Ресурсы коммерческого банка (работа 1)

Ресурсы коммерческого банка

Введение

При написании контрольной работы была выбрана тема «Ресурсы коммерческого банка».

Коммерческие банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны иметь в своем распоряжении определенную сумму денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные средства, а с другой, размещают их, удовлетворяя потребности предприятий, организаций, населения, нуждающихся в денежных ресурсах. Состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывает существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом.

Ресурсы коммерческих банков представляют собой их собственные капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных и активно-пассивных операций (в части превышения пассива над активом) и используемые для активных операций банка.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные. Именно на эти два вида чаще всего подразделяют ресурсы банка.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема контрольной работы весьма актуальна.

Целью данной контрольной работы является изучение ресурсов коммерческого банка.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить состав и источники банковских ресурсов;

рассмотреть собственные средства банка;

рассмотреть привлеченные ресурсы банка.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, 3 разделов и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания контрольной работы. Завершает контрольную работу список использованных источников.

Для написания контрольной работы были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

Для полного раскрытия темы контрольной работы использовались учебные пособия по авторов, изучающих данную тему (Жуков Е.Ф., Кравцова Г.И., Лаврушин О.И.).

Необходимо отметить, что тема контрольной работы раскрыта в литературе в достаточном объеме.

1. Состав и источники банковских ресурсов

Коммерческие банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны иметь в своем распоряжении определенную сумму денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные средства, а с другой, размещают их, удовлетворяя потребности предприятий, организаций, населения, нуждающихся в денежных ресурсах.

Ресурсы коммерческих банков представляют собой их собственные капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных и активно-пассивных операций (в части превышения пассива над активом) и используемые для активных операций банка.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные. Именно на эти два вида чаще всего подразделяют ресурсы банка [7, c.41].

Собственными источниками банковских ресурсов являются акционерный капитал, образованный при создании банка, и заработанная банком прибыль, которая может находиться в различных формах: в виде созданных за ее счет фондов банков, в виде нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года и т.п.

Привлеченные ресурсы могут формироваться банками на депозитной и недепозитной основах. К депозитам относятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы недепозитного характера представляют собой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.

Ресурсная база в деятельности коммерческих банков предопределяет масштабы и направления активных операций и, следовательно, объем и структуру банковских доходов. Состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывает существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом [11, c.83].

В зависимости от условий привлечения ресурсов депозитного характера и возможности их изъятия собственником депозиты подразделяются на срочные и до востребования.

Ресурсы недепозитного характера образуются у банков в результате выпуска и продажи ими собственных долговых бумаг (векселей, облигаций, банковских сертификатов) или при покупке ресурсов на межбанковском рынке. В последнем случае существуют различные каналы привлечения: от коммерческих банков или от центрального банка. В зависимости от условий предоставления ресурсов Национальным банком они могут быть целевыми и использоваться коммерческими банками для кредитования конкретных проектов и клиентов или нецелевыми, которыми банки имеют право распоряжаться по собственному усмотрению.

Источники средств банка являются основным признаком классификации его ресурсов, однако банковские ресурсы можно классифицировать и по иным признакам, например, по стоимости ресурсов, по влиянию того или иного вида ресурсов на ликвидность и доходность банка.

Принимая во внимание стоимость ресурсов, условно можно выделить три их группы: бесплатные, дешевые и дорогие.

К первой группе ресурсов относится в основном часть собственных средств банка, источником которых является прибыль. Бесплатными могут быть также ресурсы, представляющие собой остатки по счетам клиентов, по которым не предусмотрено начисление процентов. Дешевыми ресурсами, как правило, являются депозиты до востребования. К дорогим можно причислить срочные депозиты и ресурсы, купленные на межбанковском рынке [2, c.124].

Стоимость ресурсов банка оказывает непосредственное влияние на его доходность, а ликвидность банка во многом зависит от того, на каких условиях привлечены средства клиентов (срочные, до востребования) и какова вероятность их одновременного изъятия.

Привлеченные ресурсы можно классифицировать по типам клиентуры: банки, юридические лица, физические лица.

Классификационным признаком ресурсов банка может быть и вид валюты, в которой они сформированы: национальная, иностранная (в том числе свободно конвертируемая и с ограниченной конвертацией).

Таким образом, при осуществлении коммерческим банком операций у него образуются собственные и привлеченные ресурсы. В зависимости от различных условий и признаков ресурсы коммерческих банков подразделяют на различные виды.

2. Собственные средства банка

Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение. Различаются также порядок и источники их формирования.

Отправной точкой в организации банковского дела является формирование коммерческими банками уставного фонда (капитала). Его создание в размерах, определенных законодательством, является обязательным условием регистрации банка как юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы банка, его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников — юридических и физических лиц. Средства, внесенные в уставный фонд, представляют собой стартовый капитал для начала осуществления хозяйственной и коммерческой деятельности вновь созданного банка и на протяжении всего периода функционирования кредитного учреждения являются экономической основой его существования.

В обязательном порядке коммерческие банки должны формировать резервный фонд, который предназначается для возмещения убытков от активных операций банка, выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности полученной прибыли и для других аналогичных целей. Резервный фонд формируется за счет отчислений от чистой прибыли банка. Размеры этого фонда находятся в непосредственной зависимости от размеров уставного фонда банка [8, c.54].

Кроме обязательного формирования резервного фонда, коммерческими банками могут создаваться и другие фонды, источниками формирования которых служит банковская прибыль. Количество этих фондов, их названия, целевое назначение, размеры, порядок формирования и использования должны быть оговорены в учредительных документах банка или в специальных внутрибанковских положениях о фондах, утвержденных соответствующими органами управления банка. Чаще всего формируются фонд развития банка, фонды, аккумулирующие средства для выплаты дивидендов акционерам и индексации номинала акций, фонд текущих расходов банка. Могут создаваться также различные целевые фонды, например, для переподготовки и повышения квалификации персонала и т.д.

В особую группу следует выделить фонды банка, образование которых связано с различными внешнеэкономическими факторами. Их можно объединить под общим названием фонды переоценки. В связи с инфляцией происходит отставание балансовой стоимости основных средств банка от рыночной. При периодическом проведении переоценки их стоимости у банка образуется фонд переоценки основных средств. При изменении курса иностранных валют по отношению к национальной валюте у банков возникают так называемые нереализованные курсовые разницы. К собственным средствам банка относятся нереализованные курсовые разницы от переоценки иностранной валюты в уставном и других фондах банка.

Отдельную группу в фондах банка представляют средства, аккумулирующиеся в результате начисления износа основных средств.

В состав собственных средств банка может входить и ряд других элементов [11, c.93]:

созданные за счет прибыли банка резервы на риски и платежи;

эмиссионные разницы, образующиеся в результате реализации первично размещаемых акций по цене, превышающей их номинальную стоимость;

нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

Можно отметить, что отличительная особенность структуры банковских пассивов заключается в относительно небольшой доле собственных средств банка (около 10 %) по сравнению с долей привлеченных средств. Это связано с рядом причин. Во-первых, банки по роду своей деятельности занимаются перераспределением временно свободных средств клиентов, т.е. работают в основном с "чужими" средствами. Во-вторых, банковские активы намного ликвиднее, чем активы нефинансовых компаний, так как находятся в основном в денежной форме, а не "заморожены" в виде основных средств и производственных запасов. Это позволяет быстрее мобилизовать банку денежные средства для выполнения своих обязательств перед кредиторами и снижает потребность в собственном капитале.

Собственные средства у различных коммерческих банков могут составлять и гораздо большую долю в общем объеме ресурсов. Она зависит в основном от продолжительности деятельности банка и проводимой банком ресурсной политики. У вновь созданного банка все пассивы сформированы за счет собственных средств и представлены средствами, внесенными в уставный фонд. В некоторых случаях банками проводится целенаправленная политика по "удешевлению" ресурсной базы за счет сокращения привлечения средств клиентов и наращивания собственных средств.

В заключение следует повторить, что собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Структура собственных средств зависит в основном от продолжительности деятельности банка и проводимой банком ресурсной политики.

3. Привлеченные ресурсы банка

Коммерческие банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны иметь в своем распоряжении определенную сумму денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные средства, а с другой, размещают их, удовлетворяя потребности предприятий, организаций, населения, нуждающихся в денежных ресурсах. Состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывает существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом.

Принимая во внимание стоимость привлеченных ресурсов, условно можно выделить три их группы: бесплатные, дешевые и дорогие [2, c.124].

Стоимость ресурсов банка оказывает непосредственное влияние на его доходность, а ликвидность банка во многом зависит от того, на каких условиях привлечены средства клиентов (срочные, до востребования) и какова вероятность их одновременного изъятия.

Разновидностью привлеченных ресурсов банков являются средства населения, размещенные во вклады. Кроме этого, в состав привлеченных средств в настоящее время стали входить средства индивидуальных предпринимателей.

С переходом на рыночные отношения у коммерческих банков появились не только новые каналы привлечения средств, но и принципиально иные, нетрадиционные для прежней банковской системы, способы аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Среди привлеченных ресурсов появились такие новые виды, как средства, полученные от Национального банка Республики Беларусь, и средства, привлеченные от других коммерческих банков. Широко практикуется привлечение средств на депозитной основе, причем особое значение приобрело для коммерческих банков привлечение ресурсов на фиксированные сроки. С развитием корреспондентских отношений между банками появилась такая разновидность привлеченных ресурсов, как остатки средств на корреспондентских счетах. Принципиально новым способом аккумуляции средств стало их привлечение на основе выпуска банками собственных ценных бумаг долгового характера: облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов.

По устоявшейся в мировой банковской практике традиции в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозиты и недепозитные средства. Под депозитом в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банковское учреждение [12, c.118].

Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Они представляют собой денежные средства, внесенные в банк его клиентами — юридическими и физическими лицами. Существует достаточно много разновидностей банковских счетов, средства на которых классифицируют как депозиты. Эти счета могут различаться по целям их открытия, режимам функционирования и другим признакам. Разнообразие условий и способов привлечения средств в депозиты связано со стремлением банков в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке банковских ресурсов обеспечить режим максимального благоприятствования различным категориям клиентов и одновременно получить для себя стабильный приток ресурсов.

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп депозиты до востребования, срочные депозиты и сберегательные вклады [4, c.245].

Основной характеристикой всех депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления; получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств; осуществлять их депонирование и даже полное изъятие. Для клиентов эти счета являются достаточно удобными в связи с их высокой ликвидностью, а к недостаткам можно отнести то, что, как правило, по таким счетам банки начисляют невысокие депозитные проценты либо вообще не производят их начисление. Для банка основное неудобство этих депозитов связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам.

Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты и сберегательные вклады. Под срочными депозитами понимаются денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов и вкладов депозитными и сберегательными сертификатами.

Сберегательные счета клиентов характеризуются в основном отсутствием фиксированного срока хранения денежных средств и условия их ведения не требуют предупреждения об изъятии средств. Существует достаточно много разновидностей сберегательных и вкладных счетов. Их значение для коммерческих банков состоит в том, что с их помощью происходит мобилизация временно свободных средств населения [11, c.101].

Недепозитными средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке или путем получения займов от других кредитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассоциируются с конкретными клиентами банка. Они приобретаются на рынке зачастую на аукционной основе, предполагающей конкуренцию.

Существует несколько причин привлечения подобных ресурсов. Одной из них может быть необходимость увеличения остатка средств на корреспондентском счете в Национальном банке для оперативного регулирования показателей ликвидности. Покупка ресурсов на межбанковском рынке может быть связана также с возможностью их эффективного использования на конкретные целевые программы, а иногда таким образом мобилизуется недостающая часть ресурсов для удовлетворения потребностей наиболее значимых клиентов банка. Ресурсы, приобретаемые на межбанковском рынке, характеризуются, как правило, высокой оперативностью их приобретения и достаточно высокой стоимостью.

К привлечению недепозитных ресурсов обычно прибегают крупные банки, занимающие достаточно прочное положение в банковской системе и имеющие репутацию финансово устойчивых учреждений.

Таким образом, доля привлеченных средств в общей сумме банковских ресурсов составляет более 70 %. Привлеченные ресурсы можно классифицировать по типам клиентуры: банки, юридические лица, физические лица; классификационным признаком ресурсов банка может быть и вид валюты, в которой они сформированы: национальная, иностранная. Банками привлекаются средства не только государственных учреждений, но также и субъектов хозяйствования различных форм собственности и физических лиц.

Заключение

Ресурсы коммерческих банков представляют собой их собственные капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных и активно-пассивных операций (в части превышения пассива над активом) и используемые для активных операций банка.

При осуществлении коммерческим банком операций у него образуются собственные и привлеченные ресурсы. В зависимости от различных условий и признаков ресурсы коммерческих банков подразделяют на различные виды. Привлеченные ресурсы можно классифицировать по типам клиентуры: банки, юридические лица, физические лица; по виду валюты, в которой они сформированы: национальная, иностранная и т.д.

Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Структура собственных средств зависит в основном от продолжительности деятельности банка и проводимой банком ресурсной политики.

Доля привлеченных средств в общей сумме банковских ресурсов составляет более 70 %. Банками привлекаются средства не только государственных учреждений, но также и субъектов хозяйствования различных форм собственности и физических лиц. Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков.

Список литературы

Антонов Н.Г., Пессель М.Л. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 1995. –348с.

Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997. - 351с.

Деньги, кредит, банки: Справ. пособие / Г.И. Кравцова, Б.С. Войтешенко, Е.И. Кравцов и др.: Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркаванне, 1994. – 270с.

Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 1998. –287с.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622с.

Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.

Каттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М.: СП "Космополис", 1991. – 269с.

Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 504с.

Саркисянц А. О роли банков в экономике. // Вопросы экономики. – 2003. - № 3. – С.91-102.

Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. -М.: Антидор, 1998. –378с.

Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1993. – 411с.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа