Активные формы обучения

Содержание

Введение

<1 ><Групповые ><методы ><обучения>

<1.1 ><Дискуссионные ><методы>

<1.2 ><Игровые ><методы>

1.3 Тренинг-методы

<2 ><Индивидуальные ><методы >обучения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, индивидуальные - из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий. Дадим в этом эссе краткую характеристику групповым методам обучения и более подробную - индивидуальным, так как к последним мы больше не будем возвращаться.

Основная часть

<1 ><Групповые ><методы ><обучения>

<1.1 ><Дискуссионные ><методы>

<Начало ><устойчивого ><интереса ><психологов ><к ><феномену ><дискуссии ><относится ><к ><30-м ><гг. ><XX ><в. ><и ><связано ><с ><работами ><крупнейшею ><швейцарского ><психолога ><Жана ><Пиаже, ><в ><которых ><было ><показано, ><как ><благодаря ><механизму ><дискуссии ><со ><сверстниками, ><а ><также ><старшими ><и ><младшими ><детьми ><ребенок ><отходит ><от ><черт ><эгоцентрического ><мышления ><и ><учится ><становиться ><на ><точку ><зрения ><другого.>

<Требования ><научно-технического ><прогресса ><поставили ><перед ><психологией ><задачу ><изучения ><процессов ><принятия ><управленческих ><и ><творческих ><решений ><в ><группе. ><Здесь ><важную ><роль ><сыграли ><идеи ><Курта ><Левина ><о ><влиянии ><групповых ><обсуждений ><и ><ситуативных ><факторов ><на ><изменение ><социальных ><установок ><(отношений). ><Исследования ><показали, ><что ><групповая ><дискуссия ><повышает ><мотивацию ><и ><эго-вовлеченность ><участников ><в ><решение ><обсуждаемых ><проблем. ><Один ><из ><первых ><экспериментов ><состоял ><в ><попытке ><изменить ><некоторые ><шаблоны ><поведения ><домашних ><хозяек ><в ><связи ><с ><использованием ><новых ><пищевых ><продуктов. ><Одной ><группе ><испытуемых ><была ><прочитана ><убедительная ><лекция ><по ><данному ><вопросу, ><однако ><только ><3% ><женщин ><попытались ><в ><дальнейшем ><прибегнуть ><к ><советам ><эксперта. ><В ><другой ><группе ><была ><проведена ><дискуссия ><на ><тему ><преимуществ ><использования ><тех ><же ><продуктов. ><Последующий ><подсчет ><показал, ><что ><в ><этой ><группе ><32 ><% ><женщин ><стали ><применять ><ранее ><игнорируемые ><продукты.>

<Данный ><эффект ><объясняется ><следующими ><причинами. ><Еели ><слушатели ><лекции ><в ><основном ><занимают ><нейтральную ><позицию ><в ><отношении ><раскрываемой ><лектором ><темы, ><то ><участники ><дискуссии ><формируют ><более ><определенные ><мнения, ><поляризующиеся ><в ><ходе ><обсуждения. ><Затем ><суждения ><участников ><могут ><консолидироваться ><или, ><напротив, ><остаться ><конфронтальными. ><Но ><в ><обоих ><случаях ><дискуссия ><даст ><эмоциональный ><толчок ><к ><последующей ><поисковой ><активности ><участников, ><что, ><в ><свою ><очередь, ><реализуется ><в ><их ><конкретных ><действиях>

<Дальнейшее ><изучение ><механизмов ><групповой ><дискуссии ><показало ><целесообразность ><ее ><применения ><для ><активизации ><межличностных ><процессов ><в ><управленческой, ><обучающей, ><диагностической, ><психотерапевтической, ><творческой ><и >других <><их ><видах ><деятельности.>

<В ><качестве ><объекта ><дискуссионного ><обсуждения ><могли ><выступать ><не ><только ><специально ><сформулированные ><проблемы, ><но ><и ><случаи ><(казусы ><или ><кейсы) ><из ><профессиональной ><практики. ><Примером ><такого ><дискуссионного ><разбора ><может ><служить ><деятельность ><так ><называемых ><балинтовских ><групп ><по ><обмену ><терапевтическим ><опытом. ><Английские ><врачи ><Майкл ><и ><Энид ><Валинты ><в ><50-е ><гг. ><организовали ><постоянно ><действующий ><семинар ><врачей-практиков ><с ><целью ><углубления ><взаимопонимания ><и ><взаимодействия ><между ><ними ><и ><пациентами. ><Основную ><свою ><задачу ><Балинты ><видели ><в ><преодолении ><субъективного ><профессионального ><апломба ><врача, ><который ><может ><привести ><его ><к ><«апостольской» ><позиции ><непогрешимого ><диагноста ><и ><клинициста.>

<Помимо >< >< ><профессиональных, >< >< ><управленческих >< >< ><и >< >< ><научно-технических >< >< ><проблем >< >< >< >предметом <><><дискуссии ><могут ><быть ><межличностные ><отношения ><самих ><участников ><группы. ><В ><этом ><случае ><сеть ><групповых ><взаимоотношений ><выступает ><как ><реальная ><учебная ><модель, ><с ><помощью ><которой ><обучаемые ><усваивают ><особенности ><групподинамических ><процессов ><на ><личном ><опыте, ><расширяя ><свои ><возможности ><коллективистического ><самоопределения ><и ><понимания ><других.>

<Некоторые ><элементы ><игры, ><например ><соперничество ><и ><воспроизведение ><действительности, ><наличествуют ><также ><и ><в ><дискуссионных ><методах. ><И, ><напротив, ><дискуссия ><выступает ><как ><непременный ><элемент ><всех ><форм ><активного ><обучения. ><Поэтому ><следует ><еще ><раз ><подчеркнуть ><условность ><классификации ><активных ><групповых ><методов ><по ><принципу ><используемых ><ими ><социально-психологических ><феноменов.>

<Дискуссионные ><методы ><- ><вид ><групповых ><методов ><обучения, ><основанных ><на ><организационной ><коммуникации ><в ><процессе ><решения ><учебно-профессиональных ><задач.>

<Дискуссионные ><методы ><могут ><быть ><в ><виде ><диалога, ><сократовской ><беседы, ><групповой ><дискуссии ><или ><«круглого ><стола», ><«мозгового ><штурма», ><анализа ><конкретной ><ситуации ><или ><инцидента ><и ><других.>

<1.2 ><Игровые ><методы>

<Игровые ><>< ><методы><>< ><- >< ><><><вид ><><><групповых ><>< ><методов><>< ><обучения,><>< ><основанных ><><>< ><на ><><><><><><><игровом ><моделировании ><учебно-профессиональной ><деятельности.>

<В ><качестве ><исторической ><справки ><необходимо ><отметить, ><что ><деловые ><игры ><как ><форма ><учебного ><моделирования ><производственных ><ситуаций ><являются ><открытием ><американского ><менеджмента. ><Первая ><деловая ><игра ><на ><тему ><«Перестройка ><производства ><в ><связи ><с ><резким ><изменением ><производственной ><программы» ><была ><разработана ><Ленинградской ><промышленной ><академией ><им. ><С. ><М. ><Кирова ><для ><тренировки ><студентов ><вузов ><и ><руководящего ><фабрично-><заводскою ><персонала. ><Эта ><игра ><проводилась ><в ><1936 ><г. ><на ><фабрике ><«Красный ><ткач» ><в ><выходные ><дни, ><><><а ><также ><наряде ><других ><предприятий ><и ><в ><вузах ><Ленинграда.>

<Многозначность ><слова ><«игра» ><затрудняет ><обоснование ><научного ><понятия ><игры, ><одинаково ><приемлемого ><для ><философии, ><психологии, ><педагогики, ><кибернетики ><и ><искусствоведения. ><Когда ><творят ><о ><стратегических, ><управленческих, ><детских ><играх, ><игре ><актера, ><психотерапевтических><>< играх, ><наконец, ><игре ><воображения ><или ><физических ><и ><умственных ><сил, ><то, ><конечно, ><под ><игрой ><подразумевают ><совершенно ><разные ><вещи. ><Можно ><согласиться ><с ><известным ><психологом ><и >педагогом П.П.Блонским <, ><который ><утверждал, ><что ><«игры» ><как ><абстрактной ><категории ><- ><нет, ><а ><есть >отдельные игры.< >

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 200 наименований деловых игр различных типов – учебных, исследовательских, управленческих и производственных.

Под деловой управленческой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные производственные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели деловой игры.

1.3 Тренинг-методы

<Один ><из ><ведущих ><специалистов ><по ><тренингам ><в ><нашей ><стране ><Юрий ><Емельянов ><отмечает: ><«…Термин «><><><><><тренинг», ><по ><нашему ><мнению, ><в ><структуре ><русской ><психологической ><речи ><должен ><использования >< ><не ><для >< ><обозначения >< ><методов ><обучения, >< ><а ><для >< ><обозначения >< ><методов ><развития ><способности>< >< ><к ><обучению ><или ><овладению ><любым ><сложным >< ><видом ><деятельности, ><в >частности <общением». ><Следуя ><этому ><подходу, ><он ><предлагает ><четко ><разграничивать ><учебный ><и ><тренировочный ><аспекты ><в ><работе ><группы. ><Можно ><добавить, ><что ><тренинг ><- ><это ><не ><только ><метод ><развития ><способностей, ><но ><и ><метод ><развития ><разнообразных ><психических ><структур ><и ><личности ><в ><целом.>

<В ><настоящее ><время ><в ><литературе ><и ><практической ><работе ><термин ><«тренинг» ><трактуется ><гораздо ><шире, ><чем ><он ><понимался ><всего ><лишь ><несколько ><лет ><назад. ><Так, ><известный ><специалист ><в ><области ><нейролингвистического ><программирования ><и ><акмеологии ><Александр ><Ситников ><дает ><такое ><определение ><тренинга: ><«Тренинги ><(обучающие ><игры) ><являются ><синтетической ><антропотехникой, ><сочетающей ><в ><себе ><учебную ><и ><игровую ><деятельность, ><проходящей ><в ><условиях ><моделирования ><различных ><игровых ><ситуаций...». ><При ><этом ><под ><антропотехникой ><он ><понимает ><такую ><составляющую ><акмеологической ><практики, ><которая ><направлена ><на ><преобразование ><«естественно ><данных ><человеку ><способностей» ><и ><формирование ><на ><их ><основе ><культурною ><феномена ><профессионального ><мастерства. ><Он ><выделяет ><три ><основные ><антропотехники: ><научение, ><учение ><и ><игру.>

<Акмеология ><- ><новая ><отрасль ><психологической ><науки, ><изучающая ><профессиональную ><деятельность ><с ><точки ><зрения ><проблемы ><повышения ><ее ><продуктивности, ><выявления ><закономерности ><и ><факторов ><совершенствования ><и ><достижения ><вершин ><профессионального ><мастерства.>

<Расширение ><границ ><использования ><понятия ><«тренинг» ><связано, ><прежде ><всего, ><с ><увеличением ><диапазона ><целей, ><значительно ><более ><широкого ><по ><сравнению ><с ><ранее ><определявшимися ><целями ><(развитие ><компетентности ><в ><общении). ><Так ><целями ><специально ><организованных ><тренингов ><становятся ><личностный ><рост, ><обучение ><новым ><психологическим ><технологиям ><или ><отработка ><новых ><поведенческих ><паттернов. ><А. ><Ситников, ><например, ><понимает ><программно-целевую ><направленность ><разработанного ><им ><акмеологического ><тренинга ><«как ><ориентированность ><тренинга ><как ><системы ><обучения ><и ><подготовки ><профессиональных ><кадров ><на ><воссоздание ><целостного ><феномена ><профессионального ><мастерства, ><характерного ><для ><конкретного ><вида ><профессиональной ><деятельности».>

<Представляется, ><что ><в ><нынешней ><ситуации ><термином ><«тренинг» ><охватывается ><настолько ><широкая ><область ><практической ><психологии, ><пересекающаяся ><с ><групповой ><психотерапией, ><психокоррекцией ><и ><обучением, ><что ><было ><бы ><неправомерным ><сужать ><диапазон ><применения ><этого ><термина, ><отказывая ><целому ><ряду ><психологических ><методов ><в ><праве ><называться ><тренинговыми.>

<Специфическими ><чертами ><тренингов, ><совокупность ><которых ><позволяет ><выделять ><их ><среди ><других ><методов ><практической ><психологии, ><являются:>

    <соблюдение ><ряда ><принципов ><групповой ><работы;>

    <нацеленность ><на ><психологическую ><помощь ><участникам ><группы ><в ><саморазвитии, ><при ><этом ><такал ><помощь ><исходит ><не ><только ><(а ><порой ><и ><не ><столько) ><от ><ведущего, ><сколько ><от ><самих ><участников;>

    <наличие ><более ><или ><менее ><постоянной ><группы ><(обычно ><от ><7 ><до ><15 ><человек), ><периодически ><собирающейся ><на ><встречи ><или ><работающей ><непрерывно ><в ><течение ><двух ><- ><пяти ><дней ><(так ><называемые ><группы-марафоны);>

    <определенная ><пространственная ><организация ><(чаще ><всего ><— ><работа ><в ><удобном ><изолированном ><помещении, ><участники ><большую ><часть ><времени ><сидят ><в ><кругу);>

    <акцент ><на ><взаимоотношениях ><между ><участниками ><группы, ><которые ><развиваются ><и ><анализируются ><в ><ситуации ><«здесь ><и ><теперь»,>

    <применение ><активных ><методов ><групповой ><работы;>

    <><объективация ><субъективных ><чувств ><и ><эмоций ><участников ><группы ><относительно ><друг ><друга ><и ><происходящею ><в ><группе, ><вербализованная ><рефлексия;>

    <><атмосфера ><раскованности ><и ><свободы ><общения ><между ><участниками, ><климат ><психологической ><безопасности>

<2 ><Индивидуальные ><методы ><обучения>

<Выполнение ><практических ><заданий>

<Индивидуальные ><практикумы. ><Под ><ними ><понимается ><самостоятельная ><аудиторная ><и ><внеаудиторная ><работа ><слушателей ><по ><заданию ><преподавателя. ><Основное ><назначение ><этого ><метода ><- ><развитие ><способностей ><и ><выработка ><стиля ><учебной ><деятельности ><у ><обучаемых. ><Наиболее ><активно ><в ><учебном ><процессе ><применяются ><индивидуальные ><практикумы ><в ><двух ><видах: ><упражнения ><(или ><тренировка) ><и ><задания. ><Наиболее ><часто ><в ><учебном ><процессе ><применяются ><индивидуальные ><задания ><двух ><видов:>

<1. ><Аудиторные ><индивидуальные ><задания:>

    <алгоритмизированные, ><когда ><обучаемые ><получают ><описание ><ситуации ><и ><перечень ><готовых ><альтернативных ><решений ><и ><выбирают ><тот ><вариант, ><осуществление ><которого ><обеспечит>< оптимальное ><решение ><данной ><проблемы;>

    <творческие, ><позволяющие ><обучаемым ><использован, ><их ><знания ><и ><умения ><в ><новой ><ситуации, ><при ><поиске ><оригинального ><решения ><знакомой ><задачи;>

    <поисковые, ><дающие ><обучаемым ><возможность ><на ><основе ><анализа ><из ><нескольких ><вариантов ><выбрать ><один ><и ><обосновать ><этот ><выбор.>

<2. ><Внеаудиторные ><индивидуальные ><задания:>

<Применяются ><в ><форме ><участия ><в ><научно-исследовательских ><работах, ><подготовки ><обучаемыми ><научных ><докладов, ><рефератов, ><лабораторных, ><курсовых, ><дипломных ><работ, ><и ><т.п. ><Данный ><метод ><наиболее ><эффективен, ><когда ><обучаемые ><психологически ><подготовлены ><к ><исследовательской ><работе; ><они ><ясно ><представляют ><цели, ><задачи ><и ><пути ><решения ><данной ><проблемы; ><проблема ><имеет ><социальную ><ценность ><и ><практическую ><значимость.>

<Внеаудиторные ><индивидуальные ><задания ><могут ><быть ><в ><следующих ><формах:>

    <конкретные ><исследования ><по ><заданию ><преподавателя;>

    <исследования ><по ><программе ><учебной ><практики ><или ><стажировки.>

    <исследования ><и ><написание ><научных ><работ ><по ><целевому ><заказу>

<Их ><основное >< >< >< ><назначение ><- ><привитие ><обучаемым ><потребности ><в ><исследовательской ><работе творческого стиля учебной деятельности, умения учиться.>

Заключение

Технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.

Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Список использованных источников

1 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; - М: Смысл, - 2007. – 528с. - ISBN 978-5-7695-3062-3

2 Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.пособие. / Т.А. Павлова, Н.В. Мтяш. – М.: Академия, 2007- ISBN 978-5-49807-198-5

3 Крысько В.Г. Социальная психология [Текст] : учебник для вузов / В.Г. Крысько – Спб.: Питер, 2007- ISBN 978-5-17-05501-9

4 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; – М: Изд-во «Директ-Медиа», - 2008. – 916с. – ISBN 978-5-9989-1560-4

5 Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А.Г. Маклаков - СПб.: 2000.- ISBN 5-7567-0234-2

6 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 1998. – 505с. – ISBN 5-222-00239-Х

7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», - 2007 – ISBN 5-314-00016-8

8 Никандров, В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. – М.: Изд. «Проспект», - 2008. – 912с. - ISBN 978-5-482-01554-4

9 Губина В.Д. Философия [Текст] учеб.пособие/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, - 2005 – 256с. - ISBN 5-8297-0143-Х

2