Аттестация бухгалтеров и аудиторов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Аттестация бухгалтеров и аудиторов 3

2. Процедура проведения аттестации 4

3. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

ВВЕДЕНИЕ

Квалификационный аттестат по форме, утвержденной Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, дает равные права по его использованию на территории Российской Федерации.

Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово - бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования.

Следует обратить особое внимание на то, что многие новые функции бухгалтеров и аудиторов открывают и новые направления их подготовки, требующие знания современных программных бухгалтерских и аналитических продуктов, контрольных и аналитических процедур, диагностики и мониторинга деятельности предприятия, стратегического планирования и моделирования развития производства.

Воздействие, которое оказывают изменения в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями на содержание учебных программ, ведет к постоянной трансформации учебных программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.

1. Аттестация бухгалтеров и аудиторов

Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает следующее:

- соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);

- способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные коммерческие службы;

- приверженность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованные профессиональные бухгалтеры объединяются в общественное некоммерческое профессиональное объединение (Институт профессиональных бухгалтеров), которое призвано оказывать им юридическую, социальную и методическую помощь и поддержку.

Специалисты, претендующие на получение квалификационного аттестата, должны отвечать следующим требованиям:

- наличие высшего или среднего специального экономического образования или диплома кандидата (доктора) экономических наук;

- прохождение специальной послевузовской учебной подготовки для обеспечения необходимого уровня современных профессиональных знаний и навыков по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, утверждаемой Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Содружества и Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации;

- наличие стажа работы по специальности (или на руководящих должностях) - не менее трех лет (при наличии среднего специального экономического образования - не менее пяти лет);

- наличие положительной характеристики по месту работы или рекомендаций не менее двух профессиональных (аттестованных) бухгалтеров;

- отсутствие судимостей за экономические преступления.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиум Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) утверждают учебно - методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров.

Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) совместно с другими профессиональными общественными организациями проводит экзамены для получения квалификационных аттестатов, их оформление и выдачу по итогам экзаменов.

Квалификационный аттестат по форме, утвержденной Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, дает равные права по его использованию на территории Российской Федерации.

2. Процедура проведения аттестации

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия из числа ученых, высококвалифицированных практиков, профессиональных бухгалтеров и руководящих работников Министерства финансов Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии утверждается президиумом АБиАС и согласовывается с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации. Из состава аттестационной комиссии формируются экзаменационные комиссии для приема экзаменов.

Специалист, претендующий на получение квалификационного аттестата, представляет в аттестационную комиссию следующие документы:

- личное заявление на получение квалификационного аттестата;

- анкету по установленной форме;

- нотариально заверенную копию диплома об образовании;

- нотариально (или гербовой печатью предприятия) заверенную выписку из трудовой книжки;

- две фотографии (4 x 6);

- копию платежного поручения (квитанцию) об уплате единовременного сбора за проведение аттестации.

Документы рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца с момента их представления в аттестационную комиссию.

При ненадлежащем оформлении представленных документов до сведения специалистов в письменном виде доводится мотивированный отказ в допуске к аттестации.

В случае возникновения сомнений в достоверности представленных в анкете сведений у кандидата на получение квалификационного аттестата могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие представленные сведения.

При отсутствии замечаний по представленным документам специалисты допускаются к проведению экзамена на получение квалификационного аттестата, о чем им сообщается заблаговременно с указанием даты и места проведения экзамена.

За аттестацию взимается единовременный сбор на проведение организационной работы, связанной с проведением квалификационных экзаменов, и финансирование методологической работы. Сбор устанавливается в размере 20-кратного размера, установленного законодательством Российской Федерации, минимальной оплаты труда (на дату подачи комплекта документов).

При неудовлетворительных итогах аттестации единовременный сбор не возвращается. Каждая последующая попытка аттестации сопровождается уплатой единовременного сбора.

Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.

Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на квалификационные экзамены, считаются не явившимися. Решение о новом направлении на экзамены выносит аттестационная комиссия.

Экзамен для группы претендентов (не менее 5 человек и не более 20 человек) на получение квалификационного аттестата проводится в два этапа:

1) предварительное тестирование (в письменной форме в течение 4 академических часов), по результатам которого претендент допускается к устному экзамену;

2) устный экзамен по экзаменационным билетам.

Экзаменационные тесты и варианты правильных ответов разрабатываются аттестационной комиссией на основе Программы подготовки к аттестации профессиональных бухгалтеров. Вопросы в экзаменационных тестах должны отражать все разделы Программы.

Количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов тестирования положительными, должно составлять не менее 85% от количества вопросов, содержащихся в экзаменационных тестах. Результаты тестирования и устных экзаменов оформляются протоколом.

При проведении квалификационных экзаменов пользоваться законодательным и инструктивным материалом, справочной и специальной литературой, вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.

Посторонним лицам и наблюдателям присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается.

По истечении времени, отведенного на проведение письменного экзамена (тестирования), претенденты обязаны сдать в экзаменационную комиссию экзаменационные билеты и ответы на них. Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не участвовавшими в экзаменах.

АБиАС ведет реестр выданных квалификационных аттестатов. В реестре указываются фамилия, имя, отчество специалиста; паспортные данные, место рождения, домашний адрес, место работы, дата выдачи и номер квалификационного аттестата. Полученный специалистом квалификационный аттестат действителен в течение пяти лет. Для продления его действия специалист должен пройти обучение на курсах повышения квалификации. Список профессиональных бухгалтеров должен публиковаться в экономической прессе.

При выявлении фактов искажения представленных сведений как до, так и после получения квалификационного аттестата специалист лишается квалификационного аттестата (либо права на его получение) в течение пяти лет.

Аттестующий орган вправе обязать специалиста к повторной сдаче экзамена в случаях:

- наличия обоснованных претензий к специалисту со стороны других организаций;

- наличия обоснованных претензий к специалисту со стороны аттестующих органов;

- существенного изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Оформление и выдача квалификационного аттестата специалисту осуществляются в срок, не превышающий 15 дней с даты проведения экзамена.

3. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов

Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово - бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.

Ниже приведены три блока проблем, разрешение которых позволит приблизить качество профессиональной подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров к международным образовательным стандартам:

1. Определение критериев допуска к аттестации.

2. Совершенствование обучения и проведения аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

3. Повышение квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

Наиболее существенными критериями допуска к аттестации являются образование и опыт работы. Указом Президента Российской Федерации от 22.12. 1993 № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" к аттестации допускаются лица, имеющие юридическое образование. Опыт показывает, что эта норма практически не действует. Ведь аудиторство - это прежде всего экономический вид деятельности, и мы считали бы целесообразным исключить допущение лиц, имеющих юридическое образование, к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью.

Согласно Указу № 2263 и Положению об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) 29.09. 1998, Протокол № 4, к аттестации могут быть допущены лица, имеющие среднее специальное образование. Сегодня назрела необходимость ужесточить требования к образованию по ряду причин. Прежде всего изменились роль и функции аудиторской и бухгалтерской служб. Посредством аудиторской деятельности реализуется возможность привлечения инвестиций, осуществляются финансово - бухгалтерская диагностика, инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. Бухгалтерская служба в современных условиях часто принимает решения в сфере финансирования, ценообразования, анализа, бизнес - планирования, участвует в подготовке управленческих решений, выполняет контрольные функции.

Только специалисты высшей квалификации, т.е. специалисты с высшим специальным образованием, могут обеспечить реальное выполнение указанных сложных задач.

Кроме того, "критическая масса" специалистов достигнута. Поэтому нам представляется, что назрела необходимость выдвинуть в качестве образовательного ценза для бухгалтеров и аудиторов высшее экономическое образование с дифференцированием количества часов для претендентов, имеющих специальное бухгалтерское образование, и претендентов, имеющих иное экономическое образование.

К сожалению, сейчас нет четкой позиции в отношении дипломов, выданных вузами стран - участников СНГ. В бывшем СССР сложилась единая фундаментальная школа подготовки бухгалтеров. Теперь же бухгалтеров в странах - участниках СНГ готовят сотни государственных вузов, обеспечивая потребности конкретных отраслей и регионов. Учетные и образовательные стандарты многих стран - участников СНГ находятся на пути к гармонизации с международными профессиональными образовательными стандартами. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, дипломы о высшем экономическом образовании, выданные государственными вузами стран - участников СНГ, считать основанием для допуска претендентов к аттестации на получение аттестата аудитора и профессионального бухгалтера.

Так как аудиторы и профессиональные бухгалтеры должны обладать специальными знаниями, навыками и опытом работы по специальности, то руководитель организации не может быть допущен к аттестации.

Аналогичная позиция должна быть и в отношении преподавателей экономических дисциплин. Вряд ли преподаватели, скажем, дисциплин "Организация сельского хозяйства", "Труд в сельском хозяйстве", "Экономическая кибернетика", "Инвестиционный анализ", "Цена и ценообразование" и др. владеют должными приемами и навыками бухгалтерской и аудиторской профессий. К аттестации возможно допускать только преподавателей учетно - финансовых дисциплин.

Указом № 2263 к аттестации допускаются лица, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет из последних пяти. Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров предусмотрен стаж работы по специальности не менее 5 лет по совокупности. Однако именно в последние 5 - 8 лет в России сложилось новое бухгалтерское мышление, сформировалась принципиально новая бухгалтерская философия, а потому только опыт работы, приобретенный за последние 5 лет, может служить основанием допуска претендента к аттестации.

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, на наш взгляд, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно - методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Так, в УМЦ Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева по программам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК Минфина России) и ИПБ разработаны и изданы учебно-методические пособия по изучению дисциплин "Аудит", "Управленческий учет", "Экономический анализ", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности". Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса.

Подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

- утвержденные программы;

- учебники по каждой дисциплине и их компьютерные версии;

- учебно-методические пособия;

- "кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);

- задания для самостоятельной работы;

- методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.

Следует обратить особое внимание на то, что многие новые функции бухгалтеров и аудиторов открывают и новые направления их подготовки, требующие знания современных программных бухгалтерских и аналитических продуктов, контрольных и аналитических процедур, диагностики и мониторинга деятельности предприятия, стратегического планирования и моделирования развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, их могут дать специализированные организации новых компьютерных технологий, аудиторские и консультационные фирмы. По нашему мнению, полезно ввести на альтернативной основе (до 30% времени обучения) стажировки в аудиторских, бухгалтерских и консалтинговых фирмах. Контрольные функции за качеством и результативностью стажировок могут и должны быть возложены на Минфин России, а также на общественные организации, в первую очередь на ИПБ, который формирует требования к профессии.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.

Воздействие, которое оказывают изменения в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями на содержание учебных программ, ведет к постоянной трансформации учебных программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.

В этой связи будет целесообразным обратиться в ЦАЛАК Минфина России и ИПБ с просьбой на базе ведущих вузов страны организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров.

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что, на наш взгляд, не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.

Работа по формированию тестов и билетов для экзаменов должна быть централизована.

4 Совершенствование процесса аттестации бухгалтеров и аудиторов

В целях совершенствования процесса аттестации предлагается:

- изменить содержание тестов по существу, заменив вопросы с односложными ответами на ситуации и примеры, решение которых потребует от претендента демонстрации умений и навыков для целей ведения бухгалтерского учета, принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности или для целей подготовки аудиторского заключения;

- базу ситуаций и примеров сделать публичной, т.е. доступной для заинтересованных лиц. База ситуаций должна публиковаться в прессе. Она может быть размещена на сайтах Минфина России и ИПБ в Internet, постоянно, не реже 1 раза в год, полностью обновляясь;

- проверку правильности решения ситуаций и примеров осуществлять централизованно - в Минфине России и ИПБ, для чего при тестировании можно использовать систему кодирования претендентов;

- экзамен на знание теоретических и практических вопросов в рамках утвержденных программ проводить в устно - письменной форме;

- разработать критерии оценки знаний претендентов и руководствоваться ими при приеме экзамена.

Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном обеспечении по новым группам операций, которые ранее не использовались в организации (например, по расчетам с участием третьих лиц, не денежным формам расчетов с применением векселей, договорам мены и др.). Это предполагает даже при самом высоком качестве базовой подготовки аудиторов и бухгалтеров постоянное непрерывное повышение их квалификации, которое совместно с вузами, готовящими специалистов, могут направлять, контролировать и оценивать Минфин России и ИПБ.

В качестве совершенствования процесса повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров предлагается:

- унифицировать срок действия квалификационных аттестатов аудиторов и профессиональных бухгалтеров, установив его в пределах 5 лет;

- специалистам, имеющим более одного квалификационного аттестата, считать достаточным при их продлении ежегодное повышение квалификации в объеме 40 академических часов по утвержденным ЦАЛАК Минфина России или ИПБ программам на выбор;

- засчитывать как повышение квалификации аудиторам и профессиональным бухгалтерам защиту кандидатских и докторских диссертаций;

- засчитывать как повышение квалификации для продления квалификационного аттестата преподавателям, читающим на курсах повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;

- в качестве альтернативы 40-часовым курсам повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров организовать систему постоянно действующих в течение года комплексных семинаров и проводить повышение квалификации в системе семинаров;

- в связи с усилением роли и значения отраслевого аудита в мировой аудиторской практике разработать программы повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров по вопросам особенностей учета, аудита, анализа, правового регулирования, налогообложения основных отраслей национальной экономики;

- ввести обязательную форму контроля (в форме "кейсов") при проведении курсов повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;

- привлекать к проведению занятий специалистов крупных аудиторских компаний при проведении курсов повышения квалификации по темам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что процесс подготовки, аттестации, переподготовки бухгалтерско-аудиторских кадров требует усиления контроля за качеством работы учебно-методических центров, готовящих аудиторов и профессиональных бухгалтеров, со стороны как органов управления бухгалтерскими, аудиторскими и финансовыми вопросами в стране (Минфина России), так и общественных организаций (ИПБ).

Координация общих усилий, обмен методиками и опытом практической работы позволят решить задачу кардинального улучшения качества подготовки и переподготовки профессионалов в области аудита и бухгалтерского учета, способствовать повышению престижа профессии аудитора и бухгалтера в России.

Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном обеспечении по новым группам операций, которые ранее не использовались в организации (например, по расчетам с участием третьих лиц, не денежным формам расчетов с применением векселей, договорам мены и др.).

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей.

Только специалисты высшей квалификации, т.е. специалисты с высшим специальным образованием, могут обеспечить реальное выполнение сложных задач.

Кроме того, "критическая масса" специалистов достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08. 2001 №119-ФЗ

2. Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров № 16-00-26-02 от 15.02. 1996 г.

3. Положение об аттестации ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера утв. решением Президентского Совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России №12/05 от 21.12. 2005.

4. Хоружий Л.И. Подготовка и аттестация бухгалтерско–аудиторских кадров: проблемы и пути решения // Аудиторские ведомости - № 3 – 2001 – с.23-25

5. Шеремет А.Д. Подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов в соответствии с международными стандартами // Бухгалтерский учет. - № 6 – 2004 – с.10-13