Хабаровск (работа 1)

Хабаровск

История основания и развития Хабаровска напрямую связаны с именем Г.И. Невельского. Именно он первым определил это место как наилучшее и непременное для города, который в будущем должен стать ключевым на всем российском Дальнем Востоке. Еще в феврале 1854 г. он обращается к генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву с просьбой выставить военный пост, чутко предугадав, что здесь "должна сосредоточиваться вся главная наша деятельность в этом крае и управление им".

Заселение амурских берегов проходило мирно, а солдаты использовались исключительно в качестве рабочей силы. Для станиц заранее разрабатывались планы, но, как правило, все они не отвечали реальной ситуации и условиям реальной ситуации и условиям местности, а следовательно, не находили применения. Капитан Дьяченко чаще всего сам находил удобные места для будущих поселений. Непосредственную помощь ему в этом оказывал известный исследователь Амура и Уссури М.И. Венюков

Город Хабаровск, возраст которого насчитывает почти 140 лет, богат историческими событиями. Основанный в 1858 году как небольшой военный пост, он был назван именем одного из русских землепроходцев – Ерофея Павловича Хабарова, который в середине XVII в. открывал для русского государства приамурские земли. Проплывая мимо амурского берега, где ныне раскинулся городской парк культуры и отдыха, казаки наверняка обратили внимание на необычайно красивое место, на котором мог бы возникнуть укреплённый острог, а впоследствии и город. Возможно, так бы и случилось, но историю не повернуть вспять, она распорядилась по-своему. Почти двести лет, после Нерчинского договора 1689 г., Приамурье оставалось практически незаселённым.

Уже в первые годы после основания Хабаровку (именно так называлось первоначально поселение) посещают путешественники, среди которых известные учёные и писатели, например М.И. Венюков, С. Максимов. В 1890 г. в Хабаровке проездом на Сахалин сделал кратковременную остановку русский писатель А.П. Чехов, а в 1913 г. побывал известный норвежский учёный, писатель и полярный исследователь Фритьоф Нансен. Краткие заметки и более подробные их описания очень важны для нас сегодня, так как характеризуют прошлое нашего города, часто забытое и многим незнакомое. Мемориальными досками и памятными знаками отмечено пребывание в Хабаровске В.П. Чкалова, В.К. Арсеньева, В.К. Блюхера, А.П. Гайдара, А.А. Фадеева и многих других выдающихся людей. А сколько ещё забытых имён! И все их необходимо вспомнить, всем отдать дань уважения.

Каждый отрезок исторического пути города, каждое заметное событие в нём остались запечатлёнными в документах и памятниках. Среди большого разнообразия культурного наследия особое место занимают памятники архитектуры – своеобразная летопись мира. Воплощённые в дереве и камне, они отражают социальные и экономическое состояние города на разных его этапах, уровень культуры и образованности. В этой летописи можно многое прочитать, многое понять и найти для себя, если быть не равнодушным прохожим, внимательным исследователем. Улица, ансамбль, отдельное здание или небольшая архитектурная деталь – всё должно быть достойно внимания, всё имеет смысл и несёт информацию. Архитектурные памятники, эти молчаливые свидетели прошлого, могут очень многое рассказать и, исследуя их, мы познаём одновременно себя, ибо в памятниках – деяния наших предков.

Середина XIX в. была характерна завершением длительной борьбы за возвращение левобережья Амура России. Результатом этой борьбы стал Айгуньский договор 1858 г., а затем и Пекинский договор 1860 г., по которым была установлена граница между двумя государствами. Именно в этот период в среднем и нижнем течении Амура стали интенсивно возникать русские поселения. Так, в 1857 г. из Шилкинского Завода отправились сплавом 13-й и 14-й Сибирские линейные батальоны и 450 семей переселенцев. Следующей весной новый сплав продвинулся ещё ниже по Амуру, а 31 мая 1858 года солдаты 13 линейного батальона под командованием Я.В. Дьяченко заложили военный пост Хабаровку, основателем которого по праву следует считать Н.Н. Муравьёва, генерал-губернатора Восточной Сибири.

Место, на котором возникла Хабаровка, было удачным и обладало преимуществами по сравнению с другими, более низкими и часто заболоченными. Уже через три месяца начала строительных работ Венюков отмечал: «Хабаровка, поставленная на превосходном, возвышенном берегу, представляла собой утешительный вид. Здесь работы… шли очень успешно, возникали не только дома, но и лавки с товарами, даже, если не ошибаюсь, заложена была небольшая церковь или часовня на пригорке, видном издалека. Купцы своим коммерческим чутьём поняли, что тут в будущем предстояло возникнуть большому торговому городу…»

Три высоких и протяжённых холма подходили к Амуру. Один из них, средний, спускался в воду каменным утёсом, с вершины которого открывался прекрасный вид на левый, низкий берег Амура с его бесчисленными рукавами и протоками. Между холмами в Амур сбегали две небольшие речушки. Именно эти три почти параллельных холма и дали направление трём главным улицам будущего города.

Благоприятные природно-климатические условия, приток переселенцев – всё это способствовало «развитию со временем порядочного города». Однако долго он не мог развиваться стихийно. Это понимал и губернатор Приморской области П.В. Казакевич. Именно благодаря его распоряжению в 1862 г. появилась должность областного землемера, которому вменялось в обязанность «произвести правильную распланировку Николаевска, Софийска, Хабаровки».

В 1880 г. Хабаровка преобразуется в город и в этом же году областным землемером Поповым разрабатывается второй генеральный план города.

Всё строительство велось в основном по проектам, разработанным инженерами военного ведомства.

Наиболее известными среди них были: П.Е. Базилевский, Н.Ф. Александров, В.Г. Мооро, Б.А. Малиновский, Ю.З. Колмачевский и другие.

При разработке более крупных и представительных зданий практиковалось проведение конкурсов, которые по поручению хабаровской городской Думы объявляло и проводило Санкт-Петербургское общество архитекторов.

Первые каменные здания в Хабаровске появились лишь спустя четверть века его основания, и темпы их строительствами были очень низкими. В 1884 г. в городе из более чем 500 домов только три жилых дома и два магазина стояли на каменных фундаментах, а целиком каменных зданий не было вообще. Спустя шесть лет в городе в городе числилось уже 20, а ещё через шесть лет – 67 каменных построек, не считая зданий военного ведомства. Наиболее активно каменное строительство в городе развернулось начиная с середины 80-х годов XIX в. и продолжалось практически до гражданской войны.

Одно из самых красивых архитектурных достопримечательностей Хабаровска по праву считается дом городского самоуправления, хорошо известный как Дворец пионеров. Вот уже 90 лет дом этот украшает главную улицу города.

Идея строительства своего собственного Городского дома возникла у отцов города в 1897 году, однако ещё более десяти лет понадобилось, чтобы она воплотилась в камне. Весной 1902 года газета «Приамурские ведомости» сообщила в небольшой заметке: «Хабаровская Городская дума решила украсить Хабаровск новым зданием городского дома, в котором будет помещаться городское управление и в котором, помимо этого, будут залы для городского банка, сиротского суда. Верхний этаж здания будет служить помещением художественного музея… В основании проекта этого здания – премированный проект здания Одесской земской управы, идея которого заимствована из здания Парижского муниципалитета».

Зимой 1906 года городская управа обратилась в Санкт-Петербургское общество архитекторов с просьбой организовать конкурс на составление проекта, и уже в начале весны 1907 года на конкурс были представлены 11 проектов.

Учитывались художественные и технические достоинства проекта и особенно его применимость к местным условиям. Оказалось, что более всего этим качествам удовлетворяет проект, получивший на конкурсе 2-ю премию. Это был проект гражданского инженера П.В. Бартошевича. Именно он получил более всего баллов по всем трём показателям.

Городская дума одобрила предложения местного архитектурного жюри, а поскольку конкурсные проекты был разработаны эскизно, то дума поручила военному инженеру (архитектору) Б.А. Малиновскому дополнить здание подвальным этажом и разработать более подробно главный, уличный фасад Городского дома. Так что с полным основанием можно считать талантливого местного архитектора Малиновского соавтором Бартошевича.

Наконец, 26 ноября 1909 года состоялось торжественное открытие Городского дома с молебствием и освещением новой постройки.

Построенный в русском стиле, Городской дом отражает все художественные достоинства и черты этого архитектурного явления. Необычайно выразительный силуэт зданию придают высокая крыша с металлическим декоративным гребнем по коньку и высокие четырёхгранные шатры, венчающие угловую башню и фланговые ризалиты основного объёма здания. Сочные и разнообразные элементы декора на двух уличных фасадах складываются в пластически насыщенную композицию, в которой каждая часть, каждая деталь выразительна и самоценна. Другого подобного здания в городе нет. Может быть, каменный вокзал, снесённый в 1960-е годы, обладал аналогичными качествами и мог остаться примером того же русского стиля.

Как самое привлекательное здание в городе, Городской дом «видел» в своих стенах многих выдающихся личностей. Исследование этого вопроса могло бы стать особой и наверняка очень интересной темой. Можно назвать лишь два имени. В июне 1913 года в Городском доме перед жителями Хабаровска выступал всемирно известный артист Императорской Санкт-Петербургской оперы (бас) Лев Михайлович Сибиряков. И в том же 1913 году, но уже осенью, здесь выступал, рассказывая о своих путешествиях, Фритьоф Нансен, тоже всемирно известный исследователь.

Проведённая несколько лет назад реконструкция фасадов здания позволила представить декоративные детали в их полной красе. Очищенные от многократных наслоений, они стали сочными, выразительными. Бывший Городской дом ныне обрел новую жизнь и по праву считается одним из красивейших зданий Хабаровска.

Место, где сейчас находится вновь восстановленный собор имени святого Иннокентия Иркутского, было первым, где было построено первое культовое сооружение.

Небольшая часовня, срубленная первостроителями Хабаровки в первые годы после его основания, стала первой культовой постройкой, простоявшей, правда, относительно недолго. В 1870 году вместо неё была воздвигнута деревянная церковь, названная Иннокентьевской – в честь святителя Иннокентия, первого святителя Иркутского, покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых.

Иннокентий (мирское имя Иоанн) Кульчицкий родился в 1680 году на Волыни в дворянской семье, окончил Киевскую духовную академию, был префектом и профессором богословия в Славяно-греко-латинской академии. В начале XVIII века по именному указу Петра I иеромонах Иннокентий был переведён в Санкт-Петербург, назначен наместником Александро-Невской лавры и священником военно-морского духовенства. Позднее, в 1721 году, Иннокентий посвящается в сан епископа с назначением главой Пекинской духовной миссии, однако, прибыв в Забайкалье, в Китай не попал, потому что китайцы не дали визы этой «духовной особе». Так святитель Иннокентий оказался в Сибири, где пробыл сначала три года в Селенгинске, а в 1727 году был назначен епископом Иркутским и Нерчинским, навсегда оставшись в этой новой российской епархии. Поселившись в Иркутском Вознесенском монастыре, Иннокентий и умер здесь в 1831 году.

Память Иннокентия, святителя Иркутского, увековечена в названии многих русских православных церквей. Даже в Ватикане, в самом сердце итальянской столицы, есть храм святого Иннокентия Иркутского. Огромное количество церквей в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке в XVIII – начале XX века было названо его именем.

Деревянная Иннокентьевская церковь, в Хабаровске простояла четверть века, и в 1896 году епархиальным начальством принимается решение о строительстве взамен ветхой и маловместительной деревянной церкви нового храма, теперь уже каменного. Для этой цели был создан церковно-строительный комитет под председательством городского головы А.А. Рассушина. Кроме того, в состав комитета вошли инженер-полковник В.Г. Мооро, купцы В.Ф. Плюснин, М.А. Тыртов, С.Я. Богданов, полицмейстер А.М. Чернов и протоиерей Успенского собора отец А.М. Протодьяконов.

Каменный храм возводили на средства, пожертвованные купцами Плюсниным и Слугиным, а также на скромные взносы прихожан. Торжественная закладка церкви состоялась 22 июня 1897 года в присутствии генерал-губернатора С.М. Духовского, городского головы, членов строительного комитета и многих других лиц духовного, гражданских и военных ведомств. Проект Иннокентьевской церкви разрабатывался в строительном отделении при Приамурском генерал-губернаторе. Авторами его стояли инженер-полковник В.Г. Мооро и инженер-капитан Н.Г. Быков. Уже через год строительство храма было закончено, и 8 октября 1898 года состоялось его освящение.

Второй каменный храм Хабаровска был великолепным. Располагаясь на юго-восточном склоне Военной горы, он занимал доминирующее положение среди одно-двухэтажной застройки, выделяясь не только своими размерами, но и выразительным, живописным силуэтом.

Иннокентьевская церковь была видна отовсюду, а особенно из парковой зоны, со Средней горы и даже от вокзала. С момента постройки каменная Иннокентьевская церковь просуществовала немногим более 30 лет и в связи с ликвидацией церковного прихода в конце 1831 года была вскоре передана военному ведомству.

Здание церкви, зачисленное в государственные фонды, подлежало реализации на основании постановления Совнаркома от 20 сентября 1933 года. Сохранившийся в Хабаровском краевом Госархиве документ свидетельствует о том, что её продали 16 декабря 1934 года флотилии УКПВО ДВК за 15681 рубль 50 копеек.

В здании церкви разместилась радио-телеграфно-телефонная мастерская погранвойск. С этого времени в храме появились утраты. Их стало ещё больше, когда здание в 1964 году приспособили под планетарий. Сломали шатровую колокольню разобрали пятиглавие, снесли северный и южный порталы… Перечислять утраты можно до бесконечности.

Судя по сохранившимся фотографиям дореволюционного периода, объёмная композиция церкви имела большое сходство с русскими культовыми постройками XVII века.

В октябре 1998 года ровно сто лет спустя после освящения построений Иннокентьевской церкви, произошло её второе рождении – на храме были установлены золоченые купола с крестами.

Нельзя не сказать о том, что возрождению некогда поруганного храма способствовали своим бескорыстием и участием многие люди. Большую финансовую поддержку оказала в изготовлении куполов и других работ администрация Хабаровского края. Как и прежде, храм строился всем миром. Реконструкция и реставрация этого памятника архитектуры стала в нашем крае первым опытом подобного рода работы.

Успенский собор – первое каменное культовое сооружение в Хабаровске. История его строительства, а затем и варварского сноса много ещё неясностей.

Начало возведения Успенского относится к 1876 году, когда на имя иркутского архиепископа поступили 15 тысяч рублей от безымянного жертвователя на строительства этого храма. Причем жертвователь поставил условие начать строительство лишь после того, как эта сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит не менее 40 тысяч. В том же году на церковном сходе при хабаровской Иннокентьевской церкви сборщиком средств был избран купец 1-й гильдии Андрей Фёдорович Плюснин. За два года собранных средств уже хватило на то, чтобы заключить контракт на заготовку строительных материалов. Текст этого договора сохранился в Государственном архиве Хабаровского края. В контракте, подписанном крестьянином Д.А. Маятниковым и А.Ф. Плюсниным, были оговорены все основные условия, согласно которым Маятников обязуется в течение трёх лет изготовить на своём кирпичном заводе 450 тысяч по 16 рублей за одну тысячу. Это чрезвычайно интересный исторический документ, а потому процитирую хотя бы одну его фразу: «Кирпич вырабатывать я, Маятников, должен лучшего качества, а именно плотно-прессованный из глины хорошего качества и хорошо вымятой, пропорционально обоженный, каждый кирпич должен быть звонкий ровный и отнюдь не кривой, формата совершенно одинакового, размера в длину шесть, в ширину три и толщину полтора вершка…»

Пока на заводе вырабатывался кирпич и собирались дополнительные пожертвования, началась и разработка проекта будущего храма.

В отчёте за 1880 год среди записей о выплате денег за кирпич и известь можно найти запись и о проекте: «заплачено инженеру Александрову за составление плана и сметы на храм – 700 рублей». В том же 1880 году план, фасад и пояснительная записка на сооружение каменного храма, составленные Н.Ф. Александровым, были отправлены на рассмотрение и утверждение епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Мартиниану. Естественно, глава епархии самостоятельно не мог оценить качество архитектурного проекта, а потому отправил документы в строительное отделение Главного управления Восточной Сибири. Заключение комиссии было резко отрицательным: «Фасад и план церкви в художественном отношении неудовлетворительны… расчёт подпружных арок и устоев ошибочный, так как распор определён неверно… помещение водосточных труб внутри кладки стен может вредно подействовать на стены, и поэтому лучше их устроить их снаружи…» - и далее в таком же духе.

Лишь в 1884 году архиепископ Мартиниан сообщил в Хабаровку, что «вырешено строить по проекту Бера». Гражданский проект С.О. Бер служил старшим архитектором в управлении строительной и дорожной частями при приамурском генерал-губернаторе. Он не только разработал проект Успенского собор, но и руководил его строительством в 1883-1889 годах.

Основной объём храма был закончен к осени 1886 года, и в декабре в нём была совершена даже первая рождественская служба. В последующие годы устранялись недоделки, в 1891 году пристроен левый придел с иконостасом, и только в марте 1892 года авторитетная комиссия в составе военных инженеров полковников Базилевского и Александрова, купца Михаила Пьянкова, городского старосты С. Бахаловича и настоятеля Градо-хабаровской Иннокентьевской церкви протоиерея А. Протодьяконова освидетельствовала новый каменный храм и определила, что «постройка этого храма выполнена правильно, прочно и из материалов надлежащего качества».

Спустя ещё 13 лет Успенский собор приобрёл окончательный свой вид, когда к нему были пристроены колокольня, два боковых придела, а средний придел (апсида) расширен за счёт полукруглой пристройки с восточной стороны. И в этом своём окончательном виде собор предстаёт перед нами на многочисленных старинных фотографиях и открытках. Ровно четверть века простоял это храм, а в 1930 году был снесён воинствующими безбожниками.

На протяжении десятилетий среди хабаровчан из уст в уста переходило придание о прекрасном храме. Жила мечта о его восстановлении на прежнем месте. Долгое время не могли даже определить место разрушенного храма. Мечта нескольких поколений сбылась. Храм восстановлен. Сейчас там заканчиваются отделочные работы. В мае 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил на месте будущего храма литургию и благословил хабаровчан. После окончания службы, присутствовавшие увидели радугу на небе.

Культурным достоянием нашего города являются также и скульптурные памятники, которые знакомы и любимы каждому из нас. Один из них – памятник генерал-губернатору Муравьёву-Амурскому на набережной Амура.

Нет смысла повторяться и говорить о том, кто такой Н.Н. Муравьёв-Амурский. О нём написано уже много, и имя его известно каждому дальневосточнику и сибиряку. Не умаляя заслуг Н.Н. Муравьёва в возвращении России Амура, отметим, что фигура этого человека затмила некоторых других деятелей, в частности Г.И. Невельского, для освоения Амура сделавшего не меньше, чем сам Н.Н. Муравьёв-Амурский.

Основная ценность памятника не только в том, что изображен на нем Муравьев-Амурский – человек, по словам Герцена, «с государственным смыслом», но и в том, что создан этот величественный монумент выдающимся русским скульптором Александром Михайловичем Опекушиным, автором знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.

В 1886 году сын крепостного, одаренный лепщик, даже не получивший академического образования, А.М.Опекушин вместе с М.О.Микешиным и М.М.Антокольским пригласили к участию в конкурсе на памятник Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. В апреле 1887 года были подведены итоги – безоговорочно победил Опекушин. Началась кропотливая трехлетняя работа по воплощению замысла в натуре. Предстояло вылепить статую пятиметровой высоты в глине, затем перевести ее в бронзу. Тем временем были собраны подписные народные средства на сооружение памятника, а группа военных и гражданских инженеров (Унтербергер, Базилевский, Мооро, Александров, Монковский, Внуковский, Гвоздиловский) провела работы по проектированию и изготовлению грандиозного постамента из местного камня - песчаника и сиенита, на высоком берегу в городском саду Хабаровска. К концу 1890 года статуя была не только отлита, получив высокие отзывы на выставке в С.-Петербурге, но и доставлена в Хабаровск и водружен на утесе. Удачное местоположение придавало памятнику еще более эффектный и величественный вид.

Памятник Н.Н.Муравьеву-Амурскому был снесен в 1925 году. В Государственном архиве Хабаровского края сохранился документ – протокол №6 от 26 января 1925 года, в котором говорится: «Дальревком постановил снять памятник Муравьеву-Амурскому, сдав фигуру в музей». И далее - «присутствовали Гамарник, Кубяк и др.» Скупые строки протокола не позволяют нам выяснить причины такого решения, но догадаться все-таки можно. Просто-напросто Гражданская война не позволила местным властям ранее выполнить директиву от 12 апреля 1918 года – «Декрет о памятниках республики».

Как вытекало из этого постановления, снятию подлежали памятники, «не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Между тем, в Хабаровске судьбу памятника решили самостоятельно, не считаясь с тем, что он представлял как раз очень большую историческую и культурную ценность.

После того как в 1925 году, снесли памятник графу Н.Н.Муравьёву-Амурскому, на его пьедестале был воздвигнут памятник В.И. Ленину. Но он не совпадал по своим размерам с пьедесталом (памятник был на много меньше). А в 80-х годах, когда памятник начал разрушаться его снесли, и на этом месте было воздвигнуто изображение судна (такие судна назывались "Котчи"), на котором путешествовал Хабаров по реке Амур.

К счастью в нашем городе было и остается много людей, которые любят его и дорожат его историческим и культурным наследием, по крупицам собирают «осколки прошлого», прививают детям любовь к историческим корням и стремятся восстановить утраченное. Мечта воссоздать памятник Муравьеву-Амурскому возникла давно. Но произошло это в 1992 году. Монумент был восстановлен. Теперь он вновь на своем постаменте. Все также стоит отлитый в бронзе генерал-губернатор, всматриваясь в амурские дали. По счастливой случайности, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М.Опекушиным. Она-то и послужила основой для возрождения прежнего монумента. Работу по его воссозданию осуществил петербургский скульптор, выпускник Академии Художеств Л.В.Аристов, а отливали скульптуру на заводе «Монумент-скульптура». Открытие восстановленного памятника состоялось в день рождения города Хабаровска – 30 мая 1992 года при огромном стечении горожан. Десять лет спустя администрация города провела реставрационные работы: подновили постамент, благоустроили близлежащую территорию и украсили ее старинными пушками. Сегодня вся композиция смотрится еще более торжественно и величаво.

Вот уже 40 лет существует в городе Хабаровске памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный в столетнюю годовщину города. Водружённый в центре привокзальной площади, он доминирует в её ансамбле.

В 1953 году, за пять лет до 100-летнего юбилея города, Хабаровским горисполкомом было принято решение о создании памятника Хабарову. Несколько лет решение оставалось невыполнимым, а ближе к юбилею за его воплощение власти взялись основательно.

Ещё в самом начале 50-х годов хабаровский скульптор Я.П. Мильчин сам по себе, как говорится, для души стал работать над скульптурой Ерофея Павловича Хабарова. Образ землепроходца он создавал не для памятника. Скульптура небольшой высоты была им выполнена как творческая инициативная работа художника и экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке. В середине 50-х годов, когда встал вопрос о создании монумента Хабарову в городе его имени, решено было за основу памятника принять вылепленную Мильчиным скульптуру. Работа над выполнением почти 5-метровой статуи продолжалась до февраля 1958 года, когда приступили к отливке гипсовых форм отдельных её частей. Все работы по формовке были закончены в середине марта, и готовые формы отправили на завод художественного литья в подмосковный город Мытищи.

Пока отливали из бронзы фигуру землепроходца, в Хабаровске на привокзальной площади началось изготовление (отливка из бетона с гранитной крошкой) сложного по конфигурации постамента. Эта трудоёмкая и кропотливая работа выполнялась также по готовым гипсовым формам. 27 мая, за 2 дня до открытия памятника, отлитая в бронзе фигура Хабарова была доставлена в специальном вагоне и сразу же установлена на постамент. 29 мая в торжественной праздничной обстановке памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову был открыт.

О портретном сходстве с Хабаровым не может быть и речи, ибо не только каких-либо изображений, но и описания внешности Ерофея Павловича в архивных документах не имеется. Хабарова мы видим поднявшимся на скалу и всматривающимся в амурские дали. В его левой руке зажат свиток с записями, а правая рука поддерживает полу соскользнувшей с плеча шубы. На лицевой стороне постамента высечена надпись: "Ерофею Павловичу Хабарову", а чуть ниже начертаны слова: "В день 100-летия города Хабаровска. 1858-1958". Высота скульптурной фигуры составляет 4,5 метра, а общая высота памятника (с постаментом)-11,5метра.

Нельзя здесь не упомянуть и о такой "мелочи" - 40 лет памятник стоял безымянным, лишь совсем недавно на его постаменте была установлена металлическая табличка с надписью о том, что памятник создал хабаровский скульптор Я.П. Мильчин.

Памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный на привокзальной площади Хабаровска, напоминает о его знаменитых походах, о его большом вкладе в освоение окраинных русских земель.

В 1918 году под натиском значительно превосходящих сил интервентов и белогвардейцев революционным войскам пришлось оставить город Хабаровск. Пятого сентября вместе с американо-японскими интервентами в город вошла белогвардейская банда атамана Калмыкова.

Дни калмыковщины были днями жесточайшего террора. Едва вступив в Хабаровск, Калмыков сразу же начал кровавую расправу над оставшимися в городе советскими работниками, красногвардейцами и всеми сочувствующими Советской власти.

В течение нескольких дней тюрьмы оказались переполненными. В ход были пущены страшнейшие орудия пыток, в многочисленных застенках, оборудованных атаманом Калмыковым, текла кровь безвинных людей. Один из наиболее чудовищных застенков находился на колесах. Это был так называемый "вагон смерти", прицепленный к бронепоезду "Калмыковец". Бронепоезд то курсировал между Хабаровском и Владивостоком, то стоял на хабаровском вокзале, и за кованными дверями, за металлическими решётками "вагона смерти" день и ночь глумились над своими жертвами палачи, одетые в мундиры белогвардейских офицеров. "Вагон смерти" предназначался главным образом для пыток и казни коммунистов, а также лиц, уличённых в сочувствии им.

Белогвардейские застенки, по свидетельству хабаровских старожилов, находились в нескольких каменных домах на центральных улицах, по соседству со штабом и особым отделом Калмыкова. Такой застенок был, в частности, оборудован в доме №35 на улице Муравьёва-Амурского. Там же располагался калмыковский штаб, и атаман, говорят, часто спускался в подвал, чтобы лично попрактиковаться в самых изощренных пытках.

По циничному признанию самих калмыковцев, людей, подвергавшихся пыткам, выводили из застенков на расстрел "чуть тёпленькими". Палачи не утруждали себя похоронами убитых и расстреливали их в оврагах. О массовом истреблении горожан, о его потрясающих масштабах можно судить хотя бы потому, что перед гражданской войной в Хабаровске насчитывалось 54 тысячи жителей, а к концу войны их осталось всего 30 тысяч.

Направляясь по улице Карла Маркса из аэропорта в город, каждый наш гость проезжает мимо так называемого "оврага смерти". Здесь в дни кровавого террора калмыковцами и интервентами были расстреляны тысячи патриотов. Они щадили ни стариков, ни женщин. Очевидцы утверждают, что среди казнённых в "овраге смерти" была и пламенная революционерка, комиссар по иностранным делам, славная дочь братского корейского народа Александра Ким-Станкевич. Она была арестована по доносу предателя вместе с шестьюдесятью подпольщиками-большевиками и беспартийными рабочими-активистками.

И лишь в феврале 1920 года, когда во Владивостоке произошло антиколчаковское восстание, Калмыков с остатками войска бежал в Манчжурию, где был убит спустя несколько месяцев.

Через 25 лет после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке Советское Министерство РСФСР было принято решение о создании монумента в честь героев Гражданской войны. В 1953 году часть оврага у Чернореченского шоссе (ныне улица Карла Маркса) засыпали и поставили надмогильное вооружение из кирпича. Это был временный памятник в виде куба, символизирующего вечность. В 1957 году, в связи с 35-летием окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, было принято решение о создании на месте массовых расстрелов боле монументального и величественного памятника. Эту идею осуществил хабаровский скульптор Л.П. Зайшло, увековечивший в бетонных формах монумента память о героическом прошлом нашего города.

Памятник расположен в 65 метрах от проезжей части. Перед ним - открытое пространство, обрамлённое по бокам зеленью деревьев. Ориентированный на северо-запад, в сторону автомагистрали, памятник воспринимается с улицы цельно и понятно. Установленный на бетонном основании в виде усечённой пирамиды, символизирующей братскую могилу, он представляет собой объёмную композицию из высокого четырёхгранного обелиска, вырастающего из пирамидального постамента в виде скалы, и скульптурной фигуры у его основания.

Скульптурная фигура полуобнаженного рабочего, склонившего голову в скорби по погибшим, олицетворяет вечную память. В правой руке он держит приспущенное к земле знамя, подчёркивая этим жестом скорбь. На лицевой грани постамента высечена надпись: "Вечная память борцам за власть Советов". С противоположной стороны постамента установлена чугунная плита (размер240 на 170 см) с отлитой надписью "Здесь 1918-1920 гг. белогвардейцами и интервентами расстреливались борцы за Советскую власть на Дальнем Востоке. Это место народ назвал "овраг смерти". Память о мужественных борцах против старого мира вечно будет жить в наших сердцах".

Скульптурная фигура, постамент и обелиск выполнены из бетона серого цвета. Высота обелиска составляет 14 метров, скульптуры-4,8 и постамента-4,2 метра. Вместе с основанием памятник достигает в высоту почти 20 метров. Площадка вокруг памятника заасфальтирована, по её краям со стороны улицы расположены шесть цветников прямоугольной формы - по три с каждой стороны.

В тяжёлые годы Гражданской войны и иностранной интервенции город Хабаровск стал центром революционной борьбы трудящихся Приамурья. Войны Красной Армии и партизаны Дальнего Востока, громившие в 1918-1922 годах интервентов и белогвардейцев, одержали в тяжёлой борьбе победу. Интервенция, начавшаяся 5 апреля 1918 года высадкой японских, а затем английских и американских войск, продолжалась несколько лет. С помощью интервентов на Дальнем Востоке и в Сибири была сколочена белогвардейская армия, во главе которой стоял адмирал Колчак. Однако уже к июню 1919 года Колчака остановили боеспособные части недавно созданной Красной Армии, освободившие к концу 1919 года значительную часть Сибири. Американские и английские войска под натиском Красной Армии были вынуждены покинуть Забайкалье, Приамурье и Приморье. С весны 1920 года части Красной Армии приступили к освобождению Забайкалья и Дальнего Востока от японских войск.

Совершив в мае 1921 года контрреволюционный переворот во Владивостоке и захватив Хабаровск, японцы и белогвардейцы усилили террор. Слабо вооружённые, плохо одетые регулярные части Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики и партизанские отряды вели мужественную борьбу. Под командованием В.К. Блюхера части НРА при активной поддержке партизан начали в феврале 1922 года решающее наступление. В течение трех дней, 10-12 февраля, происходило сражение за Хабаровск-штурм Волочаевских укреплений и сопки Июнь-Корань. 14 февраля был освобождён Хабаровск, а 25 октября 1922 года части Народно-революционной армии вступили во Владивосток, завершив тем самым освобождение Дальнего Востока от иностранной военной интервенции. Этот разгром стал и одновременно концом Гражданской войны в молодой Стране Советов.

Чтя имена погибших в суровые годы Гражданской войны, в разных городах стали возводить величественные монументы павшим героям. Делалось это по специальным постановлениям правительства. Не стал исключением памятник в Хабаровске, сооружённый согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1948 года. Работа над ним была начата скульптором А.П. Файдыш-Крандиевским по предложению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.

Первые эскизы памятника сделаны в том же 1948 году в виде небольших пластилиновых моделей. В течение первых двух лет скульптор выполнил 15 различных вариантов будущего памятника. В 1950 году в Хабаровске было проведено первое общественное собрание, и после одобрения эскизного варианта скульптор приступил к выполнению рабочей модели. В 1952 году гипсовую отливку композиции памятника (под названием "За власть советов") скульптор представил на обозрение в залах Третьяковской галереи, где проходила всесоюзная художественная выставка. По словам скульптора, тему Гражданской войны он пытался решить как клятву верности над прахом погибших - оптимистично и жизнеутверждающе.

В мае следующего года экспертным советом была одобрена и принята к исполнению скульптурная группа памятника, выполненная автором в глине в натуральную величину. После утверждения её Комитетом началась формировка из гипса, а затем, уже в 1954-1955 годах, модель была переведена в бронзу. Все работы проводились на заводе художественного литья в подмосковных Мытищах. Отливка выполнена восковым образом. Работу по отливке памятника выполняли мастера Мытищинского завода художественного литья скульптор В.В. Сарохтин, литейщик Г.И. Савинский, чеканщик А.Н. Лысенко и бригадир монтажников В.И. Савельев.

Вместе со скульптором над памятником работал и московский архитектор М.О. Барщ. Во время отливки скульптурной группы он контролировал обработку гранитных блоков, выполняемых по его чертежам в Москве. Затем по железной дороге все материалы для постамента и скульптурная группа были доставлены в Хабаровск, где сооружение памятника осуществили мастера стройуправления №1. Установку памятника выполняла бригада в составе Н.П. Холина, П.Д. Заугольникова, Б.В. Македонского, И.В. Ефимова.

Торжественное открытие памятника состоялось 26 октября 1956 года в присутствии более 300 партизан-дальневосточников, среди которых находились бывшие командиры партизанских отрядов, активные участники революционного движения.

Уже давно стал привычным для горожан этот величественный и одновременно скорбный монумент на Комсомольской площади. Поставленный в створе тротуарной части нечётной стороны улицы Муравьёва-Амурского, памятник виден издалека и, несмотря на то, что почти рядом с ним высокие здания с юго-восточной стороны, доминирует в ансамбле площади. Он господствует над окружающей застройкой. Центр памятника - четырёхгранный обелиск из серого тёсанного серого гранита (блоки), увенчанный отлитой из бронзы пятиконечной звезды в лавровых ветвях. Обелиск - своеобразная композиционная вертикаль (ось) всего монумента. У подножия обелиска, на четырёхгранном постаменте - бронзовая скульптурная группа: под развёрнутым знаменем мужественные фигуры комиссара, красногвардейца и партизана. В скульптурной группе автором переданы народные образы комиссара, в скорби обнажившего голову, дальневосточного партизана в овчинном тулупе и ичигах, протаскивающего свой пулемёт "Максим" сквозь таёжные заросли, образ красногвардейца с винтовкой и со знаменем, устремлённого в раскрывающееся перед ним будущее.

Обелиск установлен на высоком постаменте, состоящем из трёх частей: верхняя служит основанием обелиска, средняя - кубический объём и нижняя -трёхступенчатое основание постамента, который, как и обелиск, выложен из блоков серого гранита. На северо-восточной грани постамента, на выступе, сделана подпись накладными буквами: "Героям Гражданской войны на Дальнем Востоке. 1918-1922". На тыльной стороне постамента - рельефная композиция, выполненная из бронзы. В центре композиции серп и молот - на щите, а по бокам - по три приспущенных знамени. Над барельефом - пятиконечная звезда. На юго-восточной грани постамента высечены слова из знаменитой партизанской песни ("По долинам и по взгорьям"): "И останутся, как сказка, как манящие огни, штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни". Окружающая территория благоустроена, разбиты газоны.

Памятник "Борцам за власть Советов" обладает высокими художественными достоинствами, имеет большую историческую значимость, поэтому ещё в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР он был взят под охрану государства как памятник республиканского значения. Он стал первым охраняемым объектом такого ранга на Дальнем Востоке.

Вертикалью своего обелиска монумент взметнулся на 22 метра, а высота скульптурной группы составляет 3 метра. Авторы этого выразительного памятника воспели героику суровых лет Гражданской войны, увековечили подвиги и народную память о погибших в том трагичном братоубийственном противоборстве.

Духовное возрождение современного общества требует совершенно иного отношения к памяти, к историческим реликвиям. Охрана памятников и их полноценное использование могут быть хорошо поставлены лишь в том случае, когда они досконально изучен, выявлена их история, обоснованы художественные и композиционные особенности, определена ценность.

К сожалению, активное градостроительное преобразование исторического центра происходит сегодня практически без учёта архитектурного наследия, наполняющего эту часть города неповторимым своеобразием и выразительностью. Мы уже стали привыкать к появлению здесь новых контрастирующих объектов, к тому, что памятники архитектуры повсеместно подвергаются переделкам и изменениям, а постоянные проволочки с утверждением историко-архитектурного опорного плана и проекта охранных зон открывают «зелёную улицу» градостроительным и проектным решениям, вступающим в противоречие не только с ценным наследием, но часто и просто здравым смыслом.

Современная архитектура – это множество зданий, появляющихся в основном в центре города, не представляющие культурной ценности, и упорно вытесняющие старые памятники и объекты культурного достояния. Именно поэтому изучение старейших памятников города, понимание проблем, встающих перед ними, борьба с этими проблемами так важна на данном отрезке времени.