Хваршины

Хваршины

Хваршины, народ в Рос. Федерации. Численность - 2 тыс. чел. Все переписи населения включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский, русский, тиндинский языки.

Письменность: на основе арабской графики с кон. 18-нач. 19 вв., на основе русской графики на авар. яз.- с 30-х гг. 20 в. Верующие - мусульмане-сунниты. Живут в Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, вдоль ущелья, образованного р. Хваршинка, притоком р. Андийское Койсу, в 7 поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около 70% Хваршинов живeт на равнине - в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.

Предполагается, что с древнейших времeн до позднего средневековья Хваршины входили в состав военно-политического союза Ди-до. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К началу 19 в. отделились, образовав Хваршинский союз сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х гг. 19 в. вошли в состав Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в Веденский район Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана.

Осн. занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие - древнейший горский плуг - баруц. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали лeн-кудряш, из овощных - тыкву, морковь. Промыслы -производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблeных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота.

В связи с тем, что существуют проблемы занятости мужского населения, Хваршины уезжают на сезонные работы в др. районы Дагестана (в осн. в ногайские степи для сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур).

Семья - малая. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай умыкания в разл. разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с головы и т.н.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и кровной мести.

Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки, войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или чeрные овчинные папахи. Наиболее распространeнной обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простeганной подошвой и усечeнным носком, орнамент - мелкий тeмный рисунок по белому полю. Бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель), чувяки (мугу-ры), кожаные полусапожки (уйлят1у), а также обувь с деревянной подошвой и кожаным верхом без задников (хъваркине-ба).

Украшением костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук, слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из чeрного войлока.

Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины - небольшие бороды. Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца 19 в. молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки - отрезное платье, при-сборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный трeхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы.

Вторым основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счeт квадратного клина в верхней части. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шeлка зелeного, красного и чeрного цветов. В тeплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок.

Устное народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках. Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком. Сохранились домусульманские верования, связанные с тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и еe сил.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru