Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУП "Завод полупроводниковых приборов (ЗППП)" НПО "Интеграл"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«Анализ производственно-хозяйственной деятельности «ЗАВОД ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРИБОРОВ (ЗППП)» НПО «ИНТЕГРАЛ»»

МИНСК, 2009

Основные показатели производственно-финансовой деятельности УП «ЗППП», необходимые для краткого анализа, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели производственно-финансовой деятельности УП «ЗППП»

Наименование реквизита

Ед. изм.

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

1.Объем производства продукции без налогов из выручки:

в фактических ценах отчетного года

млн. р.

52 042

53 701,6

61 600

в сопоставимых ценах

млн. р.

50 532

55 751

59 710

в % к соответствующему периоду прошлого года (для сопоставимых цен)

%

108,8

107,5

107,1

2.Объем отгруженной продукции без налогов из выручки в фактических ценах

млн. р.

51 824

54 112

62 200

3.Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией

%

100,4

98,3

101

4.Запасы готовой продукции без налогов с выручки в фактических ценах на конец отчетного периода

млн. р.

8 778,4

8 889,8

10 215

5.Соотношение между запасами готовой продукции на конец отчетного периода и среднемесячным объемом производства в фактических ценах

мес.

2,02

1,99

1,99

6.Рост цен в % к соответствующему периоду прошлого года

%

107

98,3

104,6

7.Объем производства ТНП

млн. р.

3 153

3 810

4 070

в % к соответствующему периоду прошлого года

%

102,8

122

107,9

8.Сальдо внешней торговли

тыс. у.е.

12 998,8

12 006,4

-7710

9.Темп роста сальдо

%

128,1

92,8

-

10.Объем экспорта товаров и услуг

тыс. у.е.

20 470,2

21 352,7

22 760

11.Темп роста экспорта

%

116,5

104,3

106,6

12.Объем импорта товаров и услуг

тыс. у.е.

7 531,4

9 346,3

30 740

13.Темп роста импорта

%

106,1

124,2

328,9

14.Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода ППП

чел.

3 152

3 145

2 749

15.Средняя з/п по последнему месяцу отчетного периода ППП

тыс. р.

452

485

604

16.Тарифная ставка 1 разряда

тыс. р.

66

80

96

17.Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

млн. р.

60 477

54 761

66 407

18.Удельный вес средств, поступивших на счета в объеме выручки

%

80,4

79,1

88

19.Удельный вес товарообменных операций в объеме выручки

%

19,6

2,2

3,0

20.Затраты на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

млн. р.

51 341

47 157

57 570

21.Прибыль от реализации продукции

млн. р.

1 997

3 559

4 030

22.Чистая прибыль

млн. р.

0

395

2 030

23.Рентабельность реализованной продукции

%

3,9

7,5

7,0

24.Дебиторская задолженность, всего

млн. р.

16 355

20 301

11 142

25.Просроченная свыше 3-х месяцев

млн. р.

1 714

1 662

557

26.Удельный вес в общем объеме

%

10,5

8,2

5,0

27.Кредиторская задолженность, всего

млн. р.

6 852

6 033

7 455

–поставщикам за товары, работы, услуги

млн. р.

5 186

3 505

5 000

–по отчислениям в бюджет

млн. р.

478

1 147

816

–внебюджетным фондам

млн. р.

380

422

340

28.Из общей кредиторской задолженности:

–просроченная свыше 3-х месяцев

млн. р.

568

160

-

–удельный вес в общем объеме

%

8,3

2,7

-

29.Соотношение задолженности к среднемесячной выручке:

–дебиторской

%

324,5

444,9

201,3

–кредиторской

%

136

132,2

134,7

30.Задолженность по кредитам банков, всего

млн. р.

13 779

11 291

72 408

–по долгосрочным кредитам

млн. р.

7 621

7 975

67 908

–по краткосрочным кредитам

млн. р.

6 158

3 316

4 500

31.Коэффициент текущей ликвидности

(NR>=3)

коэф.

2,77

3,99

3,4

32.Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=3)

коэф.

0,347

0,352

0,350

33.Коэффициент восстановления платежеспособности

1,658

1,885

1,780

В целом анализ табл. 1 показывает следующие позитивные и негативные тенденции в работе предприятия:

Положительные тенденции:

    Рост объемов производства (здесь и далее – по сравнению с 1994 г.).

    Рост объемов продаж.

    Рост производительности труда.

Причины, сдерживающие развитие предприятия:

    Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках электронных компонентов.

    Падение цен на мировом рынке практически по всем группам изделий.

    Недостаток собственных оборотных средств.

    Низкий платежеспособный спрос со стороны потенциальных потребителей продукции.

    Большой износ фондов.

Проблемы, требующие решения в 2007 г.:

    Замена устаревшего оборудования.

    Освоение новых технологий.

    Сокращение сроков освоения новых изделий.

    Повышение качества и конкурентоспособности изделий.

    Освоение новых рынков, наращивание объемов продаж.

В частности, объем производства продукции без налогов из выручки в фактических и сопоставимых ценах приведен в строках 1 табл. 2.2. Анализ объема производства показывает, что данный объем устойчиво растет по годам примерно на 7-8%. Однако, учитывая стоящие перед заводом задачи (замена устаревшего оборудования, освоение новых технологий и др.), а также сравнительно низкий уровень средней зарплаты (604 000 р. в 2008 г., тогда как средняя зарплата по Минску составляла 900 000 р.), указанный рост объема производства является недостаточным.

Характеристика транспортного цеха УП «ЗППП»

Транспортный цех УП «ЗППП» входит в состав транспортно-складского производства предприятия.

Транспортно-складское производство УП «ЗППП»:

Транспортно-складское производство без права юридического лица (далее ТСП) – организовано приказом генерального директора НПО «Интеграл» от 1997.01.30 N 50 из подразделений УП «Завод полупроводниковых приборов» в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия.

ТСП является структурным подразделением предприятия и курируется заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. ТСП возглавляет начальник ТСП, который подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам.

Начальник ТСП непосредственно осуществляет руководство всей деятельностью данного подразделения на основе единоначалия.

ТСП самостоятельно, в пределах планов, утвержденных предприятием, планирует деятельность своих структурных подразделений.

Все услуги: материально-техническое, юридическое обеспечение, приобретение необходимого оборудования, энергообеспечение, обслуживание занимаемых площадей, ремонт, монтажно-строительные работы, обеспечение услугами вычислительной техники, аттестация рабочих мест, кадровый учет, социально-бытовые и другие услуги оказываются соответствующими структурными подразделениями УП «ЗППП».

Основными задачами транспортно-складского производства являются:

    Участие в реализации политики предприятия в области качества и охраны окружающей среды.

    Предоставление транспортных услуг всеми видами подвижного состава всем структурным подразделениям УП «ЗППП», предприятиям НПО «Интеграл», сторонним организациям и частным лицам по тарифам, утвержденным УП «ЗППП».

    Производство работ по приемке, разгрузке, складированию, хранению и отправке продукции и грузов в адрес заводов-потребителей по ценам, утвержденным УП «ЗППП».

    Осуществление сбора, сортировки, отправки на переработку вторсырья, отходов ЛВЖ и других промышленных отходов.

    Разработка и внедрение мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.

    Организация хранения отходов и химических материалов в установленных местах без нанесения ущерба окружающей среде, содержание производственных площадей в соответствии с санитарными нормами и правилами.

    Организация сбора, учета, сортировки, хранения, регенерации, обезвреживания и вывоза промышленных отходов (в том числе органические растворители, горюче-смазочные материалы, люминисцентные лампы).

    Осуществление контроля выбросов отработанных газов бензиновых и дизельных двигателей автотранспорта на соблюдение предельно-допустимых нормативов содержания вредных веществ и регулировки систем подачи топлива в соответствии с требованиями нормативов и правил по ООС.

Структура транспортно-складского производства приведена в прил. 2. В нее входят:

    Планово-экономическое бюро.

    Транспортный цех.

    Складское хозяйство.

    Энерго-механическая группа.

Транспортный цех является структурным подразделением транспортно-складского производства.

Основными функциями транспортного цеха являются:

    Определение провозных возможностей подвижного состава.

    Заключение с потребителем в установленном порядке договоров на перевозки.

    Оперативное и перспективное планирование внутризаводских, внутригородских и междугородних перевозок.

    Оказание транспортных услуг структурным подразделениям УП «ЗППП» всеми видами подвижного состава, находящегося на балансе цеха.

    Контроль, учет и анализ использования подвижного состава, разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности его использования.

    Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

    Развитие материально-технической базы транспортного цеха и снабжение всеми видами материалов и запчастей для нормальной работы всех видов подвижного состава.

    Выполнение технико-экономических показателей производственной деятельности цеха.

    Обеспечение безопасных и здоровых условий труда, ПБ и выполнение нормативов и правил по ООС в цеху в соответствии с требованиями нормативных технических правовых актов.

    Организация и обеспечение безопасной эксплуатации транспорта и соблюдения ПДД, безопасная перевозка людей на транспорте Предприятия.

    Обеспечение наличия дорожных знаков и разметки на территории Предприятия и контроль за их обновлением.

    Регулярная чистка и поливка дорог, посыпка ПСС в зимнее время, во время гололедицы.

    Обеспечение бесперебойной и безопасной работы механического, подъемно-транспортного оборудования.

Структура транспортного цеха приведена в прил. 3.

Непосредственное руководство цехом осуществляет начальник транспортного цеха. Он назначается и освобождается от занимаемой должности зам.генерального директора по работе с персоналом. Начальник транспортного цеха руководствуется: действующими законами и нормативами, уставом предприятия, политикой предприятия в области качества и экологии, распоряжениями и приказами вышестоящих организаций, указаниями, распоряжениями и приказами руководителя предприятия, стандартами и другими нормативными актами.

У начальника транспортного цеха в подчинении находятся: механик, диспетчер, начальник авторемонтной мастерской, водители, слесари по ремонту автомобилей, электросварщик, тракторист-машинист, кладовщицы, уборщик.

В наличии транспортного цеха имеется автотранспортная техника, приведенная в табл. 2.

Таблица 2

Автотранспортная техника транспортного цеха

Марка, модель

Гос.номер

Год выпуска

1

2

3

4

1.Легковые автомобили

ГАЗ 31105

90-87 Ai-7

2006

ГАЗ 3102

20-68 MI

2001

ГАЗ 3110

96-10 MAE

1997

ГАЗ 3110

97-30 MBK

1999

ГАЗ 2410

80-84 PH

1991

ГАЗ 2217

81-40 MAE

2001

ВАЗ 21102

89-13 РН

2000

ВАЗ 21053

19-97 КЕ

1995

ВАЗ 21103

96-84 МВК

2003

ГАЗ 3221

17-14 MM

1993

ГАЗ 31105

92-11 ЕЕ-7

2008

2.Автобусы

Мерседес 312 Д

87-96 КЕ

1997

Икарус 256

29-17 МИТ

1989

Лаз 695 Н

94-58 МИЛ

1989

3.Легковые фургоны

УАЗ 3909

10-24 КЕ

1998

РАФ 2203

б/н

1991

4.Грузовые бортовые

УАЗ 3303

32-74 КА

1988

ЗИЛ 431410

КС 91-84

1988

ЗИЛ 431410

40-10 КС

1989

ЗИЛ 431410

38-98 КС

1987

ЗИЛ 431410

АА 8876-7

1989

ЗИЛ 431510

40-12 КС

1987

ЗИЛ 431510

47-56 КС

1987

ЗИЛ 130

КА 32-73

1987

МАЗ 5335

05-07 КМ

1991

5.Грузовые фургоны

ГАЗ 2705

19-06 КС

1999

ГАЗ 2705

КС 61-25

2000

ГАЗ 2705

КА 60-23

1999

ГАЗ 33021

38-97 КС

1995

ГАЗ 33021

06-83 КМ

1995

УАЗ 3303

35-26 КС

1993

ГАЗ 3307

КС 49-34

1993

УАЗ 3303

60-36 КС

1988

ЗИЛ 130

40-13 КС

1976

ЗИЛ 431410

КI 12-25

1989

ЗИЛ 131 В

б/н

1987

ГАЗ 2705

АА 3145-7

2007

6.Седельные тягачи

МАЗ 64229

82-08 КЕ

1990

МАЗ 54323

82-09 КЕ

1989

п/прицеп ОДАЗ 9370

КА 29-77

КАМАЗ 5410

18-56 МИТ

1989

КАМАЗ 5410

62-77 МИЛ

1990

7.Самосвалы

МАЗ 5554

KI 01-10

2001

ЗИЛ 45021

КС 49-27

1988

ЗИЛ 45021

28-82 МИН

1987

8.Специальные

ГАЗ 5201

02-1 МИО

1989

ГАЗ 5312

22-70 МИЛ

1987

ГАЗ 53

71-42 МИЩ

1985

ГАЗ 5312

62-88 МИЛ

1988

ЗИЛ 130

77-05 МИЩ

1986

ЗИЛ 431410

76-43 МИЛ

1988

МАЗ 5334

05-39 МИН

1991

Автопогрузчик 4081

00-67 ДФ

1989

Автопогрузчик 4081

00-82 ДФ

1987

ТО-30

22-55 МЮ

1988

ДТ 75

00-75 ДФ

1988

К 408

00-11 ДФ

1989

МТЗ 82

31-39 МЮ

2001

ЛИТЕРАТУРА

    Новицкий, Н.И. Организация, планирование и управление производством / Н.И. Новицкий, В.П. Пашуто. – М.: Финансы и статистика,2008.

    Отчет о результатах деятельности предприятия УП «ЗПП» 2006-2008

    Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.