Гражданские и военные самолеты на международной авиационно-космической выставке ФАРНБОРО-92

Гражданские и военные самолеты на международной авиационно-космической выставке ФАРНБОРО-92

РЕФЕРАТ



ГРАЖДАНСКИЕ И ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ "ФАРНБОРО-92"

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Введение4

Российские и украинские самолеты и вертолеты5

Зарубежные гражданские самолеты12

Зарубежные военные самолеты12

Заключение13

ВВЕДЕНИЕ



Авиационно-космическая выставка в Фарнборо, проводившаяся с 6 по 13 сентября 1992г. и отмечавшая свое 60-летие, привлекла к участию более 650 фирм, меньше чем в 1990г., но из большего числа стран (из 30). Выставка носила явно выраженный коммерческий характер и использовалась для проведения деловых переговоров и заключения контрактов.

Выставка проходила в обстановке, когда английское правительство должно было принять ряд важных решений по закупкам и замене различных пассажирских и военных самолетов и вертолетов. Поэтому выставка характеризуется самолетами и вертолетами, которые удовлетворяют английским требованиям. Всего на выставке демонстрировалось 107 гражданских и военных самолетов и вертолетов.

Очень впечатляюще смотрелась экспозиция из 22 самолетов и вертолетов России, Украины и Узбекистана, из которых 14 демонстрировалось впервые. Экспозиция представлялась департаментом промышленности Минпрома РФ, возглавляемым генеральным директором департамента А.Г. Братухиным.

Экспозицию США составили 29 самолетов, приемущественно военных и хорошо известных ранее. Гражданские были в основном административные. Экспозицию представляли 85 фирм.

Хозяева выставки - объединение английских фирм SBAC -представляли приемущественно пассажирские самолеты: реактивные RJ 70/100 и 146/300, турбовинтовые АТР и “Джетстрим”31 и 41. Военные: палубный ударный самолет КВВП “Харрнер” и учебно-боевой самолет “Хок”.

Демонстрация самолетов и вертолетов России, Украины и Узбекистана привлекла всеобщее внимание. Были проведены важные переговоры по продаже и лизингу самолетов. Зарубежная печать ежедневно освещала достаточно доброжелательно нашу экспозицию, публикуя на первых страницах фотографии наших самолетов и вертолетов и называя их “звездами” выставки. В интервью генеральные конструкторы и летчики оценивали их как лучшие.

Российские и украинские самолеты и вертолеты



Наибольший интерес на выставке вызвал многоцелевой истребитель Су-35, известный ранее как Су-27М. Глубокая модернизация с использованием последних достижений в области аэродинамики, конструкторских материалов, двигателестроения и электроники позволяют отнести его к “поколению 4,5”.

Су-35 предназначен для высокоточных и мощных действий, как по воздушным целям, так и по наземным и морским объектам, для борьбы с самолетами ДРЛО и РЭБ.

Одноместный истребитель Су-35 имеет интегральную аэродинамическую компоновку и выполнен по схеме “триплан” с поворотным ПГО, установленными на наплыве крыла, что уменьшает балансировочное сопротивление самолета и тем самым повышает маневренность. Это единственный в мире статически неустойчивый истребитель такой схемы. Сохранив внешнее сходство с Су-27, многоцелевой Су-35 имеет ряд существенных особенностей. Так, "штатными" на истребителе стали переднее горизонтальное оперение и система дозаправки топливом в полете. Конструкцию шасси машины усилили, что позволило довести максимальную взлетную массу Су-35 до 34 т. Изменилось вертикальное оперение, несколько возросла относительная толщина консолей крыла, благодаря чему удалось увеличить внутренний запас топлива. Применены поворотные сопла, позволяющие отклонять вектор тяги в пределах от +15 до -15. Установлены ТРДДФ АЛ-35Ф с цифровой электронной системой (увеличенная тяга до 14000кгс и большой межремонтный ресурс).

Но главное отличие Су-35 - новая система управления вооружением с мощной помехозащищенной радиолокационной станцией, которая имеет увеличенную дальность обнаружения, может обеспечивать сопровождение и обстрел большего количества целей одновременно, а также работать в режиме картографирования местности. Для осуществления кругового обзора воздушного пространства в состав БРЭО самолета дополнительно включили небольшую РЛС заднего обзора, установленную в центральной хвостовой балке. Модернизации подверглись оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс истребителя, комплексы связи и обороны. Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: его основу составили три многофункциональных телевизионных индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла.

Су-35 не имеет аналогов в мире по широте применяемого вооружения. В состав управляемого вооружения класса "воздух-воздух" вошли новые ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ; максимальное число ракет, подвешиваемых на самолет, увеличилось до 14. Для решения боевых задач "воздух-поверхность" Су-35 может оснащаться управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами, а также неуправляемым оружием общей массой до 8 т.

Первый полет опытного экземпляра модернизированного самолета состоялся 28июня 1988г. В 1990г. на Комсомольском-на-Амуре АПО начался выпуск установочной партии новых истребителей. Облет головного серийного самолета выполнили 1апреля 1992г.



Характеристика Су-35 Размеры:размах крыла 14,70м, длина самолета 22,10м,

высота самолета 6,32м

Массы и нагрузки:

нормальная взлетная масса 25700кг

масса пустого самолета 18400кг

боевая нагрузка 8000кг

Двигатели:2 ТРДД АЛ-35Ф

Летные данные:

максимальная скорость 2440км/ч

практический потолок 18000м

дальность полета 4000км

максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0



Большое внимание привлек истребитель МиГ-29М (принципиально усовершенствованный МиГ-29). Новый самолет отличается использованием электродистанционной системы управления, улучшенного оборудования, двигателей повышенной тяги, новых форм. Увеличены боевая нагрузка и дальность полета самолета. Первый опытный образец совершил первый полет в конце 1989г. В феврале 1992г. впервые демонстрировался прессе в Мачулищах (близ Минска).

По мнению опытных специалистов МиГ-29М имеет большой экспортный потенциал в силу высоких характеристик и эффективности действий, наличие двух двигателей и высочайших противоштопорных характеристик позволяют считать его одним из лучших истребителей мира. МиГ-29М – еще один шаг к истребителю пятого поколения.

Изменения в конструкции самолета: увеличен угол атаки (с 24 до 30; носовая часть фюзеляжа выполнена сварной из алюминиево-литиевого сплава, что делает ее легче и увеличивает внутренний пространство под топливо, вследствие отсутствия необходимости использования герметики. В основном в конструкции используются композиционные материалы. Ресурс составляет 2500ч.

На МиГ-29М установлены два усовершенствованных ТРДД РД-33К: с увеличенной тягой и цифровым управлением. Вместо верхних воздухозаборников установлены топливные баки, что увеличивает запас топлива на 1500л. (до 5700л.). Могут подвешиваться подфюзеляжный (1520л.) и подкрыльевые (1150л.) баки. Установлена система заправки в воздухе.

ЭДСУ – аналоговая. В каналах управления элеронами и рулями используется дублирование механической проводкой. Установка ЭДСУ позволила создать неустойчивую компоновку, что увеличивает дальность полета из-за уменьшения сопротивления.

МиГ-29М отличается повышенной эффективностью действий по воздушным целям и пятикратным повышением – по наземным. Применены: многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС «Жук» и цифровая система управления вооружением, новый оптоэлектронный локатор и улучшенное лазерное устройство наведения. Это обеспечивает дальность обнаружения цели 100км., скрытое сопровождение до десяти целей и обстрел до четырех целей одновременно.

Самолет снабжен станцией активных помех, приемником предупреждения о РЛ облучении, вдвое увеличено количество патронов с дипольными отражателями. Сохранена пушка ГШ-301, уменьшен вдвое боекомплект (в результате увеличения точности наведения). Имеется девять узлов для пушек калибром 500кг, четыре ракеты средней дальности Р-27.



Характеристика МиГ-29М Размеры:аналогичны МиГ-29

Двигатели:2ТРДД РД-33К,

максимальная форсированная тяга 286,3кН (28800кгс)

Взлетная масса:

максимальная 19700кг

нормальная 15300кг

Масса боевой нагрузки:4500кг

Дальность полета:

на крейсерской скорости 2000км

перегоночная 3200км

Впервые за рубежом демонстрировался вертикально взлетающий палубный самолет ЯК-38 (усовершенствованный ЯК-36).Первый полет самолета в 1971г. Предназначается для борьбы с неманевренными самолетами и вертолетами и для нанесения ударов по кораблям противника. Однако относительно низкие ЛТХ самолета делают его перспективы неопределенными.

Самолет оснащен подъемно-маршевым ТРД Р27-В-300 (16800кгс) и двумя подъемными РД-36-35ФБР (23570кгс). Вооружение самолета состоит из: УР ближнего боя, ракет с радионаведением, шести бомб калибром 100кг, контейнеров с пушками, глубинных бомб. Часть самолета оснащена ПТБ.



Характеристика ЯК-38:

Нормальная взлетная масса:10300кг

Максимальная взлетная масса:11300кг

Максимальная скорость:1210км/ч

Практический потолок:12000м

Дальность полета:

максимальная 680км

нормальная500км

Боевой радиус действия:250км

Максимальная дальность полета с разбегом и ПТБ1,5ч



Впервые демонстрировался многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки ЯК-141. Самолет предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Это первый в мире сверхзвуковой СВВП. По мнению зарубежных специалистов ЯК-141 опережает зарубежные разработки на 15-20лет. ЯК-141 задуман с такими же боевыми характеристиками, как МиГ-29, но при вдвое меньшей дальности полета.

Самолет выполнен по аэродинамической схеме с высоким расположением крыла, двухкилевым вертикальным оперением. Один подъемно-маршевый двигатель расположен в хвостовой части фюзеляжа и два маршевых двигателя размещены за кабиной летчика. Крало стреловидной формы. Вся конструкция выполнена главным образом из алюминиево-литиевого сплава.

Система управления двигателями цифровая трехканальная. Переход от вертикального полета к горизонтальному ручной до 65а затем автоматический.



Характеристика ЯК-141 Размеры:

размах крыла (5,9-10,1м)

длина самолета18,3м

высота самолета5,0м

площадь крыла31,7м

Двигатели:

подъемно-маршевые 1 ТРДДФ Р-27

подъемные2 ТРД РД-41

тяга241,8кН

Массы и нагрузки:

максимальная масса при вертикальном взлете15800кг

максимальный запас топлива4400кг

Летные данные:

максимальная скорость полета1800км\ч

практический потолок15000м

практическая дальность полета1400км



Был представлен самолет патрульной службы Ан-72П.Отличается от АН-72 установкой вооружения и обзорной системой. Самолет оснащен: двумя блоками НАР, пушкой ГШ-23Л, четырьмя бомбами калибром 100кг, дневной обзорной телевизионной системой ОТВ.



Характеристика Ан-72П Экипаж:5 чел.

Двигатели:2 Д-36

тяга26500кгс

Массы и нагрузки:

максимальная взлетная масса32000кг

боевая нагрузка650 кг

Летные данные:

скорость полета:

крейсерская720км\ч

патрулирования300км\ч

практический потолок10100м

высота патрулирования500-1000м

длина ВПП1400м

продолжительность патрулирования5-5,3ч



Демонстрировались на выставке самолеты семейства Ту-22М, идентифицированные НАТО как "Бэкфайр-А" ("Backfire-A"). Более поздний самолет Ту-22М-3 с двигателями НК-25 и переработанными воздухозаборниками с регулируемыми створками было присвоено отчетное имя НАТО "Бэкфайр-С". Он имеет новый радар "Даун Бит" в характерном перевернутом носовом конусе, а также новую хвостовую турельную установку и барабанную пусковую установку в бомбовом отсеке. По оценкам, около 350 машин находятся в эксплуатации. Демонстрация этой серии самолета в Фарнборо представляет перспективу больших экспортных заказов. Однако экспортный вариант бомбардировщика будет иметь упрощенные навигационное оборудование, бортовую РЛС и систему радиоопознавания.



Характеристика Ту-22М-3

Размеры:

размах крыла:34,3/23,3м

длина самолета:42,46м

высота самолета:11,05м

площадь крыла:183,6/175,8м2

Массы и нагрузки:

максимальная взлетная масса:124000кг

максимальная посадочная масса: 88000кг

масса топлива:53550кг

Летные данные:

максимальная скорость:2300км/ч

крейсерская: 900км/ч

радиус действия:2200км/ч

практический потолок 14000м

длина разбега:1920м



Представлена несколько усовершенствованная версия транспортного самолета Ан-124 “Руслан”. К моменту своего первого полета 26 декабря1982г. Ан-124 был самым большим в мире самолетом. Он оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Д-18Т. Предкрылки по всему размаху крыла и большие закрылки в совокупности с многостоечными основными опорами шасси позволяют Ан-124 взлетать с потрясающе коротких (для самолетов такого класса) и неподготовленных полос. Две носовые опоры имеют по два колеса, а шасси оборудовано системой приседания для погрузки-выгрузки самоходной техники. Ан-124 имеет отклоняющуюся вперед-вверх носовую часть и задний двустворчатый грузовой люк, что позволяет вести механизированную погрузку спереди и сзади. В комфортабельной кабине свободно размещаются шесть членов экипажа, сразу за ней располагается кабина сменного экипажа. На верхней палубе имеется пассажирская кабина на 88 человек. Грузовой отсек длиной 36м (118 футов) герметичен и оборудован двумя электрическими мостовыми подъемными кранами грузоподъемностью по 20000кг (44100 фунтов) и двумя лебедками. Все системы самолета имеют четырехкратное резервирование. Серийный самолет появился достаточно быстро. Второй самолет, названный "Руслан", был выставлен на Парижском авиационном салоне в 1985г. Аэрофлот начал эксплуатацию самолета в начале 1986г. В основном он работал на авиалиниях в Сибири, перевозя грузы необычно больших размеров для промышленных разработок газа и нефти. В 1987г. Ан-124 начал применяться в ВВС СССР. В отчетах НАТО этот самолет получил обозначение "Кондор".



Характеристика Ан-124 "Руслан"

Тип:тяжелый транспортный широкофюзеляжный самолет

Двигатели: 4 Д-18Т

тяга:4229,5кН (51590 фунтов)

Летные данные:

крейсерская скорость: 865км/час (537 миль/час)

длина взлетно-посадочной полосы

при разбеге с максимальным весом:3000м (9850 футов)

пробег при посадке с

максимальным весом:800м (2625 футов)

дальность полета с максимальной

полезной нагрузкой: 4500км (2795 миль)

дальность с максимальным

запасом топлива:16500км (10250 миль)

Массы и нагрузки:

максимальная взлетная:405000кг (892872 фунта)

максимальный запас топлива: 230000кг (507063 фунта)

максимальная полезная нагрузка:150000кг (330693 фунта)

Размеры:

размах крыла:73,3м (240 футов 5,75 дюйма)

длина самолета: 69,1м (226футов 8,5 дюйма)

высота самолета:20,78м (68футов 2,25 дюйма)

площадь крыла: 628кв.м (760 квадратных футов)



Демонстрировался самолет-заправщик Ил-78– продолжение серии самолета Ил-76, получившего кодовое название НАТО "Кандид" ("Candid"). Средний транспортный самолет большой вместимости Ил-76, созданный для эксплуатации на коротких, неподготовленных взлетно-посадочных полосах, послужил основой для разработки большого количества различных модификаций.



Характеристика Ил-78

Тип: грузовой реактивный самолет средней и большой дальности

Силовая установка:4 Д-30КП

тяга:412000 кг

Летные данные:

максимальная скорость:850км/час

крейсерская скорость:800км/час

потолок:15500м

дальность полета с максимальной

полезной нагрузкой: 3650км

Массы и нагрузки:

максимальная полезная нагрузка: 40000кг

максимальная взлетная:170000кг

Размеры:

размах крыла:50,5м

длина: 46,5м

высота:14,7м

площадь крыла:300кв.м



Был представлен боевой вертолет Ка-50, запущенный с 1993г. в серийное производство. Это переименованная версия принципиально нового одноместного вертолета Ми-28, созданного ОКБ Н.И.Камова.



Характеристика Ка-50

Размеры:

диаметр несущего винта:14,5м

длина вертолета: 16,00м

длина фюзеляжа:15,00м

размах крыла:7,34м

Экипаж:1чел.

Двигатели:2 ГТД ТВ3-117

мощность:21618кВт

Массы и нагрузки:

максимальная:10800кг

нормальная:980кг

Летные данные:

максимальная скорость:350км/ч

вертикальная скороподъемность:10м/с



Также демонстрировались гражданские и транспортные вертолеты. Вертолет Ми-17, является фактически модификацией Ми-8, имеет планер Ми-8, силовую установку от вертолета Ми-14, при этом хвостовой винт перенесен на левый борт. Вертолет состоит в серийном производстве и находится в гражданской и военной эксплуатации. Способен вместить до 24 пассажиров или до 12 носилок в санитарном варианте.

Ми-34представляет собой двух/четырехместный легкий вертолет такого же класса, как Газель, но оснащенный поршневым двигателем.

Ми-26является самым тяжелым летающим вертолетом в мире. Проектирование вертолета большой грузоподъемности потребовало создания совершенно нового несущего винта и системы трансмиссии.



Зарубежные гражданские самолеты



Магистральные самолеты

На выставке впервые был показан самолет Эрбас Индастри А340. Самолеты A330 и A340 начали производиться 5 июня 1987г. и имели проводную систему дистанционного управления самолетом и усовершенствованную кабину экипажа модели A320, поперечное сечение фюзеляжа, как у самолета A300-600. Модели A330 и A340 были идентичны по хвостовому оперению, крылу и конструктивно-силовой схеме фюзеляжа, но различались силовыми установками и длиной фюзеляжа, что обеспечивало различную вместимость и дальность полета, вследствие чего существует несколько вариантов этой серии самолетов.

На стенде фирмы Боинг была представлена уточненная информация о проекте широкофюзеляжного самолета Боинг777.



Турбовинтовые самолеты для местных авиалиний

На выставке были показаны все находящиеся в эксплуатации турбовинтовые самолеты для местных авиалиний, а также новые самолеты Бритиш Аэроспейс “Джетстрим”41, Дорнье Do.328 и SAAB2000.

Бразильская фирма Эмбраер и аргентинская фирма FAMA показали самолет для местных авиалиний СВА-123 “Вектор”. Испанской фирмой CASA был представлен пассажирский самолет CN-235-100. Канадская фирма ДеХевиленд представляла самолет “Дэш”8-300.



Реактивные самолеты

В последние годы за рубежом ведутся большие работы по созданию 70-130 местных самолетов с ТРДД для местных авиалиний. Разработкой реактивных самолетов для местных авиалиний занимаются фирмы Великобритании, Нидерландов, Бразилии, Италии и Франции. Фирма Бритиш Аэроспейс заявила, что прекращает выпуск самолетов Вае146 и планирует выпуск самолетов семейства RJ. На выставке были показаны предсерийные самолеты RJ70и RJ85.



Зарубежные военные самолеты



На стоянке демонстрировался истребитель завоевания превосходства в воздухе Макдоннелл-Дуглас F-15С “Игл”– основной самолет этого класса в ВВС США. Он относится к истребителям четвертого поколения. Его разработка велась с 1965г. и была нацелена на его превосходство над истребителем МиГ-25. Однако лишь в 1979г. была создана новая модификация F-15С, превосходящая МиГ-21 и МиГ-23, имеющая усиленную конструкцию планера, увеличенную емкость топливных баков и узлы крепления для подвесных конформных баков. С 1984г. ВВС США на базе F-15С ведут разработку двух целевого самолета – истребителя-бомбардировщика F-15Е, который будет способен нейтрализовать наземные РЛС системы ПВО.

Швеция была единственной страной, которая показала на выставке два самолета полностью новой разработки: JAS39”Грипен”и SAAB2000. По словам министра обороны Швеции Андреса Бьорка самолеты EFA”Лайт” и JAS39 не одно и тоже, но их концепция одинакова. Единственное различие: EFA – двухдвигательные, а JAS39 – однодвигательные.

В очередной раз демонстрировался самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения самолет Локхид F-16 ”Файтинг Фолкон”. С 1970-хг. Он составляет основу ВВС 19 закупивших его стран. В процессе эксплуатации возникали различные проблемы. Одна из последних – преждевременное возникновение усталостных трещин, поэтому истребитель F-16 непрерывно совершенствовался в ходе серийного производства. Он будет оставаться еще в течение 10 лет массовым истребителем ВВС США.

В демонстрационных полетах принимал участие американский палубный самолет Макдоннелл-Дуглас F/А-18.В настоящее время он подвергся глубокой модификации в новый вариант F/А-18Е/F, который будет выпускаться серийно до 2015 года.

Французская фирма Дассо Авиасьон демонстрировала на выставке самолет ”Мираж”2000-5– усовершенствованный многоцелевой вариант ”Мираж”2000 для дальних операций ПВО.

В полете демонстрировался новый чешский учебно-тренировочный самолет АэроL-59. Самолет является дальнейшим развитием УТСL-39 ”Альбатрос” широко использовавшимся в ВВС стран СНГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Приведен краткий обзор выставки “Фарнборо92”. Подробно, с приведением характеристик, описана экспозиция самолетов и вертолетов России, Украины и Узбекистана. В общих чертах освещена экспозиция зарубежных гражданских и военных самолетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1.Техническая информация. /М., ЦАГИ,1993, №1-2/

2.Техническая информация. / М., ЦАГИ,1993, №3-4/