Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

Кафедра культурологии

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше

Реферат

студента 1 курса

отделения культурологии

(специализация – гебраистика)

Пипетя Максима Александровича

Научный руководитель –

преп. М.Ю.Шода

Минск 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5

1.1 Истоки религии………………………………………………...5

1.2 Пантеон…………………………………………………………6

1.3 Священные тексты…………………………………………….7

1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9

1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10

1.6 Зороастризм в современности……………………………….10

Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12

2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12

2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13

2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14

Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23

Введение

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древ­ности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…

Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма – «древнейшей из мировых религий откро­вения», по словам М.Бойс – личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз­мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много­томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.

Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неиз­вестно его происхождение, как неизвестно время и место его рожде­ния. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка раз­ные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, яв­ляется ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определён­ному периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]

Это же мнение высказывает ряд других исследователей, напри­мер Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.

Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.

Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мысли­телей последующих поколений колоссально. Учение древнего про­рока нашло своё отражение в работах многих философов, среди кото­рых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный не­мецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве ве­ликого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезнен­ный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества – книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.

Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой филосо­фии.

Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше ко­ренным образом отличается от имеющихся у нас реальных историче­ских данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретиро­вал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоко­лебимым авторитетом Заратустры.

Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приво­дить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исто­рических фактов, ему просто нужно было приковать внимание чита­теля с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описывае­мых в книге событий отходила на второй план.

Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной ра­боты, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуш­тры как реальной исторической личности и как главного действую­щего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие за­дачи:

    Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;

    Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Зара­тустры в контексте религий мирового масштаба;

    Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;

    Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.

В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы та­ких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.

В Заключении будут проведены основные итоги данного иссле­дования.

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий

«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвопри­ношений являлся огонь, взятый из обычного домаш­него очага…»

Дж. Хиннелс

Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуш­тры, не рассмотрев результат его деятельности, плод всей его жизни, а именно учение великого мудреца – зороастризм. Поэтому вкратце рассмотрим основные черты этой религии.

      Истоки религии

Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ­ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа­теля, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» – название ее современных последова­телей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества – Митры.

Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из со­держания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.

Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиран­ской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благо­родными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а за­частую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]

О самом создателе зороастризма – Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божест­вах, составляющих зороастрийский пантеон.

      Пантеон

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы­вались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древ­неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха­рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели­гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий­ском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер­жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та­кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен­ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова­телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле­дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове­ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель­ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо­злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со­творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми­лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус­тыни... Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер­сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю­дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо­роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер­ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по­гребальном обряде.

В свиту Ангра-Майнью входят злые духи, колдуны, злые вла­стители, которые наносят вред четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Помимо этого, в них также выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь и т.д.

      Священные тексты

Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в середине I тыс. до н.э. они были записаны. История изучения Авесты начинается в XVIII в., когда к европейцам попали её списки. Однако прочесть их сразу не удалось. Французский учёный Анкетиль Дюперон в 1775 г. отправился в Индию к последо­вателям зороастризма и прожил среди них 13 лет. Спустя многие годы ему удалось собрать книги, составляющие Авесту, а также открыть ключ к её чтению и переводу. С тех пор её тексты стали известны ев­ропейцам. Переводом и изучением Авесты занимались выдающиеся русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Структура Авесты представлена 11 разделами: Гаты (Песнопе­ния), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийай­ишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Пра­вила культа). Предполагается, что изначально Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты.

Авторство текстов Авесты приписывается Заратустре, однако В.А.Кулаков полагает, что «…скорее всего, он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма».[6, с.103]

Авеста написана на мертвом авестийском языке, который отно­сится к иранской группе индоевропейской семьи языков; у зороаст­рийцев он используется для богослужения.

В связи с этим О.М.Чунакова полагает, что «…тексты Аве­сты…, которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, явля­ются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными». [7, с.82]

А вот как характеризует Авесту И.В.Рак: «Как и большинство свя­щенных писаний "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарий­ских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической рели­гий…Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, ла­тинских, арабских и древнеармянских источниках». [2, с.36]

К другим значительным зороастрийским произведениям отно­сятся также Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт. Почти все они созданы в IX веке на языке пехлеви.

      Место культа в зороастризме

Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи». [6, с.114]

Мы рассмотрим два основных культа в зороастризме – культ огня и культ чистоты.

Что касается культа огня, то огнепоклонничество являлось стержнем религии древних персов. Храмов у них первоначально не было, они возникли в более поздний период. Священный огонь горел в специально приспособленном жертвеннике, который находился в абсолютно темном помещении. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Дрова из деревьев ароматических пород подкладывались в огонь специальными щипцами. Огонь мог считаться осквернённым, если на него попадала убежавшая из горшка пища.

Кроме поклонения огню зороастрийцы практиковали также омовение в специальных бассейнах, жертвенное срезание ветвей с деревьев и ритуальное питье напитка из сока хаомы (сомы), смешанного с молоком.

Также большое внимание уделялось культу чистоты. Грязным считалось всё, что было связано со смертью. С этим, в частности, связан неповторимый обряд погребения зороастрийцев.

После того, как человек умер, в комнату, где лежал труп, вводили собаку, чтобы изгнать злые силы, а затем очищали помещение с помощью огня, причём пламя не должно было располагаться ближе трёх шагов к покойнику. Затем специально подготовленные носильщики, которые потом до конца своей жизни считались нечистыми, переносили труп к так называемым «башням молчания», или дакмам. Там тело оставляли для воздействия ветра, дождя и солнца, а дакму спустя несколько лет разрушали. Таким образом, мертвец не соприкасался ни с одной из «чистых» стихий. Однако такое отношение к телу вовсе не означает, что родственники умершего не заботились о его душе.

      Концепция мироздания в зороастризме

Следует отметить, что зороастрийцы создали весьма оригинальный вариант космогонии. Согласно их верованиям, мир существует 12 тыс. лет. Вся мировая история условно делится на четыре равных временных отрезка, по 3 тыс. лет каждый.

В течение первого периода мир находился в стадии предсуществования. В текстах оно упоминается как “менок”, что в переводе означает «невидимый» или «духовный». Одни исследователи толкуют такое состояние вселенной как совершенное, другие – как зачаточное, эмбриональное.

По истечении первого периода мир обрёл свою материальную форму. Ахура-Мазда создал небо, звёзды, Солнце и Луну, первочеловека («Смертную жизнь») и первобыка («Единотворного»). В ответ на это Ангра-Майнью вторгается в пределы небесной сферы, создаёт кометы и планеты, которые, согласно представлениям древних персов, являлись порождением злых сил, так как нарушали привычную небесную гармонию своим неожиданным появлением. Он также загрязняет воду и насылает смерть на первого человека и первобыка. Однако от первого рождаются мужчина и женщина, родоначальники всего человечества, а от второго происходят все животные. Ахура-Мазда лишает Ангра-Майнью силы при помощи магической формулы – одной из главных молитв зороастризма. Противоборство двух начал приводит в движение весь мир: реки начинают течь, на земной поверхности вырастают горы, планеты движутся по своим орбитам.

Третий период охватывает время до появления пророка Зороастра. Это период действия мифологических героев «Авесты».

На протяжении четвёртого периода раз в тысячелетие людям будет являться новый спаситель, преемник Заратуштры. Последнему из спасителей предстоит решить судьбу мира и человечества, воскресить мёртвых, провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового, вечного мира.

1.6 Зороастризм в современности

Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что её адепты живут в разных странах и общаются между собой, пытаясь создать некую группировку. Действительно, в наши дни всё зависит не от массовости распространения религии: какая бы ни была мощная религиозная идея, она всё равно уходит в небытие.

Так, незавидная участь постигла гебров – немногочисленных последователей зороастризма, оставшихся в Иране. Они, несомненно, чужаки в этом исламском государстве. Схожая ситуация и в Таджикистане, где также прошёл процесс исламизации населения. Остатки древней религии присутствуют в таджикском эпосе и сказках.

По имеющимся сведениям, храм огнепоклонников существовал в начале XX в. в Баку.

В настоящее время зороастрийцы, помимо Ирана, Индии и Таджикистана проживают также в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, США, Канаде и Австралии; число последователей зороастризма по данным на 2003г. составляет около 130--150 тыс. человек.

Очевидно, что последователей этой древней религии сейчас меньше, чем последователей некоторых сект. Почему же она продолжает вызывать такой интерес? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся словами Л.С.Васильева: «Это в первую очередь связано с тем, что зороастризм оказал огромное влияние на духовную жизнь многих народов, в первую очередь европейских. Элементы зороастризма можно проследить у иудеев, христиан. В связи с этим напрашиваются подчас непонятные и труднообъяснимые параллели и прямые совпадения. На почве зороастризма выросли некоторые влиятельные секты в христианстве: манихейцы, павликиане, альбигойцы, катары, вальденсы, оказавшие заметное влияние на религиозную жизнь Европы». [8, с.47]

Похожее мнение высказывает и Е.А.Дорошенко: «Зороастризм, как основа религий и собрание изменяющихся вероучений Иранского нагорья, интересен в своем историческом смысле, ибо любая религия определяет менталитет и воспитание, общепринятые нормы, общества. Поэтому зороастризм подлежит еще долгому изучению, основанному на совокупности археологических, филологических, исторических и этимологических данных…» [9, с.52]

По мнению самих последователей зороастризма, их вера уникальна, а её положения глубоко нравственны. Для зороастрийца крайне важны такие понятия, как порядочность, доброта, истина, справедливость, а также святость слова.

К тому же сегодня зороастризм, как и много лет назад, учит человека порядочности, честности, внутренней чистоте, благодарности к родителям, помощи товарищам по вере. По словам М.Бойс, «…проповедь Зороастра была и благородной, и требующей усилий от каждого человека, она призывала тех, кто принимал её, к решимости и отваге». [10, с.54]

Глава 2. Образ Заратуштры в историческом контексте

В этой главе мы попытаемся выяснить, можно ли считать Заратустру реальной личностью, и рассмотрим основные этапы его биографии на основе исторических фактов.

2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?

Как уже упоминалось во Введении, историчность личности Зороастра до сих пор является предметом многочисленных споров среди учёных. В самом деле, до нас дошли такие немногочисленные и противоречивые сведения о пророке, что доказать их достоверность, а, следовательно, и реальность Зороастра нелегко.

Однако в настоящее время большинство исследователей склонно считать, что Зороастр не являлся вымышленным или мифологическим лицом.

По этому поводу С.Н.Соколов пишет: «Историчность личности Заратуштры иногда подвергается сомнению, которое возникает не столько из исследования конкретного исторического материала, сколько из априорной тенденции к гиперкритике. Зороастрийская традиция украсила биографию Заратуштры «чудесами», находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Мифический образ Заратуштры – результат работы воображения последующих поколений эпохи расцвета зороастрийской церкви, в основе же его лежит, вероятнее всего, реальная личность». [2, с.8 - 9]

Похожую мысль высказывает также и Р.Фрай: «Почти несомненно, что Заратуштра не является плодом фантазии, а что он действительно существовал. Доводы о том, что его выдумали для того, чтобы было кого противопоставить пророкам других религий, или что Авеста является позднейшей подделкой, совершенно неосновательны, и нам достаточно придерживаться исторических фактов, чтобы отвергнуть эти доводы. Имя, которое носил пророк, также внушает доверие – такое имя вполне могло существовать в древности в одной из областей Ирана. [Подробнее об имени пророка мы поговорим чуть позже]. Однако это не помогает нам восстановить историю жизни Зороастра, особенно время и место его деятельности. Мы должны обратиться прежде всего к Гатам – предположительно речам самого пророка – и к более поздним источникам, привлечь также соображения общего характера и таким образом попытаться найти для Зороастра место в истории и на карте». [1, с.50]. Этого мнения придерживаются также и многие другие исследователи.

Как видим, среди современных исследователей намечается тенденция относить Заратустру скорее к историческим деятелям, чем к мифологическим персонажам, опираясь в первую очередь на сообщения древнегреческих авторов и современные лингвистических исследований иранских языков и диалектов той эпохи.

2.2 Происхождение имени Заратустры

О происхождении имени Заратустры, как и о других аспектах его жизни, известно немного. Однако исследователи уделяют ему немало внимания, так как в споре о мифологичности или реальности Заратустры оно является весомым аргументом в пользу последнего.

Однако прежде чем выяснять происхождение имени пророка и приводить его толкования, я предлагаю для начала разобраться с многочисленными вариантами его [имени] написания и произношения. Собственно, такое множество вариаций объясняется разным написанием и произношением его у разных народов. Вавилонские, греческие и иранские источники по-разному пишут это имя.

Итак, имя пророка в разных источниках выглядит как Заратуштра (некоторые исследователи считают, что правильнее произносить этот вариант как Заратустра) - авестийский вариант, древний пехлевийский язык; Зороастр (Зороастер) – латинизированный и древнегреческий вариант; Зардушт – вариант на средневековом иранском наречие. Встречаются также и другие варианты, которые являются видоизменёнными формами перечисленных выше.

Следует также отметить, что в научной литературе встречается множество мнений различных исследователей относительно того, как следует толковать имя Заратуштры. Ниже приведём наиболее любопытные из них.

Например, Р.Фрай полагает, что «… имя Заратуштра разъясняется лучше всего как «[тот, кто] ведёт верблюдов», хотя предлагались и другие этимологии». [1, с.50]

С.Н.Соколов, в свою очередь, доказывая историчность Заратуштры, отмечает следующее: «Само имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого – уштра – означает «верблюд» (тадж. шутур), относительно же первой существуют различные мнения («жёлтый», «старый», «погоняющий»). Следовательно, Заратуштра примерно означает «обладающий старым верблюдом», т.е. простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности». [2, с.8]

С другой стороны, по предположению учёных, такие намеренно незвучные имена давались детям для защиты их от злых сил. Как отмечает И.М.Стеблин-Камерский, «…это, на первый взгляд немного странное, значение приобретает особый смысл, если вспомнить ещё несколько древнеиранских имён, в том числе и упоминаемых в Авесте, имеющих явно уничижительный оттенок: “Не-быстро-верблюдый”, “Тоще-лошадный”, “Тоще-быкий”… Подобные имена относятся к так называемым «именам-оберегам», защитным, охранительным именам, непривлекательность которых рассчитана на то, чтобы отвлечь от ребёнка враждебные силы. Такие имена до сих пор встречаются у иранских и других народов Средней Азии». [11, с.3 – 4.]

Действительно, даже в таких именах, как Виштаспа (имя царя-покровителя Заратустры), Порушаспа (имя отца Зороастра) содержится слово ‘аспа’, что означает «лошадь».

По версии Анкетиля Дюперрона, "желтый" следует переводить как "золотистый", а вторым корнем выделять не "уштра", а "Тиштрия". Именно так арийцы именовали звезду Сириус. И лишь это имя считают достойным пророка - Золотой Сириус.

Как видим, происхождение имени Заратустры до сих пор вызывает живейший интерес исследователей, как, впрочем, и дата и место его рождения, о которых мы поговорим ниже.

2.3 Жизнь и деятельность Заратуштры

При исследовании фактов о жизни Заратуштры большинство исследователей опирается на данные зороастрийской традиции, а не на древнегреческие источники, сохранившиеся до наших дней. Почему они так поступают? Ответ на этот вопрос даёт Р.Фрай при рассмотрении времени жизни Заратуштры: «Греческие авторы мало радуют своими сообщениями о Зороастре.… Из античных источников можно лишь заключить, что Зороастр жил в глубокой древности, сколько-нибудь точные даты вывести по ним невозможно. Совершенно ясно, что классические авторы не располагали надёжной информацией о жизни Зороастра, однако мы должны попытаться объяснить, почему у них не было такой информации. Некоторые источники, отодвигающие Зороастра на несколько тысяч лет, отражают иранское мифическое летосчисление, основанное не определённой эсхатологической доктрине – представлении о мировой эре. Являются ли эти или другие, явно фантастические, даты жизни Зороастра у греческих авторов результатом того, что персы сознательно вводили их в заблуждение, или же Зороастр был так отдалён временем и пространством от западного мира, что о нём знали только легенды? Если персы сообщали грекам заведомо ложные данные, то как могло случиться, что к античным авторам не просочилось никаких сведений, которые бы соответствовали действительному положению дел, и зачем было персам обманывать греков? При ответе на первый вопрос нужно учитывать, что персы вряд ли могли скрыть от греков правильную информацию, и если они и пытались так поступать, то это едва ли следует объяснять одним лишь упрямством или желанием освятить имя Зороастра седой древностью. Какой же вывод надлежит тогда сделать из греческих источников? Можно, видимо, полагать, что греки действительно получили информацию от персов, которые сами не знали точных дат Зороастра… Необходимо поэтому обратиться к иранским источникам – зороастрийской традиции». [1, с.51 - 52]

В продолжение темы времени жизни Зороастра хотелось бы отметить, что они определены весьма расплывчато. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, которой следуют такие мусульманские авторы, как ал-Бируни, точная дата Зороастра – 258 лет до Александра Великого. Дело в том, что зороастрийцы вели счёт лет, отправляясь от какого-либо важного события в жизни пророка. В данном случае имеется в виду переход царской власти от Дария III к Александру Великому, который произошёл спустя 258 лет с начала эры Зороастра. Сначала у зороастрийцев существовала твёрдая «эра» - отсчёт годов от времени пророка, однако Александр настолько поразил их, что даже время жизни пророка они стали определять, используя формулу «за столько-то лет до Александра». Переход власти произошёл в 330 г. до н.э. Следовательно, мы получаем 588 г. до н.э. (258 + 330) в качестве даты начала эры Зороастра. Проведя ряд исследований, Р.Фрай называет дату 628 – 551 гг. до н.э. По другим подсчётам, Заратуштра жил с 660 по 583 г. до н.э.

Р.Фрай аргументирует свою версию тем, что время жизни Будды вычислено таким же способом – были использованы сведения о событиях из жизни пророка, происходивших за столько-то лет до царствования Ашоки.

Дж.Хиннелс на основании результатов современных лингвистических исследований называет дату 1200 г. до н.э., т.е. время, когда Персия выходила из каменного века. Он полагает, что «… это делает его первым из великих пророков всемирных религий». [5, с.81]

Мэри Бойс в своих работах отчетливо доказывает, что никак нельзя датировать его рождение именно этим годом, а полагается всегда на разную дату в своих изданиях работ. В последнем издании дата рождения Заратустры колеблется между XV и XII веками до н.э.

Греческие авторы, о которых мы уже говорили выше, называют явно фантастическую дату – 6 тыс. лет до смерти Платона, что, скорее всего, является недоразумением, связанным с зороастрийской космической хронологией, о которой мы уже упоминали.

Что же касается родины великого пророка, то здесь мы опять сталкиваемся с различными гипотезами.

Например, в одном средневековом иранском источнике упоминается некая область Арьяна Вэджа (Арианам Вайджа), неизвестная до сих пор.

П. Глоба утверждает, что местом рождения Заратуштры является Россия. Он подкрепляет свою версию тем, что именно в степи между Челябинской, Оренбургской областей, Башкирией и Казахстаном археологи нашли древний город, храм и обсерваторию Аркаим. Вот что пишет по этому поводу сам П. Глоба: "Я считаю, что царство Виштаспы занимало пространство от Волги до Урала. Это Жигулевские холмы, Приволжская возвышенность. Большая территория, по площади сопоставимая с Францией. Столица была где-то в центре царства, на излучине рек в районе Самары, Жигулей. Климат тогда был другой, менее континентальный. После смерти царя Виштаспы и его детей туда опять пришли карапаны и выгнали зороастрийцев. Но это царство уже инициировано Заратуштрой, там осталось много его учеников".

М.Бойс также полагает, что родиной пророка следует считать Россию: «Долгое время считалось, что он [Заратуштра] жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги». [10,с. 9]

Р.Фрай рассматривает вопрос о родине Зороастра следующим образом: «Большинство исследователей ныне согласно в том, что пророк жил и выступил со своим учением в Восточном Иране. Зороастрийская традиция помещает пророка в Азербайджан, но географический горизонт Авесты ограничен Восточным Ираном, так что позднейшее перенесение его деятельности на территорию Западного Ирана должно объясняться политическими условиями…. Лингвистические данные также говорят в пользу отнесения пророка к Восточному Ирану». [1, с.53 - 54]

Теперь, когда мы более-менее разобрались со временем жизни и родиной Заратуштры, вкратце изложим его биографию, опираясь в первую очередь на «Гаты» - вдохновлённые гимны-изречения, предположительно сочинённые им самим. Зороастр предстаёт в Гатах как проповедник новой веры, профессиональный жрец, реформатор, борющийся и страдающий человек.

В Гатах, в частности, упоминается о том, что он вёл своё происхождение из небогато рода Спитамы. Его отца звали Поурушаспа, а мать Дугдова. Он не был богатым. Также в Гатах мы встречаем обещание некоего лица подарить ему одного верблюда и десяток лошадей. В другом варианте, наоборот, говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Заратустра был третьим ребёнком из пяти в семье и в 15 лет стал священнослужителем. К этому времени он уже приобрёл репутацию мудрого человека. В возрасте 20 лет он ушёл из дома и отправился путешествовать по стране в поисках истины. Он также интересовался верой людей. Его странствования продолжались 10 лет.

Затем в возрасте 30 лет он встретился с самим Ахура-Маздой и его ангелами. Это было его первое и самое удивительное видение. Оно было дано ему на берегу реки Дайть, недалеко возле дома, где он жил. Перед Зороастром возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было не что иное, как главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано («Благая Мысль»). Он задал Зороастру несколько вопросов, а затем велел ему отделиться от своего материального тела и как бесплотная душа взойти к Ахура-Мазде. Интересно, что когда Зороастр появился на небесном собрании, он не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его.

Затем он выдержал три страшных, нечеловеческих испытания, и тогда ему открылась истина. Ахура-Мазда дал Зороастру наставления по поводу своей религии и призвал его быть своим пророком. После этой встречи он сразу же стал активно проповедовать в своём родном селе. Местные жрецы, узнав об этом, решили его казнить, однако за него вступился местный князь Виштаспа, и Заратуштру освободили от казни.

Поначалу учение Заратустры не пользовалось успехом; единственным его последователем был его собственный брат. Даже князь, который симпатизировал Заратуштре и внутренне принял его учение, под давлением своих родственников был вынужден отказаться от него.

Однако, в конце концов князь Виштаспа был обращён в зороастризм, и с этого момента началось распространение новой веры.

Так Заратуштра в 42 года стал царским советником. Виштаспа приказал записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми буквами и собрал целую библиотеку из 12 000 шкур. По преданию, это была полная запись Авесты. Но, к сожалению, Александр Македонский уничтожил эту коллекцию вместе со стихами Заратустры, которых, тоже по преданию, было два миллиона.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, из которых только один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Он знал заранее, что умрет насильственной смертью, а потому последние 40 дней провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую отверг Заратуштра. Однако, как считают исследователи, такие данные очень условны и возвращают нас больше к мифологии, чем к реальным событиям.

Следует также заметить, что описанную выше биографию Заратуштры следует считать пониманием её некоторыми исследователями на основании древних текстов.

Еще по одной версии Заратустра родился у Порушаспы после того, как тот выпил сок хаомы (сомы). Этот чудодейственный напиток играет немаловажную роль в зороастризме. Его связывают с коноплей, с эфедрой, и даже с мухомором, однако, что это за растение, твердо сказать нельзя. Порушаспа был четвёртым из людей, выпивших сока. После этого у него родился сын – великий пророк и мудрец.

В других вариантах образ Заратуштры полностью лишён человеческого начала: после сотворения мира Ахура-Мазда создал его духовную сущность, которую потом поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, после чего он был озарён светом истины, исходившим из ствола этого дерева. В этом рассказе Заратустра предстаёт как посредник между богом и людьми. Также в нём [рассказе] можно найти много совпадений с христианством и мифологией других древних народов, в частности, с мифом о Прометеем, давшем людям огонь.

Таким образом, мы видим, что мнение об историчности Зороастра имеет полное право на существование. Перейдём теперь к следующей части нашей работы – образе Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»

Глава 3. Образ Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»

«Слушайте, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!»

Ф.Ницше

«Книга для всех и ни для кого» - именно так звучит подзаголовок «Заратустры» Ф.Ницше. Так необычно гениальный философ определил круг своих читателей.

Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, такую лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для самых близких друзей.

“По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам, как тип, явился мне...” – так рассказывает Ницше о посетившем его вдохновении.

Вот как описывает создание книги Е.Воронцова: «В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна была дать идею "Вечного возврата". В первой части Заратустры мысль о "Вечном возврате" еще не попадается; в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока». [12, с.89]

Это, поистине, самая великолепная из написанных Ницше книг. Сам автор считал ее "самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество". Он также писал, что «…произведение это огромно по своему замыслу, это будет евангелие, которое заставит забыть Евангелие Христа». Форма притчи, используемая в книге, заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о событиях, происходящих с ним и его учениками. Разумеется, что сравнивать Христа и Заратустру, по меньшей мере, нелепо, однако, скорее всего, именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше. Дело в том, что в своем читателе он видел последователя для своего Заратустры.

Книга «Так говорил Заратустра» - это своеобразный вызов великого мыслителя христианству «как явлению ложному и губительному». По этому поводу Н.Бердяев пишет: «Явление Ницше имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».[14]

Как мы уже упоминали, идея Сверхчеловека становится ключевой для Ницше во время создания «Заратустры». Вот как Ницше определяет свой идеал: "Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым... сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение".

Его тяготит сознание того, что поневоле он является пленником природы, его свободной натуре тесно в открывшихся ему перспективах.

По этому поводу В.Вересаев пишет: «Он хочет верить, и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.

Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате"; он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.

В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по-разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная».[15]

Следует также отметить, что работа над созданием книги была крайне тяжела для Ницше, особенно в моральном плане. В моменты отчаяния он спорил сам с собой прямо на страницах своих рукописей. В такие моменты он призывал на помощь своего героя – Заратустру.

Каким же предстаёт перед нами Заратустра в книге и почему Ницше хочет показать его нам именно таким?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в своём произведении Ницше полностью отождествляет себя с Заратуштрой, он как бы сливается с ним. По сути, через уста Заратуштры Ницше доводит до читателя свои грандиозные идеи и замыслы, нимало не заботясь о том, что сам Заратуштра эти идеи, вероятно, и не поддерживал. В этой проекции Ницше предстаёт перед нами в качестве некоего божества, а Заратустра играет самую подходящую для него роль – роль пророка.

Эту же мысль высказывает Л.З.Немировская, описывая упоминаемые в книге три превращения духа: «Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Прежде всего, на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. "Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?.. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду... спешит и он в свою пустыню". [13, с.64]

Таким образом, мы видим, что, создавая своё произведение, Ницше по каким-то причинам не захотел высказывать свои идеи от своего лица. Ему нужен был некий персонаж, который бы делал это за него, а сам Ницше тем временем как бы оставался в тени, но, тем не менее, незримо присутствовал. Таким персонажем и стал Заратустра. А может быть, именно Заратустра смог стать тем связующим звеном между задумкой и реализацией произведения Ницше, которого так не хватало ему для выражения своей, по сути, уже созревшей концепции Сверхчеловека? Возможно ли, что на месте Заратустры мог оказаться любой другой загадочный персонаж? Так или иначе, совершенно очевидно одно: образ Заратуштры так удачно вошёл в общую композицию произведения, что не только выполнил поставленную перед ним задачу, но и стал неразрывно связан с концепцией Ницше о Сверхчеловеке.

А теперь подведём основные итоги данного исследования в Заключении.

Заключение

Подводя итоги данного исследования, хотелось бы отметить следующее.

В нашей работе мы сравнили образ древнеиранского пророка Заратуштры, опираясь на исторические факты, с образом Заратуштры, созданным Ф.Ницше в его произведении «Так говорил Заратустра».

Мы выявили глубокие противоречия и многочисленные расхождения в характерных чертах этих двух образов. Другими словами, они кардинально различаются.

Причина этих различий кроется в том, что Ф.Ницше, создавая своё произведение, не ставил перед собой задачу максимально точно и достоверно отразить в нём какие-либо факты из биографии или вообще жизнь и деятельность Заратуштры в целом. Наоборот, используя своё воображение, под влиянием созревшей к тому времени у него в сознании концепции о Сверхчеловеке и просто черпая вдохновение из образа древнего мудреца, Ницше создал литературного героя, персонажа, который являлся своеобразным посредником между автором, то есть самим Ницше, и читателем. Загадочный образ Заратуштры, особое построение и композиция произведения, а также неповторимое своеобразие слога Ницше призваны были вызвать у читателя ассоциации с библейскими текстами и настроить его на соответствующее восприятие поэмы. Данный образ не имеет практически ничего общего с исторической личностью древнего мудреца Зороастра.

Что же касается исторического образа Заратуштры, то, рассмотрев мнения и комментарии различных исследователей, мы пришли к выводу, что современная наука не располагает сведениями, достаточными для того, чтобы чётко представить жизнь и деятельность Заратуштры в контексте всемирной истории.

Однако это отнюдь не означает, что Заратуштра является вымышленным или мифологическим персонажем. Нехватка данных объясняется отдалённостью эпохи, в которой жил великий пророк, и некоторыми другими объективными причинами. По результатам новейших лингвистических и других исследований, Заратуштра является реальным историческим лицом, создателем зороастризма, религии древних персов. Его роль, сыгранная им в мировой истории, а также влияние, оказанное им посредством его фундаментального учения на многие поколения вперёд, поистине неоценимы.

Именно поэтому жизнь и деятельность Заратуштры заслуживают пристального внимания и дальнейшего активного исследования и изучения.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

    Р.Фрай. Наследие Ирана. – М., 2002.

    Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997.

    Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук,1990.-301с.

    Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова – М., «Советская энциклопедия», 1991.

    Дж.Хиннелс. Космическая битва: зороастризм. //Древние религии мира. В 2 т. Т.1. - М:Интербук, 2002.

    В.А Кулаков «Религии мира» – М., 1996.

    Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАH, 1997. (Памят­ники письменности Востока. CXIV).

    Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999.

    Е.А. Дорошенко Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982

    Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994.

    Стеблин-Каменский И.М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата / Пер. с авест. И.Стеблин-Каменского. М., 1993.

    Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали.А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.:Беларусь,1992.-335с.

    Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». – М.: Знания, - 1991.

    www.istina.rin.ru.

    www.krugosvet.ru.