Достоинства и недостатки рыночной (меновой) и командо-административной экономических систем

Достоинства и недостатки рыночной (меновой) и командно-административной экономических систем

ПЛАН

Введение.

Раздел 1. Рыночная экономическая система.

Раздел 2. Командно-административная экономическая система.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических про­цессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем иму­щественных отношений и организационных форм. Системы отличаются под­ходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хо­зяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно сущест­вование региональных моделей, различия между которыми обуславливают­ся уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсоо­беспеченностью и географическим положением.

Основными элементами экономической системы являются социаль­но-экономические отношения, организационные формы хозяйственной дея­тельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конку­ренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (совре­менный капитализм) и две нерыночные системы - командно-администра­тивная и традиционная. Мы остановимся на первых трех и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.

РАЗДЕЛ 1. Рыночная экономическая система.

Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономи­кой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распрост­раненной в на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту сис­тему к рыночным.

Само слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производс­тва и обращения, совокупность отношений обмена товаров.

Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, ба­ланс спроса и предложения.

Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и меж­ду ними, связывающая производителей и потребителей продукции.

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений челове­ческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длитель­ного процесса.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сло­жилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Ус­ловиями ее формирования стали три исторических явления:

1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;

2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственнос­ти; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.

Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются до­машними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от како­го-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдель­ные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руко­водства.

Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоя­тельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было ска­зано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической дея­тельности.

На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каж­дый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководс­твуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, дейс­твующей в целях реализации интересов общества в целом.

Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен сущест­вует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регули­рования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, ко­торая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой да­ют лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориенти­роваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохо­да; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определен­ных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.

Приведем пример, иллюстрирующий действие "невидимой руки" Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, ес­тественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректи­рует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность произво­димого продукта.

Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предложения и установление равновес­ной цены товара.

Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободной конкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функ­ционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргу­ментов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государс­тво вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голо­ду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулирования экономики является так называемый "магический четыреху­гольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная поли­тика, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционист­ская политика (создание условий для конкурентоспособности националь­ного капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пи­рамиды, экологическая политика.

С конца XIX в. происходит в глобальном масштабе расширение госу­дарственного вмешательства в экономику. Затем, с развитием науч­но-технической революции и производственной и социальной инфраструк­туры этот процесс ускорился. В результате ко второй половине XX в. формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономические связи между субъектами, то есть новая система: совре­менная рыночная экономика (современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная система является самой гибкой, спо­собной к внутренним и даже революционным перестройкам и изменениям.

Основные отличия рыночной экономики свободной конкуренции от современного капитализма:

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм XX в.

Масштабы обобществления

про­изводства

Обобществление производ­ства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части производства в нацио­нальном и интернацио­нальном масштабах

Преобладающая форма собствен­ности

Экономическая деятельность единоличных предпринимате­лей-капиталистов

Экономическая деятель­ность на базе коллек­тивной частной и госу­дарственной собствен­ности

Регулирование экономики

Саморегулирование индиви­дуальных капиталов на ос­нове свободного рынка при слабом вмешательстве госу­дарства

Активное государствен­ное регулирование на­циональной экономики для стимулирования потребительского спро­са и предложения, пре­дотвращения кризисов и безработицы и т.п.

Социальные гара­нтии

Социальная незащищенность граждан в случаях безрабо­тицы, болезни и старости

Создание государствен­ных и частных фондов социального страхова­ния и обеспечения

Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они су­ществуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономернос­ти развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на воп­росы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распрост­ранение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы раз­вития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макро­уровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - ре­зультат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Пла­ны разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общест­венным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время но­вейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлека­тельными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибы­лей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджет­ных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").

Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государс­твенного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, пе­реподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, ко­торое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической сис­теме?

Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздейс­твием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На мак­роуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перс­пективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач го­сударства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом коли­честве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкурен­цией.

Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагиру­ет на изменения условий.

Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение об­щей устойчивости национальной экономики в целом.

Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:

- американская. Основана на всемерном поощрении предприниматель­ской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высо­ком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защи­той (льготы, пособия и т.д.);

- японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готов­ностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);

- шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, нап­равленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределе­ния национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Ес­тественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной по­литики. Функция производства в такой модели ложится на предпринима­теля, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

- немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.

Теперь мы несколько подробнее поговорим о модели современного ка­питализма, которая существует сейчас в России. В нашей стране в пос­ледние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, прива­тизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, кото­рая состоит из элементов командно-административной системы, господс­твовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной эко­номики и экономики свободной конкуренции.

Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десяти­летия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими тради­циями.

Формирование рынка в России осложняется несколькими специфически­ми обстоятельствами:

1) отсутствие единства по вопросам формирования рыночного меха­низма, наличие мощного противодействия этому процессу;

2) противоборство ветвей власти, слабость федеративной структуры, нарастание центробежных, а не интеграционных тенденций;

3) долгое властвование нерыночной системы, высокая степень мили­таризации и монополизации экономики, изношенность капитала действую­щих предприятий, отсутствие современной производственной инфраструк­туры;

4) социальная напряженность в российском обществе, апатия и без­различие людей к происходящему;

Формирование рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три основных: создание но­вых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка.

Создание новых субъектов экономики в России пока идет слабо, на данный момент доля негосударственных предприятий в ВВП составляет около 10% - очень низкий показатель. Тормозится создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводится к передаче собствен­ности бюрократическим структурам.

Политика государства в отношении экономики сейчас проводится не­постоянно. Главным направлением государственного регулирования долж­на стать антимонопольная политика, государство должно способствовать демонополизации, развитию конкуренции, проводить антимонопольные экспертизы и осуществлять контроль за состоянием рынков. В то же время для некоторых отраслей (авиационная, космическая) единственным средством для выживание сейчас является создание финансово-промыш­ленных групп и олигополистически конкурентного рынка.

Разработка правовой базы очень важна именно сейчас, когда резкая смена внешних условий вкупе с традиционно неуважительным отношением населения к нормам и правилам (правовым нигилизмом) создает серьез­ные препятствия для становления рынка.

Шоковый вариант перехода к рынку в России не осуществился из-за резкого противодействия этому процессу и тяжелого советского насле­дия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному вари­анту.

Подведем итоги. Рыночная система экономики является самой гибкой и эффективной из всех существующих, сейчас в подавляющем большинстве развитых стран действует система современного капитализма. Сформули­руем основные преимущества рынка:

1) рынок обеспечивает саморегулирование структуры производства, ее приспособление к структуре общественного потребления;

2) рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов между отраслями и регионами;

3) рынок устанавливает общественно необходимые условия производс­тва;

4) рынок стимулирует производителя к повышению производительности труда и качества продукции, внедрению в производство достижений НТР;

5) рынок гибко реагирует на спрос;

6) рынок эффективно выполняет санирующую функцию;

7) рынок обеспечивает свободу экономической деятельности;

8) рынок является предпосылкой развития демократии в стране, обеспечивает свободу личности.

Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в эко­номической жизни общества. К основным проблемам меновой системы эко­номики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределе­ния доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику стра­ны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся услови­ям.

Надо сказать, что особенно важна роль государственного регулиро­вания экономики в России, так как стана пытается создать независимую экономику и осуществить переход от планового хозяйства на базе госу­дарственной собственности к рыночному хозяйству, основанному на частной собственности.

Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:

1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безрабо­тицу и т.д.;

2) рынок - жестокая система в социальном плане;

3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стиму­лирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Итак, можно сделать вывод, что Россия вступает на достаточно трудный, но эффективный путь экономических отношений, и нам еще при­дется столкнуться со всеми несовершенствами рыночной системы в пол­ной мере. Но чтобы это столкновение прошло как можно мягче и носило безболезненный характер, необходимо всецело использовать опыт и тра­диции развитых стран в борьбе с пороками современного капитализма.

Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению НТП, удержанию высоких цен.

Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, от­резая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя цено­вую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хороше­го. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и рас­ширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В мо­нополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потреб­ностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спро­са к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государс­твенные структуры, одной из главных задач которых становится поддер­жание высокой конкурентности рынков.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной моно­полизации экономики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический по­тенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные моно­полистические структуры, не готовые к открытой и честной конкурен­ции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосу­дарственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попыт­ки государства ограничить их монополистическое поведение, формирую­щих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как нега­тивно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различа­ют следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, оли­гополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственный производитель в отсутствие конкурентов выпускает уни­кальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осущест­вляет контроль рыночной цены и объема продаж.

Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, за­висимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назнача­ет цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свиде­тельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.

Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный про­дукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магази­нах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некото­рых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.

Как уже говорилось, демонополизация относится к постоянным функ­циям государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики. Необходимо осуществить:

1. Изучение рынков и выявление среди них конкурентных и монополь­ных.

2. Дифференцированный подход к монополистическим рынкам. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике оста­лась только зона естественной монополии.

3. Выделение зоны естественной монополии, не подлежащей демонопо­лизации. В зависимости от ситуации необходимо применять либо адми­нистративные методы, либо ограничиваться введением правовых норм, либо устанавливать административный контроль над ценами и ставками налогообложения.

4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организа­ционного механизма.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен (так как одна либерализация приводит к укреплению позиций монополиста).

7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих моно­полиям.

Другое направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополий не удалось. При демонополизации экономики государственного социализма к этим направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоре­нению ведомственного монополизма.

В российской экономике начала 90-х гг. разрушение командно-адми­нистративной системы происходило быстрее, чем демонополизация эконо­мики. В результате отечественные монополии, освободившись от адми­нистративного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производс­тво и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой бу­дет увеличивать действие экономических регуляторов.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней эконо­мики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хо­зяйствах, так и в нерыночных, где механизм рынка разрушен команд­но-административной системой. Инфляция - это процесс обесценения де­нег, снижение их покупательной способности. По мере нарастания инф­ляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обра­щение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на раз­балансированном денежном рынке, инфляция не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Чем больше запущена инфляционная болезнь, тем труднее государству осуществлять меры антиинфляционного регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные фи­нансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики. В период неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней ста­новится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом экономические проблемы отодвигаются на второй план.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе лежит несоответс­твие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня из­держек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение дохо­дов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом гос­бюджета, чрезмерным инвестированием, опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производитель­ности труда, произвольным установлением государственных цен, вызыва­ющим перекосы в величине и структуре спроса.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Так, в зависи­мости от темпов нарастания инфляционных процессов различают следую­щие типы инфляции:

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысо­кие темпы роста цен, примерно до 10-15% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудно­управляемой. Темпы ее роста выражаются, как правило двузначными циф­рами. Такие высокие темпы наблюдались в 80-х гг. во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

3. Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж - ежемесячный рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она бы­вает практически неуправляемой. Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии после Первой мировой войны.

Также инфляцию можно разделить на открытую и подавленную.

Открытая инфляция выражается в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается снижение цен на других. Таким образом, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При администра­тивном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляционного предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса прибавляется постоянная нехватка предложения товаров. Для борьбы с подавленной инфляцией необходимо осуществить переход к отк­рытой инфляции. Этот процесс должен осуществляться последовательно, без каких бы то ни было отступлений, которые могут привести к гипе­ринфляции.

Как уже отмечалось, инфляция оказывает на ход экономического раз­вития целый комплекс сугубо отрицательных и негативных влияний. Со­циальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих доходов. Не­минуемо социальное расслоение и усугубление имущественного неравенс­тва населения.

Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду, в отраслевых и региональных диспропорциях, в отрицательном влиянии на техническое состояние про­изводства, в общем замедлении экономического развития. Инфляция сни­жает эффективность экономических регуляторов, подталкивая государс­тво к использованию административных методов.

Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проб­лему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при это учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфля­ционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование про­изводства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятия за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, прове­дение определенных мер по регулированию цен и доходов. Необходимо помнить, что нормализация денежного обращения и противодействие инф­ляции требует выверенных гибких решений.

Проблемы занятости. Безработица - это социально-экономическое яв­ление, при котором часть рабочей силы (экономически активного насе­ления) не занята в производстве товаров и услуг. К безработным, сог­ласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущего месяца и зарегистрированные на бирже труда.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капи­тала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке гос­подствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отра­жающий структурные диспропорции на рынке труда. К естественной без­работице относят также фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонны­ми колебаниями спроса на рабочую силу. Фрикционная безработица неза­метно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается, а на другие, включая ранее не существовавшие, увеличивается. Также выделяют циклическую безра­ботицу, которая вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, когда уменьшается совокупный спрос на товары и услуги.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие структурных факторов от циклических, и поэтому разделение безработицы на фрикци­онную, структурную и циклическую достаточно условно. Тем не менее оно может быть полезно для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов влияния на рынок труда.

На динамику безработицы влияет множество факторов, в том числе экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

В России, по официальным данным Федеральной службы занятости, к началу 1994 г. было зафиксировано около 1 млн. чел., не имеющих пос­тоянной или временной работы. Из них статус безработного получили 750 тыс. чел., пособие по безработице - 500 тыс. чел.

Необходимо сказать, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма не­совершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

В России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица. Большая часть безработных (70%) - женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием.

В то же время чрезмерная обеспокоенность по поводу грядущего рос­та безработицы вряд ли оправдана. В России существуют огромные воз­можности для занятости. Развитие частного предпринимательства, мало­го бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста занятости в экономике.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей си­лы, а также в силу социальной важности его эффективного функциониро­вания рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда, проводится регист­рация безработных. Но это действительно лишь начало. Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

Можно выделить четыре основных направления государственного регу­лирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе. Во-вторых, программы, направленные на переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, пра­вительство принимает программы по социальному страхованию безработи­цы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия го­сударства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер кос­венного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредит­ная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах. Ме­ры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, администра­тивных, законодательных, организационных и иных мер.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и дру­гих диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподго­товки кадров.

Проблемы перераспределения доходов. Рыночное распределение дает владельцам факторов производства - труда, капитала, земли, - доходы, соответствующие эффективности их вклада, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть люди, которые, во-первых, не имеют факторов производства - нетрудоспособны (дети, люди прек­лонного возраста, инвалиды) и неимущие; во-вторых, не могут приме­нять свой труд, т.е. неконкурентоспособны на рынке труда (безработ­ные); в-третьих, не желают трудиться в силу своих убеждений. В кон­куренции на рынке труда не участвуют лица, занятые в госсекторе. Во всех этих случаях государство обязано вмешаться в распределение до­ходов.

Одним из признаков современной цивилизации является признание за любым человеком права на достойную жизнь. Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уро­вень дохода независимо от наличия у него фактора производства и ито­гов экономической деятельности. В этом состоит "социальная неспра­ведливость" рынка.

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной систе­мы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвес­тированию.

Активность государства в перераспределении доходов можно оценить объемом и динамикой его социальных расходов, осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты. Если исходить из этого критерия, то в развитых странах она весьма высока.

Вмешательство государства в перераспределение доходов достигло ныне значительных масштабов. Поскольку социальный критерий - наделе­ние каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, - допускает различные толко­вания, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирова­ния. С использованием количественных показателей невозможно четко очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.

Так, минимальная граница является подвижной, на нее влияют опре­деляющие потребительские стереотипы, модель регулирования экономики.

Обозначая максимально допустимую границу перераспределения дохо­дов, через которую государству не следует переступать при любой мо­дели рыночной экономики, необходимо помнить, что размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государс­тва, с его бюджетом.

Во-вторых, размеры налогов не должны подрывать экономические сти­мулы владельцев факторов производства. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения, то возникает макроэкономический эффект, связанный с дефицитом сбе­режений.

В-третьих, при определении объемов и сроков выплат социальных по­собий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут дефор­мировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

При социальной помощи безработным важно установить такой объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремление к по­иску рабочих мест. Негативные последствия подобных явлений должны учитываться и найти отражение в законодательстве.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными ме­тодами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государс­тво, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, чтобы затем ис­пользовать их на социальные программы, пособия, выплаты и т.п.

Система подоходного налогообложения строится на основе прогрес­сивной шкалы. Ставки налога на прибыль устанавливаются такими, чтобы в максимальной степени содействовать инвестициям. В рыночной эконо­мике основную долю в доходах бюджета составляют подоходные налоги, а доля налогов на прибыль невелика.

В современной рыночной экономике существуют также налоги с продаж и с оборота, налоги на недвижимость и наследство. Кроме того, взима­ются акцизные налоги на потребительские товары неэластичного спроса в виде определенной надбавки к их ценам.

К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономи­ке можно отнести благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг госу­дарственного образования и здравоохранения малообеспеченным, госу­дарственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Перечисленные способы косвенного перераспределения доходов объ­единяет то, что, помогая сделать распределение более справедливым, они не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

Итак, на основании всего вышесказанного, мы можем прийти к выво­ду, что современная рыночная экономика, обладая определенными недос­татками, является все же самой эффективной системой хозяйствования.

РАЗДЕЛ 2. Командно-административная экономическая система.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систе­му характеризуют общественная собственность практически на все мате­риальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений пос­редством централизованного экономического планирования, монополиза­ция и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объ­ема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, ор­ганизации производства, принимаются центральным плановым органом.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, про­изводственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим регионам.

Соотношение в национальном продукте средств производства и средс­тв потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населе­ния. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым ор­ганом.

Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары сле­дует производить, как их следует производить и для кого, то есть са­мостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его реше­ния носят директивный характер. Опора исключительно на централизо­ванное планирование является характерной чертой командной экономики.


Производство

оборудования

М А


О С производство

потребительских товаров

При данном уровне производственных возможностей экономики цент­ральный плановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор пада­ет на точку А с выпуском оборудования, равным ОМ, и выпуском потре­бительских товаров, равных ОС. Точке А соответствует некое распреде­ление факторов производства среди отраслей и фирм в экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.

Рисунок поможет описать проблемы, которые должны решаться плано­вым органом. На кривой PPF (граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут быть произведены экономикой. Выбор делается между производством потребительских товаров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровень будущего про­изводства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.

Для решения вопроса о том, что производить, плановый орган выби­рает точку на кривой PPF. Предположим, он выбирает точку А. На осно­ве чего делается такой выбор? Возможно, плановый орган выбирает та­кую точку на кривой, которая, как он полагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.

Если выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется на инвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие эконо­мики посредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременно означает и сокращение текущего потребления. Возмож­но, плановый орган считает, что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора. Но в любом случае не потре­бители, а плановый орган выбирает положение, соответствующее точке А.

Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для кого производить. Если точка А подразумевает высокий объем производства оборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровень душевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находится на уровне ОС. Возникает также вопрос: каким об­разом совокупный объем текущего потребления должен быть распределен среди населения? Распределение может быть равным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет, теннисных ракеток и мя­са. Возможно, правительственные чиновники получат больше. Или, воз­можно, центральный плановый орган примет в расчет то, что у людей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тем больше, чем больше они работают. Центральному плановому органу при­ходится все это подробно расписывать.

Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распре­деление факторов производства. Оно гарантирует производство экономи­кой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудова­ние должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган дол­жен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каж­дая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполне­ния поставленных перед ней производственных задач.

Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок в огромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различных товаров и распределять по рабочим местам мил­лионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить про­изводственные и потребительские товары.

На практике центральное планирования возможно благодаря двум фак­там. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функци­онирующая экономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начи­нать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских то­варов и перемещение их в производство оборудования. Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника.

Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) про­цесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план произ­водства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обосно­ванность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоя­щей за органом; быть может, за таким директором приедет ночью "воро­нок") и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей пот­ребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвет­ся, то все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное пе­ревыполнение плана).

Тем не менее функционирование экономики, во всех аспектах подчи­няющейся только командам, невозможно. Слишком много решений должно быть принято. На практике даже в условиях централизованно планируе­мой экономики должна иметь место значительная децентрализация. Перед заводами и фермами ставятся производственные цели, но выбор методов производства - как производить - за ними. Этот подход также имеет свои проблемы, поскольку установление целей - дело крайне тяжелое.

Например, если обувной фабрике приказано произвести 1 млн. пар обуви в год, используя данную величину труда, оборудования и матери­алов, она, вероятно, будет производить детскую обувь, которую легче изготовить и на которую идет меньше сырья. Или, предположим, дирек­тор завода, выпускающего гвозди, получил задание произвести в этом году 50 т гвоздей. На советских карикатурах мы часто видим завод, отгружающий один 50-тонный гвоздь. Такой гвоздь вполне удовлетворяет поставленной задаче, но толку от него мало.

Решить проблему распределения ресурсов только командными метода­ми действительно невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

Таким образом, рассмотрев схему работы, командной системы, эконо­мики, мы постарались сформулировать ее достоинства и недостатки. Итак, недостатками такой системы являются:

1) неспособность обеспечить рост эффективности хозяйственной дея­тельности;

2) порождаемая государственным монополизмом дефицитность экономи­ки;

3) уничтожение всяких экономических стимулов у субъектов экономи­ки;

4) высочайшая степень идеологизации экономики;

5) разрастание бюрократического аппарата;

6) невосприимчивость к достижениям НТР;

7) апатия, безразличие и правовой нигилизм среди населения.

Что же касается достоинств, то мы смогли найти только одно: такая система может себя оправдать только в экстремальной ситуации, когда необходимы жесткие и решительные, а подчас и единственные меры (вой­на, национальное бедствие и т.д.).

В заключение приведем пример того, как работает командная эконо­мика, рассмотрев экономику бывшего СССР.

Каким же образом Советский Союз решал три основополагающие проб­лемы: что? как? и для кого? В общих чертах картина выглядит так: го­сударству принадлежали почти все средства производства, рабочие по­лучали гарантированную зарплату. Конечно у рабочего большой выбор профессий, но у советского гражданина далеко не безграничные права относительно выбора района занятости и отрасли промышленности, в ко­торой он хотел бы работать.

Что? Генеральная линия такова: оборона и образование капитала - первичны, товары народного потребления - вторичны. На это советский человек тратит зарплату - таков и его выбор; в результате любой де­фицит или изобилие приводят к снижению или повышению цен на товары народного потребления (это, в свою очередь, ведет к отрицательному или положительному обороту, а в конечном счете - к определенному пе­рераспределению ресурсов). И пока товаров было мало, те, кто зани­мался центральным планированием, могли решать, сколько необходимо потреблять. А если товар появится на прилавках, то его моментально раскупят по той простой причине, что иметь пару ботинок на размер больше лучше, чем совсем их не иметь.

На государственном уровне принимаются решения относительно средс­тв производства, капитального имущества и военных расходов. Особому нажиму подвергается промышленность, прямое давление сказывается как там (электрификация, транспорт, горнодобывающая, химическая промышленность и т.д.), так и в коллективном сельском хозяйстве.

Как? Роль частных предприятий ничтожна. На их месте мы видим ти­пичный советский завод, который является собственностью государства. Директору завода не принадлежит какая-либо доля капитала, но он по­лучает зарплату гораздо выше средней, а также имеет ряд других при­вилегий, причем доля привилегий в суммарном его доходе растет с ран­гом его кресла. У него две главные задачи: выполнить план и обеспе­чить своим рабочим прожиточный минимум, вне зависимости от результа­тов хозяйственной деятельности. Директор - звено в жестко выстроен­ной иерархической системе управления: его подчиненный обязан выпол­нять его приказ точно так же, как он выполняет приказ министерства. Он совершенно не заинтересован в эффективном использовании выделен­ных его предприятию ресурсов, а возможность "поиграть" с отчетностью напрочь отбивает у него охоту к минимальному проявлению инициативы.

Вся советская экономика напоминает пирамиду с основанием наверху: Госплан - Совет министров - местный райком - предприятие.

Для кого? В огромной мере экономика работает на безопасность

страны и на будущее. Очень известные западные экономисты говорят,

что часто советские романы повествуют о том, как добродетельный юно­ша встречает не менее добродетельную девушку, как они вместе раскры­вают заговор врагов народа, вместе садятся за трактор и выходят по­бедителями в битве, в которой нет противника, - в битве за урожай.

Существует целый ряд экономических механизмов, к которым прибега­ет система, чтобы львиная доля произведенного дохода доставалась не этим безвестным героям, а оборонной промышленности, которая будет стеречь их сон.

Например, товары на всех уровнях производства облагаются большими налогами (так называемый налог с оборота, в корне отличающийся от на­лога на действительную добавленную стоимость). В результате населе­ние может потребить лишь часть выпускаемых им товаров, точно так же, как западная экономика использует налогообложение для перевода ре­сурсов в сектор социальных государственных программ.

Еще один подобный механизм - установление высокой стартовой цены товара, сто определяет его высокую окончательную цену по сравнению со стоимостью. Третий механизм касается тех товаров, купить которые нельзя вообще (жилье) и которые получают лишь избранные.

Весь комплекс этих мер ведет к страшнейшему явлению, о котором уже говорилось - к подавленной инфляции, когда деньги теряют свою ценность не потому, что их слишком мало, чтобы купить что-нибудь, а потому, что купить попросту нечего. Причем с каждым новым витком та­кой политики темп инфляции нарастал.

Вот таким образом в СССР и решались три основополагающих вопроса. Но с другой стороны, не будем забывать, что командная система, круто замешанная на крови миллионов и миллионов людей, смогла-таки после 1928 г. обеспечить очень высокие темпы роста и поддерживать их до­вольно долгое время. Цена же, которую заплатило за это общество - это цена жизней, цена свободы и достойного существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели две практически противоположные экономичес­кие системы. С одной стороны экономика рынка, где уникальный саморе­гулирующийся механизм, направляемый "невидимой рукой", способен при невысоком уровне государственного вмешательства обеспечить достойную жизнь большинству людей, а с другой - командная экономика, где меха­низм заменен системой директив, "невидимая рука" - рукой партии, а государственное регулирование возведено в абсолют.

Какой путь лучше? Этот вопрос, еще недавно, да и по сей день, так остро обсуждавшийся, сейчас кажется нам риторическим. С крахом Со­ветского Союза завершился целый этап развития экономической науки: командная система расписалась в собственной несостоятельности, буду­чи вынужденной самой начинать свое реформирование. Последние очаги, такие, как Куба или Северная Корея, вскоре также окажутся перед аль­тернативой: либо смерть в равенстве нищеты, либо реформы.

XX век заканчивается, и именно в это столетие человечество полу­чило больше горьких уроков, чем за всю свою предыдущую историю. Главный из них, на наш взгляд, - даже не гибельность мировых войн, а смертельная опасность различных социальных экспериментов.

Список использованных источников и литературы.

1. К.Макконнелл, С.Брю. "Экономикс: принципы, проблемы и полити­ка". - М.:Республика, 1995.

2. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. "Экономикс". - М.:Дело, 1993.

3. П.Самуэльсон. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994.

4. А.С.Булатов. "Экономика". - М.:БЕК, 1995.

5. В.Д.Камаев. "Учебник по основам экономической теории". -

М.:Владос, 1994.

6. А.Я.Лившиц. "Введение в рыночную экономику" . - М.:Высшая шко­ла, 1994.

7. Дж.Сорос. "Советская система: к открытому обществу". - М.:По­литиздат, 1991.

8. Б.Э.Бейлина. "Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма". - М.:Изда­тельство МГУ, 1980.

9. К.К.Вавилов. "Развитой социализм и управление". - Л.:Лениздат,

1980.

10. С.С.Вечерский. "Эволюция "концепции командности" в советоло­гических оценках экономики СССР". - Л.:Издательство ЛГУ, 1991.

11. Р.И.Хасбулатов. "Мировая экономика". - М.:ИНСАН, 1994.

12. Д.В.Валовой. "От застоя к развалу". - М.:Наука, 1991.

13. П.А.Игнатовский, В.И.Щегловский. "Советская экономика: опыт и перспективы". - М.:Политиздат, 1989.

14. "Не сметь командовать!". Под ред. Н.Я.Петракова. - М.:Эконо­мика, 1990.

15. "Трудный поворот к рынку". Научн. ред. Л.И.Абалкин. - М.:Эко­номика, 1990.