Об уплате таможенных платежей

1


Об уплате таможенных платежей

Важно знать, что таможенные платежи имеют строго определенные сроки уплаты, то есть сроки, до истечения которых эти платежи должны быть уплачены. Пожалуйста, контролируйте их и своевременно принимайте меры по недопущению просрочек. Любое, даже однодневное, опоздание с платежом грозит самой организации и конкретному должностному лицу этой организации административной ответственностью.

Вообще говоря, каждый платеж имеет свой срок уплаты. Однако для таможенных платежей этот вопрос унифицирован. Срок уплаты всех платежей при «растаможке» товаров один. Он ограничен днем, когда таможня выдаст свидетельство о помещении товаров под таможенный режим. Поэтому подать декларацию можно и без уплаты платежей, достаточно только правильно их рассчитать. Но вы не заберете товары с таможни, и их таможенное оформление не завершится, пока каждый платеж не будет внесен в бюджет.

Однако уплачивать платежи надо не только тогда, когда идет оформление товара на таможне. Существует много иных ситуаций.

Например, иностранные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, не были использованы в качестве сырья для производства готовой продукции, а были проданы декларантом этого таможенного режима иному лицу. Таможенный режим переработки не допускает возможность подобного распоряжения ввезенными товарами. В этом случае декларант обязан уплатить таможенные пошлины и налоги, исчисленные в отношении таких товаров. Срок уплаты этих платежей - день совершения данного нарушения.

Можно привести еще пример, когда срок уплаты таможенных платежей не связан с выдачей таможней свидетельства о помещении товаров под таможенный режим, а произведенная при этом уплата может предотвратить возможное правонарушение.

Например, товар был освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость при условии его дальнейшего использования в строго определенных целях (например в научно-исследовательских). После 3-летнего использования товара в научно-исследовательской лаборатории импортер заинтересовался в дальнейшем его применении для осуществления «выходного» контроля качества производимой им продукции. Как видим, цель использования прольготированного государством товара может измениться. Тогда в соответствии с п. 3 ст. 160 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), если импортер уплатит (возместит) в республиканский бюджет сумму полученной льготы до начала нецелевого использования товара, то нарушения таможенного законодательства не произойдет. Необходимо только уведомить таможню о своевременной уплате. Если же нецелевое использование товара предшествует возмещению льгот, то в этом случае нужно будет дополнительно к сумме налога уплатить пени и административные штрафы.

Говоря о различных сроках уплаты таможенных платежей, нельзя не остановиться на особенностях внесения в бюджет так называемых 3 %-ных платежей (п. 3 ст. 195 ТК). В режиме временного ввоза за каждый полный и неполный календарный месяц пользования ввезенными товарами уплачивается 3 % от тех сумм таможенных пошлин, акцизов (для подакцизных товаров) и налога на добавленную стоимость, которые подлежали бы уплате, если бы товары помещались под таможенный режим свободного обращения. Такая уплата может производиться по выбору декларанта разово или периодически. Если выбор пал на разовую уплату, то 3%-ные платежи надо уплачивать единовременно за весь заявленный срок действия таможенного режима временного ввоза товаров. Срок внесения платежей в бюджет в этом случае ограничен выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под такой таможенный режим.

Например, срок временного ввоза заявляется и устанавливается с 13 ноября по 5 февраля включительно. Для того чтобы разово оплатить 3 %-ные платежи за этот срок, нужно уплатить 3 % от «обычной» суммы таможенных пошлин и налогов за неполный ноябрь, полный декабрь, полный январь и неполный февраль. Итого уплате будет подлежать 12 % от полной суммы этих платежей (4 х 3%).

Несколько более сложным является порядок периодической уплаты 3%-ных таможенных пошлин и налогов. Суть состоит в том, что исчисленная сумма делится на части и уплачивается декларантом:

    первая часть трехпроцентных платежей - до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза;

    последующие части - один раз в 3 месяца и с учетом того, что, их уплата должна производиться до истечения ранее оплаченного периода. Сроки уплаты платежей таких частей устанавливаются таможенными органами.

Предлагаемый периодический порядок уплаты является, на первый взгляд, более выгодным для плательщиков. Действительно, не требуется сразу же изымать из оборотных средств всю необходимую сумму платежей. Однако в данном случае необходимо знать следующие два момента:

    во-первых, на плательщика возлагается обязанность по четкому отслеживанию сроков периодической уплаты для своевременного внесения каждого очередного платежа в бюджет. В противном случае декларант будет нести ответственность за его неуплату;

    во-вторых, при периодической уплате наряду с 3%-ными платежами, необходимо уплачивать проценты. Они взимаются с сумм частей тех 3%-ных платежей, которые уплачиваются после помещения товаров под таможенный режим временного ввоза. Проценты исчисляются за каждый день, прошедший со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза по момент уплаты части 3%-ных платежей, в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты таких платежей.

Уплата 3%-ных платежей, однако, не является бесконечной. В соответствии с п. 4 ст. 195 ТК их общая сумма в рамках таможенного режима временного ввоза, не должна превышать «максимальной» суммы, то есть суммы, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы помещены под таможенный режим свободного обращения.

И, наконец, еще один важный момент - уплаченные 3%-ные платежи, независимо от того разово либо периодически была осуществлена их уплата, не возвращаются и не зачитываются в случае, если временно ввезенные товары в дальнейшем будут помещены под таможенный режим реэкспорта или под иной таможенный режим, за исключением единственного случая - возврата (зачета) 3%-ных платежей, уплаченных за неиспользованный срок действия таможенного режима временного ввоза.

На практике часто имеют место ситуации, когда нет возможности сразу и в полном объеме перечислить необходимую сумму платежей в бюджет. Тогда, естественно, возникает вопрос: а можно ли каким-либо образом перенести (отодвинуть, отсрочить) уплату платежей, но только так, чтобы это было законно и не повлекло никакой ответственности.

Оказывается, что иногда можно. Причем есть несколько вариантов.

Первый вид отсрочки назовем «двухмесячная отсрочка», предусмотренная ст. 256 ТК. Это один из самых востребованных видов. Сдерживающим фактором для ее массового применения является четко установленный перечень обстоятельств (ст. 257 ТК), при которых она может быть использована:

    причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

    задержка финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

    перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;

    осуществление поставок по международным договорам Республики Беларусь;

    перемещение через таможенную границу посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных, сырья, а также материалов, комплектующих изделий, технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Если вам «подходит» одно из перечисленных выше обстоятельств и у вас имеются подтверждающие это документы - можете готовить обращение в таможню. Желательно, чтобы заявление было информативным, то есть содержало сведения о плательщике, о документах, в соответствии с которыми товары перемещаются через белорусскую границу, о таможенных платежах, по которым вы желаете использовать отсрочку. Полезно также знать, что по своему усмотрению вы можете использовать отсрочку как по одному, так и по нескольким видам таможенных платежей, как в отношении всей суммы, подлежащей уплате, так и ее части, но только на срок не более 2 месяцев.

Однако это еще не все. Отсрочка предоставляется только при условии предоставления вами таможне обеспечения уплаты, то есть дополнительных гарантий (в размере суммы отсрочки) того, что уплата платежей в перенесенный срок будет произведена. Для этого вы можете заложить свое имущество либо взять в банке и предоставить в таможню банковскую гарантию, либо привлечь поручителя, который бы уплатил платежи в случае, если по каким-то причинам вы этого сделать не сможете в новый установленный для вас срок.

Как гарантировать уплату платежей, решайте сами, но знайте, что в случае неуплаты платежей они будут:

    взыскиваться за счет заложенного имущества (если будет заключен договор залога с таможней);

    взыскиваться с банка (при предоставлении банковской гарантии);

    взыскиваться с поручителя (если заключен договор между поручителем и таможенным органом).

Двухмесячная отсрочка предоставляется исключительно таможней и конкретно той, в которой осуществляется либо будет осуществляться «растаможка» товаров. Ее предоставление не является безвозмездным для бюджета. Наряду с уплатой отсроченных таможенных платежей вам дополнительно придется уплачивать и проценты. Согласно ст. 259 ТК они начисляются на суммы платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка. Учитывая периодическое изменение размера такой ставки, при расчете процентов принимается та ее величина, которая действовала на день уплаты таможенных платежей. Проценты взимаются за каждый день пользования отсрочкой.

Можно привести формулу, применяя которую вы при желании без особого труда сможете самостоятельно рассчитать сумму процентов:

С х Д х У%

П = ________________

360 х 100%

где П - сумма процентов за отсрочку, в белорусских рублях;

С - отсроченная сумма таможенных платежей, в белорусских рублях;

Д - фактическое количество дней пользования отсрочкой. Если вы уплатили отсроченный платеж до истечения срока ее погашения, то величина «Д» исчисляется по день такой уплаты (включая этот день в расчет как последний день пользования отсрочкой). Однако если платеж по каким-то причинам уплачен после установленной даты отсрочки, то величина «Д» рассчитывается по день, являющийся последним днем для погашения отсрочки, а не по день фактической уплаты. В последней ситуации за то, что вы нарушили перенесенный срок уплаты, с вас взыщут пени и привлекут к административной ответственности,

У - ставка рефинансирования Национального банка, действующая на дату уплаты сумм таможенных платежей, в процентах годовых;

360 - количество дней в году.

После того как вы внесли в бюджет суммы причитающихся платежей и информировали об этом таможню, отсрочка таможней больше не контролируется. Как было сказано выше, рассматриваемая отсрочка хороша, если выполнены соответствующие обстоятельства. А если нет? Тогда давайте проанализируем, что за товар вы ввозите.

Допустим, вы ввозите в Беларусь комплектующие, запасные части, сырье или материалы для того, что бы из них изготовить готовую продукцию и самостоятельно вывести ее за границу (кроме Российской Федерации). «Растаможивая» их в свободное обращение, у вас есть право на то, чтобы воспользоваться так называемой «шестимесячной отсрочкой». Предварительно, правда, надо проверить исполнение еще одного условия - надо сравнить сумму таможенных пошлин, которая подлежит уплате, с суммой, исчисленной в размере 10 % от таможенной стоимости. Чтобы было понятнее, предлагаю пошагово произвести следующие математические действия:

    по каждому ввезенному товару исчислить сумму таможенной пошлины, которая подлежит уплате;

    отдельно исчислить 10 % от таможенной стоимости каждого из ввезенных товаров;

    последним этапом является сравнение суммы, полученной в результате исчисления таможенной пошлины на первом этапе расчета, и суммы, полученной в результате расчета на втором этапе.

При этом вы вправе претендовать на использование «шестимесячной отсрочки» только в одном случае: если сумма, исчисленная на первом этапе, меньше либо равна сумме, исчисленной на втором этапе. Другими словами, подлежащие уплате суммы таможенных пошлин не должны превышать 10 % от таможенной стоимости товара.

Все условия выполняются - пожалуйста, пользуйтесь отсрочкой. Мы не будем подробно останавливаться на тех комплектующих, запасных частях, сырье или материалах, которые ввезены для изготовления продукции экспортного судостроения, а также на таком товаре, как сахар-сырец тростниковый, необходимый для производства сахара белого. Дело в том, что для них существуют некоторые особенности в предоставлении отсрочки. Если такие особенности вам интересны, следует изучить специальный документ по этому вопросу - Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2005 № 391 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость».

В рамках «шестимесячной отсрочки» можно перенести уплату таких платежей как таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость. При этом вам не придется идти в «офис» таможни. Все это делается на местах, непосредственно при «растаможке» товаров. Достаточно сделать две вещи: во-первых, правильно заполнить таможенную декларацию и отразить в ней сведения об отсрочке, а во-вторых, подать в таможню выписку из технологического процесса (промышленного регламента) изготовления экспортной продукции, где будут указаны нормы расхода ввезенных товаров на изготовление одной единицы продукции, предполагаемой к вывозу на экспорт.

Согласитесь, что описанные выше формальности по получению отсрочки не такие уж и сложные. Далее предоставленную отсрочку необходимо завершить. Хоть это вроде бы и отсрочка, но срок уплаты на самом деле не переносится. При соблюдении ее условий платить вам ничего не надо, а вот вывезти на экспорт ранее ввезенные комплектующие, запасные части, сырье или материалы в составе изготовленной вами продукции просто необходимо. Стопроцентный контроль за вывозом каждой единицы ввезенных товаров будет осуществлен таможней. И в этом вы должны оказать таможне помощь: не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставленной отсрочки вам надо представить в таможню сведения о том, как вы использовали ввезенные товары (Приложение 3 к Инструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11) и документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы Беларуси и России. Документы будут проверены и факт вывоза готовой продукции в сроки, установленные для данной отсрочки, может быть подтвержден либо, наоборот, не подтвержден. В первом случае ни суммы таможенной пошлины, ни суммы налога на добавленную стоимость, ни суммы процентов за использование отсрочки уплачивать не надо. Однако если ввезенные товары не вывезены на экспорт в составе изготовленной продукции, либо вывезены, но по истечении срока отсрочки, либо вывезены, но в Российскую Федерацию, то уплата таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость за товар, не экспортированный вовремя в дальнее зарубежье в составе продукции, должна быть произведена в полном объеме. Плюс ко всему должнику не избежать уплаты пеней, размер которых увеличен по сравнению с «обычными» пенями на 20 процентных пунктов.

Например, фирмой «А» использована «шестимесячная отсрочка» при помещении под таможенный режим свободного обращения товара «мех искусственный» в количестве 10 000 кв. м. Таможенная стоимость этого товара в пересчете на 1 кв. м составляет 3 200 белорусских рублей, ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %, ставка НДС - 18 %. Отсрочка использована в связи с намерением фирмы «А» изготовить из этого товара мягкие игрушки и экспортировать их за пределы Беларуси и России.

В течение срока действия отсрочки весь ввезенный искусственный мех был использован для производства мягких игрушек «Лёва», норма расхода 1 кв. м меха на 1 игрушку. То есть было произведено 10 000 мягких игрушек. Однако по независящим от фирмы «А» причинам внешнеторговые контракты на вывоз 5 500 игрушек «Лёва» в страны ЕС не были реализованы. По состоянию на день истечения отсрочки 4 500 игрушек, было вывезено, как и планировалось, в режиме экспорта в страны Средней Азии, а невывезенные в Евросоюз 5 500 игрушек постигла следующая судьба: 4 000 штук проданы и вывезены в Российскую Федерацию, а 1 500 штук переданы для реализации в торговую сеть Белкоопсоюза. За 2 дня до истечения «шестимесячного срока», в течение которого действовала отсрочка, фирма «А» уплатила на счет бюджета, открытый для таможни, следующие суммы платежей за не вывезенный в составе готовой продукции за пределы Союзного государства искусственный мех:

    ТП = 5 500 х 3 200 х 0,1 = 1 760 000 рублей;

    НДС = [(5 500 х 3 200) + 1 760 000] х 0,18 = = 3 484 800 рублей.

Но, как было указано выше, срок уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении сырья, не вывезенного в составе готовой продукции в течение 6 месяцев с даты его таможенного оформления, не переносится на 6 месяцев вперед.

В результате таможней фирме «А» были начислены пени за каждый день пользования отсрочкой, увеличенные на 20 процентных пунктов по сравнению с обычными. Ставка рефинансирования Нацбанка на день уплаты платежей составляла 14 %. Итого результирующая сумма пеней составила:

      П = [5 244 800 х (0,14 + 0,2) х 180]/360 = = 891 616 рубля.

Кроме того, таможней был рассмотрен вопрос о привлечении как фирмы «А», так и ее уполномоченного должностного лица к административной ответственности за неуплату таможенных платежей в установленный срок.

Как видите, чтобы использовать в работе «шестимесячную отсрочку» нужно быть человеком весьма склонным к риску. Намного безопаснее работать в рамках таможенного режима переработки товаров на таможенной территории. Хоть процедура, предшествующая помещению товаров под этот таможенный режим, несколько более громоздкая, по сравнению с порядком заявления шестимесячной отсрочки, но таможенный режим переработки оставляет за вами право выбрать судьбу готовой продукции до истечения установленного срока переработки, а не быть заложником обязательства по обязательному вывозу этой продукции, как это имеет место в ситуации с шестимесячной отсрочкой.

А может, ввезенные вами товары есть не что иное, как технологическое оборудование и запасные части к нему? А может быть, при этом, товары вы ввозите для того, что бы провести техническое перевооружение и модернизацию своего производства? Тогда возможен иной вариант изменения срока уплаты. Это рассрочка платежа, то есть уплата всей суммы не единовременно к установленному сроку, а по частям, небольшими «порциями» и в течение целого года. Правовой основой для ее использования является Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему». Но и здесь надо проверить одно необходимое для получения рассрочки условие - в отношении ввезенного технологического оборудования и запасных частей к нему должна быть установлена ставка таможенной пошлины ноль (0) процентов. По этому поводу хочу вам сказать, что в большинстве случаев так оно и есть - указанное оборудование зачастую облагается пошлиной по нулевой ставке. А поскольку таможенную пошлину платить не надо, то, говоря о рассрочке, мы имеем в виду рассрочку только по одному таможенному платежу - налогу на добавленную стоимость.

Дальше все просто: вначале заявляем в таможенной декларации сведения об отсрочке, получаем «добро» на ее использование, а потом, разбив всю сумму на 12 частей, ежемесячно каждую часть уплачиваем (погашаем). И никаких процентов.

Список использованных источников

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

    Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, № 17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007). Юридическая база «ЮСИАС» 2008г.

    Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г.

    Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.

    Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002.

    Таможенное право Республики Беларусь. Черевченко Н.В.; 2007г., 300с.