Ревизия распределения прибыли и ревизия управленческих решений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Ревизия распределения прибыли

2. Ревизия управленческих решений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов предпринимательской деятельности, отраженные первичных документах и записях бухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей.

Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определённого круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и матценностей. Для реализации этой задачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта.

Объектом ревизии является также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливаю соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

1. Ревизия распределения прибыли

Распределение прибыли после налогообложения (чистой прибыли) является исключительной компетенцией собственников (участников, акционеров) организации.

Основные направления распределения прибыли:

1) выплата дивидендов акционерам (доли прибыли участникам в товариществах);

2) направление прибыли в фонды накопления (реинвестированная прибыль на развитие производства); по сути, это направление не является распределением, а лишь откладыванием распределения, так как прибыль вернется в виде амортизационных отчислений нового оборудования и увеличения прибыли модернизированного производства;

3) направление прибыли в фонды потребления (поощрения);

4) направление прибыли в резервные фонды (резервный капитал);

5) направление прибыли на благотворительные цели и т.д.

Наиболее значимыми являются первые два направления. Соотношения между ними формируют понятие «дивидендная политика».

Если дивиденды преобладают над реинвестированными в производство суммами, в следующих периодах прибыль скорее сократится, так как конкурентоспособность организации снизится.

Если реинвестирование превысит дивиденды, это вызовет отток акционеров, которые заинтересованы в получении дивидендов в ближайшее время, а не в будущем.

Операции по выплате и начислению дивидендов могут быть подвержены искажениям по различным причинам:

• стремление избежать выплат всем акционерам, в том числе государству, приводит к занижению общей суммы дивидендов;

• в некоторых случаях, наоборот, на оплату дивидендов направляется вся сумма нераспределенной прибыли организации, включая нераспределенную прибыль прошлых лет — например, когда владелец значительного пакета акций приобрел их по сложной, на грани нарушения законодательства, схеме; он не уверен, сколь долго он может владеть данными акциями, поэтому старается в короткий период «выкачать» из организации-эмитента денежные средства.

Руководители проверяемых организаций могут быть заинтересованы в искажении реального финансового результата деятельности организации за проверяемый период:

• завышении прибыли организации для продвижения по служебной лестнице или получения бонусов (премий), выплачиваемых при достижении определенного финансового результата;

• занижении прибыли для снижения потенциальных дивидендов. Например, если более половины акций принадлежит государству, администрация может представлять организацию убыточной, чтобы избежать выплат денежных средств в виде дивидендов государству.

Завышение прибыли возможно путем:

• начисления неполученных доходов, вероятность реального получения которых крайне мала. Например, подается иск к поставщику о возмещении им якобы нанесенного ущерба из-за срыва поставки материалов. При рассмотрении оказывается, что выиграть данное дело невозможно из-за отсутствия доказательств ущерба;

• заключения сделок фиктивной высокорентабельной продажи. Например, продается бывшая в употреблении компьютерная техника по цене новейшего оборудования; при этом покупатель не собирается в реальности оплачивать сделку;

• сокрытия расходов. Например, суммы реальных расходов за отчетный период уменьшаются путем отнесения части расходов в состав незавершенного производства, в состав расходов будущих периодов, или в состав иной статьи актива. Также могут не отражаться очевидные расходы, например суммы, подлежащие выплате по вступившим в силу решениям суда. Занижение прибыли возможно путем:

• включения в себестоимость фиктивных расходов, например расходов на ремонтные работы, которые в действительности не проводились и оплачивать которые руководство не намерено;

• включения в состав расходов необоснованно завышенной суммы резервов, например суммы резерва на сомнительные долги;

• сокрытия полученных или неполученных, но очевидных доходов. Например, полученные дивиденды отражаются по дебету счета учета денежных средств и кредиту счета кредиторской задолженности, без зачисления на счета учета доходов.

Для выявления таких фактов прежде всего анализируются доходы и расходы организации. Выявляются высокорентабельные или, наоборот, очень убыточные сделки. Подозрение вызывают нестандартные сделки, особенно совершенные в последнем месяце отчетного периода; выявляются суммы нестандартных доходов, не имеющих соответственных расходов.

В некоторых случаях полезно сравнить данные о прибыльности (рентабельности) организации с данными других организаций этой же отрасли, сравнимых по масштабам деятельности.

Б. Хендерсон, основатель Boston Consulting Group, одной из крупнейших консалтинговых компаний мира, пишет: «Анализ показывает, что типичная производственная компания с типичными темпами роста и оборотом активов должна иметь прибыль до налогообложения в размере около 7 процентов от продаж, в противном случае она может попасть в финансовую ловушку. В быстро растущих секторах экономики требуется даже большая норма прибыли — как и для бизнесов с большим потреблением капитала. При любой меньшей норме рентабельности требуемое увеличение активов превосходит отчетную прибыль. Это позволительно, только если постоянная задолженность также увеличивается в той же пропорции или постоянно растет акционерный капитал. При более высоких темпах инфляции пропорционально увеличивается необходимый минимум рентабельности».

Труднее выявить факты сокрытия каких-либо доходов или расходов.

Зарубежный опыт

Руководитель консалтинговой компании Auvian Partners Дж. Оуэн приводит следующие законные методы манипулирования прибылью организации: «Использование наиболее «творческих» бухгалтерских подходов к анализу деятельности компании может предоставить значительный простор для маневров. Далее приведены семь наиболее популярных способов «умелого» обращения с показателями, правда, скорее всего, не исчерпывающих всего «репертуара» ловких составителей финансовых документов.

Капитализация издержек. Это классика. Вопрос о том, в какой момент расходы на информационные технологии превращаются из затрат в капиталовложение, до сих пор остается открытым. Чем больше расходов капитализируется и меньше издержек, тем выше заявленная прибыль. Конечно, переоборудование складов, затраты на сокращение штатов и обновление предприятий потенциально могут быть капитализированы — в маркетинге это должно делаться.

Наполнение учетного канала второстепенными элементами. Каждый из нас знаком с бумом, возникающим в конце каждого года по поводу зачета размещенных заказов и выполнения плана. В лучшем случае при этом учитываются форвардные продажи, в худшем это приводит к распродажам по сниженным ценам и потере части прибыли. В своем крайнем проявлении это означает признание факта продажи, когда она произведена дистрибьютору, а не конечному пользователю. В таких отраслях, как выпуск периодических изданий, например журналов, а также в компаниях, изготавливающих персональные компьютеры и разрабатывающих программное обеспечение, где торговые посредники имеют право возвращать нереализованные товары, это приводит к тому, что в начале следующего года приходится более трезво оценивать цифры, заявленные в конце предыдущего.

Кризис конца года. Наряду с наполнением канала учета не до конца отработанными заказами и подобными элементами, в конце каждого года происходит и другой ритуал. С одной стороны, предпринимается попытка получить оплату с клиентов, с другой — отсрочить собственную оплату по счетам поставщикам. Это способствует краткосрочному увеличению потока денежных средств и приведению в порядок бухгалтерского баланса, а в конечном итоге даже к улучшению ситуации в целом.

Раздутые объемы продаж. Даже показатель продаж, приводимый в отчете как основной, может вызывать подозрения. Например, телекоммуникационные компании, имеющие избыточную мощность, продавали избыточную мощность друг другу, чтобы показать увеличение объемов продаж. Это была сделка между двумя сторонами, проводимая лишь по бухгалтерским книгам, так как они продавали друг другу неиспользуемую избыточную мощность. А одна фармацевтическая компания рассчитывала величину своего дохода на основе цен, по которым аптеки отпускали ее лекарства пациентам. Разумеется, это повышало доходы и уменьшало видимую разницу между себестоимостью и продажной ценой, благодаря чему представители регулирующих органов были очень довольны. Для получения нужных цифр подтверждение о получении средств по контрактам, которые еще выполняются, может быть ускорено или, наоборот, замедлено; консалтинговые компании могут включить в объем продаж не только свое вознаграждение за профессиональную деятельность, но даже остальные затраты, начисляемые на клиентов.

Составляющая пенсионных каникул. Идея о возможности использования этой составляющей показалась фондовой бирже очень привлекательной. Актуарии подсчитали, что если пенсионный фонд для сотрудников полностью помещен в государственные бумаги, выплаты по ним могли даже превысить суммы, которые компания должна была бы вносить в пенсионный фонд; таким образом, благодаря этому компания могла больше не делать указанных отчислений. Конечно, реальные отчисления в пенсионный фонд и доходы при этом варианте не увеличиваются. Когда цены на фондовой бирже падают, ситуация меняется на противоположную, и единственный выход из положения — заставить сотрудников самих заботиться о своих пенсиях: разрушение системы зарплат, получаемых на руки, и падение цен на фондовых биржах идут рука об руку.

Трансфертное ценообразование. Это хороший способ, позволяющий международным монополиям управлять величиной выплачиваемых ими налогов. Если вы являетесь крупной нефтяной компанией, ведете разведку, переработку и распространение нефти по всему миру; или когда ведете бурение и добычу нефти в дружественной стране с низкими налогами, а занимаетесь ее дистрибью-цией в стране с высокими налогами, то видите, что вся прибыль создается в стране с низкими налогами. Следовательно, вы назначаете высокую цену на продажу нефти с нефтеперерабатывающего завода в стране, где осуществляете розничную продажу нефти. Это позволяет показать, что вы зарабатываете при продаже нефти лишь «жалкий цент» с литра и платите при этом налог по ставке в 30%. Правда, при этом вы стыдливо «забываете», что на предыдущем этапе, при добыче и переработке нефти, вы зарабатываете 10 центов с литра, а налог здесь составляет всего 10%.

Сокрытие долгов. Это хороший способ подготовки «красивого» бухгалтерского баланса. Для этого есть два простейших пути: использование операционного лизинга и приемы внебалансового отчета. Вместо того чтобы покупать самолет и влезать при этом в огромные долги, арендуйте его. Можно прибегнуть и к альтернативному варианту: создайте отдельную компанию, на баланс которой переведите и самолет, и долги по нему. При хорошем структурировании долг никак не должен появиться в бухгалтерском балансе родительской компании.

Если вы представляете фирму розничной торговли с крупной собственностью, продайте большую ее часть специализированной транспортной компании, получите за это много наличных денег, а затем возьмите обратно в аренду у компании—владельца этих средств. Естественно, действующие сроки аренды снижают в бухгалтерском балансе косвенные издержки производства, но подвергают риску счет прибыли и убытков, увеличивая видимый уровень расходов. Это требует дальнейшей работы по выведению расходов из отчета о прибылях и убытках. Другими словами, за финансовым директором сохраняется обширное поле деятельности для проведения творческих экспериментов».

На данном участке контроль соблюдения законодательства состоит в основном в контроле за соблюдением норм акционерного законодательства, в том числе соблюдения сроков выплаты дивидендов.

Контроль эффективности

По мнению В.В. Бурцева, «при оценке дивидендной политики следует учитывать следующее ключевое противоречие (дилемму):

а) максимизация и стабильность выплаты дивидендов способствуют росту курсовой цены акций, повышению производительности труда (если акциями владеют работники);

б) максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. Следовательно, необходима оптимизация объемов и сроков дивидендных выплат в соответствии со стратегическими целями, задачами и программами развития предприятия (основные критерии при принятии соответствующих решений могут быть следующими: потребность средств для развития производства, ликвидность, стабильность дивидендов, возможности использования заемных средств, риск потери контроля в результате новой эмиссии, ограничения на выплату дивидендов со стороны заимодавцев и т.д.);

В организации в полной мере должны соблюдаться законодательные ограничения, исполняться принятые решения по выплате дивидендов по акциям (процентов по облигациям) предприятия.

Методика ревизии:

1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития.

2. Проанализировать:

• документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;

• документы, содержащие общие сведения об акционерах;

• организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактические выплаты дивидендов.

3. Выяснить и оценить:

• факторы, влияющие на дивидендную политику (темпы роста предприятия, доходность, стабильность доходов, стремление удержать контроль над деятельностью предприятия, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, репутация предприятия, рыночная цена акций и т.д.);

• порядок принятия решений по выплатам дивидендов (методики начисления, механизмы согласования сумм, уровня выплат и т.д.), порядок объявления о выплатах, степень соблюдения установленного порядка;

• порядок (условия, временные параметры, очередность и т.д.) и форма (деньгами, имуществом) выплаты дивидендов, степень его соблюдения (фактические выплаты);

• соблюдение законодательно установленных ограничений на выплату дивидендов (неоплата уставного капитала, невыкуп акций, признаки банкротства и др.);

• мотивы выкупа акций (рост прибыли на акцию и др.);

• цели и сроки облигационных займов, процентные ставки, формы выпуска, обеспеченность (залог имущества, поручительства и гарантии третьих лиц, без обеспечения), надежность (рейтинги), порядок (способы) выплаты доходов и погашения, степень его соблюдения (фактические выплаты)».

2. Ревизия управленческих решений

ревизия прибыль управленческий решение

После проведения ревизии основных участков учета можно сделать обобщающий вывод об управлении организации. Этот вывод, весьма вероятно, будет поверхностным и приблизительным, но, тем не менее, обобщение результатов ревизии должно быть сделано. Можно сформулировать следующие вопросы.

1. Получены ли в ходе ревизии данные о наличии в организации четкого, экономически проработанного плана перспективного развития на 3—5 лет вперед, четко ли определены цели и задачи всех подразделений;

а) перспективные планы развития отсутствуют;

б) перспективный план есть, но он содержит только идеи и цели, детальная экономическая проработка плана с увязкой деятельности всех основных подразделений отсутствует;

в) перспективный план детально проработан, увязан с планами и бюджетами подразделений, и при визуальном осмотре явных сомнений в его выполнимости и проработанности не возникло.

2. Как по результатам ревизии можно оценить текущее управление организацией:

а) организация работает преимущественно в силу инерции, «по накатанной», четкая система бюджетирования и контроля отсутствует;

б) организация начала работу по улучшению качества управления, составляются отдельные бюджеты, предпринимаются попытки создания более современной системы внутреннего контроля, но целостная система еще не создана;

в) в организации действует детальная система бюджетирования, налажен контроль за разработкой и исполнением бюджета, отклонения регулярно анализируются, налажена система своевременного реагирования на изменение внешних и внутренних условий.

3. Как по результатам ревизии можно оценить политику руководства в части противодействия мошенничеству при ведении бизнеса, стремление к прозрачности процедуры принятия решений:

а) в ходе ревизии на вопрос, какие меры организации препятствуют совершению менеджерами всех уровней сделок в собственных интересах, противоречащих интересам компании, четкого ответа получить не удалось;

б) в организации хорошо поставлен контроль за действиями менеджеров среднего и низшего уровня, но в отношении менеджеров высшего уровня доказательства применения мер контроля в ходе ревизии получить не удалось;

в) в ходе ревизии получены доказательства надежной системы контроля собственников, их представителей в Совете директоров за действиями менеджеров всех уровней.

4. Как по результатам ревизии можно оценить риски значительного искажения финансовой отчетности:

а) такой риск есть, в ходе ревизии выявлены некоторые «проблемные» участки, ревизия которых выявила существенные отклонения факта от данных учета;

б) по результатам проведенной ревизии ответить на этот вопрос не представляется возможным;

в) риск минимален, формирование учетных данных прозрачно и хорошо контролируется, никаких существенных отклонений не обнаружено.

5. Как по результатам ревизии можно оценить перспективы деятельности организации в ближайшие один-два года:

а) четкой перспективы нет, конкуренты очень активны, стратегия развития организации отсутствует;

б) скорее всего, организация сохранит свое положение на рынке, общие параметры деятельности (активы, выручка, прибыль) существенно не изменятся;

в) реализации разработанной стратегии позволит существенно увеличить объемы деятельности.

Выводы ревизоров должны быть отражены в заключительном разделе акта ревизии, они должны сопровождаться обоснованием и ссылкой на конкретные примеры, результаты контрольных действий или документы.

По мнению В.В. Бурцева, «систему принятия решений можно признать эффективной (условно), если она привела, как минимум, к следующим результатам:

а) устойчивому потоку доходов в долгосрочном периоде;

б) росту (высоким ставкам) доходности активов, доходности собственного и совокупного (или инвестированного) капиталов;

в) росту рыночной стоимости и доходности акций;

г) росту рыночной стоимости собственного капитала;

д) высоким социальным результатам в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей;

е) достижению оптимальных (нормативных) значений специфических отраслевых социально-экономических показателей деятельности.

Для оценки рациональности процедур принятия решений следует:

• определить сложившийся стиль принятия решений, оценить его логику;

• проследить реальные механизмы подготовки и принятия решений (на примерах);

• изучить систему оценки принятых решений с точки зрения их последствий, оправдавшихся ожиданий и т.д.;

• проанализировать несколько решений (по крупным сделкам) с точки зрения процедур их принятия;

• установить, насколько процедуры обоснованы, соответствуют схеме разделения обязанностей и полномочий.

Также необходимо выяснить:

• как среди представителей высшего менеджмента распределены права и ответственность за решения по использованию активов и принятию стратегических планов;

• какой стиль управления преобладает (авторитарный, кооперативный, смешанный);

• как устроен процесс принятия решений: какие лица вовлечены в процесс подготовки и принятия решений, какие решения принимает высшее руководство (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, вне четкой периодизации), какие модели принятия решений существуют на каждом уровне управления (описательные, аналитические, имитационные и т.п.), рассматриваются ли альтернативы, по каким критериям и какими методами осуществляется выбор альтернативы, анализируются ли риски, прогнозируются ли результаты;

• как достигается компромисс между «группами влияния», т.е. теми, кто инициирует и движет решение проблем (лидеры), и теми, кто тормозит их решения (оппоненты);

• какие существуют механизмы согласования принимаемых решений;

• насколько соответствуют формальные и реальные процедуры, какова доля интуитивных или импровизированных решений (т.е. принятия решений без их систематической подготовки);

• проводится ли систематический контроль и анализ последствий принятых решений;

• каким образом распределена ответственность и интерес (личные доходы и т.д.) среди руководителей;

• какая информация и каким образом поступает к лицам, принимающим решения; как она готовится, контролируется, обрабатывается, используется; какие структуры обеспечивают руководство информацией;

• существуют ли определенные требования к предоставляемой информации (жесткие или произвольные формы), зависит ли это от уровня управления (если «да», то чем это обосновано);

• на каких показателях для каких уровней управления делается акцент;

• всегда ли соблюдаются установленные требования к системе информационного обеспечения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие для студентов / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; Финансовая акад. при Правительстве РФ; Под ред. М.В. Мельник. - М.: ФБК-пресс, 2006. -519с.

    Мельник М.В. Ревизия и контроль: Тесты и задачи: Учебное пособие для студ. вузов / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; Под ред. М.В. Мельник. - М.: ФБК-пресс, 2009. -260 с.

    Степашин С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов / С.В. Степашин. – СПб.: Питер, 2006. – 553 с.

    Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: Методология и практика / Д.А. Ендовицкий; Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 398 с.

    Маренков Н.Л. Ревизия и контроль / Н.Л. Маренков. – Ростов-на-Дону; М.: Феникс, 2008. – 416 с.

    Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник для студ. вузов, обуч. По специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ аудит» / В.М. Родионова, В.И. Шлейников. – М.: ФБК-Пресс, 2007. – 319 с.