Сельскохозяйственные предприятия

Сельскохозяйственные предприятия

Введение

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям, вместе с изменениями общественных отношений между людьми, меняется и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы общественной жизни. Не осталась и в стороне такая важная отрасль юридической науки, как аграрное право. Предметом аграрного права выступают аграрные отношения, которые представляют собой сложный комплекс разных видов общественных отношений в сфере сельскохозяйственной деятельности. Общественные отношения в сельском хозяйстве нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права. Отсюда, специфика аграрных отношений как сложного комплекса разных видов общественных отношений в сфере сельскохозяйственной деятельности – трудовых, административных, гражданско-правовых, земельных.

Агропромышленный комплекс признается в целом наиболее социально значимым, приоритетным направлением развития народного хозяйства, предусматривается: поэтапность проведения земельной и аграрной реформ; комплексный подход в решении вопросов государственного регулирования рыночных отношений в агропромышленном комплексе; обеспечение развития многоукладной экономики села с учетом создания правовых и экономических условий функционирования хозяйств различных форм собственности; укрепление материально-технической базы села, сферы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; развитие инфраструктуры села и др.

Вместе с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления сельскохозяйственной деятельности, то есть деятельности предприятий, их объединений и граждан, занимающихся обработкой земли или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции регулируются как нормативными правовыми актами представительных органов, так и нормативными актами сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, для регулирования аграрных правоотношений характерна множественность нормативных правовых актов, что зачастую приводит к коллизиям норм, нередки случаи пробелов в законодательстве, многие нормы остаются декларативными.

Всем вышесказанным и обусловлена актуальность настоящего исследования. Целью данной контрольной работы является анализ права работников на часть имущества сельскохозяйственных предприятий.

Исходя из поставленной цели задачами настоящего исследования являются:

- изучить понятие и виды сельскохозяйственных предприятий;

- проанализировать систему органов управления сельскохозяйственных предприятий;

- дать характеристику правовому регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях, а также правовому режиму имущества сельскохозяйственных предприятий.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Основными методами исследования послужили общенаучные принципы познания, в частности принцип анализа и синтеза, сравнения и аргументированности, а также принцип объективности и развития.

В работе были использованы работы таких авторов как Ефременко Н. В., Галицын Н. И., Сторожев Н. В., Кузьмич И. П., а также нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в исследуемой области.

1. Понятие и виды сельскохозяйственных предприятий

Анализ действующего законодательства Республики Беларусь, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, позволяет сделать вывод, что законодатель относит к сельскохозяйственным предприятиям таких субъектов сельскохозяйственной деятельности, как совхозы, колхозы, производственные и агропромышленные объединения, межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия и объединения и другие организации. Критерием отнесения организаций к сельскохозяйственным предприятиям является сфера их деятельности, а именно – производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции, обслуживание сельскохозяйственного производства. Государством рекомендовано акционирование перерабатывающих и обслуживающих предприятий с обязательным участием производителей с/х продукции.

К предприятиям государственной формы собственности относятся совместные хозяйства (совхозы), племенные заводы, птицефабрики. Большинство сельскохозяйственных предприятий в Республике Беларусь представлено совхозами, в их ведении находится 22 % всех сельскохозяйственных угодий Республики Беларусь. По организационно-правовой форме совхозы являются унитарными предприятиями, то есть они не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество. Общие нормы о предприятиях ранее содержались в Законе «О предприятиях» [6], утратившем силу в 2004 году. Так, в соответствии с названным Законом под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. В настоящее время правовое положение совхозов определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь [1] (далее – ГК).

Основным видом кооперативных организаций в сельском хозяйстве являются колхозы (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Нормы, определяющие правовое положение колхозов, содержатся в Гражданском кодексе, Указе Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)")» [5], Законе «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 года [4], который применяется на территории Республики Беларусь в части, не касающейся потребительской кооперации. Первоначально колхоз представлял собой крупное коллективное хозяйство крестьян, добровольно объединившихся для совместной производственной и сельскохозяйственной деятельности посредством обобществленных средств производства и труда на земле, принадлежащей государству и переданной колхозу в бессрочное и бесплатное пользование. Данным термином охватывались товарищества по совместной обработке земли, сельскохозяйственные артели и коммуны.

В настоящее время колхоз (производственный кооператив) - это коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее деятельности, и нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не предусмотрено уставом, в пределах, определенных уставом, но не меньше величины годового дохода кооператива. При этом отличительная особенность является объединение не только капитала, но и совместного труда, основными признаками являются обязательное трудовое участие в деятельности колхоза и субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Межхозяйственные предприятия – это форма кооперации на уровне юридических лиц, это животноводческие комплексы, предприятия по мелиорации и др. Их правовое положение определяется названным Законом “О кооперации” и Гражданским кодексом. Межхозяйственные предприятия осуществляют свою деятельность на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Представители хозяйств-участников участвуют в управлении, прибыль делится между ними, каждое хозяйство в отдельности несет ответственность по обязательствам межхозяйственного предприятия, при прекращении деятельности его имущество распределяется между хозяйствами.

Необходимо отличать от межхозяйственных предприятий агропромышленные сельскохозяйственные объединения. Последние представляют собой единый производственный сельскохозяйственный комплекс. Его участники включаются в производственную структуру объединения, органы которого координируют и направляют их деятельность.

Таким образом, агропромышленный комплекс представлен широким кругом субъектов, однако нормы, определяющие их правовое положение содержатся либо в общих, либо в устаревших нормативных правовых актах, не соответствующих реалиям современной жизни. Представляется необходимым принятие специальных нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус каждого вида сельскохозяйственных предприятий.

2. Правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий. Система органов управления сельскохозяйственных предприятий

Управление предприятием представляет собой деятельность соответствующих органов и должностных лиц, направленную на обеспечение эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов в целях получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия. Субъектами управленческих правоотношений являются органы управления, должностные лица, трудовой коллектив. Работники предприятия обладают лишь управленческой правоспособностью, которую могут реализовать через участие в собраниях, выборах, которые являются основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия. Так, например, трудовой коллектив решает ряд вопросов в процессе осуществления деятельности предприятием, в том числе связанные с выкупом имущества предприятия.

Объектом управленческих правоотношений выступают производственные процессы, имущественные и социальные отношения в коллективе. Управление осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия.

В государственных сельскохозяйственных предприятиях ранее применялся принцип сочетания прав и интересов коллектива и собственника предприятия, то есть государства. Так, собственник мог осуществлять управление непосредственно, через уполномоченный орган управления предприятием, но субъектом управленческих отношений мог выступать трудовой коллектив. В настоящее время, в связи с признанием Закона «О предприятиях», утратившим силу, применяются общие положения ГК, в соответствии с которым органом управления является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

В колхозе все органы управления и должностные лица являются выборными и сменяемыми, при этом высшим органом управления является общее собрание членов колхоза, а правление, председатель и ревизионная комиссия ему подотчетны.

Высший орган управления колхозом – общее собрание членов колхоза или собрание членов уполномоченных. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим. Только общее собрание вправе решать следующие вопросы:

- Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений.

- Избрание органов управления – председателя, правления, ревизионной комиссии.

- Прием в члены кооператива, выход и исключение.

- Принятие локальных нормативных актов.

- Определение размеров вступительных и паевых взносов, порядка распределения доходов, утверждение планов деятельности.

- Реорганизация, прекращение деятельности кооператива [5].

Общее собрание собирается правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Правление должно созвать общее собрание, если этого потребует не менее 1/3 членов колхоза или ревизионная комиссия. Общее собрание вправе решать вопросы, если присутствует не менее 2/3 членов колхоза. Гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право совещательного голоса.

Исполнительно-распорядительным органом колхоза является правление, оно осуществляет управление всей организационной, хозяйственной и социальной деятельностью. Правление избирается на 3 года и ежегодно отчитывается перед общим собранием. Заседает правление не реже одного раза в месяц.

Для осуществления контроля за деятельностью должностных лиц, органов управления общим собранием на 3 года избирается ревизионная комиссия, которая ежегодно проводит комплексные ревизионные проверки официальной деятельности. Акты проверки ревизионной комиссии утверждаются общим собранием.

Общее собрание членов колхоза избирает тайным или открытым голосованием (по его усмотрению) из числа членов колхоза сроком на три года председателя колхоза, являющегося одновременно председателем правления колхоза, если иное не установлено Уставом колхоза.

Контракт с руководителем колхоза заключается местным исполнительным и распорядительным органом на срок, определенный уставом колхоза, но не менее одного года после избрания данного руководителя предприятия на эту должность общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза. Контракт подписывается председателем местного исполнительного и распорядительного органа (иным уполномоченным лицом) и руководителем предприятия [3].

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. Субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование"и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. В такой ситуации председатель колхоза так и останется зависимым скорее не от избирающих его колхозников, а от райисполкома [2].

3. Характеристика правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях. Правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий

В связи с регламентацией правового положения колхоза не общим, а специальным нормативным правовым актом, а именно - Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)")», целесообразно правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий и правовое регулирование трудовых отношений рассмотреть именно на примере сельскохозяйственного производственного кооператива – колхоза.

В сельском хозяйстве до 90-х гг. правовое регулирование имущественных отношений осуществляется путем совмещения двух форм собственности: государственной и колхозно-кооперативной.

Государственная собственность рассматривалась в качестве ведущей, как собственность всего народа, возникшая в результате национализации.

Особенности колхозно-кооперативной собственности были связаны с особенностями внутренней организации управленческих отношений в колхозах, в основе которой лежали отношения членства. Колхозно-кооперативная собственность характеризовалась как групповая и принадлежала каждому колхозу в отдельности, возникала как результат добровольного отказа крестьян от личной собственности и передачи ее в общую.

В настоящее время признается равенство государственной и частной форм собственности. Изменились и правовые отношения собственности на землю, и, как результат, существенным образом расширилась сфера имущественных отношений с участием сельскохозяйственных предприятий.

Имущество колхоза составляют его основные фонды и оборотные средства, а также акции и иные ценные и приравненные к ним бумаги. Для осуществления своей деятельности колхоз создает, планомерно использует и пополняет основные и оборотные фонды. Кроме того, в целях заинтересованности членов колхоза в улучшении использования фондов, повышении экономической эффективности производства часть вновь создаваемых за счет собственных средств основных фондов, как в натуральном, так и в денежном выражении, может зачисляться в специальный фонд - долевой фонд членов колхоза. Средства этого фонда в денежном выражении распределяются между членами колхоза и зачисляются на их личные счета пропорционально конкретному трудовому вкладу. На эти средства из чистого дохода ежегодно начисляются проценты, размер которых определяется общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза.

Основные и обротные фонды, кроме созданных за счет средств паевых взносов, имущественных вкладов, долевого фонда, являются неделимыми. Они не подлежат распределению между членами колхоза и используются только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза. Право распоряжаться имуществом, произведенной продукцией и денежными средствами колхоза принадлежит только колхозу - его органам управления.

Членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16-летнего возраста, признающие Устав колхоза и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. С лицом, принятым в члены колхоза, заключается трудовой договор (контракт) о приеме на работу, на него заводится членская книжка и трудовая книжка. Все работы в колхозе выполняются как личным трудом его членов, так и граждан, работающих в колхозе по трудовому договору (контракту).

Член колхоза имеет право пользоваться имуществом колхоза, в том числе колхозными сенокосами и пастбищами, средствами механизации и транспортом, для личных нужд в установленном в колхозе порядке, получать в колхозе долю дохода (прибыли) или продукции, подлежащих распределению на его денежные и имущественные взносы, а также средства долевого фонда, если это предусмотрено Уставом колхоза.

Доходы, получаемые членами колхоза ежегодно в виде процентов, накапливаются на их личных счетах, заносятся в членскую книжку и используются по усмотрению самих членов колхоза.

При выходе на пенсию за членом колхоза пожизненно сохраняется его часть в долевом фонде, на которую начисляются проценты, или по желанию члена колхоза выплачивается денежная сумма в размере стоимости его части долевого фонда [5].

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: все члены колхоза обязаны принимать трудовое участие в деятельности колхоза, следовательно, каждый член колхоза является его работником. В то же время для выполнения работ могут привлекаться другие лица, работающие в колхозе по трудовому договору (контракту). Однако, говоря о праве работников на часть имущества сельскохозяйственного предприятия, подразумевается именно право его членов на часть имущества.

Заключение

Белорусской аграрной реформе более десяти лет, однако, достижение ее цели и решение ее задач остается по-прежнему проблематичным, а принятие ряда нормативных актов и программ, направленных на обеспечение роста объемов агропромышленного производства и сохранение социальной стабильности, не меняют положение дел принципиально.

Поскольку аграрное право является скорее производной отраслью по отношению к другим традиционным отраслям права, то ряд общественных отношений в АПК регулируется широким спектром и других законодательных актов. С вступлением в силу нового Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1999г. очевидным стала неопределенность юридического статуса подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере: колхозов, совхозов, части реформированных предприятий, государственных предприятий республиканской и коммунальной собственности и крестьянских(фермерских) хозяйств. Принятый в развитие Кодекса Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)")» не внес полной ясности в перспективы дальнейшего правового развития сельскохозяйственных организаций и их адаптации к формирующейся рыночной среде.

Так, например, в Указе нашли отражение определенные стремления к некоторой демократизации и усилению самостоятельности колхозов. Так, предусмотрена возможность создания долевого фонда членов колхоза с начислением процентов либо выплатой денежной суммы в размере стоимости приходящейся на каждого колхозника части этого фонда. Закреплено право колхоза самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и денежными средствами, самостоятельно планировать свою деятельность, и даже определять целесообразную структуру производства. Однако формально подобные правила существовали и ранее, но на практике колхозы были лишены самостоятельности и практически не отличались от совхозов. Но самое главное заключается в том, что Устав практически не предусматривает изменений в отношениях собственности внутри колхоза. Так, даже по сравнению с ГК не решены вопросы о паевых взносах, о порядке определения доли колхозников в имуществе, расчетов при выходе и т.д.

Возможности по кооперации и интеграции с предприятиями других сфер АПК ограничиваются еще действующим в настоящее время Законом СССР "О кооперации" (1988г.).

Список литературы

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь № 218-З от 07.12.1998г. (ред. от 08.01.2004г.) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1999. -N 7-9. - Ст. 101.

Ефременко Н. В., Галицын Н. И. Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси// www/ucpb.org/ruslibrary/landowner/law3.shtml

Об утверждении положения о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12.04.1995 № 199 (ред. от 25.08.2004)// Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - № 11. - Ст. 253.

О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI//Ведомости Верховного Совета СССР. - 1988 г. - № 22. - Ст. 355

О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)") Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 (ред. от 26.07.2004)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 13.02.2001. - № 15. – Ст. 1/2020

О предприятиях: Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 № 462-XII// Ведомости Верховного Совета БССР, 1991, № 3, Ст. 13

О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г., с. 12-22

Сторожев Н. В., Кузьмич И. П. Аграрное право в Республике Беларусь. Курс лекций. Общая часть. – Мн.: БГУ, 2003. – 206 с.

Фадеев В. А. Колхоз или кооператив?// www/ucpb.org/ruslibrary/landowner/law4.shtml

Ярошук А. И. Крестьянин – главный человек на земле. // www/ucpb.org/ruslibrary/landowner/law5.shtml

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа