Анализ прибыли и рентабельности (работа 3)

План

1) ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Анализ формирования чистой прибыли (мил. Руб.)

Таблица № 1

Влияние факторов на изменения чистой прибыли в сопоставимом виде

(мил. Руб.) Таблица № 2

2) ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    рентабельность продаж

    рентабельность продукции

    валовая рентабельность

    чистая прибыль

    рентабельность капитала

Метод цепной постановки

    Анализ объёма производства

Продукция 1

Продукция 2

Продукция 3

Анализ влияния цен и количества продукции на ее реализацию (млн.руб.)

Таблица № 3

1) ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Прибыль характеризует абсолютный экономический результат (экономический эффект) и способность предприятия наращивать капитал. Информационной базой являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Теоретической базой анализа служит единая модель формирования прибыли как разность между доходами и расходами.

Анализ формирования чистой прибыли ( мил. Руб.)

Таблица № 1

№ п/п

Показатели

Условные обозначе-ние

Базовый период

Анализи-руемый период

индексы

абсолютное отклонение

Влияние на чистую прибыль

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Доходы

Д

95,5

109

1,141

13,5

13,5

2

Реализация продукции по внутренним

Рп

77,9

88,8

1,143

10,9

10,9

3

Проценты полученные

Ррп

1,9

2,8

1,476

0,9

0,9

4

Доход от участия в других организациях

До

2,9

4,8

1,655

1,9

1,9

5

Операционный доход

Доп

3,9

2,8

0,718

-1,1

-1,1

6

Внереализацион-ный доход

Двр

8,9

9,8

1,101

0,9

0,9

7

Расходы

Р

87,4

83,4

0,959

-5

5

8

Себестоимость продукции

Спр

47,9

48,8

1,019

0,9

-0,9

9

Управленческие расходы

Ру

17,9

13,8

0,771

-4,1

4,1

10

Коммерческие расходы

Рк

7,9

8,8

1,114

0,9

-0,9

11

Проценты уплаченные

Пру

2,9

3,8

1,310

0,9

-0,9

12

Операционные расходы

Роп

4,9

3,8

0,776

-1,1

1,1

13

Внереализа-ционный

Рвр

5,9

4,8

0,814

-1,1

1,1

14

Валовая прибыль

Пв

8,1

25,6

3,161

17,5

17,5

15

Налог на прибыль

Нпр

1,944

6,144

3,161

4,2

-4,2

16

Прибыль оставшаяся на предприятие

Пос

6,156

19,456

3,161

13,3

13,3

17

Чрезвычайные доходы

Дч

-

-

-

-

-

18

Чрезвычайные расходы

Рч

-

-

-

-

-

19

Чистая прибыль

Пч

6,156

19,456

3,161

13,3

13,3

Доходы

Индекс

109/95,5=1,141

абсолютное отклонение

109-95,5=13,5 мил. Руб.

Реализация продукции по внутренним

Индекс

88,8/77,9=1,143

абсолютное отклонение

88,8-77,9=10,9 мил. Руб.

Проценты полученные

Индекс

2,8/1,9=1,476

абсолютное отклонение

2,8-1,9=0,9 мил. Руб.

Доход от участия в других организациях

Индекс

4,8/2,9=1,655

абсолютное отклонение

4,8-2,9=1,9 мил. Руб.

Операционный доход

Индекс

2,8/3,9=0,718

абсолютное отклонение

2,8-3,9=-0,9 мил. Руб.

Внереализационный доход

Индекс

9,8/8,9=1,101

абсолютное отклонение

9,8-8,9=0,9 мил. Руб.

Расход

Индекс

83,4/87,4=0,959

абсолютное отклонение

83,4-87,4=-5 мил. Руб.

Себестоимость продукции

Индекс

48,8/47,9=1,019

абсолютное отклонение

48,8-47,9=0,9 мил. Руб.

Управленческие расходы

Индекс

13,8/17,9=0,771

абсолютное отклонение

13,8-17,9=-4,1 мил. Руб.

Коммерческие расходы

Индекс

8,8/7,9=1,114

абсолютное отклонение

8,8-7,9=0,9 мил. Руб.

Проценты уплаченные

Индекс

3,8/2,9=1,310

абсолютное отклонение

3,8-2,9=0,9 мил. Руб.

Операционные расходы

Индекс

3,8/4,9=0,776

абсолютное отклонение

3,8-4,9=-0,9 мил. Руб.

Внереализационный расход

Индекс

4,8/5,9=0,814

абсолютное отклонение

4,8-5,9=-0,9 мил. Руб.

Валовая прибыль

Индекс

25,6/8,1=3,161

абсолютное отклонение

25,6-8,1=17,5 мил. Руб.

Налог на прибыль

Индекс

6,144/1,944=3,161

абсолютное отклонение

6,144-1,944=4,2 мил. Руб.

Прибыль оставшаяся на предприятие

Индекс

19,456/6,156=3,161

абсолютное отклонение

19,456-6,156=13,3 мил. Руб.

Чистая прибыль

Индекс

19,456/6,156=3,161

абсолютное отклонение

19,456-6,156=13,3 мил. Руб.

Определяем доходы за отчетный период

Д=Рп+Ррп+До+Доп+Двр

Д0=77,9+1,9+2,9+3,9+8,9=95,5 мил. Руб.

Д1=88,8+2,8+4,8+2,8+9,8=109 мил. Руб.

Определяем расходы за отчетный период

Р=Спр+Ру+Рк+Пру+Роп+Рвр

Р0=47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9=87,4 мил. Руб.

Р1=48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+4,8=83,4 мил. Руб.

Определяем валовую прибыль за отчетный период

Пв=Д-Р

Пв0=95,5-87,4=8,1 мил. Руб.

Пв1=109-83,4=25,6 мил. Руб.

Определяем налог на прибыль за отчетный период

Нпр=Пв*24%

Нпр0=8,1*24%=1,944 мил. Руб.

Нпр1=25,6*24%=6,144 мил. Руб.

Определяем прибыль оставшаяся на предприятии за отчетный период

Пос=Пв-Нпр

Пос0=8,1-1,944=6,156 мил. Руб.

Пос1=25,6-6,144=19,456 мил. Руб.

Таким образом на чистую прибыль воздействуют следующие показатели

Пч=Д-Р=Рп+Ррп+До+Доп+Двр-(Спр+Ру+Рк+Пру+Роп+Рвр)-Нпр

Пч0=77,9+1,9+2,9+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944= 6,156 мил. Руб.

Пч1=88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+4,8)-6,144=19,456 мил. Руб.

Эти факторы делятся на факторы прямого действия - доходы (их рост увеличивает чистую прибыль) и факторы обратного действия - расходы (их рост уменьшает чистую прибыль).

Для достижения сопоставимости показателей производятся следующие корректировки:

1. Влияние инфляции:

а) реализованная продукция в сопоставимых ценах

РпС=Рп1/Iу=88,8/1,09=81,47 мил. Руб.

Iу=1,09

б) изменение реализованной продукции в сопоставимых ценах:

Рпу=Рп1-РпС= 88,8-81,47=7,33 мил. Руб

в) изменение чистой прибыли под влиянием изменения цен:

Ппч= Рпу*Rпж0/100

Rп0=По0*100/Рп0=(Рп0(Спр0+Ру0+Рк0))/Рп0

Rп0=(77,9-(47,9+17,9+7,9))/77,9=5,4%

Ппч= Рпу*Rпж0/100=7,33*5,4/100=0,396 мил. Руб.

2) Влияние изменения реализованной продукции в сопоставимых ценах:

Пчрп=Рп1-Рп0

Рпу*(Rп0/100)= (19,456-6,156-7,33)*(5,4/100)=0,322мил. Руб.

3) . Влияние изменения производственной себестоимости в сопоставимых ценах:

Пчрп=Спр0*Ir-Спр1=47,9*1,14-48,8=5,806 мил. Руб.

Ir=Рп1/Зп0=88,8/77,9=1,14

4) Влияние изменения управленческих расходов в сопоставимых ценах:

Пчру=Ру0*Iрп-Ру1=17,9*1,14-13,8=6,606 мил. Руб.

Ir=Рп1/Зп0=88,8/77,9=1,14

5) Влияние изменения коммерческих расходов в сопоставимых ценах:

Пчру=Рк0*Iрп-Рк1=7,9*1,14-8,8=0,206 мил. Руб.

Ir=Рп1/Зп0=88,8/77,9=1,14

Влияние факторов на изменения чистой прибыли в сопоставимом виде (мил. Руб.)

Таблица № 2

№ п/п

Наименование фактора

Сумма

1

2

3

1

Влияние инфляции

0,396

2

Влияние изменения реализованной продукции

0,322

3

Влияние изменения себестоимости

5,806

4

Влияние изменения управленческих расходов

6,606

5

Влияние изменения комерческих расходов

0,206

6

Проценты полученные

0,9

7

Доход от участия в других организациях

1,9

8

Операционный доход

-0,9

9

Внереализационный доход

0,9

10

Проценты уплаченные

-0,9

11

Операционные расходы

-0,9

12

Внереализационный расход

-0,9

13

Налог на прибыль

-4,2

14

Итого чистая прибыль

10,046

В результате анализа чистая прибыль возросла

с 6,156 млн. руб. до 19,456 млн. руб. на 13,3 млн. руб.

Основной прирост обеспечен за счет увеличения: выручки от реализации продукции с 77,9 млн. руб. до 88,8 млн. руб., дохода от участия в других организациях с 2,9 млн. руб. до 4,8 млн. руб.

Под влиянием таких факторов как: увеличение себестоимости с 47,9 млн. руб. до 48,8 млн. руб., внереализационных расходов с 5,9 млн. руб. до 4,8 млн. руб. - чистая прибыль увеличилась.

2) ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Рентабельность характеризует относительный экономический результат, является обобщающим показателем эффективности производства.

По показателям рентабельности оценивают финансовое положение организации. В зависимости от показателей прибыли и затрат используются различные виды рентабельности

По данным таблицы №2 проведём анализ динамики следующих видов рентабельности:

рентабельность продаж

R пж=Пр/Рп*100 =(Рп-Спр)/Рп*100=(Рп-Скр-Ру-Рк)/Рп*100

Rпж=Rпж1-Rпж0=((Д1-Р1)/Рп1*100)-((Д0-Р0)/Рп0*100)=((109-83,4)/88,8)-((95,5-87,4)/77,9)=28,8-10,4=18,4%

Рентабельность продаж увеличилась на 18,4%

    рентабельность продукции

Rп=Пр/Сп*100

Rп= Rп1-Rп0=((Рп1-Сп1)/Сп1)-((Рп0-Сп0)/Сп0) - + ((Рп1-Сп0)/Сп0)= (((Рп1-Сп1)/Сп1)- ((Рп1-Сп0)/Сп0)) - (((Рп1-Сп1)/Сп1)- ((Рп0-Сп0)/Сп0))=

=((88,8-48,8)/48,8)- ((88,8-47,9)/47,9)- ((88,8-48,8)/48,8)- ((77,9-47,9)/47,9)*100 =-22,8%

3) валовая рентабельность

Rв=Пв/Рп*100

Rв= Rв1-Rв0

Rв0=8,1/77,9*100=10,4%

Rв1=25,6/88,8*100=28,2%

Rв= 28,2-10,4=17,8%

4) Рентабельность увеличилась на 17,8%

    чистая прибыль

Rч=Пч/Рп*100

Rч=Rч1-Rч0

Rч0=6,156/77,9*100=7,9%

Rч1=19,456/88,8*100=21,9%

Rч=21,9-7,9=14%

    Рентабельность капитала

Rск1=Пч1/(Фос1+Фоб1)*100=19,456/)/(28,8+8,8)*100=55,7%

Rск0=Пч0/(Фос0+Фоб0)*100=6,156/)/(27,9+7,9)*100=17,2%

Rск=Rск1-Rск0=55,7-17,2=38,5%

больше ставки центр банка. Т.е. 10,5%

Метод цепной постановки

Rпж=((Рп1+Ррп0+До0+Доп0+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп0+До0+Доп0+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+1,9+2,9+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((77,9+1,9+2,9+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 30,4%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп0+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До0+Доп0+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+2,9+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 2,3%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп0+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+3,9+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= -2,5%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр0-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+8,9-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 2,5%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр0+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(47,9+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 2,5%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру0+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+17,9+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))=-8,7%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк0+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+2,9+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+7,9+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 2,6%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру0+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+4,9+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+2,9+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= 2,4%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп1+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп0+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+5,9)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+4,9+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))=-2,5%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп1+Рвр1)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп1+Рвр0)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+4,8)-1,944)/(27,9+7,9))- ((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+5,9)-1,944)/ (27,9+7,9))= -2,5%

Rпж=((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп1+Рвр1)-Нпр1)/(Фос0+Фоб0))-((Рп1+Ррп1+До1+Доп1+Двр1-(Спр1+Ру1+Рк1+Пру1+Роп1+Рвр1)-Нпр0)/(Фос0+Фоб0))

Rпж=((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+4,8)-6,144)/(27,9+7,9))-((88,8+2,8+4,8+2,8+9,8-(48,8+13,8+8,8+3,8+3,8+4,8)-1,944)/(27,9+7,9))=-15,6%

Rпж=30,4+2,3-2,5+2,5+2,5-8,7+2,6+2,4-2,5-2,5-15,6=10,9%

3) Анализ объёма производства

Из всех факторов наибольшее влияние оказывает

Рп0=Цпр0*Кп0

Рп1=Цпр1*Кп1

Рпс=Цп0*Кп1

Рпу=Рп1-Рпс

Рпс=Рпс-Рп0

Рп=Рп1-Рп0

Рп=Рп1-Рп0*Iрпс=(Рп1-Рпс)+((Рпс-Рп0)

Продукция 1

Рп0=529*2900=1534100 млн. руб.

Рп1=628*2068=1298704 млн. руб.

Рпс=529*2068=1093972 млн. руб.

Рпу=1298704-1093972=204732 млн. руб.

Рпс=1093972-1534100=-440128 млн. руб.

Рп=1298704-1534100=-235396 млн. руб.

Продукция 2

Рп0=899*3900=3506100 млн. руб.

Рп1=988*2880=2845440 млн. руб.

Рпс=899*2880=2589120 млн. руб.

Рпу=2845440-2589120=256320 млн. руб.

Рпс=2589120-3506100=-916980 млн. руб.

Рп=2845440-3506100=-660660 млн. руб.

Продукция 3

Рп0=149*1900=283100 млн. руб.

Рп1=68*1280=87040 млн. руб.

Рпс=149*1280=190720 млн. руб.

Рпу=87040-190720=-103680 млн. руб.

Рпс=190720-283100=-92380 млн. руб.

Рп=87040-283100=-196060 млн. руб.

Итого кол-во базовое:

2900+3900+1900=7700 шт.

Итого Кол-во анализируемое:

2068+2880+1280=6228 шт.

Итого реализованное базовое:

1534100+3506100+283100=5323300 млн. руб.

Итого реализованное анализируемое:

1298704+2845440+87040=4231184 млн. руб.

Итого реализованное сопоставимые:

1093972+2589120+190720=3873812 млн. руб.

Итого изменение под влиянием цен

4231184-3873812=357372 млн. руб.

итого изменение под влиянием кол-во

3873812-5323300=-1449488 млн. руб.

итого изменение под влиянием расходов

4231184-5323300=-1092116 млн. руб.

Анализ влияния цен и количества продукции на ее реализацию (млн.руб.)

Таблица № 3

№ п/п

Цена

баз.

Цпр0

Тыс.

Руб.

Кол-во баз.

Кп0

Шт.

Цена

Анализ

Цпр1

Тыс.

руб.

Кол-во анализ.

Кпр1

Шт.

Реализ. Баз.

Рп0

Млн.Руб

Реализ. Анализ.

Рп1

Млн.Руб.

Релизов. Сопостав.

Рпс

Млн.руб.

Изменение под влиянием цен Рпу

Млн. Руб.

Изменение под влиянием кол-во

Рпс

Млн.Руб.

Изменение под влиянием

Расходов

Рп

Млн.Руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

529

2900

628

2068

1534100

1298704

1093972

204732

-440128

-235396

2

899

3900

988

2880

3506100

2845440

2589120

256320

-916980

-660660

3

149

1900

68

1280

283100

87040

190720

-103680

-92380

-196060

Итого:

7700

6228

5323300

4231184

3873812

357372

-1449488

-1092116

Таким образом, общее изменение реализации составило 357372 млн. руб., т.е. объем производства увеличилось. Наибольшее влияние на изменение объема производства обеспечивало производство продукции 2.

В результате изменения цен, стоимость продукции снизилась на 1449488 млн.руб., в том числе наибольшее изменение обеспечивала 2 продукция.

Изменение количества реализуемой продукции составило 1092116 млн.руб., в том числе наибольшее влияние на увеличение количества реализуемой продукции оказала 2 продукция.