Лесная промышленность (работа 2)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

2. ЛЕСНОЙ ФОНД И ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО РЫНКА ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Получение и систематизация информации

2.2 Участники рынка

2.3 Незаконные рубки и незаконная торговля древесиной

2.4 Несогласованность федерального и местного законодательства

3. РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ ЛЕСОМ – ТЕНДЕНЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

3.1 Существующие маршруты импорта российского леса в Китай

3.2 Обзор импортных поставок российского леса в Китай на протяжении последних лет

3.3 Статьи импорта и видовой состав древесины

3.4 Правила импорта леса из России в Китай

3.4.1 Маньчжурия

3.4.2 Суйфэньхэ

3.4.3 Хэйхэ

3.4.4 Хуньчунь

3.4.5 Эрлянь

3.4.6 Алашанькоу

3.4.7 Прочие мелкие пункты пропуска в пров. Хэйлунцзян

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Лесная промышленность является одной из наиболее интересных для изучения ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости ее продуктов для экономики любых стран.

В своей работе мы поставили целью рассмотреть лесной комплекс в различных аспектах, делая упор на особенности ценообразования и влияния цен на развитие промышленности.

Рассмотрение мы начали с общей характеристики лесного комплекса и аспектов влияния лесных ресурсов на возможности промышленности. Далее нами коротко рассматриваются технологические особенности производства, ассортимент продукции лесоперерабатывающей продукции, объемы мировой торговли.

Также уделено внимание и географической структуре: основным импортерам и экспортерам, производству отдельных видов продукции по регионам и делению на североамериканский, тихоокеанский и европейский субрынки.

Помимо характеристики цен на продукцию лесного комплекса, мы рассмотрели конкретные данные, позволяющие составить более полное представление о мировом рынке леса на основе североамериканского регионального лесного рынка.

В заключении мы сделали некоторые выводы на основании проделанной работы, указав возможные направления развития лесной промышленности и связанные с этим изменения в динамике цен.

Цель работы – рассмотреть особенности лесной промышленности.

Задачи работы – представить общую характеристику лесной промышленности; изучить мировую торговлю товарами лесного комплекса и ее структуру; рассмотреть географическую структуру торговли лесной промышленностью.

1. Общая характеристика лесного комплекса

Исследование состояния отраслей лесопромышленного комплекса показал, что кризис в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности был обусловлен хроническими проблемами функционирования отрасли, с одной стороны, и факторами, сформировавшимися в процессе реформы, с другой стороны. К первую группу вошли следующие факторы: сильная изношенность парка машин и оборудования, дефицит рабочей силы для заготовки древесины в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, отсутствие развитой производственной инфраструктуры. Во второй группе были выделены факторы формирования новой организационной и институциональной структур, изменения системы хозяйственных связей, динамики внутреннего платежеспособного спроса, инвестиционной активности, цен и тарифов на услуги железнодорожного транспорта.

Анализ тенденций развития лесопромышленного комплекса позволил определить общие и специфические особенности, а также роль и место отдельных отраслей, лесозаготовительных регионов и крупнейших предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли в экономике России. Исследование внутреннего рынка дополнялось изучение динамики и структуры спроса мирового рынка на сырье, полуфабрикаты и готовые товары отраслей лесопромышленного комплекса. Сравнительный анализ тенденций изменения цен и спроса на сырье и товары конечного спроса позволил оценить состояние и перспективные направления трансформационных сдвигов в структуре экспорта российской продукции и изменения импорта.

Площадь мировых лесов, включая естественные леса и плантации, приблизительно оценивалась в 3 454 миллиона га в 1995 году, причем немногим более половины их приходилась на развивающиеся страны. Общая потеря лесов в мире в 1990-1995 годах оценивалась как 56,3 миллиона га, что раскладывается на уменьшение территории лесов на 65,1 млн. га в основном в развивающихся странах и увеличение там же их территорий на 8,8 млн. га. В общем, уменьшение территорий леса наиболее заметно в развивающихся странах, хотя объемы их уменьшения оказались меньше, чем спрогнозированные на 1980-1990 гг., и в настоящий момент продолжают идти вниз.

Исследования причин, вызывающих изменения в лесном массиве показывают, что основные факторы — это развитие сельского хозяйства в Африке, Азии и крупные программы экономического развития, сопровождающиеся переселением, развитием инфраструктуры и сельского хозяйства в странах Латинской Америки и Азии. Хотя добыча леса и не является основной причиной уменьшения площади лесов прямо, но косвенно это важный фактор т.к. лесозаготовительные работы во многих областях сопровождались прокладкой дорог, которые сделали прежде отдаленные области легко доступными для сельскохозяйственной колонизации.

Хотя общая площадь лесного покрова стабильно уменьшается, спрос на продукцию лесного комплекса стабильно растет. Статистика ФАО по лесным продуктам показывает, что мировое потребление продукции лесного комплекса возросло на 36 % в 1994 году по сравнению с 1970.

Потребление древесного топлива, которое является основным или единственным источником энергии для двух пятых мирового населения продолжает расти на 1,2 % в год. Приблизительно 90 % древесного топлива производится и используется в развивающихся странах. На индустриально развитые страны приходится примерно 70 % производства и потребления индустриальных лесных продуктов.

Многие страны рассчитывают в основном на плантации и фермерские лесные хозяйства в удовлетворении своих потребностей в лесе. Резко выросло количество леса, производимого на плантациях в Азии, Океании и Южной Америке. Только в развивающихся странах площадь лесных плантаций выросла с 40 млн. га в 1980 году до более чем 80 млн. га в 1995.

Одной из наиболее важных тенденций стало развитие более эффективных технологий обработки, позволяющих получить значительный рост конечного продукта при сокращении потребления сырых материалов. Важен также и переход на более экологически чистые технологии.

Мировая торговля товарами лесного комплекса и ее структура.

На отрасли лесобумажного комплекса приходится в настоящее время приблизительно десятая часть всего промышленного производства в странах с развитой рыночной экономикой. В этот комплекс входят весьма разнообразные и непохожие друг на друга производства, которые объединяет использование единого уникального по своей природе сырья, которым является древесина.

Древесина сохраняет свое место в современном мире как важнейший вид природного сырья, используемого цивилизацией. На протяжение последних двух десятилетий древесиной было представлено примерно 10 % предметов труда в мире. Несмотря на активную конкуренцию новых материалов и технологий, ее доля практически не снижается. По этому показателю лесобумажная промышленность примерно равна химической индустрии, несколько превосходит пищевую и почти вдвое более значительна, чем легкая промышленность или металлургия.

Продукция лесного комплекса, объем ее производства, конъюнктура данного рынка, цены и прочие показатели непосредственно связаны с положением мировых лесных массивов на конкретный момент времени, экологической обстановкой и, соответственно, мировой и внутригосударственной политикой конкретных стран по вопросу управления лесами.

Экономические, политические, демографические и социальные тенденции задают направления управления лесами и воздействуют на формулировку национальной политики по этому вопросу и формирование соответствующих учреждений. Основное воздействие на площадь лесов и их количество оказывают демографические изменения (рост) и урбанизация населения, потребности в продукции лесной промышленности, а также способность лесов выполнять важные экологические функции. Политические тенденции, оказывающие влияние на лесной сектор — это децентрализация, приватизация, либерализация торговли и глобализация мировой экономики.

Большое количество правительственных и международных организаций в настоящее время контролируют вопросы, связанные с лесами и, следовательно, воздействуют на лесную промышленность и ценообразование в данной отрасли. Среди таких организаций можно назвать Межправительственную комиссию по лесам (Intergovernmental Panel on Forests, IPF), учрежденную в апреле 1995 года проведенной в Рио-Де-Жанейро в июне 1992 года Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (The United Nations Conference on Environment and Development, UNCED). Задачами IPF является следование рекомендациям UNCED по управлению мировыми лесами, воздействие на мировое сообщество в вопросах, касающихся леса. IPF проводит работу совместно с международными организациями, правительствами, неправительственными организациями и частным сектором, что оказывает большое влияние на состояние лесов и лесной промышленности.

Среди других организаций можно назвать Управление мировых лесов (SOFO), которое регулярно предоставляет информационные сводки. Также можно сказать о Комиссии по сельскому хозяйству ООН (FAO). На материалах Программы оценки лесных ресурсов (Forest Resources Assessment, FRA) ФАО базируются решения, принимаемые многими другими организациями.

Площадь мировых лесов, включая естественные леса и плантации, приблизительно оценивалась в 3 454 миллиона га в 1995 году, причем немногим более половины их приходилась на развивающиеся страны. Общая потеря лесов в мире в 1990-1995 годах оценивалась как 56,3 миллиона га, что раскладывается на уменьшение территории лесов на 65,1 млн. га в основном в развивающихся странах и увеличение там же их территорий на 8,8 млн. га. В общем, уменьшение территорий леса наиболее заметно в развивающихся странах, хотя объемы их уменьшения оказались меньше, чем спрогнозированные на 1980-1990 гг., и в настоящий момент продолжают идти вниз.

Исследования причин, вызывающих изменения в лесном массиве показывают, что основные факторы — это развитие сельского хозяйства в Африке, Азии и крупные программы экономического развития, сопровождающиеся переселением, развитием инфраструктуры и сельского хозяйства в странах Латинской Америки и Азии. Хотя добыча леса и не является основной причиной уменьшения площади лесов прямо, но косвенно это важный фактор т.к. лесозаготовительные работы во многих областях сопровождались прокладкой дорог, которые сделали прежде отдаленные области легко доступными для сельскохозяйственной колонизации.

Хотя общая площадь лесного покрова стабильно уменьшается, спрос на продукцию лесного комплекса стабильно растет. Статистика ФАО по лесным продуктам показывает, что мировое потребление продукции лесного комплекса возросло на 36 % в 1994 году по сравнению с 1970.

Потребление древесного топлива, которое является основным или единственным источником энергии для двух пятых мирового населения продолжает расти на 1,2 % в год. Приблизительно 90 % древесного топлива производится и используется в развивающихся странах. На индустриально развитые страны приходится примерно 70 % производства и потребления индустриальных лесных продуктов.

Многие страны рассчитывают в основном на плантации и фермерские лесные хозяйства в удовлетворении своих потребностей в лесе. Резко выросло количество леса, производимого на плантациях в Азии, Океании и Южной Америке. Только в развивающихся странах площадь лесных плантаций выросла с 40 млн. га в 1980 году до более чем 80 млн. га в 1995.

Одной из наиболее важных тенденций стало развитие более эффективных технологий обработки, позволяющих получить значительный рост конечного продукта при сокращении потребления сырых материалов. Важен также и переход на более экологически чистые технологии.

Технологические особенности лесопереработки

Группа лесной промышленности имеет дело с пиломатериалами и другими древесными материалами. Список изделий из дерева весьма обширен. По классификации США основные отрасли данной промышленности включают в себя:

— лесозаготовку

— лесопилки

— измельчение и изготовление фанерного шпона

— изготовление деревянной тары

— строительство деревянных зданий

— другие продукты из дерева.

Для того, чтобы использоваться в дальнейшем, дерево должно быть переработано в некоторые основные виды материала. На это направлены первые три упомянутые отрасли лесной промышленности.

В данных отраслях используется примерно 20 технологических процессов, среди которых: распиливание, измельчение, компрессионная формовка, формовка, обработка образивными материалами, сверление, химическая обработка и т.п.

Лесопромышленный комплекс сопоставим по сырьевым ресурсам и числу занятых с нефтегазовой промышленностью. Однако его реальный вклад в экономическое развитие страны совершенно не адекватен потенциалу

Разговоры о том, что российский лесопромышленный комплекс (ЛПК) должен наряду с нефтегазовой промышленностью стать одним из №приводных ремней роста экономики», идут давно. И основания для этого есть. Сырьевая база отрасли вполне сопоставима с нефтянкой. По большинству показателей, характеризующих обеспеченность лесными ресурсами, наша страна находится на ведущих позициях. Число занятых в обеих отраслях тоже мало чем отличается - около миллиона человек в каждой. Несопоставимы результаты. Вклад ЛПК в общий объем промышленного производства вчетверо меньше, чем у нефтяной промышленности, как и производительность труда, рентабельность в два с половиной раза ниже. По данным Министерства природных ресурсов, предприятия ЛПК используют лесосечный фонд менее чем на 21%, причем этот показатель уже три года подряд снижается примерно на 1%. Уровень задействования экономического потенциала отрасли, по различным оценкам, составляет от 7 до 10%.

Дурную шутку с отраслью сыграла доступность части сырьевой базы. Если для ведения нефтегазового бизнеса требуются серьезные вложения в организацию добычи и создание транспортной инфраструктуры, то для лесозаготовок затраты существенно ниже. Особенно если вести их в районе транспортных магистралей и не думать о сохранности лесного фонда.

Соответственно, в нефтянку с самого начала вкладывались структуры, обладающие серьезным финансовым и кадровым потенциалом. Почти десятилетний опыт составления рейтинга крупнейших компаний России показывает, что на начальном этапе формирования рыночной экономики именно они были наиболее эффективны уже в силу способности отстаивать свои интересы и привлекать наиболее подготовленных менеджеров. В лесопромышленном же комплексе, особенно в сфере лесозаготовки, работало множество мелких структур, стремящихся побыстрее сбыть круглый лес за рубеж по демпинговым ценам. Этим грешили даже организации лесоохраны, экономические интересы которых вступали в прямое противоречие с их непосредственными обязанностями. В результате легкодоступные ресурсы в значительной мере исчерпаны, а доступ к новым уже потребует больших затрат.

Заметные в масштабах страны компании формировались преимущественно на базе предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Со временем на потенциал отрасли обратили внимание финансово-промышленные группы, начавшие борьбу за передел собственности с уже действующими в ЛПК компаниями. В результате процесс консолидации и создания вертикально интегрированных структур, начавшийся после кризиса 1998 года, сопровождался множеством скандалов и относительно завершился только к концу 2001 года.

В "Эксперт-200" уже несколько лет фигурируют практически одни и те же целлюлозно-бумажные предприятия или сформировавшиеся вокруг них холдинги.

Таблица 1

Крупнейшие лесопромышленные компании России

Место в списке 1

Компания

Объем реализации в 2002 г.

млн руб.

млн долл.

1

27

"Илим Палп Энтерпрайз"1

26 604,2

848,3

2

57

"Нойзидлер Сыктывкар"2

9 496,8

302,8

3

58

Группа компаний "Титан"1

9 207,8

293,6

4

81

"Светогорск"

6 595,4

210,3

5

93

"Волга"

5 786,7

184,5

6

99

"Кондопога"

5 396,7

172,1

7

126

"Соликамскбумпром"

4 487,0

143,1

8

171

Сегежский ЦБК

3 344,2

106,6

1Компании-холдинги, консолидированные данные по всем предприятиям холдинга.

2В рейтинге за 2002 год -- Сыктывкарский ЛПК.

Ротация связана с изменением не только производственных показателей, но и структуры лесопромышленных групп. По сравнению с прошлым годом число представителей лесной промышленности сократилось до восьми, что связано с приобретением крупнейшим в отрасли холдингом "Илим Палп Энтерпрайз" (27-е место в рейтинге) контрольного пакта акций Усть-Илимского ЛПК (106-е место в прошлом году). В этом году в рейтинге участвует группа "Титан", в которую входит занимавший в прошлогоднем рейтинге 89-ю позицию Архангельский ЦБК.

Что касается производственных результатов, то совокупный объем реализации крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса возрос на 10,9%, правда, с некоторой потерей в рентабельности, что связано с ростом затрат на фоне более низкой динамики цен. Лидеры ЛПК уступают другим участникам рейтинга по всем параметрам: темпы роста производства, рентабельность и производительность труда ниже средних по "Эксперт-200" значений. Вместе с тем крупные лесопромышленные предприятия превосходят своих коллег по отрасли в рентабельности и производительности труда, уступая им по динамике развития.

Развитию отрасли препятствует явный недостаток инвестиций (в течение последних трех лет вложения в основной капитал держались на уровне 16-17 млрд рублей в год) при среднем возрасте оборудования около 25 лет и износе значительной его части до 80%. Загрузка же мощностей по выпуску продукции, приносящей наибольшие доходы от экспорта, весьма высока. Например, по целлюлозе она приближается к 100%.

Следует отметить, что ряд ведущих компаний ЛПК планируют осуществление достаточно масштабных проектов. "Илим Палп" предполагает в течение трех-четырех последующих лет вложить в Усть-Илимский и Братский ЛПК не менее 0,4 млрд долларов. До 0,3 млрд долларов может быть инвестировано в развитие Архангельского ЦБК.

Пока же лесопромышленный комплекс даже в лице своих наиболее значимых представителей никак не может быть конкурентом нефтегазовых компаний, уступая им как по количественным параметрам, так и по показателям эффективности.

Рис. 1 Лесопромышленный комплекс

2. Лесной фонд и проблемы лесного рынка Читинской области

Площадь земель лесного фонда Читинской области, по данным государственного учета на 1 января 2000 года, составила 33417,5 тыс. га. Из них 28692 тыс. га - покрытые лесной растительностью земли (за исключением гарей, вырубок, прогалин). Покрытые лесом земли занимают 68,4% территории Читинской области.

Начиная с 1943 г. лесной фонд области разделен на 3 группы:

  • К первой группе отнесены леса, выполняющие природоохранные функции – 3725, 3 тыс. га. Площадь этой группы лесов, где проводятся рубки главного пользования, составляет 1202,7 тыс. га;

  • Ко второй группе отнесены леса, имеющие защитное и ограниченное эксплутационное значение – 4374,5 тыс. га. В Читинской области большая часть этих лесов расположена в западных и центральных регионах области, в том числе в бассейне озера Байкал. Это леса с наиболее нарушенными экосистемами. Здесь базировались основные лесозаготовительные предприятия, здесь наиболее высокая плотность населения и развитая сеть наземных транспортных путей;

  • Основные массивы лесов – 25315,8 тыс. га отнесены к 3 группе, которая имеет преимущественно эксплутационное значение. Леса 3 группы подразделяются на освоенные и резервные. Площадь резервных лесов составляет 10,3% от площади области. Эти леса расположены, в основном, в восточной, северо-западной и северной части области, на значительном удалении от железнодорожных и автомобильных магистралей. Именно эти леса большей частью составляют нетронутые, старовозрастные таежные массивы.

К самым существенным факторам экологического риска для лесов Читинской области относятся пожары. В 2000 году, в разгар пожароопасного сезона возникло 1638 лесных пожаров, пройдено огнем более 250 тыс. га, уничтожено верховыми пожарами до прекращения роста более 40 тыс. га леса.

Другой существенный фактор – сложившаяся практика истощительного лесопользования. Расчетная лесосека Читинской области составляет около 16 млн. кубометров и осваивается сегодня на 7%. Самые крупные освоения пришлись на конец 80-х гг., когда вырубалось до 5-6 млн. м3 в год. Сегодня – чуть больше 1 млн. Но, как и 30 лет назад, рубки осуществляются всё на тех же территориях – там, где расположены леса 1 и 2 группы, в том числе леса зоны бассейна озера Байкал. К настоящему времени освоено около 20% лесов центрального пояса Читинской области от юго-запада до востока. Незаконные рубки характерны также в лесах 1 и 2 группы, как в наиболее освоенных районах области.

На территории Читинской области традиционными были следующие виды лесопользования: охота в лесах, заготовка древесины, сенокошение (побочное пользование), пастьба скота, заготовка кедрового ореха и лекарственных трав.

Организованное освоение лесов началось с момента принятия Государем Императором Указа «Об образовании лесной части Нерчинского округа» (XVII век). В то время не было расчетов и норм, было одно «повеление царя к лесу относиться бережно и рубить его с умом». Этот наказ строго исполнялся. Освоение велось вдоль рек, по которым лес и сплавлялся к месту его потребления, также заготавливался рядом с населенными пунктами для нужд населения. По косвенным данным в год заготавливалось около 110-150 тыс. м3.

Сто лет назад, при строительстве железной дороги значительно увеличились объемы заготовки древесины в лесах – 550-700 тыс. м3 в год. Постепенно росли объемы лесозаготовок с развитием горнорудного дела. Основной объем заготовленной древесины шел для изготовления шпал. После завершения строительства железной дороги объем заготовок сократился на 30% и возобновился в 30-е годы, когда началось интенсивное освоение лесов, прилегающих к рекам Хилок, Ингода, Чита, Нерча, Онон, Оленгуй с дальнейшим выходом на железную дорогу.

В 1957 г. впервые была определена расчетная лесосека по области с объемом заготовки древесины 9,6 млн. м3 в год. В этот период времени получила бурное развитие лесная промышленность, особенно в западных и центральных районах области. Объем заготовок древесины стал достигать 2,3 млн. м3 в год. Получило развитие лесопиление и строительство лесоперерабатывающих предприятий. Заготавливаемая древесина использовалась на нужды области, кроме того, начались ее поставки в безлесные районы СССР, в первую очередь в Среднюю Азию и Казахстан. Этот рынок древесины и пиломатериалов в основном сохранялся до 1991 г.

За последние 10-12 лет лесной рынок в Читинской области претерпел значительные изменения в сторону переориентации на внешнего потребителя, преимущественно КНР. Началом торговли древесиной области с Китаем можно считать 1989 г. В 1987 г. на площади 2,1 млн. га было уничтожено огнем 1 млн. га лесов с общим запасом 643,0 млн. м3. Для ликвидации последствий пожаров все лесозаготовители были переведены на заготовку древесины в этих лесах. Учитывая, что в год все лесозаготовители области имели возможность вырубить горельники на площади не более чем 76,0 тыс. га, а последствия лесных пожаров при благоприятных погодных условиях могли привести к массовой вспышке вредителей леса, органы лесного хозяйства начали активно работать по привлечению китайских лесозаготовительных предприятий для уборки горельников и заготовки древесины на гарях с дальнейшей их поставкой в КНР.

В период с 1989 по 1991 гг. силами рабочих из КНР было заготовлено и отгружено в Китай 416,0 тыс. м3 древесины. Все затраты по заготовке и вывозке древесины, посадке леса на этих площадях несла китайская сторона. По мнению некоторых экспертов, в этот период КНР увидела выгоду и возможность по низкой цене закупать древесину у области, тогда как это богатство не особенно ценили власть, лесные и природоохранные структуры.

В 90-х годах лесная торговля с Китаем поддерживалась, китайский рынок стал потреблять лучшую древесину определенных пород в круглом виде, большего диаметра. С 1997 г. после обвала рубля в России, торговля древесиной на внешнем рынке резко возросла. Так, по данным Восточно-Сибирского таможенного управления, за период с 1997 по 1999 гг. суммарный объем экспорта древесины «лесоматериалы необработанные» составил 677329,7 м3 из них 676371,42 – Китай. То есть 99,86% экспорта приходится на Китай, и лишь 0,07% - на Азербайджан, 0,05% - на Узбекистан, и 0,03% - на Казахстан. В 1998 г. необработанные лесоматериалы кроме Китая никуда не поставлялись. Рынок лесоматериалов распиленных, обработанных, несмотря на то, что география экспорта здесь более обширна, выглядит аналогично.

Начиная с 1998 г. происходит резкое увеличение объема экспорта древесины и изделий из нее. Специалисты это связывают с девальвацией рубля в III квартале 1998 г. Свои убытки, связанные с падением цен на лесоматериалы, экспортеры покрывают увеличением объема экспорта. Доля экспорта древесины в общем объеме экспорта увеличилась с 3,9% в III квартале 1998 г. до 10,8% в IV квартале 1998 г. и до 40,3% уже в I квартале 1999 г. Наблюдающееся резкое увеличение экспорта в I-II кварталах 1999 г. может быть связано с запретом рубок в Северном Китае, а также с неготовностью органов власти регулировать быстро возросшие как спрос, так и предложение.

Предприниматели, которые никогда не работали с лесом, быстро сориентировались на торговлю лесом с КНР. Так, в одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области за три последних месяца 1998 г. было зарегистрировано 128 предпринимателей, у которых в уставных документах было закреплено право вести заготовку и торговлю древесиной, которые начали скупать лучшую, большего диаметра древесину, в том числе незаконно заготовленную.

Следует отметить, что к такому давлению со стороны китайского рынка оказались не готовы ни власть, ни общественность. Попытаемся систематизировать существующие на сегодня проблемы управления лесными ресурсами и регулирования рынка древесины [10. 144].

2.1 Получение и систематизация информации

Оперативную и корректную информацию о лесе и лесопользовании сегодня предложить не может никто. К примеру, расчетная лесосека составляется сегодня на основании данных 17-20-летней давности и не включает текущую информацию о пожарах. Читинское Управление лесами, органы таможенного контроля, комитет по статистике оперируют разными цифрами - объемы рубок и экспорта не совпадают. В области нет оперативной и слаженной системы контроля за несанкционированными рубками. Управление лесами сегодня в состоянии контролировать только «официальных» лесопользователей. Чтобы эффективно осуществлять контроль за самовольными рубками, нужны дополнительные ресурсы, главный из которых общественный контроль.

В связи с этим, интересно сопоставить данные таможенного управления по экспорту с официальными данными по отпуску древесины Управления лесами. Так, в 1999 г. при законном отпуске древесины 766,4 тыс. м3, 445,6 тыс. м3 – заготовлено населением, бюджетными и сельскохозяйственными организациями для собственных нужд. По данным таможенного управления, на экспорт ушло 546,9 тыс. м3. Это может означать, что часть экспорта обеспечена древесиной по незаконным рубкам, а часть транзитной через посредников. Либо бюджетные организации Читинской области действуют через организации-посредников [11. 152].

2.2 Участники рынка

Большую часть леса на рынок поставляют мелкие лесозаготовители. Весь рынок лесных материалов мелких лесозаготовителей ориентирован на Китай и на экспорт крупномерной круглой древесины. В 1999 г. при объеме экспорта в 546,9 тыс. м3 доля лесоматериалов распиленных, обработанных составила лишь 13,2 тыс. м3.

Интересен разброс цен – круглый пиловочник продается ими по цене от 18,4 до 47 долларов США. В 1999 году средняя цена на круглый лес у мелких заготовителей составляла 28,8 долларов США, а у крупных – 32,7 долларов США. Эти факторы способствовали тому, что лесной рынок Читинской области практически полностью подчинен интересам КНР.

В настоящее время число мелких лесопользователей приближается к 700. Заинтересованные в получении скорой прибыли (сверхприбыли), они не сориентированы на социальные и экономические вопросы развития Читинской области, охотно идут на поводу у покупателей. Мелкие лесопользователи меньше защищены законодательно, как правило, временные на участке леса, потому заинтересованы взять древесину, не участвуя в охране лесов и лесовосстановлении. Большая часть их сотрудничает с криминальными структурами, чтобы уклоняться от налогов.

Число крупных лесопромышленных компаний в Читинской области составляет около 10. Они арендуют участки по договорам на основе конкурсного отбора. Часть этих компаний ориентирована на поэтапное внедрение глубокой переработки древесины, социальную направленность и вопросы занятости населения. Так, компания «Эпос», на основе соглашения с Администрацией Читинской области обязана до 2003 года предложить 75% всех рабочих мест населению Улётовского района Читинской области. Предусмотрен рост повышения заработной платы работникам компании не ниже банковской ставки рефинансирования.

Компания «Рассвет» с годовым объемом заготовок 7,5 тыс. м3 в 1997 г. при численности рабочих 50 человек сейчас вышла на объем лесозаготовок 50 тыс. м3 в год при численности рабочих около 600 человек. Развивает социальную инфраструктуру (детский сад, школа, гостиница, магазины, кафе, СТО). Заработная плата в компании в 3,2 раза превышает сложившуюся среднюю по району.

Крупные лесопромышленные компании начинают развивать глубокую переработку древесины. Компания «Рассвет» к концу 2000 г. подвергает глубокой переработке 60% своей продукции, сориентирована на европейский и японский рынки. Крупные лесопромышленные компании эффективней ведут охрану лесов от пожаров, осуществляют воспроизводство лесов, применяют щадящие технологии в производстве. Деятельность этих компаний легко контролируется, по договорам они несут определенные обязательства, развивают налогооблагаемую базу.

Государственная политика сегодня направлена на поддержку скорее мелких предпринимателей. В области пока не существует программы стимулирования успешных предприятий лесного комплекса, хотя существует ряд апробированных способов стимулирования предприятий различных отраслей, в том числе предприятий ЛПК [9.171].

2.3 Незаконные рубки и незаконная торговля древесиной

С деятельностью мелких лесопользователей и вопросами регулирования лесного рынка связаны также незаконные вырубки и перерубы. Причем, первое проконтролировать сложнее.

Таблица 2

Данные по нарушениям правил лесозаготовительной деятельности

Год

Число зафиксированных нарушений

Объемы

в кубометрах.

Выявлено нарушителей

Санкции

Объемы невыявленных нарушений в м3

1996

159 случаев

5838,00

12

Адм./53

908,00

1997

168 случаев

5835,00

136

Адм./23

1118,00

1998

293 случая

6770,00

223

Адм./6

Угол./3

2831,00

1999

570 случаев

23200,00

405

Адм./165

Угол./39

6052,00

2000

I-II кварталы

370 случаев

15136,00

292

Адм./156

Угол./9

6573,00

За последние 5 лет прослеживается рост объема незаконных рубок, что связано с активизацией торговли древесиной и неэффективным государственным контролем. Реальные цифры, по всей видимости, выше, т.к. в таблице 1 приведено число только зафиксированных нарушений. Экспортировать ворованный лес может практически любой предприниматель, в том числе, не занимающийся лесозаготовительной деятельностью, так как основанием для экспорта леса является контракт, а не лесорубочный билет. Что привело в последнее время к неконтролируемому росту приемочных пунктов древесины. В одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области таких пунктов более 40. Причем, лесхозы, правоохранительные органы, местные администрации не имеют каких-либо законных оснований для проверки и предъявления санкций в случае обнаружения в приемочных пунктах незаконно добытой древесины.

Сложная социально-экономическая ситуация в Читинской области «провоцирует» местных жителей, зачастую «прибыль», полученная от незаконных рубок является их единственным источником существования. Это активно используется многочисленными предпринимателями и мелкими лесозаготовителями. Незаконно добытую древесину скупают у населения от 450 до 800 рублей за кубометр.

Мелкие лесопользователи и местное население дают 96% объема лесонарушений. Известны случаи, когда все жители поселка воруют лес, которые скупают предприниматели (пос. Подволок Читинского района) [6. 66].

2.4 Несогласованность федерального и местного законодательства

Отсутствие должного взаимодействия органов государственного контроля (Управления лесами, Госкомэкологии, Администраций разного уровня, органов таможенного контроля, Природоохранной прокуратуры, Управления внутренних дел) базируется на несовершенстве нормативно-правовой базы. Лесной закон и подзаконные акты, регулирующие лесные отношения, не согласуется с Гражданским, Уголовным, Административным, Налоговым Кодексом. Каждое ведомство действует в рамках своего правового пространства. Необходимы дополнительные нормативно-правовые акты субъекта Федерации, регулирующие лесные отношения (лицензирование, сертификация, порядок вывоза древесины за пределы области, разработка критериев эффективного лесопользования и др.).

Небольшой опыт в этом направлении в области есть. К примеру, в 1999 г. действовало Постановление Администрации Читинской области «О мерах по упорядочению деятельности по заготовкам, перевозкам и реализации древесины в Читинской области». По данному Постановлению на торгово-промышленную палату были возложены функции предоставления таможенным органам инспекционного отчета о законном происхождении, качестве, количестве и стоимости древесины. Однако Постановление действовало лишь в течение нескольких месяцев, и за несоответствием федеральному законодательству было отменено.

Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и, как следствие, отсутствие должного государственного контроля привели в настоящее время к чрезвычайной криминализации лесной отрасли. К настоящему времени в области незаконно заготавливают древесину не только одиночки, но действуют технически оснащенные и вооруженные бригады, способные за одну ночь добыть и вывезти до 250 м3 древесины. Деятельность таких бригад успешно покрывается отдельными представителями правоохранительных органов, чему был свидетель и автор данной статьи.

Наконец, государственная политика России в области природопользования, а именно, реорганизация органов государственного контроля и передача их функций природопользователю – Министерству природных ресурсов. Последствия такой политики мы ощущаем уже сейчас. Возросло количество правонарушений, специалисты прогнозируют рост объема незаконно срубленной древесины в 2-3 раза. Доля теневого сектора в лесопользовании, по оценке Забайкальского центра эколого-экономических исследований, в 1999 г. составила не менее 80%.

По всей видимости, в ближайшее время следует ожидать пересмотра природоохранного законодательства, благоприятного для хищнического и неконтролируемого использования природных ресурсов

В целом на рынке лесных товаров наблюдается стойкая тенденция увеличения заготовок древесины, в том числе незаконных. В 2000 году увеличилось количество арендаторов леса. Расширяется спрос на древесину других пород. Возрастает спрос на древесину в КНР, есть предложение о возможности передачи лесов Читинской области в концессию КНР.

Русский вопрос: «Что делать?»

  1. Информация для принятия решений. Необходима оперативная и системная работа всех соответствующих учреждений и ведомств по сбору и анализу лесной информации: Лесная служба, Таможенные органы, Статистическое управление, Управление внутренних дел, Управление внешнеэкономических связей, налоговая инспекция и налоговая полиция, подразделения Администрации Читинской области, общественные экологические организации. Речь идет о создании отдельной структуры при Администрации области с соответствующим статусом, полномочиями, финансированием.

  2. Развитие нормативно-правовой базы. Региональное и федеральное природоохранное законодательство «запаздывает» по отношению к реальной ситуации в регионе, в этом одна из причин отсутствия должного государственного контроля за использованием, сохранением и воспроизводством лесных ресурсов. На региональном уровне требуются решения и нормативные акты, которые входят сегодня в противоречие с федеральным законодательством. Нужна инициатива местной власти и общественности на региональном и федеральном уровнях.

  3. Развитие системы общественного контроля – едва ли не самая актуальная задача сегодня. Когда проблема становится фокусом общественного внимания, власти вынуждены предпринимать действия для ее решения. Главные инструменты – открытая информация о лесе, о примерах коррупции и демонстрация успешного опыта участия общественности в принятии экологически значимых решениях.

  4. Развитие международного сотрудничества в вопросах регулирования лесного рынка. Зарубежные организации имеют соответствующий опыт, который может быть применен в регионе (формирование экологически чувствительных рынков, общественные рыночные кампании, системы сертификаций и др.).

  5. Расширение сети особо охраняемых природных территорий, в том числе через их резервирование. Законом Читинской области 1997 г. «Об особо охраняемых и резервных территориях» определено понятие резервных территорий, введен регламент их выделения, охраны и ответственности.

Лесная политика. Таковой сегодня не имеет Россия, тем более регионы. Между тем назревшие проблемы уже невозможно решать с помощью лишь одних природоохранных мер. В настоящее время мы все еще ориентируемся на получение скорой прибыли. Традиционно стоимостная оценка лесов основывается на стоимости древесины без учета других полезных функций леса: биологическое разнообразие, вода, воздух, туризм и пр. Читинская область нуждается сегодня в сбалансированной, долгосрочной программе, основанной на совершенно иных принципах лесопользования/природопользования, разработанной на основе общности интересов всех слоев общества и развивающей современную экономическую инфраструктуру территории [8. 311].

3. Российско-китайская торговля лесом – тенденции последних лет

Потребление древесины в Китайской Народной Республике (КНР) в ближайшем будущем затронет интересы не только стран азиатско-тихоокеанского региона, но и других государств мира. Суммарное годовое потребление промышленной древесины в Китае составило, по имеющимся оценкам, 122,2 млн. кубометров, по этому показателю КНР заняла второе в мире место после США. По потреблению промышленной древесины Китай уже обогнал Японию на 1 млн. м3. И хотя в 1995 г. показатель потребления леса на душу населения в Китае был относительно невысоким (0,1 м3), многие учёные указывали на стремительно растущий спрос на древесину, особенно в промышленном секторе, вызванный экономическим ростом и продолжающимся улучшением уровня жизни. Количественный прогноз потребления древесины, сделанный в 1986 г. С. Ричардсоном, показал, что к 2040 г. ежегодное потребление может превысить 1,163 млн. м3, что означает десятикратное увеличение по сравнению с 1990 г. Хотя такая оценка может оказаться преувеличенной, всё же вряд ли Китай сможет обеспечить внутренний спрос лишь за счёт собственных ресурсов. Кроме того, большие опасения вызывает дальнейшая либерализация торговли лесом, осуществляемая как следствие ведущихся переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В противоположность растущему спросу потенциальное внутреннее предложение существенно снизилось за последние 30-50 лет из-за кумулятивного эффекта вырубок зрелых лесов, большего количества недоспелых или молодых лесов, не готовых к заготовке, и усиления ограничений, налагаемых на лесопользование по экологическим причинам. Эти ограничения затруднят достижение равновесия между внутренним производством и потреблением древесины.

Россия – один из крупнейших поставщиков леса в Китай. В последние двадцать лет Россия находилась в первой тройке поставщиков, а недавно вышла на первое место. Объём импорта значительно возрос, особенно за последние пять лет. Около 90-95% леса, поставляемого Россией в КНР, проходит через наземные пункты пропуска. Более 20% леса, экспортированного с российского Дальнего Востока в 1998 г., было вывезено через пограничные пункты на российско-китайской границе.

Считается, что наблюдаемый сильный рост обусловлен четырьмя основными причинами. Во-первых, российский лес в основном заготавливается в лесах природного происхождения, обладает высоким качеством и бόльшим диаметром (преимущественно свыше 24 см). Во-вторых, умеренная цена, даже ниже, чем на китайскую древесину аналогичных пород и качества. В-третьих, запасы высококачественного леса твёрдолиственных пород, таких как маньчжурский ясень и монгольский дуб, на Северо-востоке Китая почти исчерпаны, а российский лес представляет собой весьма хорошую альтернативу этим срочно необходимым декоративным породам. Наконец, четвёртая причина – это благоприятные условия приграничной торговли, возникшие благодаря переходу к рыночной экономике и либерализации торговли в обеих странах. Особенную роль играет политика «половинного налогообложения», распространяемая и на импортный таможенный тариф, и на НДС. Эта политика применяется в отношении мелких поставок в рамках приграничной торговли.

Начиная с 1998 г. в Китае проводится новая политика лесопользования – Программа охраны природных лесов. В результате действия данной программы были запрещены или ограничены рубки в верховьях р. Янцзы, в верховьях и среднем течении р. Хуанхэ и на Северо-востоке страны, включая территорию провинции Хэйлунцзян. Осуществление этой политики стало одной из причин, сказавшихся на активном росте импорта леса из России.

То, что именно эти факторы стимулировали рост импорта леса из России в Китай, это лишь предположение. В настоящее время действительные причины и следствия этих перемен в объёмах торговли ещё не документированы, однако имеющаяся статистика наводит на важные мысли [4. 228].

3.1 Существующие маршруты импорта российского леса в Китай

Основная масса леса ввозится из России в Китай по железной дороге через пункты пропуска, расположенные вдоль границы на Северо-востоке КНР, в основном в провинции Хэйлунцзян и Автономной районе Внутренняя Монголия (АРВМ). В последние годы первые места по объёмам пропускаемого российского леса занимают таможни в г. Маньчжурия (АРВМ) и г. Суйфэньхэ (пров. Хэйлунцзян).

Граница с Россией проходит по четырём китайским территориальным единицам: провинциям Хэйлунцзян и Гирин (Цзилинь), Автономному району Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурскому Автономному району (СУАР). Однако лишь Хэйлунцзян имеет границу с Россией достаточно большой протяжённости. По территории СУАР проходит очень короткий участок границы, находящийся на северо-западе автономного района, который сам является отдалённой северо-западной окраиной КНР. Торговля там носит очень ограниченный характер, отчасти из-за преграды, которую представляет собой высокогорный массив на границе. Провинция Гирин (Цзилинь) также имеет очень короткий участок границы с Россией на северо-востоке. Объём торговли через этот участок границы тоже очень мал, в основном она осуществляется через таможню 2 класса г. Хуньчунь. Короткий участок границы проходит по территории АРВМ, но в этом автономном районе находится весьма важный пункт пропуска Забайкальск–Маньчжурия, значимость которого обусловлена прохождением железнодорожной магистрали. Маньчжурская таможня относится к 1 классу. Самый длинный участок границы проходит по территории провинции Хэйлунцзян. На его протяжённости расположено около десяти пунктов пропуска или таможен 2 класса.

Российский лес также ввозится морским путём через несколько портов, однако объём таких поставок невелик.

3.2 Обзор импортных поставок российского леса в Китай на протяжении последних лет

Основную часть поставок древесины из России составляет круглый лес. Объём российского круглого леса, ввозимого в Китай, резко вырос за последние пять лет, увеличившись с 357.788 м3 в 2004 г. до 4.304.946 м3 в 2004 г., т.е. в 11 раз. В 2000 г. объём импортируемого леса возрос в три раза по сравнению с предыдущим годом. Общий объём импорта Китаем круглого леса также увеличивался на протяжении этого периода, однако рост поставок брёвен из России опережал рост общего объёма импорта. Доля России в объёме поставок круглого леса выросла с 13,9% в 1995 г. до 42,5% в 2004 г [3. 116].

Таблица 3

Динамика импорта круглого леса из России в КНР, 2000-2004 гг.

Наименование

2000

2001

2002

2003

2004

Импорт круглого леса из России, м3

357.788

529.374

949.324

1.591.272

4.304.946

Общий объём импорта круглого леса, м3

2.582.601

3.185.483

4.470.669

4.823.042

10.135.683

Процент российских поставок

13,9

16,6

21,2

33,0

42,5

Импорт пиломатериалов из России, м3

17.635

10.613

11.341

12.518

95.253

Общий объём импорта пиломатериалов, м3

2.908.400

2.629.300

3.721.700

3.268.800

Процент российских поставок

0,6

0,9

0,3

0,4

Что касается импорта российских пиломатериалов, то их объём и доля остаются невысокими. В течение 2000-2004 гг. объём поставок пиломатериалов оставался в пределах 10 тысяч кубометров, а их доля в общем объёме импорта была менее 1%. Обращает на себя внимание резкое увеличение (в 7,6 раз) объёма импорта российских пиломатериалов в 2004 г [3. 111].

3.3 Статьи импорта и видовой состав древесины

Основными видами древесины, которые Россия экспортирует в Китай, в числе прочих являются две хвойные породы – лиственница и сосна. Импорт круглого леса хвойных пород в 1999 г. составил 93% от общего объёма импорта брёвен из России. Из твёрдолиственных пород основная часть приходится на дуб и бук, согласно международной таможенной классификации. На протяжении 1995-99 гг. доля этих двух видов в импорте твёрдолиственных пород была достаточно высока, колеблясь от 33% до 72% в 1998 г. Объём импорта всех видов круглого леса твёрдых пород резко вырос после 1997 г., также как и импорт хвойных пород.

В поставках пиломатериалов из России в последние пять лет преобладали хвойные породы. Вместе с тем, доля пиломатериалов из твёрдолиственных пород составляла в разные годы от 8% до 53%. Бóльшая часть импортированной древесины была отнесена к «прочим твёрдолиственным породам». Следует отметить также, что объём импорта таких пород как дуб и бук стремительно увеличился после 1997 г.

В пересчёте на среднюю цену (долл. США / м3 = общая стоимость / общий объём) импортированной древесины брёвна и пиломатериалы из твёрдолиственных пород, ввозимые в относительно малых количествах, имели рыночную цену в два раза выше, чем продукция из древесины хвойных пород. Например, в 1999 г. весь «кругляк» хвойных пород, включая химически обработанный круглый лес, импортировался по ценам 135 и 58 долларов, соответственно. Аналогичная тенденция прослеживается и по пиломатериалам – твёрдые породы в 2-5 раз дороже хвойных. Особенно высока цена на «кругляк» и пиломатериалы из бука.

3.4 Правила импорта леса из России в Китай

Существует пять основных нормативов, регламентирующих импортно-экспортную деятельность, все они перечислены в Таблице 10. Кроме этого, взимаются таможенные тарифы на импорт (включая преференциальные и обычные тарифы), НДС и налог на потребление (для отдельных видов товаров). Импорт и экспорт леса и лесоматериалов осуществляется по общим правилам. Те нормы, которые касаются импорта брёвен, в целом не очень строги (табл. 10). Единственными требованиями являются проверка импортируемого товара и наличие импортных сертификатов для отдельных видов древесины.

3.4.1 Маньчжурия

Одним из главнейших пунктов, через которые осуществляется торговля между КНР и РФ, является г. Маньчжурия на северо-востоке АРВМ. Россию и Китай соединяет всего два железнодорожных пути, один из них, по которому курсирует поезд между двумя столицами, Москвой и Пекином, проходит через Маньчжурию. Второй - через г. Суйфэньхэ в пров. Хэйлунцзян. По причине высокой значимости таможня г. Маньчжурии отнесена к 1 классу, ей подчиняется две таможни 2 класса, одна из которых находится в г. Хайларе. В то же время, административно г. Маньчжурия (окружной уровень) подчиняется г. Хайлару (уровень префектуры). Однако хайларская таможня является небольшим подразделением вдали от границы и поэтому находится под управлением маньчжурской таможни. Ещё одна таможня в АРВМ – на погранпереходе в г. Приаргунске.

Маньчжурия является основным пунктом пропуска, через который ввозится наибольший объём леса. За ней следуют города Суйфэньхэ и Хэйхэ. Импорт сырья через этот пункт претерпел существенный рост - со 116.462 м3 в 1995 г. до 1.782.626 м3 в 1999 г. В телефонном разговоре с сотрудником маньчжурской таможни мы выяснили, что более 95% объёма приходится на перевозки через саму Маньчжурию, остальные 5% - на приаргунский переход. Город Хайлар находится на удалении от российско-китайской границы, поэтому в сводках хайларской таможни обычно не фигурирует импорт леса.

3.4.2 Суйфэньхэ

Пункт пропуска Суйфэньхэ находится на Северо-востоке провинции Хэйлунцзян. Как уже упоминалось, через него проходит один из двух железнодорожных путей, соединяющих Китай с Россией. Эта железная дорога – основной маршрут из КНР на российский Дальний Восток, обладающий богатыми лесными ресурсами. В настоящее время налажено пассажирское ж/д сообщение между г. Харбином (административный центр пров. Хэйлунцзян) и гг. Хабаровском и Владивостоком, маршрут которого проходит через г. Суйфэньхэ.

В г. Суйфэньхэ с 1998 г. действует две таможни 2 класса, одна обслуживает железнодорожный транспорт, а другая – автомобильный. Несмотря на близость расположения этих двух таможен друг к другу, таможенные власти решили разделить их по функциональному признаку с целью более точной идентификации грузопотоков, проходящих по железнодорожной и автомобильной магистралям.

3.4.3 Хэйхэ

Хэйхэ также является важным пунктом пропуска на российско-китайской границе, он находится примерно на середине хэйлунцзянского участка границы. Приграничная торговля в этой точке весьма активна, несмотря на отсутствие железнодорожного сообщения. С 1999 г. в г. Хэйхэ действует российско-китайский рынок лесоматериалов, способствующий развитию торговли в данной сфере. Занимая площадь 17 гектаров, этот рынок леса является крупнейшим на протяжении четырёхтысячекилометровой границы между КНР и РФ. В последние годы объём поставок через этот пункт пропуска также существенно вырос – с 1.923 м3 в 1996 г. до 98.675 м3 в 1999 г. Данный пункт пропуска не является пока крупным по абсолютному объёму перевозок, но имеет большой потенциал роста.

3.4.4 Хуньчунь

Город Хуньчунь находится на участке российско-китайской границы, проходящем по территории провинции Цзилинь (Гирин). Китай в этой точке граничит с самым южным уголком российского Дальнего Востока. Торговля лесом и другими товарами здесь не очень активна, отчасти по причине отдалённости, отчасти из-за плохих транспортных возможностей (отсутствие железнодорожного сообщения). Хуньчуньская таможня имеет ранг 2 класса и подчиняется таможне 1 класса в г. Чанчунь (административный центр провинции Цзилинь). Данные по импорту российского леса через таможню г. Хуньчунь включаются в статистику провинциального таможенного управления, после чего докладываются в Пекин.

3.4.5 Эрлянь

Эрлянь – один из основных пунктов пропуска, единственный на границе между КНР и Республикой Монголией, находится близ середины границы с Монголией, проходящей по АРВМ. Здесь же проходит единственная железнодорожная магистраль, соединяющая эти две страны. Ещё один пассажирский поезд Москва-Пекин, проходящий через территорию Монголии, пересекает границу именно здесь. Эрлянь является важным пунктом, через который осуществляется опосредованная торговля между КНР и Россией. В этом качестве Эрлянь занимает третье место среди пунктов пропуска по объёмам поставок российского леса. Согласно международной практике, в статистике импортных операций указывается страна-производитель, поэтому, несмотря на то, что закупаемый лес проходит через Монголию, он всё равно учитывается как российский. В Эрляне действует таможня 2 класса, подчиняющаяся таможне 1 класса в г. Хух-Хото, административном центре АРВМ. Всего под управлением таможни г. Хух-Хото действует две таможни 2 класса – в г. Эрляне и г. Баотоу. Последняя является небольшой таможней на удалении от границы.

Следует указать, что согласно информации, полученной в телефонном разговоре от сотрудника таможни г. Хух-Хото, 100% данных по торговле лесом относится к пункту пропуска в Эрляне, поскольку это единственный пункт пропуска на границе с Монголией. Из статистических данных следует, что Эрлянь занимает третье место по количеству пропускаемого российского леса после городов Маньчжурии и Суйфэньхэ. В 1999 г. через этот пункт пропуска было ввезено 21,7% от всего объёма закупленного в России леса (а в сумме три крупнейших пункта пропускают более 90%).

3.4.6 Алашанькоу

Алашанькоу – важный пункт пропуска на границе между Китаем и Казахстаном, бывшей республикой СССР. Он расположен на севере китайского северо-западного Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Через Алашанькоу проходит железная дорога, соединяющая две страны. Таможня Алашанькоу отнесена ко 2 классу и находится под управлением таможни г. Урумчи, столицы СУАР. Всего таможня 1 класса г. Урумчи управляет десятью таможнями 2 класса, в основном расположенными вдоль китайской границы с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Через Алашанькоу осуществляется опосредованная торговля с Россией [2. 116].

3.4.7 Прочие мелкие пункты пропуска в пров. Хэйлунцзян

Кроме четырёх упомянутых выше пунктов пропуска, через которые осуществляются прямые и опосредованные поставки, существует десять других, меньших по масштабу пунктов пропуска и таможен второго класса, через которые ввозится российский лес. Все они расположены в провинции Хэйлунцзян.

На основе объёмов импорта и видового распределения древесины в 1999 г. можно разделить эти пункты пропуска на три группы. К первой группе будет отнесён единственный пункт пропуска (Фуюань), через который было ввезено относительно большое количество древесины хвойных пород из России только в 1999 г. Вторая группа (Тунцзян, Дуннин, Хулинь и Фуцзинь) – пункты пропуска, через которые поставлено более тысячи кубометров в год в период 1995-99 гг. К третьей группе относятся пять пунктов пропуска (Лобэй, Жаохэ, Мишань, Цзяинь и Сюнькэ), через которые в 1999 г. ввезены очень малые партии леса, не превышающие тысячи кубометров. Эти пункты пропуска, кроме Мишаня, начали работать с российским лесом с 1998 г. Через Сюнькэ и Цзяинь, расположенные в северной части Хэйлунцзяна, импортируются главным образом хвойные породы, а через остальные пункты пропуска данной группы – преимущественно кругляк твёрдолиственных пород [2. 117].

Заключение

Анализ тенденций развития лесопромышленного комплекса позволил определить общие и специфические особенности, а также роль и место отдельных отраслей, лесозаготовительных регионов и крупнейших предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли в экономике России. Исследование внутреннего рынка дополнялось изучение динамики и структуры спроса мирового рынка на сырье, полуфабрикаты и готовые товары отраслей лесопромышленного комплекса. Сравнительный анализ тенденций изменения цен и спроса на сырье и товары конечного спроса позволил оценить состояние и перспективные направления трансформационных сдвигов в структуре экспорта российской продукции и изменения импорта.

Предметом исследования явилось изучение особенностей формирования структуры собственности и корпоративного контроля в лесной отрасли, изменения инвестиционной среды. Одним из основных аспектов исследования явился комплекс проблем реформы налоговой системы в России и изменения налогообложение отраслей лесного комплекса.

Исследование состояния отраслей лесопромышленного комплекса состояния, что кризис в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности был обусловлен хроническими проблемами функционирования отрасли, с одной стороны, и факторами, сформировавшимися в процессе реформы, с другой стороны. К первую группу вошли следующие факторы: сильная изношенность парка машин и оборудования, дефицит рабочей силы для заготовки древесины в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, отсутствие развитой производственной инфраструктуры. Во второй группе были выделены факторы формирования новой организационной и институциональной структур, изменения системы хозяйственных связей, динамики внутреннего платежеспособного спроса, инвестиционной активности, цен и тарифов на услуги железнодорожного транспорта.

Основными целями развития лесной промышленности являются: полное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции российского производства; поэтапная интеграция России в мировой рынок лесобумажной продукции: рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала страны за счет роста объемов производства продукции, повышения конкурентоспособности лесопромышленного производства, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач с учетом реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы):

привлечение инвестиций для модернизации действующих производств, введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации; повышение производительности труда; укрепление позиций отечественных экспортеров лесобумажной продукции на традиционных экспортных рынках и освоение новых товарных рынков;

проведение эффективной таможенно-тарифной политики, направленной на оптимизацию структуры экспорта, а также на защиту интересов отечественных производителей на российском рынке;

повышение научно-технического потенциала отрасли, инновационной активности лесопромышленных организаций.

Приоритетными направлениями развития лесной промышленности являются: опережающее развитие мощностей по глубокой переработке древесины (производство целлюлозно-бумажной продукции, фанеры, плит, мебели, изделий деревообработки); ориентация на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью; развитие отечественного лесного машиностроения; повышение эффективности использования сырья и топлива за счет введения в действие ресурсосберегаюших технологий; совершенствование и развитие внешнеторговой деятельности.

Лесная промышленность Российской Федерации включает в себя несколько технологически связанных между собой отраслей - лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую.

Доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России составляет более 4 процентов.

В лесной промышленности более 22 тысяч организаций, в том числе около 3 тысяч крупных и средних, из которых свыше 95 процентов акционированы. В отрасли занято свыше миллиона человек (7 процентов от численности работающих в промышленности).

Отрасль располагает 3 процентами основных фондов промышленности.

По обеспеченности лесами страна занимает первое место в мире, обладая примерно четвертой частью мировых запасов древесины. Вместе с тем в мировой торговле лесобумажной продукцией доля России составляет менее 3 процентов.

Из-за недостаточного развития мощностей по глубокой переработке древесины структура лесопромышленного производства несовершенна, значительная часть древесины не находит применения. Заготовленная древесина преимущественно используется в круглом виде и для лесопиления. Из 1 куб. метра заготовленной древесины в России производится в 3 - 4 раза меньше продукции глубокой переработки, чем в развитых странах. Объем российского экспорта лесобумажной продукции составил за 2001 год всего 4, 1 млрд. долларов США, что значительно уступает уровню основных стран - экспортеров такой продукции. При этом структура экспорта имеет выраженную сырьевую направленность.

В 1990 - 2001 годах лесная промышленность развивалась неравномерно. К 1998 году объем производства сократился в 2, 7 раза по сравнению с 1990 годом. Позитивные тенденции в лесной отрасли отчетливо наметились в 1999 году, когда темпы роста составили 118 процентов по сравнению с 1998 годом.

В 2001 году темпы роста лесной промышленности замедлились. Объем заготовки леса по всем видам рубок составил 166 млн. куб. метров, было произведено 17, 3 млн. куб. метров пиломатериалов, 1, 6 млн. куб. метров фанеры, 2, 5 млн. куб. метров древесно-стружечных плит, 0, 3 млрд. кв. метров древесно-волокнистых плит, 2, 1 млн. тонн товарной целлюлозы и 5, 6 млн. тонн бумаги и картона.

К основным факторам, сдерживающим развитие лесной промышленности, относятся:

низкий технический уровень производства;

высокая степень износа основных промышленно-производственных фондов;

недостаточный объем инвестиций в основной капитал;

отсутствие во многих регионах России мощностей по глубокой переработке древесины;

специфика лесозаготовительного производства, обусловленная географическими и природными условиями:

недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия;увеличение доли затрат на энергетические ресурсы и железнодорожные тарифы в себестоимости лесобумажной продукции;

расходование значительных средств на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе градообразующих организаций.

Список литературы

  1. Заставенко В. В., Райзберг Б. А. Государственные программы и рынок. Экономист №3, 2003г.

  2. Международные экономические отношения. Под ред. Б. П. Супруновича. – М.: ГФА, 2005. -517с.

  3. Орлова М.И. Лесная промышленность: состояние и перспективы развития // ЭКО, 2005, № 4.

  4. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И. П. Фаминский. – М.: Международные отношения, 2004. -523с.

  5. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М.: Прогресс, 2004. -534с.

  6. Размещение производственных сил / Под ред. Л.М. Масовского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  7. Размещение производственных сил / Под ред. М.И. Рыжковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  8. Размещение производственных сил / Под ред. Т.И. Ярковой. М.: Юнити, 2004.

  9. Усатов И. А. Цена и ценообразование. – М.: Изд-во Просвещение 1999г.-с.104.

  10. Фальуман В. К. Основы микроэкономики. – М.: Изд-во Республика 2000г.-с.298.

  11. Холланд Г. А. Планирование экономики. Вопросы экономики. 2001г., №1