Транспортный комплекс (работа 1)

Транспортный комплекс

Сухопутный (ж/д, автомобильный) - транспортные средства (суда, локомативы, выгоны, самолеты)

Водный (морской, речной) пути сообщения (трассы, оборудование для транспортных средств, ж/д пути)

Трубопроводный транспортные предприятия (вокзалы, депо, порты, пристани, аэродромы)

Воздушный

Роль различных видов транспорта определяется их долей в общей транспортной работе (доля в грузообороте определенных видов транспорта в %):

    Трубопроводный ~ 44%

    Ж/Д ~ 43%

    Морской ~ 9%

    Речной ~ 4%

    Автомобильный ~ 1,2%

    Воздушный ~ 0,1%

Ж/Д транспорт

Главный вид транспорта в России – ж/д транспорт. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. По протяжению ж/д Россия занимает 2-ое место в мире после США – 87 тыс. км. (в 1913 – 72 тыс.). И протяженность российских ж/д составляет 11% от мировой протяженности ж/д. Ж/д транспорт обслуживает массовые перевозки различных грузов.

85% ж/д – размещается в европейской части страны. Это объясняется историческими причинами – экономика России концентрировалась в европейской части, и ее основные связи и, сл., грузопотоки ориентировались на запад и на юг, где были расположены крупные порты и основные торговые партнеры.

Основные черты географии ж/д определились еще до революци и мало изменились с того времени. В европейской части их концентрация напоминает гигантское колесо, ось которого Москва, из которой в 12 направлениях расходятся дороги. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали, и по мере продвижения на восток их число уменьшается.

С 1837 по 1890 создавалась ж/д сеть в европейской части России. В 1837 году была построена первая ж/д из Санкт-Петербурга в Царское Село. В 1851 инженер Мельников построил ж/д из Москвы в Санкт-Петербург. В дальнейшем ж/д стремительно строились в разных направлениях. От Москвы и Санкт-Петербурга в разные стороны шли ж/д в лучевых направлениях.

Ж/Д соединили хлебные районы с крупными городами и портами, например:

    Волгоград – Новороссийск

    Волгоград – Орел – Рига

Для вывоза леса была построена ж/д дорога:

    Вологда – Архангельск

На рубеже 19 и 20 веков была заложена Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток.

    Вначале она была построена от Челябинска до Новосибирска.

    Затем продолжена до Иркутска, а со стороны Владивостока – до Хабаровска.

    Затем соединена.

Во время ВОВ были построены Печорская ж/д магистраль:

    Воркута – Котлос – Коноша

и Волжская магистраль:

    Казань – Волгоград по правому берегу Волги.

Главная задача ж/д дорог России – обеспечивать надежную транспортную связь европейской части с восточными районами.

Задачи на перспективу:

    Строительство новых магистралей, для этого необходимы инвестиции.

    Строительство второй колеи для БАМа.

    Модернизация подвижного состава.

Эти задачи особенно актуальны, т. к. между европейской частью, Уралом и Сибирью растет поток грузов, а за Уралом чень мало широтных магистралей, что создает проблемы для перевозки грузов. Стало гораздо сложнее перевозить грузы, когда Средне и Южносибирская магистрали остались за пределами России, и осталась одна Транссиб. Такой рисунок ж/д не позволяет обеспечивать кротчайшую связь между западными и восточными районами страны, а также с сопредельными России, но неграничащами друг с другом государствами.

Железнодорожный транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между районами страны и обеспечивает массовость перевозок народно-хозяйственных грузов. На пути следования возникают различные виды транспортных узлов. Самые крупные узлы возникают в пунктах подхода железных дорог к морским и речным портам. В них осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Такие виды транспортных узлов имеют многочисленные склады, рефрижераторы и специальную технику для осуществления погрузочных и разгрузочных работ (транспортеры, краны, лебедки, автокары).

В России существует несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейшими являются: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Магадан, Владивосток, Омск, Екатеринбург, Красноярск.

Работа транспорта оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота (т.е., количество перевезенных грузов и пассажиров * расстояние перевозки). Она выражается в т*км.

По массе перевезенных грузов выделяют трубопроводы и железные дороги. Пассажироперевозки занимают большую часть рабочих железных и автомобильных дорог.

Населенные пункты тяготеют к транспортным путям под воздействием закона экономии времени.

Ж/Д:

    Транссиб – Уфа – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск –Хабаровск – Владивосток

    Северосиб – (Освоение нефти и газа) Тюмень – Тобольск – Сургут – Уренгой

    Среднесиб1 – Челябинск – Кустанай – Кокчетав – Барнаул

    Южносиб1 – Уфа – Астана – Павлодар – Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет

    БАМ – Усть-Кут – Нижнеангарск – Чара – Тында – Комсомольск-на-Амуре – 3148 км

    Значение БАМа немаловажно. Это дублирующая, стратегическая (выход к морским портам на Тихом океане) ж/д, построенная в экономических и внешнеэкономических целях. Она не достроена.

    Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) – Тахтамыгда – Беркакит – Томмот - - - Якутск

На Дальнем Востоке осуществляется паромная переправа ж/д вагонов (Холмск – Ванино).

Идет электрификация ж/д, в особенности грузонапряженных ж/д в районах пригородов крупных городов и промышленных центров (на данный момент протяженность электрифицированных линий составляет ~ 38 тыс. км.). Первым электрифицированным участком ж/д в СССР стал Баку – Суруханы. А в 1929 году была электрифицирована линия Москва-Мытищи.

Казахстан, Средняя Азия:

    Оренбург – Ташкент

    Трансказахстан – Чу – Караганда – Петропавловск

    Турксиб – Арысь – Джамбул – Алма-Ата – Семипалатинск – Барнаул

    Закаспийская – Красноводск – Мары – Чарджоу – Самарканд – Ташкент

    Баку – Красноводск – паромная переправа – Чарджоу – Кунград – Макаш – Александров Гай

Морской транспорт

Тоннаж морского флота России равен 10 млн. регистровых тонн. Регистровый тоннаж – объем внутреннего помещения судна в регистровых тоннах. Одна регистровая тонна – 2,83 м3. По морскому тоннажу Россия занимает 7-ое место в мире.

Грузооборот морского транспорта составляет ~ 9% от общего грузооборота.

Из-за распада СССР возможность использования морского транспорта для международной торговли и внутренних перевозок (38 % всех перевозок – внутренние) резко ухудшилась.

Морской флот России располагает судами всех типов и назначений, но большая часть судов стара (более 10 лет) и требует ремонта, не хватает специализированных судов.

Морские перевозки бывают:

    внешнеторговыми

    каботажными

    Каботажные перевозки бывают 2-х видов:

    малый каботаж – грузы перевозятся в пределах одной страны и одного бассейна, вдоль своих берегов (Новороссийск – Туапсе; Владивосток – Ванино)

    большой каботаж – в одной стране, но по разным бассейнам, вдоль чужих берегов (Мурманск – Новороссийск)

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа морских портов и их пропускаемой способности. 2\3 границ России – морские. Но в транспортно-географическом отношение Россия – глубоко-континентальная держава.

В Российской Федерации около 40 портов, из них только 11 относительно крупных. Не хватает портов на Балтийском море, на Черном море всего 1 крупный порт - Новороссийск. Крупнейшие российские порты – Санкт-Петербург (11 млн. тонн), Выборг (5 млн. тонн), Калининград (3.7 млн. тонн). Мощность собственных портов удовлетворяет только на 50 %. Порты – мелководные, нет удобных бухт.

1-ое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, где осуществляются каботажные перевозки. Также осуществляются внешнеторговые связи со странами АТР и Австралией (экспорт – соль, уголь, лес, нефть и т. п.). Используется паромная переправа ж/д вагонов. Порты:

    Находка

    Владивосток

    Петропавловск-Камчатский

    Ванино

    Углегорск

    Восточный

    Хомск

    Нагаево (Магаданская обл.)

    Корсаков

2-ое место принадлежит Балтийскому бассейну, который обеспечивает внешнеторговые связи со странами Европы и Америкой. Вывозятся лес, металл, уголь, нефть.

Крупнейшие порты:

    Санкт-Петербург

    Калининград

Реконструируются

    Ломоносовский

    Выборг

    Приморск

Балтийский бассейн связан с Баренцевым морем Беломоро-Балтийским каналом, а с Москвой – Волго-Балтийским водным путем (Санкт-Петербург – Нева – Ладожское озеро – Онежское озера – Волго-Балтийский канал – Рыбинское вдхр. – Волга – канал им. Москвы – Москва).

Через порты Черноморского бассейна вывозится в основном нефть.

Порты:

    Новороссийск

    Туапсе

Северный Бассейн. Наибольшее значение имеет Баренцево море, которое не замерзает и обеспечивает круглогодичное судоходство. 70% перевозок – внутренние перевозки, осуществляющиеся, в основном, внутри Баренцего и Карского морец.

Большое значение имеет Северный морской путь (Мурманск – Владивосток). 1932 г. – ледокол “Сибиряков” прошел путь из Мурманска до Берингова пролива. 1935 г. – до Владивостока без зимовки. 1937 г. – регулярная навигация северного морского пути. Навигация по северному морскому пути возможна только 4 месяца. Северный путь соединяет Дальний Восток с европейскими портами, а также с устьями судоходных рек. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на север Сибири для использования богатых природных ресурсов северных районов и их развития роль северного морского пути возростает и будет возрастать.

Порты (осуществляются внутренние перевозки):

    Мурманск (руды, апатиты)

    Архангельск (лес)

    Тикси

    Амбарщик

    Игарка (лес)

    Диксон

Перевозят промышленные и продовольственные товары, стройматериалы, горючее, для снабжения северных районов. На экспорт идут полезные ископаемые.

Речной транспорт

Длинна рек, регулярно используемых в России для судоходства, составляет 108 тыс. км. Удельный вес речных транспортировок в грузообороте страны составляет ~ 4%. Недостатки речного транспорта:

    В России меридиальное направление рек, которые в основном текут с юга на север, в тов время, как грузы перевозятся с востока на запад. В широтном направление текут только Амур, часть Волги и Камы.

    Сезонность – судоходство 4-6 месяцев в году.

В структуре речных перевозок преобладает перевозка стройматериалов (2\3), леса (1\10) и нефти (1\4).

Судоходные каналы:

    Волго-Балтийский водный путь

    канал им. Москвы

    Беломоро-Балтийский водный путь

    Волго-Донский канал

Общая протяженность Волго-Камского бассейна – 3,5 тыс. км. Его грузооборот составляет 50% от общего грузооборота речного транспорта. На юг – лес, нефтяные грузы, минеральные удобрения; на север – соль, зерно.

Порты:

    Ярославль

    Нижний Новгород

    Астрахань

    Волгоград

    Пермь (на Каме)

На Европейском Севере Северная Двина – главная водная артерия, по которой сплавляется лес в ЛПК в Архангельск и Котлас.

Большое экономическое значение имеет Ладожское и Онежское озеро, реки Сверь и Нева, а также Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский канал для перевозки различных промышленных грузов.

Реки Сибири и Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. По объему работы выделяются Обь, Иртыш и их притоки. Они обслуживают нефте-газавой комплекс. Перевозят: стройматериалы, трубы, машины, оборудование, промышленные товары.

Порты:

    Тобольск

    Сургут

    Нижневартовск

    Томск

    Колкашево (Томская область)

На Енисее – Игарка, где происходит перегрузка древесины на морские суда.

Грузы: лес, зерно, угль, нефтепродукты, стройматериалы, промышленные и продовольственные товары.

Лена – главный порт в Усть-Куте – “Осетровский”. Вниз по реке в республику Саха перевозятся горючее, продовольствие, стройматериалы и т.д.

Амур с притоками Зея, Бурея, Уссури. Грузы: соль, продовольственные и промышленные товары, нефтепродукты.

Задачи на перспективу:

    необходимо реконструирование портов

    обновление флота судов

    производство судов для смешанных перевозок “река - море” для внутренних перевозок.

Автомобильный транспорт

Один из самых дорогих видов транспорта. Обладает большой скоростью и маневренностью, что дает возможность быстро доставлять грузы потребителю, перевозить скоропортящиеся и срочные грузы.

Дальние перевозки в северных и восточных районах в зимнее время:

    В горах Кавказа – Владикавказ – Тбилиси

    Амуро-Якутская магистраль (только зимой). “Большой Невер” - Алдан – Таммот – Якутск

    Магадан – Якутск – автозимник

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России 660 тыс. км дорог с твердым покрытием. От Москвы – 12 автострад. Конфигурация автомобильных дорог в европейской части напоминает рисунок ж\д. В Европейской зоне наиболее густая сеть автомобильных дорог.

В республиках и областях главные города связаны автобусным сообщением с районными центрами.

Перспективы развития:

    улучшение качества дорог

    строительство дорог в труднодоступных районах и сельской местности, а также в широтном направлении

    перевод автомобилей в городах на газ, что снизит загрязнение атмосферы на90 %

    создание более экономных автомобилей

Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды.

Воздушный транспорт

Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров.

В России большая протяженность авиатрасс. В Москве 4 аэропорта. Аэрофлот связан регулярными международными линиями со 125 странами мира.

Воздушный авиапарк устарел. Наряду с самолетами в авиации широко используются вертолеты, которые используются при строительстве буровых вышек (перевозка труб, строительно-монтажных материалов), в тайге и на Севере, а также широко используются в сельском (опыление) и лесном хозяйстве (тушение пожаров).

ТК, состав, значение

Ж/Д транспорт обслуживает перевозки народно-хозяйственных грузов. Осуществляет перевозки грузов между районами страны, обеспечивает массовость перевозок, характеризуется большой скоростью, регулярностью, независимостью от времени года.

Морской транспорт. Более 50% – внешнеторговые перевозки. Большое значение имеют большие и малые каботажные перевозки внутри страны. Российские суда имеют связи со 120 странами мира.

Речной транспорт. Сезонный вид транспорта. Реки текут в меридиональном направлении (например, Енисей, Лена), а массовые перевозки грузов осуществляются в широтном направлении. Основной перевозимый груз – лес. Волга, Кама и Амур текут на некоторых своих участках в широтном направлении.

Трубопроводный транспорт. Дешевый и универсальный вид транспорта. Его роль постепенно возрастает.

Автомобильный транспорт обладает высокой маневренностью. Эффективен на коротких расстояниях. Принцип действия – “от двери до двери”. В последние годы возрастает число международных автомобильных перевозок.

Воздушный транспорт обладает большой скоростью, но и высокой стоимостью. В основном обслуживает население и перевозит почту.

1 Эти ж/д были построены с целью разгрузки Транссиб.