Индия (работа 3)

РССМО

План реферата:

1) Введение..............................................стр.03

2) Немного об Индии (географический очерк)...............стр.05

3) Население и язык......................................стр.07

4) Религии Индии и их влияние на культурную и социальную жизнь.................................................стр.09

а) Индуизм............................................стр.09

б) Ислам..............................................стр.11

в) Буддизм............................................стр.11

г) Сикхизм............................................стр.12

д) Джайнизм...........................................стр.13

5) Искусство Индии с прошлых времен:

а) Скульптура и живопись..............................стр.14

б) Музыка.............................................стр.14

в) Индийский танец....................................стр.15

6) Заключение............................................стр.16

1) Введение.

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй никакая страна не может сравнится с ее богатейшей культурой, ее обычаями. И наверное, именно поэтому я решила посвятить свой реферат Индии.

Уже с детства каждый ребенок начинает узнавать, что-то о Индии. Сначала это всемирно известные индийские сказки, а затем рассказы Киплинга и других писателей. И поэтому эта страна, как мне кажется очень интересной и волнующей. Индия не похожа ни на одну из азиатс­ких стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота.

К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны.

В силу того, что в Индии 25 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация разные и религии. Можно сказать, что индия это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хо­тя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия - это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на построении кальтуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века. А как мы знаем в прошлые века церковь вообще имела огромное влияние и не только в культурной жизни, но и в политической и общественной. И поэтому в своем реферате я хотела показать, как религия влияет на жизнь стра­ны, в особенности на культурную, на примере одной страны. А так как я очень трепетно отношусь к Индии, мне интересны ее традиции и обы­чаи, то я решила свой реферат посвятить именно ей.

Свой реферат я решила построить следующим образом... Вначале я расскажу о Индии, как о стране, где она находится, о городах Индии и т.д. Я не случайно решила включить в свой реферат эту главу, т.к. считаю, что если мой реферат будет читать человек, который мало знает об Индии, то ему сложно будет разобраться в теме которую я собираюсь рассмотреть, потому что он не знает откуда в Индии такой разброс религий и такое количество наций.

Далее я хочу рассказать о населении Индии. Потому что считаю, что население, люди это и есть те, кто делают культуру, их обычаи и составляют культуру. В этой же главе я расскажу о языках индийцев. Язык это главное культурное наследие общества и поэтому, я считаю необходимым рассказать об языках на которых говорят индийцы. Тем более, что у каждого народа свой язык. И потому каждый народ несет свои традиции. Я так же расскажу о народах Индии, ведь о них расс­казать нельзя, потому что народ - это уже культура, а значит это имеет самое прямое значение в моем реферате. Я расскажу о занятиях индийцев о том какое образование у большинства населения и еще мно­гие другие детали, которые имеют самое прямое отношение к теме мое­го реферата.

Но самой главной частью моей работы будет глава, в которой я расскажу о религиях Индии. Потому что главная задача моей работы, это показать как религия воздействует на культуру страны. В этой главе я расскажу об основных религиях, которые исповедуют индийцы и расскажу как традиции религии отражаются в культурной жизни. Я по­пытаюсь показать синтез культуры и религии в Индии. И думаю, что это будет очень интересно, ведь в каждой вере свои особенность, свои цели, свои традиции и пожалуй узнать об этом очень интересно.

И в заключении я расскажу о традициях страны. Расскажу о празд­никах, о музыке, национальных танцах и т.д. Я попытаюсь показать как отразилась религия на традициях Индии.

Прежде чем написать свой реферат я исследовала некоторую лите­ратуру по Индии, ведь как иначе я могла раскрыть свою тему. И мне показалось, что из всех книг самая удачная это книга Ивашенцова

Г.А. "Индия". Для человека,который не является специалистом в об­ласти страноведения, эта книга будет очень интересна. Она написана достаточно кратко, но очень понятно. Я советую ее почитать. Мне по­казалась так же достаточно интересной книга Митрохина Л.В. "Индия вступая в век XII". Очень подробно рассказано об Индии в ежегоднике "Индия". Хотя в нем текст, на мой взгляд очень сух и не интересен.

Вот это пожалуй все, что я хотела рассказать в предисловии. Я надеюсь, что у меня получилось дать начало той проблеме которую я собираюсь раскрыть в своей работе. И поэтому я перехожу к основной части...

2) Немного об Индии.

Прежде чем рассказывать об обычаях и религии Индии мне хочется уделить несколько слов, рассказу о том, что из себя представляет эта страна. Хочется рассказать о населении Индии, о городах Индии и т.д. Ведь нельзя рассуждать о культуре страны если не имеешь предс­тавления о ней.

Индия (или Бхарат, как называют свою страну сами индийцы) - од­но из крупнейших государств планеты. Оно занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по площади.

Индия расположена в Южной Азии. Протяженность сухопутной грани­цы Индии 15200км., береговой линии - 6083км. В состав Индии входят также Андаманские и Никобарские острова.

Граничит Индия с Афганистаном и Пакистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, а так же с Бирмой и Бангладеш.

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийцы первые в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный трост­ник и первыми начали разводить домашнюю птицу. Именно Индия подари­ла миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки литературы и искусства, заро­дившиеся в Индии различные религиозно-философские системы оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъем­лемой частью мировой культуры. Индия страна с богатейшей историей, начало которой где-то около середины 3-го тысячелетия до н.э. Исто­рия индии последних столетий - это история длительной и героической борьбы ее народа за освобождение от колониального и феодального гнета. В 1947г. Индия добивается политической независимости и это открывает новую эпоху в жизни великой азиатской страны.

Индия - республика. Высший законодательный орган - парламент, состоящий из двух палат. Глава государства - президент, избираемый непрямым голосованием на пять лет.

Столица Индии - Дели. Официальный язык - Хинди и временно анг­лийский. В настоящее время в Индии 25штатов.

___________________________________________________________________

* Здесь использованы материалы из книги Ивашенцова Г.А. Индия.

- М., 1989.

Индия активно участвует в мировой политике. Она - член Органи­зации Объединенных наций с момента ее создания. Индия остается и членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

3) Население и язык.

Индия самая населенная страна в мире после Китая, сейчас уже ее население составляет около 850млн. человек. Но население древней Индии сравнительно молодо: 42% индийцев моложе 15лет и лишь 6% - старше 60лет. Средняя продолжительность жизни в настоящее время достигает приблизительно 55лет. Подавляющее большинство индийцев - сельские жители. Мужчин в Индии больше, чем женщин. Это объясняется повышенной смертностью среди женщин, связанной ранними браками и многочисленными деторождениями. Средний возраст вступления в брак для мужчин около 22лет и для женщин 15-17лет. Я все это не случайно решила описать в своем реферате т.к. считаю, что в этих данных о населении можно найти отпечаток культуры этой страны.

Число грамотных в Индии незначительное особенно среди женщин, где-то около 38% населения, к числу грамотных людей относятся люди, которые понимают печатный текст и осознанно могут написать несколь­ко фраз.Почти одна треть населения Индии участвуют в экономически производительной деятельности, занимаясь производительным и умс­твенным трудом.

Индия - многонациональное государство. Ее населяют крупные на­роды, представители которых отличаются друг о друга и внешним обли­ком и языком, и обычаями.

Обширный район Северной и Центральной Индии представляет собой области распространения различных диалектов языка хинди, который возник на основе санскрита - языка индоариев. Расселившиеся здесь масульманские выходцы из Ирана и Средней Азии также приняли один из диалектов хинди, привнеся в него отдельные арабские, персидские и тюркские слова, в результате чего сложился язык урду, использующий в отличие от хинди не санскитский алфавит деванагари, а арабский. Однако, поскольку хинди и урду имеют единую грамматику и общий за­пас обиходных слов их не редко рассматривают, как две литературные формы единого языка хиндустани.

Помимо хиндустанцев на языках, ведущих происхождение от санс­крита, говорят такие крупные народы, как бенгальцы (Западная Бенга­лия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат), ория (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), а также ассамцы (Ассам) и кашмирцы (Джамму и Кашмир). Все эти народы имеют внешний европеоидный облик.

Народы Южной Индии говорят на языках дравидийской семьи. Это телугу (Андхра-Прадеш), каннара (Карнатака), тамилы (Тамилнад) и малаяли (Керала). Они более темнокожи, чем северяне, и имеют неко­торые признаки австролоидной расы.

В центральных областях Индии живут группы австралоидных малых народов, чьи языки относятся к группе мунда (австразийская семья).

Северо-Восточные штаты индии населяют малые народы, во внешнос­ти которых присутствуют монголоидные черты. Это манипури, типера, гаро, наго, миза и др. Они говорят на языках тибето-бирманской группы. Исключение составляют кхаси, язык которых относится к мон-кхмерской семье.

4) Религии Индии и их влияние на культурную и социальную жизнь.

В индийском народе представлены основные религии мара - инду­изм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, зо­роастризм, характеризующие довольно сложное идеологическое и структурное устройство индийского общества. Почти все население Ин­дии - верующие. Вообще, я заметила, что религия в индии, это самая большая часть культура, религиозные обычаи нашли свое отражение не только в культуре, но и в политике, социальной жизни и т.д. Основ­ная религиозно-этическая система Индии - индуизм, его исповедуют 83% населения, около 12%-масульмане, остальные 5%- это все другие религии. В этом раздели мне бы хотелось описать, как отражается ре­лигия на культуре Индии, какие особенности присущи культуре Индии, короче хочется показать синтез религии и культуры на примере Индии.

а) Индуизм.

Индуизм по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ог­раничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии после­дователи индуизма составляют большенство в Непале и на индонезийс­ком острове Бали.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних куль­тов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобыдных верований (поклонение "свя­щенным" животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти.

Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление по подкасты.

Для индуизма характерно представление об универсальности и фсе­общности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевопло­щении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздая­ния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная соз­дана Брахмой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божест­во Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слия­ния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и дейс­твие.

Исследуя данную тему я наткнулась на молитву господу, вернее как она называется в Индии "Песнь Господу", она взята из "Бхагавад­гите" и мне кажется, что в ней отражена вся суть индуизма:

Тот, кто считает, что душа способна убивать, иль тот , кто думает, что душа может быть убита, не знают Истины, так как душа не убивает и не может быть убита. Душа не рождается, она вечна, она неизменна, она бесконечна.

Ее нельзя уничтожить даже тогда, когда уничтожено тело.

"Бхагавадгида", главаII "Дорога мудрости".

У каждого из богов есть супруга, обладающая какими-то выдающи­мися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на опре­деленных животных и держат в руках символические предметы, по кото­рым их легко можно распознать.

Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одно­му божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских сла­вятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбара­ме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брах-

___________________________________________________________________

1) Митрохин Л.В. Индия вступая в век XXI. - М., 1987., с.356. мы, по всей Индии их всего лишь несколько.

Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семей­но-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов,и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться.

Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

б) Ислам.

С идеями ислама Индию познакомили арабы в UII веке. После них пришли афганцы и монголы, самым просвещенных из которых был импира­тор Акбар. Ему почти удалось создать новую религию - "Дин-э-Илахи", основанную на слиянии индуизма и ислама. Однако старые традиции бы­ли очень устойчивы, и новое учение нашло мало последователей.

С течением веков ислам укрепился м расцвел в Индии. Индия, нас­читывающая среди своих граждан более 80 миллионов мусульман, имеет второе по численности мусульманское население в мире. Большинство индийских мусульман являются суннитами, около 20 процентов - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты, а также сложившиеся общины

- бохра, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Мусульманское население Индии вкраплено в различные этолингвис­тические общности и составляет их неотъемлемую часть. Специфика му­сульманского общины сводится к наличию в ней значительно меньшей прослойки современной предпринимательской буржуазии и практически полному отсутствию предпринимателей монополистического капитала. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но множество запрещено законом во всех без исключения ре­лигиозных общин Индии.

в) Буддизм.

Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн., хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - Стал Буддой. Он также и не является и послед­ним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Будда никогда не записы­вал своего вероучения, поэтому, я думаю, что после его смерти обра­зовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - мона­шеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха , а активное религиозное воздействие монахов на на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодисатв - сеществ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодисавты - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно от­казываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме будды и бодисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии полу­чил быстрое и широкое распространение после того как его последова­телем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашеки расп­растронилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из вопло­щений бога Вишну.

г) Сикхизм.

Религия сикхизма возникла а XUI веке, отразила протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феодального гне­та. Основатель религии гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак высту­пил против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а так же сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их у сикхов 10) Арджун составил "Грантх" (святую книгу сик­хов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а так же сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд

___________________________________________________________________

1) Культура и политика в странах Азии и Африки. - М.,1986., стр.35. Сингх, десятый гуру, превратил сикхов в военное братство, назвав его Халса (чистое). Термин "сикх" берет свое начало в санскритском термине "шишя" - последователь, послушник. Сикхизм привлек к себе крестьян признанием всех людей равными перед богом. Общая числен­ность сикхов в Индии составляет 12 млн. человек. Они совершают ре­лигиозные отправления в своих религиозных храмах (гурдварах), кото­рые расположены повсюду в северных районах страны. Наивысшей святы­ней для сикхов является "Золотой храм" в городе Амритсаре.

Чтобы выделить себя среди индусов и мусульман, сикхи носят "пять К": кеш (длинные волосы), кара (стальной браслет), качха (ко­роткие трусы), кангха (гребень), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и густые бороды сикхов нельзя незаметить в индийской уличной толпе. Сикхи жизнерадостны и предприимчивы. Все мужчины сикхи- добавляют к своему имени приставку "сингх" - лев, а женщины "каур" - львица.

д) Джайнизм.

В UI веке до нашей эры Вардхамана, именуемый Джиной и Махави­рой, распространил религиозное учение джайнизм, суть которого зак­лючается в проповеди аскетизма, воздержании и отказе от насилия.

Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайнистские монахи-аскеты носят повязку на губах, чтобы случайно не вдохнуть насекомое и тем самым не допустить греха.

Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселятся последовательно в различные материальные те­ла. Спасения и вечного блаженства достигает тот, кто ведет наиболее правильную жизнь.

Еще много различных религий исповедуется в Индии, такие как Христианство, зороастризм, иудаизм, парсизм но на мой взгляд они уже не имеют столь важного значения для Индии, да и не настолько они значительны, чтобы много рассказывать о них.

5) Искусство Индии с прошлых времен.

а) Скульптура и живопись.

Классическое индийское искусство и скульптура основываются на религиозных сюжетах. Хотя отдельные образы художественного твор­чества были обнаружены в раскопках хараппской цивилизации, период его первого подъема приходится на время правления Маурьев, когда при императоре Ашоке своего пика достигло классическое буддийское искусство. Великолепные образы скульптуры этого периода можно ви­деть в Санчи. Будда изображался различными символами (колесо, трон и т.д.). Одновременно в Матхуре получила развитие другая школа. Она так же находилась под буддийском влиянии. Однако испытывала уже воздействие брахманизма - предшественники индуизма.

Последующее тысячелетие отмечено неуклонным развитием и совер­шенствованием индусского искусства. Уже на примере храмов Аджанты и Эллоры, находящихся близ современного города Аурангабада в Маха­раштре, можно видеть, как на смену застывшим в традиционных позах буддийским изображениям приходили необычайно выразительные и полные динамики фигуры индусских богов.

Приход мусульманских правителей с их нетерпимостью к другим ре­лигиям нанес огромный ущерб художественному творчеству Индии. Новой вершины индийское искусство достигло во времена великих Моголов. Они особенно поощряли традицию миниатюрной живописи.

б) Музыка.

В далекое прошлое уходит своими корнями индийская музыка. Ее особенность в том - что это мелодическая система, которая в отличие от европейской не обогатилась гармонией. В ней сблизились и раство­рились друг в друге самые различные формы - фольклорная музыка на­родов Севера, Востока и Юга Индии, религиозные песнопения индоари­ев.

Традиции индийской классической музыки передаются изустно, не­посредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма. Основа индийской музыки рага - мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант.

в) Индийский танец.

Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура тан­цующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.

Основными стилями классического танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури.

Из всех видов классического танца в Индии бхаратнатьям считает­ся древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответству­ет древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной тансовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.

Катхакали - важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".

В отличие от предыдущих танцевальных стилей катхак распростра­нен на Севере Индии, и исполняют его как мужчины так и женщины. В современном виде он соединяет в себе два направления - религиозное и светское.

Стиль манипури - форма лирического танца Восточной Индии. Глав­ным в манипуре являются танцы рас четырех основных видов. Все они посвящены Кришне и исполняются только женщинами в ярких расцвечен­ных блестками костюмах.

___________________________________________________________________

1) Митрохин Л.В. Индия вступая в век XXI. - М., 1987., стр.250.

6) Заключение.

Итак, я доказала, что Индия страна с богатейшей культурой. Ин­дия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и сикхизм и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало культу­ру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире.

Список литературы:

1) Ивашенцов Г.А. Индия. - М., 1989.

2) Индия. Ежегодник. - М., 1985-1986.

3) Культура и политика в странах Азии и Африки. - М., 1986.

4) Митрохин Л.В. Индия вступая в век XXI. - М., 1987.

5) Неру Дж. Открытие Индии. - М., 1989.