Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре

Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре

Введение

Одной из актуальных проблем педагогической науки на современном этапе является разработка путей совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах [3, 6, 9, 13, 15, 18].

Специфика физкультурных вузов заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть процесс обучения идет посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала [1, 7, 14].

В процессе подготовки и обучения педагогов по физической культуре складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки преподавате ля физической культуры необходимо искать в вузовской системе [6, 9, 11, 15].

Специалист по физической культуре немыслим без отличной практической подготовки. Каждый преподаватель, особенно молодой, должен технически безукоризненно показать предусмотренные программой физические упражнения и выполнить без затруднений любые контрольные нормативы из школьной или вузовской учебной программы. Посредством профессиональной подготовки педагог завоевывает уважение и авторитет в ученической среде, в результате чего эффективность педагогического воздействия такого преподавателя-мастера повышается на целый порядок [7, 14, 16].

Следовательно, необходимо совершенствовать процесс развития двигательных качеств специалиста как профессионально значимых, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального мастерства становится невозможным даже теоретически. Основными задачами двигательной подготовки в настоящее время должны быть: обобщение и углубление теоретических знаний в этой области, а также формирование специальных умений и навыков.

Курс "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствова ние" (ПФСС) занимает одно из центральных мест в системе профессио нальной подготовки студентов - будущих преподавателей физической культуры и спорта. Основная задача спортивной подготовки на курсе ПФСС состоит в увеличении запаса двигательного опыта, развитии двигательных качеств, повышении уровня спортивного мастерства, которое непосредственно влияет на формирование профессионализма.

Однако объем часов, предусмотренных учебным планом на курсы ПФСС, как и на практические занятия в целом, не позволяет, на наш взгляд,, в необходимом объеме приобрести весь перечень профессио нально важных знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что ныне существующая вузовская практика не дает должного эффекта в качественной подготовке будущих преподавателей физической культуры и спорта даже в рамках школьной программы. Следовательно, поиск новых подходов к решению проблемы профессионального двигательного совершенствования специалиста становится актуальной педагогической проблемой, так как двигательные способности являются едва ли не основным компонентом в структуре профессиональной подготовленности педагога по физической культуре.

Система подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта, как нам представляется, имеет определенный ресурс в модернизации педагогического процесса посредством совершенствования технологии двигательно-технической подготовки будущего педагога на основе разработки и внедрения новых, комплексных, подходов к развитию профессиональных двигательных качеств.

Все вышесказанное свидетельствует, что совершенствование и оптимизация процесса развития двигательных способностей специалиста по физической культуре следует рассматривать как основу формирования профессионально значимых навыков, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального мастерства невозможно даже теоретически [4, 8, 17].

Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в ракурсе повышения двигательно-технических качеств и общего уровня профессионального мастерства является включение в процесс обучения комплекса педагогических, психологических и физиологических методов [2, 5, 12]:

Концепция нашей работы основана на следующих положениях:

· использование комплекса средств и методов для повышения эффективности формирования общепедагогических качеств и способностей как базиса для формирования специфических умений и навыков;

· реализация единства и взаимосвязи в развитии двигательно-технических качеств и профессиональной культуры педагога;

· учет специфики профессиональной двигательной деятельности как необходимого компонента педагогического мастерства преподавателя физической культуры и спорта;

· использование комплекса педагогических, психологических и физиологических методов контроля для регулярной текущей оценки эффективности формирования двигательно-технических качеств и профессиональной культуры педагогов по физической культуре.

Гипотеза настоящего исследования основана на предположении о том, что качество профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, двигательно-технические качества и общий уровень профессионального мастерства могут быть качественно улучшены за счет комплексного подхода, основанного на инновационных педагогических, психологических и физиологических средствах воздействия, учитывающих принципы единства и взаимосвязи в развитии двигательно-технических качеств и особенностей профессиональной деятельности педагога.

Основная цель настоящего исследования - разработка комплексных технологий формирования профессиональных качеств в процессе подготовки педагогов по физической культуре с использованием эффективных нетрадиционных педагогических, психологических и физиологических методов воздействия.

Методы и организация исследования.

Методы, используемые в работе:

Педагогические : анализ и обобщение данных литературы, анализ планов и дневников студентов, беседы и интервью, анкетирование студентов и педагогов по физической культуре, педагогические наблюдения, контрольные упражнения, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.

Психологические : тест Спилберга-Ханина, проективный 8-цветовой тест Люшера.

Физиологические: пульсометрия и измерение артериального давления, динамометрия, степ-тест, электрокардиография, вариационная пульсометрия, электромиография конечностей, реовазография конечностей.

Методы математической статистики [10].

Результаты и обсуждение. В исследовании участвовали две группы студентов 18 - 22 лет Института физической культуры (по 30 мужчин в каждой группе, спортивная специализация - гимнастика). Контрольная группа (группа Б) занималась с использованием традиционных педагогических методов; обучение экспериментальной группы (группа А) осуществлялось с использованием дополнительно комплекса нетрадиционных психологических и физиологических методик.

На основании приведенных результатов можно проследить зависимость между методикой развития силы и ее результатом. Так, в группе А прирост статической и динамической сил гораздо значительнее, нежели в группе Б. Кроме того, как показал дальнейший статистический анализ результатов, в группе А этот прирост статистически достоверен даже на двенадцатой неделе эксперимента, в то время как в группе Б достоверного прироста силовых качеств на протяжении всей 1-й части эксперимента не обнаружено.

Таким образом, по результатам тестов, изучающих прирост статической и динамической силы, группы достоверно отличаются по исследуемому признаку, причем достигнутый прирост силы во всех случаях оказался выше в группе А [10].

Кроме того, после применения комплекса нетрадиционных методов достигнутый уровень подвергаемых тренировочному воздействию силовых качеств сохраняется довольно длительное время, а кривая, характеризующая динамику проявления силовых качеств, хотя и имеет тенденцию к снижению, отличается плавностью и поступательностью. Это говорит о незначительных темпах снижения уровня максимальной силы, развитой с помощью экспериментальной методики.

Таблица 1. Сравнение уровня силовой подготовленности студентов на восьмой неделе эксперимента (после окончания непосредственных тренировочных воздействий)

Группы

Режим работы

Разница, кг

_ _

X2 - X1

Достоверность, Р

А и Б*

Статический

7

<0,05

А и Б

Динамический

5,5

<0,05

* А - экспериментальная группа, Б - контрольная группа.

Таблица 2. Эффективность соревновательной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп

Группы

I соревнование, М1±m

II соревнование, М2±m

Достоверность, Р

А

50,0±0,4

52,7±0,5

<0,05

Б

50,3±0,б

50,8±0,б

>0,05

Обозначения - как и в табл. 1.

Впрочем, ярко выраженного уменьшения уровня силовых качеств не наблюдалось и в контрольной группе. Однако в отличие от экспериментальной группы объясняется это тем, что в группе Б и достоверного прироста силовых качеств на протяжении эксперимен та не обнаружено [10].

Исходя из этого, можно предположить, что достигнутый прирост максимальной статической силы с использованием комплекса нетрадиционных методик сохраняется более длительное время, нежели максимальной динамической. Кроме того, потребовалось еще четыре недели после окончания эксперимента, прежде чем имеющиеся межгрупповые различия нивелировались и группы стали практически идентичны по изучаемому признаку (исчезло достоверное статистическое различие между группами, табл. 1) [10].

К тому же в группе Б, испытуемые которой применяли традиционные методы тренировки и обучения, графики отличаются многочисленными спадами и подъемами, т.е. развитие силы происходило неравномерно, скачкообразно и, как показал дальнейший анализ результатов, хотя и имелся определенный прирост, он оказался статистически недостоверным (Р>0,05). Это также свидетельствует о пользе применения комплекса нетрадиционных методов для развития максимальной силы студентов-гимнастов.

Для более углубленной проверки этих положений был проведен второй педагогический эксперимент, в котором оценивалась возможность повышения спортивного результата при использовании комплекса нетрадиционных методик в процессе развития максимальной силы студентов, так как повысившийся уровень силовых способностей должен был положительным образом отразиться и на спортивных результатах испытуемых.

Сравнение групп по уровню результатов, показанных на первых контрольных соревнованиях, выявило, что группы не отличаются достоверно относительно исследуемого признака (табл. 2, Р>0,05).

Вторые (итоговые) соревнования по гимнастике проводились на восьмой неделе эксперимента. Это позволило сравнить данные (сумму баллов испытуемых), относящиеся к результатам первого и второго соревнования, и определить достоверность улучшения спортивного результата в двух группах [10].

Произведенные после итоговых соревнований расчеты показали: несмотря на то, что, хотя и наблюдалось незначительное улучшение в целом суммы полученных баллов испытуемых контрольной группы, оно оказалось недостоверным (Р>0,05) - применение традиционных методов развития максимальной силы не оказало заметного влияния на спортивный результат.

При сравнении исходных и конечных (итоговых) результатов соревнований, показанных испытуемыми экспериментальной группы, было установлено, что у испытуемых, использующих для развития максимальной силы комплекс нетрадиционных методик, в отличие от гимнастов, практикующих традиционные методы развития силовых способностей, в ходе проведения педагогического эксперимента произошло достоверное улучшение спортивного результата (Р<0,05).

Обнаруженная тенденция представлена в табл. 2, где сравнивалась средняя сумма баллов, набранная испытуемыми обеих групп, по итогам двух контрольных соревнований, ее изменение, а также достоверность найденного отличия (А - экспериментальная группа, Б - контрольная).

Заключение.

Таким образом, проведенное исследование позволяет обосновать действенность комплексного подхода к формированию профессиональных качеств в процессе подготовки педагогов по физической культуре; эффективное содержание и оптимальные формы сочетания педагогических, психологических и физиологических методов воздействия. Комплексный подход включает сочетание педагогических (метод максимальных усилий, метод "повторного максимума", метод взрывных усилий, изометрический (статический), изотонический и изокинетический методы развития двигательных способностей, метод переменных сопротивлений, статико-динамический метод); психологических (аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция); физиологических (биомеханическая стимуляция, электростимуляция в различных режимах, тренировка с биологической обратной связью) способов воздействия, а также предполагает построение комплексов с учетом индивидуального уровня здоровья, спортивной специализации и уровня спортивной подготовки студентов.

Список литературы

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя к системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Андрианова Г.Г., Коц Я.М., Мартынов В.А. и др. Применение электростимуляции для тренировки мышечной силы // Новости медицинского приборостроения. 1971. Вып. 3, с. 40 - 47.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 223 с.

4. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. - 223 с.

5. Белов E.С. Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: Автореф. канд. дис. М., 1974. - 21 с.

6. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987. - 144 с.

7. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 67.

8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 330 с.

9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.

10. Зациорский В.М. Спортивная метрология. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.

11. Земсков Е.А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 11, с. 61 - 63.

12. Назаров В.Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции // Теор. и практ. физ. культ. 1987, № 12, с. 37 - 39.

13. Решетень И.Н., Кобер И.Х. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. - Алма-Ата: Руан, 1990. - 64 с.

14. Струнин И.А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: Канд. дис. М.,1994. -151 с.

15. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

16. Чичикин В.Т. Проблемы содержания физкультурного образования. //Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 12, с. 25 - 27.

17. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. - V. 3. - P. 249 - 274.

18. Nisbel J., Shucksmith J. Learning strategies. - London, Boston, Henley, 1986. - 104 p.

19. А.В. Чесноков, кандидат педагогических наук, доцент. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре.