Рудольф Отто и его вклад в становление феноменологии религии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Реферат на тему:

РУДОЛЬФ ОТТО И ЕГО ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Выполнил:

магистрант гр. ФиР 04

Халиков Р.Х.

Научный руководитель:

доц. И.А. Козловский

Донецк 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Влияние биографии Отто на сферу его исследований, методологию и концептуалистику

    Священное как предмет феноменологии религии. Структура нуминозного

Выводы

Список использованной литературы



ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век стал ключевым в становлении религиоведения, разработке структуры, предмета и методологического инструментария этой науки. Одной из важных дисциплин религиоведческого комплекса стала в первой половине века феноменология религии, выросшая из переходного звена между историей и философией религии до самостоятельной дисциплины со своим объектом исследования и методами. И если вопрос о необходимости появления такой науки был задан ещё на рубеже XIX и ХХ веков, то первой (и очень значительной) попыткой ответа стала концепция феноменологии религии, предложенная Рудольфом Отто.

Актуальность изучения классических теорий в рамках феноменологии религии обусловлена необходимостью разрешения дискуссий о предмете и методологии религиоведения вообще и его составляющих в частности. В условиях недопонимания между специалистами-религиоведами и философами по поводу фундаментальных позиций науки о религии необходимо обратиться к теориям, на которых основана эта наука, из которых она вырастает. При этом надлежит не только обращать внимание на содержание этих теорий, но и на их культурный контекст, источники и взаимосвязи. Такой подход позволит максимально извлечь из классических теорий, к которым, безусловно, относится концепция Отто, полезные материалы для работы в современных условиях, отделив элементы, связанные с личностями, конфессиональной принадлежностью или периодами жизни авторов и другими уводящими в сторону факторами.

Объектом данной работы стала феноменологическая теория Рудольфа Отто в контексте его биографии. Это позволяет выяснить некоторые влияния, которые она испытала на пути становления, чтобы иметь возможность при необходимости выносить их за скобки. Предметом является учение Отто о священном как важнейший элемент его теории, повлиявший на определение предмета феноменологии религии как религиоведческой дисциплины.

Цель реферата – выяснить смысл священного, придаваемый ему Отто в рамках феноменологии религии. Для решения цели предполагается выполнить ряд задач:

– исследовать биографию Рудольфа Отто и выявить важнейшие факторы, оказавшие влияние на становление его религиоведческой позиции;

– выяснить, чьи учения стали для Отто ориентиром, и что было им почерпнуто из трудов тех или иных мыслителей;

– охарактеризовать основные позиции теории священного, структуру священного и его главного компонента – нуминозного.

Работа состоит из введения, двух основных вопросов, выводов и списка литературы. В первом вопросе речь идёт о влияниях, которые испытал Отто в течение жизни, о постепенном расширении поля его интересов и используемой методологии. Второй вопрос посвящён анализу концепции священного и его наиболее важного компонента – нуминозного.



1. ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИИ ОТТО НА СФЕРУ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ, МЕТОДОЛОГИЮ И КОНЦЕПТУАЛИСТИКУ

Карл Луи Рудольф Отто родился 25 сентября 1869 года в Пайне (недалеко от Ганновера), в многодетной семье фабриканта. После окончания Андреановской гимназии в Хильдесхайме обучался в университетах Эрлангена и Гёттингена, где в 1898 году защитил диссертацию «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» («Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther») и, несколько позднее, хабилитационную работу по Иммануилу Канту. Лютера можно считать одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Отто, наряду с Кантом, Фрайсом и Шлейермахером. Труд последнего «Речи о религии» Отто издал в 1989 году в честь столетнего юбилея от написания, а Канту и Фрайсу посвятил отдельную работу «Философия религии, основанная на Канте и Фрайсе» («Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie»), вышедшую в 1909 г. в Тюбингене.

В 1904 году занял пост профессора систематической теологии в Гётингене, а в 1910 – получил степень почётного доктора в университете Гиссена. С 1914 года Отто становится профессором теологии университета в Бреслау, а в 1917 году начинает преподавать систематическую теологию в Дивинити-школе при Марбургском университете (в 1927-1928 гг. Отто даже был ректором этого университета) [7]. В Марбурге он оставался до конца жизни, хотя периодически читал лекции в США и Швеции, путешествовал, в том числе совершил несколько длительных поездок по Азии (в 1911-1912 гг. и в 1927-1928 гг.). Кроме преподавательской карьеры, занимался также политикой, будучи в 1913-1918 гг. депутатом Прусского ландтага, а позднее активно участвовал в жизни Веймарской республики. В 1929 году Отто выходит в отставку, хотя продолжает писать. Последняя прижизненная публикация – «Царство Божье и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn»), вышедшая в 1934 году, – была посвящена христологии и эсхатологии Нового Завета. В октябре 1936 г. он упал с двадцатиметровой башни, получив серьёзные травмы, а наступившей зимой ещё и перенёс воспаление лёгких, и 6 марта 1937 года умер в Марбурге, где и был похоронен.

Рудольф Отто расширял круг тем для своих исследований по мере расширения географии своего пребывания. Работы начального этапа (до первого длительного путешествия по Азии) касаются прежде всего христианской теологии и европейской философской традиции, несут след значительного влияния Шлейермахера (от которого Отто воспринимает особенное внимание к «чувству», интуитивному познанию в религии) и Канта (идея «нуминозного» отвечает абсолютной трансцендентности кантовского ноумена, хотя этимологически восходит к латинскому numen). Собственно, к этому периоду можно отнести вышеупомянутую докторскую диссертацию о Лютере (1898), работу о Канте и Фрайсе (1909), а также «Натурализм и религиозное мировоззрение» («Naturalistisch und religiose Weltansicht»), изданную в 1904 году в Тюбингене и переизданную в 1907 в Лондоне, и более теологическую по направленности «Жизнь и деятельность Иисуса, согласно критическому методу» («The Life and Ministry of Jesus, According to the Critical Method»), опубликованную в Чикаго в 1908г.

Значительный перелом в жизни и направленности исследований Рудольфа Отто произошёл в связи с поездкой по Азии (1911-1912), в ходе которой он познакомился с восточной (прежде всего – индийской) философией и восточными религиями. С этого времени он не только начинает изучать и переводить сакральные тексты (для чего учит санскрит) и даже издавать работы в Индии (например, в 1928 году в Мадрасе вышла его книга «Христианство и индийская религия благодати», и только через два года эта работа была издана в Германии). Поездка формирует у учёного новый подход к изучению религии, выходящий за рамки христианской теологии и её осмысления с позиций европейской критической мысли. Отто начинает смотреть на разные проявления религиозности как на нечто, имеющее общее глубинное ядро, скрытое под внешними – а значит, вторичными – различиями. Так, сравнивая христианство и вишнуизм в работе «Christianity and the Indian Religion of Grace», Отто находит сходными христианскую любовь к Богу и вишнуистскую концепцию бхакти, при этом отмечая, что «выход из состояния падения мыслится по разному в этих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, но избавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме» [2].

Несколько ранее, в 1926 г. вышло другое сочинение, посвящённое компаративному анализу христианства и индуизма, «Западная и восточная мистика» («West-ostliche Mystik»), где сравнивались взгляды Шанкарачарьи и Мейстера Экхарта. В своих компаративных исследованиях Отто разработал теорию конвергенции типов и параллельных форм. Эта теория отвечает, и методологически выходит из более общей феноменологической позиции «нуминозного» как присущего глубинному ядру любой религии. Но если отдельные черты, исходя из чувства «нуминозного», являются параллельными для разных традиций, то позднейшие наслоения, вторичные черты являются различными и характеризующими конкретные традиции.

Пожалуй, самым известным результатом компаративной феноменологии Отто стала изданная в 1917 году работа «Священное – Об иррациональном в идее Божественного и его отношении к рациональному» («Das Heilige - Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen»), переизданная в 1923 в Англии («The Idea of the Holy: An Inquiry into the Non-rational Factor in the Idea of the Divine and its Relation to the Rational»). Данный труд – один из основополагающих в феноменологии религии. Возможно, он свидетельствует о том, что феноменология Рудольфа Отто сложилась именно под влиянием его компаративных исследований. При этом сам автор утверждал, что книга родилась из семинаров со студентами-теологами, и подчёркивал связь иррационального «нуминозного» и рациональных компонентов религии.

Как уже отмечалось, в своих исследованиях Отто не ограничивался Европой, и этому способствовали его поездки в Индию, Бирму, Китай, Египет, Иерусалим. Среди прочего, Он занимался исследованием священных текстов на санскрите, в том числе – переводами. В его переводческой деятельности можно выделить такие работы, как «Вишну-Нараяна» («Vischnu-Nârâyana; Texte zur indische Gottesmystik») и «Сиддханта Рамануджи» («Siddhânta des Râmânuja, Texte zur indische Gottesmystik, II»), опубликованные в 1917 году, а также перевод Бхагавад-Гиты («The original Gita: The song of the Supreme Exalted One»), посмертно изданный в Лондоне в 1939 г.

В целом смена тематики работ Рудольфа Отто отражает процесс его перехода от христианской теологии к компаративному религиоведению и феноменологии религии. При этом стоит отметить, что Отто всё же не отказался от занятий теологией, а скорее использовал свои наработки в области сравнительного изучения религий для реализации нового подхода к теологическим штудиям, где история религии стала необходимым фоном для христианской теологии, а понимание сущности феномена религии – необходимой основой для богословских спекуляций. Говоря о творчестве исследователя, можно выделить несколько направлений его работы: во-первых, теологические труды по христологии, эсхатологии и литургике; во-вторых, переводы классических индийских священных текстов; в-третьих, компаративные исследования, прежде всего посвящённые христианству и индуизму; в четвёртых, работы по феноменологии религии. В каждой из этих сфер Отто сделал важные выводы и оказал влияние на последующие исследования, особенно – в области феноменологии религии, где его труд «Священное» стал одним из основополагающих.



2. СВЯЩЕННОЕ КАК ПРЕДМЕТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ. СТРУКТУРА НУМИНОЗНОГО

К концу Первой мировой войны перед религиоведением стояло несколько серьёзных методологических задач, среди которых было развитие феноменологии религии как междисциплинарной отрасли, призванной, по мысли Шантепи де ла Соссе и Тиле, стать связующим звеном между историей религии и философией религии, а также психологией религии [4, с. 147], и [5, с. 201]. Но если мысль о создании науки, выделяющей и исследующей основные компоненты феномена религии, появилась уже на рубеже XIX и ХХ веков, то само её оформление относится к межвоенному периоду. Работа Рудольфа Отто «Священное» стала одним из важных шагов на пути становления феноменологии религии, обозначила её предметную сферу и методологию, а также закрепила взаимосвязь религиоведения и теологии, характерную для последующих нескольких десятилетий.

Одна из главных новаций труда, как пишет А.Н. Красников со ссылкой на авторитетных исследователей концепции Р. Отто, «состояла в детальной разработке категории «священное» и феноменологическом описании универсальной, сущностной структуры религиозного опыта» [1, с. 97-98]. Священное понимается здесь как некое составное образование, в которое входят несколько структур, в том числе рациональная и моральная. Последние два компонента получили особенное признание во многих религиях, например, в христианстве. Но сведение священного к абсолютно моральному или рациональному – это дискурс о священном в переносном смысле слова, а не в прямом, то есть своеобразная методологическая синекдоха. Понятие священного, согласно Отто, включает в себя ещё некий избыток, остающийся при заключении в скобки вышеперечисленных компонентов. «Чтобы получить этот «избыток», представляющий исходный пункт и подлинное ядро любой религии, Р. Отто предлагает исключить из священного рациональный и моральный моменты. Для обозначения того, что остается после проведенной операции (священное минус моральное, минус рациональное вообще) немецкий теолог и религиовед использует термин «нуминозное»», – отмечает А.Н. Красников вслед за М.А. Пылаевым. [1, с. 98].

Введение нового термина позволило Отто избавиться от устоявшегося смысла традиционного в данном контексте термина göttlich (божественное) и его европейских синонимов, когда речь идёт об изначальной реальности, лишь позднее подвергающейся рациональному и моральному осмыслению, а также о чувствовании этой реальности человеком. Кроме того, термин «нуминозное» как более нейтральный можно применять к немонотеистическим религиям. Также не стоит смешивать данный термин с кантовским понятием ноумена, несмотря на фонетическую схожесть. Термин “numinous” происходит от латинского “numen”, означающего «Бог», «дух» или «божественность», а произведен по аналогии с термином “ominous”, относящимся к латинскому “omen” [7], а термин “noumenon” у И. Канта является заимствованным из древнегреческого языка и обозначает непознаваемую реальность, лежащую в основе явления [6]. При всех оговорках, отмечая значительное влияние философии Канта на становление концепции Отто, можно свидетельствовать о связи данных терминов, хотя первый акцентирует теологическую составляющую нуминозного предмета, а второй – гносеологическую.

Несмотря на то, что нуминозный объект является важной составляющей понятия «нуминозное», Рудольф Отто ставит целью, прежде всего, исследование чувства нуминозного, то есть отношения человека к данному объекту (в существовании которого сам автор концепции не сомневается, но, подобно Лапласу, и не нуждается). Здесь возникает возможность упрёка в непоследовательности, поэтому специально оговаривается, что речь идёт не о рациональном осмыслении нуминозного, а о чётком установлении его структуры, а все понятия и определения являются скорее символами и идеограммами.

В структуре нуминозного Рудольф Отто выделяет четыре основных компонента: чувство тварности (Kreaturgefühl), повергающую в трепет тайну (Mysterium tremendum), восхищение (Fancinans) и чувство нуминозной ценности священного (Sanctum als numinoser Wert). Можно сказать, что перечисленные элементы отражают последовательное развитие нуминозного чувства религиозного субъекта, и это подтверждается наличием некоего первичного нуминозного чувства (Realitäts-gefuhle) – интуитивного ощущения реальности нуминозного объекта. Из этого чувства и выходят ощущение тварности и зависимости от нуминозного объекта, собственной ничтожности и священного трепета от таинственного нуминозного, восхищения перед ним, и, наконец, убеждение в его нуминозной ценности, не поддающейся моральному и рациональному оправданию. Таким образом, процесс проходит цикл и возвращается к начальной точке, но на ином уровне.

Особо следует выделить такой элемент нуминозного, как тайну, повергающую в трепет (Mysterium tremendum). Отто написал работу «Священное» во время Первой (и единственной из двух на тот момент) мировой войны, и само время внесло в его теорию подобный компонент. Как отмечают А.Н. Красников и А.П. Забияко, «острейшие социальные катаклизмы, которые потрясли мир в начале XX в., подорвали доверие к либерально-прогрессистским идеям, заставили людей усомниться в разумности и моральности происходящего, в своих возможностях оказывать влияние на окружающую действительность. В протестантской теологии это привело к оживлению идей о греховности человека и абсолютной трансцендентности Бога. Именно после Первой мировой войны теологи вспомнили об образе грозного Божества, чьи деяния не укладываются в рамки человеческих представлений, чей гнев непредсказуем и ужасен, чье величие заставляет человека почувствовать себя «прахом и пеплом»» [1, с. 99]. Таким образом, Отто в значительной степени отражает настроения теологической среды того времени, подкреплённые значительным влиянием на его становление как теолога идей М. Лютера. Стоит также выделить подразделение Mysterium tremendum на трепет (Tremendum), величие (Majestas), энергийность (Еnergicum) и тайну (Mysterium).

Оставаясь теологом, Отто дал целостное видение священного, добавив к рассмотрению нуминозного ещё рассмотрение рационального и морального компонентов. Несмотря на изначально нерациональный характер нуминозного, оно в ходе исторического развития религии поддаётся рационализации, И это не считается ненормальным. Наоборот, от симфонии разных компонентов священного зависит гармоничное развитие религиозной системы. Отто комментирует это положение следующими словами: «То, что в религии иррациональный момент всегда остается живым и бодрствующим, предохраняет ее от превращения в рационализм. То, что она в полноте хранит рациональный момент, предохраняет религию от падения в фанатизм и мистицизм, помогает ей стать религией культуры и человечности. Наличие обоих этих моментов в здоровой и совершенной гармонии задает масштаб, позволяющий говорить о превосходстве одной религии над другой... В соответствии с этим мы говорим о превосходстве христианства над его земными сестрами-религиями. На глубоком иррациональном фундаменте возносятся строения его чистых и ясных понятий, чувств и переживаний» [1, с. 102]. Таким образом, религии, развивающие гармонические отношения между рациональным и нерациональным в понимании священного, по мнению Рудольфа Отто, являются более жизнеспособными и уместными, чем те, которые чрезмерно увлекаются одной из сторон.

Можно сказать, что труд Р. Отто был определяющим для развития такого важного компонента религиоведения, как феноменология религии, обозначил предмет этой дисциплины в священном и чувствах человека при столкновении с ним, то есть религиозном опыте. И если сам Отто уделял значительное внимание нерациональному элементу в структуре священного, то он всё же признавал неразрывную связь нерационального нуминозного с моральным и рациональным элементами религии. Отто определил, с одной стороны, место нуминозного в структуре священного вообще, а с другой – произвёл структурирование самого нуминозного, выделяя в нём некие стадии, или этапы приближения человека к нуминозному объекту. Кроме того, заслуга учёного ещё и в разработке конфессионально не заангажированной терминологии, свободной от смысловых напластований, размывающих чёткость и вводящих двусмысленность определений.



ВЫВОДЫ

Работа по достижению заявленной цели, после выполнения поставленных задач привела к следующим выводам относительно теории священного, разработанной Рудольфом Отто.

1. Рудольф Отто начал свою исследовательскую карьеру как протестантский теолог, ориентированный на учения Лютера, Канта, Фрайса и Шлейермахера. Это сосредоточило его на первом этапе работы на исследованиях христианской традиции и соответствующих рефлексиях. Последующее знакомство с другими религиями и культурными текстами привело его к компаративному изучению прежде всего христианства и индуизма, а впоследствии – к созданию обобщающей феноменологической теории, призванной изучить сущность феномена религии в его глубинном смысле, выделить главное и второстепенное в данном феномене.

2. Концепция феноменологии религии, разработанная Отто, поставила в центр религиоведческой проблематики проблему священного, причём скорее даже не священного объекта, а переживаний человека от столкновения с ним. Таким образом на первый план выступили скорее психологическая, субъективная сторона религии. Более того, разграничение внутри этой системы рационального, морального и нуминозного с ориентацией на исследование последнего свидетельствуют о желании исследователя заняться именно и непосредственно наиболее необъяснимой, внутренней, но и первичной стороной священного – нуминозным.

3. Чувство нуминозного, согласно Отто, представляется в развитии от первичного чувства реальности нуминозного объекта, через ощущение страха перед ним, осознание собственной зависимости и беспомощности, а также трепет перед нуминозным – к ощущению его абсолютной ценности. Концепция священного в таком её виде была представлена в межвоенной протестантской теологии, но заслуга Отто – в переводе этой концепции на язык более научный и абстрагированный от конкретной религии, чему послужила также разработка новой терминологии, не отягчённой устоявшимися смыслами, привязывающими к определённой традиции, служащей для работы с разными религиозными системами.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007. – 239 с. (Gaudeamus).

    Отто Рудольф // http://www.bogoslov.ru/persons/289812/index.html от 26.12.2008.

    Отто Рудольф // http://ru.wikipedia.org/wiki/Отто,_Рудольф от 15.12.2008.

    Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996. – С. 144-196.

    Шантепи де ла Соссе П. Учебник по истории религий // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996. – С. 197-215.

    Rudolf Otto // http://en.wikipedia.org/wiki/Rudolf_Otto от 21.11.2008.

    Rudolf Otto: German Philosopher and Theologian // http://www.britannica.com/EBchecked/topic/434884/Rudolf-Otto#ref=ref226742 от 26.12.2008.

    The Idea of the Holy // http://en.wikipedia.org/wiki/The_Idea_of_the_Holy от 15.12.2008.