Калининградская область (работа 1)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургской государственной

инженерно-экономической академии – г. Чебоксары

Институт туризма и сервиса

Кафедра ГСД и ДТ

Курсовая работа

по дисциплине: «География и рекреалогия туризма»

Тема: «Калиниградская область»

Проверила:

Тоненко Е.О.

Чебоксары - 1999

ВВЕДЕНИЕ

Массовый рост культуры людей, их познавательных и оздоровительных потребностей также содействует увеличению их подвижности. Помогло и удешевление группового туризма по сравнению с индивидуальными путешествиями.

Немаловажным стимулом усиления интенсивности туризма в социалистических странах оказалось повышение уровня мате­риально благосостояния широких масс, в частности улучшение пенсионного обеспечения. Впрочем, повышение туристской по­движности людей преклонного возраста наблюдается и во всем мире.

Развитию туризма содействуют и другие, более общие соци­ально-экономические процессы, и прежде всего расширение и укрепление экономических, научных, культурных и обществен­ных связей между различными районами и областями, странами и народами, в том числе и процессы экономической интеграции социалистических стран. Одно из следствий этого — усиление деловых и научно-культурных контактов: визитов, обменов деле­гациями, гастролей и тому подобных форм общения. Туристская подвижность населения стала одной из форм массовых направ­ленных и регулярных миграций, мимо которых уже не могут проходить ни специалисты в области географии населения и транспорта, ни экономисты и экономико-географы, изучающие и прогнозирующие развитие территориально производственных комплексов. Обеспечение туризма средствами сервиса и комфор­та оказалось существенным разделом нового и развивающегося раздела экономической географии — географии обслуживания. Возникла необходимость в обособлении целой новой отрасли хозяйства: при массовом развитии туризм начинает влиять не только на транспорт и сферу обслуживания, но и на сферу про­изводства, создавая спрос на специфические товары — средства оборудования, продукты, литературу, карты. Все чаще эту от­расль хозяйства именуют индустрией туризма.

Как всегда на ранних этапах развития новых отраслей зна­ния, здесь не обходится без некоторых терминологических вздер­жек. «Индустрия туризма» — впечатляющий образ, но больше символ нового явления, нежели строгий научный термин, выра­жающий его суть. Пока что этот образ играет полезную роль: даже будучи в некоторой степени гиперболой, он пропагандирует важность новой отрасли и подчеркивает сопоставимость ее с другими. Но вряд ли при всей высоте технического обслужива­ния туризма подъемниками, вертолетами, рациями и тому по­добными средствами и механизмами всю службу туристского сервиса справедливо считать явлением индустриальным.

Когда говорят, что туризм — это отрасль, подразумевается, конечно, не самый процесс путешествия, а именно система его обеспечения — оборудования и обслуживания. Однако в некоторых работах, например у И. П. Герасимова и др., мож­но встретить более свободную трактовку понятия «отрасль»: на­пример, отраслью хозяйства объявлялся сам отдых. В этом есть своя логика, ибо отдых — это процесс восстановления сил тру­дящихся, т. е. один из процессов воспроизводства производи­тельных сил, и, как таковой, может рассматриваться как своего рода отрасль. И все же лишь «своего рода»: такой оборот тоже служит скорее ярким пропагандирующим образом, нежели стро­гой - формулой-термином.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

1.1. История

Полвека назад на развалинах бывшей Восточной Пруссии, возникла новая Российская область, самая западная в стране, самая молодая, самая многонациональная.

У этого края сложная историческая судьба. Многие помнят древний город и тяжелые шаги закованных в латы рыцарей, и звонкое цоканье конских копыт, и лязганье танков по булыжнику мостовых, и грохот рвущихся снарядов, на этих улицах звучала то русская, то немецкая, то французская речь. Новый отчет времени ведется здесь с 7 апреля 1946 года, года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Кенегсбергской области и включении ее в состав Российской Федерации. 4 июня того же года область была переименована в честь М.И. Калинина. Началась другая жизнь, другая история этой земли.

Много раз становилась эта земля после битвы, и каждая война оставила здесь свой след на территории области. Сохранилось немало памятных мест, рассказывающих о воинской доблести, о славе русского оружия. В 1757 году русские войска одержали блестящую победу над Прусской армией в битве при Гросс-Егерсдорфе. В честь этого события, решившего исход Семилетней войны, установлен памятник в поселке Междуречье Черняховского района. А на окраине города Багратионовска стоит памятник, посвященный сражению под Прейсши-Эйлосу, когда русской армии удалось остановить продвижение наполеоновских войск и предотвратить и предотвратить их вторжение в Россию в 1807 году. Последняя война, отгремевшая более полувека назад, оставила на территории области свыше ста пятидесяти братских могил и воинских захоронений. Памятники и обелиски можно встретить повсюду, порой в самых неожиданных местах. Один из первых монументов в честь Великой Победы был установлен в поврежденном Кенегсберге в 1945 году. Это памятник 1200 героям – гвардейцам, павшим при штурме города.

1.2. Характеристика района

Калининградская область, расположена на крайнем Западе России, на Юге граничит с Польшей, на севере и востоке – с Литвой. На западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Калининградским. Площадь – 15,1 тыс. км2. Население 932,2 тыс. чел. (1996). Центр – город Калининград. Другие крупные города – Советск, Черняховск. Городское население 77,7%. Проживают (%): русские – 78,1;белорусы – 8,4; украинцы – 7,2. Включает 13 административных районов, 5 поселков городского типа. Средняя плотность населения 61,7 чел. на 1км2. Наиболее плотно заселены Гусевский, Черняковский, Багратионовский, Гвардейский, Неманские районы. Образована 7 апреля 1946 года.

Большая часть территории – низменность, на Юге-Востоке – Балтийская гряда. Месторождения янтаря (одно из крупнейших в мире), гимн, гравия, каменной соли и другие. Климат переходной от морского к умеренно континентальному. Балтийская и Куршская песчаные косы отделяют от моря 2 больших опресненных залива – Калининградский и Куршский. Крупные реки: Неман (с притоком Шешупе) и Преголя (с притоком Лава). Многочисленные озера. Калининградская область расположена в подтаежной (смешанных лесов) зоне. Почвы в основном подзоместые, в значительной степени окультурные. Широколиственно-темнохвойные леса (дуб, ель, сосна, береза, липа) занимают около 15% территории. В Калининградской области сохранились заяц-русак, белка, куница, лисица, косуля, кабан и другие. Много птиц. Воды богаты рыбой: в опресненных морских заливах – лещ ,судак, снеток, угорь; в море – салака, килька, корюшка, лосось. На территории области – национальный парк Куршская коса.

Природные условия для жизни населения весьма благоприятные. Экономическая ситуация умеренно острая, обусловлена главным образом промышленным и животноводчатым загрязнением атмосферы, вод, почв в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод. Заливы загрязнены компонентами сточных вод целлюлозно-бумажного производства, а также фосфором, вызывающим их эвтрофикацию. Выбросы вредных веществ в атмосферу 46,5 тыс. тонн, в том числе в г.Калининграде 25,1 тыс. тонн; забор вод 270,6 млн. м3, сброс загрязненных стоков 160,5 млн.м3(1994). Вокруг Калининграда зона общего загрязнения составляет 500 км2.

Структура промышленности (по стоимости продукции, 1993; %): легкая, пищевая и т.д. – 50,9; переработка сырья – 20,7; машиностроение – 13; топливно – энергетический комплекс – 11,3. Ведущие отрасли – рыбная (рыбные консервы, пищевая рыбная продукция), машиностроение (вагоны, краны, виброкатки, светотехническое оборудование, технологическое оборудование для целлюлозно-бумажной и рыбной промышленности), целлюлозно-бумажная. Крупнейшие предприятия: «Вагоностроитель», «Микродвигатель» (электродвигатели малой мощности), «Стройдормаш» (виброкатки, дорожно-транспортные машины), советский целлюлозно-бумажный завод (цллюлоза, обои), «Балткран» (козловые башенные краны), «Система» (технологическое торговое оборудование), «Калининградрыбпром». Добыча и обработка янтаря (янтарный комбинат); производство ювелирных изделий в поселке Янтарный. Главные промышленные центры: города Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый.

Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводчество (молочное и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство). Выращивают зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и кормовые (корнеплоды, кукуруза, травы) культуры. Средняя урожайность (ц/га, 1995): зерна – 16,1; картофеля – 85 и овощей – 141. Пушное звероводство. Курорты: Светлогорск ,Зеленоградск, Отрадное.

В области хорошо развиты все виды транспорта. Почти все города связаны железными дорогами. Очень разветвлена сеть автомобильных дорог. В любое селение можно проехать автобусом. Плотность автодорог – 303 км/тыс.км2. Основные реки области соединены каналами, общая длина внутренних судоходных путей – 350 км. Морской транспорт работает круглый год; морской канал, пересекающий калининградский залив, связывают Пергалю с речными путями Польши и Германии. Калининградский аэропорт имеет регулярное воздушное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Ригой и другими городами России.

Денежный доход на душу населения 83% от среднего по России; количество личных автомобилей 137,8 на 1000 человек; безработица – 5,8%.

ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

2.1. Долины

Калининградское взморье

Приморская полоса области охватывает Калининградский полуостров. Курскую и Балтийскую косы, побережье Вислинского и Курского заливов. Пляжи Калининград­ского взморья с примыкающими к ним песчаными дюнами, лесами и парками про­тянулись более чем на 100 км. Десятки ты­сяч трудящихся со всех концов Советско­го Союза проводят здесь свой летний от­дых.

В отличие от низменного правобережья Преголи полуостров возвышен, здесь про­тянулись моренные холмы и гряды — их называют горами. С севера на юг протяну­лась гряда Больших гор с максимальной высотой 110м над уровнем моря. Восточ­нее расположены Лисьи горы. Есть и рав­нинные участки, занятые полями и луга­ми. Среди преобладающей луговой расти­тельности встречаются участки смешан­ных лесов и буковые рощи. Морской берег здесь большей частью крутой и обрыви­стый, местами очень живописный.

Территорию полуострова пересекают расходящиеся веером от Калининграда к морю шоссе и железная дорога на Светлогорск. Параллельно побережью протяну­лась кольцевая железная дорога, связыва­ющая приморские города и поселки. У на­чала Курской косы расположен Зеленоградск (8 тыс. жителей) — ближайший к областному центру курортный город. В нем размещено несколько санаториев и домов отдыха. Здесь лучший в Приморье хорошо оборудованный пляж из мелкого чистей­шего песка, протянувшийся почти на 2 км; к нему примыкает красивый парк. Уютный Зеленоградск — одно из любимых мест летнего отдыха калиниинградцев.

Начинающаяся у Зеленоградска Курская коса протягивается в северо-восточном на­правлении почти на 100 км при ширине от 400 м до 4 км. Она известна одними из самых высоких (до 68 м) в Европе песча­ными дюнами.

В прошлом во время воин, когда на косе вырубали лес, они приходили в движение, засыпая песком целые селения, превращая все вокруг в безжизненную пустыню. Ныне большая часть дюн закреплена лесами, песколюбивыми травами и кустарниками. Вдоль побережья косы тянутся высокие (10-12 м) песчаные валы—авандюны, со­зданные для защиты ее от атак морских волн.

Курская коса служит своеобразным «мо­стом перелета» огромных птичьих стай, на­правляющихся с севера на «зимние кварти­ры» в Африку и останавливающихся здесь на отдых. Вся территория косы является теперь заповедником. Вблизи поселка Ры­бачьего размещается Биологическая стан­ция Академии наук СССР. Она проводит важную работу по изучению миграций птиц и их кольцеванию.

Еще одно примечательное место этой ча­сти побережья — курортный центр Светлогорск (8 тыс. жителей), где действуют не­сколько больших санаториев и домов от­дыха, имеющих всесоюзное значение. Светлогорск славится прежде всего особой кра­сотой своей местности: крутой, словно падающий с 40-метровой высоты берег. росший соснами, а внизу — многокилометровый благоустроенный песчаный пляж. Да и сам город очень привлекателен: улицы и дома буквально тонут в зелени деревьев, дающих даже в жаркий летний день спасительную тень и прохладу.

Ближайший пркиморский сосед Светлогорска—город Пионерский (10 тыс. жителей), где находится база океанического рыболовного флота. Здесь также есть широкий удобный пляж для купающихся.

Западное побережье Калининградского полуострова называется Янтарным берегом. Десятки миллионов лет назад когда здесь росли густые хвойные леса, а климат был гораздо теплее, из гигантских сосен вытекала смола. Она затвердевала, покрывалась песчаными и глинистыми отложениями и кусками уносилась водами рек в море. Так образовался янтарь - окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

Запасы его в этих местах самые мощные в мире. Калининградский янтарь необы­чайно красочен по оттенкам и блеску. Ко­гда его отшлифуют, он делается золоти­стым, матовым, дымчатым, полосатым. В его отдельных прозрачных кусках, слов­но в гробницах, можно видеть заживо по­гребенных представителей древней флоры и фауны (жуков, пауков, стрекоз, листья, семена и т. п.).

Янтароносные пласты лежат ниже современного уровня Балтийского моря, и прибой часто вымывает из них кусочки янтаря, выбрасывая их на берег.

Янтарь добывался здесь с XII в. и в большом количестве вывозился в разные страны мира, в том числе и в Россию. Им, например, была облицована Янтарная ком­ната Царскосельского дворца в городе Пушкипе, разграбленная фашистами. В наше время это ценное ископаемое добывают в поселке Янтарном, где работает единствен­ный в России янтарный комбинат. Добыча янтаря ведется там с помощью гидромо­ниторов и многоковшовых экскаваторов в глубоких открытых карьерах. В среднем в 1 куб. м породы находится до 1,2 кг ян­таря, чаще всего в виде небольших горо­шин, но попадаются и куски весом в не­сколько килограммов. В составе комбината имеются обогатительная фабрика и обра­батывающие цехи.

Это предприятие ежегодно добывает око­ло 400 т янтаря и вырабатывает из него различные ювелирные изделия. Когда вой­дет в строй новый производственный комп­лекс, добыча янтаря составит около 1000 т в год.

От юго-западной оконечности полуостро­ва, вблизи города Приморска, отходит Бал­тийская песчаная коса, ширина которой не превышает 2 км. На ней, в месте, где ее пересекает пролив, стоит город Балтийск (17 тыс. жителей). Пролив через косу— главные морские ворота в Калининград­ский залив, а Балтийск — аванпорт Кали­нинграда.

На берегу Калининградского залива рас­положен Светлый (13 тыс. жителей) —го­род рыбаков. Здесь находится один из крупнейших в стране рыболовецких кол­хозов, работает большой рыбоконсервный комбинат. С рыбной промышленностью свя­зан и другой город этого побережья — Ма­монов (9 тыс. жителей), где также есть рыбоконсервный комбинат. Город назван по имени Героя Советского Союза Н. В. Ма­монова, павшего в боях на подступах к Восточной Пруссии.

Долина Преголи

Широкую низменную равнину, лежащую к востоку и юго-востоку от Калининграда, пересекают Преголя и ее притоки. Преголя образуется слиянием Инструча и Анграпы на востоке области. На протяжении 123 км своего пути к морю она принимает много притоков. В 23 км от своего устья Преголя разветвляется на два рукава — Новую и Старую Преголи, текущие на протяжении 15 км на расстоянии 1—2 км друг от дру­га. Образованный рукавами низменный за­болоченный остров осушен и используется под сенокосы.

Долина Преголи — важный сельскохо­зяйственный район области. Большая часть этой территории занята полями и лугами, среди которых разбросаны колхозные и совхозные поселки. Вдоль Преголи в ши­ротном направлении протянулись желез­ная дорога Калининград — Вильнюс и па­раллельная ей автомагистраль, от которых на север и на юг отходит много ответвле­ний.

Среди городов здесь выделяется Гвар­дейск (9 тыс. жителей). Он расположен на холмах по берегам реки Преголи и от­ходящего здесь от нее рукава Деймы, впа­дающей в Курский залив. Обе реки судо­ходны. В Гвардейске размещены предприя­тия, перерабатывающие сельскохозяйствен­ную продукцию (мясокомбинат, мельница) и обслуживающие сельское хозяйство (машиномелиоративная станция и мастерские «Сельхозтехники»), построена текстильно-галантерейная фабрика.

Другой небольшой город на юге Калинин­градской области — Багратионовск (5 тыс. жителей), расположенный на железной до­роге, идущей от Калининграда в Польшу.

Город также имеет различные предприя­тия и организации, связанные с сельско­хозяйственным производством. В районе создано четыре звероводческих совхоза, где выращиваются норки и песцы.

В окрестностях города в 1807 г. произо­шло известное Эйлауское (город тогда на­зывался Прейсиш-Эйлау) сражение между русскими войсками под командованием П. И. Багратиона и армией Наполеона. На старом городском кладбище стоит колон­на, воздвигнутая в память этого сражения, а на центральной площади сооружен па­мятник П. И. Багратиону.

Там, где сливаются Инструч и Анграпа и начинается Преголя, стоит город Черняховск (30 тыс. жителей). Он носит имя дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского, войска кото­рого первыми в 1944 г. вступили в Восточ­ную Пруссию и разгромили там крупную немецко-фашистскую группировку. В честь прославленного советского полководца, по­гибшего на этом фронте в 1945 г., в городе сооружен памятник.

Город — второй после Калининграда транспортный узел области. К нему подхо­дят две железные дороги и несколько шос­сейных, а речной путь по Преголе связы­вает Черняховск с Калининградом.

Промышленность Черняховска значи­тельна и разнообразна: деревообрабаты­вающий комбинат, производящий мебель и паркет, заводы «Автокоммунмаш», вы­пускающий оборудование для предприятий коммунального хозяйства, авторемонтный, молочный, кожевенный, мясокомбинат, хо­лодильник, предприятия по производству строительных материалов и др.

Город благоустроен, в нем много куль­турных учреждений, есть педучилище. Одна из пяти средних школ Черняховска помещается в здании, выстроенном в 1825 году по проекту известного швейцарского педагога Песталоцци. На берегу реки Анграпы в 1947 г. поставлен монумент на братской могиле бойцов, павших при взятии города недалеко от Черняховска, у села Междуречье, есть интересный исторический памятник — монумент в честь 200-летия сражения при Гросс-Егерсдорфе, сыграющего решающую роль в семилетней войне 1756—1763 гг. и открывшего путь русским войскам на Кенигсберг.

К югу от Черняховска на железной дороге расположен город Гусев (20 тыс. жителей), названный в честь Героя Советского Союза С. И. Гусева, отличившегося при взятии советскими войсками Гумбинена (прежнее название города). Продукция некоторых предприятий города широко известна в стране и за рубежом. Завод светотехнической арматуры выпускает прожекторы самого разнообразного назначения (осветительные, декоративные, метеорологические для освещения облаков и др.), светильники, электрооборудование. 0свети-тельные приборы гусевского завода изготовлены на гидростанциях бывшего СССР. Известен также Гусев крупно-комбикормовым заводом, текстильно-галатерейной фабрикой. В городе есть сельско­хозяйственный техникум и профессиональ­но-технические училища.

Долина Немана

На северо-востоке области протекает река Неман, по которой на значительном про­тяжении проходит северная граница с Литвой. Неман здесь широкий и полновод­ный. В 50 км от его устья ответвляется ру­кав—река Матросовка, впадающая в Кур­ский залив. Судоходным Приморским ка­налом она соединена с Деймой. Еще ниже от Нема на отделяется другой рукав — река Северная. Вместе с протоками Неман и Северная образуют обширную дельту, по­крытую болотами, лугами, лесами, кустар­никами, пересеченную множеством речек, стариц и осушительных каналов.

Недалеко от впадения Деймы в Курский залив находится Полесск (5 тыс. жителей). В районе Полесска расположены колхоз­ные рыбацкие поселки, а в самом городе — рыбообрабатывающий комбинат, выпуска­ющий копченую рыбу. На прилегающем к Полесску побережье Курского залива и в дельте Немана много водоплавающей пти­цы, уток, гагар. Здесь находится охотничье хозяйство, одно из крупнейших в области.

На Немане, у пересечения железных до­рог, идущих из Калининграда и Черняховска, стоит второй по населенности город области — Советск (36 тыс. человек) — бывший Тильзит. В истории он знаменит тем, что здесь в 1807 г. был заключен мир­ный договор между Россией, Пруссией и Францией. В честь этого события была по­сажена липа, и теперь ее можно увидеть на взгорье у шоссе. В годы Великой Отече­ственной войны Красная Армия штурмом взяла Тильзит после переправы через Не­ман. В ознаменование этого подвига в цен­тре города на мраморном пьедестале уста­новлен танк Т-34.

В Советске есть крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Он производит раз­личные виды бумаги, больше всего офсет­ной, а также целлюлозу, вискозу, кормо­вые дрожжи и спирт. Из других предприя­тий Советска следует отметить картонаж­ную и мебельную фабрики, а также судо-механический завод. В городе есть два спе­циальных учебных заведения — кинотех­никум и культпросветучилище.

Советск — благоустроенный и хорошо озелененный город. Его прямые широкие улицы обсажены липами и каштанами. Прекрасен здесь и Неман, пересеченный железнодорожным и автомобильным мос­тами.

Другой значительный город в этих ме­стах расположен восточнее Советска, там, где река, огибая моренную гряду, образует излучину. Это—Неман (10 тыс. жителей), названный по имени реки. В нем работает крупный целлюлозно-бумажный комбинат, выпускающий высококачественную бума­гу. Достопримечательность окрестностей города Немана—большой плодопитомнический совхоз, снабжающий область сажен­цами плодовых, декоративных деревьев и кустарников.

2.2. Климат

Климат Калининградской области в значительной мере опре­деляется влиянием воздушных масс, образующихся над Атланти­кой и континентом Евразии, а также положением области на юго-восточном побережье Балтийского моря. Решающую роль в формировании климата области играет перенос воздушных масс. Над территорией области воздушные массы формируются очень редко и редко задерживаются на длительное время.

Одним из основных климатообразующих факторов является солнечная радиация, которая в свою очередь зависит от циркуля­ции атмосферы и особенностей подстилающей поверхность. Го­довой приход суммарной солнечной радиации при ясном небе (то есть возможный приход) составляет около 560 МДж/м2. Зна­чительная облачность снижает приход прямой солнечной радиации на 50—60% и увеличивает приход рассеянной радиации в 1,5 раза. В результате годовой приход суммарной солнечной радиации (сумма прямой и рассеянной радиации) на территории области составляет около 3400 МДж/м2. Рассеянная радиация преобладает зимой (около 80% от суммарной). Прямая солнечная радиация возрастает летом, достигая примерно половины общего прихода радиации. Радиационный баланс составляет около 1400 МДж/м2 в год. С ноября по февраль, то есть четыре месяца в году, радиаци­онный баланс отрицателен, но потеря тепла в значительной мере покрывается адвекцией теплых воздушных масс с Атлантическо­го океана.

В холодную половину года к востоку от территории Кали­нинградской области над континентом Евразия располагаются области повышенного давления (антициклоны), а в районе Ис­ландии, над Атлантическим океаном, развивается циклоничес­кая деятельность. В результате, с октября по февраль активность атмосферной циркуляции увеличивается, происходит вынос от­носительно теплых и влажных воздушных масс с Атлантики в системе циклонов, которые идут преимушественно с запада и северо-запада. При распространении Азиатского антициклона на запад в формировании погоды Калининградской области участвуют континентальные воздушные массы умеренных широт. В этом случае устанавливается сухая погода с сильными похолоданиями.

В теплую часть года активность циркуляции уменьшается. Над Евразией формируется обширная область низкого давления, ослабевает деятельность Исландского циклона и усиливается Североатлантический (Азорский) антициклон. Воздушные массы по-прежнему идут с запада, чаще наблюдается вхождение циклонов с южными и юго-западными траекториями. Вынос морского воздуха, который в это время года является холодным, приносит прохладную ненастную погоду с порывистыми ветрами, ливне­выми дождями и грозами.

Арктическая воздушная масса преимущественно морского происхождении имеет наибольшую повторяемость в переходные сезоны года и сопровождается облачной погодой с кратковременными дождями и холодными порывистыми ветрами.

Вторжения тропического воздуха очень редки. Зимой они сопровождаются теплой пасмурной погодой с густыми туманами и гололедом, летом - сильной грозовой деятельностью. Частые с лены воздушных масс определяют неустойчивость погоды в те­чение всего года.

Калининградская область относится к западно-европейскому району атлантико-континентальной области климата умеренных широт. Климат носит черты переходного от морского к умеренно-континентальному. Под влиянием Атлантического океана наблюдается очень мягкая зима, часто без устойчивого снежного покрова, прохладное лето, теплая осень, высокая влажность воздуха, не резко выраженный суточный и го­довой ход температуры воздуха.

Влияние Балтийского моря в связи с различиями шероховатости и термического режима суши и водной поверхности сказывается в прибрежной полосе на расстоянии до 50—80 км и накла­дывается на общий фон увеличения континентальности с запада на восток. Среднегодовая температура воздуха на территории области меняются мало, уменьшаясь с юго-запада на северо-восток.

С сентября по март отепляющее влияние Балтийского моря на климат области проявляется в распределении среднемесячных температур, которые уменьшаются с запада на восток, причем наи­большие различия в среднемесячных температурах между востоком и западом наблюдаются в январе и феврале и составляют 2 0—2,1°. С мая по июль Балтийское море оказывает охлаждающее влияние. Наибольшие различия среднемесячных температур воздуха между восточными и западными районами в мае - (2,0°). Апрель и август характеризуются близким к широтному распределением температуры воздуха: они возрастают с севера на юг. Розница в апреле составляет 1,5°, в августе — всего 0,2°.

2.3. Озера

В Калининградской области достаточно много озер (включая водохранилища) и прудов. Правда, большинство из них относительно небольшие, площадь каждого не превышает 10 га. Общая же площадь водной глади всех озер близка к 3000 гектаров. Около 2/3 этой площади расположено в Нестеровском районе, а более половины приходится на долю озера Виштынецкого.

Большинство наиболее крупных озер, в том числе озеро Виш-тынецкое, ледникового происхождения. Многие более мелкие водоемы созданы искусственным путем (т. е. по своему происхож­дению являются прудами или водохранилищами), но в процессе длительной эволюции приобрели особенности, характерные озе­рам. Это нашло отражение даже в их названиях: на географичес­ких картах они поименованы как пруды, в обиходе зовутся озера­ми.

Итак, большинство наиболее крупных озер расположено на юго-юстоке области, где они образуют Виштынецкую группу. Помимо озера Виштынецкого, сюда входят озера Островное (Чи­стое), Лесистое (Рыбное), Холмистое, Мариново, Боровиково (Проточное), Камышовое. Все эти озера расположены в бассейне реки Писсы — единственной реки, вытекающей из озера Виштынецкого. При подходе к Черняховску Писса впадает в Анграпу, которая, сливаясь с Инстручем, дает начало Преголе. Таким об-разом, од том из источников питания главной реки Калинин-градской области являются воды самого крупного озера области.

2.4. Реки

Реки Калининоградской области принадлежат в основном к бассейнам Немана и Преголи, ряд малых рек впадает непосредствен-но в Балтийское море и его заливы.

Количество и длина рек Калининградской области*

Градация рек

Длина рек, км

Количество рек

Суммарная длина

% от суммарной длины

Самые малые

Менее 10

10-29

4462

106

9010

1716

71

14

Малые

26-50

51-100

26

9

847

528**

7

4

Средние

101-200

201-500

4

2

340**

179**

2

1

Большие

Более 500

1

100**

1

Всего

4610

12720

100

* Реки Неман, Шешуле, Лава, Анграла и другие протекают по территории области только в нижнем течении.

** Включая мелиоративную сеть.

Густота речной сети в области составляет около одного км на 1 км2 площади. Обусловлено это расположением Калининградской области в зоне избыточного увлажнения. В низовье Немана и Пре­голи, в бассейнах Инструча и Прохладной густота речной сети возрастает до 1,5 км на 1 км2 и более за счет осушительных кана­лов, которые учтены в табл. 1.

Крупнейшие реки Калининградской области — Неман и Преголя — судоходны на всем протяжении.

2.5. Леса

Как уже упоминалось, в системе флористического райониро­вания растительность Калининградской области отнесена а к При­балтийско-Белорусской подпровинции Североеврспейсской таеж­ной провинции лесной зоны. Находясь в зоне смешанных и подзоне хвойно-широколиственных лесов с дубом и липой, леса Калининградской области относят к геоботаническому округу, который отличается тем, что в составе его древесного яруса при­сутствуют бук и граб и в меньшей степени — ясень, клен, ильм и вяз.

Первый подрайон расположен на Неманской низменности и включает в себя Славский леспромхоз, Ильичевское и Полесское лесничества Полесского леспромхоза. Лесные фитоценозы здесь представлены лиственными видами и в основном черной ольхой.

Второй подрайон включает территорию Краснознаменского леспромхоза и Нестеровского мехлесхоза. Здесь преобладают со­сновые растительные сообщества, но там, где встречаются тяже­лые суглинистые почвы, растут смешанные еловолиственные фитоценозы.

Третий подрайон включает территории всех остальньх лесных хозяйств области, кроме Куршского и Балтийского .лесхозов. Боль­шая часть территории этого подрайона занята еловоберезовыми фитоценозами. Исключение — Калининградский мехлесхоз, где на долю сосняков приходится около 30% всех лесных площадей. Здесь встречаются — дуб, ясень, граб. Реже, в понижениях — черноольховые фитоценозы.

Четвертый подрайон включает леса Куршского и Балтийского лесхозов с преобладанием сосны обыкновенной и горной, бере­зы и ольхи черной.

Примечательной особенностью лесов Калининградской облас­ти является их неравномерное распространение, в основным не­большими участками и массивами. В процентном отношении ( леси­стость отдельных районов колеблется от 7 до 37%. Наименее леси­стыми являются Неманский и Гусевский районы - 7%, наиболее лесистыми: Полесский — 37%, Гвардейский — 24%, а также Куршская и Балтийская косы.

Состав лесной флоры области обусловлен палеогеографиическими событиями, современной экологической обстановке и хо­зяйственной деятельностью. Палинологические исследования сви­детельствуют об участии в составе лесов плейстоценового и голоценового времени как северных, так и неморалыых (от лат. Nemoralis - лесной) элементов флоры, по происхождению свя­занных с широколиственными, в том числе и среднеевропейкими видами бука лесного и граба обыкновенного.

Хозяйственная деятельность населения привела уничтожению лесных сообществ на огромных площадях, замене их сель­скохозяйственными угодьями и искусственными насаждениями. Большая часть современных лесных массивов — это посадки, со­держащие множество интродуцентов.

Лесные фитоценозы области отличаются флористическим бо­гатством и разнообразием. Здесь насчитывается более 100 видов деревьев, кустарников, полукустарников. Среди дервьев основ­ными лесообразующими видами являются: ель, сосна, ольха чер­ная, дуб, клен, липа, ясень, бук, ильм, береза, осина. Широко распространен по всей области граб. Подлесок хорошо развит и представлен видами: лещина, жимолость, бересклет, крушина, бузина, смородина, рябина и другие.

Среди видов травянисто-кустарникового яруса обычны: чер­ника, брусника, кислица, майник, седмичник, луговик извилистый, ожика, марьяник лесной, хвощ лесной, медуница, бор, ветреница, зеленчук, ясменник, сныть, ландыш, цицея, звезд­чатки, мятлики и многие другие.

Разнообразие природных условий способствует формированию многообразных лесных ценозов: монодоминантных ельников, чистых сосняков, смешанных елово-сосновых, сложных по со­ставу хвойно-широколиственных лесов и сообществ с доминиро­ванием широколиственных видов. От других территорий Прибалтийско-Белорусской подпровинции леса области отличаются вы­соким участием широколиственных видов (до 20%), широким распространением растительных сообществ из черной олхи (до 15%) и более низкой долей (около 40%) лесопокрытых площадей с преобладанием хвойных.

2.6. Рельеф

Калинин­градская область располагается в пределах длительно разви­вавшейся Польско-Литовской синеклизы с глубоким погружением поверхности кристаллического фундамента и достаточно мощным осадочным чехлом, компенсирующим этот прогиб. Подобное гео­логическое строение определяет в целом равнинный характер рель­ефа области с преобладающими абсолютными высотами 20—50 м, как и для большей части Восточно-Европейской равнины. Однако новейшие тектонические движения, охватившие отдельные участ­ки платформенного чехла, расчлененного на блоки, привели к не­которому поднятию их на общем фоне прогибания. К таким блокам относятся Самбийский полуостров, 'особенно его западная часть, омываемая Балтийским морем, и южная часть области, находяща­яся на границе Польско-Литовской синеклизы и Белорусского сво­да. Поэтому здесь сформировались платообразные возвышения — Самбийская возвышенность с высотами более 50—60 м, Вармийская и Виштынецкая возвышенности с высотами свыше 150—200 м. Остальная поверхность территории области находится в основном на уровне высот менее 50 м, но во многих местах она осложнена холмами и грядами ледникового происхождения.

Плейстоценовые оледенения оказали сильное влияние на обра­зование форм рельефа, созданных экзогенными факторами. Хотя ледники, наступавшие из Скандинавии, неоднократно покрыва­ли территорию области, сменяясь межледниковыми эпохами, отложения и формы рельефа ранних ледниковых эпох были в зна­чительной степени уничтожены последним Валдайским оледе­нением и сохранились лишь фрагментами. Поэтому здесь широко распространены различные типы ледниково-аккумулятивных форм рельефа эпохи Валдайского оледенения и стадий его деградации — таяния и периодического временного наступления. При таянии ледника захваченный им несортированный материал (морена), состоящий из смеси глины, песка, щебня и валунов, отлагался на поверхности, образуя неравномерные скопления в виде моренных холмов и понижений между ними — так называемый холмисто-западинный рельеф. При более равномерном распределении мо­ренных отложений формировался волнистый рельеф. Вдоль внеш­него края ледника при его остановках, как перед бульдозером, создавались так называемые краевые (маргинальные) образования в виде конечно-моренных гряд, состоящих обычно из целых сис­тем удлиненных холмов, ориентированных в основном с запада и юго-запада на восток и северо-восток. Серии таких гряд отмечают собой этапы отступания (таяния) ледника. С внешней стороны от маргинальных образований под воздействием талых ледниковых вод создавались водно-ледниковые (флювио-гляциальные) повер­хности и формы рельефа, такие как ложбины стока, зандровые (песчаные) равнины, отдельно стоящие моренные холмы, обра­ботанные текучими водами — камы. Отложения, слагающие эти равнины и пространство вокруг холмов, отличаются сортированностью материала, что является результатом действия водных по­токов. Широко представлены также озерно-ледниковые (лимно-гляциальные) равнины, возникшие на дне приледниковых озер в понижениях рельефа и затем обнажившихся после отступления ледника и спуска озер или их высыхания. Они отличаются почти плоским рельефом и сложены мелкозернистыми и глинистыми отложениями.

После окончательного таяния последнего ледникового покро­ва одним из наиболее существенных факторов рельефообразования в области были и остаются до настоящего времени флювиальные процессы — действие водных потоков в виде рек и ручь­ев, создавших сеть речных долин и приведших к эрозионному расчленению равнинной поверхности. Долины, как правило, фор­мировались вдоль ранее существовавших понижений рельефа, занятых приледниковыми озерами и ложбинами стока талых лед­никовых вод. В долинах накапливались аллювиальные песчаные и илистые отложения и создавались поймы, прорезанные извилис­тыми руслами рек, а на склонах долин формировались террасы, образовавшиеся при изменениях уровня Балтийского моря, куда эти реки впадали. Существенную роль в создании современного рельефа области сыграли береговые абразионно-аккумулятивные и эоловые процессы. Они определили в условиях меняющегося уровня моря положение берегов Самбийского полуострова с бе­реговыми обрывами (клифами) и пляжами, отступившими под натиском волн за последние 6 тысяч лет более чем на 4 км. Под воздействием ветра, волн и прибрежных течений вдольбереговые потоки наносов сформировали Вислинскую и Куршскую песчаные косы, отделившие от моря мелководные заливы — Вислинский и Куршский. На косах образовались цепи песчаных дюн, а вдоль низменных берегов заливов, затапливавшихся при после­ледниковом поднятии уровня моря. появились прибрежно-морские аккумулятивные низменности.

Все эти процессы в итоге создали то разнообразие форм равнинно-холмистого рельефа, которое наблюдается и Калининоградской области: конечно-моренные гряды, моренные холмы. водно-ледниковые и озерно-ледниковые равнины, прибрежные и дельтовые низменности, песчаные косы и дюны, абразионные и аккумулятивные берега, речные долины. Территориаль­но в области можно выделить следующие геоморфологические районы, включающие определенные комплексы форм рельефа:

1. Самбийское моренное плато:

2. Инстручская конечно-моренная гряда:

3. Вармийская холмисто-моренная возвышенность.

4. Виштынецкая холмисто-моренная возвышенность:

5. Прегольская озерно-ледниковая равнина;

6. Шешупская озерно-ледниковая равнина;

7. Полесская моренная равнина;

8. Неманская дельтовая низменность;

9. Куршская коса;

10. Вислинская (Балтийская) коса.

Кроме того, в пределы области входят аккумулятивные равни­ны дна Куршского и Вислинского (Калининградского) заливов и подводный береговой склон морского побережья.

Самбийское моренное плато занимает почти весь Самбийский полуостров. Его рельеф представлен несколькими сериями ко­нечно-моренных гряд, сформировавшихся на возвышенной час­ти плато в период остановки деградирующего последнего ледни­кового покрова. Общая ориентация, гряд — с северо-запада на юго-восток, но отдельные звенья вытянуты с севера на юг и с запада на восток. Гряды образованы последовательно сменяющи­ми друг друга удлиненными холмами со склонами средней кру­тизны, разделенными довольно широкими ложбинами. Отдель­ные вершины гряд в виде крупных холмов, называемых местны­ми жителями горами, поднимаются до абсолютных высот 60—80 м. Гряды обычно покрыты лесной растительностью и отчетливо выделяются на фоне сельскохозяйственных полей, занимающих межгрядовые и склоновые участки.

ГЛАВА 3. ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА

3.1. Транспорт

Высокая транспортная освоенность территории, благоприятные экономические предпосылки дальнейшего развития всех отраслей транспортного комплекса способствуют опасному для состояния природных систем и здоровья населения обострению специфичес­ких экологических проблем.

В отношении выполнения требований Конвенции по защите морской среды Балтийского моря от загрязнения приоритетное значение имеет водный транспорт. На территории области сосре­доточено 2 речных порта, 3 портопункта, 5 рыболовецких колхо­зов и военно-морская база. Всего к портам приписано 953 судна, из них 192 речных. Согласно требованиям международных кон­венций МАРПОЛ, Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, все суда флота, подлежащие переоборудова­нию, оснащены средствами по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами, сточными водами и мусором. Порты и порто-пункты в основном укомплектованы приемными устройствами для приема нефтесодержащих и сточных вод, а также мусора судов флота и их утилизации.

Для повышения оперативности ликвидации аварийных разли­вов нефти в водоемах, обеспечения снятия с судов и утилизации загрязнений в области необходимо провести дополнительные ме­роприятия;

приобрести средства по локализации и ликвидации аварийных разливов в территориальных водах и экономической зоне Балтий­ского моря, для чего необходимо запросить финансирование из федерального бюджета;

как минимум, иметь два нефтемусоросборщика и другие сред­ства по локализации и ликвидации аварийных разливов в Светловском портопункте. Приобретение соответствующих средств не­обходимо возложить на вновь создаваемые фирмы, занимающие­ся погрузо-разгрузочными работами в порту Светлый, за счет ре­ализации особых требований на стадии разработки рабочих про­ектов строительства портовых сооружений;

провести реконструкцию очистных сооружений нефтесодержа­щих и балластных вод в Калининградском морском рыбном порту и на Пионерской базе "Океанрыбфлота".

Планируемое расширение и строительство новых гидротехни­ческих сооружений (порты в Балтийске, Светлом, Калининграде и др.) требует тщательной экологической экспертизы, поскольку усиливает интенсивность химического загрязнения водной и воз­душной среды, механическое загрязнение прибрежных экосистем.

Приоритетное внимание должно быть уделено предотвраще­нию загрязнения акватории портов и прилегающей территории, в связи с чем необходимы:

утилизация загрязненного грунта, извлекаемого при дноуглу­бительных работах;

использование экологически более чистого топлива для судо­вых двигателей;

оборудование судов установками по обеззараживанию, хране­нию и удалению отходов; повышение безопасности движения судов; строительство специализированных помещений для экологи­чески опасных грузов и др.

Автомобильный транспорт представляет значительный источ­ник загрязнения воздушной среды, почв, в первую очередь в Ка­лининграде, Гвардейске, Советске, Черняховске и на основных автомобильных магистралях, связывающих область с Россией и другими государствами.

По густоте автомобильных работ на единицу территории область занимает первое место в России. Техническая категория дорог — II — III. Их состояние по ширине и качеству покрытия в целом не соответствует стандартам развитых стран — 90% дорог нуждаются в реконструкции. Среди первоочередных задач — завершение стро­ительства и реконструкции автодороги Берлин — Калининград — Вильнюс по нормативам 1 технической категории с устройством объездов городов и поселков, реконструкция и расширение дорог Калининград — Мамоново — Эльблонг (до 5000 машин в сутки), Талпаки — Советск — Рига, Варшава — Черняховск — Советск — Рига, Калининград — Багратионовск — Ольштын и др. В реконст­рукции и обустройстве нуждается внутренняя сеть автодорог, по­скольку их фактическое состояние не соответствует технической категории.

В целом природоохранная стратегия должна предусматривать внедрение следующих мероприятий по совершенствованию авто­транспорта:

строительство многополосных, скоростных автомагистралей; создание защитных лесных насаждений вдоль магистралей с интенсивностью движения свыше 5000 авт./сут. (Калининград — Нестеров, Калининград — Эльблонг и др.);

создание объездных участков вокруг Калининграда, Гвардей­ска, Черняховска и других центров районного расселения;

сокращение площадей, занятых под автостоянки, за счет стро­ительства подземных и высотных гаражей; создание на этих учас­тках зеленых зон;

защита плодородное слоя почвы (снятие его) при строитель­стве новых дорог;

внедрение комплекса защитных мероприятий в городах и поселках, расположенных на магистралях;

контроль за техническом состоянием транспорта, ограничение импорта старых автомобилей;

стимулирование использования велосипеда как наиболее экологичного и выгодною вида городского и пригородного транс­порта, создание соответствующей инфраструктуры (велогонки, места парковки и т. п.);

разработка специальной программы перевода автотранспорта Калининграда на газовое топливо;

строительство, расширение и реконструкция автодорог связа­ны с нарушением растительности (вырубка лесов), рельефа, ли­шением мест обитания животных; в сметах должны быть предус­мотрены компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный при­родной среде;

сохранение при проведении мелиоративных мероприятий эко­логического разнообразия территории (лесопосадок, прудов и во­доемов);

проведение детальных полевых исследований и предпроектных разработок с целью экологических корректировок мелиора­ции в районах активного выноса питательных элементов в водо­токи;

организация и проведение мелиоративного мониторинга.

3.2. Курорты

КУРОРТ ЗЕЛЕНОГРАДСК. Это курорт республиканского значения. Находится в 32 км от г, Калининграда и одноименной станции Прибалтийской ж. д. Сообщение с Калининградом и другими курортами области (Светлогорск и Отрадное) железнодорожное и автобусное. Рас­положен на северном побережье Земландского полуострова Бал­тийского моря. Здания' курорта построены в прибрежной части г. Зеленоградска. К курорту примыкает большой парк, постепенно переходящий в сосновый лес, Здесь сравнительно мягкая, теплая зима и нежаркое лето. Среднегодовая температура воздуха около +7°, Средняя температура наиболее холодного месяца (января) —5°, наиболее теплого месяца (июля) +17°. Осень теплее весны, Осадков выпадает около 700 мм за год. Относительная влаж­ность осенью, зимой и ранней весной — 80—82%, летним днем — около 60—65%. Число часов солнечного сияния за год—1660, из них на лето приходится 720.

Основные лечебные средства курорта — приморский климат, тор­фяная грязь и морские купания. Песчаный пляж, к которому при­мыкают санаторий и общекурортные учреждения, длиною почти в 2 км. На курорте функционируют профсоюзные санаторий и дом отдыха,

САНАТОРИЙ «ЗЕЛЕНОГРАДСК» - расположен в при­брежной части города. Функционирует в течение всего года, принимает 610 больных, которые размещаются в благоустроенных трех- и четырехэтажных корпусах. Имеются водолечебница, где отпускаются хвойные и радоновые ванны, грязелечебница и все необходимые лечебно-диагностические кабинеты и лаборатории. Для лечения больных применяются лечебная физкультура, мас­саж, кислородотерапия. В санатории есть клуб, танцевальный зал, гостиные, библиотека с большим читальным залом, бильярд­ная, спортивные площадки. Рядом с санаторием—городской кино­театр.

Показания: заболевания органов кровообращения, нервной системы, органов двжения и гинекологические, Срок лечения — 24 дня,

ДОМ ОТДЫХА «ЗЕЛЕНОГРАДСК» состоит из основ­ного дома отдыха и филиала «Лесное», Основной дом отдыха расположен поблизости от санатория «Зеленоградск», в прибреж­ной полосе города. Функционирует он круглогодично на 460 мест. Отдыхающие размещаются в четырех благоустроенных корпусах. Для них есть клуб с кинозалом, библиотека, бильярд, спортивные площадки) на берегу моря — благоустроенный пляж.

Филиал дома отдыха «ЗЕЛЕНОГРАДСК» «ЛЕС­НОЕ» - находится 10 км от курорта Зеленоградск. Расположен на берегу Балтийского моря, в одном из живописных мест Куршской косы, в сосновом бору. Открыт только в летние месяцы (с мая по сентябрь) Рассчитан на 280 мест. Отдыхающие разме­щаются в благоустроенных корпусах. Для них имеются клуб, биб­лиотека, спортивные площадки, аэросолярий. На берегу моря— благоустроенный песчаный пляж. Отдыхающие совершают экс­курсии по заказчику «Куршская коса». Адрес: Калининградская область, Зеленоградский район, посе­лок «Лесное», филиал дома отдыха «Зеленоградск» — «Лесное»,

КУРОРТ ОТРАДНОЕ. Курорт республиканского значения. Находится в 40 км от г. Калининграда и одноименной станции Прибалтийской ж. д. и в 3 км от г. Светлогорска, Сообщение с Калининградом по железной дороге и автобусом. Железнодорожная станция в 300 м от курорта. Расположен на высоком берегу Балтийского моря, в большом, хорошо распланированном парке площадью в 34 га со смешанной растительностью. Парк переходит в обширный, пре­имущественно хвойный лес. Климатические условия такие же, как на курортах Зеленоградск и Светлогорск. Основные лечебные средства курорта — приморский климат, тор­фяная грязь и морские купания. На курорте действует санато­рий на 450 мест летом и 400 — зимой. Больные размещаются в небольших, благоустроенных коттеджах. Имеются водолечебни­ца, где отпускаются хвойные, радоновые и углекислые ванны на морской воде, грязелечебница на 20 кушеток, ингаляторий, фо­тарий, все необходимые лечебно-диагностические кабинеты и ла-боратории.

К услугам больных зимний клуб, киноустановка, библиотека с читальным залом, бильярдная, спортивные площадки, хорошо оборудованный пляж. Больные совершают экскурсии в г. Кали­нинград, на Куршскую косу и в другие интересные места. Показания: заболевания органов кровообращения и нервной системы. Срок лечения — 24 дня,

КУРОРТ СВЕТЛОГОРСК. Курорт республиканского значения. Находится в 38 км от г. Калининграда и одноименной станции Прибалтийской ж. д, Сообщение с Калининградом по железной дороге и автобусом. Расположен на высоте 45 м над уровнем моря, в холмистой живописной местности с разнообразной растительностью. В лесо­парках растут более 200 разных видов декоративных, садовых и кустарниковых растений. Лесные поляны изобилуют ягодами, грибами.

С северной стороны курорта крутой склон, спускающийся к пля­жу, а с южной стороны красивое пресноводное озеро Тихое, где построены водная и лодочная станции. Климат приморский, умеренно влажный, с нежарким летом и мягкой зимой, сходный с климатом курорта Зеленоградск. Основные лечебные средства курорта—приморский климат, торфяная грязь и морские купа­ния. К большому мелкопесчаному пляжу ведет широкий пологий спуск. По берег моря проходит железобетонный настил для прогулок, оборудованный скамейками, раздевалками, киосками, На курорте в течение года функционирует санаторий «Светлогорск» на 275 мест. Имеются водолечебница, где отпускаются хвойные, радоновые, хвойно-радоновые и углекислые ванны, гря­зелечебница, ингаляторий, необходимые лечебно-диагностические кабинеты и лаборатории. Для обслуживания больных есть зимний зал отдыха и летний клуб, библиотека, бильярдная. Вблизи сана­тория — городской широкоэкранный кинотеатр. Непосредственно к территории санатория примыкает городской благоустроенный парк, где оборудованный маршруты для дозированной ходьбы, спортивные площади. Сейчас здесь строится новый санаторий на 800 мест.

Показания: заболевания органов кровообращения и нервной системы.

Срок лечения — 24 дня.

3.3. Город

Светлогорск — город, который не сразу увидишь. Он появится неожиданно после длинной стены деревьев, тянувшейся за ок­нами электрички или автобуса. Спрятанные в густой зелени и разбросанные по холмам коттеджи и корпуса, тихие центральные ули­цы и улочки, напоминающие лесные просе­ки, щебет птиц над головой и мерный рокот волн, доносящийся со стороны моря, - все это очень не похоже на привычную для го­рожанина обстановку. То ли лес в городе, то ли город в лесу...

Прогулка по городу может соперничать с посещением иного ботанического сада. Драгоценным украшением его улиц, скве­ров, садов и парков являются многие «чуже­земные» растения: североамериканская гор­тензия и магнолия, виноград Вича и вино­град пятилисточковый, увившие стены зда­ний, распускающая до появления листьев свои желтые цветочки японская форзиция, великолепные вечнозеленые рододендроны и изумляющий своей отвагой волшебный орех, зацветающий перед самым наступлением зи­мы... Поистине не перечесть всех жемчужин светлогорекой зеленой зоны.

Коренных светлогорцев во много раз меньше, чем гостей города, но их забота, внимание ощущаются на каждом шагу — в ухоженности улиц, в добросердечии обслу­живания, во врачебном внимании — словом, во всей обстановке приятного и полнокров­ного отдыха.

Традиционным праздником песни откры­вается в Светлогорске курортный сезон. На праздник приезжают лучшие певческие и танцевальные коллективы области, гости из Юрмалы и Паланги, делегации от польских городов Ольштына и Эльблонга.

Светлогорск — поистине райское место для детей. И отдыхает их здесь свыше деся­ти тысяч за год. Детям отданы благоустро­енные корпуса пионерских лагерей, располо­женные в самых красивых местах города, самые удобные участки на пляже.

Понаблюдайте, как радостно и подолгу плещутся ребята в балтийском прибое, как весело резвятся в море они вместе со взрос­лыми — и вы убедитесь, что прохладная температура морской воды не снижает удо­вольствия от купания.

«Янтарный берег"... Такое определение не-вольно просится и при виде золотистых пес­чаных пляжей, янтарных закатов на море, занесенных осенним листопадом городских улиц и парков.

Город, куда люди приезжают отдыхать, должен вызывать у них ощущение праздни­ка. Потому так смело и неожиданно для сдержанной прибалтийской палитры расцве­чивают архитекторы-оформители Светлогорск ярким, контрастным колером домов, узора­ми мозаик, оригинальными деталями постро­ек различного назначения, будь то схема терренкура иди деловой указатель, деревян­ная скамеечка или светильник, вокзальный павильон или бювет для питья минеральной воды.

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ОСВАЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РАЙОНА

К общим проблемам относят:

1. Неравномерность рекреационного освоения территории; отсутствие прочных межрегиональных связей.

2. Многофункциональность использования рекреационных территорий, порождающая:

- наложение различных видов отдыха на одну и ту же территорию (кратковременного отдыха на зоны длительной лечебно-оздоровительной рекреации; поглощение ценных лечебных местностей дачной рекреацией);

- сложности с организацией пригородного отдыха для зрителей больших городов.

3. Столкновение интересов урбанизации и рекреации при расширении зон промышленной и гражданской застройки.

4. Экологические проблемы.

- загрязнение рекреационных территорий в урбанизированных районах;

- отсутствие действующей системы регулирования рекреационных нагрузок на природные комплексы существующих зон отдыха.

5. Разрушение сети учреждений детского отдыха.

6. Инфраструктурная необустроенность дорог.

7. Недостаточная профессиональная подготовка туристских кадров.

8. Оторванность от России (находится за пределами России)

Местные проблемы

1. Надвигающаяся катастрофа отравления вод Балтийского моря затопленным химическим оружием фашистской германии в Калининградской области.

Перспективы развития туризма

Перспективы рекреационного развития этой зоны свя­заны с решением следующих вопросов:

1. Образованием межагломерационных территориальных рекреационных систем (вдоль Волги, Оки, Камы, еди­ной системы северо-запада).

2. Интенсивным освоением рекреационных ресурсов Центра России с целью компенсации потерянных курортных зон стран Балтии.

3. Активизацией рекреационного освоения Волго-Вят­ского региона, Предуралья и Урала

4. Изменением границ существующих рекреационных районов за счет расширения зон освоения побережий ма­лых рек и озер.

5. Изменением подходов к рекреационному планиро­ванию территории: создание сети рекреационных парков, формирование локальных туристских центров в малых ис­торических городах.

6. Увеличением ресторанно-гостиничного фонда за счет развития малых предприятий: постоялых дворов, трак тиров, охотничьих домиков.

7. Повышением качества услуг в действующих учреж­дениях отдыха.

8. Внедрением нетрадиционных форм отдыха: "жи­вых" дворянских усадеб и этнографических деревень, па­ломничества, туристских автокараванов, зимних маршрутов на снегоходах, сплавов по рекам на "плавдачах" и пр.

9. Общерегиональным рекреационным обустройством дорожной инфраструктуры.

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калининградская область. «Очерки природы». Калининградский «янтарный сказ», 1999 г.

2. Краснов Е.В., Плажчишин А.И., Шкицкий В.А. «Экология Калининградской области»., Янтарный сказ, 1999.

3. Курорты. Справочник, 1983 г.

4. Энциклопедия туриста, Изд-во: БРЭ.М., 1993 г.

5. Энциклопедия «Города России», Изд-во: БРЭ.М., 1994 г.

6. Энциклопедия «Народы России», Изд-во: БРЭ.М., 1994 г.

7. Колотова Е.В. «Рекрационное ресурсоведение». Учебное пособие. М, РМАТ, 1998 г.

8. Крачило Н.П. «География туризма»

9. «География и туризм», Изд-во: Мысль.М., 1973 г.

10. Менеджмент туризма. Учебник для студентов вузов. М. РМАТ, 1996г.