Трубопроводный транспорт в России

Трубопроводный транспорт в России

Реферат подготовил Бакуленко

2005 год

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не притерпела значительных изменений по увеличению объёмов.

Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;

выполняет роль распределительной системы комплекса;

транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

Преимущества трубопроводного транспорта:

Возможность повсеместной укладки трубопровода.

Низкая себестоимость транспортировки.

Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.

Меньшая материало и капиталоёмкость.

Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

Малочисленность персонала.

Непрерывность процесса перекачки.

Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Главным недостатком является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.

Современное состояние магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (далее МТТНП)

Сеть МТТНП располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до границы с Венгрией. Действующие нефтепродуктопроводы на территории стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана) находятся в собственности ОАО АК «Транснефтепродукт».

Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе на территории Украины - 1500 км, Белоруссии - 1300 км, Казахстана - 300 км. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) с 14 нефтеперерабатывающих заводов России (Омский, Новойл, Уфимский, Уфанефтехим, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Московский, и другие) на экспорт и внутренним потребителям России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий НПЗ).

Технологический процесс транспортировки топлива обеспечивается работой 100 головных и промежуточных перекачивающих станций с общей емкостью резервуарных парков 4,6 млн. куб. м. Перевалка на железнодорожный транспорт осуществляется с 11 ж/д наливных станций, а в автомобильный транспорт - с 55 автоналивных пунктов.

В настоящее время около 25% всех производимых российскими компаниями на вышеуказанных 14 НПЗ нефтепродуктов транспортируется по системе МТТНП. Однако доля нефтепродуктопроводов в общем объеме транспортировки нефтепродуктов составляет не более 18 %.

Ни для кого не секрет, что нормативные сроки эксплуатации линейной части, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, оборудования на ряде участков магистральных нефтепроводов уже истекла. Значительное их число следует оснастить Современными системами автоматики, телемеханики и электроснабжения, а для этого нужны существенные финансовые вложения. Обратимся к фактам.

Сегодня в эксплуатации все еще находится оборудование, изготовленное в разные годы, разными заводами и по различной технической документации. Что и неудивительно, поскольку существующая система магистральных нефтепроводов создавалась на протяжении десятков лет и в единую схему оказались сведены технические средства разных поколений. Устаревшее, разнотипное оборудование одного и того же функционального назначения снижает надежность системы, увеличивает трудовые и финансовые затраты на техническое обслуживание и ремонт.

Анализ технического состояния основных производственных мощностей показал, что при нормативном сроке службы, составляющем, Например, для насосного оборудования девять лет, а для электросилового - восемнадцать, фактические сроки эксплуатации оборудования некоторых НПС достигают 25—30 лет.

Далеко от идеала и состояние резервуарного парка: срок службы 60% объектов превышает нормативный. Необходимо провести широкомасштабные ремонтные работы по устранению дефектов, ограничивающих уровень полезной емкости резервуаров, увеличить темпы их ремонта и реконструкции.

Постоянный мониторинг технического состояния нефтепроводов с помощью внутритрубного диагностического обследования действующих магистралей (его результаты являются основой для формирования планов текущего и капитального ремонтов) показывает, что ежегодно необходимо проводить диагностирование более 16 тыс. км. нефтепроводов. При существующем сегодня уровне финансирования удается продиагностировать только 11 тыс. км. Кроме того, следует отметить и тот факт, что в настоящее время обнаружено множество не выявленных ранее дефектов труб из-за старения и дефектов сварных швов, о чем говорят результаты обследований, проведенных с помощью магнитного снаряда МFL и ультразвукового снаряда СD. Только в шесть раз, увеличив объемы ремонтных работ, можно своевременно их устранить.

Для обеспечения надежной эксплуатации магистральных нефтепроводов и восстановления их проектных технических характеристик ежегодно должна производиться замена 1580 км. труб и 3000 км. изоляции. Реальные же цифры таковы: 1996 г. — 712 км., 1997 г. — 796, 1998 г. - 591, 1999 г. - 751. В 2000 году в результате капитального ремонта и реконструкции заменено 600 км. труб и 820 км. изоляционного покрытия. Данная ситуация, обусловленная недостаточным финансированием, чревата ростом вероятности отказов и аварий.

Предмет особого внимания — 657 подводных переходов магистральных нефтепроводов. Более 200 из них (общей протяженностью более 450 км.) имеют возраст от 29 до 38 лет. При проектировании и строительстве переходов в 1960—1970 гг. такие факторы, как старение и воздействие русловых переформирований, учитывались слабо, что привело в настоящее время к нарушению герметичности трубопровода. В 2000 г. ЗАО «ПИРС» по договору с компанией провело анализ состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов. Первоочередного ремонта требуют 100 подводных переходов.

Следует сказать и еще об одной проблеме, возникшей в последние годы в системе магистральных нефтепроводов: ремонт и реконструкция нефтепроводов большого диаметра (1020—1220 мм). Ремонтные работы на нефтепроводах таких диаметров отличаются повышенной трудоемкостью и большими материальными затратами. Эти показатели в 2—2,5 раза превосходят таковые для диаметров нефтепроводов до 820 мм. Между тем, если в 1998 г. доля ремонтируемых нефтепроводов больших диаметров в целом по системе составляла 32%, то в 2000 г. уже 45%, а в 2001 г. превысит 50%. данная динамика обусловлена их прогрессирующим старением и, естественно, приводит к дополнительным затратам.

Если говорить о надежности нефтепроводов, то нельзя не отметить, что в значительной мере она предопределяется качеством изоляционных материалов и технологией их нанесения. Изоляционное покрытие более 29% магистральных нефтепроводов, согласно заключению ВНИИСТ, не соответствует нормативным требованиям.

Это же можно сказать и о более 70% насосных станций магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», которые были построены 15 - 25 лег назад. Устаревшее оборудование насосных станций имеет низкую надежность и требует реконструкции и замены. Пока невелик процент насосных станций, оборудованных современными микропроцессорными системами, позволяющими реализовать весь набор требуемых функций. Необходимо осуществить замену устаревших систем автоматики на 282 насосных станциях.

Основной объем работ по телемеханизации линейной части был выполнен в 1976—1984 гг. К 2000 г. протяженность линейной части нефтепроводов, оборудованных системами телемеханики, составила 71% (более 33 тыс. км. в однониточном исчислении). В этой ситуации невозможно перевести в режим телеуправления 2705 линейных задвижек.

Требуется замена морально и физически устаревшей системы телемеханики. Для того чтобы к 2005 г. теле 100% линейной части системы магистральных нефтепроводов, компании необходимо увеличить в три раза объем финансирования данных работ.

Назрела необходимость серьезной реконструкции линий связи (РРЛС). Их общая протяженность составляет 41 535 км., свыше 50% из них служат уже более 20 лет. Около 5,5 тысячи км. нефтепроводов, таких, например, как Ухта-Ярославль, Игольское—Парабель, Субханкулово—Салават и др., полностью лишены технологической связи. Применяемые системы связи большей частью аналоговые, с каналообразующим оборудованием введены в эксплуатацию в 1960—1970 гг. Встречаются автоматические телефонные станции, чей возраст превышает 20 лет. Отработали свой нормативный срок и не отвечают современным техническим требованиям кабельные линии (общей протяженностью 2,9 тыс. км.) на напряжение от 0,4 до 10 кВт., не имеют электроснабжения 554 площадки запорной арматуры линейной части, из них 101 площадка секущих задвижек на подводных переходах. Для того чтобы в течение трех лет сети электроснабжения объектов магистральных нефтепроводов и электро. и химзащиты привести в состояние, отвечающее действующим нормативным документам, необходимо построить и реконструировать 9,8 тыс. км. высоковольтных линий электропередачи, заменить не менее 870 км. кабельных линий, ежегодно реконструировать не менее 34 зарядно-распределительных устройств.

Таковы в общем, плане результаты анализа технического состояния системы магистральных нефтепроводов, проведенного компанией в 2000 г. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в 2000 г. компанией была выполнена значительная работа по обеспечению надежности системы магистральных нефтепроводов. Эта работа осуществляется в соответствии с комплексными планами диагностики, капитального ремонта и реконструкции объектов магистральных нефтепроводов, ежегодно разрабатываемых в компании, а также с программой оптимизации производственных мощностей.

Современные планы развития трубопроводного транспорта.

На саммите трех стран в Сочи, который состоялся в последний день лета, Владимир Путин проинформировал канцлера Германии Герхарда Шредера и президента Франции Жака Ширака о планах России по развитию трубопроводной системы страны, – сообщает "Вслух.Ру" со ссылкой на пресс-центр "Транснефти".

Глава государства отметил, что "правительство РФ создает условия для наращивания экспорта энергоресурсов, стимулируя развитие трубопроводного транспорта". Также европейским коллегам Президента было рассказано о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС), о разработке Северного газопровода и подготовке технико-экономического обоснования трубопровода Тайшет-Находка."

Лидерам Германии и Франции было важно услышать не просто заверения российского руководства, но и узнать о его конкретных шагах, направленных на наращивание добычи и экспорта энергоресурсов", – отметил помощник Президента Сергей Приходько. Он пояснил, что тема энергоносителей в ходе встречи "тройки" возникла в связи с обсуждением ситуации в Ираке и на Ближнем Востоке, которая влияет на стабильность и непрерывность поставок нефти на мировой рынок. "В связи с этим президент РФ напомнил своим коллегам, что Россия никогда не срывала своих обязательств по поставкам газа и такой же позиции придерживается и в отношении поставок нефти", – сказал Приходько.

В настоящее время известно несколько проектов строительства новых нефтепроводов, которые могут соединить Россию и Прикаспийский регион с Персидским заливом для поставок нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Рассмотрим эти проекты, причем главной оцениваемой величиной будет качество нефти и, следовательно, ее возможная конкуренция на рынке потребителя.

Проект «Россия-Казахстан предусматривает поставку российской, казахстанской и туркменской нефти на иранские НПЗ и возможность поставки нефти через Персидский залив в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для реализации проекта планируется не только использовать существующие нефтепроводы, но и построить новые нитки по маршруту Павлодар—Чарджоу—Туркменбаши – Нека - Тегеран.

Проектом «Россия—Казахстан—Туркмения - Иран», предусматривается поставка в район Персидского залива нефтей России, Казахстана и Туркмении. Для подачи нефти в Персидский залив потребуется дальнейшее развитие нефтепровода Самара—Атырау в направлении Туркменбаши – Нека – Тегеран.

Россия имеет возможность самостоятельного выхода в Иран через Каспийское море, следовательно, без геополитического влияния транзитных государств. Непосредственный выход нефтей России в Иран возможен в следующих вариантах: танкерные перевозки Волга— Каспийское море—Нека (Иран) или строительство подводного трубопровода «Северный Каспий—присоединение к иранским нефтепроводам». В этих случаях на выходе в портах Персидского залива можно получить нефти сорта «Юралс, что может заинтересовать как российских производителей, так и Иран.

Транспортировка российской нефти из регионов Северной и Центральной Сибири в южном направлении с учетом ожидаемой добычи на шельфе Арктики, без сомнения, перспективна. При разработке проектов этого направления необходимо учитывать возможную конкуренцию производителей других регионов. Важнейшим аргументом при выборе конкретного проекта будет качество поставляемой сырой нефти.

Россия может участвовать в различных проектах поставки нефти в южном направлении как в консорциуме с транзитными государствами, так и самостоятельно. Качество поставляемой нефти в значительной степени будет влиять на результаты конкуренции и, следовательно, определять эффективность маршрута транспортировки. Проект <Россия—Иран> позволит исключить промежуточный транзит и сделать поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона выгодными для России.

28 марта 2005 года специалисты ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" подключили газопровод "Находка - Ямбург" к магистральному газпромовскому трубопроводу "Ямбург - Тула-1 - Тула-2". Это завершающий этап подготовки к вводу в эксплуатацию Находкинского месторождения, расположенного на Гыданском полуострове ЯНАО. По данным пресс-службы "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", работы по сооружению газопровода осложняла водная преграда: дюкерный переход протяженностью более 22 километров был уложен на 9 метров ниже дна Тазовской губы и ее пойменной части. При этом применена новейшая технология укладки трубы, успешно выдержавшая государственную и независимую экологическую экспертизы.

В марте проведена опрессовка линейной части газопровода и его двухниточного дюкерного перехода. Торжественная церемония ввода в эксплуатацию Находкинского месторождения состоится 4 апреля. Его запасы оцениваются в 275 миллиардов кубометров газа, а среднесуточная добыча в первые месяцы составит около 10 миллионов кубометров газа, сообщило "Уралинформбюро".

В октябре 2003 года ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО "Газпром" заключили договор на поставку "голубого топлива". В соответствии с ним в 2005 году газовый монополист закупит около 1 миллиарда кубометров газа, в 2006 году - до 8 миллиардов. Подключение газопровода "Находка - Ямбург" к единой газотранспортной системе России в перспективе позволит осуществлять поставку "голубого топлива" со всех месторождений "ЛУКОЙЛа" на Гыданском полуострове.

Сегодня, когда уже подведены итоги 2004 г., можно констатировать, что АК «Транснефть» и ее дочерние предприятия все финансовые и производственные планы успешно выполнили. Отмечается существенный рост основных показателей. Однако, как считает президент компании, нельзя успокаиваться на достигнутом. Новые рубежи достигаются только теми, кто выстраивает стратегию на годы вперед. Задача сегодняшнего дня - определить главные направления дальнейшей работы, заложить фундамент для неуклонного поступательного движения, поднять на новый уровень развития предприятия компании.

В минувшем году на самом высоком государственном уровне была обозначена актуальная проблема — прогрессирующая изношенность основных производственных фондов, которая может в самом недалеком будущем привести к экономическому коллапсу. И ведущие специалисты, и топ - менеджеры компаний солидарны в том, что только ощутимое увеличение инвестиций на воспроизводство мощностей может предотвратить катастрофические последствия.

Неоспорим тот факт, что выход страны из кризиса и перспективы ее поступательного развития тесным образом связаны с успешным функционированием нефтегазовой отрасли. Между тем именно в этой сфере процент износа основных фондов даже выше, чем в целом ряде менее значимых секторов промышленности. Именно сегодня важно точно и своевременно реагировать на запросы времени.

Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» решает не только важнейшие экономические, но и геополитические задачи. Любой из проектов, реализуемых «Транснефтью», приносит стране сотни миллионов долларов прибыли. И это не голословное утверждение. Нефтепровод в обход территории Чечни, построенный в минувшем году, открыл дорогу «большой» азербайджанской нефти. В 2001 г. вступила в действие балтийская трубопроводная система (БТС) новое экспортное «окно в Европу» и будет построен нефтепровод Суходольная-Родионовская исключающий транзит по территории Украины. Российская нефть должна течь по российским трубопроводам, проложенным на российской земле — это одно из условий экономической независимости державы. Поэтому огромное хозяйство компании должно функционировать чётко, бесперебойно, надежно — это вопрос государственной важности.

Объем инвестиций в отрасль в текущем году, по словам президента компании, превысит 1,5 млрд. дол. Средства эти пойдут на реализацию перспективных проектов и реконструкцию действующих нефтепроводов. Так, по договору с администрацией Ленинградской области компанией «Транснефть» будет вложено в инфраструктуру Ленинградской области и Приморска до 5 млн. дол.: будут построены новые комфортабельные дома для нефтепроводчиков и их семей, созданы новые, достойно оплачиваемые рабочие места, — тем самым: будет решаться важнейшая социальная задача.

Западные финансисты доверяют компании и проявляют заинтересованность в кредитовании осуществляемых ею масштабных проектов («Транснефть» ведет успешные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития в плане финансирования проекта строительства нефтепровода Суходольная—Родионовская).

Государственное управление трубопроводным транспортом

Последние пятнадцать лет, были не лучшими в истории нефтегазового комплекса нашей страны. Темпы геологоразведочных, буровых работ, обновления оборудования сильно отставали от объемов нефтедобычи и экспорта сырьевых ресурсов. Все эти годы фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. В ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не волновало развитие отрасли. Параллельно разрушалась существовавшая ранее жесткая система государственного регулирования недропользования.

Недостатки действующего законодательства позволили руководству нефтяных компаний использовать внутренние и внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшорные структуры и последующая продажа компаний иностранцам.

От благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка не получили должных финансовых поступлений не только российская культура, здравоохранение, образование, армия и флот, но и отрасли, непосредственно занятые техническим перевооружением нефтегазового комплекса. В частности, по итогам 2004 года, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение закупок нефтегазового оборудования.

В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи (часто с нарушением режима эксплуатации) и экспорта сырья. Параллельно растет доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов этих компаний.

Нефтяной комплекс садится на «технологическую иглу», сознательно обрекая себя на необоснованную зависимость от иностранной техники и технологий. Не является секретом, что завышение цен при импорте оборудования и заказы работ иностранным компаниям является сегодня одним из основных способов перетока нефте- и газодолларов за рубеж.

В целях предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей, Союз производителей нефтегазового оборудования предложил при подготовке новых лицензионных соглашений включать в них требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе достижений российской промышленности. Требуется законодательно обязать все компании, разрабатывающие российские недра, использовать в основном отечественную продукцию и услуги.

Сегодня основным условием сохранения и развития российского нефтегазового комплекса является государственное регулирование. Только государство может заставить недропользователей вкладывать средства не только в недвижимость, яхты и бензоколонки за рубежом, но и в закупку передовой отечественной техники и технологий.

В целях усиления государственного контроля за деятельностью нефтегазовых компаний утверждена коллегия представителей РФ в акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть» в составе:

- министр топлива и энэргетики РФ (председатель коллегии):

- первый заместитель руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;

- первый заместитель министра Мингосимущества РФ;

- заместитель председателя ФЭК РФ;

- заместитель министра финансов РФ;

- заместитель министра топлива и энергетики РФ;

- заместитель руководителя департамента государства и имущества ТЭК Мингосимущества РФ;

- заместитель министра МАПиПП РФ;

- заместитель министра Минэкономики РФ.

В целях приведения порядка формирования органов управления устава акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть» в соответствие с Федеральным законом «Об акционерных обществ а также в связи с изменением состава Правительства РФ:

- определено лицо, голосующее на собрании акциями принадлежащими РФ;

- принят Устав компании в новой редакции;

- избран Совет директоров компании.

Единая позиция представителей РФ, входящих в состав коллегии определяется их голосованием в соответствии с Указом Президента.

Представители РФ, участвующие в органах управления акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть», обязаны действовать в соответствии с единой позицией, выработанной в установленном порядке и оформленной решением (протоколом) коллегии. Аналогичным образом организовано участие представителей государства (не только федерации, но и субъектов федерации) в других трубопроводных компаниях.

САЛЕХАРД, 29 апреля 2004 г. - РИА "Новости". Владимир Путин заявил о необоснованности ухода от контроля со стороны государства за трубопроводным транспортом.

"Уход от контроля со стороны государства за трубопроводным транспортом на сегодняшний день считаю необоснованным", - сказал президент России журналистам в Салехарде.

"Но это не должно мешать привлечению частных инвестиций. Они возможны и будут приветствоваться", - сказал глава государства.

"Как решить вопрос собственности и управления - другая проблема, и она решаема", - отметил Путин.

"Частные вложения возможны при сохранении госконтроля и госсобственности над трубопроводным транспортом при том понимании, что частные инвестиции будут осуществляться только в том случае, если бизнес будет заинтересован. И при желании такую заинтересованность можно создать", - сказал президент.

"Что касается газопроводов, то монополией на данный момент обладает "Газпром", - сказал Путин.

"Это акционерное общество, в том числе с иностранным участием, а не государственное унитарное предприятие", - напомнил президент.

Говоря о строительстве частных трубопроводов, Путин сказал, что этот вопрос обсуждался. "Это интересная тема, интересное предложение", - сказал президент, отметив, что на сегодняшний день государство владеет контрольным пакетом "Транснефти".

Государственное регулирование на трубопроводном транспорте

Деятельность в сфере трубопроводного транспорта определяется и регулируется рядом законных и подзаконных актов, как общего характера, так и частных.

В РФ определен порядок прокладки трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ другими нормативными актами определяется порядок создания трубопроводного консорциума организации финансирования строительства трубопроводной системы. Например, в целях ускорения строительства Балтийской трубопроводной системы функций заказчика строительства БТС возложены на акционерную компанию по транспорту нефти ОАО «Транснефть» Или проектирование и строительство акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов ОАО «Транснефтепродукт» магистральных нефтепродуктопроводов Андреевка - Альметьевск и Кстово—Ярославль—Кириши - Приморск осуществляет за счет собственных и кредитных средств.

Деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта лицензируется и включает в себя:

а) испытания линейной части магистральных трубопроводов окончании строительства и ремонта;

б) диагностирование линейной части технологических трубопроводов станционного оборудования сооружений резервуарных парков и другого оборудования объектов магистрального трубопроводного транспорта.

в) эксплуатацию магистральных трубопроводов, в том числе деятельность по техническому обслуживанию компрессорных и насосных станций, резервуарных парков и линейной части магистрали трубопроводов, включая систему электрохимзащиты.

г) эксплуатацию систем управления объектами магистральных трубопроводов

д) эксплуатацию подземных хранилищ газа;

е) консервацию и ликвидацию объектов магистральных трубопроводов.

Лицензирование деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (далее именуется лицензирующий орган).

В РФ лицензируется деятельность по эксплуатации газовых сетей

Особое внимание уделяется безопасной эксплуатации трубопроводов, охране труда и системе охраны трубопроводов.

Государством определяется:

- порядок приемки и движения нефти в системе магистральных нефтепроводов;

контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта;

- сдача нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ, отводам магистральных нефтепродуктопроводов. Государство также утверждает нормы естественной убыли нефтепродуктов при Приеме, хранении, отпуске и транспортировании.

Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом на экспорт, подлежат таможенному оформлению.

Правительственная комиссия по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов дала указание вновь ввести режим декларирования нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), возобновив с 1 ноября 2002 г. действие приказа ГТК № 455. Об этом сообщил журналистам вице-премьер РФ,

Этот режим будет введен по временной схеме на зимний период чтобы обеспечить более прогнозируемую ситуацию на внутреннем рынке.

Приказ № 455, вводящий ограничения по местам таможенного оформления ряда нефтепродуктов при их вывозе за пределы таможенной территории РФ, был издан 20 июля 1999 г., а затем два раза корректировался.

Ограничения предусмотренные приказом № 455 были сняты ГТК в середине марта 2002 г.

Премьер министр подписал постановление о повышении с 1 октября 2002 г. экспортной пошлины на нефть с 21,9 до 26,2 дол. за тонну. Экспортные пошлины на нефть – это важнейший рычаг регулирования не только поставок нефти за рубеж, но и внутрироссийских цен на энергоносители поступлений в федеральный бюджет и др.

В Российской Федерации регулированию подлежит доступ к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории причем для предприятий с иностранными инвестициями предусматривается первоочередной доступ. Регулируется и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям.

Государство утверждает статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за деятельностью нефте-, нефтепродуктотранспортных организаций и магистрального нефтепродуктопроводного транспорта.

На основе соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий регулируется оплата услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Предусматривается и порядок определения тарифов, их применения, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.