Текст как способ бытия религиозной веры

Текст как способ бытия религиозной веры

Ф.Ю. Бородин

1. Обоснование (ценность проекта)

Религиозная вера, по всей видимости, является наиболее существенным феноменом из всех, которые могут послужить познанию человека ("самый глубинный слой нашей жизни, слой, поддерживающий и несущий на себе все прочие, образуется посредством верований" - пишет Ортега-и-Гассет). Другой культуролог и религиовед, Мирча Элиаде утверждает, что даже у человека, считающего себя неверующим, "религия и мифология "скрыты" в подсознании". Поэтому можно предположить, что исследованию феномена веры суждено занять одно из главных мест в современных религиоведении и культурологии. Одновременно познание реальности веры могло бы дать ценный материал для антропологии. Важная особенность выбранной темы заключается еще и в том, что последняя позволяет распространить область применения результата теоретического рассмотрения на социальные дисциплины: философский анализ религиозной веры, как явления общественного, способен дать столь необходимые социологии методики для проведения исследований.

Наконец, курс, построенный на основе исследования феномена религиозной веры, существенно обогатил бы учебный процесс отделения религиоведения философского факультета. Соискатель намеревается применить результаты исследования к анализу древнерусской книжности так, что практические выводы работы позволят по-новому взглянуть на отечественную религиозную культуру.

К особенностям веры, не благоприятствующим ее философскому анализу, следует отнести бесконечное разнообразие значений, объясняемое многовековой историей существования этого слова в культуре и многообразие ситуаций, в которых эта реальность проявляется. Гораздо проще исследователю иметь дело с каким-либо частным проявлением веры, чем писать о вере в целом. Проблема веры давно на виду, но из-за этого она не стала яснее; парадокс нынешнего положения дел в этой области гуманитарного знания заключается в том, что вера кажется самоочевидной, потому как будто и не представляет интереса для философов.

2. К философскому анализу религиозной веры

Существует несколько возможностей исследования феномена веры. Прежде всего, можно уточнять прагматику веры, рассматривая значимые контексты, в которых появляются глаголы верить, уверовать, поверить, в повседневной жизни; можно также проследить проникновение понятия "вера" в культуру и философию, ценность и функционирование его там. Такие изыскания будут страдать историко-культурной относительностью, поэтому они должны лишь предварять собственно философское изыскание.

Методология исследования веры сродни археологии: необходимо освобождать понятие вера от разного рода культурных, языковых и прочих напластований для того, чтобы понять реальность веры и то, как сказывается эта реальность на построение текста. В то же время исследование того, как проявляется вера в результатах человеческой деятельности, предполагает какое-то знание реальности веры. Необходимо раз за разом уточнять и сужать понятие веры не в ущерб многообразию ее проявлений.

Вера относится к тому моменту человеческого существования, который особым образом определяет положение человека в мире. Верования обычно говорят о непостижимой реальности, но, кроме того - утверждают нечто непостижимое как реальное. Отсюда - вера определяет ценности, образ желаемого, горизонт, в котором разворачивается познание. Именно поэтому же многие мыслители новейшего времени - среди них Дильтей, Джеймс и автор "Науки о человеке" Несмелов - обосновывали веру в реальность внешнего мира из волевой стороны сознания. Особенностью выводов Несмелова является то, что он показал невыводимость верований из наличного знания. Однако все эти философы отождествляли веру, необходимость которой следовала из их гносеологии, с верой религиозной. Кроме детализации воззрений философов на место религиозной веры в жизни человека, задачей диссертации является также выяснение правомочности подобного отождествления.

Наряду с этим предполагается выяснить связь и взаимоотношение с описанным образом веры очеловечивания предмета поклонения, характерного для всех религиозных верований. Представляется чрезвычайно интересной история становления предмета поклонения, отражающая в общих чертах современное нам бытие веры. Горизонт веры оформляет не только полигон желанных истин, но и определенный образ Другого, переживание Которого повсеместно сопровождает интимнейшее утверждение Его, заключенное в вероисповедальных формулах. По всей видимости, именно этим суждения веры отличаются от невыраженных посылок в аргументативном дискурсе. Выводы религиоведения относительно трансформации предмета поклонения в истории человечества могут быть обоснованы результатами исследования.

3. Способы бытия религиозной веры в тексте

Уже результаты философствования начала века позволяют конкретизировать отвлеченные рассуждения о вере. Утверждения непостижимого в качестве реального будут разного рода лакунами в тексте, несовпадениями различных планов (графического, фонетического и семантического; последний может быть диалогичен, то есть также неоднороден) выражения текста (следует, однако, особо оговорить жанр видений). Рыцарство веры Серена Кьеркегора как раз и подтверждается действиями его рыцарей вне рациональных аргументаций, Кьеркегор художественными методами показывает, что его рыцари веры выпадают из законосообразного хода событий, повсеместно распространенного в мире. Чтобы исключить вовсе разумную обусловленность веры своих героев, Кьеркегор рассматривает акт веры с разных точек зрения; отсюда - несколько планов рассмотрения этого акта. Задача исследователя религиозной веры - выявление указанных лакун, разрушающих цельность повествования с точки зрения "когнитивно заданной формы текстовой цельности" (В.Г. Адмони). Взгляды Кьеркегора не благоприятствуют катафатическим утверждениям о природе и основаниях веры, так как они утверждают невозможность аналитики "фигур умолчания", но они позволяют наметить некоторые характеристики религиозной веры.

В диссертации предполагается проиллюстрировать и таким образом доказать этот вывод философского рассмотрения веры на материале отечественной религиозной культуры, планируется рассмотреть графический строй и эстетику древнерусской книжности.

Когда мы имеем дело с семантическими лакунами (частным случаем которых является антиномия), можно прибегнуть к известным методам анализа невыраженных посылок в аргументативном дискурсе. Но в культуре средневековья семантический ряд повествования является менее значимым, чем, например, ряд эстетический; семантика подчинена другому. Применительно к средневековым "сакральным текстам" "наиболее универсальна... интонационно-ритмическая стихия, проявляющаяся в эмоционально-весомом звуковом построении речи. Те мельчайшие отрезки, к дроблению которых обычно тяготеют основные сакральные тексты, чаще всего обладают впечатляюще-запоминающейся интонацией, усугубляющейся еще их графической выделенностью в письменном тексте" (В.Г.Адмони).

Средневековые тексты были построены не по принципам аргументативного дискурса, "расколдовывающего" бытие (к чему тяготеют и философия, и наука Нового времени). Формообразующими компонентами сакрального текста является его "звуковая инструментовка", отсюда ведущее положение анаграммы и аллитерации как принципов его построения (Ф. де Соссюр). Следует заметить здесь, что и анаграмма, и аллитерация представляют из себя магические имена, скрытые в тексте (лакуны, формирующие текст).

Одним из результатов работы должна стать демонстрация того, что вышесказанное истинно применительно к феномену книжности в культуре Древней Руси, существенное место в котором занимают суггестивно-медитативные структуры воздействия, объясняющие "информационный парадокс" канонического искусства (Ю.М. Лотман).

Исходя из этого, исследование образа веры в средневековье на основании текстов должно включать в себя реконструкцию анаграмм и аллитераций, лежащих в основе сакральных текстов средневековья. Но результат философского рассмотрения феномена религиозной веры свидетельствует, что подобное исследование было бы неполным, если не было бы снабжено анализом лакун на всех уровнях выразительности текста.

Частным случаем участия религиозной веры в тексте являются лакуны в графеме, прерывания графем слова под титлом, известные в церковнославянском языке, факт весьма значительный, если принять во внимание то, что в остальном графический ряд в славянской письменности полностью повторял ряд фонетический, настолько, что даже слова не отделялись друг от друга пробелом. Нарочное усечение графемы является специфической внесемантической формой воздействия сакральных текстов, проявляющейся в процессе чтения и восприятия текста. Выяснение особенностей этих графем и ведет к познанию образа веры в графическом строе древнерусской книжности.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа