, в основе программы – принципы Социалистического Интернационала. Считает невозможным достижение благосостояния и процветания без социализма; одновременно выступает за приватизацию «с человеческим лицом». В программе партии поставлена задача предоставления каждому гражданину страны экономических и социальных гарантий. Председатель – Любислав Иванов.

Либерально-демократическая партия (ЛДП) Македонии образована в январе 1997 в результате слияния Либеральной партии и Демократической партии. Либеральная партия (лидер Стоян Андов) оформилась в октябре 1990 в результате слияния Союза реформистских сил Македонии и Молодежной демократической прогрессивной партии. Демократическая партия основана в апреле 1992 Петаром Гошевым. В предшествующем парламенте имела 29 мест в парламенте. Весной 1999 в течение краткого периода входила в состав правительства, но никогда формально не присоединялась к трехпартийной правящей коалиции. Председатель – Ристо Ренов.

Демократическая альтернатива (ДА) – центристская партия, основанная в 1998. Председатель – Васил Тупорковский.

Партия демократического процветания (ПДП) основана 15 апреля 1990. Считает себя наименее радикальной среди этнических албанских партий. В 1994–1998 вместе с СДСМ входила в состав правительства. Поддерживает автономию Косово. В настоящее время находится в оппозиции. Выступала за полную легализацию университета в Тетово, а также внесение поправок в конституцию с целью изменения статуса албанцев. Председатель – Имер Имери.

Демократическая партия албанцев (ДПА) основана в 1997 представителями младшего поколения ПДП. Выступает за децентрализацию в пользу албанского национального меньшинства, проживающего в западной части Македонии, улучшение возможностей образования и занятости для албанцев, поддерживает полную независимость Косово. Председатель – Арбен Джафери.

Вооруженные силы. Македонские вооруженные силы включают сухопутные войска, ВВС, ВМС и войска ПВО. В сухопутных войсках служат ок. 16 тыс. человек (7 тыс. профессиональных военнослужащих, 8 тыс. призывников, 1 тыс. командно-офицерский состав), в ВВС – 700 человек, в Вмс – 400 человек. Кроме того, полиция насчитывает ок. 7500 служащих. Македония под эгидой НАТО приступила к реорганизации и модернизации своей армии. Ядро армии составят две элитные мотопехотные бригады быстрого реагирования. Кроме того, в состав вооруженных сил войдут ВВС, пограничная бригада и полки – бронетанковый, саперный, связи; батальоны – разведывательный и военной полиции; гвардейское подразделение для официальных мероприятий и подразделения – тыловой службы и стратегических резервов. Внешняя политика. Внешнеполитическое положение Македонии осложнялось из-за отношений с соседями, прежде всего, с Грецией, которая опасалась территориальных притязаний на греческую часть Македонии и требовала запретить использование слова «Македония» в названии государства. Только в 1993 страна была принята в ООН (а затем и в ряд ее специализированных организаций) под названием «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ). Отношения с Грецией были урегулированы в 1995, но проблемы сохраняются. Отношения с Югославией нормализовались в 1996, но в 1999 Македония разрешила НАТО использовать свою территорию для действий против Югославии. Страна – член ОБСЕ и Совета Европы. Формирование отношений с Россией началось в 1993 с заключения двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве. В 1998 президенты РФ и Македонии подписали декларацию о дружбе и сотрудничестве.

ЭКОНОМИКА

К моменту обретения независимости Македония была наименее развитой из югославских республик, производя ок. 5% общего объема товаров и услуг. Распад Югославии, лишивший Македонию перечислений из центра и преимуществ свободной торговли с другими республиками, неразвитость инфраструктуры, эмбарго ООН против Югославии и экономические санкции со стороны Греции вплоть до 1996 препятствовали экономическому росту. В 1996–2000 наблюдался рост ВВП. С 1990–1993 осуществлялась широкая программа приватизации. Этнический конфликт 2001 нанес ощутимый удар по македонской экономике; объем производства товаров и услуг сократился на 4,5%. В 2002 наблюдался экономический рост на уровне 0,3%, а в 2003 – 2,8%. Одной из острейших проблем остается безработица, достигающая 37%. 24% населения живет ниже официального уровня бедности.

ВВП в 2002 оценивался в 10,57 млрд. долл. США, что соответствует 5100 долл. на душу населения. Сельское хозяйство дает 11% ВВП, промышленность – 31%, сфера услуг – 58%.

Агроклиматические условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Из зерновых культур выращивают пшеницу, кукурузу и рис. Наибольшее хозяйственное значение имеют такие технические культуры, как табак, подсолнечник, хлопок, мак. Македония славится высоким качеством табака (около 50% идет на экспорт) и производством растительного масла. Широко развито виноградарство и виноделие. Среди овощных культур предпочтение отдается выращиванию томатов, перца, дынь, кабачков. Развито также тепличное хозяйство, производящее ранние овощи. Среди плодовых и ягодных культур выращивают яблоки, сливы, вишню, черешню, груши, грецкие орехи, цитрусовые, ежевику, малину и др. Налажена заготовка грибов и лекарственных трав. В горных районах развито пастбищное животноводство. Население разводит овец, коз, крупный рогатый скот, свиней – 116 тыс. В стране есть также птицеводство и пчеловодство. Жители озерных районов занимаются рыболовством.

Промышленное производство после некоторого роста в конце 1990-х, в 2002 сократилось на 5%. В 2001 было произведено 6465 млрд. кВт·ч электроэнергии (ок. 84% на ТЭС и ок. 16% на ГЭС). Доля бурого угля как первичного энергоресурса в производстве электроэнергии составляет ок. 50%, второе место занимают нефть и нефтепродукты (ок. 30%), за ними следуют гидроэнергия и природный газ. За счет собственных ресурсов удовлетворяется примерно 65% энергетических потребностей.

В стране добывают бурый уголь, хром, олово, цинк и т.д. Работают металлургические комбинаты в Скопье, Велесе, Битоле и Куманово, предприятия транспортного машиностроения, электротехнической индустрии. Химическая промышленность базируется в основном на импортном сырье. Крупный химический комбинат находится в Скопье. Развитию химической отрасли способствуют иностранные инвестиции (США – в фармацевтическую промышленность, Турции – в производство горюче-смазочных материалов и пластмасс, Италии – в производство технического стекла). Основные центры текстильной промышленности – Тетово (производство шерстяных тканей), Штип (хлопчатобумажный комбинат), Велес (шелкоткацкий комбинат). Производят преимущественно готовую, в том числе трикотажную, одежду, покрывала, постельное белье, искусственный мех, одеяла, хлопчатобумажные нитки, шерстяную пряжу, ткани, ковры. Кожевенная и кожевенно-обувная промышленность работает в основном на привозном сырье и в значительной мере развивается благодаря инвестициям итальянской и итало-американской компаний. Имеется целлюлозно-бумажная промышленность. Значительная часть изделий македонской промышленности экспортируется.

Из нерудных полезных ископаемых добывают доломиты, известняк, полевой шпат, гипс, диатомиты, мрамор и др. На базе местного сырья развито силикатно-керамическое и стекольное производства, а также производство строительных материалов.

Объем экспорта в 2002 оценивался в 1,1 млрд. долл. США. Страна вывозит продукты питания, вино и напитки, табачные изделия, различные промышленные изделия, железо и сталь. Основные партнеры по экспорту: Германия, Италия, США, Хорватия и Греция. Объем импорта достиг в 2002 суммы в 1,9 млрд. долл. США. Македония ввозит машины и оборудование, химические продукты, топливо и продукты питания; основные партнеры – Греция, Германия, Болгария, Словения, Италия, Турция, Украина.

Доходы государственного бюджета в 2001 оценивались в 1,13 млрд. долл.; расходы – в 1,02 млрд. долл. Внешний долг Македонии достиг 1,3 млрд. долл. Страна получает существенную экономическую помощь из-за рубежа (150 млн. долл. в 2001). Денежная единица – македонский динар (в 2002 курс составлял 64,35 динара за 1 долл. США).

Протяженность железных дорог составляет 699 км. (233 км. электрифицированы), протяженность автомобильных дорог – 8684 км. (в т.ч. 5540 км. с твердым покрытием). В стране 18 аэропортов (в т.ч. 10 с твердым покрытием), включая международные аэропорты в Скопье и Охриде.

КУЛЬТУРА

Система образования включает начальную, среднюю и высшую школу. В стране работают 344 начальные восьмилетние школы, в которых обучаются 254 тыс. школьников. 170,4 тыс. школьников в 331 школе учатся на македонском языке, 76,6 тыс. учащихся в 128 школах – на албанском языке, 6,3 тыс. учеников в 36 школах – на турецком языке и более 600 учащихся в 12 школах – на сербском языке. В 1999/2000 учебном году работали 92 государственных средних школы примерно с 91,1 тыс. учащихся (3 из них для инвалидов, в которых обучались 340 школьников) и 3 частных средних школы. Обучение в средней школе двух-, трех- и четырехлетнее. Средние школы подразделяются на дающие классическое, специальное профессиональное и художественное образование. Обучались на македонском языке в государственных школах 76,1 тыс. учащихся, на албанском языке – в 22 школах ок. 14,4 тыс. человек, на турецком – в 4 школах ок. 600 человек.

В Македонии действуют три университета: Святых Кирилла и Мефодия в Скопье (открыт в 1946), Святого Климента Охридского в Битоле и Албанский университет в Тетово (основан в 1995, официальное признание получил в 1998). В университетах Скопье и Битолы обучаются ок. 34,8 тыс. студентов, причем большинство из них македонцы (89,2%); албанцев 5,6%, турок – 1,1%, влахов – 0,9%, цыган – 0,1%, представителей других национальных меньшинств – 3,1%. В составе университетов действуют примерно 30 колледжей. Кроме того, работает педагогический факультет, который готовит преподавателей македонского языка и других языков этнических меньшинств. Образование в Македонии бесплатное. Кроме того, государство выделяет гранты на питание и проживание учащихся средней школы и студентов университетских колледжей. Затраты на образование до начала межэтнического конфликта 2001 составляли 5–6% ВВП.

В Македонии уделяется внимание образованию взрослого населения: существуют курсы для завершения среднего образования, приобретения специальности и переквалификации. Предлагаются курсы изучения информатики, компьютерные, обучения иностранным языкам, основам менеджмента, бизнеса и др.

История культуры. В Республике Македония сохранились следы культуры Древней Македонии – провинции Римской империи, а затем исторической области Македонии. Выходцы из Македонии Кирилл и Мефодий во второй половине 9 в. перевели на солунский диалект Библию, что сыграло большую роль в развитии славянской письменности. В старинном, упоминаемом с 3 в. до н.э. городе Охриде в 886 начинал свою деятельность один из учеников Мефодия просветитель и писатель Климент Охридский (840–916). В 11–14 вв. на территории Македонии утвердился собственный стиль фресковой живописи. Монастыри на горе Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования. Широкую известность получил Хилендарский монастырь.

После османского завоевания культура Македонии подверглась тюркизации, сохраняясь в основном в сельской местности в виде фольклора и традиционных ремесел. Хранителями духовной культуры и литературы были монастыри. В 1762 монах Хилендарского и Зографского монастырей Паисий Хилендарский (1722–1798) завершил книгу История славяно-болгарская (впервые издана в 1844) – памятник национального возрождения.

Идея самостоятельного (от болгарского) македонского языка появилась в 1870-е годы и получила более широкое распространение в начале 20 в. В послевоенной Югославии стали выходить македонские литературные журналы, в 1946 был создан Союз македонских писателей, а в 1954 – Общество македонского языка и литературы, начался выпуск художественной литературы на македонском языке. В литературе вплоть до 1990-х годов преобладали традиции реализма.

Архитектура и искусство. В Македонии сохранилось множество архитектурных памятников – зданий православных церквей и монастырей, а также памятников времен исламского господства – мечетей, гражданских сооружений и т.д. После землетрясения 1963 Скопье был перестроен по проекту японского архитектора К.Тангэ (р. 1913).

Основанное на местных традициях изобразительное искусство развивалось в 1920-е годы, оно несет на себе отпечатки архаизма; в последние годы македонские художники и скульпторы осваивают стили современного искусства.

Традиции светской музыки появились в конце 19 – начале 20 в. В 1907 возникло певческое общество «Вардар», а с 1930-х годов – профессиональные музыкальные коллективы. Первая театральная труппа в Скопье появилась в 1901, в 1913 там же был открыт первый постоянный сербский Народный театр (с 1945 – Македонский народный театр), в 1947 при этом театре была создана оперная труппа. Всего в 1994 в стране насчитывалось 10 театров (за исключением малых сценических площадок) и 6 симфонических оркестров.

В 1967 была основана Македонская академия наук и искусств. Имеется несколько научных институтов и обществ. По всей стране действуют 17 музеев. Большинство из них сосредоточено в Скопье. Среди них наиболее известны: Национальный музей, Македонский музей естественной истории, Музей современного искусства, Музей города Скопье, Музей искусства Македонии.

Средства массовой информации. Относительно большими тиражами выходят газеты: на македонском языке «Нова Македония» (25 тыс. экз.) и «Вечер» (29 тыс. экз.), на албанском языке «Фляка э веллазеримит» (4 тыс. экз.) и на турецком – «Бирлик». С 1993 действует Македонское информационное агентство.

Ведется вещание на трех радио- и трех телеканалах – на македонском, албанском и турецком языках. Всего в Македонии 49 радиостанций и 31 телестанция. Македонское население владеет 410 тыс. радиоприемниками и 510 тыс. телевизорами. В Македонии ок.410 тыс. телефонных линий и более 12 тыс. мобильных телефонов. В 2001 было 100 тыс. пользователей Интернет.

В истории человечества небольшая страна Македония оставила глубокий след. Начиная с древнейших времен, с ее судьбой были связаны история Греции и Рима, славян и Византийской империи, завоевания турок и борьба за национальное и социальное возрождение балканских народов.

ИСТОРИЯ

В эпоху античности Македония играла большую роль в жизни племен и народов Балканского полуострова, особенно в жизни греческих государств. Лишившись самостоятельности вследствие римской экспансии, она в составе римской провинциальной системы была важным стратегическим центром защиты римских коммуникаций в восточном Средиземноморье. Римляне широко использовали производительные силы македонской провинции, бесконтрольно эксплуатируя ее природные богатства.

Эта богатая и сложная македонская история в той или иной мере изучалась историками на протяжении последних двухсот лет.

Греко-македонские отношения, как история древнего мира вообще, стали предметом широкого изучения уже в XVIII в., в период обострившейся борьбы восходящей к власти буржуазии против старых феодальных порядков. В то время вопросы македонской истории освещались главным образом при изложении истории Греции. Общий взгляд на Македонию как на страну, имевшую свой политический строй, общественную жизнь и исторические судьбы, отсутствовал. Македонская история считалась частью греческой.

Первые работы историков идеализировали и модернизировали македонскую монархию. В этом отношении характерны исследования по истории Греции английского ученого конца XVIII в. Митфорда. Будучи консерватором, ярым противником французского революционного движения, он главное внимание обращал на развитие аристократического государства, представительницей которого выступала Спарта, и на прославление монархической власти в Македонии. В монархическом правлении Митфорд находил главное преимущество Македонии перед ее южными соседями. Он считал возможным отождествлять македонскую монархию со старой конституцией Англии, а борьбу за престолонаследие и распри между македонскими племенами сравнивать с положением Англии до войны Белой и Алой розы.4) Такой модернизаторский подход привел автора к искажению процесса разложения родовых связей и возникновения македонского государства, к неправильным представлениям о греко-македонских отношениях.

Ярыми противниками взглядов Митфорда выступили в Германии — Нибур, в Англии — Грот. Они, наоборот, высказали свою пристрастность к афинской демократии и отрицательное отношение к Македонии и ее учреждениям.

В своих исследованиях о древней истории Нибур всюду подчеркивал свои симпатии к Афинам, антипатию к Спарте, Фивам и в особенности к Македонии и Александру Не понимая ни социально-экономических причин партийной борьбы в IV в. в Афинах, ни сущности сложения македонской государственности, боннский профессор Нибур сводит эти большие проблемы по существу к истории двух государственных деятелей: македонского — Филиппа, греческого — Демосфена. Все авторские симпатии на стороне Демосфена и его единомышленников.

Близки к суждениям Нибура взгляды Джорджа Грота, изложенные им в двенадцатитомном труде «History of Greece», крайне идеализировавшем афинскую демократию. В ней автор видел самое чистое олицетворение свободы и равенства, находил идеал буржуазной демократии.

Как и Нибур, который называл македонян разбойниками и желал, чтобы «разверзлась земля и проглотила всех македонцев», Грот считал, что с македонского периода политическая и общественная жизнь Греции стеснена, что этот период не вызывает никакого исторического интереса, так как он вовсе не влиял на последующую судьбу мира.

Если Нибур и Грот игнорировали Македонию и считали ее только темным пятном в истории, «отвратительным отложением всякого извращения, гнили и мертвечены», то Дройзен, наоборот, придавал большое значение Македонии, Александру и его политике по отношению к покоренным народам.10)

Политический идеал Дройзена — объединение Германии под властью прусской монархии, и ему историк искал оправдания в древней истории. Этот идеал получил особую популярность. Его стали в то время успешно пропагандировать представители немецкой исторической науки.

В оценке отношений Македонии и Греции Дройзен имел в виду отношение Пруссии к тогдашней Германии. Этот взгляд историка влиял на оценку фактов истории прошлого. В его «Истории эллинизма» македонская монархия изображается как высшая форма национального объединения греков.

Идеализируя македонский быт, обычаи и нравы, Дройзен обнаруживал преклонение перед Филиппом и Александром и восторженно отзывался об их агрессивной политике. Он указывал, что высшей целью Филиппа, для достижения которой он отдал все свои старания и силы, являлось объединение Греции.

По отношению к Греции, к афинской демократии вообще и к Демосфену в частности Дройзен несправедливо строг и критичен. Он обвинял Демосфена в близорукости его политики, в никчемности его патриотических устремлений.

Против Дройзена, особенно против духа его исследования, выступили французские ученые. Они стали подозревать, что критика немецких историков имела конечной целью пропаганду в пользу пангерманского союза под гегемонией Пруссии. По выражению греческого ученого Жана Каллериса, создалась дуэль между парижскими «афинянами» и «македонскими империалистами» Берлина.Французские ученые подчеркивали, что греки заплатили потерей своих демократических свобод за панэллинский союз под гегемонией Македонии.

Общие работы Нибура, Грота и Дройзена в свое время оказали большое влияние на буржуазную историографию античного мира вообще и греко-македонских отношений в частности. Они в известной мере способствовали и выходу специальных работ по истории античной Македонии.

В первой половине XIX в. вышел ряд монографий, посвященных древнемакедонской истории.

В 1825 г. появилась работа Отфрида Мюллера «О местонахождении, происхождении и древней истории македонского народа».14) В ней автор особое внимание обратил на проблему этнической принадлежности македонян. Он был первый, кто рассмотрел этот вопрос с историко-филологической точки зрения и пришел к выводу, что македоняне — иллирийского происхождения.

В 1832 году Людвиг Флате издал I том своей работы «История Македонии и государств, покоренных македонскими царями».Книга Флате, по собственному признанию автора, была попыткой написать самостоятельную историю Македонии. Но в этой истории нет никаких представлений об исторических закономерностях. Все исторические явления объясняются по гегелевской философии движением мирового духа. «Темным, — говорит автор, — является вечное движение мирового духа по племенам людей, и непонятно, почему он строит и почему он допускает падение».

Стремясь доказать греческое происхождение македонского народа, Флате начинает греко-македонские отношения с эпохи расселения на Балканах греческих племен. В связи с этим он довольно подробно рассматривает греческие и варварские племена, обитавшие на территории Македонии, привлекая для этого, в основном, мифологический материал. Тем не менее Флате полагает, что историю Македонии можно начинать только с V века, с деятельности царя Аминты. «С царем Аминтой начинается тусклое утро македонской истории», — писал он. Вступление Филиппа на престол он отмечал как поворотный пункт в истории Македонии. Могущество его было достигнуто, писал Флате, не хитростью и коварством, как это доказывал поддавшийся чувствам неприязни к Филиппу Демосфен, а решительной деятельностью македонского царя Победа Филиппа объяснялась лишь наличием непримиримой вражды между греческими государствами. Автор, защищая Филиппа от нападок Демосфена, критически относился к политике последнего.

В 1847 г. появилась работа О. Абеля «Македония до царя Филиппа».24) В ней дается подробное географическое описание страны и делается попытка разобраться в трудном вопросе македонского этногенеза. В противовес точке зрения Мюллера автор выдвинул основной тезис о том, что македоняне были греками.25) Для обоснования этого им приводятся доказательства языкового сходства двух народов, сходство в религии, нравах, в государственных учреждениях.26) «Различие македонян от греков, — писал он, — было не отличием национального происхождения, а отличием разных этапов в истории одного и того же народа...»

Переломной эпохой в истории взаимоотношений македонян с греками автор считает время Александра I, когда «уничтожается пропасть, разделявшая ранее эти два народа».

С середины XIX века как македонская история, так и греко-македонские отношения продолжали привлекать внимание и русских ученых.

Из московской школы всеобщих историков Т. Н. Грановского в 1851 г. вышла магистерская диссертация И. К. Бабста, в которой впервые исследуются причины и следствия македонских завоеваний.28)

Широко используя источники, Бабст не только описал внутреннее положение Греции, но обратился к изучению Македонии, к истории ее возвышения.

Через всю свою работу Бабст проводит мысль, что внутренняя жизнь Греции IV в. до н. э. находилась в полном упадке, выйти из которого своими силами она не могла, и что спасение ее могло придти только извне. Если бы не подоспело македонское владычество, по его мнению, «Греция погибла бы и уничтожилась сама собой, лишь силою своего внутреннего разложения». Таким образом, македонское завоевание Греции Бабст рассматривает как явление исторически необходимое, хотя вскрыть основную причину этого явления он, в силу своей классовой ограниченности, не смог. По этой же причине он не мог также понять и сущности новой эпохи в истории античного мира, эпохи эллинизма. Но сама постановка вопроса, новизна исследования и правильное разрешение ряда поставленных проблем, несомненно, были в то время большой заслугой историка.29) Работа Бабста явилась тогда значительным событием в русской исторической науке и получила признание и высокую оценку со стороны видных историков. На это исследование отозвался краткой, но очень сочувственной рецензией Грановский и солидной статьей старший ученик последнего и его товарищ по кафедре П. Н. Кудрявцев.

Отметив положительные стороны монографии, Кудрявцев развернул полемику по целому ряду принципиальных вопросов. Он резко расходился с Бабстом по вопросу о македонском завоевании Греции. В противоположность Бабсту, Кудрявцев считал македонское завоевание катастрофой и случайностью.31) По его мнению, греки не могли предвидеть катастрофы, так как она была случайной и совершилась прежде, чем они поняли всю опасность, угрожающую им со стороны Филиппа.

Кудрявцев считал, что вмешательство Македонии в греческие дела не было единственно возможным для Греции выходом. Вопреки Бабсту, он полагал, что Греция заключала в себе признаки жизненных сил, благодаря которым она могла самостоятельно объединиться, если бы возвышение Македонии не была таким неожиданным.

В то самое время, когда представители школы Грановского в Москве изучали греко-македонские отношения, в Петербурге ученики М. С. Куторги также интенсивно действовали в этом направлении.

Один из ближайших учеников и почитателей Куторги М. М. Стасюлевич в своей докторской диссертации «Ликург Афинский» разбирает эпоху македонских завоеваний с точки зрения греческих интересов.34) В ней освещается мало разработанный вопрос о деятельности оратора Ликурга, который, восстанавливая упавшие финансы Афин, был опасен для Македонии не менее, чем Демосфен. Из исследования Стасюлевичем бюджета Афин явствует, что афиняне имели еще достаточно финансовых средств для проведения в жизнь плана Демосфена.

Другой ученик Куторги Н. А. Астафьев в своем труде «Македонская игемония и ее приверженцы» пытался объяснить, как возникло македонское владычество. Изучая деятельность борющихся в Греции партийных группировок, автор указывает, что македонским завоевателям стоило многих усилий упрочить в ней свое господство.36) Но сущность этого македонского господства Астафьев совершенно не понял.37)

Из школы М. С. Куторги вышел и Ф. Ф. Соколов, научные интересы которого, в отличие от других учеников, навсегда остались в области древней истории. Соколову, в свою очередь, удалось создать школу античников, которая уже в 70—80-е гг. стала обогащать науку ценными трудами по различным вопросам греко-македонских отношений и публикаций важных эпиграфических источников на русском и иностранных языках.

Собственные статьи Ф. Ф. Соколова освещают различные стороны греко-македонской жизни. Его работы: «Договор Аминты с халкидцами фракийскими» и «Афинское постановление в честь Аристомаха Аргосского» — до сих пор не потеряли своей ценности в смысле выяснения экономических и торговых связей македонян с их соседями.

В этот период появился трехтомный фундаментальный труд Арнольда Шеффера, в котором греко-македонские отношения сводились, главным образом, к деятельности Демосфена и его противника Филиппа. Последнему выносится слишком строгий приговор, а первому воспеваются необоснованные дифирамбы.

В работе Шеффера мы не найдем ни анализа социально-экономических причин партийной борьбы IV в. в Греции, ни анализа общественного строя Македонии.

80-е, особенно 90-е годы XIX в. — это годы, когда капитализм превращался в загнивающий, паразитический капитализм — империализм. В то же время конец XIX и начало XX века был периодом подъема революционного движения, подъема политического сознания рабочих масс. Как известно, эти новые исторические условия заставили буржуазных ученых пересмотреть свои взгляды на историю, искать в прошлом оправдания настоящему.

Буржуазная историография, в первую очередь, представители реакционной школы бисмарковской Германии, пересмотрели свои взгляды по вопросу греко-македонских отношений и стали возвеличивать Македонию и ее царей. В деятельности последних усматривалось историческое оправдание захватнической политики немецкого империализма. Считая движущей силой македонских завоеваний панэллинизм, проникнутые духом милитаризма, буржуазные историки стали поднимать на щит личности Филиппа и Александра, принижать Афины и их демократических вождей, отрицать прогрессивное значение афинской демократии и противопоставлять ей военизированный строй аристократической Спарты. Самым крайним и резким выразителем такого гиперкритического направления был Ю. Шварц, написавший два тома «Истории демократии».40) Эта работа, посвященная истории демократии Европы и Америки, является политическим памфлетом, отчетливо выразившим поворот буржуазной историографии в сторону реакции. Работа Шварца имеет интерес только как выступление против другой противоположной крайности, против излишнего преклонения перед Афинами, что было в свое время характерно для многих филологов и историков.41) Другие немецкие ученые в своей резкой критике афинской демократии стали называть эпоху Демосфена «республикой адвокатов» и приписывать «таким адвокатам» ограниченность ума или тщеславие и личные интересы, препятствовавшие грандиозному и спасительному замыслу панэллинского союза.

Против гиперкритики и антинаучного субъективизма европейских ученых в России выступил В. П. Бузескул, не случайно посвятивший большинство своих работ истории греческой демократии. В них он старался взглянуть на афинскую демократию объективно, изобразить ее такой, какой она была в действительности, с ее светлыми и темными сторонами, не черня и не идеализируя ее. «Только совокупность тех и других составляет, так сказать, ее физиономию, и, только обращая внимание на те и другие, можно дать верное представление о ней» В борьбе с извращениями Дункера, Шварца, Вилламовица Бузескул стремился, путем раскрытия внутренних противоречий демократии, в связи с классовой борьбой в греческих государствах, найти правильный путь к разрешению этой проблемы. Резко выступая против модернизации афинской демократии, он призывал судить о ней с точки зрения того времени, «современных ей порядков и условий тогдашнего мира».44) Но Бузескул рассматривал афинскую демократию с точки зрения историка буржуазно-либерального направления, поэтому не мог раскрыть ее рабовладельческого характера.

В конце XIX и в начале XX вв. в общих и специальных работах буржуазных ученых получает особое выражение модернизация социально-экономических отношений древности, идеализация государственных учреждений и общественных деятелей. В это время широкое распространение получает теория панэллинизма, которая в лице немецкого историка Ю. Керста приобретает своего ревностного сторонника.

В 1917 г. вышла вторым изданием двухтомная работа Керста по истории эллинизма. В ней он рассматривает историю Македонии в тесной связи с положением греческих государств, в которых, по его мнению, проявлялось «действие многочисленных разрушительных сил и разрушительных тенденций».

Основным вопросом позднейшей истории Греции, по Керсту, является вопрос об отношении между ней и Македонией: завершила ли последняя объединение Греции или она разрушила греческую свободу.

При изложении греко-македонских отношений Керст явно показывает преимущество Македонии перед ослабевшей Грецией, идеализируя македонские государственные учреждения. Основной организующей силой македонского государства Керст объявляет македонскую монархию. Она оказалась не консервативной силой, подобной замкнутому государству-городу греков, а прогрессивной исторической и даже всемирно-исторической силой. Македонская монархия, указывает Керст, была сильна потому, что имела корни в македонском народе. Македонский народ, по его мнению, был монархическим народом, самым монархическим из всех народов древности. Выдающимся представителем монархии Керст называет Филиппа, которого считает гениальным организатором, неутомимым воспитателем войска, тружеником на троне.

Керст приходит к выводу, что македонская гегемония над Грецией явилась воплощением идей панэллинизма. Придавая большое значение коринфскому конгрессу, он отмечал, что в результате его создания греки и македоняне получили возможность совместно творить историю.

Модернизаторская тенденция в изображении древней истории особенно ярко проявилась в работах 20-х гг. В этом отношении небезынтересна монография о Демосфене, написанная Жоржем Клемансо, воображавшим себя французским Демосфеном, спасителем Франции, как новых демократических Афин, от посягательства новой Македонии, т. е. пруссаческой Германии. В своей книге «Соперник Демосфена в бурбонском дворце» Жорж Клемансо напал на «варвара» Филиппа македонского и его сподвижников.47) Эта работа важна не столько изложением фактической истории, сколько подтверждением того, как модернизация приводит к искажению исторической действительности.

В 1930 г. появилась работа Гейера, посвященная истории дофилипповской Македонии. Гейер, как и его многочисленные предшественники, ставит вопрос об этнической принадлежности македонян и решительно высказывается за то, что македоняне были греками.49) Модернизируя античную историю, Гейер совершенно не ставит проблемы возникновения государства в Македонии, а поэтому и македонские завоевания связывает с деятельностью македонских царей, а не с интересами македонского государства.

Начиная с 30-х годов XX в., ученые на Западе стали проявлять особый интерес к Демосфену и Филиппу.50) В это время наблюдаются тенденции преклонения перед македонским царем

Филиппом, его кипучей деятельностью. В этом отношении характерна работа Вилькена об Александре Македонском, в которой Филиппу уделяется большое внимание.

Став на точку зрения идеализации македонского царя, Вилькен приписывает все македонские завоевания Филиппу, этому «великому империалисту», который, осуществляя свою «империалистическую программу» и «бурный империализм», стремился «сделать свой македонский народ господином всего Балканского полуострова». Вилькен расхваливает политику захватов и с точки зрения этой политики дает оценку македонских завоеваний.

Процесс фашизации крупной буржуазии, особенно усилившийся со времени установления фашистского режима в Италии и Германии, не мог не повлиять и на буржуазную историческую литературу.

Фашистский режим резко усилил реакционные течения в итальянской и немецкой буржуазной историографии. Доказательством этого могут быть работы итальянского историка Момильяно и немецкого историка Тегера. В работе Момильяно о Филиппе и в трехтомной истории древности Тегера проводится одна общая идея — идея возвеличивания сильной личности, преклонение перед ее военными подвигами.54) Момильяно изображает Филиппа как человека, осмыслившего свою историческую роль, как деятеля замечательного и победоносного, несущего на знамени своих побед мир и счастье грекам.55) Переоценивая роль личности в истории и явно модернизируя личность, автор считает, что тяжелое положение, в котором очутилась Македония до прихода Филиппа к власти, могло быть ликвидировано только с появлением человека, который соединял бы в себе глубокий политический ум, способность полководца, смелость воина, которая могла бы очаровать солдат.

Таким человеком был Филипп, который, по мнению Момильяно, действовал как автократ. Автору явно не нравится свобода: греческой демократии, которая, по его словам, была эгоистической. Он считает большой заслугой Филиппа устранение этой эгоистической свободы греков и установление в Греции порядка, который привел к миру и справедливости Момильяно полагает, что все эти блага мог дать грекам только такой человек, как Филипп; греческая демократия создать этого не смогла. Положительная политика Демосфена автором совершенно игнорируется.

Такую точку зрения на роль личности македонского царя в судьбах греко-македонского мира развивает и Тегер.59) Он считает Филиппа личностью одной «из самых видных в мировой истории». Он оправдывает неразборчивость его в средствах, ибо только при помощи ее ему удалось установить порядок в завоеванных странах.60) Хитрость, обман, осуществление тонких планов против слабого врага и молниеносное нападение на него — средства, предпринятые Филиппом, — возводятся на пьедестал добродетели, достойной подражания.

Что касается Демосфена, то ему отдается дань как оратору, но совершенно отвергается его антимакедонская деятельность, направленная против агрессивной политики Македонии.

В послевоенной буржуазной исторической литературе модернизация и фальсификация прошлого продолжают и далее сказываться в научных исследованиях и трудах по истории Македонии. В этом отношении характерна работа итальянского ученого Р. Парибени, изданная в Милане в 1947 году. Она посвящена истории Македонии до эпохи Александра.62) В ней Парибени разбирает ряд важных вопросов македонской истории, говорит о географическом положении Македонии, народонаселении, истории македонских царей, греко-македонских отношениях. Однако многие вопросы не получили правильного разрешения как вследствие поверхностного использования источников, так и ввиду порочности методологических установок автора.

Парибени нигде не указывает на социально-экономическое развитие македонских племен, на результаты межплеменной борьбы. Следуя уже давно устаревшим взглядам, автор полагает, что первоначально Македония, вследствие топографических особенностей местности, состояла из отдельных княжеств. Затем одно из этих «княжеств», самое сильное, подчинило другие княжества, которые становились его государствами-клиентами (Stati clienti). Сама борьба и различные столкновения этих «княжеств» объясняются, как уже было сказано, не социально-экономическими условиями их жизни, а факторами географическими.63) Не различая коренных особенностей двух периодов: первобытно-общинного строя и классового общества — автор считает период военной демократии в Македонии монархией, а племенных вождей — государями.

Парибени с особым сочувствием относится к Филиппу, в оценке деятельности которого явно проглядывают собственные политические взгляды Парибени. Завоевания Филиппа автор рассматривает вне связи с рождением македонской государственности, не раскрывает того факта, что эти завоевания были результатом консолидации сил молодого рабовладельческого государства, которое столкнулось с Грецией, переживавшей тогда социально-экономический кризис. Именно потому, что историк не нашел основных причин, вызвавших македонские завоевания, он объясняет их только исходя из личности самого Филиппа, к которому относится с явным сочувствием.

Будучи не в состоянии дать правильную оценку выступлениям греков против македонского нашествия, Парибени прибегает к испытанному методу — модернизации. С иронией называя Демосфена «бедным Демосфеном» (Povero Demostene!), он сравнивает антимакедонские устремления его партии с деятельностью Гарибальди, к которому также относится отрицательно, а разногласия среди греков сравниваются с разногласиями союзников на Версальской конференции 1919 г., когда с итальянским министром Солино союзники обошлись, как с врагом.

Работа Парибени не вносит чего-либо нового в изучаемую проблему. Автор не смог установить качественных отличий отдельных этапов развития античной истории Македонии, времени зарождения и отмирания отдельных коренных общественных явлений, а также причин и следствий этих изменений. Парибени смешивает эпохи и понятия, допускает модернизацию в объяснении исторических фактов и тем самым дает неправильное, необъективное толкование исторических событий греко-македонских отношений античного периода.

Итак, подводя итог, следует сказать, что буржуазной историографии о греко-македонских отношениях в целом не удалось дать правильного, исчерпывающего анализа этой проблемы. Она обычно разрешалась без учета тех социально-экономических изменений, которые произошли в македонском обществе в результате распада родовых связей и сложения македонской государственности. Македонские завоевания в Греции рассматривались вне связи с рождением Македонского государства. Буржуазные ученые пытались объяснить всякое историческое событие из жизни Македонии и Греции, исходя из деятельности личности, а не из конкретной социально-экономической обстановки, которая выдвинула эту личность. Много искажений и извращений буржуазная историография допустила и допускает в разрешении проблемы афинской демократии и деятельности ее вождей. На протяжении всего XIX века среди буржуазных историков существовали две точки зрения на афинскую демократию. Часть из них старательно идеализировала греческую демократию, совершенно игнорируя при этом ее классовую сущность и классовую ограниченность; другая часть резко нападала на афинскую демократию, отрицая ее прогрессивное значение и противопоставляя ей военизированный строй аристократической Спарты.

Стремление многих буржуазных исследователей к модернизации, отрицание ими законов исторического развития и, наконец, отсутствие общего взгляда на историю Македонии в целом наложили в той или иной мере свой отрицательный отпечаток на все работы буржуазных ученых по греко-македонской истории.

Более интенсивно разрабатывается история греко-македонского мира в балканских странах: в Болгарии, Югославии и Греции. Это объясняется тем, что история Македонии в известной степени является частью их собственной истории.

Болгарских античников уже давно интересовали вопросы македонской истории и развитие фракийской культуры, без изучения которых нельзя создать историю древней Болгарии.

Первое место в античном балкановедении занимает всемирно признанный болгарский ученый Г. И. Кацаров.65) На протяжении более чем полувека он систематизировал и истолковывал огромный и разнородный фактический материал по истории быта, культуры, религии древних фракийцев и соседних с ними племен и народностей.66) Им были подробно изучены источники и памятники материальной культуры болгарской и северо-балканской земли.

В 1922 году Г. Кацаров издал монографию о Филиппе Македонском, которая как по глубине изучения источников, так и по силе своих доказательств оставила далеко позади западноевропейских ученых.

Прекрасное знание материала, глубокий анализ фактов, большой интерес именно к македонской истории делают труд Кацарова особо ценным и в настоящее время.

В последующие годы проф. Кацаров продолжал свои исследования по истории Македонии, разрабатывая отдельные ее проблемы в связи с историей Болгарии. Одновременно с изучением македонской истории им уделялось большое внимание фракийской проблеме.

В 1932 г. вышла работа В. Бешевлиева, посвященная сложному вопросу о происхождении древних македонян.70) Подвергая историко-филологическому анализу известия древних о [18] македонском языке и македонских обычаях, автор приходит к выводу, что македоняне не являются греками.

Преимущественное внимание болгарских античников уделено вопросам фракийской истории.

Исследования болгарскими античниками наиболее запутанных и сложных вопросов фракийской проблемы дали возможность яснее представить то окружение, в котором находились македоняне, особенно накануне и во время становления македонской государственности.

Особая заслуга принадлежит болгарским ученым в собирании и систематизации античных источников по истории и географии Фракии и Македонии. Результатом большой кропотливой работы было переиздание в 1949 году Болгарской Академией наук капитального труда «Сборник источников по древней истории и географии Фракии и Македонии».

Следует, однако, отметить, что болгарские работы написаны до победы марксистско-ленинского мировоззрения в болгарской исторической науке.

Наличие многочисленных памятников археологии и эпиграфики на территории Вардарской Македонии, которая в древнее время была одним из центров взаимодействия культур иллирийцев, фракийцев и македонян, явилось благоприятным условием для успешной работы над македонской историей в Югославии. Усилия югославских ученых сосредоточены, главным образом, на публикации новых эпиграфических и археологических памятников. Кроме этого, они пытаются использовать эти материалы в своих исторических и филологических исследованиях.

Самое важное место в изучении античной Македонии в первой половине XX в. бесспорно принадлежит академику Н. Вуличу, который из года в год собирал большой материал об [ античных памятниках, систематизировал его и составил археологическую карту. Много занимался материальной культурой древней Македонии и соседних с ней областей, особенно историей ионийской колонии Винчи, акад. М. Васич.74) Историей колонии Винчи занимается также проф. Р. Марич.) Проф. Белградского университета Ф. К. Папазоглу работает над историей македонских городов. Хотя интересы ее лежат в области изучения македонской истории эпохи римского господства, она в своих работах сообщает важные сведения из жизни македонских городов более раннего периода. В этом отношении интересна статья Папазоглу «Эйон—Амфиполь—Хрисополь», в которой история Амфиполя — предмет спора между афинянами, пелопоннесцами и македонянами конца V и первой половины IV в. до н. э. — излагается совместно с историей соседних городов и населенных пунктов.76) Более обстоятельным является исследование Папазоглу по истории Гераклеи и Пелагонии, которое она завершила в 1954 году.77) Во всеоружии эпиграфических данных и античных источников автор выступает против традиционного мнения большинства исследователей о тождестве Гераклеи линкестов с Пелагонией.

В 1957 году вышел капитальный труд Ф. К. Папазоглу по истории македонских городов в римское время. Эта работа, представляющая докторскую диссертацию, защищенную в 1955 г. на философском факультете в Белграде, является детальным исследованием проблемы возникновения, продолжительности существования и административного положения македонских городов в эпоху римского господства. Оно относится, главным образом, к македонской исторической географии и топографии и имеет большие и важные экскурсы в более раннюю историю Македонии.78) Ф. К. Папазоглу много сделала в области македонской эпиграфики. Она и в настоящее время продолжает работу в этом направлении.79) Македонской эпиграфикой занимаются также М. Д. Петрушевский и Б. Иосифовская.

Проблемами античной Македонии, кроме Белградского [20] университета, занимается также Сербская Академия наук. Ее археологический институт в своем органе «Старинар» поместил ряд статей по македонской археологии.

В македонском университете (г. Скопле) на философском факультете под руководством профессора М. Д. Петрушевского работает семинар по классической филологии. При этом семинаре выходит журнал «Жива антика», который является главным органом филологов и античников Югославии. Македонским научно-исследовательским институтом национальной истории издаются многие источники по истории Македонии; в 1953 г. издана библиография по македонской археологии.

За последние десять лет ряд работ по Македонии вышел и в Греции, среди них следует отметить исследования Д. Канацулиса и Ж. Каллериса.

В 1948 г. Канацулис опубликовал интересную работу об Архелае и его реформах. Автор собрал в ней весь имеющийся в источниках материал, на основе которого довольно подробно осветил внешнее и внутреннее положение Македонии в последние 15 лет V в. до н. э. Но не со всеми выводами автора можно согласиться. Особенно нельзя принять идеализацию в характеристике Архелая и его деятельности.

Небезынтересной является работа Канацулиса и в области изучения городов античной Македонии. Выводы автора дают основание для пересмотра традиционного взгляда о слабом развитии городской жизни в этой стране.

В 1954 году доктор Афинского университета Жан Каллерис издал работу «Древние македонцы» (Лингвистическое и историческое исследование, том 1). В этой работе он поставил задачу «без предубеждения изложить спорный вопрос» об этнической принадлежности македонян, который уже «более столетия не перестает вызывать споры специалистов и, увы, часто неспециалистов».84) Работа Каллериса насыщена большим фактическим материалом, интересна по своему содержанию и построению, но содержит много спорных, а иногда и неверных положений. Уделив главное внимание вопросу о национальности древних македонян, афинский ученый обещал в своем труде «рассеять всякое недоразумение и всякую путаницу, [21] поставить вещи на то место, которое для них установлено наукой».85) Однако не всегда удается ему это обещание выполнить. Нельзя не согласиться с указаниями Каллериса, направленными против модернизаторов древней истории. «Упрекать афинян, — говорит он, — в узости политического ума или в отсутствии патриотизма — это значит забывать политические и социальные условия тогдашней Греции и требовать от них, чтобы они имели нашу психику и наши современные понятия о национальном единстве".86) Но сам Каллерис не избежал модернизации и идеализации исторических событий древности. В древней Греции и Македонии он находит феодализм; иллирийцев и фракийцев называет национальными македонскими врагами, преувеличивает роль македонской монархии. Вся Македонская история связывается у него с историей ее царей Аргеадов, которые «сыграли роль объединителей Греции, подчинившейся их гегемонии».87) Филипп, по его мнению, является настоящим основателем македонской державы. Он остается «для беспартийной истории великим царем и гениальным человеком, до сих пор еще не нашедшим своего достойного биографа».88)

При изучении проблемы этнической принадлежности македонян особенно резко выступает Каллерис против болгарских историков Кацарова, Бешевлиева и Ценова, обвиняя их в несостоятельности и тенденциозности научных выводов. По мнению Каллериса, руководимые личными интересами, болгарские ученые, поддерживаемые другими иностранными исследователями, старались во что бы то ни стало доказать, что македоняне не были греками.89) Вряд ли можно согласиться с такой резкой оценкой крупных исследований болгарских античников. Сам Каллерис в пылу полемики забыл о своем обещании излагать [22] историю объективно и впал в другую крайность. В противовес болгарским ученым он тенденциозно прилагает все усилия, чтобы доказать греческое происхождение македонян.90) Задуманный в широком плане труд Каллериса еще не закончен, и поэтому судить об окончательных выводах его концепции пока рано.91)

В советской науке история Македонии и греко-македонские отношения доэллинистического периода разрабатывались далеко недостаточно. За исключением отдельных интересных высказываний в учебной литературе и работ общего характера, мы можем назвать только некоторые исследования, непосредственно относящиеся к данной проблеме. Среди них в первую очередь следует назвать монографию о Демосфене, изданную С. А. Жебелевым в 1922 году, и статью С. И. Ковалева о македонской оппозиции, опубликованную в 1930 году.92) В этой статье имеется подробный экскурс в историю древней Македонии. Для нас имеет особый интерес постановка автором проблем родоплеменных отношений в Македонии до эпохи Филиппа, политической централизации страны, достигнутой в половине IV века, социального состава македонской армии, социальной борьбы в эпоху складывающегося и затем сложившегося Македонского государства.

В 1954 г. в переводе проф. С. И. Радцига вышли речи Демосфена, снабженные хорошим историко-филологическим комментарием и статьей об афинском ораторе и политическом деятеле.93) В этой обстоятельной статье биография Демосфена показана на фоне той исторической обстановки, которая характеризовала кризис греческих городов-государств. «Вся жизнь его и деятельность, — пишет С. И. Радциг, — полная упорной борьбы за спасение и свободу родины, имеет глубокий исторический интерес, как живое свидетельство того кризиса, который позднее привел к гибели античный рабовладельческий строй».94)

Можно указать еще на статью Т. В. Прушакевич «Договор македонского царя Аминты с городами халкидского союза», в которой рассматриваются некоторые вопросы социально-экономического положения Македонии в первой половине IV века до н. э.95)

В большой литературе об античной Македонии нет ни одной работы, которая бы специально ставила себе целью на конкретном материале македонской истории проследить процесс развития македонских племен от первобытной общины до становления македонской государственности. Решение этой задачи требует выяснения процесса социальной дифференциации македонских племен, их взаимных отношений и определения уровня их производительных сил, приведших в конечном счете к классообразованию и возникновению государства. Возникновение государства в Македонии связывается с эпохой Филиппа и со всеми мероприятиями этого времени, направленными на укрепление сил молодого государства, а также на выполнение этим государством своей внешней функции.

Осуществление Македонским государством своей внешней функции подводит нас к вопросу о взаимоотношениях Македонии с соседями и о столкновении ее с Грецией. В связи с этим македонские завоевания Греции должны изучаться на основании социально-экономических сдвигов, происшедших в самой Македонии, а также на основании социально-экономического кризиса самих греческих государств.

Многочисленные исследования по отдельным вопросам македонской истории не затрагивают основных проблем, связанных с переходом от первобытно-общинного строя к государственному периоду, не показывают той роли, которую сыграл этот общественный скачок в судьбах греческого мира.

ЛИТЕРАТУРА

История македонского народа. Перевод с македонского. Скопье, 1986

Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990

Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVIII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990

Балканы в конце XIX – начале ХХ века: Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991

Раннефеодальные государства и народности. (Южные и западные славяне, VI–XII вв.). М., 1991

Международные отношения и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в период фашистской агрессии на Балканах и подготовки нападения на СССР (сентябрь 1940 – июнь 1941). М., 1992

Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992

Очаги тревоги в Восточной Европе (Драма национальных противоречий). М., 1995

Национальный вопрос в Восточной Европе: Прошлое и настоящее. М., 1995

Македония: Путь к самостоятельности. Документы. М., 1997

Македония: проблемы истории и культуры. М., 1999

Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000

Центральноевропейские страны на рубеже ХХ–ХХI веков. Аспекты общественно-политического развития (Справочник). М., 2003