Зарождение Ислама (работа 2)

ИСЛАМ

Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г (по принятому христианами летоисчислению) Мухаммад проводил в уединении на невысокой горе Хира не­далеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был бога! и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что са­мое главное в жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по не­скольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и со­зерцании. И вот смутное волнующее ожидание оправ­далось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонятными письменами. «Читай!» — власт­но обратился ангел к Мухаммеду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею читать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был на­стойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Гос­пода твоего милостивого и милосердного.». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце'.

Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшед­ший?..» -

Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммеду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился Коран (чте­ние вслух) — священная книга новой религии, которая называется ислам (с ар. покорность, это слово считает­ся также производным от слова «салям» мир) или му­сульманство (религия исповедующих ислам). Иногда эту религию называют магометанством (устаревшее назва­ние от русского варианта произношения имени ее ос­нователя — Магомет1).

В мире живет около миллиарда исповедующих ис­лам. Общины этой религии есть более чем в ста стра­нах мира, а в двадцати восьми ислам — государствен­ная религия. Это такие страны, как Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко и др. Ислам имеет немалое распрос­транение в Европе на Балканском полуострове (Алба­ния, некоторые республики бывшей Югославии). В последние годы исламский (мусульманский) фактор в мире значительно усилился. Часто, не без некоторой опаски, в Европе и Америке говорят об исламском фун­даментализме (т.е. наиболее строгом и ортодоксальном исламе). Последние события в Чечне и на Северном Кавказе нередко также связывают с исламским факто­ром, видя в них следствие религиозной розни. С такой точкой зрения трудно согласиться.

Дело в том, что религии мира не делятся на «пло­хие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т.п. Можно утверждать, что ни одна традиционная религия не учит злу. Зло в мире происходит не от религии, а от людей, которые отходят от идеалов этих религий, поль­зуются ими для достижения своих земных целей.1 Стол­кновения между людьми порождаются политическими разногласиями, экономическими противоречиями, не­достатками воспитания и др. Говорят, что ислам — во­инственная религия, призывающая к войне с неверны­ми — газавату (с ар. набеги). Но, вероятно, нет религии, которая не стремилась бы охватить своим влиянием весь мир, которая не делила бы людей на своих и чужих... Воинственные черты в учении ислама безусловно существуют, но они образовались истори­чески и отнюдь не являются главной, ключевой его ха­рактеристикой.

Ислам — это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удиви­тельного жизненного уклада и быта, своеобразного ми­роощущения.

Возникновение ислама. Пророк Мухаммед

Ислам — самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове.

Аравия — зона пустынь, небольших цветущих оази­сов, невысоких гор. Ее берега омываются морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни. Издревле эта земля была населена различными семитскими племенами — предками арабов. Именно отсюда, как считает большинство ученых, вышли пле­мена древних евреев, заселивших позже Палестину. Главное занятие местных жителей — ското­водство (верблюды, лошади, овцы). Небольшие разроз­ненные племена кочевали по огромному малонаселен­ному пространству. Через Аравию проходили важные торговые пути древности. По их ходу возникали круп­ные торгово-ремесленные города, одним из которых была Мекка (недалеко от побережья Красного моря в центре оазиса). Обратите внимание на близость Ара­вийского полуострова к главным религиозно-культур­ным центрам того времени, в частности к Палестине.

В религиозном отношении жители Аравии .были не­однородны. На Севере полуострова большое влияние имело христианство в его монофизитской разновиднос­ти . В Аравию переместились многие из тех, кто был не согласен с ортодоксальной христианской церковью в Византии. Южнее немалое распространение -имел иудаизм.

Новая религия, которая возникла здесь • позже, тесно связана с иудаистскими и христианскими: традициями, она приняла от этих религий очень много элементов (этим объясняется, в частности, сходство в именах пророков: Ибрахим — Авраам, Исхак — Исаак, Муса — Моисей, Иса — Иисус и др.).

Но самое главное, что было унаследовано мусульманами от иудеев и хрис­тиан, — это традиция единобожия. Более того, мусуль­мане даже обвиняли христиан за многобожие, ссылаясь на то, что Христос, по их учению, — Сын Божий, а Бог, с их точки зрения, един. Несмотря на это, преемствен­ность и связь мусульманства с иудаизмом и христианст­вом очевидна. Эта связь отражена в преданиях. Арабы считают, что они и евреи (как родственные семитские племена) ведут свое происхождение от одного и того же праотца — Авраама (у арабов Ибрахима), но от разных его сыновей: арабы — от Исмаила, а евреи — от Исаака. По преданию, мать Исмаила — наложница Агарь была изгнана из дома Авраама по настоянию его жены Сар­ры1, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вместе с младенцем от жажды в пустыне. Исмаил, ле­жавший на земле между двумя холмами (ныне священ­ные холмы Сафа и Марва), ударил ножкой и породил священный источник Земзем. (Дело в том, что Сарра, бывшая уже в весьма почтенном возрасте, не могла родить Аврааму сына. Поэтому его первенец — Исмаил про­исходил от наложницы. Но когда Бог принес Аврааму и Сарре извес­тие о том, что у них родится сын, наложница Агарь была изгнана.)

Центр и юг полуострова, где аравийские племена жили наиболее замкнутой жизнью, был языческим. Каждое племя имело свой культ, свои святыни, однако под влиянием учения о едином Боге здесь стали скла­дываться общие для всех предков арабов религиозные представления. Единая религия была нужна для пре­дотвращения племенных конфликтов,,для усиления контактов и связей между племенами. Ядром, вокруг которого стал складываться общий культ, являлось сильное племя вурейшитов, в землях которых лежала Мекка. Именно в этом городе находилась самая уважа­емая святыня: в стену святилища, имеющего форму куба (куб по-арабски Кааба), был вмонтирован Черный камень, как предполагают — метеорит. Эта святыня в будущем стала одной из главных в исламе. Черный ка­мень символизировал Бога-творца, Бога-покровителя — Аллаха (от ар. алилах — божество). Этот Бог не был в то время у арабов единственным — он стоял во главе большого пантеона племенных богов. Постепенно Мек­ка становится религиозным центром всех арабов, здесь устраиваются большие культовые действа (семикратный обход и поклонение Черному камню, питье святой воды из источника Земзем и т.д.).

Согласно более поздней мусульманской традиции, храм Кааба — проекция Небесного Трона Аллаха на землю. Он был возведен еще первочеловеком Адамом, но погиб, во время всемирного потопа. Храм восстано­вил повзрослевший Исмаил, вернувшийся в эти земли вместе с отцом Авраамом. Камень Каабы почернел от поцелуев грешников, но после Страшного суда вновь станет белым, каким и был ранее.

Как это обычно бывает, появление пророка новой веры встретили с недоверием и даже враждебно. Основа­тель ислама родился около 570 г. до н.э. в Мекке и при­надлежал к племени корейшитов. Его отец умер до ро­ждения сына, мать была болезненна и также вскоре умерла. Мухаммад воспитывался дядей Абуталибом. Жил он бедно и был вынужден зарабатывать пастушеством и охраной торговых караванов. Но судьба улыбнулась ему. он познакомился с очень богатой вдовой купца Хадид-жей, после двух замужеств самостоятельно ведущей тор­говое дело. Эта умная и предприимчивая женщина про­сто наняла Мухаммада, а вскоре предложила ему жениться на ней. Отец Хадиджи очень возражал (невеста была старше жениха на 15 лет), но брак был заключен. Именно жена первой поверила в особую миссию Мухам­мада после первого явления ангела и оказала ему мо­ральную поддержку. Любовь и признательность мужа была столь велика, что он, вопреки традициям, до смер­ти Хадиджи не брал себе других жен. Ее образ в исла­ме — образ идеальной жены-мусульманки.

Как вы уже знаете, 40-летнему Махаммаду явился ангел Джибраил (Гавриил), который открыл ему удиви­тельную способность говорить стихами от имени Алла­ха. Из этих стихов постепенно за много лет и сложился Коран.

Пророчества Мухаммада не вызывали восторга у его соплеменников и даже родственников. На него обру­шились и личные беды: умер дядя-воспитатель, жена Хадиджа, таким образом, его больше ничего не держало ло среди соплеменников. Гонения на пророка и весь его род вынудили Мухаммеда совершить бегство (хидж­ру букв, выселение) из Мекки в соседний город Меди­ну (Ясриб). Мединцы поддержали Мухаммада потому, что в этом городе было больше приверженцев новой веры, а также, в известной степени, «в пику» городу-конкуренту — Мекке. Хиджра произошла в 622 г., ко­торый стал в мусульманстве точкой отсчета новой эры. По мусульманскому календарю в году 354 дня, а счет времени ведется по лунному циклу (везде в исламском мире, кроме Ирана)1 .

Незадолго до хиджры Мухаммад совершил таин­ственное и волшебное путешествие на крылатом коне с человеческим лицом, побывав в Иерусалиме, Вифлееме и Хеброне. Пророк встречался там с Авраамом, Моисе­ем и Иисусом Христом, что окончательно убедило его в богоизбранности. После совместной молитвы с проро­ками (которой руководил Мухаммад) ему было предло­жено три сосуда: с водой, молоком и вином. Мухаммад избрал молоко, что символизировало верный путь, ко­торым пойдут его последователи. Вино с тех пор стало запретным для мусульман. По одному из преданий Му­хаммад взошел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и познакомился с устройством рая и ада. Все это сложное путешествие происходило как бы вне вре­мени: из опрокинутого Мухаммадом перед отправлени­ем кувшина до его возвращения не успело вытечь ни капли воды.

Собрав своих сторонников из Медины (число кото­рых быстро выросло), пророк разбил войско Мекки, но впоследствии война приняла затяжной характер. Во время этой войны произошло очень важное событие — Мухаммад полностью разорвал отношения с иудеями. Поначалу он пытался привлечь их на свою сторону в войне с непокорной Меккой, но иудеи фактически от­казали ему в поддержке, более того, племена, испо­ведовавшие иудаизм, оказались в стане врагов Мухам­мада.

В 630 г. Мухаммад возвращается в Мекку победите­лем. Город становится центром ислама, а мусульманст­во — религией всех арабов. Как раз в это время и заро­дилась идея войны мусульман со всеми неверными. Угроза «исламизации» дошла до самой Византии. Начи­налась эра арабских завоеваний, принявших форму ре­лигиозной войны — джихада (усилие), или газавата (так были названы походы Мухаммада против Мекки). О сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Джихад в древности действительно счи­тался важным и священным долгом мусульман, однако трактовки его различны. В исламе существует точка зрения, что священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо на­падает. В стане противника в любых случаях запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных. Послед­них можно убить или превратить в рабов (пленных, принявших ислам, убивать нельзя). Такая оборонитель­ная доктрина джихада наиболее характерна для боль­шинства идеологов ислама в наши дни. Существует и вообще иное иносказательное истолкование джихада как духовной борьбы человека с самим собой, собствен­ным грехом.

Не успев, очевидно, отдать последние указания о судьбе объединенной в результате религиозных войн Аравии и о своем наследнике, пророк Мухаммад умер в 632 г. Перед смертью он находился на вершине могущес­тва, соединяя в себе единого вождя, правителя и духов­ного лидера всех арабов. Мухаммад — бесспорно исто­рическая личность и, независимо от того, верить в его богоизбранность или нет, нельзя не признать, что он входит в небольшой круг исторических деятелей, гло­бальным образом вметавшихся в ход истории. Почти не возникает сомнений также и в том, что Коран — резуль­тат своеобразного пророческого озарения и действитель­но был написан как некое неосознанное творение.

Распространение ислама. Коран.

Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быс­тро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась силой и оружием. После смерти Мухамма-да в Аравии правили так называемые халифы (букв, за­местители Мухаммада и самого Аллаха) — жестокие за-воеватели. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и сделал первые завоева­ния за пределами халифата (государства, возглавляемого халифами). Но правил он всего два года (632—634). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммада с целью сведения их в единую книгу (Коран). Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф — Омар, устроивший погромы в за­хваченных им центрах древней культуры — Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развали­ны разрушенной до того римлянами святыни древних евреев — Храма Соломона надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI— XIII вв. происходили, как вы помните, под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее насе- | ление этих стран — арабы, носители ислама. В более |1 позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, [ мусульмане распространили свое влияние на Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже — на отдельные народы Се­верного Кавказа, на часть Индии (вытеснив из этой стра­ны буддизм). Через завоевания турок ислам распростра­нился на территории павшей в 1453 г. Византии и дошел до Европы (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы Балканского полуостро­ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.

После убийства собственным рабом в 644 г. Омара третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман. При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатыва­лись. Окончательно они были канонизированы в каирском издании в начале XX в. Важно знать, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык, — лишь текст для информации о ее со­держании1. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержа­нию, а по длине: вначале — самые длинные, в конце — короткие (от 286 до 3 стихов). За исключением корот­кой первой суры они расположены в обратном поряд­ке: ранние — в конце, поздние — вначале. Так как на­писана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. Не­смотря на это, Коран признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-худо­жественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский храм), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она свер­ху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а храмы (мечети) укра­шаются только орнаментом — каллиграфическим текс­том. Не случайно некоторые ученые-религиоведы гово­рят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммадом на арабском языке.

Общие черты мусульманского вероучения

Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха — единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостиво­го, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, ми­лостив, но самое главное — всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един, христианскую Тро­ицу они трактуют как уступку многобожию.

Мухаммад — пророк и посланник Аллаха. Библейс­кие персонажи и пророки рассматриваются как его предшественники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они — ниже Мухаммада.

В исламе есть учение об ангелах (Джибраил — Гав­риил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека — два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сто­рожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демо­ны (джинны и их разновидность шайтаны) — олицетво­рение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

Существует рай и ад. Рай изображается в виде пре­красного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти че­ловек попадает в рай или ад в зависимости, от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд! Согласно пред­ставлениям мусульман, он будет происходить на Земле и все люди должны будут пройти над бездной по ост­рию лезвия. Праведники спокойно преодолеют этот путь. Аллах вручит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны его деяния. Праведники полу­чат ее в правую руку, а грешники — в левую.

Как видно из этого короткого изложения, вероуче­ние мусульман имеет много общего с христианством.

Это можно объяснить едиными (хотя и далекими; кор­нями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как ис­каженный и огрубленный вариант христианства, при­способленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения, христи­анство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения). Вера должна быть искренней — любое лицемерие является непростительным грехом.

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (шмаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение' рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение дела­ется для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечает­ся спад деловой активности. В пост нельзя вести воен­ные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный об­ход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеле­ный — цвет ислама) и титул хаджи.

Священный день мусульман — пятница. Для об­щественной молитвы они собираются в мечети.

Положение женщины в исламе подчиненное, сущес­твует традиция многоженства. Согласно традиции, жен­щина обязана скрывать свое лицо и очертания фигуры под паранджой. Женщина создана для обслуживания и услады мужчины. Европейцы с удивлением отмечают, как в исламских странах мужчина может идти налегке, а женщина, идущая рядом, несет тяжелый чемодан. Вместе с тем мужчина обязан заботиться о своих жен­щинах — членах семьи, не проявлять к ним жестокос­ти. Распространенное у нас понятие гарем (букв, запре­тный) означает женскую часть дома, где живут мать, сестра, жена, дочь. Таким образом, гарем — это не обя­зательно свидетельство многоженства. Вход в гарем для посторонних запрещен.

Кроме еженедельного празднования пятницы му­сульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца рамадана празднуется «Ночь предопреде­лений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее бод­рствуя и, как правило, в мечети. Считается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного меся­ца празднуется ураза-байрам — радостный праздник «разговения», длящийся 3—4 дня и сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков.

Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник — курбан-байрам — праздник жертвоприношения животных.

Ислам в России

Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Ива» Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды (современные татар живущие на Волге, являются плодом слияния монголе татарских завоевателей и волжских булгар, живпп здесь с глубокой древности). Монтоло-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычникам; ислам они приняли позже, в XVI в. В этом же веке России присоединились Большая Ногайская Орда, час Башкирии, Сибирское ханство — огромные территории среди населения, которых господствовал ислам.

В XVIII в. между двумя русско-турецкими война] (при Екатерине II) в состав России вошло мусульман кое Крымское ханство. В начале XIX в. активно процесс присоединения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайждан.

В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную Кавказскую войну за присоединение народа Северного Кавказа, которые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочислен народы Чечни и Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, победа России далась очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жите­ля г. Калуги. Под конец жизни правительство отпусти­ло его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. В 60-70-х тт. ХК в. активно шел процесс при­соединения к России народов Средней Азии — носите­лей ислама.

Мусульманство в России могло существовать сво­бодно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами ислама иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после октября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В 20—30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправ­ляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возро­ждения православной церкви.

После распада СССР возник целый ряд государств (Азербайджан, страны Средней Азии), где ислам сейчас занимает все более важное положение в общественной и государственной жизни.

В России носителями ислама выступают главным образом татары. В целом в нашей стране ислам — вторая по количеству приверженцев религия после правос­лавия.

Среди татар и других народов России, исповедую­щих мусульманство, было и есть множество людей, прославивших себя в качестве деятелей науки, культу­ры, искусства как в нашей стране, так и во всем мире.