Здоровье, физическая и психическая подготовленность воспитанников военно-спортивного казачьего клуба

Здоровье, физическая и психическая подготовленность воспитанников военно-спортивного казачьего клуба

Кандидат педагогических наук, профессор Б.Р. Голощапов

Аспирант В.В. Козлов

Московский государственный областной университет, Москва

В современной России идет процесс возрождения казачества. Однако содержание физического воспитания, основанного на принципах российского казачества, освещено крайне недостаточно и противоречиво.

В дополнение к возрождающимся старым казачьим войскам в местах их исторического компактного проживания (на Дону, Кубани, Урале, в Сибири) идет формирование нового Центрального казачьего войска (ЦКВ), охватывающего территории 18 областей, составляющих центр России. До 1994 г. в этом регионе не было казачьего войска, а в настоящее время формирование ЦКВ осуществляется в основном людьми, не являющимися потомками казаков, но разделяющими их ценности и ориентацию на воспитание чувства патриотизма, здоровый образ жизни и усиленную физическую подготовку подрастающего поколения.

В частности, часть школьников вступила в различные детские и юношеские казачьи организации ЦКВ (казачий кадетский центр на ул. Маршала Чуйкова в Москве, Чкаловский детский казачий кадетский центр им цесаревича Алексея в Подмосковье, детская спортивная организация "Хутор Казачий Спас" Воронежского отдельного казачьего общества, Брянский городской военно-спортивный казачий клуб и др.), где наряду с воспитанием положительных личностных качеств получает и дополнительное к урокам физической культуры физическое воспитание. Деятельность ЦКВ полностью согласуется с решением проблемы недостатка двигательной активности у школьников путем включения в вариативную часть программы физических упражнений с учетом национальных и региональных особенностей, возрождения утраченных культурных ценностей и традиций [4, 7, 8].

Предметом данного исследования являлся процесс военно-физического воспитания школьников в брянском городском Военно-спортивном казачьем клубе (ВСКК).

Деятельность клуба организована на основе Устава, принятого общим собранием этой молодежной общественной организации, где, в частности, говорится, что "...организация действует на территории г. Брянска в соответствии с Конституцией РФ на основании Федерального закона "Об общественных объединениях", иных законодательных актах РФ и Брянской области, а также в соответствии с настоящим Уставом и программными документами". Основные цели клуба: военно-патриотическое и спортивно-оздоровительное воспитание детей, подростков и молодежи, подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ; организация досуга молодежи; нравственное, интеллектуальное и физическое развитие молодых граждан; проведение культурно-просветительской работы среди широких слоев населения. В клубе решаются следующие конкретные задачи: обучение воспитанников основам военного дела, проведение мероприятий по идейно-патриотическому воспитанию, организация учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, проведение мероприятий по популяризации идей казачества и привлечению новых членов, взаимодействие клуба с органами государственной власти и местного самоуправления, с общественными объединениями в других регионах России.

Таким образом, из Устава следует, что деятельность ВСКК направлена на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач школьников.

Цель исследования - определить уровень физического здоровья, физических и психических качеств юношей, посещающих военно-спортивный казачий клуб, и их сверстников - старшеклассников общеобразовательной школы.

Определение уровня развития основных двигательных, психических качеств и физического здоровья проводилось в ВСКК (экспериментальная группа - ЭГ) и школе №1 г. Брянска - контрольная группа (КГ). В каждой группе было по 16 человек.

Все юноши были одинакового возраста - ученики 10-11-х классов. Члены ВСКК имели двухлетний стаж занятий в нем и уделяли физической подготовке приблизительно 2 ч в неделю. Средствами физической подготовки в ВСКК были: строевая подготовка (8 ч); рукопашный бой (34 ч); бег по пересеченной местности (10 ч); передвижение на лыжах (12 ч); участие в военно-спортивных соревнованиях (в 2002 г. члены клуба участвовали в XI областном финале отрядов движения юных патриотов и во Всероссийском слете юных патриотов "Равнение на Победу", посвященном 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга и 200-летию со дня рождения адмирала П.С. Нахимова). Занятия проводились и во время летних каникул.

Строевая подготовка включала строевые упражнения с оружием и без оружия, передвижения группой и индивидуально. На занятиях рукопашным боем отрабатывалась техника блоков и ударов руками, техника ударов ногами "Прямая цепь" казачьего приклада [3]. Бег по пересеченной местности представлял собой преодоление дистанции до 3000 м непрерывным методом. На лыжах преодолевались дистанции до 12 км.

Методика. Уровень физического здоровья оценивался с помощью экспресс-оценки Г.Л. Апанасенко [1, 2], основанной на комплексе клинико-физиологических показателей ("батарее тестов"), имеющих удовлетворительные корреляционные связи с максимальной аэробной производительностью индивида. Такая оценка способна дать объективную информацию о степени совершенства процессов развития и об уровне физического здоровья индивида. Используются следующие показатели: жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона, весо-ростовой индекс, индекс Руфье.

Физическая подготовленность определялась с использованием следующих показателей: бег на 100 м; челночный бег 10x10 м; метание гранаты (700 г); прыжки через скакалку в течение 30 с; прыжок в длину с места; ручная (кистевая) динамометрия; подтягивание на высокой перекладине из виса; бег на 2000 м [5, 6].

Личностными психическими характеристиками являлись: стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало (т.н. "мотивация достижения" [9], которая является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь); сила, здоровье, утомление (так называемое "самочувствие"); подвижность, скорость и темп протекания психических функций (т.н. "активность"); эмоциональное состояние (т.н. "настроение"). "Самочувствие", "активность" и "настроение" оценивались с помощью опросника САН [9].

Групповыми психическими характеристиками были: психологическая атмосфера в группе, оцениваемая с помощью методики [9], в которой приводятся десять противоположных по смыслу слов (дружелюбие -враждебность; занимательность-скука и т. п.); эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе, оцениваемые с помощью методики О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто [9]. В этой методике в качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При формулировании вопросов, направленных на определение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание находиться в данном коллективе", "желание -нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнитивного компонента - переменная "знание-незнание особенностей членов данного коллектива".

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования представлены в таблице.

Юноши ЭГ имеют "среднюю" оценку уровня физического здоровья, а КГ - "ниже средней" [1, 2]. У старшеклассников - членов ВСКК наблюдается более высокий уровень физического здоровья. В масштабе всей шкалы уровня здоровья (от -9 до +18 баллов) различие составило 13% (р < 0,05).

Уровень здоровья, физических и психических качеств старшеклассников и членов брянского Военно-спортивного казачьего клуба

Показатели

ЭГ, M±m

КГ, M±m

t

p

Уровень физического здоровья, баллы

8,31±0,98

4,88±1,03

2,42

<0,05

Бег 100 м, с

13,64+0,14

14,28±0,20

2,66

<0,05

Челночный бег 10 х 10 м, с

25,44+0,14

26,57±0,28

3,59

<0,01

Метание гранаты, м

32,13±1,54

28,94±1,35

1,56

>0,05

Прыжки через скакалку за 30 с, колич раз

83,00±2,33

79,38±2,23

1,13

>0.05

Прыжок в длину с места, см

236±5,6

218±8,0

1,88

>0.05

Кистевая динамометрия, кГ

43,25±2,98

44,44±2,57

0,30

>0,05

Подтягивание, колич. раз

11,31±1,35

10,38±1,16

0,53

>0,05

Бег 2000 м, с

447±6

502±14

3,60

<0,01

Мотивация достижения, баллы

11,25±0,56

11,00±0,46

0,34

>0,05

Самочувствие, баллы

6,088±0,104

5,263±0,292

2,66

<0,05

Активность, баллы

5,150±0,184

5,250±0,183

0,38

>0,05

Настроение, баллы

5,919±0,184

5,313±0,370

1,47

>0,05

Атмосфера в группе, баллы

78,75±1,96

68,63±3,29

2,65

<0,05

Эмоциональный компонент отношений в группе, баллы

0,813±0,098

0,625±0,121

1,21

>0.05

Поведенческий компонент отношений в группе, баллы

0,750±0,108

0,625±0,174

0.61

>0,05

Когнитивный компонент отношений в группе, баллы

0,438±0,176

0,500±0,153

0,27

>0,05

В трех показателях физической подготовленности: беге на 100 и 2000 м, челночном беге 10x10 м - отмечено преимущество юношей ЭГ (р < 0,05-0,01). В остальных пяти тестах статистически достоверных различий между ЭГ и КГ не выявлено (р >0,05).

Показатели "мотивации достижения" в ЭГ и КГ соответствуют границе между низким и средним уровнями [9]. Заметим, что вся шкала состоит из трех уровней: низкого, среднего и высокого. Различие показателей оказалось статистически недостоверным (р > 0,05).

Уровень "самочувствия" в ЭГ более высок, чем в КГ (р < 0,01) при оценке 6,088 и 5,263 балла соответственно. Различие составило 14-16%. В частности, показатель ЭГ оказался выше, а показатель КГ - несколько ниже, чем в случае выборки из студентов г. Москвы, где показатель "самочувствие" составил 5,4 балла [9].

По "активности" и "настроению" различия в показателях ЭГ и КГ оказались статистически недостоверными (р > 0,05) при уровнях 5,150 - 5,919 и5,250 - 5,313 балла соответственно. Однако в обеих группах они оказались выше, чем в случае с выборкой из студентов г. Москвы, где показатели "активности" и "настроения" составили 5,0 - 5,1 балла соответственно [9].

По "атмосфере в группе" у юношей, посещающих ВСКК, наблюдались более высокие баллы, чем у юношей КГ. Различие составило 13-15% (р < 0,05).

Таким образом, в регионах России, где воспитание подрастающего поколения на принципах российского казачества пользуется у населения популярностью и успешно развивается, появилась возможность наполнить содержание школьной физической культуры новыми инновационными формами и средствами дополнительной двигательной активности и воспитания положительных личностных качеств школьников. Одной из эффективных форм внешкольного комплексного подхода к воспитанию юношей является деятельность ВСКК.

В исследовании, проведенном на базе брянского Военно-спортивного казачьего клуба, выявлено, что занятия в нем строевой подготовкой, рукопашным боем, кроссами и передвижением на лыжах, участие в военно-спортивных соревнованиях, изучение истории и традиций российского казачества, его песен и плясок приводят к улучшению состояния физического здоровья, физической и психической подготовленности. В целом все это позволяет более успешно решать задачу всестороннего воспитания школьников.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: МГП "Петрополис", 1992. - 123 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов - н/Д: Феникс, 2000.

3. Аргунов А. Техника русского кулачного боя //"Россия молодая", 1992, №2, с. 56-57.

4. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 1, с. 22-26.

5. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер X., Тропи Ф. Тесты в спортивной практике / Под общ. ред. В.П. Филина. - М..ФиС, 1968.

6. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей // Теория и практика физ. культуры. 1973, № 8, с. 32-35.

7. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2002, с. 196-215.

8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Сост. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. М., 1990

9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2000.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/