Италия (работа 5)

- 1 -

Состав территории и экономико-географическое положение.

Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский полуостров ) и островную ( острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких ). Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных. Даже самые глубинные ра­йоны страны отстоят от побережья не более чем на 200 - 300 километров.

Экономико-географическое положение в центре Средиземноморского бассейна издавна благоприятствовало развитию связей со странами Ближ­него Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Евро­пы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопут­ные границы с Францией, Швейцарией и Австирией, а отчасти и с бывшей Югославией проходят по Альпам. Северная Италия находится в более вы­годном чем Южная положении, так как имеет возможность осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам. Че­рез Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии.

Население.

Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция. Ежегодно ее покидают десятки тысяч человек. Это происходит вследствие тяжелых условий жизни крестьянства, безработицы и низкой заработанной платы рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся - один из самых низ­ких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии бы­ла характерна эмиграция за океан. В послевоенное время усилилась вре­менная и сезонная эмиграция в страны "Общего рынка", особенно в ФРГ и

во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.

Италия - одна из густонаселенных стран Европы. На размещение на­селения влияет интенсивно протекающий процесс урбанизации. Основная часть городского населения сосредоточена в Северной Италии. Большинс­тво городов Италии возникло в древние и средние века. Они пользуются мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектур­ными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделя­ются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья.

Национальный состав населения однороден - 98% его составляют итальянцы. По вероисповеданию итальянцы - католики. Хотя церковь в Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан - теок­ратическая монархия. Его глава - папа римский - одновременно является главой всей католической церкви.

Для классового состава населения характерен большой удельный вес городского и сельского пролетариата, крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия.

По государственному строю Италия - парламентарная республика во главе с президентом.

Общая характеристика хозяйства.

До второй мировой войны по темпам роста и уровню промышленного производства Италия заметно отставала от других главных капиталисти­ческих стран. Причины такого отставания заключались в слабости сырь­евой базы, узости внутреннего рынка. С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем промышленного производства. Аграрно-индустриальная

страна стала индустриально-аграрной. Большую роль в этом сыграло ак­тивное вмешательство государства в экономику. После войны государство стало собственником железных дорог, средств связи, большой части ме­таллургических заводов и многих других предприятий. Оно предоставляет различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Италь­янские монополии усиливают свои позиции путем слияния и установления связей с транснациональными компаниями. Особенно большое участие в промышленности Италии принимает капитал США, Германии и Швейцарии. На основе новейших технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности и ряда других отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современ­ными заводами для Италии характерно наличие множества мелких слабоме­ханизированных предприятий.

Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее, чем в других капиталистических станах. Это объясняется тем, что в системе землевладения и землепользования в Италии сохранились более сильные пережитки феодальных отношений; все еще значительная доля сельскохо­зяйственного производства приходится на мелкие, раздробленные хозяйс­тва крестьян с отсталой агротехникой.

Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территори­альная диспропорция между Северной и Южной Италией. Еще до политичес­кого объединения страны в 70-х гг. XIX в. в Северной Италии существо­вали богатые торговые республики с разнообразными связями, с большими центрами ремесленного и фабричного производства. Теперь Северная Ита­лия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государс­твам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, осо­бенно на Севере.

Промышленность.

Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых - углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного га­за, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.

Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатываю­щих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Ита­лии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.

Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет ма­шиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия - родина мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бы­товое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.

В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырь­евой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой от­расли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупней­шие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприя­тия передельной металлургии построены при больших машиностроительных

заводах ( в Милане, Турине ). Электрометаллургия - выплавка стали и

алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.

Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфо­ритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими тем­пами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пласт­масс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть хи­мических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.

Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономи­ческие кризисы и спады производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо- и автомобилестроении, текстильной промышленности.

Сельское хозяйство.

Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры уме­ренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических пло­довых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледе­лия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтро­пическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теп­лой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств:

капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных

крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной

продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более пе­редовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использо­ванием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения ( латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобла­дают натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору ви­нограда, второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитру­совых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский ры­нок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, ку­куруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.

Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кор­мами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат про­дукты моря.

Транспорт.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в

мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города

Северной Италии.

Экономико-географические различия.

Лишь в немногих капиталистических странах можно встретить такие резкие различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером и Югом Италии.

В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Ту­рин и Генуя, представляет собой район наиболее высокоразвитой промыш­ленности. Милан - второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомобильные заводы концерна "Фиат". С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на произ­водстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую ин­дустрию Севера обслуживает Генуя ( 900 тыс. жителей ) - крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, рас­положено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.

Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Се­вера, где выделяется своей индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промыш­ленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианс­кую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения.

Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает сто­лица. Рим расположен в центральной части Апенинского полуострова, в стороне от моря. Это главный административный, политический и культур­ный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, хими­ческая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное зна­чение невелико. Город получил всемирную известность благодаря много­численным историческим и архитектурным памятникам и не случайно явля­ется одним из крупнейших центров туризма в мире.

Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлур­гический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно повысило ин­дустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии - Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его ок­рестностях расположены известные курорты.

Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротех­никой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих из участки от эрозии.

Юг дает основную часть эмигрантов.

В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

Внешние экономические связи.

И импорте Италии преобладают топливо ( нефть, уголь, кокс ) и промышленное сырье ( металлолом, хлопок ); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия ( маши­ны, оборудование, ткани ) и фрукты ( апельсины, лимоны ). Наиболее ве­лик товарооборот со странами "Общего рынка", Швейцарией и США.

Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают перево­ды итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн. иностранных туристов. Обслуживание ту­ристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.