Учет амортизации и износа основных средств

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления 5

1.2 Основные технико-экономические показатели 8

2. СУЩНОСТЬ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 12

3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА ОС 19

3.1 Методика начисления амортизации ОС 19

3.2 Синтетический и аналитический учет амортизации и износа ОС 22

3.3 Порядок образования, использования и отражения в учете амортизационного фонда 24

3.4 Отражение амортизации и износа ОС в бухгалтерской и статистической отчетности. 29

3.5 Оценка организации учета амортизации и износа ОС 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике возросла потребность всех уровней управления в своевременной и достоверной информации, обеспечивающей принятие обоснованных решений. В этой связи возрастает роль учёта как составной части экономической информации.

Управление предприятием требует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объёме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.

С принятием национальных стандартов изменился порядок определения, оценки основных средств, а также порядок начисления их амортизации, методы амортизации, которые дают возможность правильно «самортизировать» балансовую стоимость основных средств.

Как известно, основные средства подвержены физическому и моральному износу, то есть, находясь под влиянием физических сил, технических и экономических факторов, они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Физический износ частично можно восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства, но приходит время и затраты на ремонт не окупаются и данные средства становится нецелесообразно использовать. Моральный износ проявляется в том, что основные средства по своей конструкции, производительности, расходам по эксплуатации и обслуживанию отстают от более новых конструкций, а главное, что они не могут выпускать продукцию такого качества и в количестве, которую можно выпускать на более совершенном оборудовании. Это требует замены устаревших объектов основных средств более совершенными.

Амортизационные отчисления являются основой для погашения расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию основных средств.

Кроме того, правильное начисление амортизации играет важную роль при формировании налогооблагаемой прибыли у предприятия, так как на сумму амортизационных отчислений уменьшается валовой доход. В случае если выявляются ошибки относительно неправильного начисления амортизации основных фондов налоговыми органами, такая ошибка рассматривается как существенная и к предприятию применяют штрафные санкции. В результате реформы в системе национального учёта предприятию дана возможность самостоятельного выбора метода начисления амортизации основных средств - прямолинейного метода, метода уменьшения остаточной стоимости, метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости, кумулятивного метода, производственного метода, налогового метода. Однако к разным объектам основных средств применимы разные методы. Поэтому правильный выбор метода и правильное отражение амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете на сегодняшний день является актуальным.

Цель данной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.

Задачи работы:

    Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.

    Изучить учёт основных средств их амортизации.

    Изучить документооборот по учёту основных средств, бухгалтерские данные и данные финансовой отчётности.

    Провести сравнительный анализ методов начисления амортизации основных средств и оценить целесообразность применяемого метода начисления амортизации основных средств с позиции обеспечения будущих экономических выгод предприятия.

    Изучить методы контроля за сохранностью основных средств на предприятии.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления

На сегодняшний день ОАО «Гомсельмаш» является крупнейшим предприятием сельскохозяйственного машиностроения Республики Беларусь по выпуску сельскохозяйственного оборудования. Завод располагает мощной производственной базой, представленной развитым механообрабатывающим, сварочно-сборочным, литейным и кузнечно-прессовым производствами, работающих на основе передовых технологий.

В пользовании предприятия находится земельный участок общей площадью 210,6 га, в том числе под промышленной зоной 106,3 га, производственные помещения занимают 426 734,2 кв. м., предоставленный компании в постоянное пользование. На территории земельного участка располагается 172 сооружения.

Уставный фонд предприятия разделён на 207 535 684 простых именных акций номиналом 250 руб. и составляет 5188392100 руб. Привилегированных акций предприятие не выпускало. На сегодняшний день на льготных условиях работникам предприятия за денежные средства и КС реализовано 0,08% акций, за ПИС- 1,54% акций предприятия, высшему и среднему руководства реализовано- 0,90% акций. На фондовой бирже продано 25% акций. На сертификатном аукционе за ПИС реализовано 22,46% акций. Фонд госимущества выставляет на коммерческий конкурс 50,02%-ный пакет акций предприятия.

ОАО «Гомсельмаш» специализируется на выпуске оборудования для сельскохозяйственных работ.

За последние годы освоен выпуск нового семейства механизированных машин типа КД90, на базе серийно выпускаемых, созданы модернизированные крепи М87Л и МТ1,5. Налажен капитальный ремонт выпускаемого сельскохозяйственного оборудования. Модернизированы и производятся: механизированная крепь МК98Д, контактные электровозы ЭК10Т иЭК10Р, выпускаемые в Республики Беларусь. Подходит к завершению запуск в серийное производство новой сельскохозяйственной техники, по своим техническим характеристикам не уступающей лучшим зарубежным аналогам. Кроме того, расширен ассортимент товаров народного потребления и услуг по производству литья, поковок, сварочных металлоконструкций, запчастей к сельхозоборудованию.

Фактическое распределение акций ОАО «Гомсельмаш» иллюстрирует рисунок 1.1

Рисунок 1.1 - Фактическое распределение акций ОАО «Гомсельмаш»

Организационную структуру управления бухгалтерией на ОАО «Гомсельмаш» можно представить на рисунке 1.2

Смысл организационной системы управления бухгалтерией заключается в установлении обязанностей, прав и ответственности за выполняемую работу.

Основными задачами отдела бухгалтерии и, в частности бухгалтера, являются:

    Соблюдение закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

    Учёт, анализ, контроль за выполнением производства в разрезе количества, качества и ассортимента продукции.

    Учёт, анализ, контроль за экономным использованием имеющихся ресурсов.

    Учёт, анализ, контроль и выявление фактических затрат и результатов деятельности предприятия.

    Учёт, анализ, контроль за затратами труда и его оплатой.

    Учёт, анализ, контроль за расчетами с поставщиками.

    Учёт, анализ, контроль за реализацией и отгрузкой продукции.

    У
    чёт, анализ, контроль за формированием прибыли, финансовым состоянием, соответствием расходов предприятия и его доходом.

    Выявление резервов дальнейшего увеличения эффективности производства.

1.2 Основные технико-экономические показатели

Основные технико-экономические показатели завода по состоянию на 1 января 2006 г. представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Основные технико-экономические показатели по заводу за 2001год

Наименование

2004г. (факт)

2005год

Отклонения

по сравнению с 2000г.

план

факт

%;+/-

1

2

3

4

5

6

7

1

Товарная продукция (тыс. руб.)

116890

225880

208790

92,4

+91900

2

Реализованная продукция (тыс. руб.)

115298

225880

214795

95,1

+99497

3

Себестоимость товарной продукции (тыс. руб.)

19475,43

215123

19567,8

-19452,2

+92,37

В т.ч. затраты на 100 руб. товарной продукции (руб.)

88,56

95,24

93,72

-1,52

+5,16

4

Прибыль от выпуска товарной продукции (убытки) (тыс. руб.)

13344

10757

13119,2

+2362,2

-224,8

5

Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.)

97259

215786

201547

93,4

+104288

6

Прибыль (убытки) от реализации продукции (тыс. руб.)

18039

9684

13248

136,8

-4791

7

Чистая прибыль (убытки) (тыс. руб.)

-11322

-5379

+5943

8

Численность трудящихся (чел.)

6077

6052

6056

100,1

-21

В т.ч. промышленно-производственный персонал (чел.)

5257

5354

5373

100,4

+116

-из них рабочие (чел.)

4125

4228

4253

100,6

+128

9

Фонд оплаты труда (тыс. руб.)

20848

25642

25024

97,6

+4176

В т.ч. ППП (тыс. руб.)

18841

23850

23219

97,3

+4378

-из них рабочие (тыс. руб.)

13776

18739

17927

95,7

+4151

10

Средняя заработная плата (в эквиваленте полной занятости) (тыс. руб.)

310,7

353

363

102,8

+52,3

В том числе промышленно-производственный персонал (тыс. руб.)

326,5

371,2

380,4

102,5

+53,9

-из них рабочие (тыс. руб.)

307,4

369,3

371,9

100,7

+64,5

11

Дебиторская задолженность (тыс. руб.)

29343

48642

48642

100

+19299

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

5

6

7

12

Кредиторская задолженность (тыс. руб.)

72447

114092

114092

100

+41645

В том числе по заработной плате (тыс. руб.)

1928

1536

1536

100

-392

- по заработной плате с начислениями (тыс. руб.)

2702

2428

2428

100

-274

13

Стоимость основных фондов (тыс. руб.)

282782

284305

+1523

В том числе промышленно-производственных фондов (тыс. руб.)

272339

273617

+1278

Таким образом, если проанализировать основные технико-экономические показатели по предприятию в динамике (2004-2005 гг.), то можно прийти к выводу, что по сравнению с 2004 г. возросли объемы товарной и реализованной продукции на 91900 тыс. руб. и 99497 тыс. руб. соответственно, однако плановые показатели не выполнены. За счёт роста цен на материалы в 2005 г. выросла ее себестоимость, увеличились затраты на оплату труда (4176 тыс. руб..). Не смотря на это, прибыль от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом снизилась на 4791 тыс. руб. В 2005 г. предприятие несет убытки в размере 5379тыс. руб.., и по сравнению с 2004 г. они сократились на 5943тыс. руб.. В 2005 г. наблюдается рост дебиторской задолженности на 19299 тыс. руб. и кредиторской на 41645тыс. руб.

Анализируя показатели деятельности машзавода за 2005 год, можно сделать вывод: в активе предприятия увеличилась доля незавершенного производства (10169 тыс. руб.), произошло уменьшения балансовой стоимости основных средств за счёт их списания и ликвидации (9307тыс. руб.), увеличился запас продукции предприятия (19413 тыс. руб.), готовая продукция на складе уменьшилась (7439 тыс. руб.); за счёт недостаточной платёжеспособности покупателей увеличилась дебиторская задолженность за отгруженную продукцию (13914 тыс. руб.) и с этой целью был создан резерв сомнительных долгов (3200 тыс. руб.). Пассив предприятия претерпел изменения: убытки предприятия возросли (7957 тыс. руб.), были погашены краткосрочные кредиты банка (85 тыс. руб.), увеличилась кредиторская задолженность за товары (34327 тыс. руб.), произведены расчёты с бюджетом (8559 тыс. руб.). Также по результатам 2005 г. наблюдается увеличение дохода от реализации продукции (119366 тыс. руб.), однако при этом увеличилась себестоимость продукции за счёт увеличения количества выпущенной продукции, цен на материалы, затрат на производство продукции; за счёт увеличения себестоимости уменьшилась и валовая прибыль. За счёт значительных затрат, связанных с операционной деятельностью, и незначительной валовой прибылью по результатам работы предприятия был получен убыток (приложение). По результатам деятельности предприятия за 2005 год можно прийти к такому заключению - поступление денежных средств от операционной деятельности по сравнению с 2004 годом сократилось за счёт превышения обязательств предприятия над его активами, доходы от инвестиционной деятельности также сократились (1265 тыс. руб.) за счёт приобретения необоротных активов, результатом финансовой деятельности является погашения долга в размере 1000тыс. руб. В 2005 г. величина уставного капитала не изменилась, сумма дополнительного капитала изменилась за счёт исправления ошибок, непокрытые убытки увеличились.

2. СУЩНОСТЬ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическом у и моральному износу.

Износ представляет собой потерю потребительских свойств как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов основные средства постепенно утрачивают свои потребительские свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции по каким-либо техническим причинам или в силу экономической невыгодности. Фактически изношенные основные средства можно частично восстановить, производя их ремонт, реконструкцию или модернизацию. Однако приходит время, когда затраты на ремонт не окупаются и ста­новятся бесполезными.

Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные средства по своей конструкции, производитель­ности, расходам на обслуживание и эксплуатацию уступают своим новейшим «собратьям». Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно производить на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные средства, прежде всего их активную часть, новы­ми, более современными экземплярами. При этом физический износ не является главным фактором. В современной экономике необходимость замены определяется моральным износом, экономическими факторами. Денежные средства, необходимые для воспроизводства основных средств, т.е. замены износившихся экземпляров новыми, могут быть по­лучены только из выручки за реализуемые товары и услуги. В стоимость товаров, поступающих в обращение, включает­ся и частичное погашение стоимости действующих основ­ных средств в соответствии с новым положением участия объектов в хозяйственной деятельности.

Экономическим выражением процесса физического и (или) морального износа является процесс амортизации. Механизм (процесс) постепенного переноса стоимости ос­новных средств на готовый продукт и накопление аморти­зационного фонда для замены изношенных экземпляров на­зывается амортизацией. Процесс накопления амортизаци­онного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета.

В Плане счетов для учета амортизационных отчислений и накопления суммы амортизации предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Это регулирующий пассивный (контрактивный) счет, на котором открывается два субсчета:

02/1 «Амортизация собственных основных средств»;

02/2 «Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств».

Кредитовое сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств» отражает величину накопленной амортизации ос­новных средств, которые числятся на счете 01 «Основные средства».

Организации при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее на­числения в рамках установленных диапазонов сроков по­лезного использования. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно.

Норма амортизации - доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.

Проектом Положения от 16 ноября 2001 года о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов вводится понятие «Амортизируемая стоимость», по которому объекты ОС числятся в учете. В качестве таковой может выступать как первоначальная, так и восстановительная стоимость.

Амортизируемая стоимость изменяется по решению комиссии, утверждаемой руководителем организации, в случаях: завершения модернизации оборудования, технического перевооружения, дооборудования, реконструкции, достройки, а также в иных случаях в соответствии с законодательством.

Разница амортизируемой стоимости объекта основных средств и суммы амортизации, начисленной по нему, представляет собой его недоамортизируемую стоимость, отражаемую по строке 110 бухгалтерского баланса.

Объектами начисления амортизации являют­ся основные средства и нематериальные активы ор­ганизаций как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности.

У индивидуальных предпринимателей основные средства и нематериальные активы, не используемые в предпринимательской деятельности, объектами на­числения амортизации не являются.

К амортизируемым основным средствам от­носятся:

1. здания, включая временные титульные; со­оружения, включая ведомственные дороги; переда­точные устройства; рабочие и силовые машины, ме­ханизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устрой­ства; вычислительная техника, оргтехника; инстру­мент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние наса­ждения: основные средства горнодобывающей про­мышленности; буферный газ и прочее имущество (активы), относимые по установленной законода­тельством классификации к основным средствам (далее - по действующей классификации);

2. капитальные вложения в улучшение земель (мелиоративные, ирригационные и другие работы), не связанные с созданием сооружений; капитальные вложения в арендованное (полученное в лизинг) имущество;

3. оборудование, модели, образцы, находящиеся в кабинетах, лабораториях и на других площадях на­учных и учебных организаций (селекционных цен­тров, опытно-экспериментальных баз, центров кол­лективного пользования, специальных мастерских, фитотронов, вивариев, теплиц и тому подобных), ис­пользуемые для научных и учебных целей (кроме принятых к учету до начала применения настоящего Положения), выставочные и рекламные стенды;

4. объекты жилищного фонда, внешнего бла­гоустройства, наружного освещения, используемые организацией для выполнения уставных целей. К объектам внешнего благо­устройства следует относить объекты согласно ут­вержденному в установленном порядке перечню;

5. спортивные сооружения, автомобильные до­роги и комплекс инженерных сооружений, входящих в состав дорог (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, системы водоотвода, до­рожные знаки, защитные устройства, площадки отды­ха, средства связи;

6. объекты, указанные в настоящем подпункте, при условии их функционирования с привлечением финансирования из республиканского и/или местных бюджетов, а также финансирования из аналогичных и иных источников организаций республиканской и коммунальной форм собственности, потеря стоимости которых отражается в бухгалтерском учете справочно на забалансовых счетах в конце отчетного года:

6.1. судоходные гидротехнические сооружения,

6.2. объекты жилищного фонда,

6.3. объекты внешнего благоустройства и на­ружного освещения,

6.4. автомобильные дороги общего пользова­ния, комплекс инженерных сооружений, входящих в состав этих дорог,

6.5. специализированные спортивные соору­жения (трамплин, стрельбище для занятий биатло­ном, роллерная трасса, трасса для фристайла, легко­атлетическое сооружение для толкания ядра с беговой дорожкой),

6.6. прочие объекты основных средств, поря­док функционирования которых является законода­тельно установленной отраслевой особенностью;

6.7. мобилизационные объекты: запасные пункты управления, отдельно стоящие убежища и укрытия граждан­ской обороны республиканской и коммунальной форм собственности, законсервированные в установленном порядке мобилизационные мощности, складские здания и сооружения или части склад­ских помещений, хранилищ, емкостей, полигоны, площадки и другие сооружения, пред­назначенные для хранения материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, сис­темы резервов материальных ресурсов для ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в запасе объекты мобилизационного и государственного резервов, системы резервов мате­риальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, объекты вооружения, военной и специаль­ной техники и объекты, предназначенные для их хра­нения и утилизации, объекты неснижаемого запаса.

В настоящее время по всем объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства амортизация не начисляется.

Нормативный срок служ­бы объектов основных средств, как используемых, так и не ис­пользуемых в предпринима­тельской деятельности, уста­навливается применительно к каждой позиции основных средств, включенной в дейст­вующую классификацию амор­тизируемых основных средств.

Нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в действую­щую классификацию, устанав­ливается решением комиссии на основании технической до­кументации организаций-изго­товителей, а в ее отсутствие — комиссией путем оценки тех­нического состояния объекта в соответствии с законодательст­вом.

При расхождении значений нормативных сроков службы, установленных применитель­но к позициям действующей классификации, и значений сроков эксплуатации отдель­ных объектов основных средств, устанавливаемых организация­ми-изготовителями в техничес­кой документации на продук­цию на срок, равный году или более чем на 1 год, комиссия организации вправе использо­вать для целей настоящего По­ложения значения норматив­ных сроков службы этих объ­ектов исходя из сроков эксплуа­тации, подтверждаемых техни­ческой документацией орга­низаций-изготовителей. Орга­низации должны обеспечить со­хранность документов по учету основных средств и указанной технической документации на протяжении всего срока службы объекта.

Нормативный срок служ­бы объектов основных средств, не используемых в предприни­мательской деятельности, в том числе ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым ба­лансодержателем или собст­венником со дня принятия их на учет при вводе в эксплуата­цию. По объектам, ранее нахо­дившимся в эксплуатации, ко­миссия вправе понижать нор­мативные сроки службы вдвое, но не ниже чем до двух лет.

Нормативный срок служ­бы и срок полезного использо­вания объектов нематериаль­ных активов определяется ис­ходя из времени их использо­вания (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, под­тверждающими нрава правооб­ладателя. При невозможности определения нормативного срока службы нематериально­го актива нормы амортизаци­онных отчислений по нему ус­танавливаются по решению ко­миссии: на срок до двадцати лет, но не более срока деятель­ности организации (по сред­ствам индивидуализации участ­ников гражданского оборота товаров и услуг). Нормативный срок службы основных средств, ранее находившихся в эксплуатации, определяется с момента принятия их на учет при первоначальном вводе в эксплуатацию.

Годовая норма аморти­зационных отчислений каждо­го из объектов основных средств и нематериальных активов, не используемых в предпринима­тельской деятельности, рас­считывается как величина, об­ратная нормативному сроку службы объекта.

Нормативные сроки службы устанавливаются только по объектам, неиспользуемым предпринимательской деятельностью, применительно к каждой позиции, включенной в их классификацию. При этом по машинам и оборудованию они определены исходя из режима работы в две смены.

Для объектов, используемых в предпринимательской деятельности, новый порядок амортизации предусматривает применение диапазонных сроков полезного использования. Эти сроки и производственные от них нормы амортизации установлены по семи группам основных средств:

    Здания;

    Сооружения;

    Машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, рабочий и племенной скот;

    Вычислительная техника, оборудование связи, оргтехника и т.д.;

    Транспортные средства;

    Воздушные суда;

    Основные средства горнодобывающих отраслей промышленности.

Организации самостоятельно определяют нормы амортизации в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования, исходя из ожидаемого периода функционирования объекта, в течение которого может быть получена экономическая выгода (доход). Эта операция оформляется решением комиссии, утвержденной руководителем организации.

Амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется:

– по объектам, используемым в предпринимательской деятельности, амортизация основных средств начисляется исходя из выбранного срока полезного использования линейным, нелинейным и производительным способами;

– по основным средствам, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, - исходя из нормативного срока службы линейным способом.

3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА ОС

3.1 Методика начисления амортизации ОС

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Годовые нормы начисле­ния амортизации в первом и каждом из последующих лет срока эксплуатации объекта у одного балансодер­жателя или собственника совпадают. Несовпадение этих норм возможно в случаях изменения условий эксплуатации объектов (коэффициентов сменности ра­боты машин и оборудования, среды, в которой они эксплуатируются, иных отклонений от установленных базовых режимов работы и других условий в соответ­ствии с действующим законодательством).

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств или нематериальных активов и нормативно­го срока службы или срока его полезного использо­вания путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизаци­онных отчислений.

Нелинейный способ заключается в неравно­мерном (по годам) начислении организацией аморти­зации в течение срока полезного использования объек­та основных средств или нематериальных активов.

Объектом применения нелинейного способа начисления амортизации являются передаточные уст­ройства, рабочие, силовые машины и механизмы, обо­рудование (включая оборудование связи, лаборатор­ное и учебное оборудование), вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства и дру­гие объекты основных средств, которые непосредст­венно участвуют в процессе производства продукции (работ, услуг), включая антенны, взлетно-посадочные полосы, измерительные и регулирующие приборы и устройства (устройства системы гражданской авиа­ции, оборудование системы посадки и наземные сред­ства вождения самолета, аппаратура диспетчерского управления специальных видов связи и другие), ин­струмент, рабочий скот, нематериальные активы (за исключением фирменных наименований и товарных знаков), а также объекты лизинга.

Нелинейный способ начисления амортизации не распространяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:

-машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет,

-легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных и используемых для услуг такси);

-отдельные виды оборудования гражданской авиации. срок полезного использования которых оп­ределяется исходя из установленных ресурсов;

-уникальную технику и оборудование, предназна­ченные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного вида конкретной продукции;

-предметы интерьера, включая офисную мебель;

-предметы для отдыха, досуга и развлечений.

При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается мето­дом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа могут быть различными.

С целью сокращения учетных работ по объектам, применительно к которым Комиссией выбран нели­нейный способ начисления амортизации, организа­ции вправе временно до окончания календарного го­да, в течение которого эти объекты были приняты в эксплуатацию, начислять амортизацию по ним ли­нейным способом. С начала следующего календарного года амортизация по данным объектам начисляется одним из методов нелинейного способа, определен­ным Комиссией.

Применение метода суммы чисел лет пред­полагает определение годовой суммы амортизацион­ных отчислений, исходя из амортизируемой стоимо­сти объектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использо­вания объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Сумма чисел лет срока полезного использования объекта определяется по следующей формуле:

СЧЛ = Спи * ( Спи + 1 ) / 2 (1)

где СЧЛ - сумма чисел лет выбранного организаци­ей самостоятельно в пределах установленного диапа­зона срока полезного использования объекта;

С>пи> - выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срок полезного использования объекта.

При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается ис­ходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости (разности амортизи­руемой стоимости и суммы начисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5 раза), принятого организацией.

Производительный способ начисления амор­тизации объекта основных средств или нематериаль­ных активов заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объ­ема продукции (работ, услуг), выпущенной (выпол­ненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта, опре­деленному в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения.

Амортизационные отчисления рассчитываются производительным способом в каждом отчетном го­ду по следующей формуле:

AO>t> = ОПР>t>> >*( АС/∑ ОПР>t>) (2)

где: AO>t> - сумма амортизационных отчислений в году;

АС - амортизируемая стоимость объекта;

ОПР>t> - прогнозируемый в течение срока экс­плуатации объекта объем продукции (работ, услуг) в году t;

t = 1, ... , n - годы срока полезного использова­ния объекта.

Применение линейного, нелинейного или производительного способов начисления амортиза­ции по объектам одного наименования предусматри­вает выделение их в отдельные подгруппы.

Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 ее годовой нормы с месяца начала начисления амортизации.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств, используемым в предпринима­тельской деятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использования объектов и вне зависимости от источника их приобретения.

3.2 Синтетический и аналитический учет амортизации и износа ОС

Синтетический учёт основных средств ведется по счёту 01 «Основные средства», необоротных активов - на счёте 04 «Прочие необоротные материальные активы», амортизация необоротных материальных активов - на счёте 02 «Износ необоротных активов».

Учёт основных фондов на предприятии ведет бюро материального учёта. Это бюро ответственно за расчёт транспортно-заготовительных расходов по материальным счетам, расчёт амортизационных отчислений по всем цехам и службам, ведение учёта основных средств и нематериальных активов, обработка инвентаризационных ведомостей по основным фондам, ведение аренды основных средств, предъявление счетов на отгрузку сторонним организациям, ведение журналов-ордеров №4, в которых отражена информация относительно списания амортизационных отчислений на счета - 20 «Производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Коммерческие расходы». В журнале-ордере №4 сосредоточен учёт по кредиту счётов 02 «Износ основных средств», 05 «Износ нематериальных активов» и дебиту соответствующих счетов. Основанием для отражения информации в данном журнале служит «Бухгалтерская справка», в которой отражается наличие и движение основных средств и нематериальных активов, их износ, арендная плата, расходы на их капитальный ремонт, а также указываются корреспондирующие счета.

Учёт основных средств, прочих необоротных активов, их амортизации приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Журнал хозяйственных операций по учёту основных средств за январь 2005 года на ОАО «Гомсельмаш»

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Оприходован лом от ликвидации основных средств

10

91

159440

2

Отражение дохода от операционной аренды основных средств

51

91

332465

3

Ввод в эксплуатацию основных средств

01

08

5062364

4

Произведено списание остаточной стоимости объектов основных средств

92

01

199267

5

Списание износа ликвидируемых объектов основных средств

02

01

10340235

6

Начисление износа основных средств управления рабочего снабжения

25

02

347342

7

Начислен износ основных средств ремонтно-строительного управления

23

02

208938

8

Начислен износ основных средств

20

02

4923524

9

Начислен износ нематериальных активов

25

05

12183

3.3 Порядок образования, использования и отражения в учете амортизационного фонда

Немаловажную роль в деятельности предприятия в целом и обновлении основных средств в частности играет создание амортизационного фонда. Именно благодаря этому фонду предприятие располагает средствами для покупки нового оборудования, подвижного состава, офисной техники более нового уровня производительности и качества работы. Всё это позволяет предприятию постоянно удерживать производство на высоком уровне, как качественном, так и количественном, и вести конкурентную борьбу за покупателя на рынке.

Учет формирования и использования амортизацион­ного фонда ведется на забалан­совых счетах «Амортизацион­ный фонд воспроизводства ос­новных средств» и «Амортиза­ционный фонд воспроизвод­ства нематериальных активов».

По дебету перечислен­ных забалансовых счетов отра­жаются:

– организациями торговли и общественного питания — сум­мы амортизационных отчисле­ний, включенных в состав из­держек обращения (за исклю­чением сумм начисленной ли­зингополучателем амортиза­ции по объектам лизинга);

– организациями-лизингода­телями — суммы, равные вели­чине амортизационных отчис­лений, включенных в состав внереализационных расходов по операциям лизинга;

– коммерческими организа­циями, выполняющими рабо­ты и оказывающими услуги, учетной политикой которых предусмотрен метод учета реа­лизации по отгрузке, — суммы амортизационных отчислений, включенных в состав издержек производства с учетом общехо­зяйственных и коммерческих расходов, если особенности хозяйственной деятельности названных организаций не предусматривают наличия ос­татков по счетам учета затрат на производство;

– по иным видам деятельнос­ти — суммы, равные величине амортизационных отчислений в составе полной (с учетом об­щехозяйственных и коммер­ческих расходов) себестоимос­ти реализованной продукции (работ, услуг).

Многопрофильные органи­зации формируют амортизаци­онные фонды по данным раз­дельного учета затрат по каж­дому из перечисленных в нас­тоящем пункте видов деятель­ности.

Амортизационные фон­ды воспроизводства основных средств и нематериальных ак­тивов формируются с учетом следующих особенностей.

Сумма амортизационных отчислений в составе полной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) рас­считывается умножением удель­ного веса суммы амортизации (основных средств — с учетом индексации) в затратах на про­изводство с учетом общехозяй­ственных и коммерческих рас­ходов (за исключением сумм начисленной лизингополуча­телем амортизации по объек­там лизинга) нарастающим итогом с начала отчетного го­да на полную себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) с начала отчет­ного года.

Затраты на производство принимаются в расчет по эко­номическим элементам без внутреннего и внутризавод­ского оборота, то есть опреде­ляются как сумма оборотов по дебету счетов учета затрат на производство: 20 «Основное производство», 23 «Вспомога­тельные производства», 25 «Об­щепроизводственные расхо­ды», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Коммерческие расходы», за исключением внутренних и внутризавод­ских оборотов (бухгалтерских записей Дебет счета 20 Кредит счетов 20, 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23, 25, 26; Дебет счета 23 Кре­дит счетов 21, 23, 25, 26; Дебет счета 25 Кредит счетов 21, 23, 25; Дебет счета 26 Кредит сче­тов 21, 23, 26; Дебет счета 43 Кредит счетов 23, 43; Дебет сче­тов 10 «Материалы», 12 «Ма­лоценные и быстроизнашива­ющиеся предметы», 28 «Брак в производстве» Кредит сче­тов 20, 23 и других запи­сей).

Если в структуру коммер­ческой организации — юриди­ческого лица входят обособ­ленные подразделения, самос­тоятельно осуществляющие хозяйственную деятельность в соответствии с установленны­ми функциями (филиалы, представительства и другие обособленные подразделения независимо от подчиненности и форм собственности), удель­ный вес суммы амортизации (основных средств — с учетом индексации) в затратах на про­изводство с учетом общехозяй­ственных и коммерческих рас­ходов рассчитывается в целом по организации. При этом зат­раты на производство прини­маются в расчет в целом по юридическому лицу по эконо­мическим элементам, за исключением как внутренних и внутризаводских, так и внут­рихозяйственных оборотов между организацией и ее обо­собленными подразделениями (бухгалтерские записи Дебет счетов 20, 21, 23, 25, 26, 43 и дру­гих счетов Кредит счета 79 «Внут­рихозяйственные расчеты»).

Коммерческие организации, в структуру которых входят обособленные подразделения (филиалы, представительства и другие), вправе своей учетной политикой устанавливать как централизованный (в целом по юридическому лицу), так и де­централизованный (по органи­зации без включения обособ­ленных подразделений и по каждому обособленному под­разделению в отдельности) по­рядок формирования аморти­зационных фондов, их исполь­зования и отражения на заба­лансовых счетах.

При установлении центра­лизованного порядка величина амортизационных фондов оп­ределяется исходя из полной (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов) се­бестоимости продукции, реа­лизованной юридическим ли­цом другим организациям, и рассчитанного в целом по юри­дическому лицу удельного ве­са суммы амортизации (основ­ных средств — с учетом индек­сации) в затратах на производ­ство (с учетом общехозяй­ственных и коммерческих рас­ходов). Формирование и ис­пользование амортизационных фондов в целом по юридичес­кому лицу учитывается голов­ной организацией и в бухгал­терском учете обособленных подразделений не отражается.

При установлении децен­трализованного порядка вели­чина амортизационных фон­дов определяется организацией (без включения обособлен­ных подразделений) и отдель­но каждым обособленным под­разделением исходя из полной (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов) се­бестоимости продукции, реа­лизованной организацией (без включения обособленных под­разделений) и каждым обособ­ленным подразделением дру­гим организациям и рассчитан­ного в целом по юридическому лицу удельного веса суммы амор­тизации (основных средств — с учетом индексации) в затратах на производство (с учетом об­щехозяйственных и коммер­ческих расходов). Формирова­ние и использование амортиза­ционных фондов отражается в бухгалтерском учете как орга­низации, так и каждого ее обо­собленного подразделения.

По кредиту каждого из забалансовых счетов «Амортизационный фонд воспроизвод­ства основных средств» и «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» отражается направ­ление средств указанных амортизационных фондов на фи­нансирование фактически про­изведенных в отчетном периоде:

— капитальных вложений про­изводственного назначения и затрат организации на жилищ­ное строительство (в том числе на выдачу ссуд и приобретение жилья работникам организа­ции, состоящим на учете по улучшению жилищных усло­вий), осуществляемых при вы­полнении работ хозяйствен­ным и/или подрядным спосо­бом (по оплаченным и/или принятым к оплате счетам в за­висимости от установленного учетной политикой метода уче­та реализации), погашение кредитов и займов, получен­ных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении на увеличение стоимости объек­тов), у лизингодателей — ин­вестиционных расходов по объектам лизинга. Под капи­тальными вложениями про­изводственного назначения для целей настоящего Положе­ния понимаются: капитальное строительство в форме нового строительства, в том числе до­стройка, приобретение и изго­товление объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринима­тельской деятельности, рекон­струкция, модернизация и тех­ническое перевооружение объ­ектов основных средств, ис­пользуемых в предпринима­тельской деятельности;

— вложений в создание (в том числе проведение научно-ис­следовательских, опытно-кон­структорских и опытно-техно­логических работ) и в приобре­тение нематериальных активов (по оплаченным и/или приня­тым к оплате счетам в зависи­мости от установленного учет­ной политикой метода учета реализации), погашение кре­дитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении на увеличе­ние стоимости объектов).

При проведении работ подрядным способом факти­чески произведенными капи­тальными вложениями в ос­новные средства считаются:

— для организаций, учетной политикой которых установ­лен метод учета реализации по отгрузке, — вложения, счета поставщиков (подрядчиков) по которым приняты к оплате;

— для организаций, учетной политикой которых установ­лен метод учета реализации по оплате, — вложения, счета пос­тавщиков (подрядчиков) по которым оплачены, а также суммы перечисленных постав­щикам (подрядчикам) авансо­вых платежей. На суммы воз­вращенных поставщиками (под­рядчиками) или использован­ных ими не по целевому назна­чению авансов корректируется использование амортизацион­ного фонда в месяце перечис­ления аванса.

При проведении работ хо­зяйственным способом факти­чески произведенными капи­тальными вложениями в ос­новные средства считаются:

— при строительстве (изготов­лении) новых и достройке дей­ствующих объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринима­тельской деятельности, — фак­тические затраты по закончен­ным конструктивным элемен­там и видам, отдельным этапам на основании актов приемки-сдачи работ, оформленных в установленном порядке;

— при проведении рекон­струкции, модернизации и тех­нического перевооружения действующих объектов основ­ных средств — фактически произведенные документально подтвержденные затраты по выполненным работам.

Таким образом, основные фонды и их создание – это неотъемлемая часть деятельности предприятия и первоочередной финансовый источник обновления основных средств.

3.4 Отражение амортизации и износа ОС в бухгалтерской и статистической отчетности.

На ОАО «Гомсельмаш» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данных первичных документов путём использования накопительных ведомостей.

Перечень типовых форм первичной документации, которыми оформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов, а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 3.2

Таблица 3.2 - Первичные документы по учёту основных средств

Форма документа

Название документа

Примечания

1

2

3

4

1

ОЗ-1

Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств

Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько - только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом

2

ОЗ-2

Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств

Отмечаются техническая характеристика и первоначальная стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств

3

ОЗ-3

Акт списания основных средств

После ликвидации основных средств и составления актов на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств

4

ОЗ-4

Акт на списание автотранспортных средств

Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом

5

ОЗ-5

Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин

Составляется при установке, пуске и демонтаже строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки.

6

ОЗ-6

Инвентарная карточка учёта основных средств

Осуществляются записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Как правило, заполняется в одном экземпляре и находится в бухгалтерии.

7

ОЗ-7

Опись инвентарных карточек по учёту основных средств

Применяется для регистрации инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.

8

ОЗ-8

Карточка учёта движения основных средств

Применяется для учёта движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре.

9

ОЗ-9

Инвентарный список основных средств

Применяется в местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта по материально ответственным лицам. Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми с записями в инвентарных карточках учёта основных средств

10

ОЗ-14, ОЗ-15,

ОЗ-16

Расчёт амортизации основных средств

Используются при начислении износа основных средств

Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.

Аналитический счёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт, калькуляция затрат на производство.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №03-6), являющаяся регистром аналитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.

Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).

Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод, а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.

Для регистрации инвентарных карточек применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму не нашла своего применения.

Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств, который составляется в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.

Для начисления амортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизации основных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства На ОАО «Гомсельмаш» для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости, амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа.

В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.

Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов - цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.

Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств по форме ОЗ-3, в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках. На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.

На основании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов. В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.

3.5 Оценка организации учета амортизации и износа ОС

Для обеспечения производственной дисциплины, выявления центров ответственности, обеспечения достоверности информации, правильности, законности хозяйственных операций, полноты и своевременности отображения их в учёте на предприятии осуществляют внутренний бухгалтерский контроль. Внутренний бухгалтерский контроль является одной из составных частей внутрихозяйственного контроля, который охватывает все сферы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Обеспечение достоверности данных в процессе учета – непосредственное задание внутрихозяйственного контроля. Организация и проведение внутрихозяйственного контроля является одним из основных обязательств главного бухгалтера предприятия. Такой контроль на ОАО «Гомсельмаш» главный бухгалтер осуществляет через начальников бюро, а также контрольно-ревизионный отдел.

Внутренний контроль является компетенцией бухгалтерии, он охватывает функции и методы, с помощью которых процессы общего документооборота, бухгалтерского учета и калькулирования, а также их исполнение, проверка и ведение должны быть скоординированы так, чтобы руководство предприятия могло полностью полагаться на бухгалтерские данные, как точный, правдивый и оперативный сигнал определения бухгалтерского учета, как досконального инструмента сохранения собственности и контроля за исполнением поставленного задания.

Итак, внутренний финансово-бухгалтерский контроль осуществляется в области бухгалтерии, охватывая работу с целью проверки - по отношению к легальности и достоверности хозяйственных операций к их проведению или перед их завершением на основании бухгалтерских документов, а также с целью проверки правильности функционирования бухгалтерии и изучения результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Основные задания внутреннего бухгалтерского контроля заключаются в осуществлении контроля за организацией пропускного режима на предприятии; своевременным и правильным оприходованием материалов в день их поступления; отпуска материалов в производство в установленном порядке выдачи и оформлением документов при этом; состоянием складского учета и его обеспеченностью измерительными приборами; состоянием аналитического учета на складах и бухгалтерии; сохранностью наличности и целевым ее использованием; уплаты штрафов; состоянием расчетов с покупателями и поставщиками и так далее.

Наиболее важным показателем качества бухгалтерского контроля является юридические доказательства результатов контроля.

Осуществление бухгалтерского контроля на предприятии позволяет решить поставленные задания, а также сопутствуют решению целого ряда наиболее общих или частичных заданий.

Организация и осуществление текущего контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью дают возможность увеличить контрольные функции бухгалтерского учёта.

Для решения основных заданий контроля необходимо организационное, техническое, экономическое, юридическое и учётно-аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Организационное обеспечение контроля связано с упорядочением взаимоотношений с работниками, службами по поводу контроля для обеспечения эффективных форм и методов контроля.

Техническое обеспечение контрольной деятельности связано с соответствующими средствами для измерения, подсчета, обмера и так далее. От степени надёжности и точности данных приборов зависят и результаты контроля на предприятии.

Экономическое обеспечение контроля связано с созданием экономической заинтересованности в результатах контроля. Заинтересованность в проведении контрольной деятельности возникает, когда результаты контроля связаны с оценкой работника. Так, экономическое обеспечение контроля на ОАО «Гомсельмаше» возложено на контрольно-ревизионный отдел, оценка деятельности которого зависит от качества проведенного контроля.

Юридическое обеспечение контроля обеспечивает полноценные доказательства результатов контроля, однозначность в определении вины работников, коллективов в нежелательных отклонениях, связано с установлением прав и обязанностей при осуществлении контроля. Юридическое обеспечение контроля возложено на юридический отдел.

Учётно-аналитическое обеспечение контроля связано с созданием системы первичного и сводного учёта и анализа.

Предоставление работнику прав и обязанностей сопровождается их полной ответственностью за результаты в той степени, в которой технично и организационно обеспечиваются условия и результаты контроля.

Информация, которая фиксируется в учёте, в частности в первичных документах, должна пройти контрольную обработку, то есть должна быть проверена и подтверждена не только работником, составившим данный документ, но и работником, который принимает результаты работ предыдущего для последующей обработки.

Текущий бухгалтерский контроль выполняется по показателям месячной бухгалтерской отчётности. Однако такой контроль имеет систематический характер и проводится не только по информации отчётности. Он также проводится путём проверки достоверности информации документов и полным отражением в них деятельности подразделений и отдельных хозяйственных операций, оформленных первичными документами.

Функции текущего бухгалтерского контроля на предприятии осуществляются путём:

    проверки и анализа учётных регистров, отчётов подразделений бухгалтерии, а при необходимости составления аналитических таблиц и группировочных ведомостей;

    организации контроля за правильностью оформления первичных документов, анализа отраженных показателей;

    проверки отдельных цехов, которые проводят работники, отвечающие за проведение контроля.

Важным участком бухгалтерского контроля является проверка правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, записей операций в учётных регистрах, группировки оправдательных документов, их сохранность и использование, соответствие показателей учётных регистров формам отчётности. По результатам проверок, анализа и исследований составляют акты или справки, если установлены нарушения, ошибки и отклонения, и есть нужда принятия управленческого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы была достигнута основная цель - изучен учёт и контроль основных средств и их амортизации на ОАО «Гомсельмаш», обоснована целесообразность применяемых методов амортизации основных средств.

Изучены нормативные вопросы по учёту амортизации основных средств. Это исследование показало, что реформы в системе национального учёта дали возможность предприятию выбора применяемых методов начисления амортизации основных средств. При этом предприятию необходимо учитывать, что применение для разных объектов основных средств одного и того метода может быть экономически не целесообразным. В работе были проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из методов начисления амортизации основных средств.

Также изучена организация бухгалтерского учёта амортизации основных средств на предприятии. ОАО «Гомсельмаш» является крупнейшим предприятием сельскохозяйственного машиностроения. Ведение учёта основных средств возложено на бюро материального учёта. На предприятии используется журнально-ордерная форма учёта основных средств. На предприятии применяются следующие первичные документы по учёту основных средств: акт приёма-передачи основных средств, акт на списание основных средств, накладная на внутреннее перемещение основных средств, инвентаризационная опись, расчёт амортизации основных средств. На основании первичных документов составляются такие учетные регистры: инвентарная карточка учёта основных средств, карточка учёта движения основных средств; инвентарные списки основных средств. Учётные регистры являются основанием для составления накопительных ведомостей - ведомость списанных и переданных основных фондов, ведомость стоимости ликвидируемых основных фондов, ведомость распределения амортизационных отчислений по участкам, ведомость вводимых основных фондов, ведомость поступивших основных средств, ведомость наличия основных средств; журнал-ордер №4, Главная книга. Были изучены формы финансовой отчётности (баланс, примечание к финансовой отчетности), в которой отражается информация по учёту основных средств. Синтетический учёт основных средств ведется на счёте 01 «Основные средства», а учёт их амортизации ведется на счёте 02 «Износ основных средств» в разрезе элементов операционных затрат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Бухгалтерский учет, под ред. В. Ф. Бабына, - Мн.: Вышейшая школа, 2004.

    Бухгалтерский учет, под ред. И. Е. Тишкова, - Мн.: Вышейшая школа, 2005.

    Основные средства: учет и амортизация, - Мн.: Амалфея, 2002.

    Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт, - М.:ИНФРА-М, 2005.

    Куттер М. И. Теория бухгалтерского учета, - М.: Финансы и статистика, 2003.

    Левкович О. А. и др. Бухгалтерский учет, - Мн.: Амалфея, 2005.