Аудит фондов и себестоимости

coo

Ревизия и аудит фондов, издержек производства (обращения) и финансовых результатов

А. Фонды

Важным источником собственных средств предприятия являются фонды. Порядок их создания регулируется законодательством и уч­редительными документами.

Анализ устава предприятия дает возможность оценить финансо­вые возможности предприятия по достижению поставленной цели и решению социальных задач, формированию и использованию созда­ваемых фондов.

Цель ревизии (аудита) — проверка размера фондов, сроков, по­рядка их формирования и использования.

Задачами ревизии (аудита) являются контроль образования, на­значения и использования фондов; определение их влияния на фи­нансовое положение предприятия.

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятель­ность на территории Республики Беларусь, устанавливаются требо­вания по размеру, срокам и порядку формирования уставного капи­тала:

Предприятия с иностранными инвестициями:

а) совместное предприятие (хозяйствующий субъект Республики Беларусь, уставный капитал которого состоит из доли иностран­ного инвестора и доли физических и юридических лиц Республи­ки Беларусь) в форме АО, 000;

б) иностранное предприятие (юридическое лицо Республики Бела­русь, в уставном капитале которого иностранные инвестиции со­ставляют 100 %). Порядок создания иностранных предприятий, установленный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 1992 г., № 97, предусматривает, что для иностранного инвестора в банковском учреждении открывается временный расчетный счет иностранного предприятия. К моменту регистрации на данный счет должны быть переведены денежные средства в размере не менее 25 % объявленного уставного капита­ла. Если обществом с ограниченной ответственностью, обществом с дополнительной ответственностью и унитарным предприятием на момент их государственной регистрации уставный капитал

сформирован менее чем на 50 %, такое предприятие не подлежит государственной регистрации, а унитарных предприятий — ус­тавный капитал должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия.

Минимальный размер иностранных инвестиций в уставный ка­питал предприятия определяется в размере, эквивалентном 20000 долл. США (ст. 14. Закона Республики Беларусь «Об инвестици­онной деятельности в Республике Беларусь»).

Объявленный в учредительных документах уставный фонд юри­дического лица с иностранными инвестициями должен быть сфор­мирован:

• не менее 50 % — в течение первого года со дня государственной регистрации предприятия за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 % своей доли;

• в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации.

Иностранные инвесторы вносят вклады в уставный капитал в денежной и неденежной (натурально-вещественной) форме. Де­нежные средства в уставный капитал могут вноситься нерезиден­том как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. При необходимости пересчета вкладов в доллары США применяется курс Национального банка Республики Беларусь на дату подписа­ния договора о создании предприятия с иностранными инвестици­ями. Фактические белорусские рубли могут быть внесены нерези-f дентами только со счетов в валюте Республики Беларусь типа «И», открытых в банках Республики Беларусь (режим использования счетов типа «Инвестиционные», изложенный в Положении о по­рядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 1 августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополне­ниями, позволяет осуществлять платежи в виде взносов в уставный капитал предприятий-резидентов). Неденежные вклады участни­ков предприятия подлежат экспертизе достоверности оценк» неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, i которых объявлен уставный капитал, и оформляется актом экспер­тизы.

Акционерные общества:

а) открытое акционерное общество — акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хожде ние на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по зако ну. Минимальный размер уставного фонда ОАО должен быт сформирован в полном объеме к моменту созыва учредитель ной конференции;

б) закрытое акционерное общество — хождение акций на рынке цен­ных бумаг запрещено или ограничено его уставом. Минималь­ный размер уставного фонда ЗАО должен быть сформирован в полном объеме в течение двух месяцев с момента государственной регистрации.

Общества с дополнительной ответственностью:

Минимальный размер уставного капитала должен быть сформи­рован в полном объеме в течение двух месяцев с момента государ­ственной регистрации.

Формы создания коммерческих организаций предусмотрены Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятель­ности) субъектов хозяйствования» от 16 марта 1999 г., № 11, с изменениями и дополнениями от 16 ноября 2000 г., № 22 установ­лены размеры уставного фонда для:

• открытых акционерных обществ (ОАО) — 12500 евро;

• закрытых акционерных обществ (ЗАО) — 3000 евро;

• обществ с ограниченной ответственностью (000) — 1600 евро;

• унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного

ведения, — 800 евро;

• обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных то­вариществ и производственных кооперативов — 400 евро;

• крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в форме ком­мерческих организаций, — 150 евро;

• субъектов хозяйствования, создаваемых для осуществления про­изводственной деятельности, установлен льготный минималь­ный размер уставного капитала — 50 % от установленного раз­мера для коммерческой организации соответствующей органи­зационно-правовой формы.

Этими же документами предусмотрено, что общество может быть ликвидировано по решению соответствующих органов в сле­дующих случаях:

• осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации либо непредусмотренной ее учре­дительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо в ре­зультате экономической несостоятельности (банкротство);

• сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов на­логообложения в течение 12 месяцев подряд;

• нарушение сроков регистрации акций; сроков и порядка форми­рования минимального размера уставного капитала;

• наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов; задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев под­ряд с даты образования задолженности коммерческой организа­ции;

• уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организа­ции по результатам второго и каждого последующего финансово­го года ниже установленного законодательством минимального размера уставного капитала и др. |

Нормативное обеспечение

• Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Бела­русь» от 14 декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями.

• Закон Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 29 мая 1991 г., № 824-XII.

• Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г., № 1242-XII с изменениями и дополнениями.

• Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обще­ствах с ограниченной ответственностью и обществах с дополни- \ тельной ответственностью» от 9 декабря 1992 г. с изменения- ;

ми и дополнениями (новая редакция), i

• Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельно­сти (банкротстве)» от 18 июля 2000 г., № 423-3.

• Декрет Президента Республики Беларусь « О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений» от 4 августа 1997 г., № 14 с изменениями и дополнениями.

" Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм аудиторских заключений о фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранны­ми инвестициями — совместного предприятия (иностранного пред­приятия)» от 29 июня 2000 г., № 67.

Положение о проведении экспертизы достоверности оценки иму­щества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица: утверждено Постановлением Кабинета Ми­нистров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г., № 92 с

изменениями и дополнениями.

Положение по оценке стоимости объектов государственной собственности: утверждено Министерством экономики Республики

Беларусь 14 мая 1996 г., Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 13 мая 1996 г., Министерством по управ­лению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 16 апреля 1996 г., с изменениями и дополнениями.

Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 21 августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополнениями.

Положение о регистрации зарубежных предприятий в Министер­стве иностранных дел Республики Беларусь: утверждено Приказом Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 15 ноября

1999 г., № 138.

Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекраще­нии деятельности) субъектов хозяйствования: утверждено Декре­том Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г., № 11с изменениями и дополнениями.

Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь:

утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 ав­густа 1999 г., № 32.

Положение о порядке государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями: утверждено Постановлением

Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 19 декабря

2000 г., № 174.

Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников): утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 81.

" Положение о порядке наравления материалов о ликвидации (прекра­щении деятельности) коммерческой организации в связи с наруше­нием государственной отчетной дисциплины: утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 9.

" Положение о порядке передачи в залог права аренды земельных уча­стков при ипотеке зданий и сооружений юридическими лицами: ут­верждено Постановлением Государственного комитета по земель­ным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г., № 2.

Положение о порядке прохождения открытыми акционерными об­ществами, созданными в процессе разгосударствления и привати­зации, проверки качества и надежности (листинга) их ценных бумаг для последующего обращения на бирже: утверждено Постановлени­ем Государственного комитета по ценным бумагам Республики Бе­ларусь от 24 апреля 2000 г., № 02/П.

Положение о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности: утверждено По­становлением Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 5 мая 2000 г., № 5.

' Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валю­те: утверждено Постановлением Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 17 июля 2000 г., № 78.

« Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков: утвержден Приказом Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 20 января 2000 г., № 24.

Перечень вопросов, подлежащих проверке

• Наличие устава, учредительного договора, свидетельства о го­сударственной регистрации предприятия.

• Структура и предмет деятельности предприятия, его организа­ционно-правовая форма: 000, ОАО, ЗАО, полные и коман-дитные товарищества, унитарные и казенные предприятия, общества с дополнительной ответственностью.

• Соответствует ли сумма вкладов учредителей величине уставно­го капитала, определенного учредительными документами пред­приятия?

• Обеспечивает ли его величина объем деятельности предприятия?

• Доля уставного фонда в общей сумме собственного капитала.

• Учредители предприятия и порядок ведения реестра акционеров.

• Правильность образования уставного капитала.

• Правильность начисления доходов от участия в предприятии за счет прибыли и других источников и полнота удержания налога

на доходы.

• Всеми ли учредителями произведены взносы в уставный фонд предприятия, своевременность и полнота взноса в уставный ка­питал каждого учредителя, в каком виде он внесен и правиль­но ли оформлены документы?

• Действующий порядок учета расчетов с учредителями.

• Организация контроля по соблюдению требований законода­тельства по формированию уставного капитала.

• Предусмотрено ли уставом предприятия осуществление внеш­неэкономической деятельности?

• Виды счетов, которые предприятие имеет право открывать в банке.

• Наличие лицензии и круг ее действия.

• Своевременность внесения изменений в учредительные доку­менты.

• Порядок ведения аналитического учета, соответствие записей в первичных документах записям в регистрах аналитического и синтетического учета.

• Отражение операций на счетах бухгалтерского учета по увеличе­нию уставного фонда.

• Изменялся ли профиль предприятия и размер уставного ка­питала?

• Организация подписки на акции.

• Порядок распределения чистой прибыли предприятия.

• Возврат средств учредителям при ликвидации предприятия.

В таком же порядке разрабатываются вопросы для проверки резервного фонда, фондов специального назначения (фондов накопления и фондов потребления). Фонды накопления направ­ляются на производственное развитие и иные аналогичные цели. К ним относятся:

• фонд пополнения собственных оборотных средств (88—2.1);

• фонд финансирования материально-технической базы предпри­ятий и организаций потребительской кооперации (88—2.2);

• инновационный фонд Белкоопсоюза (88—2.3);

• фонд финансирования международного кооперативного движе­ния (88-2.4);

• фонд социальной сферы (88—2.5);

• фонд финансовой поддержки предприятий потребительской кооперации (88—2.6).

Общая сумма средств, использованных предприятием на по­требление, определяется путем суммирования расходов на оплату труда (относимых на затратные счета); средств, израсходованных специальных фондов, и вознаграждения по итогам работы за год, выплаченного за счет прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятия.

Под фондами потребления понимаются средства, направленные на осуществление мероприятий по социальному развитию и мате­риальному поощрению коллектива предприятия. К фондам потреб­ления относятся:

• фонд социального развития (88—3.1);

• фонд стимулирования пайщиков потребительского общества (88—

3.2);

• резервный фонд оплаты труда (88—3.3);

• фонд поощрения (88—3.4);

• вознаграждение по итогам работы за год (81—2, отдельный ана­литический счет).

Указанные выше фонды регулируются следующими норматив­ными документами:

О фондах накопления: Постановление правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.

Положение о фондах накопления в системе потребительской коо­перации Республики Беларусь: утверждено Постановлением прав­ления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.

Положение о фонде пополнения собственных оборотных средств:

утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.

Положение о фонде финансирования материально-технической базы предприятий и организаций потребительской кооперации: утвержде­но Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г.,

№ 111.

Положение об инновационном фонде Белкоопсоюза (ежегодно при­нимается правлением Белкоопсоюза на основании Закона «О бюджете» Республики Беларусь).

Положение о фонде финансирования международного кооператив­ного движения: утверждено Постановлением правления Белко­опсоюза от 20 сентября 1996 г., № 91.

Положение о фонде социальной сферы: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.

Положение о фонде финансовой поддержки предприятий потреби­тельской кооперации (разрабатывается и утверждается област­ными потребсоюзами с учетом конкретных условий работы).

Об учете фондов накопления: Письмо Белкоопсоюза от 28 мая 1999 г., № 09-2/1-69.

О фондах потребления: Постановление правления Белкоопсоюза от 3 марта 1999 г., № 35.

Положение о фондах потребления в системе потребительской ко­операции Республики Беларусь: утверждено Постановлением прав­ления Белкоопсоюза от 3 марта 1999 г., № 35.

Положение о фонде социального развития: утверждено Постанов­лением правления Белкоопсоюза от 20 сентября 1996 г., № 91.

Положение о фонде стимулирования пайщиков потребительского общества: утверждено правлением Белкоопсоюза от 22 января 1999 г., № 14.

Положение о резервном фонде оплаты труда: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 1992 г., № 62.

Положение о фонде поощрения отдельных работников и коллекти­вов предприятий, организаций и учреждений в системе потреби­тельской кооперации Республики Беларусь: утверждено Постанов­лением правления Белкоопсоюза от 3 марта 1999 г., № 35.

Инструкция по учету фондов потребления: утверждена управлени­ем бухгалтерского учета и отчетности Белкоопсоюза от 12 марта 1999 г., № 09-2/1-34.

Рекомендации по проверке целевого использования средств инновационного фонда

1. Соблюдение положения порядка образования и использования средств инновационных фондов.

2. Проверка своевременности и правильности его начисления и отнесения на себестоимость товаров (работ, услуг).

3. Проверка целевого использования данного фонда; установле­ние использования средств фонда на цели, не предусмотрен­ные утвержденным перечнем строек, объектов, мероприятий научно-технических работ.

4. Соблюдение сметы расходования фонда по направлениям, ут­вержденным правлением Белкоопсоюза.

5. Установление наличия проектно-сметной и другой документа­ции, прошедшей обязательную государственную экспертизу.

6. Порядок осуществления инвестиционной деятельности.

7. Проверка своевременности выполнения объемов работ и их соответствие актам.

8. Проведение контрольных обмеров строительно-монтажных ра­бот и установление правильности списания строительных мате­риалов.

9. Организация расчетов за строительство и монтаж оборудования.

10. Порядок получения средств из инновационного фонда Белко­опсоюза для целевого использования.

11. Организация аналитического и синтетического учета, состав­ления отчетности.

Оформление результатов проверки осуществляется аналогично вы­шеописанному.

Выявленные нарушения группируются, систематизируются и отражаются в акте ревизии (аудита).

ЗАДАНИЕ 13

Ответьте на вопросы, выберите из приведенных вариантов правильный ответ.

1. Поясните смысл учетной записи K^S — 1085. Варианты ответа:

а) взносы учредителей в счет вклада в уставный капитал предприятия;

б) задолженность учредителей в счет вклада в уставный капитал;

в) фактическое поступление вкладов учредителей;

г) возврат средств учредителям предприятия при его ликвидации;

д) иное.

2. Можно ли согласиться, что экспертиза достоверности оценки иму­щества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный капитал юридического лица, проводится в обязательном порядке, если ус­тавный капитал юридического лица формируется с долей имуще­ства, находящегося в государственной (республиканской или комму­нальной) собственности, либо с долей имущества субъекта хозяй­ствования, уставный капитал которого сформирован с долей государственного имущества, составляющей не менее 25 %, по тре­бованию органа, регистрирующего юридическое лицо либо ценные бумаги, по решению учредителей (участников) юридического лица. При привлечении сторонних организаций для проведения эксперти­зы услуги по оплате этих расходов относятся на себестоимость продукции. Производится экспертиза достоверности оценки имуще­ства, ввозимого в Республику Беларусь в виде неденежного вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями пос­ле его таможенного оформления? Предприятия с иностранными инвестициями представляют акт указанной экспертизы вместе с до­кументальным подтверждением факта формирования уставного ка­питала в установленном размере за соответствующий период? В случае изменения состава вносимого имущества, формы вклада, а также увеличения уставного капитала предприятие с иностранными инвестициями представляет регистрирующему органу акт эксперти­зы достоверности оценки неденежного вклада иностранного инве­стора в течение месяца с даты его таможенного оформления?

3. Вызывает ли увеличение или уменьшение размера уставного капита­ла необходимость изменения устава общества и верно ли, что вне­сенные изменения и дополнения в учредительные документы пред­приятия подлежат регистрации; как убедиться в достоверности фор­мирования уставного капитала?

4. Предусмотрена ли ответственность действующим законодательством за:

• формирование уставного капитала не в установленном размере и не в установленный срок;

• невнесение изменений в учредительные документы в связи с изме­нением размера и порядка формирования уставного капитала?

5. Имеется ли основание для ликвидации предприятия:

• если субъект хозяйствования не сформировал уставный капитал в установленный законодательством срок;

• если не имел в течение 6 месяцев, предшествующих дню направле­ния представления о прекращении его деятельности в соответ­ствующий исполком, имущества, стоимость которого не меньше размера уставного капитала этого предприятия;

• в случае осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, либо непредусмотренной ее уч­редительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), запрещенной законодательством;

• в случае препятствования доступу должностных лиц, уполномочен­ных в соответствии с законодательством органов в помещения, используемые коммерческой организацией для осуществления хозяйственной деятельности;

• осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного на­рушения прав потребителей или нарушения прав работников, уста­новленных законодательством о труде?

6. Отражается ли на сч. 85 «Уставный капитал» выбытие полностью испорченных основных средств, внесенных учредителем в уставный капитал предприятия при его создании? Варианты ответа:

а) материальные ценности (в том числе и основные средства), внесен­ные учредителями в счет вклада в уставный капитал, являются иму­ществом предприятия и могут быть списаны с баланса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или уставом предприятия, не изменяя величины уставного капитала проводками:

ДМ7 — ЮО! — на первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств,

ДT02 — KM? — на сумму износа, У 84 — «т 47 — на остаточную стоимость основных средств;

б) списание основных средств, внесенных учредителями в уставный ка­питал с баланса предприятия, изменяет величину уставного капитала и соответственно отражается на сч. 85 «Уставный капитал»;

в) выбытие полностью испорченных основных средств, внесенных учре­дителем в уставный капитал предприятия при его создании, отражает­ся на сч. 88 «Фонды специального назначения», субсчете «Амортиза­ционный фонд»;

г) иное.

7. По какому курсу отражается в бухгалтерском учете формирование i уставного фонда совместного предприятия: :

• на дату заключения учредительного договора;

• на дату регистрации СП в исполкоме;

• иное

и верно ли, что уставный фонд СП в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами в слу­чае, когда уставный фонд объявлен в СКВ и курс не оговорен в учредительных документах, отражается в бухгалтерском учете по кредиту сч. 85 «Уставный фонд (капитал)» в корреспонденции со сч. 75 «Расчеты с учредителями»?

8. Проверьте правильность и целесообразность составленных прово­док по выкупу акций у участников этого общества (ОАО) в случае увольнения работников предприятия (АО):

Д^б субсчет «Собственные акции, выкупаемые у акционеров» —

К^1 — на номинальную стоимость при выкупе.

Если акции выкуплены по цене выше номинальной стоимости:

Д^б — ^75 — на номинальную стоимость;

лтяк vt^ на разницу между покупной и номинальной стоимостью^ " покупная стоимость'

Если акции выкуплены по стоимости ниже номинальной:

Д^б — КЧ5 — на покупную стоимость;

тес, _ ктос _ на разницу между номинальной и покупной стоимостью " номинальная стоимость

9. Предусматривается ли переоценка пассивов предприятия (уставно­го фонда) и других статей баланса в связи с введением Положения по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте от 17 июля 2000 г., № 78?

10. На государственных предприятиях при направлении на формирование уставного фонда источников собственного капитала предприятия в бухгалтерском учете составляется ли запись Д7 81, 87, 88 — ^85, на предприятиях негосударственной формы собственности на сумму

увеличения уставного фонда, дебетуется ли сч. 75 «Расчеты с учреди­телями» в корреспонденции со сч. 85 «Уставный капитал». Подлежат ли налогообложению данные суммы?

11. Правильно ли дана консультация по вопросу «Подлежит ли налого­обложению увеличение уставного фонда за счет сумм, полученных от переоценки основных фондов»?

Предприятия переоценивают активы и пассивы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Мето­дика и коэффициенты переоценки активов и пассивов в связи с инфляцией утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Переоценка основных фондов предприятий и организаций произво­дится ежегодно по состоянию на 1 января. Увеличение уставного капитала (вклада учредителя) за счет сумм, полученных от переоцен­ки основных фондов, кроме переоценки оборотных средств, подо­ходным налогом не облагается.

12. Как организуется проверка движения средств финансирования ка­питальных вложений и других финансовых вложений?

13. Разрешено ли совместным предприятиям с долей иностранного ин­вестора более 30 % и занимающимся торгово-закупочной и торго­вой деятельностью (независимо от форм собственности) произво­дить отчисления на пополнение собственных оборотных средств?

14. В каких случаях может происходить увеличение размера уставного капитала предприятия и как проверить полноту взноса каждым уч­редителем в уставный капитал?

15. Какими документами регулируются перечень и порядок образова­ния фондов специального назначения и будут ли причинами нару­шений: необеспеченность строящихся объектов проектно-сметной документацией; невыполнение договорных условий; несоблюдение сроков окончания строительства и пр.?

16. Введенные в действия здания и сооружения, принадлежащие юриди­ческим лицам в течение одного года с момента их ввода в эксплуата­цию, освобождаются от обложения налогом на недвижимость и как он уплачивается? Есть ли льготы?

17. Дайте консультацию по вопросу последствий из-за несвоевременно­го формирования уставного капитала и уплаты налогов.

18. В случае невнесения вкладов в уставный капитал в полном объеме до истечения двух лет со дня регистрации или в другой срок налог на прибыль исчисляется в полном размере за весь период деятельности предприятия. За второй год хозяйствования он уплачивается с приме­нением финансовых санкций. При этом льгота по налогу на прибыль прекращается и в дальнейшем не возобновляется.

Б. Издержки производства (обращения)

На величину прибыли и уровень рентабельности влияют издерж­ки производства (обращения). Ревизия и аудит издержек начинается с проверки как правомерности самих затрат, так и обоснованности их

величины.

Планирование, учет и контроль издержек производства (обра­щения) осуществляется в соответствии с действующими норма­тивно-правовыми актами:

Основные положения по составу затрат, включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг): утверждены Министерством эко­номики Республики Беларусь (№ 19-12/397 от 26 января 1998 г.), Министерством статистики и анализа Республики Беларусь '(№ 01-21/8 от 30 января 1998 г.), Министерством финансов Республики Беларусь (№ 3 от 30 января 1998 г.), Министер­ством труда Республики Беларусь (№ 03-02-07/300 от 30 января 1998 г.).

Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг) по предприятиям и организациям потре­бительской кооперации Республики Беларусь от 24 марта 1998 г., № 09-2/01-22.

Инструкция по учету издержек обращения в торговле, обществен­ном питании и заготовительной деятельности потребительской кооперации: утверждена Постановлением правления Белкоопсо-юза от 3 мая 1999 г., № 62.

Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость стро­ительно-монтажных работ: утверждены Постановлением Ми­нистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (с учетом дополнений) от 23 марта 2000 г., № 4.

Инструкция о порядке удержания (взыскания) сумм завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ и про­изведенных затрат при строительстве (реконструкции) жилья с привлечением льготных кредитов, а также наложения штрафов'. утверждена Постановлением Министерства финансов Респуб­лики Беларусь от 18 февраля 2000 г., № 5.

" Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техни­ческому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей: утверж­дена Постановлением Министерства экономики Республики Бе­ларусь от 24 марта 2000 г., № 54.

Инструкция о порядке возмещения затрат на транспортировку тепловой энергии: утверждена Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 15 марта 2000 г., № 43.

Инструкция по доставке товаров при определении таможенной сто­имости на основе цены сделки с ввозимыми товарами: утверждена Постановлением Государственного таможенного комитета Респуб­лики Беларусь от 5 мая 2000 г., № 27.

Положение о порядке участия организаций в возмещении издержек по хранению документов в государственных архивах: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2000 г., № 125.

Типовые положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг): утверждены Постановлением Мини­стерства труда Республики Беларусь и Министерства экономи­ки Республики Беларусь от 15 марта 2000 г., № 46/35 и др.

Важно выяснить следующее.

• Как осуществляется планирование издержек?

• Какие мероприятия проводятся по снижению себестоимости продукции (работ, услуг)?

• Правильность отнесения на себестоимость отдельных видов зат­рат, их реальность и обоснованность.

" Порядок калькулирования себестоимости отдельных видов про­дукции (работ, услуг).

• Причины отклонений фактических показателей от плановых (нормативных).

• Резервы снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

• Документальное подтверждение издержек.

• Правильность составления расчетов распределения общепроиз­водственных и общехозяйственных расходов, отклонений меж­ду фактической себестоимостью выпущенной продукции и сто­имостью ее по учетным ценам.

• Неизменность выбранного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и его соответствие отраслевым и организационным особенностям предприятия.

• Группировка затрат по элементам.

• Правильность разграничения затрат по отчетным периодам.

• Правильность оценки израсходованных на производство про­дукции материальных ресурсов.

• Обоснованность списания отклонений фактической себестоимос­ти материальных ресурсов от их стоимости по учетным ценам.

• Создавались ли резервы?

• Как соблюдалось Положение по составу затрат?

• Правильность определения и отнесения на себестоимость произ­водимых отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

• Порядок исчисления и отнесения на себестоимость суммы амор- d тизационных отчислений по основным фондам. |

• Наличие непроизводительных расходов. 1

• Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

• Причины уплаты штрафных санкций, порядок рассмотрения каждой суммы штрафных санкций.

• Анализ затрат по местам их возникновения, центру затрат, каль­куляционным объектам (статьям) и др.

Выявленные нарушения отражаются в ведомостях, аналитичес­ких таблицах, расчетах, которые являются основанием для записи в акт ревизии (аудита).

Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении нормативов отчислений на подготовку кадров и со­держание учебных заведений потребительской кооперации» от 9 июня 1998 г., № 909













Показатели

Норматив

1. По субъектам хозяйствования (кроме перечисленных ниже)

Не более 2 % расхо­дов на оплату труда работников за год, относимых на себе­стоимость продукции (работ, услуг)

2. По субъектам хозяйствования потребительской коопе­рации: розничный товарооборот без учета налога с продаж

оптовый оборот заготовительный оборот

производство товарной продукции в действующих от­пускных ценах и выручка от оказанных услуг на рынках выручка от выполненных строительно-монтажных ра­бот подрядными организациями, реализации продук­ции звероводства, оказанных транспортных, проектно-конструкторских, информационно-вычислительных и других работ (услуг)

0,3% 0,1% 0,15% 1,0%

0,5%

Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении предельных норм расходов на проведение обя­зательных аудиторских проверок» от 31 декабря 1999 г., № 2086

Объем выручки от реализации продукции, работ, услуг, полученной юридическими лицами в проверяемом году

Предельный размер расходов на оплату аудиторских услуг, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг в год

До 50 млн р.

0,8 % от объема выручки

От 50 млн р. до 100 млн р.

400 тыс. р. + 0,4 % от объема выручки, превышающей 50 млн р.

От 100 млн р. и выше

,600 тыс. р. + 0,2 % от объема выручки, превышающей 100 млн р.

|Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 1993 г., № 366 «О нормах расходов на прием и обслужива­ние иностранных делегаций и отдельных лиц»









Статьи расходов

Величина оплаты услуг

1. Оплата гостиницы (в сутки на одного че­ловека):

для руководителя делегации

для члена делегации, переводчика и со­провождающих лиц, не являющихся чле­нами делегации

В размере, указанном в представ­ленных счетах

В размере, указанном в счете, но не выше стоимости одноместного номера

2. Оплата питания (в сутки на одного чело­века) для руководителя, члена делега­ции, переводчика и сопровождающих лиц, не являющихся членами делегации

До 100 % минимальной заработ­ной платы

3. Культобслуживание (в день на одного че­ловека, включая переводчиков и сопро­вождающих лиц)

До 7 % минимальной заработной платы

4. Бытовое обслуживание (в день на одного человека, включая переводчиков и со­провождающих лиц)

До 3 % минимальной заработной платы

5. Услуги переводчика: не состоящего в штате организации (в час) предоставляемых организациями

10 % тарифной ставки I разряда

По счетам организаций, предо­ставивших услуги

6. Транспортные услуги сторонних органи­заций

По счетам организаций, предо­ставивших услуги

1 Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 1998 г., № 984 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.06.94 г., № 429»

Вид услуг

Норматив (по каждому из видов услуг)

Консультационные

Не более 0,5% выручки от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период. Торговые, снабженческо-сбы-товые предприятия используют показатель валового дохода от реализации товаров

Информационные

К консультационным услугам относятся услуги, имеющие своей целью консультирование на договорной основе субъектов хозяй­ствования по вопросам их производственно-хозяйственной деятель­ности (составление договоров, ведение бухгалтерского учета, уча­стие в консультационных семинарах, юридические и правовые кон­сультации и др.).

К информационным услугам относятся услуги по предоставлению субъектам хозяйствования на договорной основе деловой (бирже­вой, финансовой, коммерческой, экономической, статистичес­кой, нормативно-правовой и т. д.), научно-технической (докумен­тальной, библиографической, реферативной информации и данных в области фундаментальных и прикладных, естественных, техни­ческих и общественных наук отраслей производства и сфер чело­веческой деятельности), политической и потребительской инфор­мации (информирование о проходящих научных конференциях и симпозиумах, банковской информации и т. д.), затраты по подпис­ке на отраслевые и правительственные издания, на приобретение методической, справочной литературы, нормативных документов.

Предоставление информации может осуществляться в устной форме, в виде печатных изданий и компьютерных (электронных) банков и баз данных, их электронных (магнитных) копий, в том числе с использованием каналов связи (INTERNET, электронная почта, телетекст и др.).

Расходы, связанные с приобретением (созданием) компьютер­ных (электронных) банков и баз данных, подключением к кана­лам связи, не относятся к информационным услугам и учитывают­ся в общеустановленном порядке.

Для включения расходов на оплату консультационных, инфор­мационных услуг в себестоимость продукции (работ, услуг) требу­ется четкое определение их сущности, обоснование их производ­ственной необходимости и надлежащее документальное оформле­ние (договор, акт).