Аудиторская проверка кассовых и расчетных операций

Содержание

Ведение

1. Объекты, цели и задачи аудита денежных средств

1.1 Задачи и источники аудита денежных средств

1.2 План аудиторской проверки денежных средств

2. Аудит кассовых операций

2.1 Процедура аудита кассовых операций

2.2 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций

3. Аудит операций на счетах в банках

3.3 Содержание аудита операций на счетах в банках

3.3 Типичные ошибки

Список использованной литературы

Введение

Денежные средства являются наиболее подвижными активами организаций, поэтому операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности и наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений.

В связи с этим следует периодически проводить аудиторские проверки.

Аудит - вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих и экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. Исходя из целей проверки и объекта исследования аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Цель аудита денежных средств - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению денежных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.

Объектом исследования являются кассовые и расчетные операции организации. Предметом исследования является система и механизм их аудиторской проверки.

В связи с этим цель курсового исследования – выявление особенностей проведения аудиторской проверки кассовых и расчетных операций.

В рамках этой общей целевой установки в работе поставлены следующие задачи:

    показать задачи и источники аудита денежных средств;

    описать план аудиторской проверки денежных средств;

    исследовать аудит кассовых операций;

    изучить аудит операций на счетах в банках;

1. Объекты, цели и задачи аудита денежных средств

1.1 Задачи и источники аудита денежных средств

Основные задачи аудита учета и внутреннего контроля денежных средств:

1) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств в кассу;

2) проверка целесообразности и законности операций по использованию денежных средств при осуществлении наличных и безналичных расчетов;

3) оценка своевременности и качества проведенных инвентаризаций денежных средств;

4) оценка состояния синтетического и аналитического учета;

5) выявление возможных нарушений (злоупотреблений, хищений, ошибок), допущенных при ведении денежных операций в результате прямого хищения; неоприходования поступивших денежных средств; излишнего списания денег по подложным документам, неправильного подсчета итогов в кассовых документах, повторного использования расходных документов за прошлые годы, присвоения депонированной заработной платы, перевода денег на лицевые счета работников в банке;

6) подтверждение достоверности соответствующих показателей бухгалтерской отчетности.

Источники информации при проведении аудиторской проверки учета денежных средств:

1. Унифицированные формы первичной учетной документации, служащие основанием для отражения в учете операций по учету денежных средств, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а (ред. от 21.01.03) - банковские выписки с приложенными к ним документами; приходные и расходные кассовые ордера; кассовая книга и отчеты кассира; журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; книга регистрации выданных доверенностей; книга регистрации депонентов; книга регистрации ведомостей на выдачу заработной платы персоналу; оправдательные документы на оплату хозяйственных и командировочных расходов задолженности поставщикам, бюджету, банкам, физическим лицам приложенные к кассовым и авансовым отчетам, банковским выпискам.

2. Учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций синтетического и аналитического учета денежных средств учета (журналы-ордера № 1,2,3, ведомости). В тех случаях, когда проверяемые организации используют в учете вычислительную технику, контролю подлежат машинограммы по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

3. Бухгалтерская финансовая отчетность организации («Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4).1

1.2 План аудиторской проверки денежных средств

Аудиторская проверка проводится в соответствии с утвержденной руководителем группы аудиторов программой. План аудиторской проверки денежных средств состоит из следующих этапов:

Этап 1. Подготовительный:

1.1. Полная инвентаризация денежных средств, денежных документов и переводов в пути.

1.2. Обследование проверяемых объектов с помощью составленного вопросника.

1.3. Оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе.

1.4. Предварительная оценка соблюдения кассовой дисциплины.

1.5. Разработка набора контрольных процедур.

1.6. Изучение материалов предыдущей аудиторской проверки.

1.7. Изучение актов инвентаризаций кассы и проверки учреждением банка.

Этап 2. Методы и техника документальной проверки:

2.1. Аналитическая проверка - сравнение учетных показателей с нормативными.

2.2. Встречная проверка документов - сравнение их с другими документами, находящимися в проверяемом или других предприятиях.

2.3. Юридическая проверка - установление законности, правильности и целесообразности произведенных денежных операций.

2.4. Формальная проверка - установление полноты проставленных реквизитов в денежных документах и учетных регистрах.

2.5. Арифметическая проверка подсчета итогов в кассовых отчетах и учетных регистрах, а также правильности выведенных остатков.

2.6. Сплошная проверка документов и учетных данных по счетам денежных средств.

2.7. Хронологическая последовательность проверки документов и учетных записей.

2.8. Систематизированный порядок проверки документов и учетных регистров.

2.9. Перечень вопросов рабочей программы.

Этап 3. Заключительный:

3.1. Подготовка рабочих документов аудиторами для передачи руководителю группы.

3.2. Систематизация материалов аудита.

3.3. Составление аудиторского заключения.

3.4. Вручение аудиторского заключения руководителю проверяемого субъекта.2

2. Аудит кассовых операций

2.1 Процедура аудита кассовых операций

Наличные денежные средства имеют наибольшую подвижность. Движение их совершается посредством кассовых операций.

Приступая к аудиту кассовых операций, необходимо изучить материалы последней инвентаризации, акты предыдущих проверок кассы, инвентаризационные описи. При проверке кассовых операций необходимо изучить следующие документы:

    приходные и расходные кассовые ордера;

    выписки банков по движению денежных средств на счетах с приложенными к ним документами;

    кассовая книга с отчетами кассира;

    журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

    книга регистрации депонентов;

    расчетно-платежные ведомости и другие оправдательные документы, подтверждающие оплату расходов на хозяйственные нужды, служебные командировки, задолженность юридическим и физическим лицам и пр.;

    регистры синтетического учета - Главная книга;

    регистры аналитического учета - контокоррентные книги при мемориально-ордерной форме учета, журналы-ордера и ведомости - при журнально-ордерной форме учета, машинограммы - при автоматизированной форме учета;

    бухгалтерский баланс (ф. № 1);

    отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

Согласно письму ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ» в кассе организации могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом для установления лимита остатка наличных денег в кассе.

После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка организация направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

За нарушение кассовой дисциплины применяется целый ряд санкций, основные из которых следующие.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23.05.94 № 1006 за несоблюдение действующего порядка условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:

• за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм (в настоящее время не более 60 тыс. руб. по одному платежу) - штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа.

Однако следует отметить, что некоторые руководители, пытаясь обойти законы, разбивают сумму платежа и проводят ее по разным ордерам. Из совместного разъяснения Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России о Порядке применения Положения Указа Президента Российской Федерации № 1006 платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора, рассматриваются как единый суммарный платеж. Некоторые предприятия рассчитываются сверх установленного лимита наличными деньгами, снятыми с пластиковых карточек. По этому поводу существует разъяснение (пп. 16, 18 письма Банка России от 16.03.95 № 14-4/95, с изменениями и дополнениями от 28.01.97).3

Организации, предпочитающей расплачиваться наличными деньгами, необходимо оплачивать сделку в течение нескольких дней с расчетом, чтобы сумма платежа в один день не превышала установленный предел.

Таким образом, выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым результатом деятельности предприятия.

Следовательно, проверка проводится с целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами;

• за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в трехкратном размере выявленной неоприходованной денежной наличности.

При определении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка денежных средств в кассе рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности (исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы).

Если на предприятии применяются контрольно-кассовые машины, то за нарушение Федерального закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.06.93 № 5215-1 могут быть применены следующие штрафные санкции (в ред. Положения Правительства РФ по применению ККМ № 745 от 30.07.99):

• в 50-100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда в случае ведения предприятием денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины;

• в 28,6-57,1-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда при использовании для расчетов неисправной контрольно-кассовой машины;

• в 14,3-28,6-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, если предприятие не вывесило ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу);

• в 10-кратном установленном законом размере минимальной заработной оплаты труда, но не менее 20% стоимости покупки (услуги) в случае невыдачи чека лицами, обязанными выдать его покупателю, и при выдаче чека с указанием суммы, менее уплаченной.

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и т.д. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т.д. имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, подпись на его расходных кассовых ордерах не обязательна.

Под «распиской», используемой для маскировки растраты денежных средств, следует понимать, как правило, расходный кассовый ордер, не подверженный хотя бы одной из приведенных подписей:

    получателя денег;

    главного бухгалтера или уполномоченного приказом руководителя предприятия должностного лица;

    руководителя предприятия или должностного лица, уполномоченного приказом руководителя предприятия.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная подписью получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.

При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

1. Принятие к учету недостачи денег в кассе

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 50 «Касса»

2. Отнесение недостачи денег в кассе на кассира

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

3. Погашение недостачи денег, числящейся за кассиром, возможно путем взноса им денег в кассу или удержанием из заработной платы Дебет счетов 50 «Касса»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Излишек денежных средств в кассе принимается к учету немедленно бухгалтерской проводкой: Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Как известно, документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «Аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков. Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно посмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке чековой книжки).

Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых по денежным чекам из банка, имеет цель выявить неоприходование денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях, когда встречается надпись «Получено из банка по чеку___», сверяется сумма, указанная в кассовой книге, с суммой, указанной на корешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка.

Кроме того, сличается номер чека, указанный в приходном ордере, с номером на корешке чека.

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.

Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работники должны погашать свою задолженность.

В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися сотрудниками, необходимо проверить эти факты методом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.

Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации предусмотрен ряд моментов, соблюдение которых на практике позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления и, во-вторых, значительно облегчить работу аудиторов. Так, п. 11 Порядка ведения кассовых операций предусматривает, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

В соответствии с п.21 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п. 19 Порядка ведения кассовых операций).

Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.

Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками «заявлений на выдачу денег», указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям. Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в под отчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться «Остаток подотчетных сумм», в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером «Расчеты с подотчетными лицами».

Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Неотражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Перечень итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.

Признаками подлога могут служить наличие среди первичных документов ксерокопий, документов со следами подшивки, изменения цвета документа из-за давности его составления, штампов гашения документов.

Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или исправления не допускаются.

Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога служит внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), периода, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен: в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»; составить реестр депонированных сумм; в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью. Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявить злоупотребления с депонированными суммами можно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

Денежными документами, находящимися в кассе, считаются путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, собственные акции, выкупленные у акционеров, акции других предприятий, марки госпошлины, вексельные марки, приобретенные авиабилеты и другие документы. При аудите учета денежных документов необходимо проверить:

- правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру. Аналитический учет ведется по видам денежных документов,

- правильность составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в книге по учету и движению денежных документов по счету 50-3 «Денежные документы» записям в журнале-ордере № 3 и в Главной книге при журнально-ордерной форме учета.

Проверяя операции по приобретению и выдаче путевок в санатории, дома отдыха, туристские и пионерские лагеря, следует установить: не приобретались ли путевки за счет средств эксплуатационной деятельности вместо законных источников (специальных фондов и средств социального страхования); соответствует ли сумма расхода на приобретение различных путевок ассигнованиям из специальных фондов и средств социального страхования.

Аудитор проверяет правильность расходования и списания марок на почтовые отправления, а также уплаты государственной пошлины. Для этого проводят выборочную проверку отчетов на списания марок по данным книги исходящей корреспонденции и реестрам ее сдачи организациям связи и т.п.

2.2 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций

• Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.).

• Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и т.д.).

• Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов.

• Списание сумм без оснований и по подложным документам.

• Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах.

• Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета.

• Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям.

• Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям.

• Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину.

• Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах.

• Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы организации.

• Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия.

• В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.

• Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром.

• На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга.

• В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.4

3. Аудит операций на счетах в банках

3.1 Содержание аудита операций на счетах в банках

Содержание аудита операций с денежными средствами на счетах в банках определяется его целями и объектами.

Цель аудита рассматриваемого комплекса операций вытекает из общей цели аудиторской деятельности и состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих состояние денежных средств аудируемого лица, и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета операций с денежными средствами на счетах в банках законодательству РФ. При этом аудитор должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок совершения и бухгалтерского учета операций с денежными средствами в банках. По заданию хозяйствующего субъекта, а также в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ движения и использования денежных средств.

Объектами аудита служат денежные средства и операции по расчетным, валютным и специальным счетам, открываемым организациями и индивидуальными предпринимателями в банках и других кредитных организациях (в том числе и небанковских) для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетных операций.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

7) проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

10) оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент - банк»;

11) кассовое обслуживание организаций и физических лиц.5

Помимо перечисленных выше банковских операций кредитная организация вправе совершать следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Правила совершения банковских операции, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Информацию хозяйствующих субъектов, используемую при аудите и подлежащую проверке, можно подразделить на четыре группы:

• договорная и справочная информация;

• первичные документы (внутренние и внешние);

• регистры бухгалтерского учета;

• формы бухгалтерской отчетности.

К договорной информации относятся прежде всего договоры банковского счета, договоры банковского вклада и др.

К категории справочной информации относятся, в частности сведения руководства аудируемого лица об открытии, закрытии и наличии расчетных, валютных и специальных счетов в банках, уведомления, направляемые в налоговый орган по месту учета аудируемого лица, об открытии и закрытии соответствующих счетов.

К справочной информации относятся также уведомления налоговых инспекций, которые должны направляться хозяйствующими субъектами в десятидневный срок при открытии и закрытии счетов в банках.

Расчетные документы могут представляться на бумажном носителе или в электронном виде. Они содержат распоряжения:

• плательщика (клиента или банка) о списании денежных сумм со своего счета и перечислении их на счет получателя;

• получателя средств (взыскателя) на списание денежных сумм со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) (табл. 1).

Таблица 1

Перечень документов, используемых для оформления
операций движения денежных средств на расчетном счете

Безналичные расчеты

Наличные расчеты

• платежные поручения

• аккредитивы

• чеки (расчетные)

• платежные требования

• инкассовые поручения

• объявление на взнос наличными

• чек (денежный)

Выписка банка по счетам представляется кредитной организацией клиенту ежедневно (или в другие оговоренные сроки). В выписках банка по расчетным, валютным и специальным счетам фиксируются выполненные по счетам операции, указываются начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы по операциям поступления и списания денежных средств. К выписке прилагаются документы (копии документов), на основании которых банк зачисляет или списывает денежные средства с расчетного счета организации.

В выписках и относящихся к ним расчетных документах бухгалтером проставляются корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Проверенные и обработанные данные выписок с расчетного счета служат основанием для ведения регистров бухгалтерского учета.

Периодически, но не реже одного раза в год (на 31 декабря) банком и клиентом составляется акт сверки наличия денежных средств на счетах в банках.

К учетным регистрам по расчетным счетам относятся: журнал-ордер № 2, ведомость № 2; по валютным - журнал-ордер № 2/1, ведомость № 2/1; регистры по специальным счетам; Главная книга.

Кроме указанных учетных регистров для аудита наличия и движения денежных средств на счетах в банках требуются некоторые бухгалтерские регистры.

Отдельные статьи бухгалтерской отчетности по расчетным, валютным и специальным счетам характеризуют значения показателей бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств, о наличии денежных средств на счетах в банках. Остаток денежных средств на счетах в банках отражается в активе бухгалтерского баланса (раздел II «Оборотные активы») по соответствующей строке.

В составе годовой отчетности в «Отчете о движении денежных средств» (форма № 4) отражаются сведения о движении денежных средств на основании записей на счетах бухгалтерского учета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета» и 57 «Переводы в пути».

Сведения о движении денежных средств отражаются в бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Планирование аудита осуществляется в соответствии с требованиями одноименного правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» от 23 сентября 2002 г.

В плане аудита фиксируются состав выполняемых в ходе аудита работ, исполнители работ, сроки исполнения. В содержании плана аудита денежных средств на счетах в банках следует выделить задачи аудита операций по расчетным, валютным и специальным счетам. В табл. 3.4 приведено извлечение из общего плана аудита в части проверки денежных средств на счетах в банках.

Для оценки аудиторского риска и аудиторской выборки осуществляется тестирование системы внутреннего контроля банковских операций в процессе опроса аудитором должностных лиц и исполнителей аудируемого лица либо путем самообследования персонала хозяйствующего субъекта с последующим контролем аудитором его результатов.

Состав включаемых в программу аудита денежных средств на счетах в банках аудиторских процедур, направленных по существу на получение аудиторских доказательств ошибок и искажений в бухгалтерском учете и в финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также объемы аудиторской проверки определяются особенностями соответствующих операций по счетам в банках, предпосылками подготовки (критериями достоверности) статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудита и другими факторами.

К предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» относятся: возникновение; существование прав и обязательств; полнота; стоимостная оценка; точность; представление и раскрытие информации. Наряду с указанными предпосылками следует назвать приемлемость (непротиворечивость) информации. Предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности в аудите используются, как правило, в качестве критериев достоверности бухгалтерской отчетности. Для проверки соблюдения критериев достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности используются различные методы контроля: нормативной проверки, подтверждения, прослеживания, арифметической проверки, опроса персонала и представителей третьей стороны, другие приемы аудита. Использование методов аудита для проверки элементарных аудиторских работ позволяет сформировать аудиторские процедуры в целях инспектирования записей, документов, активов и получения аудиторских доказательств достоверности статей отчетности, правильности ведения учета.

Процедуры аудита следует подразделить на общие, применимые для контроля всех видов операций по всем счетам в банках, и специальные по видам счетов и операций.

К общим процедурам относятся следующие.

1. Подтверждение наличия действующих счетов в банках.

2. Подтверждение сумм сальдо по счетам в банках (на расчетных; на валютных в России и за рубежом, на специальных счетах).

3. Арифметическая проверка итогов в выписках банков.

4. Встречная проверка (прослеживание) соответствия записей в выписках банков, приложенных к ним расчетных документах и документах, подтверждающих хозяйственные операции с денежными средствами (договорах, соглашениях и т.п.).

5. Нормативная проверка отражения операций с денежными средствами на счетах в банках на счетах бухгалтерского учета.

6. Нормативная проверка отражения операций с денежными средствами на счетах в банках в регистрах бухгалтерского учета.

7. Нормативная проверка раскрытия информации о наличии денежных средств на счетах в банках в бухгалтерской отчетности.6

8. Встречная проверка (прослеживание) и арифметическая проверка (пересчет) правильности отражения операций в первичных документах, на счетах, в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Подтверждение наличия действующих счетов в банках (процедура 1) осуществляется с использованием подготавливаемых по запросу аудиторов сведений о счетах в банках аудируемого лица, договоров банковского счета, уведомлений об открытии и закрытии счетов. Выполнение данной процедуры позволяет подтвердить критерии возникновения и существования, свидетельствующие о том, что в организации открыты и работают указанные в сведениях аудируемого лица банковские счета. Наличие договоров банковского счета дает возможность установить соблюдение критерия прав и обязательств и подтвердить принадлежность аудируемому лицу денежных средств на соответствующих счетах.

Подтверждение остатков денежных средств на счетах в банках (2), а также процедуры прослеживания и арифметической проверки (3, 4, 8) предназначены для проверки критериев полноты, точности представления и раскрытия, приемлемости (непротиворечивости) информации. Это означает, что все операции, подлежащие учету, отражены в регистрах бухгалтерского учета; все включенные в учетные регистры по счетам в банках сальдо в полном объеме перенесены в бухгалтерский баланс и в отчет о движении денежных средств в соответствии с правилами отражения рассматриваемых. активов в бухгалтерской отчетности; отсутствуют противоречия в информации выписки банка, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Для подтверждения сальдо по счетам в банках используются последние за отчетный период выписки из соответствующих счетов в банках, журналы-ордера № 2, 2/1, 3, 3/1, Главная книга и статьи остатков денежных средств в бухгалтерском балансе, акты сверки остатков денежных средств (при их наличии).

Процедуры нормативной проверки (5-7) направлены на подтверждение критериев представления и раскрытия информации в регистрах бухгалтерского учета (в ведомостях № 2 по дебету счета 51 «Расчетные счета»; № 2/1 по дебету счета 52 «Валютные счета»; № 3 по дебету счета 55 «Специальные счета в банках»; № 3/1 по дебету счета 55/1 «Специальные счета в иностранной валюте»; в журналах-ордерах по кредиту названных счетов; в Главной книге, в статьях бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств.

Для встречной и арифметической проверки правильности отражения операций в первичных документах, на счетах, в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности дополнительно привлекаются ведомости по дебету счетов в банках, бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. Специальные процедуры аудита по видам счетов в банках и разновидностям операций по счетам связаны преимущественно с нормативной проверкой соблюдения правил выполнения соответствующих операций.

К специальным процедурам аудита движения денежных средств по расчетному счету следует отнести нормативную проверку состава и порядка использования аудируемым лицом форм расчетов. К специальным процедурам аудита операций движения денежных средств по расчетному счету относится встречная проверка полноты сдачи и зачисления на расчетный счет ле ных средств из кассы аудируемого лица, получения и принятия к учету денежных средств с расчетного счета в кассу организации,

Основные специальные процедуры аудита операций с иностранной валютой включают нормативную проверку:

1) наличия разрешений Банка России на совершение операций, связанных с движением капитала;

2)правильности совершения операций (например, продажи иностранной валюты, покупки и обратной продажи иностранной валюты и др.);

3) целевого использования иностранной валюты и своевременности возврата в банк неиспользованных валютных средств;

4) расчета и бухгалтерского учета курсовых разниц;

5) правильности пересчета стоимости иностранной валюты в целях бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

При выполнении указанных процедур используются основные положения соответствующих нормативных документов. Так, необходимость получения разрешений Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, определяется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Понятие курсовой разницы, порядок ее расчета и отражения в учете и в отчетности изложены в ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Аудитом операций по специальным счетам в банках кроме представленных в табл. 3.6 общих процедур предусматривается проверка соблюдения нормативных актов при осуществлении соответствующих фактов хозяйственной деятельности. Так, при наличии аккредитивов в программу аудита следует включить процедуру проверки соблюдения условий договора на открытие аккредитива (наименование банков, получатель средств, сроки и сумма аккредитива, его вид, сроки действия, перечень и характеристика документов, которые должны предъявляться получателями средств). При этом устанавливается своевременность возврата неиспользованного аккредитива.

Для проверки расчетов с поставщиками, транспортными и другими организациями расчетными чеками требуется сопоставление сумм, депонированных плательщиком средств с расчетного счета либо за счет кредитов банков и займов, и сумм оплат расчетными чеками. При этом суммы кредитовых оборотов по счету 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», в журнале-ордере № 3 сверяются с итоговыми суммами по корешкам чековых книжек. Процедурой нормативной проверки депозитных операций аудируемого лица предусматривается проверка договора банковского вклада, документов, удостоверяющих внесение вклада (сберегательной книжки, сберегательного или депозитного сертификата и др.), в процессе которой требуется установить соответствие названных документов предъявляемым требованиям, а также проверить наличие условий договора в части величины и сроков начисления процентов по депозитным вкладам.

При использовании филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс, текущих счетов в банках по месту нахождения подразделений необходимо проверить соблюдение условий договора банковского счета, для чего предусматривается нормативная проверка условий договора банковского счета и их соблюдения. В договоре текущего банковского счета указывается перечень операций, разрешенных для обособленных подразделений.

При проверке специальных счетов целевого финансирования к основным аудиторским процедурам следует отнести проверку оснований финансирования и целевое использование выделенных средств.

При открытии организациями банковских корпоративных (пластиковых) карт (расчетных и кредитных) аудитору необходимо предусмотреть процедуры нормативной проверки соответствия использования денежных средств подотчетным лицом (пользователем карты) условиям заключенного с банком договора и встречной проверки (прослеживания) информации выписки из специального счета, авансового отчета подотчетного лица и документов, подтверждающих принятие к учету приобретенных по корпоративной карте материальных ценностей.

На этапе планирования аудитор должен определить не только состав аудиторских работ и процедур, но и объемы аудиторской выборки, которые, в свою очередь, зависят от уровней существенности и аудиторского риска.

Источниками проверки служат извещения (авизо) о переводе денег, с указанием номера, даты, суммы, наименования учреждения банка или почтового отделения, принявшего перечисление, квитанции банка или почты на прием денег и другие первичные документы, а также копии препроводительных ведомостей на сдачу выручки через инкассаторов банка. Выручка, сдаваемая инкассаторам банка в опломбированных суммах, зачисляется на расчетный счет в размере суммы, указанной в препроводительной ведомости, не позднее 12 часов следующего после сдачи выручки дня. В случае выявления отклонений между суммой выручки, указанной в препроводительной ведомости, и фактическим наличием денег составляется акт.

Аудитору необходимо проверить реальность сумм, числящихся в бухгалтерском учете на счете 57 «Переводы в пути», проверить правильность составления бухгалтерских проводок и соответствие записей в первичных документах записям в журнале-ордере № 3 и в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета). Прежде всего необходимо убедиться в тождественности остатков данных аналитического учета остатку по синтетическому счету 57 «Переводы в пути». При аудите денежные средства в пути необходимо проверить каждую запись в отдельности по данным первичных документов, послуживших основанием для записи в учете. Аудитор, сверяя записи по кредиту счета 57 «Переводы в пути» и дебету счетов, предназначенных для учета денежных средств, проверяет своевременность и полноту зачисления денежных средств в пути, также выявляет, не значатся ли среди сумм в пути недостачи наличных денег в кассе, а также суммы по расчетам с заказчиками, покупателями и прочими дебиторами, по которым истекли сроки исковой давности. Аудитор обязан установить факты неправильного списания денежных средств в пути или факты сокрытия сумм, выяснить, с какой целью допущены неправильные действия, кто виновен в их совершении, какой ущерб нанесен деятельности предприятия. Кроме того, необходимо выяснить, нет ли на этом счете претензионных сумм, не зачисленных банком, с истекшими сроками исковой давности, не остались ли на счете суммы недостач или излишков, выявленные банком при проверке выручки, сданной инкассатором.

На счете 57 «Переводы в пути» отражаются также операции, связанные с продажей иностранной валюты. Стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже банкам согласно поручению организации, первоначально отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом счета 52 «Валютные счета», субсчет «Транзитный валютный счет», с последующим отнесением стоимости этой валюты в дебет счета 51 «Расчетные счета» с кредита счета 57 «Переводы в пути» при поступлении от рублевого эквивалента на расчетный счет. Поэтому аудитор должен проверить правильность использования валютной выручки по платежным поручениям, бухгалтерским проводкам, соответствие записей в выписках банка записям в журнале-ордере № 2/1 и ведомости № 2/1 по счету 52 «Валютные счета» и в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета), при автоматизированном учете - в машинограммах и оборотных ведомостях по счетам 52 «Валютные счета» и 57 «Переводы в пути».

3.2 Типичные ошибки

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита операций с денежными средствами:

• Отсутствие выписок банка.

• Отсутствие денежно-расчетных документов (поручений).

• Отсутствие платежных документов (счетов, счетов-фактур).

• Отсутствие разрешений руководства на оплату платежных документов.

• Несоблюдение установленных сроков совершения валютных операций.

• Незачисление или неполное зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках.

• Осуществление наличных расчетов с нерезидентами (например, нерезидент вносит или получает наличную рублевую сумму в кассу или из кассы предприятия).

• Неотражение в учете курсовых разниц на отчетную дату.

• Неправильное определение даты совершения операции в иностранной валюте.

Итоговой деятельностью аудитора по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности является аудиторское заключение.7

Заключение

Таким образом, правильно спланированная работа на объекте проверки способствует своевременному и качественному выполнению всех контрольных процедур, объем которых зависит от степени доверия аудитора к качеству внутреннего контроля.

Таким образом, выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие в целом в случае его проверки, и сопоставить ее с финансовым результатом деятельности предприятия.

При проверке (проведении аудита) необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах. При проверке методом инвентаризации выявляется ничем не замаскированное хищение денежных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию денежной наличности в момент выхода аудитора на предприятие.

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, выявить которые в учетной практике в значительной мере поможет вопросник аудитора.

Объектами аудита также служат денежные средства и операции по расчетным, валютным и специальным счетам, открываемым организациями и индивидуальными предпринимателями в банках и других кредитных организациях (в том числе и небанковских) для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетных операций.

При проверке операций на счетах в банках целесообразно выборочно осуществить синтаксический контроль расчетной документации (проверку правильности заполнения документов). В процессе синтаксического контроля следует обратить внимание на наличие штампов банка в прилагаемых к выпискам банка документам.

Список использованной литературы

    Аудит: Учебник / В. И. Подольский, Г.Б. Поляков, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. 3-е изд. Серия «Сдаем экзамен». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

    Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций: Учеб. пособие / В.А. Пипко, В. И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    Вестник ИПБ: Выпуск 3. Справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета / Под ред. А.С. Бакаева. - Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ - БИНФА», 2010.

    Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. – Новосибирск «Экор», Москва «КНОРУС», 2009.

    Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Пипко. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    Основные нормативные акты по бухгалтерскому учету и аудиту. Часть I / Сост. В.А. Пипко, И.Б. Манжосова. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2009.

    Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. - 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. -М.: Финансы и статистика, 2009.

1 Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Пипко. - М.: Финансы и статистика,

2 Аудит: Учебник / В. И. Подольский, Г.Б. Поляков, А.А. Са­вин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 202.

3 Основные нормативные акты по бухгалтерскому учету и аудиту. Часть I / Сост. В.А. Пипко, И.Б. Манжосова. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2009.

4 Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Пипко. - М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 151.

5 Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: те­ория и практика в условиях реформирования российской экономи­ки. - 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 77-79.

6 Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: те­ория и практика в условиях реформирования российской экономи­ки. - 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 90

7 Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Пипко. - М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 168.