Ревизия товарно-материальных ценностей

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский Государственный Университет»

Факультет коммерции

Контрольная работа по дисциплине

«Контроль и ревизия»

на тему:

«Ревизия товарно-материальных ценностей»

Челябинск – 2007

Содержание

1. Законодательно-нормативные документы

2. Задачи учета

3. Организация обращения наличных денежных средств, синтетический и аналитический учет кассовых операций

4. Порядок использования контрольно-кассовых машин

5. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе

Список используемой литературы

1. Законодательно-нормативные документы

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее по тексту - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии со следующими основными законодательными и нормативными документами:

Гражданский кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Бюджетный кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации";

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ;

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н;

Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";

Письмо Банка России от 4 октября 1993 г. N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с Порядком, утвержденным Центральным банком 22.09.1993 N 40);

Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359;

Постановление Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств народного хозяйства СССР";

Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и указания о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и других организаций, не начисляющих амортизацию, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомстроем СССР, ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. N АБ-23-Д и изданные в соответствии с постановлением Совмина СССР от 11 ноября 1973 г. N 824 (готовится переиздание);

Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.;

Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105;

Письмо Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-05/4/5 "К вопросу об учете при определении налоговой базы расходов бюджетных учреждений по приобретению имущества, используемого для коммерческой деятельности"; Приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности";

Приказ Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 26н "Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н."

В Минюсте РФ 11.04.06 был зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 10.02.06 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", который признал утратившим силу Приказ Минфина РФ от 26.08.04 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" и распространил свое действие на правоотношения, возникшие у бюджетных учреждений с 01.01.06. Изменения, внесенные новой инструкцией в порядок ведения бухгалтерского учета, затронули как План счетов бюджетного учета, так и отражение некоторых финансово-хозяйственных операций.

Приказ Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". «В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бюджетному учету. 2. Распространить действие настоящего приказа на отношения, возникшие с 1 января 2006 г. 3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2004 г., регистрационный номер 6055)».

2. Задачи учета

Исходя из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов, можно определить основные задачи бухгалтерского учета бюджетных учреждений. К таким задачам относятся: формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности; формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

К таким особенностям можно отнести:

организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

контроль исполнения сметы расходов;

переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

выделение в учете кассовых и фактических расходов;

отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки, обороны и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, такими, как точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

3. Организация обращения наличных денежных средств. Синтетический и аналитический учет кассовых операций

Поскольку Инструкция предназначена для казначейской учреждения системы исполнения бюджетов, денежные средства отражаются на счетах в двух случаях:

- если учреждение не обслуживается органом

казначейства как бюджетополучатель:

- поступление денежных средств учитывается на счете

1 20101 510;

- выбытие денежных средств - на счете 1 20101 610;

- если учреждение имеет счета в банке или лицевые

счета в казначействе для ведения предпринимательской

деятельности:

- поступление денежных средств учитывается на счете

2 20101 510;

- выбытие денежных средств - на счете 2 20101 610.

кассовые операции отражаются на счете:

- поступление денежных средств в кассу - 0 20104 510;

- выбытие денежных средств из кассы - 0 20104 610

Счет предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе учреждения.

При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации с учетом следующих особенностей.

Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности - Квитанциям (ф. 0504510) и Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001) (пр. №1). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов с приложением квитанций (копий).

При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения, и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

При выдаче наличных денежных средств из кассы в подотчет нескольким лицам взамен индивидуальных Расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Учет кассовых операций в учреждениях, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, ведется в Кассовой книге (ф. 0504514).

Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведутся на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514) по видам иностранных валют.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 020104000 "Касса" ведется в Журнале операций по счету "Касса" на основании кассовых отчетов.

Операции по поступлению наличных денежных средств в кассу оформляются бухгалтерскими записями:

поступление наличных денежных средств с банковского счета учреждения отражается по дебету счета 020104510 "Поступления в кассу" и кредиту счета 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";

поступление наличных денежных средств со счета бюджета учреждения, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов, отражается по дебету счета 020104510 "Поступления в кассу" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов";

поступление наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, со счета денежных средств во временном распоряжении отражается по дебету счета 020104510 "Поступления в кассу" и кредиту счета 020102610 "Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение";

прием наличных денежных средств во временное распоряжение отражается по дебету счета 020104510 "Поступления в кассу" и кредиту счета 030401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение";

поступление наличных денежных средств от подотчетного лица отражается по дебету счета 020104510 "Поступления в кассу" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020801660, 020802660, 020803660, 020804660, 020805660, 020806660, 020807660, 020808660, 020809660, 020810660, 020811660, 020812660, 020813660, 020814660, 020815660, 020816660).

Операции по выбытию наличных денежных средств из кассы оформляются следующими бухгалтерскими записями:

внесение наличных денежных средств на счет бюджета учреждения, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов, отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов";

внесение наличных денежных средств на счет учреждения в банке отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 020101510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета";

внесение наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, на счет учреждения в банке отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 020102510 "Поступления денежных средств во временное распоряжение учреждения";

выдача наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 030401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение";

выдача наличных денежных средств под отчет отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020801560, 020802560, 020803560, 020804560, 020805560, 020806560, 020807560, 020808560, 020809560, 020810560, 020811560, 020812560, 020813560, 020814560, 020815560, 020816560);

выдача заработной платы и денежного довольствия из кассы учреждения отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 030201830 Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда";

выдача стипендии из кассы учреждения отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 030216830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам";

выдача сумм оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера отражается по кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы" и дебету счета 030207830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг";

выдача депонентской задолженности отражается по дебету счета 030402830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами" и кредиту счета 020104610 "Выбытия из кассы".

4. Порядок использования Контрольно-кассовых машин

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

1. Прием наличных денег от населения при осуществлении торговых операций или оказания услуг населению на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее-предприятиями) через кассу кассирами (кассирами-контролерами) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Исключение из этого порядка допускается только для предприятий, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специализации своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утверждаемый Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

2. При денежных расчетах с покупателями предприятиями применяются модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории Российской Федерации и внесенные в государственный реестр контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке.

3. Контрольно-кассовые машины, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения предприятия.

4. Чеки контрольно-кассовых машин действительны только в день их выдачи покупателю.

5. При работе на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая лента.

Контрольная лента оформляется на начало и конец дня, при этом на ней проставляется число, время начала работы, номер контрольно-кассовой машины, клише и суммы выручки за день, которые заверяются подписями кассира и представителями администрации предприятия.

Если в процессе работы произошел обрыв контрольной ленты, то проставляются время обрыва, указанные выше реквизиты и подписи.

6. Предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.

7. В книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений, с подписями кассира и представителями администрации предприятия.

8. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера и печатью предприятия.

9. На предприятиях, где имеется несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста.

10. Показатели счетчиков недействующих контрольно-кассовых машин, находящихся в запасе, ремонте, актируются и заверяются подписями бригадира-механика и представителя администрации предприятия.

11. По окончании работы предприятия или по прибытии инкассатора банка, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир обязан:

- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших магазинах с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира-операциониста снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту или получает ее распечатку и подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывая на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) контрольно-кассовых машин на начало и конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям всех денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте и совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру (или уложенной в инкассаторскую сумку).

После снятия показаний счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста, которая скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

В соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в кассовой книге делается запись о фактической сумме выручки в целом по предприятию.

12. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений.

Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста.

По результатам работы администрация предприятия, в случае недостачи денежных средств, должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств - оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

5. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях.

В инвентаризационной описи указывается наименование кредитной организации, номер счета в ней, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте, курс Центрального банка Российской Федерации на дату инвентаризации и остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. Кроме того, в инвентаризационной описи производится запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками.

Инвентаризации опись подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии учреждения.

Список используемой литературы

    Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений. - "Статус-Кво 97", 2006 г.

    Организация бюджетного учета (Ю.М. Пискарева, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 1, 2, 3, 4, январь, февраль 2005 г.)

  • Инструкция по бюджетному учету (утв. приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. N 25н)